« В мире музыкальных инструментов » Творческий проект в средней группе ДОО « В мире музыкальных инструментов » Творческий проект в средней группе ДОО Кошутина. — презентация


Проект «Классическая музыка в детском саду»

ФИО

Мельникова О.Ю.

Должность

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Место работы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №33 «Жемчужинка» комбинированного вида

Россия, город Старая Купавна, Ногинский р-н, Московская обл.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение3
Паспорт проекта4
Актуальность5
Цель и задачи проекта6
Основные этапы реализации проекта7
Взаимодействие с социокультурным пространством города Москвы10
Модель реализации педагогической деятельности с детьми в условиях реализации проекта. Содержание деятельности.11
Модель реализации педагогической деятельности с родителями
в условиях реализации проекта
14
Мониторинг эффективности15
Ожидаемые результаты проекта16
Заключение17
Список литературы и Интернет-ресурсов18

Введение

«Не надо думать, что старая музыка устарела.

Подобно прекрасному правдивому слову

не сможет устареть прекрасная правдивая музыка»

Р.Шуман

В этом высказывании звучит мнение музыканта XIX века. Возникает вопрос: а как сейчас воспринимается классическая музыка. Достаточно ли она понятна в современном мире? В разных странах и у разных народов всегда считалось, что музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Она может доставить наслаждение или напротив, вызвать сильное душевное волнение; способна побуждать слушателя к размышлениям и открывать перед ним неизвестные ранее стороны жизни. Именно музыке дано выразить глубокие чувства, которые порой невозможно описать словами.

Самая сложная область музыкального искусства — классическая музыка. Слово

«классический» подразумевает, что произведение заключает в себе серьезное содержание, обращается к вечным вопросам человеческого бытия. Такая музыка позволяет осознать их не только разумом, но и сердцем, не только размышлять, но и сопереживать. Когда мы слышим словосочетание « классическая музыка», то в памяти всплывают фамилии композиторов – классиков, таких как:

И. С. Бах и В.А. Моцарт, А. Вивальди и Й. Гайдн, М. Глинка и П.Чайковский, Н. Римский- Корсаков, С. Прокофьев и Д.Шостакович, Г. Свиридов, В. Гаврилин и др. Классическая музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. В настоящее время на современных конференциях, презентациях считается хорошим тоном слушать именно классическую музыку, что свидетельствует о повышении популярности классики. Педагоги-музыканты нашего детского сада считают, что именно классическая музыка как никакая другая оказывает самое благотворное воздействие на ребёнка, способствует не только его музыкальному, но и общекультурному развитию.

Проект «Классическая музыка в детском саду» предполагает организацию встреч детей с профессиональными музыкантами-исполнителями, а также посещение детских музыкальных театров, абонементов и концертов классической музыки для родителей с детьми дошкольниками. Проект реализуется в три этапа: подготовительный, основной, итоговый. В ходе его реализации проводятся беседы-концерты познавательного цикла с использованием мультимедийных презентаций, консультации для родителей и воспитателей. В результате реализации проекта расширится представление детей о музыкальной классике, композиторах, музыкальных инструментах, сформируется интерес к музыке и умение её слушать, повысится качество методического сопровождения в практике работы детского сада по данной теме.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проектаПедагогический проект «Классическая музыка в детском саду»
Организация заявитель
Адрес
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №33 «Жемчужинка» комбинированного вида

Россия, город Старая Купавна, Ногинский р-н, Московская обл.

Разработчики проектаМузыкальный руководитель Мельникова О.Ю.
Цель проектаПриобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении.
Способствование музыкальному и общекультурному развитию дошкольников.
Задачи проекта1. Расширять знания детей о классической музыке. 2. Накапливать опыт восприятия произведений музыкальной культуры в живом исполнении.
3. Создавать у дошкольников мотивацию к занятиям классическим искусством в музыкальных школах, хоровых студиях, школах искусств.

4. Вызывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости.

5. Привлечь родителей к совместным познавательно — тематическим мероприятиям.

6. Сформировать у родителей активную позицию в музыкальном воспитании и образовании детей.

Срок реализациидолгосрочный
Ожидаемые результатыОрганизация и проведение встреч детей с исполнителями классической музыки значительно обогатит детей в музыкальном, художественном, познавательном развитии, а также в социальной и творческой сферах.
Трансляция проектаИнформация на сайт ДОУ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличилось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и опору».

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«ОТКРОЕМ МУЗЫКУ В СЕБЕ: творческий исследовательский ПРОЕКТ «СТАТЬ МУЗЫКАНТОМ МОЖЕТ КАЖДЫЙ!»

для детей старшего дошкольного возраста

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОС. ПРОСВЕТ (ГБОУ СОШ пос. Просвет) ВОЛЖСКОГО РАЙОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ – СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «МИШУТКА»

Проект подготовила и реализовала: музыкальный руководитель Адут Светлана Ивановна пгт. Рощинский 2021г.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Проект направлен на развитие музыкальных способностей дошкольников. Проект способствует развитию коммуникативности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневной жизни.

ТИП ПРОЕКТА:

  • По количеству участников – групповой
  • По направленности – исследовательский, творческий
  • По длительности — краткосрочный

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

  • дети старшей группы № 5;
  • музыкальный руководитель;
  • воспитатели;
  • родители.

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ: 6 недель (15 июля – 26 августа 2021 года)

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей, и они хотят играть сами. Дети познают мир через игру, и именно поэтому так остро стоит сегодня задача организации самостоятельной детской игровой деятельности.

Последнее время, наблюдая за детьми в группах, заметила, что самостоятельная музыкальная деятельность утратила свою новизну, дети практически не играют в группах на музыкальных инструментах – они для них стали обыденными, привычными, а потому – скучными. Требовалось привлечь внимание детей к этому виду деятельности, а для этого — обновить и пополнить музыкальные уголки новыми самодельными музыкально-шумовыми инструментами и таким образом – создать условия для активного экспериментирования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта.

Наши представления об окружающем мире в большей степени складываются в результате собственного опыта. Так и музыкально-слуховые представления носят индивидуальный характер и зависят от личного музыкального опыта. Исследование детьми звука, поможет ребенку понять через собственное прикосновение каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предметов. Это очень важно для развития музыкального слуха.

Экспериментируя со звуками, ребенок начнет по-иному воспринимать окружающий мир, научится разбираться в свойствах и качестве звуков, подбирать звуковое сопровождение для передачи образа, сможет использовать полученные знания в импровизации на детских музыкальных и шумовых инструментах, развивая свои творческие способности.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

  • Развивать музыкальные и творческие способности на основе интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности через создание самодельных музыкальных инструментов в партнерском сотрудничестве взрослых и детей;
  • Повысить у детей интерес к звучащим предметам и инструментам через упражнения, игры, сказки;
  • Вовлекать родителей в совместную музыкально-игровую деятельность.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • Расширять кругозор детей через знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами;
  • Побуждать детей экспериментировать со звуком, чтобы установить зависимость качества звука от свойств используемых материалов. Развивать у детей музыкальный слух, музыкальные способности (чувство ритма. лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового слуха), тактильных ощущений;
  • Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка в разных видах художественно-эстетической деятельности с учётом его индивидуальных возможностей.
  • Поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных игрушках-инструментах.
  • Воспитывать любознательность, интерес к музыкальной деятельности,

умение взаимодействовать в коллективном музицировании.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

В результате реализации проекта:

  1. Дети познакомятся с деревянными, шуршащими, стеклянными звуками, научатся музицировать и импровизировать на инструментах – самоделках.
  2. У детей появится интерес к самостоятельной музыкально-игровой деятельности, разовьются их коммуникативные качества: способность ладить и договариваться друг с другом.
  3. Дети научатся экспериментировать со звуками, у них проявится интерес к открытиям и оригинальному самовыражению в повседневной жизни.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  • «Художественно – эстетическое развитие»;
  • «Социально-коммуникативное развитие»;
  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Физическое развитие».

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Беседа, детская опытная деятельность, занятия, подготовка своими руками музыкальных инструментов, консультация для родителей.

ПРОДУКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ:

  • Мини-выставка детских музыкальных инструментов, изготовленных своими руками из бросового материала, созданных совместно с родителями, воспитателями и музыкальным руководителем;
  • Музыкальное развлечение «Откроем музыку в себе» с участием детей и родителей.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

Создание условий для активной самостоятельной музыкальной деятельности детей в группах; индивидуальная и групповая работа с детьми; организация бесед и совместной музыкальной игровой деятельности музыкального руководителя и воспитателя с воспитанниками.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Материально-техническое:

  • Музыкальный центр;
  • Детские музыкальные инструменты;
  • Наборы для опытов:
  1. стаканчики (пластмассовый, деревянный, металлический и стеклянный), ложечка;
  2. детская гитара и линейка;
  3. фантики, камушки, монетки, бусы.

Интерактивный комплект:

  • Презентация «Океан-море синее»
  • Презентация «Музыкальные инструменты делаем сами».

Дидактический материал:

  • Музыкально-дидактические игры:
  1. «Цветик-семицветик» (Детям предлагается изобразить с помощью шумовых инструментов звук грома, дождя, шелест листьев, звук молотка, барабана, шум морской волны, скрип снега (можно использовать другие варианты).
  2. «Оркестр» (Под музыку надо бежать по кругу, с её окончанием взять только музыкальные инструменты (или только шумовые).
  3. «Громкие и тихие звоночки» (импровизация на музыкальных инструментах)
  4. «Что лишнее» (Детям раздаются карточки. Они должны определить, какой вид деятельности на карточке лишний, т. е. отличается от двух других на карточке).
  5. «Музыкальные и шумовые звуки»
  • Музыкальные игры:
  1. «Что звучит?» (Музыкальный руководитель предлагает детям закрыть глаза, а сам включает фонограммы звуков: моря, ветра, дождя, боя часов, пения птиц. Дети отгадывают, что звучит.)
  2. «Раз, два, три, четыре, пять — звуки мы идем искать»

Пластиковый, деревянный, металлический и стеклянный.

(Дети ходят по залу, отыскивают различные звуки, рассказывают о них)

3. «Барабанщики»

4. «Найди свой инструмент»

5. «Хлоп-шлёп» музыкально-двигательная игра

6. «Кто вышел погулять» музыкально-двигательная игра (Дети делятся на 4 группы. Каждая занимает свой домик – медведя, лисы, зайчика, волка. Каждому соответствует музыка разных регистров. Чья музыка звучит, тот двигается по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация)).

  • Песни:
  1. «Весёлые нотки» (Ю Чичков, Я. Халецкий)
  2. «Весёлые музыканты» (р. н. м, сл. Г. Олейник)
  3. «Добрый мастер» И. Костиной
  4. «Гимн музыке» А. Ермолов, С. Пярнянен
  5. «Светит солнышко для всех» А. Ермолов, В. Орлов
  • Классическая музыка:
  1. Э. Григ «Утро»
  2. Р. Шуман «Форель»
  3. М.П. Мусоргский «Увертюра из оперы «Садко»
  4. В.А. Моцарт «Колокольчики» из оперы «Волшебная флейта»
  5. Ф. Ж. Госсек «Гавот»
  6. П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
  • Иллюстративный материал: изображение детских шумовых музыкальных инструментов.
Следующая >

Проект «Сказка в музыке»

Актуальность

Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей.

Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни. Искусство является стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса.

Искусство влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации.

Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами, глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления природы.

Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций.

Цель:Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.

Задачи:

  1. Совершенствовать условия в ДОУ по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству.
  2. Разработать и систематизировать работу по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности.
  3. Укрепить сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.
  4. Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.

Тип проекта: долгосрочный, творческий.

Сроки проведения: с октября 2013г. по январь 2014 г.

Участники проекта:

— дети старшего дошкольного возраста,

— родители воспитанников,

— руководители проекта: воспитатель – Муравьева М.А., музыкальный руководитель – Еноктаева О.А.

Описание деятельности в ходе проекта

Основные принципы:

  • развивающего образования;
  • сочетания научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • обеспечение интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • решение программных образовательных задач при проведении совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, в рамках непосредственно образовательной деятельности и при взаимодействии с семьями детей;
  • построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Этапы работы:

1. Подготовительный:

— изучение научно-методической литературы, анализ Интернет-ресурсов по данной теме;

— подбор необходимых материалов: репродукций и музыкальных произведений;

— обновление центра по художественно-эстетической деятельности в группах.

Данный проект предполагает активное участие родителей:

— анкетирование родителей по теме проекта;

— встречи с родителями;

— совместное создание фонотеки, видеотеки;

— участие в создании «мини-галереи» (картин, портретов великого композитора, художников);

— участие в сборе художественной литературы по данной теме (выдающиеся музыканты, художники);

— совместные встречи в музыкально-творческой гостиной.

2. Основной – практический:

В ходе реализации проекта с детьми дошкольного возраста предусматривается организация музыкально-творческой гостиной 1 раз в неделю

Перспективный план музыкально-творческой гостиной в подготовительной группе

Тема: «Балет невылупившихся птенцов»

Восприятие музыки: М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов».

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов».

Художественная литература:Е. Михаленко«Цыпленок», Т. Завадская «Сказка про цыпленка».

Художественно-творческая деятельность: «Балет невылупившихся птенцов» (аппликация из гофрированной бумаги).

Мультимедийные презентации: «Картинки с выставки» Союзмультфильм,1984 г., «Цыплёнок» Союзмультфильм, 1973.

Наглядные пособия: Виктор Гар, иллюстрации, репродукция картины А. Кузнецовой «Котята и цыплята».

Тема: «Гном»

Восприятие музыки: М.П. Мусоргский «Гном».

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Гном».

Художественная литература: М. Липскеров «Маленький гном Вася», сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», Т. Минченко «Листопадный гном».

Художественно-творческая деятельность: «Гном» (аппликация, оригами).

Мультимедийные презентации: «Самый маленький гном». Союзмультфильм,1977 -83, «Белоснежка и семь гномов» (Дисней),1939, «Гном» https://yadi.sk/d/GtXzHemjTmrwh.

Наглядные пособия:Виктор Гар, иллюстрации

Тема: «Старый замок»

Восприятие музыки: М.П. Мусоргский «Старый замок».

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Старый замок».

Художественная литература: Шарль Перро «Спящая красавица».

Художественно-творческая деятельность: «Старый замок» (бумагопластика, живопись, аппликация).

Мультимедийные презентации: «Спящая красавица», 1959Страна: США «Старый замок « https://yadi.sk/d/hMGe4PzETmpyu.

Наглядные пособия: Иллюстрации, картинки «Замки»,репродукция картины Г.П. Кондратенко «Руины старого замка».

Тема: «Избушка на курьих ножках»

Восприятие музыки: М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках».

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках».

Художественная литература: Русские народные сказки.

Художественно-творческая деятельность: «Баба – Яга» (пластилинография).

Мультимедийные презентации: «Картинки с выставки» Союзмультфильм,1984 г., «Ивашка из дворца пионеров» Союзмультфильм,1981 г.

Наглядные пособия: Виктор Гар,иллюстрации, репродукция картины И.И. Шишкина «Темный лес», И. Левитана «Березовая роща».

Тема: «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве»

Восприятие музыки: М.П. Мусоргский «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве».

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве».

Художественная литература: Русские народные былины.

Художественно-творческая деятельность: «Богатырские ворота» (живопись, аппликация).

Мультимедийные презентации: «Картинки с выставки» Союзмультфильм, 1984 г., «Василиса Микулишна» Союзмультфильм,1975 г., «Два богатыря» Союзмультфильм,1989 г.

Наглядные пособия: Виктор Гар, иллюстрации,репродукции картинВ.М. Васнецова «Три богатыря», «Витязь на распутье».

Тема: «Лиможский рынок»

Восприятие музыки: М.П. Мусоргский «Лиможский рынок».

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Лиможский рынок».

Художественная литература: А. Барто «Кому чего? (На птичьем рынке)», Э. Успенский «Птичий рынок».

Художественно-творческая деятельность: «Лиможский рынок» (творческое задание родителям).

Мультимедийные презентации: «Птичий рынок» ТО «Экран»,1974, «Как старик корову продавал» ТО «Экран»,1980, «Лимож. Рынок» https://yadi.sk/d/mpMjh8xsTmt2t.

Наглядные пособия: Иллюстрации, репродукция картины Ф.В.Сычкова «Колхозный Базар».

Тема: «Тюильрийский сад»

Восприятие музыки: М.П. Мусоргский «Тюильрийский сад».

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Тюильрийский сад».

Художественная литература: Сказки про игрушки и детские забавы.

Художественно-творческая деятельность: «Тюильрийский сад» (творческое задание родителям).

Мультимедийные презентации: «Тюильрийский сад» «Картинки с выставки» Союзмультфильм,1984 г., «Тюильри» https://yadi.sk/d/AzkhZvlrTmtBy.

Наглядные пособия: Иллюстрации, картинки,репродукции картин Маковского К. Е.

Тема: «Катакомбы. Римская гробница»

Восприятие музыки: М.П. Мусоргский «Катакомбы. Римская гробница».

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Катакомбы. Римская гробница».

Художественная литература: Мифы Древнего Рима для детей дошкольного возраста.

Художественно-творческая деятельность: «Катакомбы. Римская гробница» (аппликация).

Мультимедийные презентации: Презентация «Римские гробницы».

Наглядные пособия: Иллюстрации, Виктор Гар.

Характерные признаки организации музыкально-творческой гостиной по приобщению детей искусству:

  • содружество искусств;
  • многообразие художественно-информационного пространства;
  • познание через переживание, творчество;
  • совместная деятельность взрослых и детей;
  • успех, достижения, открытия детей;
  • индивидуальность ребенка как ценность.

3. Итоговый

  1. Выставка творческих работ детей и родителей «Картинки с выставки».
  2. Изготовление атрибутов и костюмов родителями для праздника «Ожившие картинки».
  3. Проведение праздника для детей и родителей детского сада «Ожившие картинки».
  4. Презентация проекта «Сказка в музыке» на педагогическом совете, городской конференции.

Список литературы:

  1. Н. Басина «С кисточкой и музыкой в ладошке» / М., 1997.
  2. И. Штанько «Воспитание искусством в детском саду» / М. 2007.
  3. В. Стасов «Собрание статей о Мусоргском и его произведениях»/ М., 1987.
  4. Н. Новиков «Звук родной струны…» / Москва АСТ 2006 год.
  5. М. Кароткова «Проблемы музыкальной классики»/ М.,1998.
  6. М. Юрьев «М.П. Мусоргский. Биография» / ОАО «Просвещение», 2005.
  7. П. Соломонов «Архив классической музыки» /«Музыка» Санкт-Петербург, 2001.
  8. Р. Петров «Художественные тенденции в музыкальном искусстве 19 века»/ Москва АСТ, 2006.
  9. Э. Фрид «М.П. Мусоргский»/«Музыка» Санкт-Петербург 2003 год.

Проектные технологии в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

«Музыка благороднейшее, сердечнейшее, задушевнейшее, прелестнейшее, тончайшее из всего, что человеческий дух изобрёл», так сказал А.Г. Рубинштейн. Ни одно из искусств не обладает такой действенной силой, как музыка, являющаяся средством духовного самосознания человека. Влияние музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В.А. Сухомлинского, «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…».

Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальным образам, закладываются предпосылки музыкального вкуса. Основная задача педагога – приобщить ребенка к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно – эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.

В сегодняшней образовательной ситуации на первый план выступает процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников. Ребёнок оценивает любое явление с позиции его эмоциональной ценности. Ориентация ребенка-дошкольника на ценности мировой музыкальной и художественной классики играет огромную роль в развитии эмоциональной сферы. Развитие эмоций, интересов, мышления, воображения, вкусов ребёнка на основе шедевров классической музыки, живописи и поэзии способствует формированию основы его музыкально-эстетического сознания и общей духовной культуры в целом. Комплексное использование видов искусств помогает выявлению тематического единства, поиску общих изобразительновыразительных элементов, объединяющих разные художественные направления, нахождение соответствий между средствами выразительности в разных видах искусств с помощью объединяющего начала – художественного слова. Актуальнейшая задача сегодняшнего дня становление музыкально-эстетического и художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям.

При этом под художественно эстетическим развитием ребёнка мы понимаем совершенствование эстетической культуры как «центральной подсистемы культуры общества» (М.С. Коган), что предполагает развитие:

  • внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика;
  • эстетического восприятия действительности, т.е. эмоционально окрашенного, связанного с чувствами и переживаниями;
  • художественно-эстетического сознания (эстетических представлений, идеалов, потребностей, интересов);
  • основ художественно-эстетического вкуса и эмоционально-оценочного отношения к произведениям искусства, различным жизненным, природным явлениям и способности мотивировать свою оценку, давать её обоснование с позиции эстетики;
  • творческих способностей, проявляющихся в создании замысла и его реализации, умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче мыслей чувств и переживаний.

В соответствии с задачами по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников, нужно научить детей слышать, видеть, понимать.

Понимание дошкольного образования как активизации работы души ребёнка заставляет нас искать новые пути приобщения дошкольников к произведениям мировой и художественной классики, выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одной из перспективных инновационных технологий, способствующих решению этой проблемы, является проектный метод, использование которого предполагает интеграцию (взаимопроникновение видов искусств) на основе единого проекта. Начиная с Джона Дьюи, проблемно ориентированное обучение искало способы углубить знание учеников, добиться, чтобы самообучение стало максимально инициативным и эффективным. Под проектом Д. Дьюи понимал постепенно усложняющиеся практические задания, планируемые и выполняемые детьми. Проект, который выполняют дети, отмечает Д. Дьюи, должен вызывать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца. Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для её достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, т.е. развиваются интеллектуально. Кроме того, использование проектного метода в музыкальноэстетическом воспитании дошкольников способствует развитию образовательного учреждения, гармонизации отношений педагогов, воспитанников и их родителей.

Работа с родителями – одно из важных направлений воспитательнообразовательной работы в детском саду.

Родители, хорошо зная своего ребёнка, его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его произведениями искусства, постоянно обогащать впечатлениями, используя такие средства воздействия, как слушание музыки, чтение книг, рассказывание сказок, рассматривание репродукций картин и т.д.

Мы, взрослые, помогаем ребёнку увидеть и зафиксировать проблему, сформулировать задачи, актуализировать свой опыт (в частности, ответить на вопросы: «Что я уже знаю об том? Что хочу узнать?). По ходу решения поставленных задач взрослый помогает детям находить необходимые средства и способы решения, знакомит детей с новыми, ещё не известными им. Опираясь на помощь взрослых, дети организуют поиск этого решения и, наконец, проводят рефлексию. Чрезвычайно важно, чтобы взрослые не делали ничего такого, что дети в состоянии сделать сами, чтобы у детей были все возможности проявить максимум самостоятельности, инициативы, творчества. Проектная деятельность нужна для того, чтобы развить в ребёнке личную позицию, его «самость».

Работа над музыкально-эстетическим проектом включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

  1. постановка цели;
  2. поиск форм реализации проекта;
  3. разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
  4. организация развивающей, познавательной, предметной среды;
  5. определение направлений поисковой и практической деятельности;
  6. организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
  7. работа над частями проекта, коррекция;
  8. коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Основная цель музыкально эстетического проекта формирование у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, создание богатого внутреннего мира ребёнка, развитие творческого потенциала детей в различных видах деятельности.

Задачи:

  • обеспечение эмоционально психологического благополучия и здоровья детей;
  • формирование музыкально эстетического сознания;
  • накопление ребёнком опыта восприятия искусства;
  • обогащение словаря детей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие ассоциативного мышления;
  • активизация проявлений творчества;
  • развитие коммуникативности. Принципы реализации проектов:
  • системность;
  • сезонность;
  • учёт возрастных особенностей;
  • интеграция;
  • координации деятельности педагогов;
  • преемственность взаимодействия с ребёнком в условиях ДОУ и семье.

Метод проектной деятельности в музыкально-эстетическом воспитании можно использовать, начиная со второй младшей группы. В три года ребёнок воспринимает окружающий мир через игру, поэтому очень важно, чтобы краски, звуки пришли к нему как увлекательный игровой материал. Для этого возраста уместны игровые типы проектов, с тематикой сказки-игры или игры-сказки. Это проекты: «Как играть со звуком», «Игры-путешествия в сказки», связанные со звуком, цветом, эмоциональным настроением.

Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки. Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике.

Очень многие дети совсем не умеют слушать других людей – своих сверстников, педагогов, не могут воспринимать музыку, сосредоточить внимание на звуках, которые окружают их в повседневной жизни. Поэтому надо формировать умение слушать и слышать всё, что нас окружает. Игра – импровизация на самодельных музыкальных инструментах поможет малышам научиться слышать и слушать звуки, ассоциировать их с явлениями окружающего мира, а так же умение воспринимать и понимать музыку.

Анимационные герои Смешарики украсили наш проект «Волшебные звуки». Крош, Копатыч, Нюша и другие герои анимации постепенно знакомили детей с миром звуков. Тип проекта: исследовательский. Срок реализации: 3 месяца. Участники: воспитанники ДОУ, их родители, педагоги.

Благодаря использованию в исследовательском проекте современных образовательных технологий, в продуктивной деятельности у детей развивались коммуникативные, комбинаторные, творческие способности, воображение и мышление, умение играть в ансамбле, импровизировать. Дети научились самостоятельно изготавливать из бросового материала и использовать самодельные музыкальные инструменты в самостоятельной повседневной жизни и игровой деятельности.

Ряд авторов (Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Направления интеграции:

  1. Ознакомление с искусством и окружающим миром:
  • систематизация и углубление знаний о предметах и явлениях;
  • развитие познавательной мотивации и понимания прекрасного;
  • формирование интереса к различным формам познания мира: наблюдение, экспериментирование, обсуждение.
  1. Развитие речи:

тей.

Проектная идея: приобщить детей к

  • расширение и систематизация словарного запаса;
  • совершенствование грамматической структуры речи;
  • развитие связной речи.
  1. Продуктивная деятельность:
  • реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в театральной деятельности, инсценировании песен и сказок, изобразительном творчестве;
  • реализация коммуникативных навыков в совместной творческой деятельности.

Интеграция различных видов искусства (музыка живопись, музыка литература, литература живопись и др.) и художественной деятельности детей в едином образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения даёт больше возможностей и открывает новый путь в ходе реализации проектного метода. Особенно популярным становится детский театр. Эта тема была взята не случайно. В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Данный проект реализовывали в течение одного года. Участниками этого проекта стали воспитатели, музыкальный руководитель, дети среднего дошкольного возраста и родители воспитанников. Тип проекта: творческий.

Кратко раскроем содержание проекта. Проблематикой данного проекта мы считали: недостаточность активности детей в драматизациях сказок; недостаточность развития дикции детей, диалогической и монологической речи; недостаточность сформированности нравственных представлений у детей; слабое проявление творческих способностей у замкнутых деценностям театральной культуры, развивать их художественно-творческие способности; привлечь родителей к совместной творческой деятельности.

В ходе реализации данного проекта совместно с детьми и их семьями были созданы условия для развития театрализованной деятельности. Использовались перспективные планы работы над музыкальными спектаклями в сочетании с занятиями художественно-эстетического цикла, интегрированные занятия, на которых дети могли прослушать музыкальные произведения, рассмотреть иллюстрации художников, передать свои впечатления через творческую деятельность. Это помогало им нагляднее и эффективнее сопоставить свои наблюдения и представления об окружающем мире с изучаемыми художественными и музыкальными произведениями.

Тщательно работали с детьми над выразительностью речи, интонациями, пантомимическими действиями под музыку. Презентовали проект на родительском собрании, для внедрения в совместную работу. Не все родители сразу проявили интерес, тогда мы их ребенка включали на утренниках в различные инсценировки, игры-драматизации по мотивам авторских или народных сказок. Проведение праздников в такой форме позволило творчески раскрыться каждому ребенку. Постепенно видя своего ребенка в игре, в театрализованной деятельности, родители заинтересовались совместной деятельностью.

На протяжении всего проекта музыкальный руководитель работала над выразительностью речи (монологов, диалогов), над пантомимикой, разучивала музыкальные композиции, танцы, песни персонажей, входящие в спектакли. Для того, чтобы был осуществлен личностно-ориентированный подход к детям, при распределении ролей учитывали темперамент ребенка, темп деятельности, эмоционально-волевую сферу. Каждый ребенок включался в театрализованную игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям. Для гостей были изготовлены брошюры – приглашения. Определенным итогом данной работы стала сказка-мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад».

На заключительном этапе работы над проектом были достигнуты следующие результаты: раскрепощенность и уверенность детей, как во время выступлений, так и в повседневной жизни; образность и выразительность речи, пластики, мимики; самостоятельность, инициативность, изобретательность детей, проявленная в ходе подготовки к выступлениям; высокая степень активности родителей в реализации проекта; оптимизация детско-родительских отношений.

В данный момент идёт работа над проектом «Легенды степей», в основу которого легло казахское народное творчество.

На основе проектной деятельности образовательный процесс в детском саду строится таким образом, что позволяет реализовать те принципы, которые нам диктует жизнь, и те требования, которые заложены в законе Республики Казахстан «Об образовании», в национальной доктрине образования Республики Казахстан, в концепции модернизации казахстанского образования и региональном компоненте государственного стандарта, а именно:

  • образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми;
  • взрослый привлекает детей к деятельности без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам предлагаемой деятельности, дополнительно мотивируя детей своим партнерским участием;
  • обеспечиваются эмоциональное благополучие, эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие;
  • оказывается содействие формированию положительных взаимоотношений между сверстниками, сотрудничества между детьми и взрослыми;
  • реализуется право на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
  • решается задача формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество.

Работа над проектами музыкальноэстетического цикла имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Смысл музыкально-эстетической проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. В дальнейшее такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Работа по проектам художественноэстетического направления органично вписывается в педагогический процесс детского сада и на практике показывает своё преимущество и эффективность.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2006.
  2. Доронова, Т.Н. Играем в театр. М.: «Просвещение», 2005.
  3. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М., 2004.
  4. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М. 1999.
  5. Гончарова О.В. Театральная палитра: Программа художественно эстетического воспитания. М.: ТЦ Сфера, 2010.
  6. Журналы «Музыкальный руководитель»:№ 1, 3, 4, 5 – 2004, № 1, 4, 6 – 2005, № 4,5 2006, № 1 – 2007, № 6 – 2012.
  7. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. Ростов-наДону: «Феникс», 2008.
  8. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание младших дошкольников. М., 2006.
  9. Петрушин В.И. Учебный комплект Психология и педагогика художественного творчества. М., 2006.
  10. Петрушин В.И Музыкальная психология. М., 2006.

Проект музыкального руководителя «Волшебный мир звуков»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 11 «Теремок» поселка Псебай

муниципального образования Мостовский район

Характеристика проекта:

По виду: музыкально -исследовательский. По длительности : долгосрочный Участники проекта : воспитатели и дети средней группы .

Проблема:

Детям 5-го года жизни для развития и поддержки познавательной активности необходимы новые, необычные, разнообразные впечатления, что не всегда в полной мере осуществимо в условиях ДОУ, особенно при большой наполняемости групп.

Актуальность проблемы:

У специалистов есть термин – познавательная активность ребенка.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Исследования свидетельствуют о значительном снижении (соотнося с нормой) познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру.

Именно поэтому необходимо при обучении детей использовать приемы и методы, направленные на поддержку познавательной активности, обогащение разного рода положительного опыта у детей, а также развитие у них коммуникативных навыков. Одним из таких методов в арсенале музыкального руководителя, на мой взгляд, является совместное с детьми исследование свойств музыкального и немузыкального звука. Для этого ,наряду с исследованием звуков окружающего мира , необходимо также и использование шумовых музыкальных инструментов ,как традиционных, так и необычных.

Такие инструменты впервые были введены и успешно использованы в процессе обучения детей К.Орфом. Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.

В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении. Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание познавать, исследовать и музицировать.

Цели:

— Развитие и поддержка познавательной активности.

— Развитие слуховой сосредоточенности, музыкальной отзывчивости детей.

Задачи

:

— Обогащение музыкально-слухового опыта детей.

-Знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них.

-Развитие метроритмического слуха, мелкой моторики.

-Развитие у детей воображения, фантазии, творческих способностей. -Пробуждение интереса к исследованию свойств звука, творческому музицированию.

Ожидаемые результаты:

— Повышение эмоциональной отзывчивости , заинтересованности детей творческим процессом, усиление познавательной активности. — Закрепление навыка игры на простых шумовых музыкальных инструментах на доступном детям уровне. — Улучшение диагностических показателей по всем видам музыкальной деятельности — Стабилизация эмоционально-психического состояния детей.

Этапы проекта:

1 этап- целеполагание (констатация проблемы и необходимости ее решения, определение целей и задач проекта, методов и приемов, а также его продукта)

1.04.14-15.04.14г

.

2 этап –разработка проекта(составление плана занятий, подбор нотно-музыкального материала и аудиоматериалов, выбор игр, изготовление шумовых инструментов )

15.04.14.-31.08 14г.

3 этап –выполнение проекта (непосредственная его реализация совместно с воспитателями группы)

01.09.14- 30.04.15г.

4 этап –подведение итогов( повторение, подготовка и проведение презентации, обобщение и диагностика результатов)

01.05.15.-20.05.15г.

Формы реализации проекта:

  • Исследование звуков окружающего мира.
  • Изготовление необычных шумовых инструментов, исследование свойств их звука.
  • Игра на знакомых инструментах под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским стихам и песенкам.
  • Звуковая иллюстрация стихов.
  • Прослушивание «Сказок-шумелок»( Малыгина М.П.)
  • Краткое ознакомление с некоторыми инструментами симфонического и народного оркестра.

Методы

: показ, объяснение, совместное творчество, наблюдение, исследование, экспериментирование.

Продукт проекта (презентация):

Развлечение «Путешествие в страну волшебных звуков»15.05.15. (см. приложение 2 )

Режим реализации проекта:

музыкально-игровая деятельность с детьми была включена в перспективное и календарное планирование и осуществлялась во время музыкальных занятий (2 раза в неделю согласно плану);

— в свободное время дети слушали аудио

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]