Статья Самоанализ интегрированного занятия по развитию речи в разновозрастной группе на тему: «Путешествие в страну красивой речи». Автор: Титова Светлана Алексеевна


Самоанализ по речевому развитию детей

КГКП «Детский сад –ясли №17 «Ручеёк» Самоанализ старшей группы №3 «Капитошки »

Подготовила: Воспитатель: Онищенко ТА. 2021г.
Самоанализ по речевому развитию детей.
Развитие речи дошкольников является одной из главных задач ДОО. Поэтому создание речевой среды — одна из главных задач. Работа по развитию речи прослеживается во всех видах деятельности детей. Именно поэтому необходима четко отлаженная система взаимодействия специалистов: психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. В группе оформлены дидактические игры и пособия по развитию речи детей, подобран игровой материал с наглядными играми, чтением художественной литературы, речевыми пальчиковыми играми, артикуляционной гимнастикой. Вся эта работа проводится групповой и индивидуальной формой взаимодействия с детьми. Уделяем больше внимания развитию у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей, поощряем детское словотворчество, стараемся стимулировать детей комментировать свои действия, приобщать к культуре чтения художественных произведений. Дети нашей группы умеют пользоваться разнообразными вежливыми формами речи, совместно с взрослым составляют рассказы по картинам или игрушкам. Наибольшее затруднение вызывает описание предметов, картинок называя признаки, качества, высказывание своей собственной оценки. В нашей группе созданы все условия для речевого развития детей. Имеется книжный уголок для детей. Материал в уголках подобран в соответствии с возрастом детей, подбор книг осуществляется в соответствии с программными требованиями, привлекаем детей к работе по «ремонту» книг, «оказанию помощи» любимым книгам. Также в группе имеется оборудование для театрализованной деятельности: фланелеграф, различные виды театров (кукольный, пальчиковый, настольный) и т.д. Имеются предметные, сюжетные картины, материал по ознакомлению с окружающим миром. В ходе образовательной деятельности сочетаю различные формы работы: со всей группой и использую индивидуально-дифференцированный подход.

Применяю также такие методы и приемы: игры, беседы, чтение и заучивание текстов художественной литературы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов по картинкам. Игровые

— сюрпризность — создание игровой ситуации — воображаемая ситуация в развернутом виде.
Словесные
— разговор, беседа — вопросы — использование художественного слова — напоминание, пояснение — обучение правильной артикуляции — педагогическая оценка.
Практические
— выполнение пальчиковой и артикуляционной гимнастик — моделирование
Наглядные
— демонстрация пособий — иллюстрационный материал Считаю, что разнообразие оборудования и материалов, использованных на занятиях, позволяют нам удержать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия. На занятиях, стараемся создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Наше общение проходит эмоционально. Активно используем элементы ТРИЗА (цепочки слов, составление сказок с использованием схем), что способствует развитию мыслительной деятельности детей. На занятиях используем проблемные ситуации, задаем детям вопросы различной степени сложности. Стараемся не забывать о том, что наша речь является примером для детей, необходимо точно, грамотно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приемов. Следим за эмоциональностью и интонационной выразительностью своей речи. Побуждаем детей давать ответы полными предложениями, задействуем малоактивных детей. Планируем воспитательно-образовательной процесс: проводятся интегрированные занятия, включающие в себя разделы развитие речи, обучение грамоте, ознакомление с художественной литературой. На занятиях систематически планируется работа, направленная на решение задач по воспитанию звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, связной речи, обогащение словаря, воспитание интереса к художественному слову. Решение задач по речевому развитию прослеживается при планировании воспитательно-образовательной работы вне занятий. Планируем беседы с детьми на различную тематику, наблюдения за явлениями природы, рассматривание предметов. работа по придумыванию, загадыванию загадок, работа с материалами книжного уголка. Ставя перед собой задачу, обогатить речь детей, мы используем много дополнительного материала: · Наглядный и дидактический материал ;· Индивидуальные карточки, задания, упражнения; · Дидактические игры типа «Овощи», «Фрукты», «Времена года»; · Кукольный театр; · Наблюдение и экспериментирование для понимания текста; · Аудио прослушивание сказок и стихотворений; · Составление и использование схем – описаний предметов ;· Подборка пальчиковых игр, мимических упражнений. Организуя свою деятельность по данному разделу не возможно добиться успеха в работе с детьми без помощи родителей. Поэтому мы обращаемся к ним с просьбой – заполнить анкету по теме «Речь моего ребенка». После анализа ответов имеем сведения о речи малышей дома, о том, когда заговорил мой воспитанник, любит ли когда ему читают и какой литературный выбор делает мама. Этот материал помогает нам продумать работу с группой в целом, индивидуально с каждым ребенком и родителями. Они беседуют с малышами о прошедшем в детском саду дне, о том, что нового они узнали, закрепляя полученный материал, консультации о том в какие игры лучше играть дома с ребенком, чтение художественной литературы в домашних условиях собрание, консультации. Присутствует наглядная информация для родителей по речевому развитию детей.

Планируем:

пополнить современными пособиями и наглядным материалом речевой уголок; продолжить работу над пополнением речевой среды; создать отлаженную систему взаимодействия со специалистами. Одним из важных приемов для развития речи детей является «Ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксическую структуру предложений, готовит ребенка к восприятию письменного текста в будущем. Надо сказать, что я работаю в старшей группе, это дети от 4-х до 5 лет. Ребятам очень нравиться рассказывать о своих подарках, которые им подарили. Дети с удовольствием включились в эту ситуацию, так как каждый хотел написать о своем подарке. У ребят блестели глаза, группа затихала, когда кто – то рассказывал. Дети понимали, что в «ситуации письменной речи» они становятся главными, а взрослый подчиняется логике их действий – это очень острое переживание. Дети поняли, что я проявляю интерес к каждому, что прежде чем продиктовать, они должны подумать над высказыванием. Дети проявили огромный интерес к результату, когда зачитывала их рассказы, дети говорили: «Это я так сказал!», улыбка не сходила с детских лиц. Это усиливает ощущение «превращения» устного в письменное. Даже малоактивные ребята нашли что сказать, так как упражнение вызвало речевую активность детей. Рассказы детей я оформила в виде папок — передвижек. Родители рассказывали, что дети просят вновь и вновь прочитать. Даже если ребенок что – то позабыл, на бумаге, в письменном виде, его слова сохранились. Дети это поняли. Родители положительно отнеслись к составленным детьми рассказам. Я предложила родителям, дома записать рассказы детей о том, что интересного было в детском саду. Ни все конечно, но половина группы откликнулись, записывали за детьми дома. Ситуацию письменной речи, организованная в семье, прекрасный способ развития отношений между родителями и детьми. Я довольна результатами проведенной работы. По свидетельству доктора педагогических наук О. Ушаковой в «ситуации письменной речи», то есть когда ребенок рассказывает, а взрослый записывает, речевое поведение детей меняется. Ребенок не вольно начинает говорить чуть медленнее, фразы становятся более длинные, более развернутые, появляются слова – связки, дополнительные определения, распространенные предложения, Ребенок интуитивно чувствует: письменная речь устроена более сложно. «Ситуация письменной речи» — прекрасное средство для развития устной речи, ее сложной формы – монологической.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]