Иследовательский проект «Удивительный мир динозавров»


Проект «В мире динозавров»

Проект «В мире динозавров»

Автор разработки

Бабынина Ольша Сергеевна,

воспитатель

Название проекта: «В мире динозавров»

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект.

Кто такие динозавры, чем они питались. Как динозавры заботились о своих детях. Существуют ли сейчас животные, похожие на динозавров. Почему вымерли динозавры.

Актуальность проекта.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Основываясь на интересах детей, педагог должен создать увлекательный мир познания, который бы помогал проявлению самостоятельного исследовательского интереса, желания заняться продуктивной и творческой деятельностью.

Ребёнка увлекает всё происходящее вокруг него. Наблюдая за детьми, я обратила внимание, что дети стали интересоваться древним миром и его исчезнувшими жителями. Когда жили динозавры, и почему они исчезли – вопросы, которые часто задают дети. И им нужно постараться дать максимально правдивую и доступную их пониманию информацию. Ведь однозначного ответа о причине исчезновения динозавров до сих пор нет. Кроме того, актуальность темы состоит в том, что это – прошлое нашей планеты, и нам, чтобы смотреть в будущее, необходимо знать наше прошлое.

Цель.

Формирование представлений детей об эпохи динозавров.

Задачи.

1. Познакомить с удивительными животными прошлого – динозаврами, с разнообразием видов динозавров и их внешними особенностями.

2. Сформировать представления об изучении этих древних животных учеными;

3. Продолжать развивать познавательные процессы: речь, память, мышление, воображения, внимание, связную речь в ходе работы над проектом

4. Продолжать воспитывать чувство заботливого отношения к живой природе.

5. Привлечь родителей к реализации совместной деятельности с детьми, создать атмосферу общности интересов для развития и воспитания детей.

Вид проекта.

По ведущему методу

: информационно -творческий проект, познавательный.

По характеру участия ребёнка в проекте

: участник от зарождения идеи до получения результата

По характеру контактов

: внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей

По количеству участников:

групповой.

По длительности

: краткосрочный (две недели).

Участники проекта

: воспитатель, дети, родители.

Место проведения

. МБДОУ детский сад «Белочка» Краснинского района.

Материалы

: научно-художественная литература, энциклопедия, изображения различных видов динозавров, фильмы и мультфильмы о жизни динозавров, гуашевые краски, кисти, цветные карандаши, альбомные листы, цветная бумага, клей, ножницы, раскраски с изображением динозавров т.д.

Ожидаемые результаты:

работа над проектом поможет участникам:

детям:

приобрести знания об эпохе динозавров,

расширить представление о видах
динозавров
педагогам:

накопить информацию и лучше понять идеи и действия детей дошкольного возраста в рамках образовательной деятельности

родителям:

активно участвовать в проектной деятельности,

через совместную познавательно — исследовательскую деятельность.

Этапы проекта

: подготовительный, основной, итоговый.

План реализации подготовительного этапа проекта.

Мероприятия или основные направления деятельности Участники Ответственные
1. Подготовка информационного материала и составление плана работы Воспитатель

Родители

Родители

Воспитатель

План реализации основного этапа проекта

Мероприятия или основные направления деятельности Участники Ответственные
1 Просмотр мультфильма «Ледниковый период» Воспитатель

дети

Воспитатель
2 Беседа по иллюстрациям «Кто такие динозавры и когда они жили?» Воспитатель

дети

Воспитатель
3 Лепка из пластилина «Динозавр» Воспитатель

дети

Воспитатель
4 Просмотр фильма «Ученые нашли факты существования динозавров» Воспитатель

дети

Воспитатель
5 Работа с раскрасками, трафаретами «Динозавры» Воспитатель

дети

Воспитатель
6 Настольная игра- панорама «Динозаврики», игра-лото «Динозавры» Воспитатель

дети

Воспитатель
7 Дидактические игры и игры малой подвижности с фигурками динозавров Воспитатель

дети

Воспитатель
8 Просмотр мультфильмов «Динозавр», «Земля до начало времен». Воспитатель

дети

Воспитатель
9 Памятка для родителей «Расскажите детям о динозаврах» Воспитатель

родители

Воспитатель
10 РисованиеСоздание динозавров из соленого теста(приложение 8Рисование «Мой любимый динозавр» Воспитатели

дети

Воспитатель
11 Подбор стихов и рассказов про динозавров Родители дети Воспитатель

План реализации итогового этапа проекта

Мероприятия или основные направления деятельности Участники Ответственные
1 Изготовление стенгазеты «Долина динозавров». Воспитатели

дети

Воспитатель

Фотогалерея

Используемые источники информации

Моя первая энциклопедия. «Динозавры» — М.:Эгмонт Россия, 2001.

Травина И.В. Моя первая книга о динозаврах. Научно-популярное издание для детей.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 95 с.

Динозавры. Умные трафареты. – ОСЭ, 2013.

Фишер Э. Книга рекордов динозавров. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,2002.

Хомич Е.О. Расскажи мне всё о динозаврах. – М.:Издательство АСТ,2016.

16

Кто такие динозавры и как они выглядели?

«Динозавр» переводится с греческого как «жуткий ящер». Это чешуйчатые существа, которые ходили на двух или четырех ногах и откладывали яйца. Динозавры жили на планете 160 миллионов лет. Жили везде: от Азии до Антарктиды. Останки динозавров находили и в России — на Урале, в Красноярском крае, в Якутии.

До них, более 4 миллиардов лет назад, Землю населяли более примитивные организмы: водоросли, моллюски, позже — рыбы.

Всего ученые изучили более тысячи видов динозавров. Они очень отличались друг от друга: одни — с острыми когтями и шипами на теле, другие — с рогами.

Многие ошибочно думают, что все динозавры были огромными. Действительно, некоторые достигали размеров пятиэтажного дома, но существовали и крошечные — величиной с цыпленка. Принято изображать динозавров серыми или зелеными, но на самом деле ученые точно не знают, какими по цвету были эти существа. Все потому, что кожу динозавра удается найти крайне редко. Предполагают, что их окрас сливался с цветами окружающей среды — так динозаврам было бы проще прятаться от врагов.

Динозавры вымерли 65 миллионов лет назад. О том, что они когда-то существовали, стало известно только в 17-м веке. Кости динозавра первым обнаружил английский ученый Роберт Плот в 1677 году.

Какие виды динозавров существуют?

Как уже отмечалось, видов более тысячи. Рассмотрим подробнее самые известные.

Тираннозавр

Один из самых крупных хищников на все времена. Ходил на двух ногах с двумя когтистыми пальцами на каждой, имел большой череп и длинный тяжелый хвост, зубы размером с бананы.

Некоторые ученые считают, что тираннозавр не мог бегать и был неповоротливым, поэтому не охотился, а питался только мертвыми животными. Однако более распространенная точка зрения в том, что эти динозавры были и хищниками, и падальщиками, по возможности отнимали добычу у других. Тираннозавр был способен съесть до 150 килограммов мяса за один присест, но потом несколько дней голодать.

Скелет самого большого тираннозавра нашли в 1991 году в провинции Канады. Длина скелета достигала 13 метров, вес — почти 9 тонн.

Ихтиозавр

Это водные динозавры, внешне похожие на дельфинов: срощенная с телом голова, очень большие глаза, плавники. Во рту много зубов. Весили ихтиозавры в основном до 2 тонн, в длину достигали нескольких метров. Хотя известны виды, длина которых достигала 24 метров, а масса тела — 40 тонн.

Первого ихтиозавра нашли в России в 1821 году, при этом самое большое скопление костей динозавров этого вида обнаружили в Германии.

Ихтиозавры были плотоядными — ели рыбу и моллюсков, охотились стаями. Детеныши рождались в воде и уже сразу умели плавать. На сушу ихтиозавры не выходили.

Стегозавр

Отличительная черта — костяные пластины и шипы на спине и хвосте (для защиты от нападений). Эти динозавры ходили на четырех лапах. Питались только нежными листьями, потому что имели плохо развитые челюсти. Зубы стегозавра почти не годились для пережевывания. Чтобы усвоить даже нежную растительную пищу, стегозавр был вынужден глотать камни — они перетирали растения в его желудке.

Стегозавр достигал 9 метров в длину и весил до 9 тонн — примерно как слон. Впервые кости этих динозавров нашли в США в 1877 году.

Трицератопс

Отличительный признак — три рога (один на кончике носа, два — над глазами), костяные «воротники» на голове и клюв на морде. «Воротники» служили для защиты головы и плеч, рогами самцы отпугивали врагов и дрались, в том числе за самок в брачный сезон, а клювом обрывали ветки кустарников и папоротников.

Внешне трицератопсы похожи на носорогов, только более крупных — до 3 метров в высоту и 9 в длину, средним весом около 12 тонн. Только голова достигала в длину 2 метров. Во рту у этих динозавров было несколько сотен зубов.

Питались растениями, передвигались на четырех толстых лапах, жили маленькими группами.

Трицератопсы — одни из последних на Земле динозавров. А их кости впервые нашли в США в 1899 году.

Диплодок

Самый хвостатый динозавр — 11-метровым тонким хвостом он отгонял хищников. А еще у него были длинная шея, маленькая голова с большими глазами и длинными зубами, четыре лапы. В длину достигал 30 метров.

Диплодоки ели растительную пищу. Чтобы обрывать высокие деревья, становились на задние лапы. И тоже заглатывали камни.

Диплодоки были стадными животными, хорошо плавали и предпочитали жить в болотах — на сушу выходили, только чтобы поесть и отложить яйца.

Диплодоки обитали на территории современной Северной Америки. Окаменелые позвонки динозавра этого вида впервые нашли в США (Колорадо) в 1877 году.

Велоцираптор

Эти крошечные по меркам динозавров животные, немного похожие на индюков, были длиной со среднего мужчину — около 1 метра 80 сантиметров, а весом как ребенок — всего 20 килограммов. Впервые кости велоцираптора нашли в пустыне Гоби (Монголия) в 1924 году.

Неизвестно точно, как выглядели эти динозавры: раньше их изображали ящероподобными, с зеленой чешуйчатой кожей, сейчас считается, что у них было оперение, как у птиц. Некоторые даже предполагают, что перья были разноцветными. Наверняка ученые знают, что у велоцираптора было по три пальца с острыми когтями на передних конечностях и по четыре на задних.

Несмотря на весьма скромные размеры, велоцирапторы были опасными и ловкими хищниками. Они прыгали на жертву, хватали зубами и вонзались в нее когтями, нанося смертельные раны.

Велоцирапторы стали «модными» после фильма «Парк юрского периода» 1993 года. Кстати, там они выглядят огромными и охотятся стаями. И то и другое — вымысел.

Птеродактиль

Многие относят птеродактилей к динозаврам — и ошибаются. Птеродактили — это птерозавры, или крылатые ящеры, — родственники динозавров. В отличие от динозавров, птеродактили умели летать. Из современных животных были внешне и повадками похожи на птиц и летучих мышей.

Передние конечности птеродактилей превратились в крылья (размах достигал 8 метров), тело было покрыто шерсткой. У некоторых был хвост, не у всех — зубы. Птеродактили отличались длинными когтистыми конечностями.

Жили эти ящеры как современные птицы: стаями, днем летали и искали еду, ночью спали вниз головой, уцепившись за ветви деревьев.

Способ пропитания зависел от размеров птеродактиля. Маленькие, величиной с ворону, ели насекомых, более крупные — рыбу и ящериц. Некоторые птеродактили были двухметровыми в длину и полутораметровыми в высоту и весили более 75 килограммов.

Считается, что у птеродактилей хорошо работал мозг и было прекрасное зрение. Жили они на территориях США, Восточной Африки, Западной Европы, Австралии, России. Впервые их кости нашли в Баварии (Германия) в 1784 году.

Кто и как изучает динозавров?

Этим занимаются палеонтологи — люди, которые специализируются на изучении остатков вымерших организмов. Они работают и на раскопках — в местах, где нашли окаменелости, — и в лабораториях. Эти ученые ищут, извлекают из-под земли, а затем тщательно изучают кости древних животных.

В лабораториях палеонтологи выясняют, как жили и охотились существа, которым принадлежат найденные кости, определяют их возраст. Иногда выводы приходится делать, имея в распоряжении всего пару костей, а то и вовсе одну.

Кроме того, специалисты делают копии костей, из которых потом собирают скелеты и выставляют в музеях.

Палеонтологи изучают и окаменелые следы, оставленные динозаврами. Чтобы понять, животное какого вида оставило след, ученые узнают «возраст» скалы, где нашли этот отпечаток, и сравнивают форму пальцев и ступни с внешним видом динозавров, которые жили в ту эпоху.

Палеонтологи же придумывают видам динозавров имена — часто исходя из названия местности, где нашли кости.

Чем питались динозавры?

Несмотря на грозный вид, многие из них не были хищниками — ели папоротники, листья, шишки, цветки и плоды с деревьев. В те времена на Земле было влажно и жарко и создавались благоприятные условия для роста многочисленных растений, так что голодать травоядным не приходилось.

Но были и плотоядные динозавры — которые охотились на животных, ели их яйца. Некоторые из них не могли жевать и глотали камни, чтобы пища сама перетиралась в желудке.

Главной задачей динозавров было добыть пропитание и при этом уберечься от хищников. Рогами и шипами защищались растительноядные, у плотоядных были зубы и когти.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]