Конспект ООД на метеоплощадке с детьми второй младшей группы ДОУ «Солнечные лучи»
Конспект занятия на метеоплощадке «Солнечные лучи». Вторая младшая группа
Вторая младшая группаЦель: развитие наблюдательности к явлениям природы. Задачи: • учить наблюдать за явлениями неживой природы, анализировать и делать выводы; • расширять и уточнять знания детей о солнце, свойствах солнечных лучей; • развивать мышление, учить самостоятельно делать выводы по итогам наблюдения; • обогащать и пополнять словарный запас. Предварительная работа: разучивание приветствия, беседа о солнце, во время прогулок наблюдение за нагреванием предметов на солнце, разучивание подвижной игры «Солнечные зайчики». Погодные условия: переменная облачность, с ярким солнцем. Оборудование: зеркало, миска с водой, лист белого картона.
Ход занятия
Дети и воспитатель выходят на метеоплощадку.
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, какая сегодня погода? Ответы детей. Воспитатель: Верно – солнечная, теплая, ясная. Небо чистое, на нём ярко светит солнце. Дети отмечают состояние погоды на метеостенде. Воспитатель вместе с детьми читают стихотворение: Туча прячется за лес, Смотрит солнышко с небес — И такое чистое, доброе, лучистое. Если б мы его достали, Мы б его расцеловали.Воспитатель: Ребята, можно ли достать солнце? Верно, нельзя! Мы можем видеть солнечный свет, почувствовать его тепло и поиграть с солнечными лучиками. Наблюдение «Солнечный лучик». Воспитатель достаёт зеркало, с помощью зеркала ловит лучик и обращает внимание детей на то, как солнечный «зайчик» двигается по метеоплощадке. Воспитатель: Посмотрите, как быстро двигается солнечный лучик. Вот он на скамейке на солнечной стороне, вот он в тени на стене. Где солнечный луч более заметен в тени или на солнышке? Ответы детей. Воспитатель: Ребята наш лучик исчез! Что произошло? Ответы детей. Воспитатель: Верно, солнце скрылась за тучей, через неё солнечные лучики к нам не могут попасть. Посмотрите, ветер прогнал тучу, и солнечный зайчик вернулся к нам! Давайте поиграем вместе с солнечным лучиком в весёлую игру «Солнечные зайчики». Игра средней подвижности «Солнечные зайчики». По сигналу воспитателя «Солнце» дети свободно прыгают по площадке, по сигналу «Туча» приседают и прячутся за ладошками. Игра повторяется 2-3 раза. Наблюдение: «Тёплые и холодные предметы» Воспитатель: Ребята, вы знаете, что солнце не только светит, но и согревает все вокруг. Посмотрите «лучик» прыгнул на скамейку. Ах, как тепло! Потрогайте скамеечку, какая она: тёплая или нет? Что её нагрело? Да, солнечные лучи! Летом солнце сильно греет – нагрело и скамейку. Теперь зайчик прыгнул на камни, в таз с водой. Дети вместе с воспитателем обходят метеоплощадку и выясняют, что тёплыми стали стол, вода в миске, забор, стенд и т.п. Воспитатель: Что нагрело предметы? Ответы детей. Воспитатель: Верно, солнечные лучи. Воспитатель: Теперь потрогаем скамейку (стенд, камни) с другой стороны, какая она? Ответы детей. Воспитатель: Верно, в тени, все предметы более холодные потому, что солнечные лучи не передали им свое тепло. А у вас есть тень? Ответы детей. Игра с тенью «Тени на стене». Воспитатель: С тенью можно придумать много весёлых игр. При помощи кистей рук изобразить на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте еще раз посмотрим на наши тени, какого они цвета? Ответы детей. Воспитатель: Цвет у тени такой же, как у предмета, на котором она лежит. У нее просто яркость меньше. А вот в солнечном лучике прячутся все цвета радуги. Вы хотите их увидеть? Ответы детей. Эксперимент «Эффект радуги». Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета – воспроизводим эффект радуги. Ход: Поставить миску с водой на солнечное место. Опустить небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркало под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга». Воспитатель: Ребята вам понравилось играть с солнечным лучиком? Что нового вы сегодня узнали? Ответы детей. Воспитатель: Молодцы. Верно: солнечные лучи нагревают и освещают все вокруг и нас с вами, Сейчас я предлагаю вам нарисовать на асфальте разноцветными мелками радугу.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД во 2 младшей группе по теме: Дикие и домашние животные Конспект занятия по математике во 2 младшей группе по сказке «Колобок» Конспект театрализованного занятия во второй младшей группе Конспект НОД по ознакомлению с окружающий миром во второй младшей группе
Похожие статьи:
Краткосрочный проект в ДОУ по теме «Театр. Музыка» Вторая младшая группа
Конспект занятия во 2 младшей группе детского сада. Профессия повар
Конспект занятия в детском саду во 2 младшей группе. Профессия врача
Конспект занятия по социально — коммуникативному развитию в младшей группе детского сада
Прогулка. Наблюдение за движением солнца
Лидия Нарежная
Прогулка. Наблюдение за движением солнца
Педагогическая цель: развивать познавательные интересы детей, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе; закреплять знания о частях суток; развивать ритмичную, вырази-тельную речь, быстроту реакции, скорость бега; точность движений и глазомер.
Целевые ориентиры образования: проявляет интерес к природным объектам; инициативен в беседе, отвечает на вопросы, задает встречные; внимательно слушает чтение взрослого; проявляет стремление к трудовым действиям, соблюдает условия игры, проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям.
Осваиваемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»
,
«Познавательное развитие»
,
«Речевое развитие»
,
«Художественно-эстетическое развитие»
,
«Физическое развитие»
.
Наблюдение за Солнцем. Зачем?
Астрономические наблюдения древние люди делали по двум причинам. С одной стороны, на это их толкали нужды повседневной жизни, такие как определение периодов дождей и засухи. Ведь именно небо могло сообщить людям, когда начинать сеять и когда собирать урожай. В тропических широтах это знание было особенно ценным, так как сезон дождей там начинается резко, и, если пропустить нужный момент, это может обернуться голодом и страшными бедами для людей.[1] С другой стороны, древние жители Месоамерики верили во влияние небесных тел и явлений на судьбы людей. Многие ученые не раз акцентировали внимание на том, что древние обитатели этой территории были больше астрологами, чем собственно астрономами.
Какие же небесные тела и явления могли наблюдать те, кто проживал в древней Центральной Америке? Те, что легко заметить невооруженным глазом: Солнце, Луну, Венеру, Марс, Юпитер, звезды и созвездия, кометы, солнечные и лунные затмения, ежегодный цикл Плеяд.[2]
Жрец наблюдает за ночным небом, Кодекс Мендоса
В данной статье мы кратко рассмотрим несколько аспектов, имеющих отношение к самому значимому из этих объектов – Солнцу. Разумеется, данные, представленные здесь, не могут считаться исчерпывающими по теме. Это лишь краткий обзор основных проблем и вопросов, связанных с местом Солнца в культурах древней Месоамерики. Таким образом, здесь мы коснемся только одного небесного объекта из многих, исследуемых археоастрономами.
Именно Солнце определяет наш жизненный ритм. Движение Солнца в течение года дает нам четыре ключевые даты: осеннего и весеннего равноденствий, летнего и зимнего солнцестояний.
Движение Солнца в дни равноденствий и солнцестояний
На данной картинке показано движение Солнца для умеренных широт. Здесь Солнце никогда не достигает зенита, а центром ночного неба является Полярная звезда. В пределах тропика Рака (южнее 23°26’ с.ш.) характерно достижение Солнцем зенита в своей высшей точке в день летнего солнцестояния. На широте 23°26’ с.ш. Солнце только доходит до зенита (то есть располагается прямо над головой наблюдателя), а вот в более южных широтах (до 23°26’ ю.ш.) Солнце проходит через зенит 2 раза в год. Чем ближе к экватору, тем интервал между двумя прохождениями Солнца через зенит будет больше.
Если мы будем наблюдать движение солнца в течение года в одно и то же время и фиксировать свое наблюдение, то в итоге получим такую картинку (аналемму).
Для северных широт
Для средних широт
Самая верхняя точка аналеммы – это летнее солнцестояние. Самая нижняя – зимнее. Точка пересечения – это 15 апреля и 29 августа. Чуть ниже точки пересечения находятся положения Солнца в дни равноденствий. Если для средних широт аналемма расположена под наклоном, то в тропиках она лежит горизонтально. А это значит, что древним жителям Месоамерики не казалось, что в дни солнцестояний светило было выше или ниже, для них эти две точки характеризовали крайнее южное и крайнее северное положения Солнца.
Из-за своего положения в пределах тропика Рака географическая широта Месоамерики определяет ряд особенностей по отношению к наблюдению Солнца. Если в более северных широтах выделяется 4 сезона, то в тропиках только 2 (сезоны дождей и засухи). Для этой территории очень важную роль играют такие явления, как прохождение солнца через зенит, так как оно связано с климатом. Первое прохождение солнца через зенит знаменует скорое наступление сезона дождей, что является необходимым условием для посева маиса. Эта взаимосвязь нашла отражение в мифологии и ритуалах.[3]
[1] Johanna Broda. Mesoamerican Astronomy and the Ritual Calendar, стр.250\Science Across Cultures: The History Of Non-Western Science. Volume 1 Astronomy Across Cultures 2000
[2] Johanna Broda. Mesoamerican Astronomy and the Ritual Calendar, стр.234\Science Across Cultures: The History Of Non-Western Science. Volume 1 Astronomy Across Cultures 2000
[3] Stanislaw Iwaniszewski. The Length of the Year in Maya Calendar and Astronomy, стр. 291\Anthropological Notebooks 2013, Year XIX, supplement