Проект по развитию связной речи «Умелые рассказчики»
автор: Филиппова Анна Александровна
Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 3» с. Ижма
Проект по развитию связной речи «Умелые рассказчики»
МБДОУ «Детский сад № 3» с. Ижма
Проект по развитию связной речи «Умелые рассказчики»
Учитель-логопед: Филиппова А.А
Актуальность:
обусловлена тем, что в настоящее время проблемы
,
связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей развития и воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка речи
.
Связная речь — высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Эта актуальность возрастает с детьми с двуязычием ( в данном случае русский и коми языки).
Проблема:
Трудности формирования у детей с двуязычием связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составление рассказов по картине, и серии картинок, составление описательных рассказов. Низкий уровень развития творческого воображения у некоторых детей
Цель:
развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа).
Гипотеза:
наличие систематизированных представлений о современных методах и приемах развития связной монологической и диалогической речи детей старшего дошкольного возраста и их целесообразное использование на практике способствует повышению качества работы по развитию речи детей детского сада и более успешной подготовке дошкольников к обучению в школе.
Задачи:
-совершенствовать и развивать диалогическую форму речи;
-развивать монологическую форму речи;
-учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
-учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержание сюжетной картины;
-составлять рассказ по картинкам с последующими развивающими событиями;
-развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Ожидаемые результаты работы по проекту.
Создание системы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Положительная динамика по результатам диагностики в разделе развитие связной речи.
Сохранение здоровья детей.
Осуществление тесного взаимодействия с семьями воспитанников по вопросу развития связной речи детей в ходе совместной подготовки к школьному обучению.
Создание в ДОУ и дома условий, способствующих развитию грамматически правильно оформленной связной речи у дошкольников.
Участники проекта:
Дети подготовительной группы, воспитатель, родители, педагог-психолог, учитель-логопед, изо руководитель, музыкальный руководитель.
Вид проекта:
Информационно — практический, долгосрочный, коллективный.
Срок реализации:
Учебный год (сентябрь-май)
Содержание проекта.
1 этап.
Поисково-подготовительный. (сентябрь)
Цель: Выявление основных проблем в речевом развитии детей. Определение основных направлений дальнейшей работы. Составление методических разработок по коррекции и развитию речи детей. Привлечение родителей и педагогов к помощи логопедам в реализации проекта.
Мероприятия:
1.Диагностика детей.
2.Анкетирование родителей «Развитие связной речи детей».
3.Подбор необходимых материалов: литературы, словесно-дидактических игр, наглядного пособия, раздаточного и демонстрационного материала.
4.Составление педагогически-коррекционной технологии (перспективных и индивидуальных планов, конспектов занятий, мероприятий совместной деятельности взрослых).
5.Перспективное планирование по связной речи через дидактические игры в старшей и подготовительной группе в соответствии с лексическими темами.
6.Создание развивающей среды в детском саду и дома.
2 этап.
Основной, формирующий. (сентябрь-апрель).
Цель: Апробирование мероприятий проекта. Формирование связной речи детей в разных видах деятельности. Корректирование речи со стороны взрослых в повседневном общении с ребёнком. Создание оптимальных условий для преемственности в работе педагогов и семьи. Повышение уровня родительской мотивации в коррекции речевого развития детей.
Мероприятия
:
1.Проведение занятий логопедом и педагогами согласно перспективным планам.
2.Реализация перспективного планирования по связной речи через дидактические игры в старшей и подготовительной группе в соответствии с лексическими темами.
3.Чтение литературных произведений в детском саду и дома. Беседы о прочитанном. (Чтение сказок, рассказов, стихов, научно-познавательной литературы).
4.Экскурсия в детскую библиотеку «Книги – это интересно».
5.Выставки детских книг со сказками «Волшебная страна».
6.Заучивание стихов, чистоговорок, потешек.
- Информационные листы для родителей:
- «Словесные игры и упражнения в формировании правильной речи у детей»
- «Семейные игры – импровизации или как с пользой провести вечер»
- «Учимся рассказывать»
- «Памятка для грамотных родителей»
- «Нас сказка учит говорить»
- «Общаясь, развиваем речь»
- 8. Оформление альбома с детскими рисунками и рассказами «Зимние забавы».
- Конкурс рисунков «Мой папа»
- .Видеозапись рассказов детей по лексической теме:
- «Наши мамы».
- Закрепление пройденного материала на логопедических часах, дома по заданию логопеда.
- Обсуждение сценариев праздников, подбор к ним речевого материала. Проведение утренников и развлечений.
3 этап.
Заключительный, аналитический. (май)
Цель: Проверка эффективности реализованного проекта. Проведение итоговой диагностики речевого развития детей. Анализ проведённой работы в развитии связной речи и коррекции речевых нарушений.
Мероприятия
:
1.Диагностика и анализ результатов работы.
2.Отчёт о результативности проекта:
3.Подготовка и проведение выпускного бала.
СОВМЕСТНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
воспитателя, родителей, учителя-логопеда
подготовительной группы по проекту на 2018-2019 уч. год
Период | Тема недели | Содержание работы воспитателя | Содержание работы логопеда | Взаимодействие с педагогами Содержание работы | Взаимодействие с родителями Содержание работы |
1 неделя сентября | День знаний | Анкетирование (Приложение 1 ) | Диагностика развития речи (Приложение 2) | Обсуждение сценариев праздников, подбор к ним речевого материала. Проведение утренников и развлечений. Муз. руководители | Информационные листы для родителей. (Приложение 3 ) Еженедельные рекомендации по лексической теме |
2-4 неделя сентября | Осень | Словесные игры: «Опиши осень» «С какого дерева лист» «Угадай овощи и фрукты по описанию» «Придумай красивые слова об осени» | 2 неделя – составление описательного рассказа об овощах и фруктах с опорой на схему. 3 неделя «Осень пришла» Арбекова Н.Е 4 неделя – Описание пейзажной картины И.С. Остроухова (1886-1887) «Золотая осень» Арбекова Н.Е | ||
1-2 неделя октября | Я в мире человек | Составление рассказа в свободной форме «Расскажи о себе, о своих интересах, о своей любимой игрушке, игре». | 1 неделя -Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы. Гомзяк О.С 2 неделя – Составление творческого рассказа «Кем хочу я быть» | ||
3-4 неделя октября | Мое село, моя страна, моя планета | Оформление альбома «Мое село». Составление рассказа о селе. | 3 неделя — Составление рассказа о своем селе, республике, стране 4 неделя – Составление рассказа «Дом в котором я живу» Из личного опыта | Составление рассказа «Любимые места в родном селе» | |
1 неделя ноября | День народного единства | Изготовление панно «Все люди – братья», «Все народы – едины». | Пересказ-инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин. Гомзяк О.С | ||
2 неделя ноября | Основы безопасности жизнедеятельности | Рассматривание иллюстраций, изготовление альбома «Моя безопасность». | Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома», с придумыванием начала рассказа. Гомзяк О.С | ||
3 неделя ноября | День защиты прав детей | Беседа о правах детей. | Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему. Гомзяк О.С | ||
4 неделя ноября | День матери | Разучивание стихотворений о маме, составление рассказа о маме. | «Моя мама – лучше всех» | ||
1-4 неделя декабря | Зима. Новый год | Оформление альбома с детскими рисунками и рассказами «Зимние забавы». | |||
1 неделя- Перессказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом. Гомзяк О.С 2 неделя – Составление рассказа «Кормушка « по серии сюжетных картин Гомзяк О.С занятие 12 (подг. гр) 3 неделя -составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета. 4 неделя- Составление рассказов о праздновании Нового года и Рождества. Арбекова Н.Е | |||||
3 неделя января | Неделя вежливости | Заучивание пословиц и поговорок о вежливости. | Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы Гомзяк О.С. | ||
4 неделя января | Неделя доброты | Чтение рассказов о доброте. | «Что такое зима?» Составление рассказа о зиме по сюжетным картинкам. | ||
1 неделя февраля | Международный день родного языка | Чтение коми стихотворений, рассказов, коми игры. | Соствление рассказов на коми языке | ||
2-3 неделя февраля | День защитников Отечества | «Мой папа» составление рассказов. Конкурс рисунков. | 2 неделя – Составление рассказа по серии сюжетных картин «Собака- санитар» Гомзяк О.С 3 неделя- Составление рассказа и из серии сюжетных картин «Граница родины – на замке» Гомзяк О.С | Составление рассказов с мамами о папах, дедушках | |
4 неделя февраля 1 неделя марта | Международный женский день | Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий Видеозапись рассказов детей по лексической теме «Наши мамы». Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку. | Рисование «Мама любимая» Изо руководитель | ||
2-4 неделя марта | Народная культура и традиции | Инсценировка коми сказок С. Пылаевой | 2 неделя – «Масленичная неделя» Арбекова Н.Е 3 неделя – Пересказ К.Д Ушинского «Четыре желания» Гомзяк О.С 4 неделя- Составление описательного рассказа о деревьях с использованием схемы | ||
1-3 неделя апреля | Весна | Заучивание стихотворений о весне. Знакомство с приметами, составление рассказов. | 1 неделя- Составление рассказа «все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий. 2 неделя – «Путешествие к далеким планетам» составление творческих рассказов с опорой на картинный план. Арбекова Н.Е 3 неделя- Лексико-грамматическое занятие по теме: «Весна» | ||
4 неделя апреля | Праздник весны и труда. Труд людей | Беседа о труде взрослых весной. | Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин. | ||
1-2 неделя мая | День победы | Чтение рассказов на военную тематику. | 1 неделя- «Такая страшная война» 2 неделя «О героях войны» | ||
3 неделя мая | День семьи. Я и моя семья | Изготовление альбома с рисунками детей о семье. | Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин ( с элементами творчества) | ||
4 неделя мая | До свидания детский сад. | Заучивание стихотворений. | Составление рассказа «Как я проведу лето» | ||
В течении года | Экскурсия в детскую библиотеку «Книги – это интересно». Проведение занятий по постановке и автоматизации звуков. Проведение игр и упражнений для развития связной речи. (Приложение 4 ) Проведение системы занятий педагогом психологом с помощью игры Сторителлинг (Приложение 5) |
- Этап — заключительный — май
Цель: диагностика результативности проектной деятельности, анализ результатов работы.
Продукт проекта: аналитическая справка по итогам проекта — май
Проект по развитию связной речи «Умелые рассказчики»
Проект «Страна красивой речи»
Представляю вашему вниманию проект: «Страна красивой речи». Название проекта выбрано не случайно, только попав в страну красивой речи – ребёнок уверенно шагнёт в страну знаний. А мы педагоги должны ему в этом помочь!
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, вступившим в силу с 1 января 2014 года, заложено пять основных направлений. Одно из них – речевое развитие детей. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии.
Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
С учетом данного положения разработан данный проект деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте ДОУ.
Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта.
«В эту страну попасть непросто Грамота там живёт И по тропе красивой речи Нас она поведёт. Надо всем детям научиться Правильно говорить. В эту страну тот час умчимся Будем всегда там жить. Маленькая страна Правильная страна Там говорят и пишут верно Всех нас зовёт она! В этой стране не будет места Грубым и злым словам Никакой Звукомор не приживётся там. Мы научиться должны Звуки произносить Надо нам научиться срочно Правильно говорить»
Актуальность:
Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту.
В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.
Во-первых, дети достаточно поздно попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.
Во-вторых, к данному возрасту, ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.
В-третьих, профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.
Исходя из следующего, мной была выделена педагогическая проблема:
Сегодня перед учителем-логопедом в условиях дошкольного логопедического пункта, когда в минимальные сроки коррекционной работы мы решаем максимальное количество задач при одновременно усложняющемся уровне нарушений речи, необходимо найти формы работы направленные на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений.
Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающей с детьми с нарушением речи был разработан проект «Страна красивой речи — научите меня говорить правильно».
Цель:
- Организация и создание условий для профилактической работы учителя — логопеда в МБДОУ «Сказка» с детьми 5-6 лет.
Задачи:
- выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- развитие всех компонентов речи (артикуляционной моторики; физиологического дыхания; развитие темпа, ритма речи, координации речи с движением; развитие слухового внимания и фонематического восприятия; уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников 5-6 лет);
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ;
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- творческая организация воспитательно-образовательного процесса.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия — с другой;
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
С учетом этих приоритетных цели, задач и принципов разработан данный проект деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте МБДОУ «Сказка». Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда МБДОУ в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Методы:
- словесный (индивидуальные беседы, консультации,);
- практический (проведение семинаров-практикумов);
- наглядный (подборка речевого материала на лексические темы, показ мультимедийных презентаций, демонстрация дидактического материала, памятки для родителей, журнал для родителей «Мой говорун»);
- игровой (игры, физкультминутки, артикуляционные, дыхательные и пальчиковые гимнастики).
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер, мультимидийная установка, дидактические игры по развитию речи, зеркала, игрушки для развития дыхания, музыкальные инструменты, аудио записи с различными звуками, баночки – «бренчалочки», шнуровки, пазлы, мозаика и т.д.)
Кадровое обеспечение:
- Учитель-логопед;
- воспитатели МБДОУ,
- музыкальный работник,
- руководитель физического воспитания,
- дети и родители старшей группы.
Технологии:
- Технология совместной деятельности;
- Технология логопедического обследования;
- Технологии формирования речевого дыхания;
- Технологии развития интонационной стороны речи;
- Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи;
- Компьютерные технологии.
Ожидаемый результат:
- Увеличение количества детей с нормой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей 5-6 лет.
Проект является долгосрочным. Срок реализации – 1 год.
1 этап – подготовительный (диагностический; информационно- аналитический).
Задачи:
- Провести мониторинг развития речи детей 5-6 лет.
Выяснить образовательные потребности педагогов и родителей, уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить с ними контакт, согласовать воспитательное воздействие на детей.
2 этап – основной (практический).
Задачи:
- разработать и апробировать систему методических мероприятий для педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников 5-6 лет через организацию и проведение мероприятий.
3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:
- Проанализировать эффективность профилактической работы учителя-логопеда с педагогами и родителями по вопросам речевого развития детей 5-6 лет.
Диагностическая работа проводится по разделам согласно методике Н. В. Серебряковой включает логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста ДОУ (начало и конец года), с целью постановки логопедических заключений, а также определений приоритетных направлений профилактической работы.
Систему коррекционно-профилактического процесса можно изобразить в виде круга специалистов: учитель-логопед, воспитатели и родители. Причем родители должны стоять на одном уровне со специалистами. А это можно добиться только через просветительскую деятельность о развитии ребенка в норме и возможные патологии, т.к. это одно из условий полноценного речевого развития дошкольников.
Наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды, воспитатели и родители действуют согласованно. В рамках проекта в работе с педагогами и родителями важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-профилактического процесса.
Для достижения этой цели мною был определен круг задач, которые необходимо решить. Чтобы добиться этого педагоги и родители:
- должны четко представлять цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии ребенка и в слаженном взаимодействии между собой.
- должны быть вооружены необходимым инструментарием для работы (специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма влияния на развитие речи ребенка, практические умения по оказанию ребенку помощи в коррекции и профилактики развития речи).
Взаимодействие специалистов и родителей
Просветительский блок
- Знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
- Ознакомление с результатами диагностики речевого развития детей;
- Создание пятиминуток с играми, упражнениями;
- Оформление стендов с общими рекомендациями;
Практический блок
- Демонстрация приёмов работы по коррекции и развитию речи на консультациях;
- Проведение тематических семинаров – практикумов, совместных развлечений.
Формы работы логопеда с воспитателями в МБДОУ по профилактике речевых недостатков у детей
- консультации мастер – классы;
- семинары – практикумы;
- еженедельное предоставление календарного планирования на лексические темы;
- организация мини-библиотеки «Коррекционная работа по речевому развитию дошкольников».
Формы работы логопеда с родителями
- анкетирование;
- родительские собрания;
- семинары – практикумы;
- консультации;
- логопедические пятиминутки на лексические темы;
- Оформление информационно-методического стенда «Советы логопеда» («Игры на кухне», «По дороге в детский сад» и т.д.)
- памятки для родителей;
- журнал «Мой говорун»;
- индивидуальные консультации.
Вся эта работа позволяет создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей, так как родители могут увидеть наглядно проблемы собственных детей и методы их решения.
Оценка качества деятельности
Эффективность проекта можно проследить в следующем:
- Повышение эффективности и качества предоставляемых коррекционно-профилактических услуг.
- Модернизация коррекционно-профилактического процесса путем внедрения компьютерных технологий, технологии совместной деятельности. Показатели эффективности проекта.
Увеличение количества детей с нормой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей 5-6 лет.
Механизм оценки:
- Диагностика речевого развития детей старшего возраста;
- Анализ речевого развития детей.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ–ЛОГОПЕДА МБДОУ «СКАЗКА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Период | Содержание работы | Примечание |
сентябрь | 1.Анкетирование родителей Приложение №1 2.Мониторинг развития речи детей старшей группы Приложение №2 3.Анализ результатов мониторинга и определение приоритетных направлений развития речи детей 4. Родительское собрание на тему: «Развитие речи детей 5-6 лет»; Результаты мониторинга Приложение №3 | 1.Проводит учитель-логопед 2.Учитель-логопед и воспитатели 3.Учитель-логопед 4.Учитель-логопед и воспитатели |
октябрь | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию. Приложение №4 2. Семинар-практикум для родителей детей старшего возраста «Учите детей говорить правильно» Приложение №5 3.Стендовая консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» Приложение№6 4. Организация мини-библиотеки «Коррекционная работа по речевому развитию дошкольников» 5.Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. | 1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ 2.Учитель-логопед и родители 3.Учитель-логопед 4.Учитель-логопед 5.Воспитатели |
ноябрь | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию. 2. Выпуск журнала «Мой говорун» 1№ 3.Индивидуальные консультации 4. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. | 1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ 2.Совместно учитель-логопед и воспитатели 3.Учитель-логопед и воспитатели 4.Воспитатель |
декабрь | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию. 2.Мастер-класс для педагогов на тему: «Артикуляционная гимнастика» 3.Стендовая консультация для родителей на тему: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика» Приложение №7 4. Памятки для родителей Приложение №8 5.Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. | 1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ 2.Учитель-логопед 3.учитель -логопед 4. учитель-логопед 5.воспитатель |
январь | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию. 2.Индивидуальные консультации 3. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. | 1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ 2.учитель-логопед и воспитатели 3.воспитатель |
февраль | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию. 2. Выпуск журнала «Мой говорун» 2№ 3.Стендовая консультация для родителей на тему: «Для чего нужно уметь правильно и красиво говорить» Приложение №9 4. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. | 1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ 2.Совместно учитель-логопед и воспитатели 3. Учитель-логопед 4.воспитатель |
март | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию. 2.Стендовая консультация для родителей на тему: «По дороге в детский сад» 3. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. | 1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ 2.Учитель-логопед 3.воспитатель |
апрель | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию. 2.Стендовая консультация для родителей на тему: «Игры на кухне» 3. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. 4. Развлечение на тему: «Праздник красивой речи» | 1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ 2.учитель-логопед 3. воспитатель 4. Совместно учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель дети и их родители |
май | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию. 2. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. 3. Выпуск журнала «Мой говорун» 3№ 4.Мониторинг развития речи детей старшей группы 5.Анализ речевого мониторинга и эффективности реализации проекта | 1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ 2. воспитатель 3.Совместно учитель-логопед, воспитатели и специалисты 4. Учитель-логопед 5. Учитель-логопед, воспитатели и специалисты МБДОУ. |
ПОБЛОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ОКТЯБРЬ | |
1 неделя | «Осень. Признаки осени», «Деревья осенью» |
2 неделя | «Овощи», «Огород» |
3 неделя | «Фрукты», «Сад» |
4 неделя | «Грибы, ягоды, лес» |
НОЯБРЬ | |
1 неделя | «Одежда» |
2неделя | «Обувь» |
3 неделя | «Игрушки» |
4 неделя | «Посуда» |
ДЕКАБРЬ | |
1 неделя | «Зима», «Зимующие птицы» |
2 неделя | «Домашние животные зимой» |
3 неделя | «Дикие животные зимой» |
4 неделя | «Новый год» |
ЯНВАРЬ | |
2 неделя | «Мебель», «Части мебели» |
3 неделя | «Транспорт грузовой и пассажирский» |
4 неделя | «Профессии на транспорте» |
ФЕВРАЛЬ | |
1 неделя | «Детский сад. Профессии. Трудовые действия.» |
2 неделя | «Ателье. Швея. Закройщица. Трудовые действия» |
3 неделя | «Стройка. Профессии. Трудовые действия» |
4 неделя | «Наша армия» |
МАРТ | |
1 неделя | «Весна. Приметы весны. Прилет птиц» |
2 неделя | «Комнатные растения» |
3 неделя | «Речные, озерные и аквариумные рыбки» |
4 неделя | «Моя малая Родина – Междуреченский» |
АПРЕЛЬ | |
1 неделя | «Наш дом – Югра» |
2 неделя | «Космос» |
3 неделя | «Откуда хлеб пришел?» |
4 неделя | «Почта» |
МАЙ | |
1 неделя | «Правила дорожного движения» |
2 неделя | «Насекомые» |
3 неделя | «Скоро лето» |
Используемая литература:
- Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова,М.А. Васильева.
- Программа «От рождения до школы» М.-МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010
- Н.В. Нищева Программа коррекционно развивающей работы в логопедической группе детского садя для детей с общим недоразвитием речи СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
- Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
- Э.Ф Курмаева. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет, Учитель 2012
- В.М. Акименко Новые логопедические технологии Феникс, 2009
- Винникот Д.В. Разговор с родителями Независимая , 1994
- Е.М. Косинова Уроки логопеда. Игры для развития речи ОЛИСС, 2011
- О.И. Крупенчук Научите меня говорить правильно «Литера», 2001
- Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет М.2005
- М.Ю.Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет М. 2007
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013года №1155
Погодина Аниса Рафгатовна, учитель-логопед, МБДОУ «Сказка» ХМАО гп. Междуреченский
- Цикл занятий «Страна Красивой речи»
- Творческий проект в средней группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказок В. Сутеева
- Сценарий логопедического досуга «Путешествие в город Красивой речи»
- Фронтальное итоговое логопедическое занятие в подготовительной группе [Путешествие в страну Грамотной и Красивой речи]
- Проект «Любимые стихи»
(3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading …