Дошкольное воспитание. Воспитание детей — методы, программы

  • 3853
  • 20-03-2019
  • Автор: Команда Mysekret
  • 0

В этот сложный, но интересный период, когда ребёнок из малыша превращается в дошкольника, полным ходом идёт формирование его личности, отношения к окружающему миру и собственным поступкам. Воспитание детей такого возраста — ответственный и сложный момент для родителей, которые хотят вырастить счастливого и умного человека. В этом возрасте закладывается фундамент личности, на котором будут развиваться характер, навыки и способности ребёнка.

Суть процесса

Дошкольное воспитание – что же это такое? Одной фразой ответить на данный вопрос просто невозможно. Это целый комплекс действий людей, которые окружают малыша, способствующих его становлению как личности. Заниматься воспитанием крохи должны не только специалисты (например, воспитатели детского сада), но и в первую очередь родители. Мамам и папам важно помнить о том, что малыши — они как губки, буквально впитывают все то, что видят и слышат. Поэтому главная задача взрослых – создать все условия для того, чтобы вырастить умного и счастливого ребенка.

Формирование готовности к школьному обучению

Психологическая готовность ребенка к школьному процессу — это один из важнейших итогов развития дошкольного возраста. С началом посещения школы жизнь ребенка значительно меняется: изменяется режим, возрастает уровень умственной нагрузки, возникают условия, требующие умения проявлять волевые усилия, самоконтроль. Успешность адаптации к новым условиям в значительной степени определяется готовностью ребенка к таким изменениям.

О том, что ребенок готов стать школьником, могут свидетельствовать положительные ответы на следующие вопросы:

  1. Хочется ли ему получать новые знания?
  2. Интересно ли ему общаться с новыми детками?
  3. С хорошим ли настроением он играет роль школьника?

Дошкольное воспитание детей предполагает создание у ребенка позитивного отношения к роли ученика, потому что все начинается именно с желания учиться.

Успешно подготовить ребенка к школе — это значит:

  • воспитать у него позитивное отношение к учебной и общественной деятельности;
  • заставить его осознать важность и необходимость обучения в школе;
  • вызвать у него интерес и желание стать школьником;
  • развить стремление научиться читать.

Хорошим мотиватором для ребенка станет пример старших сестер, братьев или друзей, которые уже учатся в школе. Также преодолеть трудности в подготовке ребенка к школьному обучению помогут игры в школу со сменой ролей «ученик», «учитель», чтение и обсуждение книг, контакты с другими детьми и сверстниками, приучение к самостоятельности.

Особенности

Чем же характеризуется дошкольное воспитание в семье? Все дело в том, что маленькие дети стремятся все повторять за взрослыми, видя в них идеал поведения. Именно поэтому все люди, окружающие кроху, должны подавать исключительно правильный пример. Как минимум надо внимательно следить не только за своим поведением, но и за речью. В домашних условиях также важно найти золотую средину: нельзя быть слишком строгим к ребенку (ведь часто подобное поведение просто ломает личность малыша), но и не допускать вседозволенности (это чаще всего присуще ленивым родителям, которые не хотят заниматься с ребенком, объясняя свое поведение отсутствием времени).

Проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Это естественно, что все родители сталкиваются с проблемами в воспитании детей. Дети могут не поддаваться тому или иному типу воспитания, не слушать родителей и действовать по своему, от этого иногда хочется опустить руки. Однако в подавляющем большинстве случаев такие проблемы возникают из-за распространённых ошибок, которые совершают родители. К примеру:

  • Гиперопека. Чрезмерная забота, окружение ребёнка гипертрофированным вниманием и беспокойство родителей о каждом промахе ведёт к развитию симбиоза или «взаимопроникновения». В этом случае отношения между родителем и малышом становятся слишком тесными и разрушают личностные качества и характер последнего. Это сигнализирует о неуверенности родителей как в себе, так и в ребёнке, о централизации его личности, как смысла собственной жизни.
  • Тоталитарный авторитет. Часто родители давят на своё чадо множественными требованиями, безжалостным отношением и бескомпромиссными условиями. Для них важнее успех ребёнка и мнение общества о нём, тогда как чувства и желания малыша играют гораздо меньшую роль. Из таких детей могут вырастать неуверенные в себе личности, тревожные и мнительные.
  • Отвержение. В жизни случаются различные ситуации: развод, тяжёлые роды, насилие. Далеко не каждый родитель может справиться с проблемами и не связать ребёнка с плохими воспоминаниями. Отвержение несёт эмоциональный характер и имеет тяжёлые последствия — ребёнок, которого терпят просто потому, что его больше некуда деть, страдает в воспитательном плане, получает постоянные наказания и жестокое обращение.
  • Потворство. Гиперпротекция — бич современных семей, где интересы всех участников зависят от желания ребенка. В такой ситуации теряется умение здраво оценивать ситуацию и относиться адекватно как к успехам, так и к провалам. Причиной чрезмерного потворства не всегда является сильная любовь к малышу, но и неудовлетворённые потребности самих родителей.

В случае, если имеется хотя бы одна из вышеописанных проблем, стоит переключиться с мысли «Почему ребёнок не поддаётся воспитанию?» на мысль «Почему у меня не получается его воспитывать?» Проблему необходимо решать как можно быстрее и искать причины её появления в самом себе. И в таком случае не стоит отказываться от помощи специалиста-психолога, так как причина может крыться очень глубоко.

Поделись с друзьями!

more

Читайте нас в Дзен канале

Основные направления

Важно также сказать о том, что домашнее дошкольное воспитание ребенка в основном подразделяется на две большие подгруппы:

1. Подготовка чада к школе – обучение, всестороннее развитие.

2. Формирование нужных для жизни в обществе личностных качеств малыша.

Гораздо легче приходится тем родителям, которые как можно раньше отдают малышей в детский сад. Там воспитанием ребят занимаются профессионалы. Однако даже в таком случае мамы и папы не должны расслабляться, работая с ребенком все время, когда он не находится в стенах детского дошкольного учреждения.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей в ДОУ

ларина такаева

Создание условий для успешного развития и воспитания детей в ДОУ

«Индивидуально — дифференцированный подход в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Такаева Ларина Рафаиловна,

На протяжении последних лет индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку в зависимости от пола остается актуальным, однако содержание работы с дошкольниками по половому признаку в программе Н. Е. Вераксы «От рождения до школы»

разработано недостаточно.

Многие ученые (И. С. Кон, И. К. Кузнецова, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, Т. А. Репина) полагают, что особенности воспитания в настоящее время являются неблагоприятными для процесса полоролевой социализации мальчиков. Один из таких неблагоприятных факторов – феминизация воспитательного процесса. В настоящее время воспитательный процесс, как в школе, так и в детском саду преимущественно осуществляется женщинами, причем часто дополняется феминизацией воспитания в семье, поскольку из года в год растет количество неполных семей, в которых детей воспитывают одни матери. Другой неблагоприятный фактор — размывание границ мужественности и женственности в традиционном их понимании. Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, — это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

Контингент воспитанников в моей группе в целом социально благополучный. Большая часть семей имеет одного или двух детей, но имеются и неполные семьи (35%)

. Однако взрослые не могут уделять должного внимания детям в силу своей занятости, либо в силу своей педагогической непросвещенности.Проведенное мной анкетирование это подтвердило: значительная часть родителей
(64%)
не знают, что такое гендерное
воспитание и как осуществлять процесс воспитания ребёнка с учётом данного подхода. И только единицы (36%)
знают, как это делать. А как быть с остальными? Очевидно, что встал вопрос о необходимости активного привлечения родителей к гендерному
воспитанию детей.
На современном этапе развития дошкольного образования Федеральный государственный образовательный стандарт, основная образовательная программа ДОУ ставят перед педагогами важную задачу – перестроение всего воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества.

Период дошкольного детства – важный период приобретения мужской и женской идентичности.Известный писатель и педагог Жан Жак Руссо говорил: «Как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать».

Гендерное воспитание в ДОУ должно строиться с позиции системного подхода, призванного в комплексе решать как социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Это требует объединения общих усилий специалистов, воспитателей и родителей.

В структуру каждого занятия включаю гендерное приветствие и про-щание (Доброе утро девочки, доброе утро мальчики; до свидания маленькие принцессы, до свидания маленькие рыцари и т. д.).

В работе использую игровые упражнения, проблемные ситуации, беседы, тестовые задания, способствующие накоплению ребенком позитивного опыта поведения, соответствующего гендеру («Мужской и женский этикет»

,
«Мужской и женский поступок»
,
«Моя семья»
и т. д).

Предлагаю вам ознакомиться со своей системой работы по гендерному воспитанию, которая пронизывает все направления развития ребенка-дошкольника.

Организация среды и занятий социально-коммуникативной направленности:

Большую роль в процессе гендерной социализации я отвожу созданию полоразвивающего и социокультурного пространства группы, как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

При совместном воспитании детей очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организации совместных игр, в процессе которых дошкольники могли действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом могут быть построены театрализованные игры, игры-тренинги, игры-ситуации.

Организация предметно – развивающей среды является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольника, но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед девочками и мальчиками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерной принадлежности, индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. При организации предметно – развивающей среды необходимо учитывать,что:

-в совместной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения,поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделять особое внимание:

— игровой материал и ролевая атрибутика должны быть привлекательны дошкольникам для отражения в игре социально-одобряемых образов женского и мужского;

— различие игрушек для девочек и мальчиков.

Важную роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. При этом очень важным условием для воспитания детей с учетом их гендерных особенностей является то, что мальчики могут выполнять тяжелую работу, а девочки украшать постройки и после этого совместно играть.

Также при подборе материалов и оборудования важно учитывать тот факт, что девочки и мальчики еще не совсем могут в игре воспроизводить модель поведения, соответствующую определенному полу без опоры на ролевые атрибуты. Мальчики младшего дошкольного возраста будут охотно выполнять игровые действия, а затем принимать на себя какую-то роль, если возьмут соответствующие атрибуты. Девочки, играя в «дочки-матери»

используют посуду, которую видят дома. Также в игровом уголке находится раковина с краном, стол, стулья или кресло, полотенце для вытирания посуды и т. д.

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения,которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.

Организация занятий познавательной и речевой направленности:

Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Дети должны постоянно получать знания и разнообразные впечатления об окружающей действительности. Особую роль на занятиях по развитию речи отвожу чтению литературных произведений с последующей этической беседой. В них должны быть эпизоды, которые дети могут перенести в игру (рассказы о представителях героических профессий и об их мужественных поступках).

Необходимо рассказывать и девочкам и мальчикам об общественных и производственных сферах занятости мужчин и женщин (мам и пап, помочь осознать их значимость в семье)

. Детям очень запомнился рассказ о металлургах, о нелегкой, но очень значимой в нашем обществе профессии. Дети, у которых родители работают на СТЗ, принесли фотографии, потом все вместе посмотрели видеофильм и пришли к выводу, что металлургом могут работать только сильные, смелые и физически здоровые мужчины.

Помимо этого в педагогический процесс ввожу специально-организованные занятия по развитию речи с учетом гендерного подхода,например:

1. Занятия с девочками. «В мире комнатных цветов»

,
«Моя любимая кукла»
,
«Оденем куклу на прогулку»
, и т. д.

2. Занятия с мальчиками. «Знакомимся с инструментами»

,
«Мой папа водитель»
,
«Виды транспорта»
и др.

(слайд 7)

Программные задачи на таких занятиях решаются одинако-вые, но подача нового материала происходит по-разному — девочки быстрее мальчиков включаются в усвоение нового материала, в то время как с мальчиками сначала необходимо повторить пройденный материал, а затем приступить к подаче нового.

Кроме того, я стараюсь подбирать разную тематику занятий в соответствии с половой принадлежностью.

3. Фронтальные занятия. Занятия, где детям даются одинаковые зада-ния, но разный дидактический материал. Например, девочкам для пересказа даются иллюстрации к более сложным по содержанию сказкам. Мальчикам дается сказка проще по содержанию. На таких занятиях хорошо определяется разница речевого развития между мальчиками и девочками.

На литературно-драматических занятиях мальчики и девочки слушают сказки, рассказы, рассматривают иллюстрации, обыгрывают сказки, где главными героями являются типичные представители женского и мужского поведения (положительные эталоны)

. Дети сочиняют рассказы, сказки на заданную тематику.Это могут быть такие задания:
«Я начну, а вы продолжите»
.

Организация занятий физической культурой:

Наряду с такими видами физкультурных занятий, как игровые, сюжетные, тренирующие, я провожу и полоролевые. Структура таких занятий обычна, а вот содержание имеет серьезные отличия. Одним из ведущих принципов должен стать принцип двух начал в педагогическом процессе. Данный принцип подразумевает, что обучение и воспитание дошкольников отражает особенности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Педагогический процесс при таком подходе будет иметь различный стиль, различный тон, различную направленность. Для мальчиков – это развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек – развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости. Этот подход я осуществляю через деление общей группы детей на две подгруппы, различаемых по половому признаку на время проведения физкультурного занятия. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими. Идет углубление понимания половой принадлежности «Я — девочка»

,
«Я — мальчик»
,
развитие представлений детей об отличительных признаках поведения и деятельности женщины и мужчины.
На занятия физической культурой дети приходят в спортивной форме,на занятия музыкально-ритмической гимнастикой мальчики и девочки приходят строго в определенной одежде: девочки в юбочках, а мальчики в шортах. Такой внешний вид сразу организует детей, настраивает их на рабочее состояние и занятие получается более продуктивным.

Организация занятий художественно-эстетической направленности:

На занятиях конструирования и ручной труд в старших группах ис-пользую металлический конструктор из серии «СУПЕР МАСТЕР»

, различные мозаики. Занятие проходит с дифференциацией
детей на девочек и мальчиков. Мальчики создают из металлического конструктора различные виды транспорта. Таким образом, они закрепляют названия видов транспорта, их составляющих, узнают названия различных деталей (отвертка, скоба, винт, гайка и др.)
и, что самое важное, навыки, приобретенные на занятиях пригодятся им во взрослой мужской жизни
(прибить гвоздь и т. д.)
. Девочкам дается задание
создать модель школы, семьи из мозаики, изготовление бижутерии (бусы, браслеты, резинки для волос, изготовление шкатулок из соленого теста. Затем организуется выставка работ, где девочки и мальчики оценивают работы друг друга.
Кроме того, к каждому празднику в детском саду мы с музыкальным руководителем готовим с детьми выступления, где мальчики и девочки танцуют,выполняя определенные роли: танец «Яблочко»

,
«танец Кота и кошки»
, танец
«АХ, мамочка»
и др. Движения, разучиваются на музыкальных занятиях, учу девочек пластичности, красоте, грациозности, а в мальчиках
развиваю: выносливость, силу духа, умение добиваться поставленной цели. (фотографии в приложении)
На занятиях в «Творческой мастерской»
(изобразительная деятельность)создаю условия для того, чтобы мальчики и девочки могли выразить то, что для них интересно, эмоционально значимо. Дети учатся не просто рисовать, а обогащают свои знания, учатся видеть различия мальчиков и девочек, отражают в рисунках характерные признаки мужчин и женщин (портрет мамы, папы, портрет маленькой принцессы и былинного героя, наделенного чертами мужественности, отражают принадлежность к определенной профессии. Привлекаю мальчиков и девочек к оценке работ друг друга, организую выставки работ мальчиков и выставки работ девочек.
Помимо специально организованных занятий, формирование гендерной идентичности осуществляется и в повседневной жизни (на прогулке, в сюжетно-ролевых играх и др.)

. Игры мальчиков более предметны, девочек более словесны, поэтому они играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игра
детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят автомобили, строят мосты и занимаются плотницкими работами.В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам – у мальчиков. И доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам – у девочек.
Пример: наблюдая за игрой детей в сюжетно-ролевую игру «дом»

заметила несколько моментов, когда мальчики, исполняя роль папы,говорят девочкам- мамам такие фразы:
«Ты вари суп, а я пойду на работу»
, или
«Я поехал на рыбалку, привезу рыбу приготовим вкусный ужин»
или девочки говорят мальчикам
«Посмотри, как я красиво накрыла стол, а ты будешь мыть посуду»
. В этой ситуации ребенок понимает свою роль, свое полоролевое назначение.

Но бывают случаи, когда мальчики берут на себя роль женщины. Один из моих воспитанников узнав о том, что его мама ждет ребеночка, решил примерить эту роль на себе. Он под футболку положил подушку и такой счастливый, что у него в животике, как и у мамы ребеночек. Вот здесь пришлось вмешаться мне и объяснить ребенку, что мальчики не могут рожать детей, вынашивать их в своем животе, что это роль достается женщинам (т. е. маме, мужчины должны быть защитниками, добытчиками.

Игра рождается, как стремление воспроизвести увиденное или услышанное и еще раз пережить это. С этой целью я пополняю у детей кладовую памяти, кладовую впечатлений (для этого провожу тематические беседы «Профессии моих родителей»

,
«На кого хочу быть похожим»
,
«Кто мои предки»
; беседы о разных профессиях и их значимости;).

Организовала поход в музей «Морской славы»

, где дети узнали и увидели разные виды морской техники, узнали о моряках, большой фурор на
детей подействовал костюм водолаза. После этого я заметила, что дети стали примерять роль моряков, капитана, кок, боцман. Тогда, мы совместно с музыкальным руководителем решили подкрепить эту морскую тему, организовав праздник 23 февраля и назвали его «Морское рандеву»
. Где соревновались два корабля, было настоящее мужское дружеское
«братание»
и перетягивание каната разными способами, и мыли палубу, и был даже настоящий кок, который витаминизировал
детей напитками, а наши папы и дедушки поддержали детей и тоже учавствовали в соревновании доплыви до берега в маске, ластах и в очках. Дети и родители были просто в восторге. Также посетили музей «Русская изба»
, где детям рассказали о старых древних традициях, дети увидели русскую печь. Участвуем с детьми в праздниках
«Рождество»
,
«Колядки»
,
«Масленица»
дети наряжаются в соответствующие костюмы, исполняют роль того или иного героя, приобретая тем самым опыт мужского или женского поведения.

Делюсь опытом с воспитателями в детском саду и на информационном сайте maam.ru, выступление на педсоветах, консультации «Организация полифункциональной предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей», открытые занятия.

В процессе работы я столкнулась с проблемой, что родители неохотно шли на контакт, низкий процент присутствия родителей на собрании, неохотно выполняли наши просьбы и поручения. Поэтому я дала возможность родителям увидеть своих детей с другой стороны. Я старалась раскрыть детей в театрализованной деятельности, показ открытых занятий, тем самым привлекая их присутствие в жизни ребенка в детском саду. Провожу вечера досуга, с привлечением мам и пап. Мною проведен концерт с привлечением детей старших и подготовительных групп для мам и бабушек на общем родительском собрании, проведен концерт к «Дню матери»

, постановка сказки
«Наша дружная семья»
,
«Мы шалунишки»
, выставка «Мир глазами девочек
(мальчиков)
», проект
«Моя семья»
– прекрасная возможность показать значимость своего гендера мальчикам и девочкам, а так же возможность показать их родителям необходимость сотрудничества по формированию гендерной идентификации их
детей, т. к. представители противоположного пола яв-ляются своеобразным катализатором при формировании начал мужественности у мальчиков и начал женственности у девочек.
Работа с родителями по данному направлению:это различные консультации и семинары-практикумы: «Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста», «Психологические особенности мальчиков и девочек»

, «Знакомство с художественной литературой–как средство формирования начал мужественности и женственности у
детей» (оформила памятку «рекомендуемая литература для чтения детям 4-6 лет для мальчиков и девочек», по запросу родителей оформила рекомендации «Как воспитать мальчика (без отца)
4-6 лет»,
«Как воспитать девочку 4-6 лет»
.

Работа с родителями включает в себя не только участие в совместных с детьми мероприятиях и консультирование (стендовое и очное, но и закрепление полученных знаний на практике. Например, фотоальбом «Как я провел лето»

,
«Мое семейное дерево»
, совместное участие родителей и
детей в выставках «Новогодние поделки»
,
«Поделки из овощей»
,
«Под Вифлеемской звездой»
, «Покорми птиц зимой
(кормушки)
».

Привлекая родителей к активному участию в воспитании по гендерному принципу, я ожидала, что

1. У родителей повысится педагогическая культура, появится возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, что приведет к пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания согласно полу ребенка.

2. Как в группе, так и в семье появится насыщенная предметно – развивающая среда для детей.

3. Станет регулярным участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности.

Я пришла к выводу, что подобная работа с семьей объединяет общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствует формированию более тесного контакта с родителями. И это оказывает согласованное воспитательное воздействие на ребенка. Мною разработан план совместной работы с родителями на учебный год.

В своей работе я стремлюсь найти рациональные формы организации жизни детей в дошкольном учреждении, обеспечить и мальчикам, и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития. Я ориентируюсь на реализацию принципа природосообразности, дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, учета их психофизиологических особенностей, интересов и полоролевых предпочтений. Дошкольный возраст – наиболее благо-приятный для формирования полоролевого поведения ребенка. В результате всей работы по гендерному воспитанию у детей расширяется кругозор, повышается интерес к близким людям, их взаимоотношениям, дети чаще стали проявлять внимание, вежливость по отношению друг к другу. Хочется надеяться, что в положенное время из этих ребятишек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта.

Основные методы

Дошкольное воспитание производится на основе базовых методов. Их существует четыре больших группы:

1. Формирование сознания личности. Тут чаще всего применяются разговоры, рассказы, беседы, лекции. Данный метод направлен на развитие и обогащение сознания деток, на наделение их обширными знаниями об окружающем мире. Главный инструмент в этом случае – слово. Очень важен также личный пример родителей.

2. Общение, организация совместной деятельности, приобретение опыта. Базовые инструменты: упражнения, создание воспитательных ситуаций, действия.

3. Методы мотивации и стимулирования. Основные инструменты: поощрение, наказание. Также сюда относятся различного рода соревновательные действия.

4. Методы контроля, самоконтроля, а также самооценки. На этом этапе ребенка учат оценивать себя, соотносить собственные действия с требованиями.

С помощью всех этих методов и обеспечивается воспитание детей: корректируется поведение ребят, формируются личностные качества, нарабатывается ценный жизненный опыт. Также нужно сказать, что все они направлены на полноценное развитие и воспитание человека как социальной единицы.

Умственное развитие

Воспитание дошкольника состоит из множества важнейших компонентов. Так, первый из них – умственное развитие ребенка. Окружающие кроху люди должны сделать все для того, чтобы малыш на каждом своем шагу обучался чему-то новому. С ребенком постоянно надо разговаривать, рассказывать ему обо всем, что происходит вокруг. Важнейшим является так называемый период почемучки. В это время родители должны давать своей крохе максимально точные ответы на интересующие его вопросы. Все дело в том, что ребенок в это время с легкостью запоминает всю информацию, которая поступает к нему извне. Также хорошо малыша в это время отдать на изучение иностранного языка – результаты будут просто поражающими.

Социальное развитие дошкольника

Воспитание дошкольников должно учитывать, что круг общения ребенка в этом возрасте значительно расширяется. Он учится взаимодействовать со сверстниками, играя на детской площадке, посещая дошкольное учреждение.

Возможно, ему придется столкнуться с первыми недоразумениями и потребностью отстоять свое мнение. Так как ребенок только учится, взрослый должен ему показывать, каким может быть поведение в тех или иных ситуациях. Лучше всего это делается в играх. Дети, как правило, с удовольствием включаются в ролевую игру с заданным взрослым сюжетом.

В процессе общения ребенок приобретает социальный опыт, который предоставляют ему окружающие люди: сверстники, воспитатели сада и родители. Ребенок активно общается и обменивается информацией, в результате чего достигается, так называемая, социальная компетентность

Социальная адаптация занимает важное место в процессе воспитания детей дошкольного возраста. В социуме дети учатся жить по определенным правилам и учитывать определенные нормы поведения. Социально неадаптированным детям будет очень сложно входить в контакт со взрослыми или своими сверстниками, а это может привести к асоциальному поведению в будущем. Не усвоение культурных навыков и необходимых социальных качеств затрудняет адаптацию детей в младших классах, и чаще всего приводит к школьной дезадаптации.

Физическое воспитание

Очень важным также является физическое воспитание ребенка. Малыша с самого раннего возраста надо приучать к умеренным нагрузкам. Начинать хорошо с утренней зарядки. Ребенок в возрасте от трех лет с удовольствием будет повторять простые движения за родителями. Также можно закалять чадо – это пойдет ему на пользу. Ну и, конечно же, надо приучать ребенка к спорту. Его рекомендуется знакомить с различными спортивными секциями, отдавая предпочтение тем видам спорта, в которых у малыша есть определенные успехи (а также желание к занятиям). Физическое воспитание на данном этапе жизни и развития играет очень важную роль, так как именно в это время у ребенка закладываются основы здоровой личности.

Игры Воскобовича

Развивающие игры, созданные физиком-инженером Вячеславом Воскобовичем. Они представляют собой развивающую среду из разных зон и элементов, объединенных одним сказочным сюжетом.

По каким принципам работает?

  • В основу заложены три принципа: интерес, познание и творчество. Это формирует навыки познавательной и исследовательской деятельности.
  • Игры разрабатываются в соответствии с интересами ребят. Каждая может использоваться ребятами от 2 до 7 лет, для ребят младше задания проще.
  • Для игр разработана развивающая среда «Фиолетовый лес» с несколькими зонами, в которых ребенок реализует определенные потребности.

Каких целей достигает ребенок?

Основные цели технологии — познание нового, развитие умения наблюдать, формирование уверенности, гармоничный подход к развитию эмоциональности, образного мышления и логики.

Каким должен быть педагог?

  • Педагог должен разбираться в материале: знать игры, уметь строить сюжет.
  • Педагог должен вовлекать ребят в игру, некоторое время нужно тратить на знакомство с её правилами.
  • Педагог не оценивает выполнение заданий. Для каждого возраста есть свой уровень, если не справляешься, можешь перейти на более легкий.

Эстетическое воспитание

Родителям важно помнить о том, что следует делать акцент на эстетике. Нужно учить ребенка слушать музыку, наслаждаться звуками природы, всматриваться в краски на картинах художников, анализировать поведение сказочных героев и мультперсонажей. В это время очень важно давать максимальные разъяснения ребенку по тем вопросам, которые ему еще не понятны. И не нужно думать, что крохе в этом возрасте еще рано посещать художественную галерею или кукольный театр. Как раз самое время. Только так можно развить хороший вкус и правильные манеры.

Области развития ребёнка дошкольного возраста

Четырёх-шестилетний период — это время первого возрастного кризиса в жизни человека. В этом возрасте дети начинают переосмыслять привычную жизнь и активно брать пример с родителей и взрослых. И основной задачей родителя в это время является формирование у ребёнка чувства ответственности за совершаемые им поступки. Помимо этого, развивать ребёнка необходимо по таким принципам, как:

  • Физическое воспитание;
  • Интеллектуальное;
  • Нравственное;
  • Социальное;
  • Трудовое.

Для правильного формирования здоровой личности, воспитание необходимо осуществлять по всем принципам сразу.

Физическое воспитание

Неспроста у педагогов столь популярна присказка «В здоровом теле — здоровый дух». Многочисленные исследования показали, что здоровые, активные физически и имеющие хороший жизненный тонус дети быстрее и лучше усваивают информацию. Поэтому физическое развитие — это первая область, в которой необходимо воспитывать ребёнка. Педагоги рекомендуют:

  • Обеспечить ребёнку строгий распорядок дня и научить самостоятельно придерживаться его;
  • Начинать день с зарядки и физических упражнений;
  • Ежедневно гулять с ребёнком на свежем воздухе, не проходя мимо детских площадок и тренажёров;
  • Обеспечивать его аксессуарами для активного отдыха: велосипед, самокат, мячи, удобная обувь для бега;
  • Когда ребёнок дорастёт до нужного возраста, выбрать спортивную секцию, которая не только обеспечит дальнейшее физическое воспитание, но и придётся ребёнку по душе.

Если изначально задача родителей, обеспечить физическое развитие, то уже к семи годам ребёнок должен заботиться о нём по большей части самостоятельно. Кроме того, крайне важно, чтобы ребёнок понимал всю важность физического развития.

Интеллектуальное

Важнейшая составная часть психологического воспитания — интеллектуальное развитие. Это совокупность педагогических действий, целью которых является развитие ума подрастающего малыша с помощью передачи ему опыта, знаний, навыков, умений, а также присущих поколению норм поведения, правил и оценок.

В зависимости от возраста ребёнка, интеллектуальное развитие делится на стадии:

  • 1-3 года;
  • 4-6 лет;
  • 6-7 лет.

В начале первого-второго года жизни интеллект малыша развивается по принципу наглядно-действенного мышления. Он изучает новый мир тактильным, вкусовым и обонятельным способом. Цель родителей в этом возрасте — познакомить малыша с новыми предметами и способами их использования.

К четырём-шести годам мышление меняется на наглядно-образное. Будучи ещё незнакомыми с какими-либо понятиями, дети создают о них наглядные образы. В этот период важнейшим условием воспитания и развития является хорошая атмосфера в семье, где родители любят и готовы отвечать на все вопросы и потребности.

После шести лет мышление ребёнка становится более игровым. В этот период в целях интеллектуального воспитания можно организовать обучение в виде игр, способствующих концентрации, воображению и созданию: кормление кукол, лепка из пластилина, рисование, настольные игры. Кроме таких игр, обязательно должны присутствовать логические, целью которых является формирование математических функций деятельности мозга: головоломки. мозаика, конструкторы.

Нравственное

Нравственное воспитание заключается в объяснении норм и правил поведения. Понимание этих норм индивидуально для каждого родителя, можно лишь порекомендовать способы, которыми прививается нравственность в разных возрастах:

  • До 1 года малыши не понимают, что такое «хорошо», а что такое «плохо», и показать им правильную модель поведения родители могут только на собственном примере. Проявляя ласку и любовь родители взращивают в малыше уверенность и позитивное мышление.
  • До 2 лет основной тактикой родителей должно быть предотвращение ситуаций, в которых ребёнок может поступать «плохо» вместо того, чтобы ругать его за это. Например, закрыть шкаф вместо того, чтобы ругать малыша за то, что он в него лезет, не ходить перед едой в магазин, чтобы он не ел сладкое и не просил его купить. Избегайте сложных дисциплинарных мер и мыслите наперёд.
  • Между 2 и 4 годами дети плохо понимают абстрактные вещи: правда, щедрость, поддержка. Давайте детям реальные примеры, несложные метафоры и твёрдо пресекайте плохие поступки, делая это спокойно и доброжелательно.
  • Между 4 и 5 годами наступает самое благоприятное время для укрепления нравственных норм. Дети уже прекрасно понимают абстрактные понятия и с легкостью впитывают различные примеры, в особенности те, что рядом. В этом возрасте малыши хотят быть похожими на близких им людей и вызывать у них радость, поэтому заслуженные похвалы и поощрения мотивируют их как нельзя лучше.
  • После 6 лет начинает развиваться социальная ответственность. В этом возрасте ребёнку необходимо объяснить, что у других людей есть права, которые необходимо соблюдать, а также поставить рамки и правила поведения в обществе.

Дальнейшая работа по нравственному воспитанию проводится уже после 7 лет и здесь родителям помогают, а в определённых случаях, к сожалению, и мешают школа, друзья и другие люди.

Социальное

Процесс социального воспитания дошкольников включает в себя передачу им системы ценностей, норм поведения и общепринятых знаний об обществе, и зависит от культуры, нации и особенностей места проживания. Нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарт поведения определяет для ребёнка прежде всего его семья, тем самым формируя личность.

Характер общения детей дошкольного возраста несёт внеситуативно-познавательную форму: детей интересует очень много разных вопросов, а речь становится их главным средством общения. Стремление детей такого возраста — получать знания о мире, который их окружает, задавая взрослым вопросы и наблюдая за их поведением. В то же время формируется собственный путь познания — личностный. Ребёнку необходимо сравнивать себя и других людей друг с другом, поэтому критически важным моментом социального воспитания в этом возрасте является общение со сверстниками и взрослыми.

Удобнее всего проводить социальное воспитание в рамках игр: характер действий ребёнка может многое сказать о его темпераменте и методах воздействия на окружающих. С помощью наблюдения за ним во время игр можно выявить плюсы и минусы социальных навыков малыша.

Трудовое

Трудовое воспитание — это ещё один важный фактор развития психологической ответственности. В дошкольном возрасте формируется ответственность, умения и стремление к труду, поэтому крайне важно приучать ребёнка к труду, начиная с 4-5 лет. В деятельность родителей должны быть включены такие действия, как:

  • Помощь в определении трудовой цели;
  • Обсуждение трудового процесса;
  • Обсуждение нравственности труда и его цели: зачем и для кого это делается, что это даст;
  • Обучение ребёнка планированию пошаговой деятельности: как правильно выполнять ту или иную задачу поэтапно;
  • Пробуждение интереса к труду и его подпитка;
  • Обсуждение результатов;
  • Поощрение стараний, интереса и стремления ребёнка трудиться;
  • Проверка и оценка хода работы и её результатов вместе с малышом;
  • Привлечение дошкольника к совместному трудовому процессу;
  • Подача правильного ответственного примера;
  • Помощь советом или делом;
  • Пробуждение инициативы ребёнка принимать решения и начинать трудиться.

Труд развивает у четырёх-шестилетнего ребёнка сообразительность, внимательность, память, концентрацию и наблюдательность, а кроме того положительно влияет на здоровье.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание детей – не менее важный элемент, чем все вышеописанные. Недаром существует такая поговорка: «Труд облагораживает». Делая что-то своими руками, ребенок начинает осознавать, насколько это нелегко. Также в это время приходит понимание ценности человеческого труда. Необходимо поощрять самые первые попытки ребенка помочь родителям. Пусть, к примеру, мытье посуды при этом и займет на час больше времени, однако кроха быстрее освоит полезные навыки. И у малыша при этом не пропадет желание помогать родителям (противоположная ситуация: ребенок желает помочь, но мать отмахивается, ссылаясь на недостаток времени).

Нравственное воспитание дошкольников

Ребенок дошкольного возраста имеет возможность общаться с большим количеством людей. Становится и более разнообразным его опыт взаимодействия с окружающими в различных ситуациях. И именно в дошкольном возрасте приходит понимание того, что существуют общие для всех правила поведения, некие нормы нравственности. Играя, общаясь со сверстниками, дошкольник учится понимать чувства других людей, правильно на них реагировать, оценивать свои поступки.

Для ребенка становятся понятными такие переживания как сочувствие, обида, вина, чувство гордости и другие. Он ясно может понимать — что такое хорошо, а что такое плохо.

Воспитание в дошкольном возрасте должно помочь ребенку, анализируя чужой и собственный опыт, понять, каким должен быть образец нравственного поведения. Стоит напомнить, что лучший образец поведения — это родители ребенка. Поэтому родители дошкольника должны стараться быть достойным примером для своего чада.

О мелкой моторике

Уже на этом этапе большинству родителей предельно ясно, насколько важным является дошкольное воспитание. Занятия с крохой – вот о чем еще надо подумать мамам и папам. И самые первые домашние уроки должны быть направлены именно на развитие мелкой моторики крохи (развивать ее надо уже с полугодичного возраста). Почему это так важно? Все просто: на подушечках пальцев у людей находится множество рецепторов, которые напрямую связаны с мозговой активностью. Ученые давно доказали, что развитие мелкой моторики у детей напрямую влияет на речь крохи. Что можно применять:

1. Пальчиковая гимнастика. Отлично при этом выучить несколько стишков, каждый раз их проговаривая. Так малыш будет еще тренировать память.

2. Игры с мелкими предметами. Под наблюдением взрослых ребенок может перебирать различные небольшие вещи, игрушки.

3. Сортировка. Отличное занятие: насыпать ребенку в миску манку и смешать ее с горохом. Далее дать задание крохе найти все горошинки. Помимо того, что процесс надолго увлечет ребенка, так он еще будет тренировать мелкую моторику.

4. Тактильные игры. Ребенку нужно давать пробовать на ощупь как можно больше предметов различных фактур. Подойдут пластиковые фигурки, металлические детали, различные тряпочки. Кроха при этом не только выучит цвета, но еще и будет познавать мир на ощупь.

Популярные направления

Особого внимания также заслуживают самые распространенные сегодня методики дошкольного воспитания:

1. Методика Никитиных. Основывается на таких постулатах, как труд, творчество, естественность и любовь к природе. При этом ребенок занимается ровно столько, сколько хочет сам, обстановка по максимуму спортивная, а родители принимают активное участие в образовательном процессе. Все игры по данной методике должны со временем расширяться и усложняться.

2. Методика Марии Монтессори. Это целая педагогическая система, главным девизом которой является фраза «помогите мне все сделать самому». Ученая считает, что все окружение малыша должно быть наполнено максимально полезными предметами, которые выполняют определенное предназначение. Игры, предполагаемые данной системой, направлены на развитие сенсорики, речи, а также на обучение чтению, письму и математике.

3. Методика Глена Домана. Любимая фраза этого американского врача-физиотерапевта, которая и стала девизом системы обучения, звучит так: «Без фактов нет знаний». Ученый считает, что малыша нужно знакомить с максимальным количеством фактов, структурированных по разделам и категориям.

4. Методика Зайцева. Очень распространенный сегодня способ обучения чтению – при помощи кубиков Зайцева. Ученый считает, что в игре ребенку намного легче научиться чтению, нежели сидя за партой. Единица чтения по данной методике – не привычное всем слово, а слог – пары гласных и согласных.

5. Вальфдорская методика. Изучая дошкольное воспитание и обучение, нельзя обойти стороной это направление, так как именно оно максимально направлено на развитие творческих способностей деток. С малышами нужно лепить, вышивать, строить – все делать при помощи натуральных материалов. К тому же немало внимания следует уделять физическому развитию детей.

6. Методика Воскобовича. В ее основе лежат тесные взаимоотношения ребенка и взрослого. Деятельность направлена на творческое развитие малыша, обучение во время игры.

7. Методика Занкова. Малышу рекомендуется уделять как можно больше внимания. Применяется чаще всего в том случае, если надо работать с детьми, у которых есть проблемы с усвоением материала.

Табу

Программа дошкольного воспитания ребенка должна исключать определенные моменты, которые родители должны всегда учитывать:

1. Современные психологи не рекомендуют применять к ребенку физическое наказание. Нужно стараться в любой ситуации сохранять спокойствие, не показывая малышу свои слабости. К тому же физическое наказание не приводит к тому, что ребенок осознает вои ошибки. Только разговор, беседа – вот что поможет родителю вырастить адекватного человека.

2. Ребенка не рекомендуется пугать. А если это и делать, то только грамотно. Нельзя говорить крохе «я тебя отдам чужому дяде» или «я тебя тут оставлю одного». Это порождает множество страхов. Можно говорить следующее: «Целую неделю ты будешь без сладкого/игрушек/развлечений)».

3. Нельзя переставать разговаривать с малышом, начинать просто игнорировать его.

4. В качестве наказания не рекомендуется заставлять кроху стоять или сидеть неподвижно.

Особенности психологии малышей

Родителям также важно знать об особенностях психологии своих детей на разных этапах развития, чтобы учитывать, с какими проблемами при этом можно столкнуться.

1. Возраст 3-4 года. Достаточно тяжелый период, требующий терпения родителей. Взрослый должен знать, как заинтересовать кроху, как его можно привлечь к выбранной деятельности. Также стоит помнить о том, что желание заниматься одним делом у таких ребят может быстро пропадать.

2. Возраст 4-6 лет. Это довольно спокойный период, когда с малышом интересно заниматься и организовывать развивающие уроки. Кроха уже достаточно взрослый для того, чтобы подолгу удерживать внимание на одном предмете, ему многое интересно. К тому же ребенок почти самостоятельный, на этом этапе он не требует постоянного присутствия взрослого человека в качестве наблюдателя.

3. Возраст 6-7 лет. Период активного взросления ребенка. Дитя начинает показывать характер, может противиться желаниям родителей. Много терпения и умение договариваться – вот главное правило для данного периода дошкольного развития ребенка.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста

Сам процесс воспитания ребёнка в этом возрасте осуществляется в двух направлениях:

  • Развитие личности;
  • Подготовка к школе.

Нельзя не согласиться с тем, что воспитание должно включать в себя подходы с обоих точек зрения. Важно как научить ребенка хорошим вещам и развить сильные стороны характера, так и подготовить его к школьной жизни, прививая ответственность и социальные навыки.

Смотрите еще…

✅ Тонкости и секреты семейного воспитания детей

✅ Психология воспитания ребенка от 1 года до 2 лет

✅ Как мальчика воспитать настоящим мужчиной советы

✅ Воспитание детей от 0 до 3 лет советы

Самый дорогой самолет в мире, который купил Абрамович. Сколько стоит?

Раскрыты доходы Бузовой за 2021 год

Сколько получают звезды за участие «Ледниковом периоде»?

Психологические особенности

В воспитании детей родители обычно применяют три основные психологические модели. Чаще всего они применяются отдельно друг от друга, однако у каждой модели есть свои плюсы и минусы.

Авторитарная модель чётко прослеживается, когда родитель стремится добиться от ребёнка удобного ему самому результата, ставя своё мнение превыше мнения ребёнка. Непослушание или неудачи ребёнка наказываются, а правильные поступки — одобряются. К плюсам такой модели можно отнести:

  • Чёткое понимание ребёнком указаний родителя;
  • Полное понимание ответственности за свои поступки и последствий неправильного выполнения задачи.

Минусов куда больше, а их последствия весьма ощутимы:

  • Привыкая к авторитарности родителя, ребёнок принимает его мнение на веру и перестаёт думать собственной головой;
  • Действие авторитарной модели порождает страх ребёнка по отношению к родителям;
  • Ребёнок становится безынициативен и подражает модели поведения родителей.

Индуктивный метод — в процессе воспитания происходит общение с ребёнком, в ходе которого решение проблемы находится вместе с ним. Ребёнок учится сам принимать решения и делать выводы, а также перенимает часть ответственности. К плюсам индуктивного метода можно отнести:

  • Раннее развитие ответственности;
  • Ребёнок быстро начинает учиться мыслить и думать сам;
  • Ребёнок проявляет инициативу;
  • Оказывается более подготовленным к жизни.

Минусов у индукции несколько:

  • Сложный и тонкий подход к применению — не всегда родитель может понять, когда ответственность можно переложить на ребёнка;
  • В хрупком возрасте 4-6 лет слова «решай сам за себя» или «всё в твоих руках» могут быть не совсем уместны;
  • Если переложить на ребёнка слишком много ответственности, он может почувствовать своё одиночество и потерять веру в себя.

Модель критики или ненависти — это распространённая модель, которую применяют многие взрослые, в большинстве своём неосознанно. Мораль в этом случае у каждого своя, но модель одинакова: при плохом поведении ребёнок наказывается молчанием или обидой родителей и прощение не наступает, пока ребёнок не осознает ошибку и не попросит прощения. К плюсам такой методики сложно отнести что-либо, но они есть:

  • Развитие пусть и весьма болезненного, но чёткого чувства ответственности за свои поступки;
  • Ребёнок взвешивает каждое своё действие и спрашивает себя, будут ли за него ругать;
  • На подсознательном уровне происходит постановка рамок в поведении, за которые ребёнок не должен выходить.

Минусов несколько, но они достаточно губительны:

  • Ребёнок может получить психологическую травму на почве постоянного чувства страха, тревоги и сомнений, чувство вины может преследовать его практически каждую секунду;
  • Ребёнку становится гораздо сложнее доверять родителям и страх перед ними приводит к замкнутости.

Любая из этих моделей в чистом виде может нанести вред детской психике. Однако при гармоничном сочетании плюсов и минусов, можно найти идеальный баланс.

Основные правила

Если рассмотреть активно пропагандируемые принципы педагогического воспитания в современных условиях, окажется, что методы, актуальные во времена СССР, устарели. Метод прививания чувства вины и стыда, принижение детского авторитета, принуждение и запреты уже не только потеряли свою популярность, но и считаются негативными. В наше время психологи рекомендуют основывать воспитательный процесс на взаимном уважении и доверии между детьми и взрослыми.

Педагоги рекомендуют всем родителям в общении с детьми применять простые правила:

  • Уважать личность ребёнка, не допускать любого вида насилия к ней и не унижать его;
  • Контролировать, но давать свободу выбора;
  • С раннего возраста обеспечивать детям необходимые условия для того, чтобы процесс усвоения навыков и знаний происходил качественно;
  • Помогая ребёнку сделать выбор или выводы, объяснять ему все плюсы и минусы;
  • Устанавливать правила и требования, позаботившись о положительном отношении ребёнка к ним;
  • Как можно больше и чаще общаться с ребёнком с целью развития взаимопонимания и развития подсознательных навыков, формирования речи и социальной культуры;
  • Вырабатывать в детях ответственность и уверенность, поддерживая любые начинания и проявления инициативы;
  • Выбирая модель воспитания, организовывать единство педагогического процесса, требуя поддерживать её других близких взрослых;
  • Учитывать возраст, способности, характер и темперамент дошкольника;
  • Избегать запретов и ложных обещаний;
  • Постепенно, с ростом ребёнка, давать ему больше самостоятельности;
  • Работать над собой для того, чтобы быть ребёнку лучшим примером.

Эти правила на первый взгляд просты и понятны, но соблюдение каждого из них — крайне важно для того, чтобы дошкольник вырос развитым и способным.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]