Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №22 «Журавлик» города Сафоново Смоленской области
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Образовательная область «Познавательное развитие»
раздел «Трудовое воспитание»
«Уход за комнатными растениями. Полив»
Подготовила: Усова Елена Викторовна
воспитатель высшей квалификационной категории
Цель: Закрепление знаний об основных потребностях комнатных растений.
1.Развивать интерес к комнатным растениям.
2. Закрепить навыки ухода за комнатными растениями
3. Воспитывать у детей интереса к растениям, желание наблюдать и бережно ухаживать за ними
Материалы: фартуки, тряпочки, лейки, тазик с водой, карточки-схемы по уходу за растениями, несколько посаженных в горшки ростков бальзамина.
Предварительная работа: беседа о комнатных растениях; чтение стихотворений и загадок о растениях; рассматривание комнатных растений; совместная работа по уходу за растениями; работа по схемам «Потребности растений», «Полив комнатных растений».
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
На окнах зеленеют,
(Дети догадываются, что это растения).
2.Беседа о комнатных растениях:
Воспитатель: Ребята, на дворе весна, а в это время все живое пробуждается ото сна. Скажите, почему про растения можно сказать, что они живые? Назовите признаки живого? (потому что растения растут, размножаются, дышат, питаются, погибают).
Воспитатель: Правильно. А еще растения поглощают плохой воздух, радуют и успокаивают нас, украшают наш дом, движутся, поворачиваясь к солнцу. Воспитатель: Скажите, как называются растения, которые растут в горшках комнате?
Воспитатель: Правильно. Растения все разные и называются они по-разному. (Показываю и называю некоторые цветы).
Воспитатель: Назовите цветы, которые растут у нас в группе. (герань зональная, фиалка узамбарская, бальзамин, хлорофитум, колеус, декабрист (зигокактус).
Воспитатель: Мы с вами сказали, что все растения живые. А раз они живые, то их нельзя оставлять без внимания. Для того, чтобы они росли и цвели, за ними надо ухаживать.
Воспитатель: Что значит ухаживать за цветами? (ответы детей)
Воспитатель: Да. Сначала растение надо посадить в землю, потом поливать его водой, рыхлить землю и еще, каждому цветку обязательно нужны свет и тепло.
Воспитатель: Оказывается, вы много знаете о том, как надо ухаживать за растениями, которые живут в домах рядом снами.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Воспитатель (показывает таблицы-рисунки ухода за комнатными растениями): Ребята, попробуйте по этим таблицам отгадать, какие из работ по уходу за нашими цветами изображены здесь. (Полив, опрыскивание, рыхление, удаление пыли с листьев)
Воспитатель: Ребята, мы с вами пьем воду, когда захотим. Животные тоже. А как узнать, хотят ли пить наши растения? Мы решили их полить, а может быть, им вовсе сейчас не нужна вода? (ответы детей)
(Если дети затрудняются, то задаются наводящие вопросы)
Воспитатель: Правильно, молодцы! Растения надо поливать, когда земля сухая на ощупь и листочки вялые.
Воспитатель: Есть ли у нас в группе такое растение? (Нет). А вот это (на стол выставляется комнатный бальзамин в состоянии увядания). Сравните эти два бальзамина: чем они отличаются? Почему? Его не забыли полить, а специально несколько дней не поливали, чтобы вы смогли увидеть, что произойдет с цветком, если его не поливать. Бальзамины очень любят влагу. Им нужно много воды. В летнее время земля в горшке всегда должна быть влажной. Зимой избытка влаги нельзя допускать, так как растение загниет. Запомните: до увядания никакое растение доводить не надо, оно от этого сильно болеет.
Воспитатель: Ребята, а кто хочет попробовать полить нашего Ваньку мокрого или Недотрогу — так его еще называют в народе?
(Ребенок берет лейку и поливает цветы сверху).
Воспитатель: Ребята, правильно ли был полит цветок? (ответы). Нет, так поливать цветы нельзя. Поливать надо осторожно, тоненькой струйкой, носик лейки прижимать к краю горшка, на листочки воду не лить. Вот так (показываю, как полить цветы). А еще, вода должна быть отстоявшейся, комнатной температуры.
Воспитатель: Дети, скажите, а почему воду надо лить тоненькой струйкой и не прямо под корень? (Ответы детей)
Воспитатель: Сильной струей польешь, почва горшка вымоется на стол и будет грязь. А самое главное – сильной струей можно оголить корни цветка и они высохнут.
Воспитатель: А теперь посмотрите на свои растения (у каждого на столе стоит по одному горшку с ростком бальзамина). Надо ли их поливать? Почему вы так считаете? (земля в цветке сухая и светлая)
Воспитатель: Правильно, если почва светлая, на ощупь сухая, даже иногда в трещинах, значит нужно полить.
3.Практическая работа по поливу, по ходу ее воспитатель корректирует действия детей:
Воспитатель: Берем лейки и начинаем поливать. Кто уже полил свое растение, наблюдайте, что происходит с водой. (у кого то вода быстро выливается в поддонник, у кого то нет. Какой вывод можно сделать? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, если лить медленно, то воды выбегает мимо не так уж много, а, если все сразу, то много).
Воспитатель: Итак, как будете поливать растения дома и в группе? Что сделаете, если вода вытечет мимо? (Ответы детей). Найдите у себя на столах, то чем будете вытирать пролившуюся мимо воду, аккуратно все вытрите, промойте тряпочку в тазике с водой.(дети наводят порядок на столах, ставят растения на место, указанное воспитателем, моют руки).
Воспитатель: Довольны ли вы своей работой? Чему можете научить сегодня дома маму или кого-то еще? (Ответы детей) А как узнаете, надо ли поливать ваши растения? Какую воду надо брать?
Картотека наблюдения за комнатными растениями младший возраст
«Знакомство с бальзамином»
Цель:
Продолжать обучать детей описывать растения, отличая при этом различия и сходство между ними и наиболее характерные признаки внешнего вида. Учить описанию по плану, предположенному воспитателем. Закрепить знания детей о названиях растений.
Познакомить их с новым растением — бальзамином, дать его бытовое название «огонек».
Объяснить название растения. Поддерживать и укреплять интерес детей к комнатным растениям и наблюдениям за ними.
Ход :
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель – Ребята, к нам в гости пришел Мишка. Он говорит, что совсем ничего не знает о комнатных растениях. Давайте ему немного расскажем (дети: «давайте»). Мишка садись удобнее и слушай внимательно.
Воспитатель – Посмотрите и скажите, что стоит на моем столе? (ответы детей).
— Как называются эти комнатные растения? (ответы детей), например (герань, фикус). Какие у них листья по форме, размеру, цвету, поверхности? Есть ли у растений цветки?
Какие они и сколько их ? (ответы детей).
Воспитатель – Ребята, посмотрите внимательно и скажите мне, какое комнатное растение я держу в руках? Правильно, это фикус, а давайте рассмотрим его.
Воспитатель – Какого он размера? ( ответ детей: «большой, похож на дерево»), отвечая на вопросы воспитателя , дети устанавливают, что стебель у этого растения прямой, высокий, листья большие, по форме овальные, темно – зеленого цвета.
Воспитатель – Что можно еще сказать о листе? ( предлагая потрогать листок)
— Какой он на ощупь? ( ответы детей: гладкий, блестящий).
После этого подводят итог: что сказал о растениях каждый, как можно охарактеризовать растение в целом.
Воспитатель предлагает детям также рассказать о других растениях, сравнить их между собой по размеру, форме и окраске листьев и другим признакам.
Воспитатель – Молодцы, ребята! Вот видишь Мишка, сколько ребята знают.
Мишка – Да, молодцы! Благодаря вам ребята, я очень много узнал о растениях. Чем они отличаются друг от друга, какие у них листья, какого цвета. Я раньше думал, что все растения одинаковые, оказывается это совсем не так.
Воспитатель – Ребята, а у меня для вас сюрприз. Я принесла вам новое комнатное растение, хотите с ним познакомиться? ( ответ детей – конечно Н Е Т). А ты Мишка?
Воспитатель – Тогда смотрите и слушайте внимательно. Ладно? Я в руках держу новое растение, которое называется «Бальзамин» , а в народе его называют просто «Огонек».
Мишка смеется над названием «огонек»
Воспитатель – Да, Мишка, ты не смейся, этот цветок, так и называют «Огонек». А хотите узнать почему? ( ответы детей). Потому что, у него много маленьких красных цветочков.
Мишка – Ну, теперь понятно.
Воспитатель – Ребята, посмотрите на цветок и расскажите о нем так же, как вы рассказывали о других растениях. (Дети рассматривают «огонек», описывают его).
Воспитатель – Нравиться вам, «огонек»? Он останется у нас в группе. Какое место мы найдем для него? (ответы детей).
Правильно, «огонек» будет хорошо расти там, где много света и солнца. А теперь сравним «огонек» и другое растение – дружную семейку. Похожи они? Чем они похожи? Какие у них листья? (ответы детей).
Задавая вопросы, воспитатель побуждает детей к характеристике каждого растения в целом, а сравнение его с другими даёт возможность уточнить признаки, характерные для каждого растения. В конце занятия проводиться дидактическая игра.
Воспитатель – Сейчас мы с вами поиграем. Хотите? (ответ детей:….)
Один из детей «водит», а другие дети прячут какое — нибудь растение.
Ребенок, поворачиваясь должен отгадать какое растение убрали. В конце занятия воспитатель даёт оценку знаниям детей, ребята ставят небольшие растения на свои места.
Воспитатель – Ну вот Мишка, мы с ребятами тебе и рассказали о комнатных растениях. Тебе понравилось?
Мишка – ДА! Спасибо большое ребята. Теперь, я много всего могу рассказать своим друзья, про комнатные растения.