Проект «Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС»


Проект взаимодействия с родителями в детском саду

Проект взаимодействия с родителями ДОУ «Путешествие в страну добрых отношений»

Автор: Белобаева Елена Валерьевна МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №47» г. Ачинск Красноярского края Проект взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников социально – личностной направленности.
Актуальность проекта Социальное развитие в дошкольном детстве направлено на становление у ребенка соответствующей его возрасту социальной компетентности как базисной ценности детской личности. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Привлечение родителей к решению проблемных задач семейного воспитания побуждает их к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает у них чувство педагогического такта. Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков ребенка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей. Однако существует ряд проблем, которые не позволяют обеспечить атмосферу доброжелательности и комфортности в общении между родителем и ребенком, а именно: — особенность современной семьи связана с сокращением свободного времени у родителей, перегрузкой на работе – все это приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам; — материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Детей отмечает эмоциональная, волевая, духовная незрелость; — свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставят как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакции родителей, что сказывается на его психическом здоровье. Исходя из выше сказанного, разработан проект взаимодействия с родителями социально — личностной направленности «Путешествие в страну добрых отношений». Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам социально — личностного развития детей. Задачи: — установить сотрудничество между образовательным учреждением и семьей; — активизировать воспитательные умения родителей и направить их на конструктивные партнерские взаимоотношения с ребенком; — ориентировать родителей на возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада. Участники проекта: специалисты ДОУ, педагоги, родители, дети Сроки реализации: в течение года Место реализации: 663153, Красноярский край, город Ачинск, 24 квартал, строение 13, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 47». Вид проекта: практико — ориентированный Ресурсы обеспечения проекта: Организационные:
Деятельность участников проекта регулируется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Д/с № 47», годовым планом и планом реализации проекта.
Информационные:
— научно-методическая, художественная литература; — средства массовой информации; — ресурс Интернета.
Кадровое обеспечение:
— администрация ДОУ; — воспитатели; — музыкальный руководитель; — инструктор по физической культуре; — педагог – психолог.
Финансовое обеспечение:
— бюджет Учреждения; — благотворительные средства родителей.
Материально-техническое обеспечение:
— мультимедийный проектор, — экран, — ноутбук, — музыкальный центр.
Ожидаемый результат: 1. Создание системы комплексной работы с родителями. 2. Психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам социально — личностного развития детей. 3. Обобщение опыта семейного воспитания. Принципы взаимодействия воспитателя с родителями: — умение создавать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу; — внимание к проблемам родителей, их субъективным переживаниям; — способность к оказанию психологической помощи; — ориентация на стимулирование самообразования родителей; — способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе; — положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме; — проявление педагогического такта и морально-этических норм при работе с родителями; — искренне желать помочь в сложной педагогической ситуации; — недопустимость сравнения провинившегося ребенка с другими. При рассмотрении конфликтной ситуации разбор самой ситуации, а не личностных качеств ребенка и его родителей. Формы работы с родителями: — анкетирование; — консультации; — просмотр непосредственно образовательной деятельности; — беседы; — родительское собрание; — практикум; — информационный лист, памятки, рекомендации; — совместные мероприятия: праздники, развлечения, конкурсы; — день открытых дверей; — презентация семьи.
Этапы реализации проекта:
1 этап – исследовательский
— «Знаете ли вы своего ребенка?» — анкетирование; — «Мой ребенок и его индивидуальные особенности»- анкета – очерк; — «Взаимоотношения в семье» — тест – опрос; — «Семейные традиции и нормы» — анкетирование; — «Телефон доверия» — акция.
2 этап – подготовительный
— обработка полученной информации; — подбор наглядной агитации; — изучение методической литературы; — разработка плана совместных мероприятий.
3 этап – практический
Информационный блок: — «Пять рецептов избавления от гнева» — памятка; — «Культура общения – это?» — информационный лист; — «Личный пример – лучший способ привить хорошие манеры ребенку» — памятка; — «Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания» — консультация; — «Как знакомить детей с нормами поведения» — консультация; — «Посеешь привычку…» — информационный лист; — «Игра – школа нравственного поведения» — консультация; — Индивидуальные консультации по запросам родителей. Практический блок: — «Обсуждаем проблемные ситуации»-практикум (сентябрь); — «Нравственный закон внутри нас» — родительское собрание (октябрь); — «Дружба живет среди нас» — день открытых дверей, просмотр непосредственно-образовательной деятельности (ноябрь); — «Праздник в нашем доме» — творческая мастерская (декабрь); — «Поговорим о вежливости» — круглый стол (январь); — «Молодецкие игры» — спортивные соревнования с участием пап (февраль); — «Наши мамы всегда на все руки мастера» — кулинарный поединок (март); — «Семья года» — конкурс — презентация (апрель):выставка семейных фотографий;выставка совместных работ; заполнение семейного (генеалогического) древа;рассказ о традициях семьи;игры, конкурсы, выступления. — Оценка эффективности деятельности (май).
4 этап – заключительный
— оценка эффективности реализации проекта. Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения: — метод анкетного опроса — беседы с родителями. Повышение уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей: — учет участия родителей в различных мероприятиях; — наблюдения; — беседы. Определение уровня деятельности педагога с родителями. — использование листов самооценки.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание по ПДД в подготовительной группе Творческая мастерская в детском саду «Изготовление лабораторного материала своими руками» Занятие с родителями в детском саду. Конспект Литературная викторина по сказкам для детского сада

Похожие статьи:

План взаимодействия с семьями детей средней группы общеразвивающей направленности

Методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития

Проектная деятельность в работе с семьей

Приоритетной функцией сотрудничества дошкольного учреждения и семьи являются приобщение родителей к нормативным компонентам дошкольного образования, информирования их о задачах, содержании и методах воспитания в детском саду. Передовыми педагогами-практиками понятие «сотрудничество» с родителями усиливается понятием «взаимодействие» как категорией, отражающей процессы воздействия объектов друг на друга, взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.

Взаимодействие – универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.

Думается, что действенной формой повышения воспитательной культуры родителей и модернизацией информационно-просветительской функции сотрудничества может считаться один из методов активного обучения – метод проектов.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.

Современные исследователи – психологи (В.П. Бедержанова, О.С. Газман, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров) о.

По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не известным ему.

Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов; наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не мешали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества. Как правило, темой проектов становится определенный раздел образовательной программы. Но если она возникла по инициативе самих детей, это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.

Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны. Например, педагоги Л.С. Киселева, Г.С. Лагода и М.Б. Зуйкова в младшем дошкольном возрасте определяют их как:

— вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль взрослого);

— активизация искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе со взрослым);

— формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практический опыт).

В старшем дошкольном возрасте это:

— формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

— развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

— формирование умения использовать данные методы, способствующие решению поставленных задач;

— развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте: руководитель, участие на всех или отдельных этапах; консультант, материально-техническая поддержка и др.

Становятся традиционными фестивали, выставки и конкурсы семейного проектирования.

Семейное проектирование – шаг к повышению компетентности родителей и возможность продуктивного взаимодействия взрослых и детей.

Примерное распределение совместных проектных действий родителей и детей на этапах проектирования.

Этапы проектирования Действия родителей Деятельность детей
Подготовительный Формулируют проблемы, определяют темы, цели (зачем) и сроки.

Планируют предстоящие дела и определяют средства.

Принимают участие в обсуждении проблемы, плана предстоящих дел, определении средств реализации.
Аналитический Проводят совместный поиск информации в литературе, Интернете, обращаются за помощью к специалистам.

Анализируют, дискутируют, предлагают выбор модели –аналога.

Составляют алгоритм действий, распределяют обязанности и поручения.

Организуют совместный поиск информации. Задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут ответы. Отстаивают свои позиции в дискуссии, принимают поручения, договариваются с другими участниками проектирования.
Основной Привлекают детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму. Реализуют основные совместные действия (экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, разучивание, рассматривание, сравнение, согласование, экспериментирование, приобретение, оформление, изготовление, беседы, обсуждения и т.д).

Готовят сюрпризы и призы втайне от других.

Проводят совместные и индивидуальные репетиции.

Участвуют в экскурсии, походе в библиотеку, чтении литературы, беседах, обсуждениях.

Готовят сюрпризы, обращаются за помощью тогда, когда невозможно сделать самостоятельно что-либо.

Презентационный В обусловленный срок участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности. Наряду со взрослыми участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности на равных.
Рефлексивный Задают вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз? Отвечают на вопросы и задают их. Намечают темы следующих проектов.

Алгоритм разработки проектов (по Е.С. Евдокимовой)

Этапы Задачи Деятельность проектной группы Деятельность научно-методической службы
Начальный Определение проблемы (темы). Выбор группы участников. Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания. Мотивация проектирования, объяснение цели проекта.
Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерии успеха. Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.
Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Работа с информацией. Синтез и анализ идей. Наблюдение, консультации.
Выполнение Выполнение проекта. Работа над проектом, его оформление. Наблюдение, советы (по просьбе группы).
Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов

(успехов и неудач).

Участие в коллективном анализе проекта и самооценке. Наблюдение. Направление процесса анализа

(если необходимо).

Защита проекта Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Освоение проектных действий детьми дошкольного возраста.

Этап проектной

деятельности

Возраст
4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Подготовительный Интегрирующее начало, отвечающее потребностям детей. Обозначение взрослым проблемы. Выделение (взрослым или ребенком) проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон. Выделение проблемы (детьми либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон.
Целеполагания Определение взрослыми цели проекта, его мотивация. Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности. Прогнозирование результата. Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата.
Планирования Привлечение детей к участию планирования деятельности и реализации намеченного плана. Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта. Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого, как партнера), определение средств реализации проекта.
Исполнительский Совместное движение взрослых и детей к результату: «делание вместе по образцу», выполнение отдельных несложных поручений. Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых. Выполнение детьми проекта, творческие споры, достижения договоренности, взаимообучение, взаимопомощь.
Презентационный Представление продукта проектной деятельности. Представление продукта проектной деятельности. Представление продукта проектной деятельности.
Рефлексивный Совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата. Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснения причин успехов и неудач. Обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснения причин успехов и неудач.
Проектировочный Совместно с детьми определение перспектив проектирования. Определение перспективы развития проектирования.

Используемая литература:

1. Л.Д. Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике». Издательство «Творческий центр Сфера » -Москва, 2010г.

2. А.А. Майер , О.И. Давыдова «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». Издательство «Творческий центр Сфера » -Москва, 2011г.

3. В.С. Гайнуллова, Е.М. Зотова «Детский сад и Школа Будущего: основы сотрудничества и партнерства». Издательство «Творческий центр Сфера » -Москва, 2011г.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]