Проект взаимодействия с родителями в детском саду
Проект взаимодействия с родителями ДОУ «Путешествие в страну добрых отношений»
Автор: Белобаева Елена Валерьевна МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №47» г. Ачинск Красноярского края Проект взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников социально – личностной направленности.
Актуальность проекта Социальное развитие в дошкольном детстве направлено на становление у ребенка соответствующей его возрасту социальной компетентности как базисной ценности детской личности. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Привлечение родителей к решению проблемных задач семейного воспитания побуждает их к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает у них чувство педагогического такта. Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков ребенка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей. Однако существует ряд проблем, которые не позволяют обеспечить атмосферу доброжелательности и комфортности в общении между родителем и ребенком, а именно: — особенность современной семьи связана с сокращением свободного времени у родителей, перегрузкой на работе – все это приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам; — материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Детей отмечает эмоциональная, волевая, духовная незрелость; — свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставят как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакции родителей, что сказывается на его психическом здоровье. Исходя из выше сказанного, разработан проект взаимодействия с родителями социально — личностной направленности «Путешествие в страну добрых отношений». Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам социально — личностного развития детей. Задачи: — установить сотрудничество между образовательным учреждением и семьей; — активизировать воспитательные умения родителей и направить их на конструктивные партнерские взаимоотношения с ребенком; — ориентировать родителей на возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада. Участники проекта: специалисты ДОУ, педагоги, родители, дети Сроки реализации: в течение года Место реализации: 663153, Красноярский край, город Ачинск, 24 квартал, строение 13, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 47». Вид проекта: практико — ориентированный Ресурсы обеспечения проекта: Организационные:
Деятельность участников проекта регулируется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Д/с № 47», годовым планом и планом реализации проекта.
Информационные:
— научно-методическая, художественная литература; — средства массовой информации; — ресурс Интернета.
Кадровое обеспечение:
— администрация ДОУ; — воспитатели; — музыкальный руководитель; — инструктор по физической культуре; — педагог – психолог.
Финансовое обеспечение:
— бюджет Учреждения; — благотворительные средства родителей.
Материально-техническое обеспечение:
— мультимедийный проектор, — экран, — ноутбук, — музыкальный центр.
Ожидаемый результат: 1. Создание системы комплексной работы с родителями. 2. Психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам социально — личностного развития детей. 3. Обобщение опыта семейного воспитания. Принципы взаимодействия воспитателя с родителями: — умение создавать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу; — внимание к проблемам родителей, их субъективным переживаниям; — способность к оказанию психологической помощи; — ориентация на стимулирование самообразования родителей; — способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе; — положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме; — проявление педагогического такта и морально-этических норм при работе с родителями; — искренне желать помочь в сложной педагогической ситуации; — недопустимость сравнения провинившегося ребенка с другими. При рассмотрении конфликтной ситуации разбор самой ситуации, а не личностных качеств ребенка и его родителей. Формы работы с родителями: — анкетирование; — консультации; — просмотр непосредственно образовательной деятельности; — беседы; — родительское собрание; — практикум; — информационный лист, памятки, рекомендации; — совместные мероприятия: праздники, развлечения, конкурсы; — день открытых дверей; — презентация семьи.
Этапы реализации проекта:
1 этап – исследовательский
— «Знаете ли вы своего ребенка?» — анкетирование; — «Мой ребенок и его индивидуальные особенности»- анкета – очерк; — «Взаимоотношения в семье» — тест – опрос; — «Семейные традиции и нормы» — анкетирование; — «Телефон доверия» — акция.
2 этап – подготовительный
— обработка полученной информации; — подбор наглядной агитации; — изучение методической литературы; — разработка плана совместных мероприятий.
3 этап – практический
Информационный блок: — «Пять рецептов избавления от гнева» — памятка; — «Культура общения – это?» — информационный лист; — «Личный пример – лучший способ привить хорошие манеры ребенку» — памятка; — «Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания» — консультация; — «Как знакомить детей с нормами поведения» — консультация; — «Посеешь привычку…» — информационный лист; — «Игра – школа нравственного поведения» — консультация; — Индивидуальные консультации по запросам родителей. Практический блок: — «Обсуждаем проблемные ситуации»-практикум (сентябрь); — «Нравственный закон внутри нас» — родительское собрание (октябрь); — «Дружба живет среди нас» — день открытых дверей, просмотр непосредственно-образовательной деятельности (ноябрь); — «Праздник в нашем доме» — творческая мастерская (декабрь); — «Поговорим о вежливости» — круглый стол (январь); — «Молодецкие игры» — спортивные соревнования с участием пап (февраль); — «Наши мамы всегда на все руки мастера» — кулинарный поединок (март); — «Семья года» — конкурс — презентация (апрель):выставка семейных фотографий;выставка совместных работ; заполнение семейного (генеалогического) древа;рассказ о традициях семьи;игры, конкурсы, выступления. — Оценка эффективности деятельности (май).
4 этап – заключительный
— оценка эффективности реализации проекта. Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения: — метод анкетного опроса — беседы с родителями. Повышение уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей: — учет участия родителей в различных мероприятиях; — наблюдения; — беседы. Определение уровня деятельности педагога с родителями. — использование листов самооценки.
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание по ПДД в подготовительной группе Творческая мастерская в детском саду «Изготовление лабораторного материала своими руками» Занятие с родителями в детском саду. Конспект Литературная викторина по сказкам для детского сада
Похожие статьи:
План взаимодействия с семьями детей средней группы общеразвивающей направленности
Методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития
Проектная деятельность в работе с семьей
Приоритетной функцией сотрудничества дошкольного учреждения и семьи являются приобщение родителей к нормативным компонентам дошкольного образования, информирования их о задачах, содержании и методах воспитания в детском саду. Передовыми педагогами-практиками понятие «сотрудничество» с родителями усиливается понятием «взаимодействие» как категорией, отражающей процессы воздействия объектов друг на друга, взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.
Взаимодействие – универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.
Думается, что действенной формой повышения воспитательной культуры родителей и модернизацией информационно-просветительской функции сотрудничества может считаться один из методов активного обучения – метод проектов.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.
Современные исследователи – психологи (В.П. Бедержанова, О.С. Газман, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров) о.
По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не известным ему.
Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов; наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не мешали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества. Как правило, темой проектов становится определенный раздел образовательной программы. Но если она возникла по инициативе самих детей, это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.
Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны. Например, педагоги Л.С. Киселева, Г.С. Лагода и М.Б. Зуйкова в младшем дошкольном возрасте определяют их как:
— вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль взрослого);
— активизация искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе со взрослым);
— формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практический опыт).
В старшем дошкольном возрасте это:
— формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
— развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
— формирование умения использовать данные методы, способствующие решению поставленных задач;
— развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте: руководитель, участие на всех или отдельных этапах; консультант, материально-техническая поддержка и др.
Становятся традиционными фестивали, выставки и конкурсы семейного проектирования.
Семейное проектирование – шаг к повышению компетентности родителей и возможность продуктивного взаимодействия взрослых и детей.
Примерное распределение совместных проектных действий родителей и детей на этапах проектирования.
Этапы проектирования | Действия родителей | Деятельность детей |
Подготовительный | Формулируют проблемы, определяют темы, цели (зачем) и сроки. Планируют предстоящие дела и определяют средства. | Принимают участие в обсуждении проблемы, плана предстоящих дел, определении средств реализации. |
Аналитический | Проводят совместный поиск информации в литературе, Интернете, обращаются за помощью к специалистам. Анализируют, дискутируют, предлагают выбор модели –аналога. Составляют алгоритм действий, распределяют обязанности и поручения. | Организуют совместный поиск информации. Задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут ответы. Отстаивают свои позиции в дискуссии, принимают поручения, договариваются с другими участниками проектирования. |
Основной | Привлекают детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму. Реализуют основные совместные действия (экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, разучивание, рассматривание, сравнение, согласование, экспериментирование, приобретение, оформление, изготовление, беседы, обсуждения и т.д). Готовят сюрпризы и призы втайне от других. Проводят совместные и индивидуальные репетиции. | Участвуют в экскурсии, походе в библиотеку, чтении литературы, беседах, обсуждениях. Готовят сюрпризы, обращаются за помощью тогда, когда невозможно сделать самостоятельно что-либо. |
Презентационный | В обусловленный срок участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности. | Наряду со взрослыми участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности на равных. |
Рефлексивный | Задают вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз? | Отвечают на вопросы и задают их. Намечают темы следующих проектов. |
Алгоритм разработки проектов (по Е.С. Евдокимовой)
Этапы | Задачи | Деятельность проектной группы | Деятельность научно-методической службы |
Начальный | Определение проблемы (темы). Выбор группы участников. | Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания. | Мотивация проектирования, объяснение цели проекта. |
Планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. | Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерии успеха. | Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение. |
Принятие решения | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. | Работа с информацией. Синтез и анализ идей. | Наблюдение, консультации. |
Выполнение | Выполнение проекта. | Работа над проектом, его оформление. | Наблюдение, советы (по просьбе группы). |
Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). | Участие в коллективном анализе проекта и самооценке. | Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо). |
Защита проекта | Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. | Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. | Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
Освоение проектных действий детьми дошкольного возраста.
Этап проектной деятельности | Возраст | ||
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |
Подготовительный | Интегрирующее начало, отвечающее потребностям детей. Обозначение взрослым проблемы. | Выделение (взрослым или ребенком) проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон. | Выделение проблемы (детьми либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон. |
Целеполагания | Определение взрослыми цели проекта, его мотивация. | Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности. Прогнозирование результата. | Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата. |
Планирования | Привлечение детей к участию планирования деятельности и реализации намеченного плана. | Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта. | Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого, как партнера), определение средств реализации проекта. |
Исполнительский | Совместное движение взрослых и детей к результату: «делание вместе по образцу», выполнение отдельных несложных поручений. | Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых. | Выполнение детьми проекта, творческие споры, достижения договоренности, взаимообучение, взаимопомощь. |
Презентационный | Представление продукта проектной деятельности. | Представление продукта проектной деятельности. | Представление продукта проектной деятельности. |
Рефлексивный | Совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата. | Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснения причин успехов и неудач. | Обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснения причин успехов и неудач. |
Проектировочный | Совместно с детьми определение перспектив проектирования. | Определение перспективы развития проектирования. |
Используемая литература:
1. Л.Д. Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике». Издательство «Творческий центр Сфера » -Москва, 2010г.
2. А.А. Майер , О.И. Давыдова «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». Издательство «Творческий центр Сфера » -Москва, 2011г.
3. В.С. Гайнуллова, Е.М. Зотова «Детский сад и Школа Будущего: основы сотрудничества и партнерства». Издательство «Творческий центр Сфера » -Москва, 2011г.