Уроки рисования для детей: нетрадиционная техника пуантилизм с помощью ватных палочек

Рисование для ребенка – неотъемлемая часть развития. Через рисунок он показывает восприятие окружающего мира, свое настроение, мечты. Техника рисования пуантилизм для детей нетрадиционная, и потому очень интересная в освоении. Главная идея состоит в том, чтобы получить целостное изображение из раздельных точек. В детском саду для изучения пуантилизма используются разные материалы – штампы, пластилин и другие. Мы предлагаем освоить метод с помощью ватных палочек и красок.

Описание техники

Пуантилизм происходит от французского Pointillisme, что буквально означает «точечный» (от point — точка). Техника пришла к нам из Франции, где впервые ее применил Жорж Сера, художник-постимпрессионист и основатель неоимпрессионизма. Благодаря удачному сочетанию цветов особенно прославилась его картина «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Второй яркий пример пуантилизма – работа Поля Синьяка «Гавань в Марселе».

Особенностью картин в том, что они выполнены раздельными мазками. Краски не смешиваются, но глаз воспринимает изображение как единое целое. Важно отметить, что мазки не всегда имеют правильную, округлую форму. Это могут быть продолговатые линии, точки, прямоугольники и т. д.

Использование нетрадиционных техник в изотворчестве дошкольников — рисование методом «тычка»

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А. Сухомлинский

Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Известно большое и многогранное влияние искусства на жизнь и здоровье человека.

Психотерапевтические развивающие возможности искусства лежат в самой их природе. Быть может, искусство и было создано для того, чтобы не только принести человеку эстетические радости, но и помочь сохранить и защитить его от всего, что мешает ему нормально существовать. Рисование надолго становится любимым делом ребенка. Оно, как игра, компенсирует малые права ребенка среди взрослых.

Рисунок приносит маленькому автору наслаждение и, вместе с тем, он укрепляет ощущение своих сил, чувство самосознания. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, ручной деятельностью являются эффективным средством подготовки детей к школе, т.к. у ребенка развивается мелкая моторика и координация движений рук, внимание, память, образные представления и воображение. Игровая и изобразительная деятельность являются наиболее эффективным средством восприятия и развития речи. «…формируя и воспитывая навыки рисования, мы занимаемся коррекцией речевого дефекта», — утверждала У.В. Ульенкова.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в воспитании и социальной адаптации и детей с проблемами в развитии. Рисуют все дети, потому что этого требует настойчивое стремление пережить и высказать свои впечатления от жизни, дать эстетические и нравственные оценки окружающему, выразить свою радость новым умения, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанных задач:

  • во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни;
  • во-вторых, необходимо сформировать у них изобразительные навыки и умения.

Безусловно, что для ребенка с отклонениями в развитии занятия, направленные на формирование его познавательной деятельности, имеют еще большее значение, чем для нормально развивающегося ровесника. Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно, от занятия к занятию. В результате продуманного процесса обучения рисованию дети овладевают правильными способами не в ходе сухих упражнений, а решая интересные для себя разнообразные изобразительные задачи.

Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятий рисованием. Продумывая занятие, я подбираю тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если они хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала.

Для рисования можно представить различные материалы: простые и цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, восковые мелки, фломастеры, пастель, уголь, сангину. В практике обучения детей изобразительной деятельности, используя разнообразные материалы, я убедилась: детям нравится новизна. Постепенно, по мере того, как дети овладевают навыками работы с различными материалами, я стараюсь подвести их к осознанному выбору материала для создания своего образа.

Здесь очень важным моментом является то, что ребенок проявляет самостоятельность, получает возможность рисовать таким материалом, который ему больше понравился. Когда в конце занятия ребенок увидит свой рисунок среди других работ, он заметит разнообразие технического решения изображений. Тогда на следующем занятии его выбор может быть другим. Ребенок должен ощутить возможность выбора. Это способствует развитию его творчества. Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями позволяло детям изображать мир во всем его многообразии.

В своей работе на протяжении нескольких лет я широко использую различные виды нетрадиционных техник рисования, т.к. они дают возможность “почувствовать” малышу многоцветное изображение предмета. Нетрадиционные техники рисования позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах, способствуют развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировке на листе бумаги, развитию глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия.

Современные исследования доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило, чрезмерно активные нуждаются в обширном пространстве для разворачивания деятельности. Суть в том, что внимание рассеяно и крайне неустойчиво. В процессе «игры в художника» зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения постепенно становятся более тонкими и точными; круг внимания сужается и сосредотачивается на малой зоне.

Наблюдения показывают: характер сюжета рисунка, у таких детей постепенно становится менее агрессивным по содержанию и более сочным, ярким и чистым по цвету. Это с одной стороны, а с другой – изображение способствует развитию и познавательной деятельности, и творческой активности. В то же время корректируются психические процессы и личностная сфера в целом. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике, ребёнок тем самым преодолевает страх. Дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие, даже от работы с кистью и красками. Вот тогда и можно беспрепятственно еще раз перейти к обучению традиционной технике рисования.

Нетрадиционных техник изодеятельности великое множество:

  • оттиск (пробкой, поролоном, печатками из картофеля, ластика, листьями и др.);
  • акварель + восковые мелки, свеча;
  • черно-белый и цветной граттаж;
  • кляксография с трубочкой, с ниточкой;
  • набрызг;
  • пластилинография;
  • тычок (жесткой кистью, полусухой,);
  • акварельные мелки, сангина;
  • монотипия пейзажная;
  • рисование разноцветной пеной, картоном;
  • батик;
  • изонить.

Познакомившись с этими техниками, я выбрала наиболее интересные и доступные для детей своей группы: рисование ватными палочками, рисование пальчиком, рисование ладошкой, штрихом, рисование песком, кляксография, разрисовка маленьких камушков, рисование «методом тычка», изонить. Далее я приведу описание двух используемых мной нетрадиционных изотехник – «метода тычка» и метода «изонить».

Рисование «методом тычка»

Я считаю, что преимущество рисования «методом тычка» в том, что оно:

  • Дает детям возможность прочувствовать многоцветное изображение предметов, что несомненно, важно для наиболее полного восприятия ими окружающего мира.
  • Помогает сформировать эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования (даже возбудимые дети успокаивались от ритма рисования, у них возникало чувство удовлетворения от своей работы); способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей.
  • Рисунки, созданные детьми способом тычка, оказываются эстетичными и понятны как самому ребенку, так и окружающим.
  • В ходе занятия высвобождается дополнительное время, которое я старалась использовать для познавательного рассказа об изображаемых предметах и сюжетах, а также для подвижных и дидактических игр.

«Метод тычка» не требует от детей профессионального изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку (что у наших детей не всегда удается). Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем необязательно правильной формы или только прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным.

Методика рисования для малышей на начальном этапе состояла в следующем: заранее на листе у ребенка я рисовала простым карандашом контур какого-либо предмета. Дети сначала рассматривали и обводили контур данного предмета, называя вслух его части. Затем следовало упражнение — разминка с кисточкой (без краски). Начинали рисование тычками по линии контура (если было необходимо – рисовала рукой ребенка). Затем дети самостоятельно произвольными тычками закрашивали поверхность внутри контура. Остальные, необходимые детали (глаза, нос, усы и др.) дорисовывали фломастерами или цветными карандашами (в первых рисунках – с небольшой помощью взрослого). Обязательно обговаривали: Кто это? Что это? Что делает? Что с ним делают? Почему? (Рисуем кота – почему ушки острые? Какие лапки? – мягкие). и т. д.

Так ребенок познает а, рисуя, закрепляет знания. Дети старшего возраста самостоятельно рисовали контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Детям нравилось так рисовать, они легко усваивали данный способ. Такое рисование вместе с тем упражняет руку и ведет к уверенности движений, к большей плавности и легкости их, к подчинению рисунка зрительному контролю. Поэтому детям впоследствии легче овладеть и другими способами рисования.

Я старалась всегда сопровождать процесс рисования использованием познавательных приемов, пробуждающими у детей интерес к теме рисования (загадки, стихи, сказки, музыкальные сказки, прослушивание аудиокассет с записью звуков природы, рассказы, беседы…) и паузами (физкульт-минутки, игры). правила безопасности труда; знакомила детей с элементарными основами рисования.

Прививала умение использовать знания, ранее полученные на других видах изобразительной деятельности (рисования, аппликации). Знакомила с основами общей и специальной композиции. Таким образом, метод «тычка» является простым в применении и легко может применяться воспитателями на занятиях как с детьми с особыми возможностями, так и со здоровыми дошкольниками.

Как рисовать с детьми?

Знакомство детей с пуантилизмом хорошо начать с небольшой презентации картин, выполненных в данной технике.

Чтобы вызвать интерес, можно начать занятие с рассказа о том, как в умелых руках даже простая точка оживает. В конце теоретической части следует продемонстрировать пример рисунка, который нужно нарисовать.

При выборе изображения нужно учитывать возрастные особенности:

  • В средней и младшей группе детского сада (4–5 лет) для рисования в технике пуантилизм малышам предоставляют заготовки с контуром. Например, раскраски с животными (цыпленком, рыбкой) или игрушками. Изображения должны быть максимально простыми. Не нужно использовать сразу много красок. Для первого занятия можно ограничиться одним цветом.

  • В старшей группе (6–7 лет) дети могут самостоятельно нарисовать предмет на заданную тему. Сначала ватной палочкой рисуется контур, а затем серединка заполняется выбранным цветом. В этом возрасте рекомендуется использовать несколько цветов.

Выберите один рисунок-образец. Хорошо, если он будет соответствовать теме проводимых занятий. Зимой актуальны рисунки снежинок и снеговиков, осенью – деревьев с опадающей листвой, летом – солнышка и радуги и т. д.

Материалы и правила рисования

Рисование ватными палочками – относительно чистая техника. Застилать столы клеенкой не потребуется.

Подготовьте материалы:

  • бумагу, картон (можно цветные) либо раскраску;
  • краски (акварель, гуашь);
  • ватные палочки – по количеству используемых красок;
  • стаканчик с водой.

Правила рисования:

  1. Держите палочку перпендикулярно бумаге.
  2. Обмакнув ватку в краску нужного цвета, оставляйте отпечатки короткими тычками.
  3. Заполняйте сначала контур и постепенно переходите от краев к центру.
  4. Для каждого цвета используйте отдельную ватную палочку.

Рисуем зимний пейзаж

В зимнее время изучение рисования ватными палочками придется как нельзя кстати. В технике пуантилизм получается легко и быстро изобразить снежинки. Для зимней тематики за основу берут цветной картон – синий, черный или серый. На темном фоне отчетливо виден белый цвет.

Примеры рисунков детей на тему «зимняя фантазия»:

Работы у детей получаются всегда разные, даже если образец был взят один. Рисунок отражает индивидуальное видение, характер, знания, навыки и умения маленького художника.

Когда дети освоят рисование ватными палочками, будет полезно провести занятие с использованием сразу нескольких нетрадиционных техник. Цель урока – закрепить знания и научить ребенка использовать подручные предметы для получения нужной текстуры и воплощения творческой задумки.

Опытные педагоги и медики полагают, что рисование играет важную роль в развитии детей. Занятия оказывают положительное действие на центральную нервную систему. Они способствуют развитию речевых навыков и мелкой моторики. Нетрадиционные техники примечательны тем, что позволяют приобщать к искусству ребят самого младшего возраста, так как не требуют искусных мазков кисточкой или штрихов карандашом. Овладеть техникой рисования ватной палочкой нетрудно. На занятии каждый ребенок сможет ощутить себя художником, создающим произведение искусства.

Пуантилизм. Техника рисования для детей ватными палочками

Пуантилизм. Нетрадиционная техника рисования ватными палочками.
Автор: Лавренко Тамара Михайловна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДЮЦ г. Ейск Краснодарский край Описание: материал может быть полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования, учителям, детям и их родителям. Назначение: использование на занятиях по рисованию, в кружковой работе, украшения интерьера, как практическая работа при знакомстве с нетрадиционными техниками рисования. Цель: развитие фантазии и воображения у детей посредством нетрадиционной техники рисования: ватными палочками. Задачи: — познакомить с течением изобразительного искусства «пуантилизм»; — расширять знания через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством развития интереса детей к изобразительному творчеству. — научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием ватных палочек; — создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала детей. *** Что такое нетрадиционное рисование? Эта такое творчество, которое не придерживается классических традиций художественного изображения. Рисование в нетрадиционных техниках свободно от канонов академического рисования, оно более упрощенное и доступное для детского восприятия и поэтому восхищает, удивляет и развивает детское воображение. В нетрадиционном рисовании используются самые различные необычные материалы. Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь.
Картинки, выполненные любым или сразу несколькими методами, получаются необычными, интересными и сказочными. Одним из видов нетрадиционных техник рисование является рисование ватными палочками. Ватные палочки, оказывается, можно использовать не только по их прямому назначению. С их помощью можно еще и рисовать, а в процессе творчества развивать детей. Этот метод очень прост. Нужно всего лишь макнуть ватную палочку в гуашь и сделать оттиск на бумаге. Можно придумать любой узор и методом «тычка» создать необычайно красивую картину. Дети очень любят этот метод рисования. Рисование ватными палочками можно назвать одним из видов пуантилизма. Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Картины такого плана писали многие художники. Например, шедеврами признаны картины Жоржа Сёра. Он считается основателем этой техники. 19 и 20 века были богаты на новые направления в искусстве. Художники много экспериментировали, искали новые выразительные формы и возможности. И в результате таких поисков появился пуантилизм в живописи. Жорж-Пьер Сёра — основатель неоимпрессионизма, французский художник, который ввел в живопись метод создания картин посредством нанесения на холст множества рядом расположенных точек чистых контрастных цветов (пуантилизм). Неоимпрессионизм оказал влияние на многих известных живописцев того времени. Эйфелева башня.1889


Сена в Гранд-Жатт, весна 1888


Пудрящаяся девушка» 1889-90 г.


Рисование ватными палочками – весьма необычная и интересная техника, Важно, что при создании картинки краски нельзя смешивать между собой. При этом расстояние от одной точки до другой может быть большим, а можно, наоборот, располагать точки близко друг к другу. Дети дошкольники учатся рисовать ватными палочками:


Детей младшего школьного возраста можно учить рисовать ватными палочками, тем более, что для них пока еще трудно рисовать кистью в технике пуантилизм. А вот ватная палочка удобнее и проще, кроме того, ее не нужно мыть.


Однако, несмотря на кажущуюся простоту, это тоже большой труд.


Во время рисования в технике пуантилизм тренируются координация движений, точность и аккуратность, развивается мелкая моторика рук.


Очень эффектно смотрятся рисунки, дополненные точками, например, готовые, нарисованные акварелью или гуашью пейзажи, где снег, дождь или части растений, животных и птиц дорисованы уже по высохшему красочному слою при помощи ватных палочек.


Хороши для выполнения в технике пуантилизм пейзажи с изображением округлых форм: облаков, леса, деревьев.


Техника рисования точками необычна, интересна и довольно проста. Эту технику рекомендую при рисовании цветов: сирени, одуванчиков.


Иногда использую шаблоны для выполнения этой техники. Рисование в технике «пуантилизм» дает широкую возможность создавать настоящие детские «шедевры». Даже если дети работают по шаблону, результат получается у всех разный, т. к. каждый ребенок имеет свое индивидуальное восприятие, свои особенности характера и почерка. Вот такие интересные работы получаются при освоении этой техники.


Работы детей 7 — 8 лет.

Рекомендуем посмотреть:

Нетрадиционная техника рисования пуантилизм Пуантилизм — техника рисования для детей ватными палочками. Мастер-класс с пошаговыми фото для детей Рисование «Морская черепашка» для детей 7-8 лет поэтапно с фото Рисование «Карнавал «Фиеста патрональ». Портрет конкистадора» поэтапно с фото. Начальная школа

Похожие статьи:

Пуантилизм для детей. Мастер-класс

Рисование по теме Осень в подготовительной группе

Нетрадиционные техники рисования для дошкольников. Отпечаток листьями

Нетрадиционная техника рисования при помощи отпечатка для дошкольников. Мастер — класс

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]