Осенний магазин.
После того, как мы собрали все овощи из огорода (из предыдущей игры) устраиваем осеннюю ярмарку урожая — покупаем и продаем осенние овощи и фрукты. Вместо денег – карточки с листочками (картошка стоит один листик, морковка – два листика и т.п.). Вместо карточек можно использовать настоящие монетки. Пусть продавцом будет веселый ежик или зайчик (мягкая игрушка), а покупателем малыш.
Когда мы играли, я выложила карточки с листиками в ряд перед «прилавком» в возрастающем порядке, чтобы ребенку было легче в них сориентироваться:
В нашем возрасте (2 и 11) мы уверено считаем только до двух. Счет до трех-четырех – пока только осваиваем – видно ребенок еще не готов (у нас очень хорошо усваивается счет, если мы играем с монетками в магазин). Но в этой игре с числом «три» стало получше — Даша довольно уверено стала находить три листочка (наверное благодаря предыдущим играм в магазин), и даже четыре листочка без подсказки самостоятельно нашла (я удивилась! Ведь 4 мы еще не проходили ! Видно сообразила сама, поскольку карточки 1,2,3 не подошли под описание).
Учимся считать.
Распечатываем таблицу и карточки (там все очень просто, поэтому если нет принтера, все можно нарисовать вручную, уж листочки желтым карандашом сможет нарисовать любая мама ). Их можно скачать здесь.
Таблица:
Работа с таблицей:
Считаем листочки, водя по ним пальчиком ребенка или указкой. Листочки расположены традиционной лесенкой – в такой форме легче всего усвоить отличия одного числа от другого. Хорошо бы повесить такую таблицу на стену в комнате и периодически пересчитывать листья с малышом. Для непосед, которым ну очень скучно считать какие-то там листочки (моя дочь именно такая), можно сделать сказочную инсценировку. Пусть в гости придет ежик или зайчик, заинтересуется табличкой и весело посчитает листочки (мы например рассказывали сказку, в которой ежик пришел к гости к зайчику (мягкие игрушки), и зайчик рассказал как он ходит в лесную школу и учит там математику. Ежик заинтересовался и попросил научить его считать, что звери и сделали, используя таблицу).
Прогулка по осеннему лесу – веселая зарядка:
1. «Поворот головы вправо-влево». Прогуливаясь по лесу, смотрим в стороны – какой наш осенний лес?
2. Работаем над силой голоса, «разминаем артикуляционный аппарат»:
Превратимся в осенний ветерок и тихо-тихо подуем (тихим голосом) «у-у-у-у». Листочки на деревьях (пальчики) чуть-чуть шевелятся.
Подуем как сильный ветер «У-у—у!» — громко! Деревья закачались от такого сильного ветра (подняли руки вверх и закачались как деревья).
Мы заблудились в лесу, кричим «Ау!». Сначала кричим тихо, потом погромче, потом совсем громко!
Подошли к берлоге медведя. Мишка уже готовится к зимней спячке. Он зевает! (открываем и закрываем рот несколько раз).
Собираем осенние ягоды в лесу (имитируем движения пальцев). Пробуем ягодки (делаем жевательные движения).
Как весело и хорошо в лесу (улыбаемся!)
По дороге нам повстречался хомячок! У, сколько зернышек он набрал за щеки (надуваем щечки как у хомячка!)
Вот белочка грызет орешки! (стучим зубами).
Но белка испугалась нас и убежала – только хвостиком махнула (язычок машет, как беличий хвостик – высовываем язычок между зубами, шевелим язычком как хвостиком).
Белочка решила угостить нас орешками. Мы орешки погрызли (снова стучим зубами), а после орешков нужно почистить зубки!!! (обводим языком верхние и нижние зубы).
Веселая гимнастика «Осенние листики».
Мы — осенние листочки. (Машем головой вправо-влево.)
Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз.)
Дунул ветер – мы цепочкой (Дети поворачиваются в сторону водящего.)
Друг за другом полетели. (Бегаем по комнате за мамой на носочках.)
Полетели, полетели,
И на землю сели. (Присаживаемся на корточки.)
Ветер снова набежал (Встаем на носочки, тянемся вверх руками.)
И листочки все поднял,
Повертел их, покрутил, (Кружимся вокруг себя на месте.)
И на землю опустил. (Снова садимся на корточки.)
Я ужасно не люблю учить стихи к пальчиковым играм и гимнастикам. Поэтому, если нужно провести «стихотворное преставление», я просто пишу текст стиxа крупными буквами на листе А4 и располагаю его на видном месте — шапаргалка для веселой гимнастики готова!
Закрепление темы «урожай».
Осень — это время сбора урожая, закрепляем эту тему в развивающей игре.
Понадобятся настоящие овощи и фрукты, которые есть в доме. Попробуйте поиграть именно с настоящими овощами и фруктами, а не с их имитациями — детям это очень нравится.
Если есть необходимость – проговариваем названия овощей (хотя наверное в возрасте 2-3,5 года это уже пройденный этап ).
Затем сажаем их в огород (складываем вместе на полу):
Закапываем (накрываем полотенцем).
Поливаем (понарошку конечно же ).
Светим солнышком — закрепляем в сознании, что для произрастания живого нужно солнышко (мы взяли желтую подушку, которой потрясли над огородом). Можно взять все что угодно желтое или посветить фонариком.
Наконец пришла пора собирать урожай – осень же! Собираем его так: малыш просовывает руку под полотенце, нащупывает там овощ или фрукт и, не вытаскивая, должен определить «на ощупь» что за овощ он нашел.
Эта игра развивает сенсорику (думаю что и логика тут тоже хорошо работает ).