Коллективные творческие дела в детском саду
Автор: Чернышова Светлана Николаевна
Коллективные творческие дела в детском саду
Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. Если в творческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью), значит эти стороны личности мы и должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество.
Большое значение для формирования творческих способностей имеют коллективные творческие дела.
Коллективная творческая деятельность
— это эффективный метод воспитания, обучения и развития воспитанников, основанный на позитивной деятельной активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.
Коллективная творческая деятельность
– это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела самих ребят, вернее, коллектива, членом которого становится и взрослый.
Введение новых ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) в дошкольное образование диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГОС ДО. А творческая деятельность связывает, как правило, следующие образовательные области: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация, безопасность.
Работая с детьми своей группы «Капелька», я особое внимание уделила коллективной творческой деятельности. Поводом послужило то, что некоторое время мои воспитанники терпели неудачи в мероприятиях, где нужно было коллективно «бороться» за призовые места: дети не сотрудничали, а соперничали, каждый был сам за себя, в коллективе отсутствовал «дух команды». Нужно было как-то сплотить детей, заинтересовать, объяснить… Выход из сложившейся ситуации нашла в коллективных творческих делах
, через которые и коллектив группы можно сплотить, и творчество детей развить.
Коллективные творческие дела отличаются друг от друга по характеру общей практической заботы.
Художественные коллективные творческие дела. Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (лепка, аппликация, рисование).
Трудовые коллективные творческие дела. Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (Проводились мероприятия: «Подарок друзьям», «Трудовой сюрприз», «Книжная мастерская»).
Познавательные коллективные творческие дела. Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные коллективные творческие дела обладают богатейшими возможностями для развития у дошкольников таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (Мероприятия: «Вечер веселых задач», «Вечер разгаданных и неразгаданных тайн», экскурсии, проекты «Чудо город», «Крапива», «Береги птиц»).
Спортивные коллективные творческие дела. Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (Мероприятия: «Веселые старты», «Зов джунглей», «Лыжня России», «Кросс нации»).
Общественно-патриотические коллективные творческие дела. Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (Мероприятия: «День знаний», «Новогодний праздник», «День Защитников Отечества», «Международный женский день 8 Марта», «День Победы», проект «Моя семья»).
Организаторские коллективные творческие дела. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной организаторской деятельности (Мероприятия: дни рождения воспитанников, конкурсы рисунков и поделок).
Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.
Используя в своей работе все виды коллективного творчества, заметила, что дети научились согласовывать свои действия, мнения, быть внимательными к чувствам и эмоциям других людей, планировать свои действия, определять их последовательность.
Вся моя работа по развитию коллективного творчества у детей дала хорошие результаты. Мои воспитанники стали победителями в территориальных мероприятиях: Муниципальный фестиваль «Эта добрая сказка», «Самая красивая» — Гран-при; Муниципальный фестиваль «Русская душа» — I место; Муниципальный фестиваль детского творчества «Радуга планеты детства» Гран-при и два первых места.
А также мои дети — активные участники и победители областных, всероссийских и международных конкурсов и мероприятий: Общероссийская акция «Дерево-память»; 5 Всероссийский Фестиваль науки NAUKA 0+ Конкурс детского рисунка «Мир науки глазами детей» — I место; Всероссийский творческий конкурс для дошкольников «Пернатые друзья» — I и II места; Международный конкурс детского творчества «Краски», Конкурс рисунков «Мир глазами детей» — II, III места; IV Международный конкурс детского рисунка «Дружат дети на планете», Открытый межрегиональный турнир способностей «РостОК-SuperУм» для детей старшего дошкольного возраста — I, II, III места.
Я горжусь своими воспитанниками и результатами проделанной работы.
Воспитатель: С.Н. Чернышова
comments powered by HyperComments
Как интересно обыграть начало занятия
В возрасте четырёх-пяти лет малыши ещё не отделяют игру от непосредственно образовательной деятельности, поэтому, чтобы максимально заинтересовать их творческим занятием, воспитатель должен продумывать увлекательное начало занятия. Например, в группу может прийти письмо от доброго волшебника. У него есть чудесный сад с необычными деревьями, на которых распускаются сказочной красоты цветы и растут вкусные плоды. Но из-за проделок злой колдуньи цветочки в этом году не распустились. Малыши должны помочь — украсить деревья своими диковинными цветами.
Другой вариант — из сказочной страны в гости к ребятам приходит девочка Маша (демонстрируется кукла). Она рассказывает интересную историю. Однажды она отправилась погулять в чудесный лес, чтобы полюбоваться его красотой: все деревья там были яркие, нарядные. И вот она шла и повстречала одно грустное деревцо: оно переживало, что у него нет красивых цветочков и плодов. Маше стало очень жалко дерево, но как помочь ему, она не знает — одной ей не справиться.
Рассказывая дошкольникам подобные истории, нужно обязательно предоставить им иллюстрации к ним — картинки с изображением волшебной природы. Это могут быть сады и полянки, где растут яблони с плодами огромных размеров, деревья с нежно-сиреневой листвой, растения причудливой формы, между которыми гуляют сказочные персонажи (феи, единороги, антропоморфные насекомые и пр.).
Фотогалерея: картинки с изображением волшебных картин природы
Дерево с огромными корнями и чудесными плодами
Яблоня с огромными аппетитными яблочками
Между нежного цвета деревьями расположились феи и единороги
Разноцветные деревья, среди которых отдыхают милые жучки и птички
Малыши всегда любят перевоплощаться в представителей какой-либо профессии, сказочных героев. Поэтому с энтузиазмом воспримут предложение воспитателя на время стать волшебниками и сотворить образ волшебного сада, который они по своему желанию могут заселить необычными деревьями, цветами, птичками, жуками, бабочками.
Накануне занятия хорошо предложить ребятам пособирать пазлы на тему «Сад».
Перед творческим занятием хорошо предложить дошкольникам пазлы на соответствующую тематику
Начать занятие изобразительным творчеством можно с коротенькой сказки или эпизода из подходящего произведения (ведь, слишком длинный рассказ утомит детей). Например, в сказочной истории «Волшебный сад» Елены Жеряковой девочка Лиля видит сон, в котором она направляется в чудесный замок и там встречает свою кошку. Оказывается, животное умеет разговаривать и предлагает своей хозяйке прогуляться по саду. Лиля видит красивые цветы: некоторые её мама выращивала на даче, а другие она никогда раньше не видела. В саду был чудесный запах, а в небе сияла яркая радуга. Настроение девочки стало просто прекрасным. Кошка рассказывала ей про названия цветов и разные интересные факты из жизни растений (недаром, летом её брали с собой на дачу). А ещё она поведала Лиле, что этот сад волшебный: если посмотришь на цветочки и вдохнёшь их чудесный аромат, то всё плохое забудется.
Для занятия подойдёт и следующая сказка с одноимённым названием, которую придумала школьница Ефимова Маргарита. У одной семьи был большой сад, где росли разные плодовые деревья: яблони и груши, сливы и абрикосы. И однажды туда прилетели красивые птицы. Сын же схватил палку и стал отгонять их. Отец отругал мальчика. А на следующий день сад загрустил, а все плоды стали горькими. Оказывается, птицы были волшебными, и пели деревьям волшебные песни, а вот теперь они обиделись и больше не прилетают. Мама сказала сыну, что он должен пойти в лес, найти птичек и извиниться перед ними. Мальчик так и сделал, и тогда сад снова оживился и плоды стали вкусными.
Заслуживает внимание и история Елены Пищулиной-Волковой «Сказка о любви. Волшебный сад» (предназначенная для детей и взрослых). Здесь идёт речь про чудесный добрый сад, который беседовал с солнышком.
«Солнечный свет брал за руки Радость и Тепло (хотя немного тепла всегда оставалось, чтобы согревать беседу) и тихо, и спокойно шёл по Саду. Тепло же догоняло их чуть позже, уже согрев общение Сада и Солнышка, оно спешило за Радостью и Солнечным светом. Ах, Боже ты мой! Как прекрасно было в этом Саду — в нём все любили друг друга: и деревья, и цветы, и весёлые пчёлы и легкокрылые бабочки, и беззаботные стрекозы, и жучки, и паучки — ведь Солнечный свет был рядом, а Тепло входило в Душу Сада и согревало её, а Радость, которую несли гости, наполняла сердца всех его обитателей».
После прочтения подобных произведений можно предложить ребятам создать образы антропоморфных деревьев, населяющих необычный сад: приклеить им, помимо прочих деталей, глазки и улыбку (детали предоставляет воспитатель).
Для передачи образности, выразительности в занятие хорошо включать художественное слово (загадки, стихи, поговорки).
Птички, пчелки, цветочки, деревья, Все живут в нашем дивном саду, Этот сад мы придумали сами В нашем маленьком детском саду. Мы трудились все вместе и вот, Этот сад на бумаге цветет Очень яркий, красивый,чудной Сделан нашей умелой рукой.
Новрузова А.Л.
https://mbdou6-krop.ru/?p=3043
Малыши очень любят подвижные игры и динамичные физкульминутки. Их обязательно нужно использовать на занятии, подобрав соответствующую тематику.
Физкуль
Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! | Потягивания — руки в стороны |
Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. | Потягивания руки вверх |
Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, | Дети машут руками |
Даже толстые стволы Наклонились до земли. | Наклоны вперед |
Вправо-влево, взад-вперед – Так деревья ветер гнет. | Наклоны вправо-влево, вперед-назад |
Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? | Вращение туловищем |
Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. | Дети садятся за столы |
Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. | плавное покачивание поднятыми вверх руками |
Руки нагнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. | встряхивание рук перед собой |
В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. | горизонтальные, одновременные движения руками вправо — влево |
Как они сядут, тоже покажем – Крылья сложили назад | Дети садятся и складывают руки за спиной |
Пальчиковая гимнастика «Наклонил орешник ветки…»
Наклонил орешник ветки, Дарит всем зверям орешки | поглаживают ладоши |
Вот орешек для бельчонка Вот орешек для мышонка, Вот орешек хомячку, Вот орех бурундучку, И орешек для меня. | поочередно массируют пальцы |
Приготовил он друзья | потереть ладони друг о друга |
Физкуль
Распрямили стебли, вытянули ветки. | Поднять руки вверх |
Расправили листочки, пошелестели листочками. | Пошевелить пальцами |
Гимнастика для стебля | Наклоны туловища вправо-влево, вперед-назад |
Гимнастика для корней | Вытянули правую ногу — вращение ступней, вытянули левую ногу — вращение ступней |
Моем листья и стебли под дождем | Подняли руки вверх, растопырили пальцы, подставили ладошки дождю, кружимся |
Подвижная игра «Живая клумба». Дети разделяются на три команды: Золотые шары, Ромашки, Ноготки и Бархатцы. В центре клумбы растут золотые шары — они самые высокие. Ребята поднимают руки вверх и кружатся вокруг себя. Второй круг — это ноготки, они образуют хоровод вокруг золотых шаров. А третий круг — малыши-бархатцы: они приседают на корточки, потому что эти цветы самые низкие.
Подул ветер, цветочки оживают и шевелятся: золотые шары — кружатся, ноготки движутся по кругу в одну сторону, а бархатцы — в другую.
Грибы из гофрированной бумаги
Вам понадобится: гофрированная бумага, ножницы, клей, бумажная соломинка, бумага «соты», краски по желанию.
Мастер-класс
- Ознакомьтесь с шаблоном гриба.
- Вырежьте из гофрированной бумаги 2 прямоугольника.
- Сформируйте шляпку грибка, склеив их, как показано на фото.
- Вырежьте маленький кружочек гофробумаги и приклейте его в центр, закрыв отверстие шляпки.
- Возьмите фигурную бумагу «соты», сложите несколько раз и вырежьте полукруг. Сделайте 2 таких многослойных заготовок.
- Склейте заготовки полукруги между собой и сформируйте пластинки гриба, как показано на изображении.
- Приклейте пластинки к нижней части шляпке грибка.
- Обклейте гофрированной бумагой соломинку и приклейте её в качестве ножки гриба.
- Сделайте целую коллекцию грибов разных размеров.
- По желанию покрасьте либо затонируйте их.
Грибы из гофрированной бумаги готовы!
Осенние листья
Вам понадобится: двухсторонняя цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, линейка.
Мастер-класс
- Подготовьте 10 квадратов цветной бумаги размером 8х8см.
- Возьмите один квадрат и сложите, как показано на фото-инструкции. Должен получиться ромб.
- Таким способом сложите всего 6 заготовок.
- Возьмите 3 квадрата и сложите их, чтобы получились треугольники.
- Склейте между собой 2 ромба и в центре один треугольник.
- Проделайте этот процесс со всеми деталями.
- Склейте заготовки вместе, сформировав листик.
- Сделайте всего 8 листиков разного цвета таким же способом.
- Склейте листики по кругу между собой, затем украсьте парочку из них, сделав мордочку.
Яркие осенние листья из цветной бумаги готовы! Рекомендую к просмотру данное видео!
Тыква
Вам понадобится: втулки от туалетной бумаги либо бумажных полотенец, ножницы, шпагат либо верёвка, палка, клей пва, для декора – блёстки либо страницы книг.
Мастер-класс
- Нарежьте втулку на кружочки.
- Нанесите клей на одну деталь, посыпьте блёстками либо приклейте кусочек страницы и оставьте высыхать.
- Проделайте декорирование блёстками либо страницами книг с каждой деталью.
- Соберите кружочки на шпагат, сформировав тыкву.
- Приклейте палку в серединку тыквы.
Тыква из втулок готова! Ещё больше поделок из втулок Вы найдёте ЗДЕСЬ.
Жёлуди
Вам понадобится: картон, ножницы, клей-карандаш, маркер, шаблоны.
Мастер-класс
- Распечатайте шаблон крышки.
- Распечатайте шаблон коробки.
- Вырежьте их.
- Сделайте загибы в обозначенных местах.
- Сложите коробку и крышку, как показано на фото-инструкции.
- Зафиксируйте клеем.
- Сделайте из бумаги маленький листок-вкладыш и нарисуйте ему мордочку.
- Сделайте целую коллекцию ярких желудей.
Жёлуди-коробочки готовы! Рекомендую к просмотру данное видео!
Вам понадобится: тонкая книга без обложки либо журнал, цветная бумага, ножницы, чёрный маркер, клей, помпон, декоративные глазки.
Мастер-класс
- Загните верхний и нижний угол первой страницы, как показано на фото. Повторите этот процесс со всеми страницами до середины книги.
- Загните углы страниц, поменяв их направление на второй половине книге.
- Вырежьте 4 лапки из цветной бумаги и наметьте коготки двумя полосками, используя маркер.
- Приклейте лапки по разным углам.
- Сделайте мордочку ёжику, приклеив глазки и носик-помпончик.
Ёжик из книги готов!
Гирлянда из листьев
Вам понадобится: цветная бумага либо картон, простой карандаш, шаблоны листьев, ножницы, иголка, скотч, тонкая верёвка.
Мастер-класс
- Перенесите шаблоны листьев на цветную бумагу.
- Вырежьте их.
- Нанизайте листья на верёвку через иголку.
- Количество листьев и размер гирлянды зависит от Вашего желания.
- Подвесьте гирлянду на стену, закрепив её на скотч.
Гирлянда из осенних листьев готова!
Идея 1. Осенний топиарий
Топиарий – это декоративное дерево, которым можно украсить обеденный стол, каминную полку или пространство у входной двери. Для его изготовления вы можете использовать природные или искусственные материалы, например: листья, ягоды на веточках, желуди, шишки, каштаны, цветы, засушенные дольки цитрусов, а также фетр, сизаль, лен и все, что подскажет вам ваша фантазия. В следующем слайдере вы можете увидеть несколько примеров таких осенних поделок.
Далее представляем вам простой мастер-класс по изготовлению осеннего декоративного деревца из искусственных листьев и ягод.
- Глиняный горшок;
- Деревянная палочка или ветка;
- Два шара из пенопласта или флористической пены;
- Материалы для украшения кроны;
- Сухой мох (можно заменить его сизалем);
- Клей-пистолет и несколько палочек клея;
- Ножницы;
- Бокорезы или секатор;
- Акриловые краски для покраски ствола, шара и горшка (не обязательно).
Шаг 1. Вырежьте острым предметом в шаре-основе отверстие под ствол глубиной около трети его диаметра. Капните в отверстие горячий клей и вставьте в него ствол.
Шаг 2. Вставьте второй шар в горшок. Если шар недостаточно плотно сидит в горшке, проложите вокруг него газету. Вырежьте в шаре отверстие под ствол глубиной 2-3 см. Вставьте в отверстие ствол с кроной и скорректируйте его длину. Далее капните клей в отверстие шара, установите в него ствол и начните заполнять отверстие клеем, подкладывая вокруг ствола и маленькие кусочки бумаги. Это нужно для того, чтобы горячий клей не слишком углубил отверстие.
Шаг 3. Покрасьте горшок в желаемый цвет, если его первоначальный вид вам не нравится. В данном проекте горшок покрасили спрей-краской в оттенке темной бронзы от Rustoleum (продается в строительных маркетах, например, в Леруа Мерлен).
Помните, что оформление горшка должно быть простым и незатейливым, чтобы не отвлекать внимание от кроны. При необходимости на этом этапе покрасьте ствол и/или шары. Шары желательно красить для того, чтобы пробелы между декоративными деталями были незаметны.
Шаг 4. Пока краска на нашей заготовке сохнет, рассортируйте декоративные детали по виду и размеру. Если вы используете искусственные листья, цветы и ягодки с проволочным основанием, то, отрезая их, оставляйте «стебли» длиной около 2 см. Это нужно для того, чтобы не только приклеить детали, но и воткнуть их в шар — тогда они будут держаться надежнее. Если «стебли» не имеют проволоки, то детали лучше срезать «под корень».
Шаг 5. Теперь настало время для самого интересного – создания кроны. Сначала равномерно распределите и приклейте на шар самые крупные детали, затем средние. И наконец, заполните пробелы маленькими украшениями.
Шаг 6. Ну, вот и все, осталось только задекорировать шар в горшке сухим мхом или сизалем, предварительно обработав его клеем.
Объёмный зонтик
Вам понадобится: двухсторонняя цветная бумага, циркуль, простой карандаш, ножницы, клей-карандаш либо клейкая лента, толстая проволока, ниточка.
Мастер-класс
- Вырежьте из цветной бумаги 16 кружочков одного диаметра.
- Сложите каждый кружок 2 раза пополам.
- Закрепите каждую заготовку в верхней круглой части клеем, чтобы она была раскрыта только снизу, а сверху не раскрывалась.
- Возьмите 2 заготовки и склейте их по прямым углам между собой.
- Склейте остальные заготовки между собой по кругу, сформировав верхнюю часть зонтика.
- Сформируйте ручку зонтика с петелькой из проволоки, затем прикрепите её.
- Подготовьте отрезок ниточки и подвесьте зонтик за петельку.
Объёмный зонтик из цветной бумаги готов! Рекомендую к просмотру данное видео!
Практическая польза реализации поделок
Творческие проекты, которые реализуются в старших и подготовительных группах детского сада во время занятий или самостоятельно в домашних условиях, позволяют детям не только приобрести новые умения, но и закрепить полученные ранее навыки. Подобный подход позволяет облегчить адаптационный период в школе. Во время занятий развиваются:
- память;
- внимательность;
- терпение;
- усидчивость;
- прилежание.
Для достижения поставленных целей воспитатели используют разнообразные материалы в проектной деятельности. Это:
- работа с бумагой;
- природные материалы;
- пластилин;
- вата, пластик.
Поделки выполняются на разные тематики. Воспитатели стремятся сплотить детский коллектив, обучая работать в команде и по отдельности, организуя выставки работ, выполненные совместно с родителями.