Как воспитателю подготовиться к приходу детей в детский сад
Один воспитатель в спешке бежит на работу, на ходу планирует первое занятие и в возбужденном состоянии встречает малышей. А другой — заранее пришел в садик, спокойно подготовил комнату к занятию и настроил себя на продуктивный день. Какой воспитатель с большей вероятностью расположит к себе детей и родителей?
Несколько советов, как начать рабочий день:
- Приходите на работу заранее, за 15-20 минут до появления первого ребенка. Это время вам пригодится для подготовки к занятию.
- Проветрите помещение. Продумайте, какие игры вам потребуются для первого занятия, и расположите их удобным для детей образом. Например, можно подготовить спортивный инвентарь для утренней зарядки и подобрать бодрую музыку.
- Подумайте о вопросах, которые вы хотите задать родителям при встрече. Например, как себя чувствует ребенок, как он отзывается о садике дома, выучил ли ребенок песенку для мероприятия.
Если воспитатель подготовился ко встречи с детьми, он выйдет к ним в спокойном и расслабленном состоянии. Родители почувствуют, что их дети остаются в надежных руках.
Как воспитателю встретить детей утром
Дети хорошо чувствуют отношение к себе, поэтому не давайте им повода сомневаться в том, что вы рады их видеть.
- Улыбайтесь. По возможности поинтересуйтесь у каждого, как начался его день, как настроение и что интересного произошло в жизни. Заведите диалог с родителями.
- Если ребёнок недавно пришел в группу и еще не успел адаптироваться, попросите родителей привести его раньше других детей, чтобы у вас было время индивидуально пообщаться с ним. Если таких детей несколько, назначьте им конкретное время прихода, чтобы они приходили в разное время. В отдельной статье читайте другие советы по адаптации детей к детскому саду.
- Будьте внимательны к детям. Наблюдайте за их эмоциональным и физическим состоянием. Если вы заметили нездоровые признаки, сразу обсудите их с родителями. Возможно, ребенок плохо спал, значит, он может капризничать днем. Или он простыл, тогда его лучше отправить домой.
- Обратите внимание на внешний вид ребенка. Проследите, чтобы дети переобулись и переоделись при входе в садик. Помогите им при необходимости.
- Понаблюдайте за тем, как дети прощаются с родителями. Если этот процесс затягивается или наоборот происходит слишком быстро, дети после ухода родителей могут расстроиться. Сообщите об этом родителям и дайте рекомендации, как сделать прощание более безболезненным для ребенка.
- Если ребенок расстроен и не хочет оставаться в детском саду, отвлеките его и переключите внимание на то, что ему нравится. Например, на любимую игру или занятие. Тогда ребенок быстрее успокоится, а его настроение улучшится.
- Научите детей здороваться при встрече — с воспитателями, друг с другом и с родителями других деток. Это поможет создать благоприятную обстановку в детском саду, научит детей быть вежливыми и доброжелательными.
После приветствия детей по отдельности можно приступать к групповым занятиям.
Консультация «Открытые занятия как эффективная форма методической работы»
Открытое занятие- одна из эффективных форм
организации методической работы в ДОУ
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя.
Поэтому в ДОУ используются новые, эффективные формы работы, способствующие активизации личности педагога, развитию его творческой личности.
Открытые занятия– одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ.
В образовательной практике иногда не различают открытые и обычные занятия, не представляют особенностей подготовки и проведения открытых занятий.
Открытое занятие в отличие от обычных – это специально подготовленная форма организации методической работы, в ходе которой реализуются основные направления воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.
На открытом занятии педагог показывает коллегам свой позитивный или инновационный опыт, по реализации методической идеи, применения конкретного методического приема или метода обучения.
В этом смысле открытое занятие имеет методическую цель, в которой содержатся основные позиции того, что воспитатель может показать посещающим на этом занятии.
Цели открытых просмотров разнообразны. До начала занятия педагог предварительно знакомит педагогов с занятием.
I | Характеристика группы: | -возрастные особенности детей; -степень усвоения детьми программы; -реальные учебные возможности детей. |
II | Рассказ о проекте предстоящего занятия: | -место занятия в теме, разделе и т.п.; -цели, задачи занятия; -характеристика содержания учебного -материала; -структура занятия. |
III | Обоснование проекта открытого занятия | -актуальность выбранной темы занятия; -связь темы занятия с методической проблемой, темой самообразования, над которой работает педагог. |
IV | План-схема открытого занятия | 1. Тема занятия и «имя» занятия. 2. Сформулированные методические новшества, предложенные на предстоящем занятии. 3. Краткое структурное изложение наиболее интересного элемента занятия: опорный конспект; образцы дидактических материалов (дидактические игры, раздаточный материл, образец и т.д.); памятки, буклеты; список использованной литературы. |
К подготовке и проведению открытых занятий с детьми дошкольного возраста предъявляется ряд требований.
1. Открытые занятия проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающие высокую эффективность воспитательно-образовательного процесса;
2. Открытое занятие является источником инновационного опыта и включает актуальные проблемы методической науки в области дошкольной педагогики и психологии;
3. Открытые занятия обязательно должно иметь новизну;
Новизна может относиться к содержанию дидактического материала или методикам его изучения.
Показ занятий, в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других педагогов.
В методической работе с молодыми педагогами это ограничение не всегда нужно учитывать, поскольку для них и традиционные, общеизвестные методики представляют определенный интерес.
4. Открытое занятие как форма организации воспитательно-образовательного процесса само может содержать новую, особую структуру;
5. Открытое занятие отражает решение методической проблемы, темы самообразования, над которой работает педагог;
Его индивидуальная методическая тема связывается с общей методической проблемой коллектива ДОУ, именно этот показатель в рамках занятия способствует реализации системного подхода к организации научно-методической работы в педагогическом коллективе;
6. Открытое занятие показывает (доказывает) преимущества или высокую эффективность новации или традиции в организации деятельности детей, поэтому педагог, показывающий открытое занятие, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать;
7. Педагог заранее выбирает тему открытого занятия и готовит теоретический материал, наглядность, мультимедиа, пространство занятий, оборудование и т.д;
8. При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к воспитательно-образовательному процессу, занятие проводится в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д;
9. Открытое занятие не должно наносить вред системе знаний, умений и навыков детей, их ценностям.
Дети должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая эту тему без посещающих, также недопустимо объяснение только той части темы занятия, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя следующую часть на другое занятие или другую деятельность.
10. Для посещающих обязательно готовится рабочее место, которое располагается за спинами детей, чтобы посетители не отвлекали их внимание;
Нельзя сажать посетителя рядом с ребенком, сбоку. Число посетителей на открытом занятии не может быть безграничным. Например, в группе из 20 детей приглашенных на открытое занятие бывает 10-15 педагогов. Наблюдения показывают, что посещение занятий хотя бы одним посторонним человеком создает дискомфорт и для педагога, и для детей, в связи с чем, в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписи его профессиональной деятельности.
11. Открытые занятия и их содержание не должны противоречить программам, по которым работает педагог и ДОУ в целом.
12. Недопустима «репетиция» открытого занятия с одной и той же группой или подгруппой детей;
Накануне рекомендуется сообщить детям и родителям о проведении открытого занятия, это подготовит детей к ситуации, когда на занятии будут посетители;
13. Открытые просмотры занятий и других видов деятельности проводятся в соответствии с планом методической работы ДОУ и педагоги должны располагать достаточным временем для его подготовки;
Практика показывает, что нельзя проводить в одной группе в один день несколько открытых занятий, нежелательно также проведение таких занятий в одной и той же группе и в течение месяца. Это объясняется большой психологической нагрузкой, которую испытывают дети и педагог.
14. При подготовке открытого занятия обязательно учитывается триединая дидактическая цель: обучающая, воспитывающая, развивающая и дополнительно – мотивационная;
При подготовке открытого занятия педагог должен учитывать три вида мотивации:
-социальную – создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку;
-содержательную – формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми, создание проблемной ситуации;
-прагматическую – усилить внимание детей к данному виду деятельности, развитие познавательного интереса при подготовке будущего ученика (ФЭМП, развитие речи, детское экспериментирование, изодеятельность и т.д.).
15. Для актуализации познавательного интереса детей в ходе открытого занятия педагог может использовать разнообразные методические приемы:
-четкую организацию, планирование всех частей занятия;
-интригующее начало;
-учет индивидуальных особенностей детей;
-дружелюбный тон, жесты, мимику располагающие к себе;
-мотивы побуждения к деятельности.
Анализ открытого занятия с участием посетивших занятие не является обязательным. Если планом методической работы ДОУ планируется его анализ, то вначале слово дается педагогу – автору занятия. Он напоминает методическую цель занятия и дает краткое описание работы по её достижению. В отличие от анализа занятий, посещенных с целью контроля, обсуждение открытого просмотра предполагает консультирование присутствующих, рефлексию, активное обсуждение, обмен мнениями, дискуссии, споры и т.п.
Конспекты всех открытых занятий оформляются и хранятся в методическом кабинете.
Готовясь к открытому занятию педагогу необходимо прогнозировать ожидаемые результаты и предполагаемые риски.
Методически грамотная организация открытых просмотров детских видов деятельности, в том числе открытых занятий способствует непрерывному повышению квалификации педагога в условиях ДОУ, осмыслению передового педагогического опыта на более высоком теоретико-практическом уровне, совершенствует профессиональные умения и навыки.