Аппликация человек: советы по оформлению и готовые примеры

Аппликация человек – это очень увлекательная и творческая работа. Ее преимущество в разнообразии используемых техник и различной сложности. Такие работы подойдут для совсем маленьких детей, дошкольников и учеников начальной школы. С помощью аппликации человек можно изучать геометрические фигуры, цвета, части лица человека, его эмоции.

Аппликация из геометрических фигур

Самый простой вариант аппликации человека – из геометрических фигур. Эта техника помогает развить воображение ребенка. В качестве основных элементов используются квадрат, треугольник, круг, прямоугольники.

Для аппликации потребуется:

  • шаблоны треугольников, кругов,
  • картон;
  • клей.

Сложность работы зависит от количества деталей и использованных элементов. Самый простой вариант – предложить ребенку разложить фигуры так, чтобы получилось тело, голова, руки и ноги. В качестве тела используют прямоугольник (фигура мальчика) или треугольник (фигура девочка). Вместо головы выступает круг. Руки и ноги делают из тонких прямоугольников.

Усложняют работу различными деталями – косичками, шляпой, выделением кистей рук и стоп ног. Мелкими деталями обозначают глаза, рот, нос.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Образовательная область «Художественное творчество» (Тип занятия: итоговое)

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Создать условия для успешной мотивации практической деятельности. 2. Учить детей придумывать и изображать фантастических человечков. 3. Развивать и совершенствовать навыки и умения конструктивного и оформительского творчества, используя способ обрывания. 4. Выражать характер персонажей в аппликации жестами, движениями. 5. Развивать у детей творческую активность, самостоятельность и инициативу. МАТЕРИАЛ: 1. Игрушка Бон – Бон (из картона, фантиков, конфеток). 2. Модели (берем фантик, складываем фантик поперек втрое, проглаживаем место сгиба и разрываем на три части. Из средней части получается голова и туловище. Боковые части сгибаем вдоль и разрываем пополам. Полученные части снова сгибаем пополам и тоже разрываем. У нас получилось две «руки» и две «ноги», которые могут сгибаться и разгибаться. Складываем из разорванных кусочков «карамельного человечка»). ХОД: Ребята, какое у вас настроение? Покажите, какие вы веселые (за дверями раздается плач) Ребята, вы все веселые, а кто тогда плачет? Пойду, посмотрю (вношу игрушку Бон – Бон) Бон: Здравствуйте, ребята, меня зовут Бон – Бон. Воспитатель: Что с тобой случилось, почему ты плачешь? Бон: Я потерял свою Карамельную страну. Воспитатель: Посмотри, это не твоя страна? Бон: Нет, но она мне тоже нравится, только мне скучно будет одному. Воспитатель: Ребята, а почему Бону будет скучно? Вам нравится играть одному? Почему? Как же помочь Бон – Бону? Только у меня ничего нет ( в это время раздается шум). Что за звуки? Я не знаю, может – вы знаете? А что так может шуршать? Ой, смотрите, здесь лежит какая – то красивая коробка. Давайте ее откроем. Вот откуда слышался шум. Это фантики. А как вы думаете, карамельные человечки выглядят так же, как люди? Правильно, у них, как у настоящих людей есть все части тела, которые должны находиться на своем месте. А какие вы знаете части тела? А сколько рук, ног? Наклоняется ли голова, могут ли сгибаться руки и ноги? Подвигайте головой, руками, ногами. Теперь давайте пройдем за столы, а Бон – Бона поместим вот сюда, он будет смотреть, как вы будете делать человечков. Посмотрите, как обычный фантик превращается в человечка (показываю модели). Перед тем, как начать давайте поиграем с пальчиками. Раз, два, три, четыре, пять Будем пальчики считать Крепкие, дружные Все такие нужные. А теперь приступаем к созданию своего карамельного человечка (под инструментальную музыку). Наша наивкуснейшая карамельная страна расположена на столе, подходите и наклеивайте своих сладких жителей. Вам нравится наша карамельная страна? А чем? Какое настроение у ваших человечков? А как вы думаете, понравится ли она Бон – Бону? Давайте позовем его. Ребята! Смотрите, Бон – Бон заулыбался. Бон: Какая красивая карамельная страна. Мне она нравится, я такой счастливый. Спасибо вам большое. Я тоже хочу вам сделать подарок. Вот вам сладкая карамелька. Воспитатель: Ой, нас – то много, а конфета одна. Подождите, в ней что – то есть. Давайте посмотрим (угощаю карамелью). Давайте потанцуем с карамельками (под музыку). Ребята, вы теперь знаете, что выбрасывать фантики не надо, а можно из них сделать много, много веселых карамельных человечков и играть с ними. Спасибо вам.

Следующая >

Лицо: изучаем органы чувств и эмоции

Аппликация лица человека из бумаги – это не просто интересное творчество, но и возможность развития ребенка в разных областях. Для знакомства с органами чувств и эмоциями детям предлагают выполнить простую работу – наклеить на шаблон глаза, рот, нос, уши.

Занятия можно разделить на 2 вида в зависимости от возраста:

  • знакомство с расположением органов;
  • игра в эмоции.

Знакомство с расположением органов чувств

Знакомство с расположением и назначение органов чувств необходимо для детей в возрасте 2-3 лет. В этот период работа выполняется с помощью взрослого.

Для аппликации потребуется:

  • шаблон лица;
  • шаблоны рта, глаз, носа, ушей;
  • клей.

Для начала ребенку показывают шаблон лица и рассказывают, что на нем располагаются органы чувств. По одному показывают органы, объясняют их назначение, расположение, дают посмотреть. Ребенок намазывает клеем шаблон и приклеивает его к лицу. Действия повторяются с каждым органом чувств.

Знакомство с эмоциями

Аппликация эмоциональное лицо человека будет интересна детям в возрасте 4-5 лет. Для работы потребуется заранее подготовить шаблоны глаз, рта, выражающие различные эмоции – злость, радость, грусть. Также для аппликации потребуется лицо человека из бумаги. На нем может быть заранее изображен нос.

  1. Работу начинают с одной эмоции. Ее подробно описывают. Рассказывают, как это чувство выражается глазами, ртом.
  2. Предлагают ребенку выбрать из общего набора шаблонов подходящие по смыслу и разложить их на лице. Если получилось правильно, переходят к следующей эмоции.
  3. Если ребенок допустил ошибку, то ее необходимо обсудить и помочь исправить.

Игра в эмоции интересна не только в виде аппликации, но и с магнитными шаблонами или деталями на липучках.

АППЛИКАЦИЯ. «ПРИДУМАЙ ЗАБАВНОГО ЗВЕРЮШКУ»

Программные задачи.

Развивать воображение и творческие способности (умение самостоятельно составлять животное из кругов и полукругов разной величины и цвета); продолжать упражнять детей в вы­резании кругов из квадратов и полукругов путем разрезания кругов пополам по сгибу; составлять изображение из частей в определенной последовательности, располагая посередине ли­ста бумаги сначала крупные части, затем мелкие.

Материал.

У воспитателя оформленная коробка для дидактической игры «Забавные зверюшки», картонные круги и полукруги из мозаики (см. занятие 8). У детей листы плотной бумаги или картона величиной в 1/2 альбомного листа. Квадраты трех-че-тырех размеров для вырезания кругов и полукругов и готовые небольшие кружки в одной коробке для двух детей; ножницы, клей.

Ход занятия.

Напомнить детям, что они составляли из мозаики разных забавных зверюшек. Сказать, что сегодня каждый сам приду­мает зверюшку и составит его на листе бумаги из кругов и по­лукругов. Большие круги и полукруги дети вырежут из квад­ратов, а маленькие кружки у них лежат в коробочке. Если им понадобятся маленькие полукруги, то можно разрезать попо­лам маленькие кружки.

В заключение сказать: «Потом из ваших аппликаций сделаем настольную игру «Забавные зверюшки» и будем играть в нее. Ко­робку для карточек со зверюшками я уже приготовила. Вот она».

В процессе занятия напомнить, если потребуется, как выре­зать круги из квадратов. Спросить у некоторых детей, какого зверюшку они собираются изобразить, из каких фигур сделают ту или иную часть тела. Поощрять тех, кто решил изобразить животное в движении (сидит, бежит и др.). Следить, чтобы сна­чала дети выкладывали крупные части животного (туловище, голову), не торопились сразу наклеивать, пока не подберут наи­более удачные по форме и величине фигуры для тех или иных частей тела. Можно предложить отдельным детям заменить одни фигуры на другие и посмотреть, не лучше ли будет. Следует одоб­рять тех детей, которые вносят в свои изображения интересные детали, украшают их мелкими деталями.

В конце занятия выставить на стенд детские аппликации и рассмотреть их. Указывая на ту или иную работу, спрашивать, что за зверюшка на ней изображена. Если будут названы оди­наковые животные, обратить внимание всех детей на их разли­чия, подчеркнув, что один и тот же персонаж дети изобразили по-своему. Отметить оригинальные работы с персонажами, ко­торых дети ранее, играя с мозаикой, не составляли.

Если позволит время, провести несколько игровых упраж­нений с детской аппликацией:

1. Поместить перед детьми одну из карточек и предложить подобрать картонные фигурки — круги и полукруги такой же величины и столько же, сколько ушло на составление зверюш­ки на карточке. Цвет фигурок не принимать во внимание.

2. Поместить перед детьми другую карточку и предложить сосчитать, сколько кругов и сколько полукругов пошло на изоб- ражение зверюшки, и определить, каких фигурок использова­но больше.

3. Найти фигурки такого же цвета, какие использовались в изображении зверюшки. Если цвет повторялся в нескольких частях зверюшки, то достаточно подобрать один кружок дан­ного цвета.

Примечание. Игровые упражнения следует проводить с детьми и в свободное время, раздав каждому по карточке с изображением живот­ного. Можно подобрать и другие игровые действия.

ЗАНЯТИЕ 10

АППЛИКАЦИЯ. «ЗАБАВНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ ИЗ КРУЖКОВ»

Программные задачи.

Продолжать развивать у детей фантазию и творческие способ­ности, умение самостоятельно придумывать фигуры человечков из кругов и полукругов; передавать несложные движения рук или ног у фигурок; составлять фигуры людей, начиная с головы.

Материал.

У воспитателя 3—5 образцов с изображениями разных чело­вечков из кругов и полукругов. У детей по несколько квадратов: 7,5×7,5 см;

6×6
см
и 4×4
см
и готовые маленькие кружки (см. фигуры мозаики из материала к занятию 8) разного цвета, сре­ди которых квадраты и готовые фигурки розового или светло-оранжевого цвета для изображения лица и ладошек; листы плот­ной бумаги величиной в 1/2 альбомного листа; ножницы, клей.

Ход занятия.

Воспитатель обращается к детям:

— На прошлом занятии вы сами придумали и изобразили из кругов и полукругов разных забавных зверюшек. А как вы дума­ете, дети, можно из кругов и полукругов изобразить не зверюшек, а кого-нибудь другого?

— Вот я и решила составить из кругов и полукругов человеч­ков- Посмотрите, каких забавных человечков я придумала. (Вы­ставляет 3—5 изображений.) Разные или одинаковые эти чело­вечки? Почему они получились разными, ведь все они составле­ны из кругов и полукругов? Да, все части тела у человечков составлены из разных по величине, цвету и количеству кругов и полукругов. У одного человечка туловище составлено из двух-трех небольших кругов, у другого из одного большого круга, у третьего из круга и полукруга. (Так же можно сравнить их голо­вы, ноги, руки, детали костюмов и движения.)

— Все эти человечки составлены из разных по цвету кругов и полукругов. А кто заметит, какие части тела у всех человечков одинако­вого цвета? (Розовое лицо и розовые ладошки.) Эти человечки хотят, чтобы вы придумали и изобразили для них друзей и подруг, но толь­ко чтобы каждый новый человечек отличался от других. Одинаковых они не примут в свою компанию.

Воспитатель убирает образцы и предлага­ет детям приступить к работе.

Если нужно, напоминает детям, что большие круги и полу­круги они вырежут сами из квадратов, а маленькие фигурки у них есть готовые в коробочках.

В ходе занятия педагог следит, чтобы дети сначала состави­ли фигуру человечка, а потом наклеивали ее, начиная с голо­вы. Подсказывает, что голову нужно наклеивать немного от­ступая от верхнего края листа бумаги, чтобы можно было изоб­разить на голове волосы, шапочку и др.

Побуждает изображать различные детали на костюмах че­ловечков: воротник, карманы, пуговицы, бантики. Это помо­жет придать персонажам выразительность и разнообразие.

В конце занятия можно выставить на стенд образцы и ска­зать: «Человечки пришли встречать своих новых друзей и под­руг. Но сначала они хотят посмотреть, отличаются ли новень­кие от них самих и друг от друга». Предложить четырем-пяти детям поставить свои изображения отдельно от образцов, а всем посмотреть, чем персонажи отличаются друг от друга. Затем поместить их рядом с образцами.

Такую же работу провести с аппликациями других детей. В заключение сказать, что очень интересно рассматривать этих человечков, потому что все они разные, что каждый ребенок по-своему придумал и изобразил забавного человечка.

ЗАНЯТИЕ 11

Человек в движении

Развить творческие способности и образное восприятие ребенка позволяет аппликация человека в движении. Сложность этого задания в том, что для работы используют прямоугольники и квадраты разных размеров.

Для аппликации потребуется:

  • заготовки квадратов и прямоугольников из бумаги;
  • картон;
  • клей.

Работа состоит из нескольких этапов:

  1. Ребенку предлагают выбрать картон – основу, на которой он будет наклеивать фигуру.
  2. Взрослый проговаривает позу, которую будут изображать в виде аппликации. Оговаривает, как располагаются в этой позе руки и ноги, какие есть особенности. Например: человек бежит, нагнулся, прыгает.
  3. Ребенок берет заготовленные шаблоны и раскладывает их в нужной позе на картоне. Если выполнил фигуру правильно, то приклеивает прямоугольники клеем.
  4. Если в позе допущены ошибки, то взрослый подсказывает, как необходимо поправить.

Аппликация человека в движении будет полезна для детей младшего школьного возраста и учащихся художественных заведений.

Текст книги «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа»

ЗАНЯТИЕ 7. ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ – ИЛЛЮСТРАЦИИ Е. РАЧЕВА К РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ

Программные задачи.

Познакомить детей с иллюстрациями Е. Рачева к сказкам «Колобок», «Теремок»; помочь заметить характерные особенности в изображении персонажей сказок (очеловечивание, позы, одежда), в пейзаже; развивать внимание к деталям, которые обогащают содержание произведения, помогают лучше представить происходящее.

Материал.

Книги сказок («Колобок», «Теремок», «Маша и медведь») с иллюстрациями Е. Рачева и книги с иллюстрациями В. Лебедева.

Ход занятия.

Показать детям иллюстрации В. Лебедева к книгам С. Маршака «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке», затем добавить к ним еще одну-две книги того же автора, например «Разноцветную книгу».

Помочь вспомнить, кто рисовал иллюстрации к этим книгам. Сказать, что сегодня дети увидят иллюстрации другого художника – Евгения Рачева.

Показать иллюстрации на обложках книг «Теремок» и «Колобок» и спросить, как называются эти сказки.

– Как вы узнали, дети, что это сказка «Колобок», а это сказка «Теремок»?

Подтвердить ответы детей, что на обложке каждой книжки нарисованы те, про кого эта сказка.

– Вот хитрая улыбающаяся лиса держит на лапке Колобка. Он широко открыл рот и поет свою хвастливую песенку. На другой обложке художник нарисовал теремок, из которого выглядывают довольные звери. Довольство можно видеть по выражению их мордочек.

Далее не спеша рассмотреть изображения зверей в сказке «Колобок»:

– Вот зайчик в белой вышитой рубашке. Как вы думаете, дети, откуда прискакал зайчик? (С огорода.) Как вы догадались об этом? (Художник нарисовал его с морковкой под мышкой.) Посмотрите на его мордочку. Как он смотрит на Колобка? (Зайчик удивлен, обрадован.)

– На этой иллюстрации волк. А он как смотрит на Колобка? (Зло, уставился желтыми глазами.)

– А каким изобразил Рачев медведя? (Медведь держит колоду, в которой живут пчелы, и ест ложкой мед. Он раскрыл пасть и закатил от удовольствия маленькие глазки, так ему нравится мед. Видно, что медведь неповоротливый, и Колобку будет нетрудно убежать от него.)

– Давайте посмотрим на лису. Видите, какая она нарядная. Что у нее на голове? (Кокошник с узорами.) Какой сарафан нарисовал лисе Рачев? Что на шее? (Бусы.) Что делает лиса? Почему одной лапой она держится за свое ухо? Какая у нее мордочка?

– Художник так изобразил лису, что мы видим, какая она хитрая обманщица. Каждого зверя Рачев нарисовал по-разному. Но все они одеты, как люди, и выражения на их мордочках такие, какие бывают у людей (радостное, удивленное, злое, хитрое). Его звери совсем другие, чем на картинках художника Лебедева.

Затем можно снова рассмотреть иллюстрации и обратить внимание детей на пейзаж.

– Где встретился Колобок с зайчиком? (В ельнике, на дорожке.) А где с волком? (В густом лесу.) Где произошла встреча с лисой? (На опушке леса.) Сквозь деревья видно вечернее небо.

– Значит, художник Рачев показывает нам разные места, где встречался Колобок со зверями. А художник Лебедев рисует животных, людей, а где это происходит, не показывает. Его иллюстрации выполнены на белой бумаге.

Так же следует указать на украшение декоративными узорами страниц с текстом сказок.

При рассматривании иллюстраций в книге «Теремок» надо предложить детям рассказать, как выглядят те или другие персонажи (во что одеты, что держат в лапках, какое выражение на их мордочках). Спросить, похожи ли персонажи из этой сказки на людей, в чем сходство.

Затем целесообразно рассмотреть на картинках, как по мере заселения горшка жильцами он меняется и все больше становится похожим на домик-теремок.

– Сначала появилось окошко. Его, наверное, сделали муха и комар-пискун. А чтобы горшок стал устойчивее, они подперли его палками.

– Что появилось нового, когда к теремку подошла лягушка-квакушка? А что еще нового появится у теремка? Давайте посмотрим (лесенка, крыша).

– Как Рачев сумел нам показать, что в теремке и печка появилась? (На крыше труба, из нее идет дым.) Значит, заяц, лиса, волк увидели уже не горшок, а настоящий домик-теремок, и им тоже захотелось в нем жить.

При рассматривании иллюстрации с медведем надо обратить внимание детей на ярко-красный, багровый цвет неба, как при пожаре. Такой цвет тревожит, беспокоит тех, кто смотрит на картинку. Что-то плохое должно случиться. И действительно, случилось несчастье. Медведь раздавил теремок, и все звери разбежались.

В заключение спросить детей, понравились ли иллюстрации художника Е. Рачева. Показать обложку книги «Маша и медведь». Поинтересоваться, какой, по их мнению, художник нарисовал картинки к этой сказке (Рачев). Сказать, что эту книжку дети будут рассматривать сами и увидят, чем иллюстрации похожи на картинки к сказкам «Колобок» и «Теремок» и чем отличаются.

ЗАНЯТИЕ 8. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ С МОЗАИКОЙ «ЖИВОТНЫЕ ИЗ КРУЖКОВ»

Цель.

Дать детям представление, как реальное изображение преобразить в стилизованное, сохранив несколько характерных признаков, по которым можно узнать конкретное животное; развивать творческое воображение; учить самостоятельно выбирать животных для выкладывания из кругов и полукругов их изображений.

Материал.

Предметные картинки с реалистическими изображениями животных: собаки, кошки, белки, лисы, медведя, слона, жирафа, тигра и др.; карточки с изображениями нескольких животных, составленными из кругов и полукругов (в меньшем количестве, чем реалистических картинок); круги, полукруги из цветного картона разной величины (диаметр кругов 8 см,

6
см,
4
см,
2,5
см,
1,5
см
); фишки.

Ход занятия.

В первой части занятия дети собираются возле доски. На верхнюю полку доски поместить на некотором расстоянии друг от друга предметные картинки с реалистическими изображениями животных. На нижнюю полку – карточки со стилизованными изображениями животных, выполненными из кругов и полукругов (в меньшем количестве, чем предметных картинок).

Спросить детей, кто нарисован на картинках. Добавлять к ответам детей названия каких-либо характерных признаков у данного животного: «Да, это слон. У него длинный хобот и толстые ноги»; «У белки большой пушистый хвост»; «У жирафа длинная шея и длинные ноги» и т. п.

Обратить внимание детей на карточки, где изображены животные из кругов и полукругов, и дать задание: «Угадайте, какие животные изображены на карточках, и поставьте их рядом с картинками, на которых нарисованы такие же животные, но настоящие». Дети выполняют задание поочередно, или воспитатель раздает им по одной карточке, которые каждый ставит возле картинки. Спросить у каждого ребенка: «Почему ты считаешь, что это собака (жираф, слон, белка и т. д.)?». Или: «Как ты догадался, что это лиса?» Ребенок называет один-два признака, характерных для данного животного. За правильное выполнение задания и верный ответ можно давать детям фишки. В конце спросить, какие животные остались без пары. Сказать, что животных можно изобразить по-разному: такими, какими мы их видим (указать на картинки), или придумать из кругов и полукругов, или еще как-нибудь. Но чтобы можно было узнать, что это за животное, надо сохранить в нем то, что его отличает от других животных. Например, если у слона не изобразить хобот, а у жирафа длинную шею, то их никто не узнает.

Рис. 61.

Примерные изображения животных, выполненные из кругов и полукругов

Можно провести упражнение «Исправь ошибки». Воспитатель просит детей отвернуться или закрыть глаза и переставляет пары животных или помещает рядом тех животных из кругов, которые остались на нижней полке доски.

Те, кого он вызвал, должны поставить рядом одинаковых животных: двух лисиц, двух слонов…

Вторая часть занятия проводится за столами, которые расставлены так, чтобы дети видели работу друг друга. На столы ставят коробки с кругами и полукругами.

С доски убрать стилизованные изображения животных, оставив предметные картинки. Можно добавить еще одну-две новые картинки (барашек, лошадь) и предложить детям изобразить любое животное из кругов и полукругов, подбирая их по величине, цвету.

В конце каждый ребенок обращается к своему товарищу по имени с предложением отгадать, кто это у него. Если ответ правильный, «художник» берет фишку с подноса и отдает товарищу. Если изображение никто не может отгадать, воспитатель спрашивает автора, кого он изобразил, а детей – почему невозможно было отгадать, кто это. Предлагает тому, кто хочет что-то изменить в изображении, выделить характерный признак, чтобы животное стало узнаваемым.

Сказать, что на следующем занятии дети снова будут составлять кто какое захочет животное из кругов и полукругов и наклеивать его на лист бумаги.

Оставить мозаику и картинки в свободное пользование детей для самостоятельных упражнений.

ЗАНЯТИЕ 9. АППЛИКАЦИЯ. «ПРИДУМАЙ ЗАБАВНОГО ЗВЕРЮШКУ»

Программные задачи.

Развивать воображение и творческие способности (умение самостоятельно составлять животное из кругов и полукругов разной величины и цвета); продолжать упражнять детей в вырезании кругов из квадратов и полукругов путем разрезания кругов пополам по сгибу; составлять изображение из частей в определенной последовательности, располагая посередине листа бумаги сначала крупные части, затем мелкие.

Материал.

У воспитателя оформленная коробка для дидактической игры «Забавные зверюшки», картонные круги и полукруги из мозаики (см. занятие 8). У детей листы плотной бумаги или картона величиной в 1/2 альбомного листа. Квадраты трех-четырех размеров для вырезания кругов и полукругов и готовые небольшие кружки в одной коробке для двух детей; ножницы, клей.

Ход занятия.

Напомнить детям, что они составляли из мозаики разных забавных зверюшек. Сказать, что сегодня каждый сам придумает зверюшку и составит его на листе бумаги из кругов и полукругов. Большие круги и полукруги дети вырежут из квадратов, а маленькие кружки у них лежат в коробочке. Если им понадобятся маленькие полукруги, то можно разрезать пополам маленькие кружки.

В заключение сказать: «Потом из ваших аппликаций сделаем настольную игру «Забавные зверюшки» и будем играть в нее. Коробку для карточек со зверюшками я уже приготовила. Вот она».

В процессе занятия напомнить, если потребуется, как вырезать круги из квадратов. Спросить у некоторых детей, какого зверюшку они собираются изобразить, из каких фигур сделают ту или иную часть тела. Поощрять тех, кто решил изобразить животное в движении (сидит, бежит и др.). Следить, чтобы сначала дети выкладывали крупные части животного (туловище, голову), не торопились сразу наклеивать, пока не подберут наиболее удачные по форме и величине фигуры для тех или иных частей тела. Можно предложить отдельным детям заменить одни фигуры на другие и посмотреть, не лучше ли будет. Следует одобрять тех детей, которые вносят в свои изображения интересные детали, украшают их мелкими деталями.

В конце занятия выставить на стенд детские аппликации и рассмотреть их. Указывая на ту или иную работу, спрашивать, что за зверюшка на ней изображена. Если будут названы одинаковые животные, обратить внимание всех детей на их различия, подчеркнув, что один и тот же персонаж дети изобразили по-своему. Отметить оригинальные работы с персонажами, которых дети ранее, играя с мозаикой, не составляли.

Если позволит время, провести несколько игровых упражнений с детской аппликацией:

1. Поместить перед детьми одну из карточек и предложить подобрать картонные фигурки – круги и полукруги такой же величины и столько же, сколько ушло на составление зверюшки на карточке. Цвет фигурок не принимать во внимание.

2. Поместить перед детьми другую карточку и предложить сосчитать, сколько кругов и сколько полукругов пошло на изображение зверюшки, и определить, каких фигурок использовано больше.

3. Найти фигурки такого же цвета, какие использовались в изображении зверюшки. Если цвет повторялся в нескольких частях зверюшки, то достаточно подобрать один кружок данного цвета.

Примечание. Игровые упражнения следует проводить с детьми и в свободное время, раздав каждому по карточке с изображением животного. Можно подобрать и другие игровые действия.

ЗАНЯТИЕ 10. АППЛИКАЦИЯ. «ЗАБАВНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ ИЗ КРУЖКОВ»

Программные задачи.

Продолжать развивать у детей фантазию и творческие способности, умение самостоятельно придумывать фигуры человечков из кругов и полукругов; передавать несложные движения рук или ног у фигурок; составлять фигуры людей, начиная с головы.

Материал.

У воспитателя 3–5 образцов с изображениями разных человечков из кругов и полукругов. У детей по несколько квадратов: 7,5×7,5 см

; 6×6
см
и 4×4
см
и готовые маленькие кружки (см. фигуры мозаики из материала к занятию 8) разного цвета, среди которых квадраты и готовые фигурки розового или светло-оранжевого цвета для изображения лица и ладошек; листы плотной бумаги величиной в 1/2 альбомного листа; ножницы, клей.

Ход занятия.

Воспитатель обращается к детям:

– На прошлом занятии вы сами придумали и изобразили из кругов и полукругов разных забавных зверюшек. А как вы думаете, дети, можно из кругов и полукругов изобразить не зверюшек, а кого-нибудь другого?

– Вот я и решила составить из кругов и полукругов человечков. Посмотрите, каких забавных человечков я придумала. (Выставляет 3–5 изображений.) Разные или одинаковые эти человечки? Почему они получились разными, ведь все они составлены из кругов и полукругов? Да, все части тела у человечков составлены из разных по величине, цвету и количеству кругов и полукругов. У одного человечка туловище составлено из двух-трех небольших кругов, у другого из одного большого круга, у третьего из круга и полукруга. (Так же можно сравнить их головы, ноги, руки, детали костюмов и движения.)

Рис. 62.

Варианты фигурок

– Все эти человечки составлены из разных по цвету кругов и полукругов. А кто заметит, какие части тела у всех человечков одинакового цвета? (Розовое лицо и розовые ладошки.) Эти человечки хотят, чтобы вы придумали и изобразили для них друзей и подруг, но только чтобы каждый новый человечек отличался от других. Одинаковых они не примут в свою компанию.

Воспитатель убирает образцы и предлагает детям приступить к работе.

Если нужно, напоминает детям, что большие круги и полукруги они вырежут сами из квадратов, а маленькие фигурки у них есть готовые в коробочках.

В ходе занятия педагог следит, чтобы дети сначала составили фигуру человечка, а потом наклеивали ее, начиная с головы. Подсказывает, что голову нужно наклеивать немного отступая от верхнего края листа бумаги, чтобы можно было изобразить на голове волосы, шапочку и др.

Побуждает изображать различные детали на костюмах человечков: воротник, карманы, пуговицы, бантики. Это поможет придать персонажам выразительность и разнообразие.

В конце занятия можно выставить на стенд образцы и сказать: «Человечки пришли встречать своих новых друзей и подруг. Но сначала они хотят посмотреть, отличаются ли новенькие от них самих и друг от друга». Предложить четырем-пяти детям поставить свои изображения отдельно от образцов, а всем посмотреть, чем персонажи отличаются друг от друга. Затем поместить их рядом с образцами.

Такую же работу провести с аппликациями других детей. В заключение сказать, что очень интересно рассматривать этих человечков, потому что все они разные, что каждый ребенок по-своему придумал и изобразил забавного человечка.

ЗАНЯТИЕ 11. КОЛЛЕКТИВНАЯ АППЛИКАЦИЯ. «ЖИТЕЛИ КРУГЛОГО ГОРОДА»

Программные задачи.

Развивать у детей умение самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и навыки, выбирать содержание своей работы и самостоятельно выполнять ее; продолжать развивать интерес к коллективной работе, желание хорошо выполнять свою часть работы; закрепить навыки вырезания кругов из квадратов.

Материал.

У воспитателя ширма с изображением «круглого города», внизу которой находится узкий карман для детских работ и отдельные небольшие ширмы с двумя-тремя карманами. У детей листы плотной бумаги величиной в 1/4 альбомного листа или картона; цветные квадраты 6×6 см,

готовые кружки; ножницы, клей.

Ход занятия.

Педагог рассказывает:

– В одной сказочной стране построили необыкновенный город и назвали его Город Кругов. В нем все было круглое (выставляет на столе ширму с изображением города): круглые дома с круглыми окнами, лестницы и балконы у домов тоже были сделаны из маленьких кружков. Деревья и цветы тоже были круглыми. В таком городе должны жить и особые жители. Как вы думаете, дети, какими они должны быть?

Подтверждает, что в Городе Кругов жители тоже должны быть особенные – состоящие из кругов. Это могут быть человечки, зверюшки и птицы. Говорит, что сегодня каждый сам решит, какого жителя для сказочного города он придумает и изобразит, – человечка, зверюшку или птичку.

В конце занятия можно сказать: «Город Кругов стали заселять жители». Брать у детей готовые аппликации и вставлять их в карманы ширмы и в отдельные ширмочки, давая каждому персонажу ту или иную характеристику. Постепенно составить панораму города – на заднем плане ширма с изображением города и нескольких жителей внизу ширмы, на переднем плане (стол) жители, помещенные в небольшие ширмы (животных размещать в горизонтальном положении, если они изображены на карточках в таком положении).

Из некоторых аппликаций можно составить сюжетные группы (человечек со зверюшкой и т. п.).

Пригласить детей к столу, послушать их высказывания, передвинуть те или иные ширмочки с персонажами по их желанию и подвести итог: «Сегодня вы все вместе заселили сказочный Город Кругов необыкновенными жителями. Каждый сам придумал своего жителя, а вместе получилось население целого города. Все жители в нем разные, хотя все сделаны из кружков».

Оставить на несколько дней панораму города в группе для обыгрывания детьми.

Изучаем анатомию

Детям постарше будет интересно изучить анатомию человека на примере аппликации. Такая игра позволит не только развить мелкую моторику, усидчивость, но и познакомит детей со строением внутренних органов.

В зависимости от возраста и уровня подготовки количество органов может отличаться. Для игры потребуется:

  • шаблон (контуры тела человека);
  • органы (мозг, желудок, легкие, печень, сердце, кишечник и другие);
  • схема с расположением органов на шаблоне и их названием;
  • клей.

Суть игры заключается в знакомстве ребенка с внутренними органами.

  1. Каждый орган берут по очереди. Его название четко произносят и показывают на схеме, где он должен быть расположен. Для детей постарше рассказывают назначение этого органа.
  2. Ребенок берет показанный орган и приклеивает его на трафарет человека для аппликации.
  3. Действия повторяются с каждым органом.

Если знакомство с внутренним строением человека происходит не первый раз, то ребенку можно предложить самостоятельно приклеить органы на шаблоне.

Подвижный человечек

Аппликацию для детей более интересной позволяют сделать шаблоны части тела человека. С их помощью удается добиться реалистичной яркой картинки или придать ей динамику. Наверняка детям постарше понравится динамичная аппликация.

Для работы потребуется:

  • шаблоны частей тела (руки, ноги, туловище, голова);
  • шурупы и гайки из металлического конструктора;
  • картон;
  • клей;
  • ножницы.

Работа выполняется в несколько этапов:

  1. Шаблоны, распечатанные на бумаге, вырезают и приклеивают на плотный картон. Это позволяет сделать их крепче. Затем детали вырезают из картона.
  2. Руки прикладывают к туловищу и острыми ножницами проделывают сквозное отверстие. В него вставляют шуруп и закручивают гайку. Операцию повторяю с ногами.
  3. Аналогичным способом приделывают к туловищу голову.

Человечек обретает подвижность и готов к игре. Усложнить работу позволяет создание дополнительных соединений в местах локтевых сгибов и коленей.

Аппликации – это увлекательное творчество, которое развивает образное мышление, усидчивость, мелкую моторику. Работа с бумагой показана детям разного возраста. Отработав навыки аппликации человек на бумаге можно переходить к более интересным и сложным занятиям – например, создать многоразовую игру на липучках из фетра.

Конспект НОД по лепке в средней группе «Веселые человечки»

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по ФГОС по образовательным областям

«Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»

для детей среднего дошкольного возраста

«Веселые человечки»

«Веселые человечки».

Цель: формирование представлений детей о пропорциях тела.

Задачи:

Обучающие:

Учить детей видеть пропорции тела человека, сравнивать части тела.

Развивающие:

Развивать навыки последовательности лепки, приемам лепки: скатывания, прищипывания; сравнивать пропорции частей тела; развивать коммуникативные качества.

Воспитательные:

Формировать инициативность, навыки сотрудничества, продолжать учить украшать свою поделку.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование:

Коробка с разными частями тела от человека с разными пропорциями и цветами, коробка пластилина на каждого ребенка, доска для пластилина, стеки, макеты комнат для человечков.

Ход НОД:

Образовательные областиЗадачиПоследовательность деятельностиПредполагаемые ответы и действия детей
Социально-коммуникативное развитиеСоздать положительный эмоциональный настрой, использование сюрпризного моментаПедагог входит с красивой коробкой в группу.
— Ребята, посмотрите, что мне подарили наши школьники! Посмотрим, что там такое?

Коробка у воспитателя случайно падает на пол.

— Ребята, кажется, что-то я разбила.

Педагог открывает коробку и показывает детям.

— Что же это интересно такое?

Дети подходят к воспитателю и рассматривают коробку.
Дети выдвигают свои версии.
Речевое развитиеАктивизировать детский словарь, продолжать учить вести диалог и отвечать на вопросы, предполагая свои версии.— Руки разного цвета и размера;
— ноги тоже не все одинаковые;

— Я сейчас попробую их собрать.

Воспитатель прикладывает туловище человечка большое к маленькой голове и спрашивает:

Правильно ли соединила части?

Что не так? Голова есть, туловище есть, руки, ноги присоединили?

Дети наблюдают за действиями педагога и отвечают на вопросы.
Познавательное развитиеУчить детей видеть пропорции тела человека, сравнивать части тела.Так перебирает из коробки части человечка, пока дети не соглашаются, что человек собран правильно и пропорции тела у него совпадают.
Педагог предлагает детям попробовать слепить похожего человечка. Выбрать себе кусок пластилина, взять стеку, разделить кусок пластилина пополам, а потом в одной половине отделить 2 равные части на туловище и голову, а вторую половину на ноги и руки человека.
Дети соглашаются или не соглашаются с воспитателем.
Художественно-эстетическое развитиеРазвивать навыки последовательности лепки, приемам лепки: скатывания, прищипывания.Педагог помогает детям в лепке и украшении человечков. Предлагает на выбор макеты комнат для человечков, приготовленные заранее детьми с родителями.Дети лепят своих человечков, украшают
Социально-коммуникативное развитиеРазвивать коммуникативные качества.Игровая деятельность педагога с детьми.Самостоятельная игровая деятельность детей.

Автор: Сычева Оксана Яковлевна Должность: воспитатель 1 квалификационной категории Место работы: МАОУ «Комсомольская СОШ» (Комсомольский детский сад) Месторасположение: Поселок Комсомольский, Пермский край

Дата изменения: 23 июня, 2021 Дата публикации: 23 июня, 2018

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]