Учимся рисовать человека карандашом: пошаговая инструкция

03 мая 2019

Аверьянова Света

Человек — самое удивительное и уникальное существо в мире. А еще — одно из самых красивых. Об этом свидетельствует тот факт, что образы людей (мужчин или женщин) присутствуют почти на каждой известной картине, относящейся к шедеврам изобразительного искусства. О том, как нарисовать человека: маму, папу или себя, ребенок задумывается с ранних лет. Некоторые дети вдохновенно выводят кружки и закорючки самостоятельно, остальным требуется обучение.

Учат, как рисовать человека, начиная с младшего дошкольного возраста. Первые зарисовки малышей напоминают каракули. Если ребенок постоянно тренируется, то в начальной школе (6-7 лет) и даже в подготовительной группе он способен быстро выполнить рисунок человека в разных позах. Замечательно, если при этом юный художник передает мимику, портретное сходство и индивидуальные особенности.

Задача учителей в общеобразовательных и художественных школах — научить, как рисовать тело человека в соответствии с анатомическим строением. Для этого несколько часов в программе учебного курса отводится для академического рисунка. Лучший обучающий эффект дает выполнение набросков с натуры.

Научиться хорошо рисовать людей можно и дома самостоятельно. Для новичка хороши все варианты: изображение по фото, видеоуроки, использование картин и репродукций для срисовки, главное, выбрать технику рисования по душе. Многие начинающие художники постоянно берут с собой скетчбук и делают зарисовки за 5 минут в любое время.

Если выполнять наброски на улице не хочется, можно рисовать близких и друзей, свое отражение в зеркале. Это тоже хороший способ научиться рисовать людей.

Польза поэтапного рисунка

Родители должны понимать, что гораздо проще обучить малыша изображать людей с помощью последовательных действий, чем путем наблюдений и срисовываний. К тому же, необходимо помнить и о пользе такого способа рисования:

  • развитие навыка следовать четким инструкциям;
  • умение разделять целый объект на отдельные детали;
  • способность вносить в картинку свое виденье;
  • проявление самостоятельности.

Рисунки человека в полный рост для срисовки

Здесь вы можете скачать шаблоны людей и начинающие художники могут использовать их для срисовки (нажмите на картинку — она увеличится, и скачивайте):

Необходимые инструменты

Перед созданием вашей первой картины нужно позаботиться о наличие необходимых приспособлений:

  • рабочее место с хорошим освещением;
  • простой карандаш, можно сразу приобретать и мягкий и твердый вариант, для маленького ребенка — желательно с гранями;
  • бумага – отдельные листы или альбом;
  • ластик;
  • точилка;
  • цветные карандаши.

Возрастные особенности

Приступать к поэтапному рисованию людей можно и до четырех лет. Главное, чтоб малыш уже мог удерживать карандаш, и был ознакомлен с существованием простых геометрических фигур. Каковы же особенности рисунка в разном возрасте:

  • до 3 лет малыш сможет нарисовать элементарного человечка, если будет использовать подготовленный шаблон;
  • от 3 до 4 лет — можно начинать рисунок человека с изображения снеговика или матрешки, неваляшки;
  • от 4 до 5 – займитесь усложнением картинки, добавьте детализацию вашей матрешке;
  • от 5 до 6 – рисуйте человека с использованием простых форм: овалов, кругов, прямоугольников, линий;
  • от 6 лет можно начинать более детально изображать людей, рисовать их в разных позах, в движении или в покое.

Как построить изображение человека с помощью геометрических фигур

Методика урока по заданной теме в детском саду основана на сходстве определенных частей тела с геометрическими фигурами. Так, голова у малышей круглая, у взрослых — овальная, ноги и руки похожи на прямоугольники и т. д.

Составить силуэт человека можно из любых фигур — кругов, прямоугольников, квадратов.

Для решения этой задачи дошкольнику выдаются заготовки из бумаги или картона, а он составляет макет по заданной схеме или придумывает свой собственный эскиз. Более сложная задача — нарисовать человека самостоятельно, используя геометрические фигуры.

Простой алгоритм

Если вы задаетесь вопросом, как научить ребенка 5 лет рисовать человека, особенно, если ранее он не имел опыта в подобных рисунках, то стоит начинать с простого плана действий. Причем, будет правильным, если вы сначала покажите, как изобразить человека, а потом, если нужно, будете вести рукой малыша, помогая повторить последовательность действий и правильность линий.

  1. Нарисуйте овал, который станет головой.
  2. Под ним изображаем большой прямоугольник, но на небольшом расстоянии от овала. Это будет туловище.
  3. Соединяем прямоугольник и овал при помощи двух прямых линий – это шея.
  4. Добавляем четыре прямоугольника так, чтоб у нас получились руки и ноги.

  5. На руках дорисовываем пальцы в виде маленьких прямоугольников.
  6. На ногах рисуем некое подобие ботинок.
  7. На голове (по бокам) добавляем два круга – это уши. Внутри них добавляем завитушки.
  8. Прорисовываем черты лица. Делаем это самым элементарным способом. Глаза – маленькие кружочки, нос – вертикальная линия, губы – вогнутая дуга.

  9. Добавляем элементы одежды.
  10. Можно приступить к раскрашиванию.

Про себя скажу: никогда не умела рисовать людей, а может просто и не хотела этому учиться. Животных, природу, натюрморты – это, пожалуйста. У моего сына также пока не проявляется интерес к подобному роду рисунков. Он очень любит изображать различные виды транспорта, здания и природу.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Конспект ОД по рисованию для детей подготовительной группы по теме: «Рисуем человека»

Автор: Рыжикова Е.А. воспитатель дс№164 «Весточка»

Цель: Закреплять умение детей графически моделировать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции частей тела на основе схематического способа рисования овалами. Закрепить теоретическую часть.

ОО «Познавательное развитие»:

  • Побуждать рисовать крупно во весь лист;
  • Упражнять в создании контуров простым карандашом;
  • Развивать умения передавать форму, строение изображаемого объекта, учитывая правильные пропорции всех частей тела;
  • Развивать умение рисовать фигуру человека в движении в разном ракурсе (фас, профиль);
  • Обучать умению передавать динамику в рисунке, изображая разные позы людей, через детализацию;
  • Пробуждать познавательную активность детей, интерес к творчеству;
  • Развивать зрительно-моторную координацию, быстроту действий, восприятие, воображение;
  • Стимулировать самостоятельность и творчество детей в изобразительной деятельности.

ОО «Речевое развитие»:

  • Обогащать словарь новыми словами: жанр, живопись, графика, скульптура, динамика, статика, профиль, фаз, композиционный центр, пропорции, схема, моделирование;
  • Формировать умение соотносить слова, обозначающие названия частей тела и их расположением.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

  • Знакомить с разнообразием жанров в живописи, графике и скульптуре (бытовой жанр, портрет);
  • Продолжать знакомить детей с произведениями искусства: Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Древней Греции, Маковский К. «Дети, бегущие от грозы», Дейнека А.А. «Бег», «Девушки», Васнецов В. «Алёнушка», Яблонская Т. «Утро», Серебрякова З. «Беление холста», Федотов П. «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Игроки», Репин И. «Бурлаки на Волге».

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Развивать общение и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
  • Формировать умение действовать, договариваясь о том, кто, что будет рисовать, самостоятельность в работе, аккуратность; воспитывать интерес к совместной деятельности со сверстниками, дружеские взаимоотношения;
  • Учить оценивать свои действия и свою работу, а также всю работу в целом.

Форма организации детей: подгрупповая.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, проектор, презентации по теме «Пропорции человека», «Человек в движении»» фланелеграфы, модель человека из дерева большая и малые на подгруппу детей, части тела человека из ткани (на подгруппу детей), фломастер, бумага формата А3, магниты.

Предварительная работа:

Для воспитателя:

  • Изготовить наглядный демонстрационный и раздаточный материала (пособия и иллюстрации);
  • Подобрать произведения портретного и бытового жанра в живописи (репродукций и иллюстраций с их изображением) в скульптуре с учетом основных требований;
  • Пополнить электронную библиотеку фото, иллюстрациями с различными видами спорта, примерами профессиональной деятельности человека;
  • Создать презентации на тему: «Человек в движении», «Пропорции частей тела человека»;
  • Обогатить уголок художественного творчества наглядным и практическим материалом по изображению мира людей различными изобразительными средствами;
  • Организовать и оформить в группе место для демонстрации детских работ;
  • Пополнить библиотеку юного художника (приобретение искусствоведческой и специальной литературы по данной теме);
  • Подобрать и изготовить необходимые дидактические игры и методические пособия с целью обогащения предметно – развивающей среды по данной теме: «География тела», «Изобрази движение», «Собери правильно», «Пляшущие человечки», «Собери мимику».

Для детей:

  • Рассмотреть презентации по теме «Человек в движении», обратить внимание на пропорции (размеры) тела человека, характер поз, динамики, мимики.
  • Рассмотреть иллюстрации с произведениями искусства, где отчетливо передается фигура человека в движении, познакомиться с жанрами портрета и бытовым жанром в живописи, графике и скульптуре.
  • Рассмотреть альбомы с видами спорта и профессиями человека.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • формирование умений качественно и выразительно изображать человека в движении;
  • формирование умения свободно владеть карандашом;
  • развитие уверенности в своих способностях;
  • формирование у детей дошкольного возраста интереса к изображению мира людей, создание мотивации заниматься физкультурой и спортом.

Для педагогов:

  • повышение уровня знаний в области методики изобразительного искусства;
  • разработка методического материала по обучению детей 5-7 лет изображению человека в движении.

Ход: Входят дети. У интерактивной доски на тумбе стоит большая деревянная модель человека.

Воспитатель: Верите ли вы ребята, что этот деревянный человечек способен выполнять мои команды?

Дети: А как это?

Воспитатель предлагает детям встать около интерактивной доски полукругом и посмотреть на «послушного человечка», выполняющего команды воспитателя. Воспитатель моделирует различные движения на деревянной модели (стоит прямо, наклонив голову, поднимает над головой правую руку, стоя на одной левой ноге, наклоняет туловище вперед, руки в стороны и т. п.)

Воспитатель: А теперь попробуем нарисовать человека.

Дети: Мы не умеем рисовать человека.

Воспитатель: Ребята, для начала, назовите мне, пожалуйста, все части тела человека?

Дети: Голова, туловище, руки, ноги, голень, предплечье, стопа, локоть, шея, плечи, талия, бедра, кисть рук, колено и т. д.

Воспитатель: Молодцы, вы назвали почти все необходимые части тела человека. А чтобы научится рисовать человека правильно, нам нужно запомнить основные пропорции (размеры) тела человека. Предлагаю вам посмотреть небольшую презентацию.

Воспитатель демонстрирует презентацию «Пропорции человека», комментирует слайды и показывает основные пропорции частей тела на деревянной модели, на фланелеграфе, затем рисует графическую модель на бумаге.

Текст к презентации:

Слайд № 1. Человек в отличие от животного существо прямоходящее на двух ногах, положение позвоночника человека вертикальное, а у животного горизонтальное с опорой на четыре ноги (передние и задние). Голова человека, есть универсальная мера всей фигуры. Обычно во весь рост человека умещается 7-8 голов. Голова по форме своей напоминает перевернутое яйцо — округлый затылок, заостренный подбородок.

Слайд № 2. Голова опирается на шею (шею в дальнейшем будем изображать двумя короткими линиями). Голову вращают мышцы шеи, которая стоит на плечах, здесь фигура имеет самую широкую часть тела. К плечевому суставу прикрепляются руки. Руки достаточно длинные, доходят до середины бедра человека. Локоть руки находится на уровне талии, самой узкой части туловища человека. Локоть делит руку на две, примерно, одинаковые по размеру части, верхнюю часть-плечо и нижнюю — предплечье, заканчивается рука кистью. Рука сгибается и вращается в трех суставах, в плече, в локте, в кисти.

Слайд № 3. Туловище состоит из двух частей грудь и живот с бедрами. К бедрам прикрепляются ноги. Ноги человека очень длинные по отношению к туловищу, и примерно делят всю фигуру пополам. Ноги вращаются и сгибаются в трех суставах, в бедре, в колене, в голени. Запомните, коленная чашечка защищает сустав и не дает выгнуть ног вперед, это нужно запомнить при рисовании характерных движений.

Воспитатель: А теперь ребята, соберем нашего человечка на фланелеграфе, и нарисуем графическую модель человека с помощью схемы из овалов.

Воспитатель собирает человечка в фаз, в четкой последовательности. Затем, комментируя свои действия, рисует схему из овалов на листе бумаги, располагая первую фигуру слева на листе формата Ф4 (горизонтальное положение).

Описание последовательности рисования:

  • Отмечаем самую верхнюю метку макушки головы и нижнюю метку стоп ног.
  • Рисуем овал головы
  • Отмечаем двумя линиями шею
  • Рисуем плечи слева и справа, располагаем на одной линии
  • Формируем грудь и таз их двух трапеций правильная и перевернутая, большая – грудь, малая – таз), соединяем две части в талии (самой узкой части туловища). Туловище человека вытянутое.
  • Из плечевых точек рисуем вытянутые овалы плеча и предплечья, локоть отмечаем на уровне талии. Длина плеча, от плеча до талии. Длина предплечья от талии до середины бедра.
  • Ноги рисуем из трех овалов. Ноги толще, и длиннее, чем руки. Вытянутый овал рисуем из точек бедра, от бедра до колена, одна часть, от колена до голени, вторая часть, обе части примерно одинаковы по длине. Стопа ноги небольшой овал.

Воспитатель: Нарисуйте своего человечка в покое прямостоящего, в фаз, учитывая пропорции всех частей тела.

Дети рисуют первую схему человека в фас. Самостоятельная работа детей. Контроль воспитателя и помощь затрудняющимся. Индивидуальный анализ работ.

Воспитатель предлагает немного передохнуть, сделать физиминутку-разминку: «Красная шапочка и Серый Волк»

Цель: Повысить уровень энергии в группе, снять эмоциональное напряжение.

Поведение: Дети встают в круг. Воспитатель предлагает поиграть в игру. Красной Шапочкой будет маленький мячик, который участники должны передавать друг другу по кругу, от первого игрока к следующему. Красная Шапочка бежит от волка, который подойдет позже. Волком будет чуть больший по размеру резиновый мячик. Злой волк упорно бежит за Красной Шапочкой в том же направлении. Если он настигнет ее, то она должна повернуться кругом и продолжить бегство в другую сторону. И еще: каждый игрок имеет право изменить направление, в котором бежит Волк. Для этого он просто должен произнести: «Поворачивай!» тогда Волк изменит направление своего движения и Красная Шапочка тоже должна изменить направление бега.

Воспитатель: Предлагаю после нашей веселой разминки продолжить работу. Ребята, вы неплохо справились с первым заданием, а теперь нарисуем первое простое движение.

Воспитатель моделирует движение на деревянной модели, затем выкладывает это движение на фланелеграфе, на тканевой модели, затем рисует графическую модель. Предлагает детям изобразить простое движение сначала на их деревянных человечках, потом на их фланелеграфах, и затем на листе бумаги нарисовать движение, которое они задали своему человечку.

Заключение: Подводя итоги, дети устраивают вернисаж своих работ. Обсуждают свои и чужие работы. Находят ошибки, дают свои рекомендации.

На последующих занятиях задания усложняются, моделируются движения «Идущий, бегущий, сидящий, лежащий человек и т. д.», в новом ракурсе, в профиль. На следующем этапе нарисовать парную композицию, в которой изображают пару людей во взаимодействии друг с другом: «В кафе», «В парикмахерской», «Боксеры» и т.п. Дети сначала моделируют конструкцию взаимодействия на фланелеграфе, чтобы понять, как расположить все части тела, а затем графически моделируют получившееся движение. На бумаге контурными линиями с помощью схемы из овалов.

Следующая >

Основы пропорций

Как научить рисовать человека ребенка 7 лет, если за его плечами уже имеется хороший опыт? Настало самое время познакомить его с правильными пропорциями изображения человеческого тела.

  1. Намечается голова.
  2. Опускается вертикальная линия, которая будет в себя включать еще семь овалов такого же размера.
  3. Центр груди находится на расстоянии двух отмеренных единиц (овалов ниже основного, который является головой).
  4. К пупку приведут три единицы.
  5. Лобковой кость отмечается через четыре единицы.
  6. На центр колен укажет отмерянный участок в пять голов и расстояние от макушки до будущих глаз.
  7. Средняя часть голени – 7 единиц.

Также важно учитывать следующие моменты:

  • ширина головы и женского плеча равны между собой;
  • ширина плеча мужчин равняется одной отмеренной единице;
  • ширина грудной клетки отвечает трем единицам;
  • локоть у изображаемого человечка должен находиться на уровне, где начинается бедро;
  • овал, который представляет собой туловище, должен быть большего размера, чем тот, что являет собой таз.

Рисунок опытного малыша

Детки постарше, которые понимают, что собой представляет фигура людей, смогут рисовать карандашом более детализированные картинки.

  1. Схематически рисуем будущего человека, делая наброски. Изображаем его простыми геометрическими формами.
  2. Прорисовываем шею, делаем на ней характерные изгибы, определяемся с шириной.

  3. Изображаем линию плеч, с учетом того мужчина у нас или женщина.
  4. Отмечаем талию, ее ширина также зависит от того, какого пола наш человек.

  5. Прорисовываем руки, отмечаем локти и кисти.
  6. Приступаем к ногам, прорисовываем наличие колен, бедра делаем шире, чем голени, отрисовываем стопы или ботинки, если наш человечек будет в обуви.
  7. Дорисовываем уши, волосы, делаем детализацию лица.
  8. Можно приступить к прорисовке деталей одежды.

  9. Раскрашиваем нашу картинку, оживляя человечка.

Ход занятия:

Все люди разные. Каждый из вас единственный и неповторимый. И нигде на всей нашей огромной земле не найдется точно такого же мальчика или девочки.

Но есть и много общего у нас с вами:

Есть на пальцах наших ногти, На руках — запястья, локти. Темя, шея, плечи, грудь И животик не забудь. Есть колени, есть спина, Но она всего одна. Есть у нас на голове Уха два и мочки две. Брови, скулы и виски, И глаза, что так близки. Щеки, нос и две ноздри, Губы, зубы – посмотри! Подбородок под губой. Вот что знаем мы с тобой!

Чтение стихотворения сопровождается показом называемых частей тела.

Как устроено наше тело?

Наше тело устроено так: сверху — голова, затем шея и туловище. У туловища есть верхние конечности — ноги и нижние конечности — ноги.

Упражнение «Выполни задание»

Положи руки на голову. Поверти шеей в разные стороны. Помаши верхними конечностями. Потопай нижними конечностями. Наклони свое туловище влево, вправо.

Какими возможностями обладает тело человека?

Когда вы родились и были младенцами, ваше тело было непослушным: вы не умели сидеть, стоять, ходить. Вы не могли даже взять в руки игрушку. Но вы росли и становились старше, из беспомощных младенцев превратились в сильных и умелых детей. Когда вы станете взрослыми, то будете уметь еще больше. А к старости тело как бы изнашивается и снова становится слабым. Старикам тяжело долго стоять и носить тяжести. Вот почему мы уступаем им место в транспорте и помогаем носить сумки.

Рассказ сопровождается показом картинок с изображением разных этапов жизни человека (младенец, ребенок, взрослый, старик).

Сейчас ваше тело подвижное, гибкое, послушное, ведь человек способен управлять своим телом. Мы можем заставить свое тело стоять или бежать, рисовать, смотреть и выполнять еще много-много других действий.

Дидактическое упражнение «Назови слово, обозначающее действие»

Дети называют глаголы. При затруднении воспитатель задает вопросы: «Что умеют твои руки?», «Что ты можешь сделать ногами?», «Что умеет голова?».

Динамическая пауза

Под музыку вы будете двигаться по группе. Когда музыка перестанет звучать, я покажу вам картинку, на которой нарисован человек в определенной позе. Вы должны принять такую же позу.

Как сохранить сильное и здоровое тело надолго?

Как долго наше тело прослужит нам и будет молодым и здоровым зависит только от нас. А что для этого нужно делать? Заниматься физкультурой, есть полезную пищу, дышать свежим воздухом, быть чистым и опрятным, вовремя ложиться спать. А вот если не беречь свое тело, оно быстро состариться, станет слабым и больным. Чего нельзя делать со своим телом? Кушать вредную пищу, мало двигаться, редко мыться и быть грязным, курить, мало спать.

Самомассаж ушей

Чтобы ушки не болели, Разомнем мы их скорее: Вот сгибаем, отпускаем И опять все повторяем. Козелок мы разомнем, По уху пальчиком ведем. И ладошкой прижимаем, Сильно-сильно растираем.

Пальчиковая гимнастика «О левой и правой руке»

Смотрите-ка, вот две руки: Правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)

Они в ладоши могут бить – И правая, и левая! (хлопаем в ладоши)

Они мне могут нос зажать – И правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)

Ладошкой могут рот прикрыть — И правая, и левая! (прикрываем рот той и другой)

Дорогу могут показать – И правая, и левая! (показываем направление то правой, то левой рукой)

В носу умеют ковырять – И правая, и левая! (имитируем ковыряние в носу по очереди каждой рукой)

А если кто-то завопит, И правая, и левая Помогут уши мне заткнуть! (затыкаем уши)

С руками я всегда дружу – И с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие)

И могут ласковыми быть И правая, и левая! Обнимут вас, ко мне прижмут – И правая, и левая! (обхватываем себя руками – «обнимаем»)

Изобразительная деятельность «Наши ладошки»

Дети обводят свою левую ладонь карандашом. Затем обмакивают в краску подушечки пальцев и оставляют отпечатки пальцев в верхней части нарисованных пальцев.

Рекомендации

Родители должны понимать, что научить малыша рисовать фигуру человека может оказаться непростой задачей. При этом, нужно соблюдать следующие моменты:

  • не подгоняйте ребенка, не ждите быстрых результатов;
  • не критикуйте его первые попытки, тем более не смейтесь над ним;
  • старание и последовательность действий, регулярные тренировки принесут свои плоды;
  • нужно всегда следовать алгоритму действий, не менять пункты местами;
  • при первых попытках можно использовать шаблон, потом образцы, а потом переходить к самостоятельному рисованию;
  • хвалить малыша даже за самые маленькие победы.

Теперь вам известно, как научить ребенка рисовать человека. Помните о необходимости последовательного обучения. Никогда не давите на малыша, требуя от него быстрых и качественных результатов. Не заставляйте рисовать, если ребенку вообще не нравится данный вид деятельности. Творческие порывы должны идти от сердца и наполнятся душевными переживаниями карапуза.

Конспект занятия в средней группе «Рисование человека»

Юлия Рахматуллина

Конспект занятия в средней группе «Рисование человека»

Цель: Упражнять детей в изображении человека.

Образовательная. Учить детей рисовать человека акварельными красками, передавая характерные особенности внешнего вида.

Развивающая. Развивать умение рисовать человека в определенной последовательности;

Воспитательная.Воспитывать: аккуратность, усидчивость, интерес к полученному результату; познавательные интерес к защитникам Отечества.

Творческая. Развивать детское творчество, воспитывать эмоциональный интерес к результату своей работы;

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций воинов, познавательное занятие о защитниках Отечества; беседы о Российской Армии, о родах войск, о Родине, об Отечестве; чтение художественной литературы; прослушивание музыкальных произведений, посвященных армии и защитникам Отечества.

Материалы и оборудование: 1/2 альбомный лист бумаги, акварельные краски, простой графитный карандаш, баночка непроливайка (на каждого ребенка, кисти, салфетки (на каждого ребенка, образец рисунка, картинка военного человека.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]