Ставим звук [З]
Артикуляция при воспроизведении звука «З» похожа на «С», только звук «З» более звонкий, поэтому при его проговаривании нужно задействовать голос. Звук «З» ставят после успешной автоматизации «С».
Постановка «З» аналогична работе со звуком «С», только нужно следить, чтобы ребенок подключал голос, ощущал вибрацию связок. Очень важно суметь донести ребенку, что эти звуки отличаются своим звучанием. Для этого предложите малышу положить ручку на горло и произнести поочередно оба звука. По вибрации ребенок поймет эту разницу. Когда звук «З» будет слышен отчетливо, предлагайте ребенку проговаривать его громче и четче. После этого проведите автоматизацию звука посредством упражнений на проговаривание слогов, слов, предложений.
Ставим звуки [К], [Г], [Х]
Звук «К» ставят механическим способом, используя шпатель. Артикуляция выглядит следующим образом:
- губы должны принять положение следующего гласного звука;
- зубы не смыкать нельзя;
- кончик языка нужно опустить и прикоснуться им к резцам нижнего зубного ряда;
- боковые части язычка примыкаются к верхним боковым зубкам;
- задняя часть языка должна образовывать с небом смычку;
- мягкое небо в это время приподнимается, перекрывая проход к носоглотке;
- голосовые связки напрягать не нужно, они разомкнуты;
- во время выдоха образующаяся струя воздуха должна взрывать смычку, из-за чего возникает характерный звук.
Первый вариант постановки – от звука «Т». Используется, если звук «Т» ребенок проговаривает четко, чисто, без лишних призвуков.
Предложите малышу воспроизвести звук «ТА». Одновременно нажимайте шпателем на переднюю часть спинки язычка, вследствие чего послышится звук «ТЯ». Далее нужно продвинуть шпатель немного дальше вглубь, что спровоцирует произношение звука «КЯ». Еще более глубокий нажим на язычок дает четкое произношение звука «КА». Использование механического метода прекращают тогда, когда ребенок запоминает расположение артикуляционных органов для произношения изучаемого звука.
Звук «К» можно ставить на вдохе. Такое упражнение напоминает имитацию храпа – беззвучную либо шепотную. Предложите ребенку похрапеть в свое удовольствие. После упражнения можно услышать звук, напоминающий «К». Предложите ребенку произнести «КА» на вдохе и выдохе. После этого проведите автоматизацию звука традиционно: «КА-КО-КУ-КИ-КЕ-КЁ».
Артикуляция звука «Г» аналогична артикуляции звука «К». Однако в этом процессе участвует голос – голосовые связки во время упражнений должны смыкаться и вибрировать.
Звук «Г» можно поставить от «Ы». Для этого предложите ребенку запрокинуть голову назад и на сильном выдохе произнести «ЫЫЫЫ», выставляя одновременно нижнюю челюсть вперед, поднимая ее и опуская. По аналогии постановки звука «К» от «ТА» можно ставить звук «Г» от «ДА».
Артикуляция звука «Х» отличается от «К» тем, что задняя часть спинки язычка должна образовывать с небом не смычку, а щель по средней линии. Звук «Х» можно ставить так: предложите ребенку приоткрыть ротик на ширину двух пальцев и подуть на ладони теплым воздухом. Если звук не получается, можно попробовать запрокидывать в процессе голову вверх. Звук «Х» можно ставить от «С» и «Ш». Используют механический способ: когда ребенок проговаривает эти звуки, шпателем нужно отодвигать язычок вглубь рта.
Как научить ребенка говорить букву К
Родители зачастую спрашивают логопеда о том, как научить ребенка выговаривать букву к. Ответ только один — самым действенным является метод постоянного выговаривания.
Самое простое задание — регулярно произносить слова с буквой «к»: капуста, клубника, картошка, карточка, книжка, укроп, искра.
При этом важно акцентировать внимание ребенка на эту букву, произносить ее четко и медленно. Основного прогресса в произношении дети чаще всего достигают на занятиях в ДОУ.
Логопедическое занятие на дифференциацию звуков [г] и [к]
Как научить ребенка говорить букву к, если он отказывается заниматься логопедией? Домашние тренировки часто не приносят ожидаемого результата, но в садике логопед использует игровой подход и завлекает ребенка в игру. Для занятия используется готовый конспект.
Ход урока по дифференциации «г» и «к»:
- Педагог предлагает ребенку отгадать загадки, в ответе на которые содержатся отрабатываемые звуки. Затем он объявляет тему занятия и цель.
- Малышам задают вопрос: «Чем отличаются «г» и «к»?. Дети должны сказать, что у них разное звучание, положение зубов и языка при произношении. Логопед предлагает детям произносить слова, положа руку на горло. Звучание сильно отличается.
- Ведется работа с тетрадями. Ребята записывают слоги: гу-ку, ги-ки, го-ко, га-ка и произносят их. Важен быстрый темп и его чередование с медленным.
- В конце занятия дети проговаривают чистоговорки: «га-га-га — вышли гуси на луга».
Логопедический массаж для детей
После основного блока занятия дети выполняют разминку, а потом делают упражнение, в котором требуется вставить пропущенные буквы в слове.
Важно! Логопед во время занятия обращает внимание на детей, которым произношение дается труднее всего, и затем проводит с ними индивидуальную работу.
Важность постановки свистящего звука
Если замечено, что ребёнок некорректно произносит свистящий звук, логопед выделит характер проблемы, это может быть:
- сигматизм — происходит искажение [С] и [СЬ];
- парасигматизм — подмена [С] и [СЬ] другими звуками (на переднеязычный или шипящий).
Постановка звука [С] позволит избежать проблем в письменной речи и чтении:
- дисграфия — расстройство, при котором допускаются элементарные ошибки при письме.
Человек заменяет буквы на фонетически близкие звуки, например:
зовут => савут
белые => пелые
Пушок => Пужок
- дислексия — расстройство навыков чтения, при котором человек повторяет одни и те же ошибки при чтении. Звуки перемешиваются или подменяются другими, чтение по буквам, сложность понимания прочитанного.
Человеку сложно буквы соединить в слоги, а слоги в слова. Это приводит либо к непониманию прочитанного, либо к искажению информации.
- дислалия — нарушение произношения звуков. Диагноз ставится после 4–5 лет, до этого времени такое произношение считается нормой и проходит само.
Ставим звуки [Л], [Л’]
Для постановки звуков [Л], [Л’] используют упражнения «Иголочка», «Маляр», «Индюшата», «Ступеньки», «Ковшик», «Охотник».
Если в речи ребенка звук [Л] отсутствует, его ставят в 2 этапа:
- Межзубная постановка звука, когда ребенку предлагают сказать сочетание звуков «ыа». Произнося звук «ы», выговаривать его нужно кратко, напрягая артикуляционный аппарат. Далее произношение переносят, протиснув язык между стиснутыми зубами. Повторять упражнение, пока не установится четкость звука – нужно установить положение челюсти, в котором получилось воспроизвести звук.
- Зазубная постановка звука – язык переводят в положение за зубами, крепко прижимают его к альвеолам, произносят «лы-лы-лы».
Важно выработать правильное направление струи воздуха. Если у ребенка определяется несколько звуков межзубным произношением, стоит развить моторику кончика языка. Помогать при этом можно любым удобным механическим способом.
Если ребенок звук [Л] заменяет звуком [Й], ему предлагают на среднюю часть боковой стороны языка, открыв рот, положить трубочку круглой формы, а кончик языка нужно убрать за верхние резцы. Главная трудность заключается в том, что ребенок продолжает слышать звук, который он воспроизводил ранее. Поэтому важно подключать слуховое внимание малыша к звуку, что он произносит во время его постановки.
Ставим звук [Й]
Чаще всего звук «Й» получается поставить методом подражания, дополняя упражнения показом правильной артикуляции и тактильным ощущением экспираторной струи при протяжном произнесении «ЙЙЙЙ».
Ставят звук от произнесения звуков «АИА» или «ИА». Выдох нужно усиливать, когда произносится звук «И», и без перерыва нужно проговаривать краткое «А». Иногда эффективна постановка звука «Й» в словах, где он находится на первом месте.
От слога «ЗЯ» звук ставят механическим методом: ребенок проговаривает слог, а взрослый, используя шпатель, надавливает на переднюю часть спинки язычка, постепенно отодвигая его назад, пока не получится нужный звук.
Обучение детей
ФГОС
- ФГОС дошкольного образования
- Подготовка к школе
- Страх перед домашними заданиями
- Проблемы в школе у детей
- Задача воспитателей при подготовке детей к школе
- Подготовка к школе в детском саду
- Подготовка к школе в развивающих центрах
- Что такое ?
- Что должен уметь ребенок к школе
- Дошкольное образование
Дети
- Азбука и алфавит
- Алфавит для детей
- Азбука по слогам
- Русский алфавит для детей
- Развитие мелкой моторики у детей
- Знакомство детей с книгой
- Алфавит с пеленок
- Английский для детей
- Методики раннего развития
- Сенсорное развитие детей
- Лучше всего для этой цели подойдет методика Марии Монтессори.
- Физическое развитие детей
- Подготовка к школе
- Подготовка к школе летом
- Воображение детей
- Развитие внимания у детей
- Упражнения на внимательность
- Развитие внимания у детей дошкольного возраста
- Игры на развитие мышления детей
- Игры на развитие логическое мышление
- Развитие логического мышления удетей.
- Постановка звуков
- Постановка звука в
- Постановка звука р
- Шипящие согласные звуки — постановка звуков у детей дошкольного
- Постановка звука Щ
- Как разобрать слово на звуки
- Слоги для детей дошкольного возраста
- Игры с буквами для детей
- Учим буквы. Игра.
- Обучение грамоте малышей
- Обучение грамоте уроки
- Обучение грамоте — программа Гармония
- Обучение грамоте Журовой
- Обучение грамоте — методика Перспектива
- Обучение грамоте УМК Школа России
- Читаем с персонажами
- Учимся читать с Лунтиком
- Фиксики учат читать