Организация опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе, — это особо важный процесс, который позволяет сформировать или расширить уже имеющиеся представления у дошкольников об объектах неживой и живой природы, что возможно благодаря самостоятельному познанию.
Такая техника характеризуется внедрением практически во всех случаях работы воспитателя, от прогулок и внеклассовых занятий, до определенного досуга исходя из тематики беседы.
Подобный процесс исследования значительно повышает общую мотивацию учащихся, потому как в этом случае присутствует научная методология, — дошкольники испытывают яркие и положительные эмоции, которые развиваются вследствие ощущения собственной значимости и ответственности в рамках определенной работы.
Помимо этого, дошкольник с энтузиазмом ожидает видимый результат от собственной работы, пытается получить больший объем информации и опыта от педагога и окружающего мира.
Задачи опытно-экспериментальной деятельности
Качества, характерные для исследовательской деятельности, наблюдаются у ребенка уже с 2 лет. В этом случае проведение экспериментов с предметами или явлениями происходит с помощью наиболее простых действий: размазать краски по листу, испытать что-либо на прочность, попробовать на вкус.
Ребенок тянется к каждому объекту только с одной целью, — исследовать его.
Развитие мелкой моторки и общей координации движений позволяет малышу проводить собственные исследования намного насыщеннее, при этом фактор спонтанности в эксперименте сохраняется у детей до 5-6 лет.
Дошкольники в средней группе отличаются более продолжительными наблюдениями, посредством которых они могут развивать словарный запас, благодаря чему происходит стремление к использованию самостоятельных видов деятельности, при помощи которых они изучают полученные навыки.
Поэтому, основные цели, которые преследует опытно-экспериментальная деятельность в детском учреждении, характеризуются и в дальнейшем внедряются в педагогический процесс исходя из основной типологии задачи.
Описание задачи:
Задача | Описание, подробности |
Образовательная | У ребенка формируется общее представление о тех или иных предметах, явлениях, что позволяет выделить их основные качества и свойства. Также дошкольник начинает определять наличие какой-либо взаимосвязи между исследуемыми объектами. Формируется способность к выводам или открытиям. |
Развивающая | В этом случае основной акцент идет на развитие когнитивных или интеллектуальных способностей, ребенок начинает обобщать и анализировать. Также дошкольник развивает мелкую моторику рук, лучше понимает визуальные, сенсорные или слуховые ощущения, совершенствует память, внимание и речевые навыки. |
Воспитательная | Педагог создает уникальную атмосферу, при которой у ребенка повышается мотивация к самостоятельному исследованию окружающего мира. Дошкольник воспитывает в себе навык работы в рамках коллектива или группы, начинает ощущать взаимопомощь. Также совершенствуется умение аккуратности и усидчивости. |
Во время непосредственного проведения исследований, дошкольники приобретают важные навыки, позволяющие им экспериментировать с объектами или окружающей средой. Также они учатся делать различные выводы и заключения, исходя из проведенных опытов.
Ход занятия.
Восп. Следующий опыт называется «Птицы и нефть»
.
Перед вами лежит перо птицы.
Вам нужно подбросить перышко, подуть на него и внимательно проследить за ним. Что происходит? Правильно, оно парит в воздухе. А теперь обмакните его в раст. Масло (нефть имеет тоже маслянистую структуру)
и еще раз подбросить вверх. Что с ним происходит? Правильно, оно быстро падает вниз. Строение перьев позволяет птицам летать, “отталкивая” крыльями воздух вниз, сами же при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица
(утка, чайка, гагара, лебедь)
садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность “отталкивать” воздух, а значит, птица не может взлететь и может погибнуть или стать легкой добычей хищников. Из этого можно сделать вывод — что нужно помогать птицам и другим животным, не засорять окружающую среду.
Методы и приемы опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе характеризуется наличием множества приемов и методов, которые позволяют усовершенствовать педагогическую деятельность, а также развить навык самостоятельности у детей.
Наиболее актуальными из них являются:
- Поисково-проблемный прием. В этом случае усилиями педагога создается ситуация проблемного характера, которую дошкольник должен решить, включая выдвигание собственных гипотез и методов. Такой прием относится к ведущим методам, что характеризует высокую эффективность современного образования. Так, при помощи поиска проблемы, у детей совершенствуется мотивационное начало за счет прямого общения с педагогом. Ребенок стремится получить качественный результат, тем самым повышая активность к исследованию.
- Наблюдательская деятельность за объектом. Восприятие или ощущение определенных предметов может организовываться как на улице, так и в дошкольном учреждении. Так, непосредственно на прогулке, ребенок начинает погружаться в окружающую среду, исследуя новые зрительные, слуховые или тактильные образы. Такое наблюдение относится к одному из наиболее активных методов взаимодействия.
- Эксперименты и опыты. При помощи различных опытов и экспериментов (кидание на пол, попытки разломить что-либо, издать звук и прочее), ребенок учится понимать основные особенности, свойства и качества предметов или отдельных явлений. Учащиеся с большим энтузиазмом наблюдают за исследуемым веществом, особенно, если оно им уже известно. В таком случае дошкольник начинает проявлять инициативу, рассказывать другим сверстникам о собственном опыте проведения. Такой прием способен эффективно развить активность, наблюдательность и самостоятельность у ребенка. Также он способствует созданию дружеской коллективной атмосфере.
Вышеописанные методы и приемы необходимо использовать вместе. При их применении друг от друга, значительно теряется основная педагогическая цель, что приводит к ухудшению процесса исследовательской деятельности.
Современная педагогическая практика указывает на высокую эффективность использования данных методов в отношении различных явлений природы. В этом случае детям особо эффективно наблюдать за живыми растениями, животными или различными явлениями.
Хороший педагог обязательно попытается внедрить такую особенность в образовательную тематику, что значительно увеличит качество образования.
ДЕТСТВО-ГИД
Консультация для педагогов «Организация экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Шипарева Нина Ивановна, воспитатель МБДОУ № 1, г. Апатиты Мурманской обл.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментирование. Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи) и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.
В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов — обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям.
При организации экспериментальной деятельности с детьми в детском саду необходимо учитывать следующее: 1. Соблюдение основных принципов образования при организации детского экспериментирования: — связь теории с практикой; — развивающий характер воспитания и обучения; — индивидуализация и гуманизация образования; — природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников; — целостность и системность обучающего процесса; — взаимодействие трех факторов: ДОО, семья, общество.
2. Алгоритм подготовки к экспериментированию с детьми, который включает: — предварительную работу с детьми: экскурсии, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстративных материалов; — определение типа и вида тематики эксперимента; — выбор цели и задач с детьми; — подготовку пособий, оборудования; — закрепление правил безопасного поведения при проведении эксперимента, опыта.
3. Тематическое содержание объектов экспериментально-исследовательской деятельности: Живая природа. 1. Растения и животные: их общие признаки, сходства и различия, специфические потребности (в тепле, воде, воздухе, почве). 2. Строение, функции и значение частей растений, видоизменение частей растений, его связь с выполняемой функцией. 3. Особенности строения и функций некоторых частей тела и органов у животных. 4. Многообразие живых организмов, их приспособление к среде обитания, к сезону, природной (климатической) зоне. 5. Представление об основных компонентах сред обитания (земля, воздух, вода). 6. Факторы неживой природы (вода, свет, тепло, почва) и их влияние на живую природу. 7. Характерные особенности сезонов (времен года). 8. Взаимосвязи и взаимообусловленность объектов и явлений природы. Неживая природа 1. Свойства и признаки веществ: вода, воздух, песок, глина, камни, почва. 2. Три агрегатных состояния веществ (газообразное, жидкое, твердое).
4. При реализации экспериментальной деятельности с детьми использовать разные формы работы: — непосредственно образовательную деятельность; — самостоятельную деятельность детей; — наблюдения в природе; — рассматривание альбомов, познавательной литературы, фотографий; — познавательные беседы по теме эксперимента; — целевые экскурсии, прогулки; — посещение «Живого уголка».
5. Использовать следующую классификацию экспериментальной деятельности, которая распределяется: 1). По характеру объектов, которые используются в эксперименте: — опыты с растениями; — опыты с объектами неживой природы; — опыты, объектом которых является человек. 2). По месту проведения опытов: — в групповой комнате; — на участке. 3). По количеству детей: — индивидуальные (1-4 ребенка); — групповые (5-10 детей); — коллективные (вся группа). 4). По причине их проведения: — случайные; — запланированные; — проведённые в ответ на вопрос ребенка. 5). По характеру включения в педагогический процесс: — эпизодические (проводимые от случая к случаю); — систематические. 6). По продолжительности: — кратковременные (от 5-15 мин.); — длительные (свыше 15 мин.). 7). По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: — однократные; — многократные или циклические. 8). По месту в цикле: — первичные; — повторные; — заключительные и итоговые. 9). По характеру мыслительных операций: — констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями). — сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам). 10). По характеру познавательной деятельности детей: — иллюстрированные (детям все известно и эксперимент только подтверждает знакомые факты); — поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат); — решение экспериментальных задач. 11). По способу применения в аудитории: — демонстрационные; — фронтальные.
6. При проведении экспериментально-исследовательской деятельности с детьми исполнять правила техники безопасности: — экспериментальная работа находится всегда под наблюдением взрослого; — все вещества необходимые для эксперимента брать только ложечкой; — не брать руки в рот, грязными руками не трогать глаза.
В своей практике проведения экспериментов и опытов с детьми у меня возникла потребность в составлении правил техники безопасности, я их составляла совместно с детьми, они очень просты, но помогают организовать детей по нужному направлению: — «бери только нужный материал для работы»; — «опытно-экспериментальная работа – это не игра»; — «пробовать на вкус вещество можно только с разрешения воспитателя»; — «работать с водой, с сыпучими материалами, со стеклом только на подносе или клеёнке»; — «все материалы после работы убери на место».
Подготовка к проведению запланированных экспериментов, опытов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям, сообщается цель или задача, которая должна быть решена в ходе экспериментальной деятельности, обсуждается методика и ход эксперимента. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов.
Методика проведения экспериментальной деятельности с детьми предполагает: 1. Учет структуры проведения экспериментов, опытов: — постановка, формулирование познавательной задачи; — продумывание методики экспериментирования; — выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; — прогнозирование результатов будущего эксперимента; — соблюдение правил безопасности; — выполнение работы, подведение итогов, формулирование выводов; — фиксирование результатов (календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений); — анализ полученных данных, словесный отчет об увиденном. 2. Использование основных методов и приемов при обучении детей экспериментированию: — эвристические беседы; — постановка и решение вопросов проблемного характера; — наблюдения, опыты; — моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); — фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; — «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; — подражание голосам и звукам природы; — использование художественного слова; — дидактические игры, игровые обучающие и творчески обучающие ситуации; — трудовые поручения, действия. 3. Подготовка и оснащение уголка экспериментирования, с учетом возраста детей группы, в который включены перечень предметов и материалов: — прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски); — мерные ложки и мензурки, сита и воронки разного размера и материала; — резиновые и силиконовые груши разного объёма; — пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл; — гибкие пластиковые и силиконовые шланги и трубочки, соломка для коктейля; — гигиенически безопасные пищевые красители; растворимые ароматические вещества (ваниль); продукты питания (соль, сахар, кофе, чай); — природный материал: камни (галька, гравий, керамзит); ракушки; шишки; желуди; орехи; семена: цветов, деревьев; скорлупа; кусочки коры; листья; веточки; мех; перья; пух; гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и на территории Кольского полуострова; образцы песка; глины; — бросовый материал: бумага разной фактуры цвета; кусочки материалов: кожи поролона, резины, пластмассы; металлические предметы; — магниты; увеличительные стёкла; микроскоп; линейки; часы: песочные, механические; весы; мельницы: песочные, водяные; — дидактический материал: картотеки экологических загадок, опытов и экспериментов; карточки-схемы проведения опытов, экспериментов; модели — панно; дидактические игры; иллюстрационный материал.
В заключение хочется написать замечательное стихотворение: Он взрослых изводил вопросом «Почему?» Его прозвали «Маленький философ» Но только он подрос, как начали ему Преподносить ответы без вопросов И с этих пор он больше никому Не задает вопросов «Почему?»
Желаю всем удачи!
Список литературы: 1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004. 2. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2005. 3. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. — М., 2007. 5. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. — М., 2004. 6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. — М., 2001. 7. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. — М., 1995.
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Проектная деятельность в краеведческом образовании детей старшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста при подготовке руки к письму Создание условий для речевого развития детей старшего дошкольного возраста при обучении грамоте >
Основные виды экспериментальной деятельности
Виды дошкольного экспериментирования отличаются исходя от основного предназначения и цели или проблемы, которые необходимо решить.
Также опытная деятельность может различаться в случае метода применения, этапа или характерных особенностей когнитивных операций:
Вид | Описание, нюансы |
По характеру исследовательской деятельности | В этом случае деятельность может быть иллюстрированной, поисковой или использоваться для решения бытовых задач. |
Исходя из этапа проведения в образовательном плане | Эксперименты и опыты различаются в качестве первичного, заключительного, вторичного или итогового цикла. Такая особенность особо важна при построении конкретного плана задач, исходя из особенностей дошкольной группы. |
По характеру когнитивных операций | В этом случае выделяют следующие типы исследовательской деятельности: констатирующий (наблюдение за свойствами предмета или явления), сравнительный (процесс исследования объекта во время его взаимодействия с другим процессом), обобщающий (способность к определению свойств или закономерностей между явлениями). |
Исходя из метода применения | Здесь определяют фронтальный и демонстрационный способ, использование которых отличается исходя из тех или иных особенностей когнитивного мышления у дошкольников. |
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе осуществляется посредством планомерного совершенствования интеллектуальных и практических навыков, умений ребенка.
Если в процессе наблюдения, дошкольник сумел получить новую информацию и знания, экспериментальная работа выявляется в качестве познавательной системы.
Помимо основных видов занятий, исходя из методологии проведения, в педагогической практике существуют разновидности, которые учитывают непосредственно процесс экспериментирования.
Это следующие занятия:
- Игровые эксперименты. Так как основной деятельностью дошкольников является игровой процесс, исследования могут проводиться в комплексе с ним. На таких занятиях часто присутствует герой из любимого мультфильма или сказки, который предоставляет детям важную информацию или просит о помощи. Посредством такой техники учащиеся лучше воспринимают сказанное и действуют более ответственно.
- Моделирование. Понимание основных свойств или особенностей объекта можно получить в процессе построения небольших копий реально существующих предметов или явлений. Чаще всего дети строят вулканы, речки или небольшие строительные комплексы. Так, педагог может предложить дошкольникам смоделировать вихревой поток при помощи кусков бумаги.
Пример опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе — моделирование извержения вулкана - Опыты. Проведение различных исследований или опытов, — это основа деятельности ребенка. Абсолютно все навыки или умения, получаемые в детском саду, проходят через такой метод обучения. Дошкольники могут ставить различные опыты с жидкостью, воздухом, магнитами или землей. Все это способно быстро расширить представление о тех или иных особенностях окружающего мира.
Формирование важных навыков или умений при экспериментировании позволяет научить ребенка работе с различными приборами и инструментами. В этом случае опытная деятельность значительно ускоряет процесс обучения.
Важно, чтобы подход к исследовательской деятельности нес исключительно комплексный характер. В таком случае ребенок может укрепить уже имеющиеся базовые знания о тех или иных явлениях и предметах. Такой педагогический метод является основой любого дошкольного образования.
Организация работы по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте
Алевтина Кораблина
Организация работы по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте
Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №5 общеразвивающего вида городского округа г. Нововоронеж
Организация работы по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте
Подготовила: воспитатель Кораблина А. В.
2019
Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой)
деятельности. Считается, что
экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Экспериментирование может быть организованов трех основных направлениях: самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность педагога с детьми, специально организованное обучение. Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам.
Задачи экспериментальной деятельности воспитанников старшей группы:
формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования;
знакомить с природой физических явлений (преломление света, магнетизм, отражение)
;
формировать конкретные представления о свойствах песка, воды, глины, воздуха, других природных и искусственных материалов (дерево, кожа, резина, пенопласт, пластмасса)
;
познакомить с некоторыми свойствами химических веществ: сода, краситель, уксусная кислота;
учить прослеживать элементарные причинно-следственные связи в мире природы;
стимулировать познавательную деятельность;
познакомить с правилами безопасного поведения с бытовой химией (стиральные порошки, мыло, шампуни)
;
воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру;
развивать любознательность, логическое мышление, память и внимание.
Виды экспериментирование в старшей группе:
знакомство со свойствами песка и глины;
воздух, его свойства и значение;
изучение свойств воды;
проведение опытов снег и тепло;
формирование знаний о теле человека;
природные и искусственные материалы, их существенные признаки и свойства;
наблюдение за явлением магнетизма;
почва, её свойства и влияние на жизнь и рост растений.
Рассматривание семян разных растений, наблюдать за появлением ростков.
Посадка семян с ростками и без ростков, наблюдение за их ростом.
Наблюдения растения и вода, растения и свет, растения и тепло.
Изучение рукотворного и нерукотворного мира сквозь увеличительное стекло (лупу)
.
Приёмы, которые используются на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности:
Наблюдение — способствует формированию знаний о свойствах и качествах предметов, а также помогает отслеживать преобразование объектов.
Игра (игра-эксперимент, дидактическая, подвижная)
— применяется в комплексе с пояснениями, показом, уточняющими и наводящими вопросами.Пример дидактических игр:
• «Определи на вкус»
;
• «Определи по запаху»
;
• «Узнай по голосу»
;
• «Оденем куклу на прогулку»
;
• «Где живёт вода»
Опыт — преобразование объекта с целью выявления скрытых свойств и установлению причинно-следственных связей.Правила проведения опыта:
• установить цель (для чего проводится опыт)
;
• подготовить материал и оборудование;
• продумать поэтапную инструкцию;
• подвести итоги;
• доступными для ребёнка словами объяснить, почему произошло то или иное явление.
Прогулка — наблюдение за растениями и природными явлениями, проведение игр-экспериментов в природных условиях.
Оборудование, которое можно использовать в старшем дошкольном возрасте.
Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.
Серии картин с изображением природных сообществ.
Книги познавательного характера, атласы.
Тематические альбомы.
Коллекции: мини-музей (тематика различна, например, «Часы бывают разные»
,
«Изделия из камня»
.
Материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода»
,
«Звук»
,
«Магниты»
,
«Бумага»
,
«Свет»
,
«Стекло»
,
«Резина»
.
Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.
Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.
Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
.
Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши,шприцы без игл и прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
Сито, воронки- половинки мыльниц, формы для льда.
Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.
Карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки)
«Что можно, что нельзя»
.
Опытно-экспериментальное занятие в старшей группе
Занятие по экспериментированию в старшей группе длится 25–30 минут имеет свою логическую структуру:
Организационный этап — мотивирующее начало в игровой форме (до пяти минут)
.
Основной этап — наиболее активная практическая часть занятия,которая включает:
проведение опытов;
дидактические игры;
физкультминутка, пальчиковая или гимнастика, которые помогут расслабиться, отдохнуть, снять физическое и интеллектуальное утомление.
Заключительный, итоговый этап (до пяти минут)
— выводы, уборка
рабочих мест.
Активизировать познавательный интерес, стимулировать поисковую деятельность и внимание своих маленьких воспитанников помогут разнообразные мотивирующие средства и педагогические приёмы:
сюрпризный момент — введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие.
видеообращение сказочного или вымышленного героя;
стихотворения и загадки;
познавательный рассказ;
диалог с детьми;
проблемная ситуация;
музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.
Мотивирующее начало занятия
Дошкольники по своему характеру мышления обладают сильно выраженным стремлением к процессу наблюдения или непосредственному исследованию изучаемых предметов, явлений. Также детям особо интересно самостоятельно ставить эксперименты и опыты.
В случае, если в группе отсутствует необходимая мотивация к обучению, педагог должен организовать урок по экспериментальной деятельности таким образом, чтобы главным стимулом было стремление к получению новых знаний или навыков.
Следует обратить особое внимание на то, что практическая сторона обучения нередко вызывает у дошкольника слишком яркие переживания, которые могут снизить общую ценность и радость от результата исследования.
Исходя из этого, лучше всего перед началом самого занятия делать акцент на том, что главное в опыте, — это конечный результат, а не само проведение.
Для таких целей могут использоваться различные материалы наглядного типа: карты, плакаты, иллюстрации или отдельные изображения. Педагог должен применить дидактические или подвижные игры, которые значительно увеличат мотивационную составляющую.
Многими экспертами в сфере педагогики доказано, что проведение небольших физкультурных пауз эффективно сказывается на самом процессе обучения, из-за чего дошкольники лучше усваивают материал и стремятся довести дело до конца.
Это объясняется высвобождением дополнительного резерва энергии.
Фиксация результатов опытно-исследовательской деятельности в детском саду
Процесс фиксации результата при проведении опытной или исследовательской работы является особо важным компонентом любой обучающей деятельности. Так, педагогу необходимо постепенно приучать дошкольников к выведению итога исследования, что значительно снизит риск утери мотивационного начала.
Фиксирование особо важно для того, чтобы весь процесс исследования надолго запечатался в памяти ребенка, включая сенсорную, слуховую, двигательную или зрительную.
Основные фиксирующие методы, часто используемые в педагогической практике:
- Графический или визуальный. Является наиболее простой техникой фиксации, при которой результаты оформляются в виде карточек, схем, изображений или фотографий. Несмотря на то, что такой метод лучше всего применяется в отношении младших групп, его использование показывает значительную эффективность и у старших учеников. Педагог должен предоставить дошкольнику возможность выбора той формы фиксации, которая ему больше всего нравится.
- Ментальный. В этом случае используются различные методы, влияющие на функцию речевого аппарата ребенка. Так, дошкольник может рассказать преподавателю о собственных результатах проведения исследования или указать на какие-либо ошибки с их дальнейшим обсуждением. Это позволяет сформировать личное мнение и развить качество речи. Старшая группа во время такого процесса совершенствует навык обобщения и систематизации полученной информации о явлении или объекте.
- Практический. Характеризуется фиксацией результатов исследования на бумаге, при котором ребенок записывает или зарисовывает полученный вывод. В этом случае чаще всего прибегают к использованию рисунков или простых символьных обозначений. Для повышения эффективности можно вести журнал наблюдений, дневник экспериментов, а также оформлять специальный календарь.
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе должна обязательно проводиться в соответствии со всеми описанными методами конспектирования и фиксации, что планомерно развивает ребенка во всех областях.
Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста
Оксана Малинникова
Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста
Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы.
Карточка-1
«Летающие семена»
Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.
Ход: Дать детям по одному «летающему»
семени и одному
«не летающему»
. Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук
(например: фасоль и семена клена)
.
Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.
Карточка-2
«Потребность растений в воде»
Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.
Ход: Из букета выбрать один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнить цветок, оставшийся без воды,и цветы в вазе с водой: чем они отличаются? Почему это произошло?
Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.
Карточка-3
«Как вода поступает к листьям»
Цель: на опыте показать, как вода двигается по растению.
Ход: Срезанную ромашку помещают в воду, подкрашенную чернилами или краской. Через несколько дней разрезают стебель и видят, что он окрасился. Расщепляют стебель вдоль и проверяют, на какую высоту поднялась подкрашенная вода за время эксперимента. Чем дольше простоит растение в красителе, тем выше окрашенная вода поднимется.
Вывод: вода поднимается вверх по растению.
Карточка-4
«Солнце высушивает предметы»
Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы.
Ход: Повесить на солнечном участке выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада на солнечной стороне и теневой стороне.
Вывод: солнце нагревает предметы.
Карточка-5
«Передача солнечного зайчика»
Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.
Материал: зеркала.
Ход: В солнечный день дети рассматривают «солнечный зайчик»
. Как он получается?
(Свет отражается от зеркала)
. Что произойдет, если в том месте на стене, куда попал
«солнечный зайчик»
, поставить еще одно зеркало?
(Он отразится еще раз)
Карточка-6
«Радуга»
Цель: познакомить с радугой как природным явлением. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.
Материал: таз с водой, зеркало.
Ход: Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу прямо сейчас? Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечные лучи и направляет их на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится радуга на стене. Вода выполняет роль призмы, разлагающей белый цвет на его составляющие. На, что похоже слово «радуга»
? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.
Карточка-7
«Воздух невидим»
Цель: познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.
Ход: воспитатель предлагает взять (последовательно)
ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющееся в помещении.
Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.
Карточка-8
«Движение воздуха»
Цель: показать, что можно почувствовать движение воздуха. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.
Ход: Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?
Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.
Карточка-9
«Буря»
Цель: доказать, что ветер это движение воздуха. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый)
.
Ход: Дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкость с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.
Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
Карточка-10
«Рассматривание песка через лупу»
Цель: определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Материал: песок, черная бумага, лупа.
Ход: Из чего состоит песок?
Вывод: Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.
Карточка-11
«Песчаный конус»
Цель: познакомить со свойством песка – сыпучестью. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.
Вывод: песок – сыпучий материал.
Карточка-12
«Свойства мокрого песка»
Цель: познакомить со свойствами песка. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Материал: песок, формочки.
Ход: Засыпать сухой песок в формочку и перевернуть, что получится? Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции.
Вывод: мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются.
Карточка-13
«Состояние почвы в зависимости от температуры»
Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Ход: В солнечный день предложить детям рассмотреть землю,потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, светло-коричневая. Воспитатель поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, стала мокрой, липкой, склеивается в комочки, от холодной воды почва стала холоднее)
Вывод: изменения погодных условий приводит к изменению состояния почвы.
Карточка-14
«Вода и снег»
Цель: закрепить знания о различных состояниях воды. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Ход: Внести в группу снег и лед – что быстрее растает? В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лед.
Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.
Карточка-15
«Таяние снега»
Цель: познакомить детей со свойствами снега. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.
Ход: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.
Карточка-16
«Защитные свойства снега»
Цель: познакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.
Ход: Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег. Зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках.
Вывод: Чем глубже будет находиться баночка в снегу, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.
Карточка-17
«Замерзание воды»
Цель: закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.
Ход: Налить воду в ведерко и на поднос. Вынести на холод. Где вода быстрее замерзнет? Объяснить, почему вода на подносе замерзает быстрее.
Карточка-18
«Прозрачность льда»
Цель: познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.
Ход: В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и поставить на холод. Рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.
Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен.
Карточка-19
«Уличные тени»
Цель: показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод.
Ход: Рассматривание теней от разных предметов. Когда появляется тень? (когда есть источник света)
. Что такое тень? Почему она образуется? (это темное пятно, она образуется тогда, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее)
Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертание предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней предмет, тем тень светлее.
Карточка-20
«Измерение размеров изображения с помощью различных линз»
Цель: познакомить с оптическим прибором – линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.
Материал: лупы, очки,различные предметы: перышки, травинки, веточки.
Ход: рассматривание лупы, наблюдение за изменениями размеров предметов и изображений через лупу.
Вывод: при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.
Карточка- 21
«Веселые кораблики»
(плавучесть предметов)
Цель: учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.
Ход: Воспитатель вместе с детьми опускает в воду предметы, сделанные из разных материалов (деревянные брусочки, палочки, металлические пластины, бумажные кораблики). Понаблюдать, какие предметы тонут, а какие остаются на плаву.
Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.
Консультация с родителями
Для того чтобы увеличить эффективность обучения, педагогу рекомендуется несколько раз за год проводить комплексные собрания с родителями дошкольников, на которых освещаются их достижения, выводы экспериментов, а также другие немаловажные аспекты.
Каждому из родителей воспитатель должен сообщить основные задачи и цели постановки экспериментов и исследований, что позволит им понять значимость и важность такого развития для ребенка. Подобные опыты лучше всего ставить и в домашних условиях, что значительно укрепит знания дошкольника.
Опытно-экспериментальный вид деятельности дошкольников старшей группы может поддерживаться при помощи использования следующих задач:
- мотивирование ребенка при помощи личного примера, что способствует повышению авторитетности родителя;
- проявление настоящей заинтересованности к занятиям в ДОУ, что характеризуется частыми вопросами у ребенка по поводу упражнений, полученных знаний и методике проведения опытов;
- стимулирование любознательности дошкольника при помощи создания экспериментов в домашних условиях.
В рамках консультирования, педагог должен представить родителям наиболее эффективные или популярные тематики для проведения домашних экспериментов и исследований, включая прогулки на свежем воздухе.
Также родителю необходимо указать на важность закрепления навыков посредством диалога или принятия совместных решений, а также при помощи конспектирования получаемых результатов. При этом ребенок должен сам выбирать, как именно ему следует визуализировать проведение опыта.
Многие психологи указывают на то, что проведение опытно-экспериментальной деятельности в семейном кругу, в который включаются не только родители, но и все родные и близкие люди, — это не только получение важных знаний, но также яркие, позитивные эмоции и переживания для дошкольника из старшей группы.