ММастер-класс для воспитателей ДОУ «Игры и приемы социо-игровой технологии»


в работе педагога-организатора »

Разработала

Мурашова И.Ю.

педагог-организатор

МБОУ УСОШ №4

Игра наряду с трудом и обучением — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра

— это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

развлекательную

(это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную:

освоение диалектики общения;

— функцию самореализации

в игре как полигоне человеческой практики;

игротерапевтическую:

преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую:

выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

— функцию коррекции:

внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональной коммуникации:

усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

— социализации:

включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

свободная

развивающая деятельность
,
предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

творческий,

в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;

эмоциональная приподнятость

деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

наличие

прямых или косвенных
правил,
отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Наблюдение показывает, что многие современные дети не умеют организовать свою деятельность, наполнять её смыслом. У многих не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. Бедность и примитивность игры пагубно отражается на коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно её правила, сюжет, распределение ролей – главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывая действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. В противном случае не будет ни содержательного общения, ни совместной деятельности.

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игра помогает педагогу сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых.

В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил.

Игра – особый вид деятельности. Во-первых

, потому что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние.

Спросим малышей и подростков, любят ли они играть и хотят ли играть сейчас? Услышим единодушный ответ: «Да!». Спросим старшеклассников, длинноногих, басовитых, широкоплечих, а любят ли играть они, такие серьезные и важные. Их ответ обрисуется сияющим блеском загоревшихся глаз и дополнится сдержанным, но столь единодушным: «Да!». Столь же радостно вступаем в игру и мы, педагоги. Человек есть «человек играющий».

Во-вторых

, целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Зная это, человек вступает в игру открыто, без опасений и боязни, потому что принимает расхожее отношение к игре как к делу несерьезному – такому, что не сможет поколебать его авторитет и подорвать репутацию. Увлеченный ходом игры, он забывает о своем авторитете, его вовсе не заботит внешнее впечатление от производимых действий. Он играет «взахлёб».

В-третьих,

любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать человека к какому-то виду деятельности, ещё не освоенным человеком. Вот почему игра – дело серьёзное с точки зрения развития ребёнка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащённым, подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения.

В-четвёртых,

в игре минимальное количество правил, соблюдать их не трудно, а всё остальное – поле для свободного проявления индивидуального «Я». Простая фабула игры позволяет каждому играющему выстраивать свой вариант сюжетного развития игры. Это придаёт интригу, держит интерес играющих на уровне высокой активности. О свободе мечтают и малыши и старики. Свобода проявления своего автономного мира, с его сложностью и непохожестью, странностью и неповторимостью, доставляет счастливые переживания. Поэтому игра по природе своей диагностична.

В-пятых,

игра – самый демократичный вид деятельности, в игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого не достаёт в социальном мире. Ребёнок оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих отметках, отменном прилежании. Игра – общение на равных.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Понятие «игровые педагогические технологии»

включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность человека. Использование игры как средства обучения и воспитания известно с древности. Широкое применение находит игра в народной педагогике, в дошкольных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования. Для характеристики игры как развивающей педагогической технологии необходимо установить основные отличительные признаки игры как метода и приема в педагогическом процессе. В современной школе игровой метод

используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельной технологии для освоения новых понятий;
  • как элемента более обширной технологии,
  • как технологии внешкольной работы.

Реализация игровых приемов

происходит по таким направлениям:

  • педагогическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • в качестве мотивации вводится элемент соревнования, который переводит педагогическую задачу в игровую;
  • учебно-воспитательная деятельность школьников подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве средства игры;
  • успешное достижение педагогической цели связывается с игровым результатом.

Игровые технологии в обучении и воспитании детей среднего и старшего школьном возрасте

отличаются качественным своеобразием.

  • психофизиологическое обоснование
    : В поведении и деятельности детей подросткового возраста наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, стремление к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры детей подросткового возраста является нацеленность ребенка на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска событий, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
  • педагогический принцип:
    Как правило, в качестве развивающих игровых технологий педагоги обращаются к такому типу игр как «деловые игры». В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операциональные, ролевые деловые игры, деловой театр, психо- и социодрама. Для эффективной организации педагогического взаимодействия тактика педагога может строиться в соответствии с определенными этапами деловой игры: подготовки, введения в игру, проведения и анализа хода игры.
  • решение педагогических задач:
    Игровые технологии используются для достижения комплексных педагогических задач: усвоения нового и закрепления старого материала, развития творческих способностей. Игровые технологии в воспитании и обучении детей подросткового возраста, с одной стороны, способствуют развитию зрелых социальных установок подростка, с другой — способствуют компенсации информационной перегрузки, организации психологического и физиологического отдыха.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Игровые технологии выполняют следующий спектр целевых ориентаций:

• дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение знаний, умений, навыков в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие трудовых навыков;

• воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;

• развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности;

• социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Игровые технологии различаются:

  • по виду деятельности (интеллектуальные, т.е. умственные; коррекционные; психологические; физические, т.е. двигательные, трудовые);
  • по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; творческие; коммуникативные; диагностические, профориентационные,
  • по игровой методике (предметные, сюжетные, дидактические, ролевые, деловые, имитационные).

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

В своей работе с детьми я применяю игровые технологии для решения следующих педагогических задач: расширения кругозора; развития внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей; воспитания коммуникативности, активности, повышения самооценки.

Для этого я использую подвижные, интеллектуальные, деловые, ролевые, познавательные, развивающие, сюжетные и ролевые игры.

В процессе игры мне удаётся лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволяет найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей.

Поэтому первоочередное внимание направляю на создание в коллективе наилучшей психологической атмосферы как непременного условия игрового действия. Организуя коллективные игры, привлекаю каждого ребёнка к выполнению ролей; готовлю вместе с детьми необходимый материал и атрибуты для игры. В совместном труде у детей появляется интерес к содержанию игры, будущим ролям и развёртыванию сюжета; непосредственно участвую в игре, выполняю наряду с детьми игровую роль.

Беря на себя роль в игре, я имею возможность естественно (изнутри) видеть всю игру; контролировать правильность выполнения игровых действий, связанных с использованием знаний и умений; при затруднениях оказывать помощь в виде вопросов, разъяснений, советов; подчёркивать, одобрять успехи детей, привлекая внимание коллектива; вызывать положительные эмоции, настроение; стимулировать инициативу и творчество.

Осуществляю индивидуальный подход к детям (учитываю знания, интересы, способности, игровые навыки и умения каждого ребёнка):

  • подбираю роли, соответствующие возможностям ребёнка, его игровым интересам и навыкам;
  • предлагаю решение посильных задач, приводящих к развитию уверенности в своих силах, проявлении активности и самостоятельности;
  • поддерживаю атмосферу доброжелательности, творчества, создавая специальные ситуации для застенчивых и неуверенных в себе детей.

Во время игры чрезвычайно важно сохранить этику взаимоотношений, не допуская обидных и грубых выпадов детей друг против друга, которые они могут допустить в запальчивости. Здесь многое зависит от нашего с вами тона, в котором должна совмещаться мягкость, весёлость, чёткая распорядительность, исключающая небрежное отношение к человеку.

Завершающим этапом каждой игры является рефлексия. Дети обычно говорят: «Мне было интересно и хорошо… Я понял, что… Теперь я постараюсь…». Приведу пример одного высказывания подростка: «Я никогда не слышал, что мужчина должен иметь при себе два носовых платка, один – для себя, другой – для дамы, которой вдруг нужна будет помощь».

А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в играх, которые я провожу со своими детьми.

Для расширения словарного запаса детей, развития речи я провожу развивающие игры, например, «Звуковые цепочки» и ««Да» и «Нет» не говорить…».

Игра «Звуковые цепочки». Правила игры: первый игрок произносит слово. Следующий игрок придумывает слово так, чтобы последний слог сказанного слова стал первым в новом слове. Например: машина – народ – родня – няня…

Проводится игра «Звуковые цепочки»

Старинную народную игру ««Да» и «Нет» не говорить…» очень любят все дети. Она развивает быстроту переключения и распределения внимания, познавательную активность. Правила игры: водящий говорит:

Бабушка прислала сто рублей,

Что хотите, то купите,

Черное и белое не берите.

«Да» и «Нет» не говорите.

Затем игрокам предлагается ответить на вопросы, при этом запрещается говорить «да», «нет», «черное» и «белое».

Кто нарушил правила — выбывает из игры.

Примерные вопросы:

  • Ты любишь зиму?
  • А тебе не бывает холодно?
  • А какого цвета лежит снег?
  • Почему ты надела белую блузку?
  • А ты умеешь кататься на коньках?
  • А какого они у тебя цвета?
  • Ты завтра пойдёшь на работу?
  • А каким цветом у тебя в клубе потолок?
Проводится игра ««Да» и «Нет» не говорить…»

С целью развития внимания, математических способностей с детьми можно проводить интеллектуальные игры «Узнай своё число», «Не скажу» и «С листком календаря».

Игра «Узнай своё число». Правила игры: вызывается четыре человека и каждому к спине прикалывается табличка с числом. Никто не должен знать какое число ему досталось, но сумма чисел (21) объявляется всем. Задача каждого из играющих состоит в том, чтобы определить, какое число у него на спине. Выяснить это можно единственным способом: подсмотреть, какие числа на спине у остальных трёх играющих и сумму этих чисел вычесть из объявленной суммы – 21. Но никто из играющих не заинтересован в том, чтобы показать своё число. Поэтому все передвигаются осторожно, стараясь оказаться позади других играющих, чтобы возможно скорее узнать все числа и одновременно скрыть своё. Стоять на месте, прислонившись к стене, не разрешается. Зрители должны сидеть молча, не подсказывать. Побеждает тот, кто первым назовёт своё число.

Проводится игра «Узнай своё число»

Игра «Не скажу!». 1-ый вариант игры:

игроки встают в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя при этом числа по порядку до 30, но вместо чётных чисел говорят «Не скажу!».

2-ой вариант

: вместо чисел, которые делятся на 3, говорить «Не скажу!».

Проводится игра «Не скажу»

Игра «С листком календаря». Содержание игры: всем играющим прикалываются на грудь по листку из отрывного календаря. Задания:

  • Выстроиться по дням недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье);
  • Найти вчерашний день (например, «7 декабря», если сегодня «8 декабря»);
  • Собраться так, чтобы сумма чисел на листках равнялась 19 (9+8+2), 25 (15+9+1), 30 (20+9+1);
  • Собраться так, чтобы образовался 2012 год.

Игровые технологии в детском саду

Методическая разработка Сафроновой Александровны/Inna Safonova и Мироновой Ирины Валерьевны/ Mironova Irina, воспитателей МБДОУ ЦРР «Детский сад № 166», г.Воронеж, Коминтерновский р-н

В Большом энциклопедическом словаре понятие игры изложено следующим образом: «Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям». Таким образом, игра как отраженная модель поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем включает в себя различные сценарии жизни, в которых заложены основы саморазвития и самовыражения.

Выделяют следующие функции игры:

  • социокультурная (игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, так и стихийные процессы, влияющие на формирование ребенка);
  • межнациональная коммуникация (игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни);
  • самореализация ребенка в игре (игра позволяет с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой – выявить недостаточность опыта);
  • коммуникативная (любое игровое общество — коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное качество коммуникативных связей);
  • диагностическая (игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека);
  • игротерапевтическая (игра может быть и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, в общении с окружающими, в учении);
  • коррекционная (игра закрепляет приобретенные способности как внеситуативные);
  • развлекательная (игра – единственная деятельность, которая выводит ребенка за рамки его непосредственного опыта, и любое место, занимаемое им в игре, уникально).

Таким образом, игра — это особый вид деятельности, так как во-первых, в ходе игровой деятельности личность упражняется и развивается, во-вторых, игра дает возможность каждому дошкольнику приблизится к миру взрослых в некоторой степени подготовленным, овладевая познавательной, трудовой, спортивной и др. деятельностями, в-третьих, игра самый демократичный вид деятельности, в которой равенство гарантируется ролевым распределением.

В условиях образовательно-воспитательного процесса игра приводит к ряду методических выводов: в любой игре присутствуют правила игры, в каждом определенном правиле заключается цель, а так же элементы импровизации при выборе оптимального варианта действий в жестких условиях.

Поэтому при подготовке любого типа игры необходимо учитывать ряд обязательных требований:

  • предъявлены четкие инструкции над конкретным видом работы;
  • определены критерии оценки всех видов работ;
  • созданы команды участников игры;
  • продуманы призы и награждения для победителей.

Немаловажную функцию в ходе организации игровой деятельности выполняет воспитатель. В период проведения игры воспитателю необходимо в совершенстве владеть следующими коммуникативными операциями:

  • умением задавать неожиданные вопросы и делать вид, что эти вопросы звучат случайно;
  • подготовить предположительные ответы на случайные вопросы;
  • умением читать истинный смысл поведения детей по «лишним» движениям и жестам;

Таким образом, рассмотрев кратко игровые технологии в образовательно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения, можно сформулировать следующее:

  • результат игровой деятельности является не целью, а средством обучения и формирования личностных качеств играющих;
  • в игре заключена возможность удовлетворения в воображаемой деятельности неосознанных или подсознательных влечений и потребностей ребенка;
  • игра позволяет приобрести внутреннюю свободу;
  • соотношение импровизации, свободы поведения воспитуемого и правил, регламентирующих действия участников игровой деятельности – это диалектическое единство, оно не нарушается и создает у дошкольников ощущение естественности и непринужденности своего поведения в учебных ситуациях. Теория игровых технологии в детском саду

Что такое технология?

Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.

Виды педагогических технологий

  • «Здоровьесберегающая» технология
  • Технология «ТРИЗ»
  • Технология «Проблемного обучения»
  • Технология «Марии Монтессори».
  • «Игровая» технология и др.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

  • Концептуальность
  • Системность
  • Управляемость
  • Эффективность
  • Воспроизводимость

Концептуальность- опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность– технология должна обладать всеми признаками системы:

  • логикой процесса,
  • взаимосвязью его частей,
  • целостностью.

Управляемость –возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность –современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость –возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. (технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей).

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит изтрех частей:

  • Концептуальная часть– это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
  • Содержательная часть– это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
  • Процессуальная часть– совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно:если некая система претендует на рольтехнологии, она должна соответствовать всем перечисленным требованиям.

«Игровая технология», кроме выше перечисленных критериев, должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.

Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.

Игра- одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

Таким образом, игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению,игра- это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Функции игры

  • развлекательная(это основная функция игры — развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативная:освоение диалектики общения;
  • самореализацияв игре как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическая:преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическая:выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функция коррекции:внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональная коммуникация:усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • функция социализации:включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Четыре главные черты присущие игре

  • свободная развивающая деятельность,предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  • творческий,в значительной мере импровизационный, очень активныйхарактерэтой деятельности («поле творчества»);
  • эмоциональная приподнятостьдеятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоцио нальное напряжение»);
  • наличие прямых или косвенных правил,отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Структура игры как деятельности –

  • Целеполагание,
  • планирование,
  • реализация цели,
  • анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Структура игры как процесс –

  • роли, взятые на себя играющими;
  • игровые действия как средство реализации этих ролей;
  • игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
  • реальные отношения между играющими;
  • сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игра как метод обучения

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различныхпедагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Типология педагогических игр по характеру игровой методике

  • предметные,
  • сюжетные,
  • ролевые,
  • деловые,
  • имитационные
  • игры-драматизации

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различны ми средствами передвижения.

Специфика игровой технологии

Игровая среда:

  • игры с предметами
  • без предметов,
  • настольные,
  • комнатные,
  • уличные,
  • на местности,
  • компьютерные
  • с ТСО,
  • с различными средствами передвижения.

Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя.

Литература

  1. Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», М. 2006.
  2. Н.Е. Щуркова «Практикум по педагогической технологии», М. 2001.
  3. Шмаков С.А. «Игры учащихся – феномен культуры», – М.: Новая школа, 1999.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]