Конспект НОД для детей старшей группы, разработанный в технологии деятельностного метода «Ситуация» по ФЦКМ.


Конспект игровой образовательной ситуации с элементами познавательного развития

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4

муниципального образования Каневской район

Конспект

интегрированной деятельности по образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»

на тему:
«В гостях у тетушки Казачки»
подготовила: воспитатель Клименко Н.И.

2017 год

Программные задачи:

1.Воспитывать у детей любовь к своей малой Родине – Кубани. 2. Расширять представление детей о быте, об укладе жизни кубанских казаков, продолжать знакомить с миром предметов, используемых в быту в старые времена. Учить называть их функции и назначение.

3. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Интеграция с образовательными областями:

«Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Задачи образовательных областей:

1. Обогащать словарь детей словами: коромысло, чугунок, ухват, рушник, уклад жизни, мудрость, кривить душой, гостинец.

2. Активизировать в речи детей слова: щедрость, бережливость, трудолюбие, аккуратность, наблюдательность, вежливость, гостеприимство, смелость, честность, доброта, уважение, приветливость, вольнолюбие, независимость, гордость; 3. Через здоровье сберегающие технологии укреплять физическое здоровье детей, формировать нравственно-волевые качества, знакомить детей с кубанскими подвижными играми, в которые играли маленькие казачата, вызывать желание принимать в них участие; 4. Развивать интерес к истокам народного творчества, прививать интереса к изготовлению обереговых, обрядовых и игровых кукол; 5. Приобщать к музыкальному искусству, воспитывать любовь к музыкальной культуре казаков, донести до детей красоту казачьей песни.

Предварительная работа

: организованная образовательная деятельность в мини-музее, изготовление кукол.

Методические приемы:

словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видеоматериал), практический метод.

Оборудование:

— мини-музей «Кубанское подворье»

— установка мультимедиа,

аудио запись кубанских лирических песен,

— костюмы для детей и педагога (сарафаны, рубахи,) по количеству участников,


Для изготовления куколки потребуются:
1) одинаковые квадраты белой и чёрной ткани по 1 штуке каждого цвета размером примерно 12х12 см. (Как вариант можно подобрать светло-голубой и тёмно-синий цвет, нежно фиолетовый и тёмно-фиолетовый и т.п.).

2) небольшие кусочки ваты,

3) красная нить,

4) тесьма или шнурок для подвешивания куколки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Ребята, нас сегодня приглашает в гости тетя Казачка.

Казачка

: (мультимедиа, видеозапись. Воспитатель в костюме казачки):

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим

Приглашаю вас ко мне на кубанское подворье, погостить, помочь, продолжить нашу работу по изготовлению куклы. Дорогу покажет наш волшебный клубочек.

Воспитатель:

Вот он клубочек. Дети, принимаем приглашение?

Дети:

(Ответ детей)

Воспитатель:

Ты катись, катись, клубок, С овражка на мосток. Только сильно не спеши, Путь-дорожку укажи.
(Клубочек катится, а дети идут следом за ним. Попадают на кубанское подворье.)
2. Основная часть.

Казачка:

Здравствуйте, гости дорогие: красны девицы и добры молодцы!!! Рада видеть вас на своем подворье. Дети:

Мы пришли к вам с просьбой – научить нас делать оберег для дома.

Казачка.

Научить то научу, но сначала хочу узнать, что вы знаете о Кубани. Вы уже много знаете о быте и традициях Кубани. Вы знаете много новых слов. Давайте их вспомним. Я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его.

-Дом, в котором жили наши предки (хата)

-Это глиняный предмет, в котором молоко долго не прокисает (глэчик)

-С помощью этих двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена (рубель и каталка)

-В чем замешивали тесто? (в макитре)

-Воду приносили из ….(колодца)

-Вкусный чай пили из …..(самовара)

-В этом предмете готовили вкусную кашу и он был очень тяжелый? (чугун)

— Чтобы поставить чугунок в горячую печь или достать из печи, пользовались чем? (Ухватом)

-А с помощью этого предмета и хлеба встречают гостей (рушник)

— Сегодня мы познакомимся с новым предметом в хате.

Прячет бабушка там вещи сапоги, кафтан, сюртук. . . Вы мне дружно все скажите, Этот шкаф зовут …(сундук)

Казачка:

Ребята, а это сундук
(в хате в углу стоит сундук, дети подходят к нему).
Посмотрите, сундук закрыт ключом. Вот так сундук, так сундук, диво – дивное, наверное, в таких сундуках только и хранить, что несметные сокровища, которыми за удаль и за честность награждают героев в сказках.

Ребята кто из вас знает, что за предмет сундук, и для чего он нужен? (высказывания детей)

Поисковая ситуация «Что может находиться в сундучке?»

Казачка:

Наши бабушки хранили в сундуках свои наряды, украшения. Как вы думаете, что же в этом сундуке хранится? (
высказывания детей).
Казачка:
Мы с вами поиграем в игру
Игровая ситуация

: «Подбери и примерь костюмы». Воспитатель предлагает детям примерить кубанские костюмы.

Воспитатель поочередно достает из сундука одежду для детей: сарафаны для девочек, косоворотки для мальчиков. (Дети одевают кубанские костюмы)

игра

Затем достает корзину

Казачка:

Вот и наша корзина с лоскутами. Теперь вы знаете, что я храню в сундуке материал для наших с вами поделок. Рассаживайтесь на лавке, будем крутить куклу — оберег.

3. Практическая работа.

Поэтапное изготовление куклы-оберега «

День-ночь
»
Казачка:

Помните, такую куклу нужно сделать без ножниц и иголки, по- старинному это называлось «свертеть» «скрутить». Мы с вами крутили кукол. Каких?

Дети. «Пеленашку». «Колокольчик».

Казачка:

А сегодня изготовим куклу оберег «День – ночь».

(Форма работы совместно – индивидуальная, по схеме)

Во время самостоятельной работы звучат кубанские лирические песни.
Пояснение во время работы:
Куклы «День и Ночь» — куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью — темную. Куколка «День» — молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она — хозяйка дня и следит, чтобы в будни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно. Куколка «Ночь» — мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь — волшебница. Она меняет и вещи, и людей. Она несет другой мир. Ночью все таинственно. Все привычное без солнечного света становится неузнаваемым. И люди становятся другие. Более откровенные, открытые. Самые душевные разговоры за полночь затягиваются. Но главное, ночью люди спят. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил.

4. Анализ и оценка занятия.

Казачка:

Молодцы, какие красивые куколки-обереги у вас получились!

Давайте подарим друг другу кукол со словами-пожеланиями. Вспомним, для чего изготавливали эти куклы, что нужно желать при дарении куклы. (Здоровья, счастья, благополучия, добра

.) Куклу нужно дарить от чистого сердца, только тогда она принесет удачу, станет настоящим оберегом.

Воспитатель:

Я свою куклу хочу подарить Арише. Ариша, я тебе дарю куклу-оберег, что бы она оберегала твой дом в Украине.

Дети дарят друг другу кукол с искренними пожеланиями.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

рис. 1 рис. 2

Положите вату в середину квадратиков (рис. 1). Аккуратно сформируйте голову и завяжите красной нитью (рис. 2).

рис. 3 рис. 4

Сформируйте тело куклам так же, как делается основа (рис. 3). Сложите полученные куколки вместе, затылок к затылку (рис. 4).

рис. 5 рис. 6

Обмотайте красной нитью в местах обмотки ткани (рис. 5). Привяжите к шее тесьму или шнурок, и можно повесить куколку в любое удобное место (рис. 6).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]