Конспект занятия по развитию речи «Беседа по картине «Поделись игрушкой»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

План-конспект НОД в старшей группе об истории и достопримечательности моего города. Рассматривание и описание картины И. Шишкина «Рожь» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно – исследовательская. Программные задачи: • Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему; • Познакомить с историей названия города, воспитывать чувство гордости за своих земляков; • Обогащать и активизировать словарь; • Обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе. Планируемы результаты: • Может рассказать о своем родном городе; • Проявляет интерес к искусству при рассматривании фотографий и репродукции картины И. Шишкина «Рожь»; • Делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями о своей малой Родине. Материалы и оборудование: фотографии с видами города; репродукция картины И. Шишкина «Рожь». Методические приемы I Вводная часть 1.1.Чтение стихотворения воспитателем «Мой край» по И.Векшегоновой Здравствуйте ребята, прежде чем начать наше занятие, я хочу вам прочитать стихотворение Иды Векшегоновой, которое называется «Мой край». Внимательно послушайте. «Мой край тополиный – то пух, то снежок, Мой город любимый, крутой бережок. За садом калитка, трава – мурава. Тропинка, как нитка, приметна едва. Она через просо вилась до села И в сердце без спроса навеки вошла». Вот такое замечательное стихотворение написала Ида о своем крае. 1.2. Вводная беседа о малой Родине Ребята мы узнали о Родине, о стране, в которой живем, а есть такое понятие «малая Родина». Как вы понимаете, что такое понятие «малая Родина»? (Это место нашего рождения). Совершенно верно, «малая Родина» — это место где мы с вами родились и живем, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это край, край, город, район, улица, дом и наш детский сад, в который вы ходите, маленький кусочек нашей огромной страны. Страна наша – Россия. Дети, скажите, а какой наш город? (Светлый, хороший, чистый). Да, и город не был бы таким, если бы не было таких трудолюбивых людей, умных, заботливых руководителей, которые знают, что необходимо для хорошей жизни взрослым, что нужно для веселой и беззаботной жизни, вам детям. Пока вы еще дошкольники, но когда подрастете, вам предстоит делать великие, добрые дела. А пока вам нужно любить свой город, а любить – значит, знать его. 1.3. Пальчиковая физкуль А теперь ребята разомнем наши пальчики с помощью пальчиковой гимнастики «Здравствуй». Приготовили руки, слушаем и повторяем. «Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю — Я вас всех приветствую (Пальцами правой руки по очереди «здороваемся» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками)». Молодцы ребята! II Основная часть 2.1. Сообщение цели Дети, сегодня мы с вами будем составлять описательный рассказ по картине Ивана Ивановича Шишкина «Рожь». 2.2. Беседа о творчестве И.И. Шишкина с внесением портрета Дети, обратите внимание на доску, на ней портрет И.И. Шишкина. Это великий русский художник пейзажист, живописец. Он родился 13.01.1832, он рос очень одаренным мальчиком. Иван Иванович любил природу, она была близка к его сердцу. Он мечтал проникнуться в глубинные тайны русской природы. У него есть картины «Зима», «Утро в сосновом бору», «Рожь». 2.3. Внесение картины Поподробнее мы познакомимся с репродукцией картины И.И. Шишкина «Рожь». Обратите внимание на эту великолепную картину. 2.4. Молчаливое созерцание А давайте молча прогуляемся по красивому полю и поделимся с самими сбой впечатлениями. 2.5. Рассматривание картины Какая же все — таки замечательная эта картина А) Вопросы к детям • Что нарисовал художник? (Поле с рожью). • А какое время изображено на картине? (Осень). Б) Словарная работа Дети, картина Шишкина выполнена в технике пейзаж. Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. Давайте скажем это новое слово все вместе четко и громко (ПЕЙЗАЖ), хорошо, а теперь Олег (Пейзаж). Молодец! 2.6. Рассказ воспитателя о картине «Рожь» А теперь я вам немного расскажу об этой красивой картине, а вы внимательно послушайте: «На картине открывается золотое поле со спелой рожью. Стоит безветренная погода, а по небу скользят легкие воздушные облака. Колосья уже готовы к сбору урожая. На богатом ржаном поле, вдоль извилистой дороги стоят могучие сосны. Мохнатая ветвь старой сосны очень низко нависает над рожью. Картина наполнена высоким чувством любви к родному краю и его природе». Вот какой описательный рассказ получился по картине Шишкина Ивана Ивановича «Рожь». 2.7. Составление воспитателем плана – рассказа • Что изображено на картине? (Золотая спелая рожь). • Какая погода стоит в поле? (Безветренная, солнечная погода). • Что стоит у извилистой дороги? (Могучие сосны). • Чем наполнена картина? (Чувством любви к родному краю). 2.8. Составление детьми рассказа Ребята, я вам описала картину, а теперь вы попробуете самостоятельно описать картину. Я выберу того кто себя вел очень хорошо. 2.9. Индивидуальная работа Я вам буду помогать, если вы что-то забудете. 2.10. Процессуальная оценка воспитателем Спасибо Катя за рассказ, твой рассказ получился полным, последовательным, не было пауз. Спасибо тебе большое, садись на свое место. III Заключительная часть 3.1. Физкуль А теперь давайте встанем и задвинем стулья, а я проведу с вами физкультминутку про тучки дождевые. Повторяем за мной. «Приплыли тучки дождевые: лей, дождик, лей! (Шагаем на месте и хлопаем в ладоши). Дождинки пляшут, как живые! Пей, земля, пей! (Шагаем на месте). И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт (Наклоняемся вперед). А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт!» (Хлопаем в ладоши). Молодцы, а теперь присаживаемся на свои места. 3.2. Проведение дидактического упражнения «Что где растет?» Дети, я вам предлагаю поиграть в игру «Что где растет?», вам необходимо разложить по разным тематическим кружкам свои культуры: злаковые, овощные, лесные. 3.3. Рефлексия • Дети, о чем мы сегодня беседовали? (О родном крае и о «малой Родине»). • А какую картину описывали? (Картинку Ивана Ивановича Шишкина, которая называется «Рожь»). • В каком жанре написана картина? (В жанре пейзаж). Молодцы, вы сегодня замечательно поработали, спасибо за занятие!
Следующая >

Конспект НОД в старшей группе ДОУ «Зимние забавы» (составление рассказа по картине)

  • 3 января 2021

Программное содержание:

  1. Совершенствовать навык детей составлять описательный рассказ по картине.
  2. Закреплять умение подробно и логически последовательно излагать содержание картины; самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие изображенным на картине.
  3. Упражнять в составлении предложений и включении их в связное высказывание.
  4. Развивать связную речь детей в составление рассказа, внимание, память.
  5. Воспитывать умение выслушивать до конца ответы товарищей, не выкрикивать.

Материалы и оборудование: картина «Зимние забавы», музыкальный центр, DVD диск с музыкой А. Вивальди «Зима», доска, магниты. Предварительная работа: беседы с детьми о зиме и зимних развлечениях, подбор определений, подбор синонимов к слову быстро – стремительно, лихо, во весь дух, стрелой, в один миг, тотчас и т.д.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем разговаривать. Итак, послушайте загадку.

Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила. И на санках прокатила. (Зима).

Короткая беседа по вопросам:

  • Ребята о чем эта загадка? (О зиме).
  • Какая у нас зима? (Суровая, белая, серебристая, пушистая, снежная, морозная, холодная).
  • Что бывает зимой? (Падает снег, воет ветер, замерзают реки).

Молодцы, ребята, вспомнили все её признаки.

Упражнение «Назови действие» (с мячом).

Воспитатель: Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам мяч, договорит несказанное мной слово.

  • Зимой метель… (метёт).
  • Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).
  • Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).
  • В лесу зимой голодный волк… (воет).
  • На зиму медведь в берлоге…… (засыпает).
  • Мороз щёки и нос… (щиплет).
  • Зимой вода в реке.… (замерзает).
  • Иней на ветках деревьев… (блестит).
  • Зимой снег всё вокруг… (накрывает).
  • Деревья зимой… (спят).
  • Под снегом травка зимой… (греется).
  • Зимой насекомые… (прячутся).

Молодцы! Хорошо знаете зимние явления. А знаете ли вы, без чего не бывает зимы? Продолжим играть.

Игра «Третий лишний».

Воспитатель:Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение:

1. Январь, февраль, зима.

2. Снежки, санки, коньки.

3. Метель, лыжи, мороз.

4. Снежок, снеговик, снегирь.

Правильно! Какие умники да умницы! Всё знаете о зиме, зимних явлениях. Ребята, как вы думаете, зимой хорошо или плохо?

Предлагаемые ответы детей:

  • Зимой хорошо, потому, что много снега и можно лепить снеговика, играть снежки.
  • Зимой хорошо, можно кататься с горы на санках.
  • Зимой приходит самый лучший праздник – Новый Год, и это очень хорошо.
  • Зимой плохо, когда дует сильный мороз, мы не ходим гулять.
  • Зимой бывает плохо птицам – им холодно и нечего есть.
  • Зимой хорошо и весело, мы катаемся на лыжах и играем в хоккей.

Воспитатель на каждый ответ рисует виток снежных комков «хорошо», «плохо».

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на снежные комки и сделайте вывод: какой снежный ком больше? Зимой хорошего больше: ребята любят играть, веселиться, заниматься спортом.

А вот какие игры они любят играть? Я вам загадаю загадки:

Мои новые дружки и блестящи, и легки, И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки).

Бегут вперед, задрав носы За ними вслед – две полосы. (Лыжи).

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка. С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки).

Физминутка.

  • «Наконец пришла зима, (дети разводят руки в стороны)
  • Стали белыми дома (складывают руки домиком на головой)
  • Снег не улице идет, (двигают руками сверху вниз)
  • Дворник улицу метет, (имитируют)
  • Мы катаемся на санках, (приседают, руки вытягивают вперед)
  • Пишем на катке круги, (руки закладывают за спину. Медленно кружатся)
  • Ловко бегам на лыжах, (имитируют)
  • И играем все снежки. (Лепят и бросают снежки)»

Хорошо зимой – много игр, веселых забав. Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т. д.).

Динамическая пауза.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем. Вы (указывает на половину группы) будете снежинки, а вы (вторая половина) – ветер. Игра повторяется два раза, подгруппы меняются ролями. Снежинки кружатся, бегают на носочках, ветерок отдыхает. Как только скажу «ветерок проснулся» ветерок – дует –ш-ш, снежинки – оседают.

Дидактическая игра с мячом «Назови ласково»

(Дети ловят мяч, дают ответы воспитателю с уменьшительно-ласкательным суффиксом):

  • Снег – снежок
  • ветер – ветерок
  • звезда – звездочка
  • зима – зимушка
  • елка – елочка
  • снежинка – снежиночка
  • солнце – солнышко
  • снеговик – снеговичок
  • звезда – звездочка.

Воспитатель: Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть картина о зиме. (Воспитатель обращает внимание детей на картину «Зимние забавы»).

Воспитатель: В настоящей картинной галерее есть экскурсовод, который интересно рассказывает всем посетителям о картинах. А вы хотите попробовать стать экскурсоводом, составить и рассказать рассказ по этой картине?

Общение по картине:

  • Какое время года здесь изображено?
  • Зачем пришли дети на горку, и что там происходило?
  • Чем занимались дети? (Дети катаются на санках с горы, лепят снежную бабу, катаются на лыжах, играют снежки).
  • Как ребята играют зимой? (Весело, радостно, дружно, интересно, задорно).
  • В конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили.

– Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Не забудьте, что детей при рассказывании можно называть по-разному (дети – детвора, ребята, мальчики и девочки, они).

Рассказы детей по картине.

Рефлексия.

– Что мы сегодня делали? Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.

На прощание я хочу вам подарить картинки – раскраски «Зимние забавы». У зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашами.

Автор: Гумерова Резеда Халидовна, воспитатель МБДОУ ДС КВ «Березка» г. Новый Уренгой, Тюменская область.

Тема «БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА НА УЛИЦЕ»

Содержание работы: знакомство с улицей, транспортом, «зеброй», светофором, элементарными правилами поведения на улице.

Познавательная практическая деятельность. Целевая прогулка по улице

Цель: уточнение представлений детей об улице, правилах поведения на ней и видах транспорта.

Во время прогулки по улице воспитатель закрепляет представления детей о названиях населённого пункта и улицы, по которой они гуляют, рассказывает о правилах безопасного поведения на улице. Сообщает об устройстве улицы: по обе стороны расположены дома, их разделяет широкая дорога (проезжая часть), по которой ездят разные машины.

По обе стороны проезжей части улицы находятся узкие дорожки для людей (тротуары). Проезжую часть от тротуара для безопасности отделяют бордюр и газон. Дети называют транспорт, который движется (автобус, легковая машина, маршрутное такси, «Скорая помощь», троллейбус, трамвай, грузовик и т.п.). Во время прогулок педагог воспитывает умение видеть красоту в окружающем.

Художественная деятельность. Конструирование «Улица города»

Цель: закрепление представлений детей об улице.

Материал: крупный конструктор, куклы, машины, заборчики, деревья.

С помощью брусков дети выкладывают широкую и узкую дорожки, уточняя их назначение. Из кирпичиков, кубиков, призм строят разные дома, дополняют постройку деталями. Вместе придумывают название улицы. С помощью игрушек обыгрывают постройку.

Познавательная практическая деятельность. Знакомство со способами перехода улицы

Цель: закрепление представлений детей о строении улицы и элементарных правилах дорожного движения.

Материал: макет улицы города с пешеходным переходом, набор игрушек (фигурки людей, машинки, макет светофора).

В. Ребята, мы с вами находимся на улице. Скажите, что вы видите? (Дома, широкая дорога, на ней — машины, узкая дорога для людей.) Чем отделяется проезжая часть дороги от пешеходной дорожки. (Бордюром, газоном.) Где находятся машины? (На проезжей части.

) Можно ли пешеходам выходить на проезжую часть? Почему? (Ответы детей.) Могут ли дети выходить на улицу без взрослых? (Нет. Это опасно.) Как быть, если пешеходу нужно перейти на другую сторону улицы? (Ответы детей.

) Что означает красный, жёлтый, зелёный сигнал светофора? (Ответы детей.)

Подчеркнуть, что у пешеходов для безопасности есть помощники: пешеходный переход и светофор. Светофор имеет три цветовых сигнала: если горит красный — двигаться нельзя; если горит жёлтый сигнал — это означает, что нужно приготовиться к движению, чтобы никого не задерживать; если горит зелёный сигнал — движение разрешено. На пешеходном переходе машины останавливаются, пропуская людей.

Игровая деятельность. Дидактическая игра «Прогулка по улице»

Цель: закрепление представлений детей о строении улицы, местах для движения пешеходов.

Материал: конструктор небольшого размера, куклы, зверюшки, машинки, деревья, широкая и узкая полоски бумаги.

Ход игры

Детям предлагается построить улицу из конструктора, назвать её части, места для передвижения пешеходов и машин. Затем дети проигрывают различные ситуации перехода улицы.

Игровая деятельность. Подвижная игра «Цветные автомобили»

Цель: развитие умения реагировать на сигнал, изменяя направление движения.

Материал: разноцветные рули и флажки.

Ход игры

Дети (автомобили) размещаются вдоль стены или по краю площадки, у каждого свой цвет руля. У ведущего — набор флажков таких же цветов, как рули. Он поднимает флажок. Дети, у которых руль того же цвета, бегают, имитируя движение и звук автомобиля.

Когда ведущий опускает флажок, они останавливаются, едут в гараж. Внимание детей обращается на осторожное перемещение, недопущение аварий. Усложняя игру, ведущий может поднимать одновременно 1—3 флажка.

Познавательная практическая деятельность. Наблюдение за светофором

Цель: закрепление представлений детей о работе светофора и правилах поведения на улице.

Во время прогулки воспитатель просит детей вспомнить название города, своей улицы. Обращает внимание на разнообразие пассажирского транспорта в городе.

Подойдя к пешеходному переходу, напоминает, что на перекрёстках, пешеходных переходах устанавливают светофоры. Делают это для того, чтобы машины и пешеходы не мешали друг другу, знали, когда и кому можно пересекать улицу, чтобы было безопасно.

Ребята рассматривают светофор, называют цвета его сигналов, их значение. Наблюдают за движением машин и пешеходов. Обращают внимание на то, что по дороге двигается много легковых и грузовых машин, и никто не мешает друг другу.

Это потому, что водители соблюдают правила дорожного движения. Пешеходы тоже подчиняются сигналам светофора. Дети вспоминают, что проезжая часть улицы предназначена для машин, тротуар — для людей, закрепляют правила: пешеходы могут переходить улицу только по пешеходному переходу, на зелёный свет светофора, пешеходам нельзя выходить на проезжую часть.

Воспитатель обобщает правила поведения на улице: переходить дорогу нужно за руку со взрослым, нельзя бегать и играть. На участке детского сада он организует игру «Дети и светофор»: когда педагог показывает зелёный кружок, дети ходят, бегают по участку, когда красный — дети останавливаются и стоят.

Общение. Беседа по стихотворению «Мяч» С. Маршака

Цель: закрепление представлений о правилах поведения на улице.

Воспитатель читает детям стихотворение «Мяч» С. Маршака, затем задаёт вопросы:

— О чём это стихотворение? (Ответы детей.)

— Почему мяч лопнул? (Выкатился на дорогу и попал под колёса машины.)

— Можно ли играть с мячом на улице? (Ответы детей.)

— Почему нельзя играть на улице? (Это опасно.)

Обучение детей рассказыванию по картине, серии сюжетных картин.

Важное значение в системе обучения рассказыванию имеют занятия по картине.

В детском саду проводятся два вида таких занятий

: рассматривание картин с беседой о них и составление детьми рассказов на материале картин.

На первых дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью: учатся выслушивать вопросы педагога, отвечать на них, спрашивать; вторые способствуют развитию монологической речи: дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены.

В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов.

Предметные картины

– на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» – автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров).

Сюжетные картины

, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.

Предметные картинки располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображенного предмета. Сюжетная картинка наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.

Серия или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием

, например (рассказ в картинках) «Рассказы в картинках» Н. Радлова (М., Планета, 1992).

Используются и репродукции картин мастеров искусства

:

  • пейзажные картины: А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» и др.;
  • натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».

При отборе картин для рассказывания

к ним предъявляется
ряд требований
:

— содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;

— картина должна быть высокохудожественной;

— изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;

— условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми;

— следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения.

Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного. Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость. Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка.

При выборе картины для занятия

, педагог должен учитывать,
что дети знают
:

1.О персонажах картины (девочка, мальчик, колобок);

2.Их действиях (гуляют, играют, едят);

3.О месте действия (Где? В лесу, дома);

4.О времени действия (Когда?).

В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах

. Но если
дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины
,
опираясь на вопросы педагога
, то
в старшей и подготовительной
к школе группах основное внимание уделяется
самостоятельному рассказыванию
.

Одним из приемов, подготавливающих детей к рассказыванию по картине, являются рассматривание и беседа по ее содержанию.

Рассматривание картин

, как считает Е. И. Тихеева, преследует
тройную цель
: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка.

Ребенок дошкольного возраста любит рассматривать картины и рассказывает о них живо и заинтересованно. Велико его желание поделиться своими впечатлениями с окружающими о том, что он видит.

Таким образом, рассматривание картины побуждает ребенка к речевой активности

,
обусловливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность.
Но рассказать о содержании картины ребенок может лишь в том случае, если он ее понял. Степень связности, точности, полноты рассказов во многом зависит от того, насколько правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображенное

, насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжет и образы картины.

Для того чтобы дети лучше поняли содержание картин, воспитатель проводит с ними предварительную беседу

, в которой используется личный опыт ребят, воспоминания о событиях сходных с изображенными на картине. В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы. Следовательно,
цель беседы по картине
– подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания картины и одновременно развитие диалогической речи.

Дети не умеют рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому необходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. Детей учат замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свой рассказ описание природы + художественное слово (стихотворение, отрывок из прозы, загадка, скороговорка).

Так, при рассматривании картины «Осень» из серии «Наша Таня» во второй младшей группе. Педагог обращает внимание на многокрасочный букет из осенних листьев. Это вызывает у детей оживление, определенный эмоциональней настрой, так как связано с яркими жизненными впечатлениями: они сами собирали желтые листья и делали из них букеты.

Переход от вступительной беседы к рассматриванию самой картины должен быть логически последовательным и плавным. Вопросами «Кого вы видите на картине?», «Что несет в руке девочка?» воспитатель переключает внимание детей на картину, сразу же выделив в ней центральный образ. Дети с интересом рассматривают девочку с букетом таких же осенних листьев, какие они сами недавно собирали.

Рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов-повествований

.

Передавая в рассказе изображенное на картине, ребенок с помощью воспитателя учится соотносить слово со зрительно воспринимаемым материалом

. Он начинает сосредоточивать
внимание на отборе слов
, на практике усваивает,
как важно точное слово-обозначение
и т. п. Великий русский педагог Ушинский обосновывал ценность картинки тем, что изображение предмета возбуждает мысль ребенка и вызывает выражение этой мысли в «самостоятельном слове».

Выделяется несколько видов рассказов детей по картине

:

— описание предметных картин;

— описание сюжетной картины;

— рассказ по последовательной серии сюжетных картин;

— повествовательный рассказ по сюжетной картине;

-описание пейзажной картины и натюрморта.

В обучении детей рассказыванию по картине

принято выделять
несколько этапов
.

В младшем возрасте

осуществляется
подготовительный этап
, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя.

В среднем дошкольном возрасте

детей учат составлять
описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам
, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.

Старший дошкольный возраст

характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять
не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.
Приемы обучения детей рассказыванию, которые можно использовать в работе с картиной

. К ним относятся:

— образец рассказывания;

— анализ образца рассказывания;

— совместное рассказывание;

— план рассказывания (2-3 вопроса);

— рассказывание по частям.

Образец рассказывания

– это краткое живое описание изображенного предмета или изложение события, доступное детям для подражания и заимствования.

Образец рассказа

наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность.

Анализ образца рассказывания

. Задача этого приема — привлечь внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова его концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

Совместное рассказывание

. Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, а также в работе с детьми, для которых более высокий уровень речевой деятельности слишком сложен. При необходимости этот прием применяется в индивидуальной форме (младшая группа) либо со всеми детьми (средняя группа). Совместное рассказывание может сочетаться с драматизацией разных сюжетов. Постепенно детей можно подводить к несложным импровизациям.

План рассказа

– это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится отдельным приемом обучения. План помогает последовательному вычленению и характеристике деталей содержания, а также отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. Вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке.

Рассказывание по частям

. По существу это также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста. К каждой из частей составляют план, а затем 2-3 высказывания, которые в конце объединяются воспитателем или хорошо рассказывающим ребенком.

Многообразие методов и приемов, используемых в работе с дошкольниками, позволяет формировать грамотную речь ребенка, и умение оперировать словарным запасом, рассматривая и описывая серии сюжетных картин используемых в дошкольном учреждении.

Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться с использованием разнообразных приемов. Обычно занятие начинается с вводной беседы, основной методический прием


вопросы воспитателя
. Вопросы воспитателя побуждают детей не только выделять объекты и их качества, но и объяснять доступные пониманию ребенка явления, изображенные на сюжетных картинах.

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. В этом случае рекомендуется использовать и художественные произведения, например, краткие рассказы на данную тему. Целесообразно введение игровых приемов. Рассматривание предметных картин необходимо связывать с личным опытом детей, можно сопровождать рассматриванием похожей игрушки. После занятия картина остается в группе на несколько дней, работа с ней продолжается вне занятий. Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом педагог должен ставить разные задачи, постепенно усложняя их.

Целесообразно сочетать работу по картине с другими видами занятий: музыка, художественный труд, игры-драматизации, экскурсии и т.д.

Структура занятий

Младший дошкольный возраст.

Цель

: учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от простого перечисления предметов к связным высказываниям (ответам на вопросы воспитателя).

1. Предварительная беседа для подготовки к восприятию содержания картины (опора на личный опыт детей, создание эмоционального настроя).

2. Рассматривание картины.

3. Беседа по ее содержанию. Вопросы должны быть четкими, лаконичными, последовательными, выделять центральный образ, помогать целостному восприятию картины.

4. Сюжетный рассказ воспитателя по картине. Возможно чтение художественного произведения, загадывание загадок и т.д.

Средний дошкольный возраст.

Цель:

учить составлять описательные рассказы с опорой на вопросы и речевой образец педагога.

1. Предварительная беседа для подготовки к восприятию содержания картины (опора на личный опыт детей, создание эмоционального настроя).

2. Рассматривание картины.

3. Беседа по ее содержанию.

4. Целевая установка на составление рассказа по картине.

5. Совместное рассказывание педагога с детьми: речевой образец (пример короткого и законченного высказывания), педагог начинает, а ребенок продолжает описание. К концу года подвести детей к самостоятельному рассказу.

6. Обобщающий рассказ педагога.

Старший дошкольный возраст.

Цель

: учить детей самостоятельно (с небольшой помощью воспитателя) составлять описательные и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

1. Предварительная беседа.

2. Рассматривание картины.

3. Беседа об основных моментах сюжета.

4. Целевая установка на составление рассказа.

5. Сообщение плана рассказа (или обсуждение его с детьми).

6. Рассказы детей (в начале года – прием совместных действий: воспитатель начинает, дети продолжают и заканчивают рассказ, коллективное составление рассказа: несколько рассказчиков) с оценкой речевой деятельности.

7. Заканчивается занятие хорошим образцом рассказа (ребенка или воспитателя).

8. Итоги занятия (краткая формулировка темы и сюжета рассказа).

В случае затруднений детей допустимы помощь, указания педагога, речевой образец перед рассказами детей.

Итак, основные методические приемы: беседа об узловых моментах сюжета, совместные речевые действия, коллективный рассказ, речевой образец (допустим в начале, середине и конце занятия).

Подготовительная к школе группа.

Цель:

учить самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Активизировать воображение приемом «вхождения в картину». Учить описывать события по серии картин.

1. Предварительная беседа, подготавливающая к восприятию картины.

2. Рассматривание картины.

3. Беседа по картине (включающие вопросы, активизирующие воображение: что можно услышать, почувствовать, находясь в месте действия картины и др.)

4. Целевая установка на составление рассказа по плану.

5. Составление и обсуждение с детьми плана рассказа.

6. Рассказы детей (коллективный рассказ).

7. Оценка рассказов детей (полнота рассказа, последовательность излагаемых событий, использование разных интонаций, темпа речи, образных выражений и др.).

8. В конце занятия дети должны услышать хороший речевой образец (ребенка или воспитателя).

9. Итоги занятия с краткой формулировкой детьми цели, темы рассказа и т.д.

Примечание:

1. К рассказам детей старшего дошкольного возраста предъявляют более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств.

2. Рассказ – образец дается в старшей и особенно в подготовительной к школе группе для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения. Но в то же время, в зависимости от сложности задания, допустим речевой образец всего рассказа или его части в начале, середине или конце занятия. Возможно использование литературного образца.

3. Меняется роль воспитателя – он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости.

4. Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы.

5. В беседы по содержанию картины можно включать различные грамматические и лексические упражнения. В результате таких упражнений рассказы детей станут красочнее, обогатятся разнообразными описаниями (времен года, погоды, персонажей и т.п.).

Перед занятием «обучение рассказыванию по картине»

нужна обязательно
предшествующая работа
.

Например, перед составлением описательного рассказа по картине «Кошка с котятами».

1. Понаблюдать за живой кошкой с котятами;

2. Предложить каждому ребенку угостить животных тем, что они любят;

3. Расширить знания об особенностях, внешнем виде, повадках разных животных (через иллюстрации, чтение художественной литературы);

4. Поиграть в настольно-печатные игры, например, «большие-маленькие»;

5. Предложить каждому ребенку сравнить две игрушки.

Подготовительная работа помогает воспроизвести в реальной жизни ребенка те связи и зависимости, которые он должен будет установить в картине и объяснить в монологической речи.

Пример занятия

:

Тема: Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами» из серии домашние животные.

Цель

: закрепить умение составлять рассказ по картине, отражая увиденное на картине и используя личный опыт; учить соотносить название животных и их детенышей, закреплять слова, обозначающие действие; воспитывать интерес к животным, желание ухаживать за ними, рассказывать о них.

Словарная работа

– белолапый, рыжий, серый.

Ход работы

:

1. Показ картины, вспоминаем название, придумываем новое.

2. Вопросы к детям: Кто нарисован на картине? Что делают котята? Что делает рыжий котенок? Какого еще котенка вы видите? Что можно про него сказать? Что делает третий котенок? Какая кошка — мама? Как она смотрит на котят?

3. Образец рассказа педагога.

4. Составление рассказов детьми.

5. Оценка детских рассказов педагогом и детьми.

6. Игра: педагог – кошка — мама, дети – котята, дети исполняют команды (физминутка).

7. Педагог предлагает послушать историю, сопровождая показом игрушек, иллюстраций.

8. Анализ занятия (вопросы к детям: Что узнали? Что поняли?)

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Обучение детей рассказыванию по картине, серии сюжетных картин.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Обучение детей рассказыванию по картине, серии сюжетных картин.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Обучение детей рассказыванию по картине, серии сюжетных картин.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Тема: Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Цели:

-помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»;

— учить устанавливать смысловые ассоциации, самостоятельно отвечать на вопросы;

— использовать в речи распространенные предложения с однородными определениями…

Предварительная работа

  1. Знакомство со стихами о весне Ф.И.Тютчева «Весна», «Весенние воды», А.Н.Плещеева «Весна», И.Токмаковой» Весна»
  2. Чтение рассказа Э.Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»
  3. Отгадывание загадок о весне.
  4. Повторение перелетных птиц — игра «Улетели – прилетели».
  5. Повторение весенних месяцев – игра «До – между — за»

Оборудование

Репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

План занятия. Вступление

.

Приглашение на вернисаж.

Я приглашаю вас на вернисаж. Вернисаж, это место в музее, где идет показ картин. Представте, что мы, в большом зале музея. А я ваш гид, я, познакомлю вас с картиной. Правда, картина будет одна, но очень знаменитая. Воспитатель открывает картину на мольберте.

Молчаливое целостное восприятие.

Эта картина называется «Грачи прилетели», написал её русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Чем же, она так знаменита, почему из разных городов и даже разных стран приезжают люди, для того, чтобы увидеть её. В чем её секрет.

Сегодня я помогу вам раскрыть её секреты.

Беседа по картине, осложненная грамматическими заданиями.

  1. Расскажите о березах на переднем плане. Какие они?

Что происходит на березах?

Что вы можете сказать об одиноком граче слева, у старой корявой березы?

Кто главный герой картины? Почему?

Это первый секрет, грачи открыли весну, раннюю, не яркую, еще с холодными днями, остатками снега.

2.Но что стало со снегом, какой он под березами, на полях? О нем можно сказать строчками из стихов: «Снег теперь уже не тот: Потемнел он в поле…»

Художник картину пишет в холодных тонах, нет тут яркой зелени, ярких красок. И все же в ней красавица весна. Вот и второй секрет.

3.Отправимся вглубь картины.

Пройдем по правому берегу речки. Что там?

Село. Какие домики? (высокие, низкие). Из чего выстроены дома, сараи?

(деревянные). Что стоит в середине села? Высокая колокольня. Из чего выстроена она, (из камня, белая). Как назвать, одним словом?

Белокаменная. Что, виднеется за ней? (Конец села.) А, что там за селом? (Поле) Расскажите о нем. За полем виднеется тонкая полоска леса. Это линия горизонта. Она сливается с высоким небом. Вот как далеко мы дошли. Это третий секрет. В картине есть глубина, и высота. Высокая колокольня, но небо ещё выше. В ней много пространства. Художник поделил её линией горизонта пополам. Одна половина это все то, что растет и стоит на земле, другая половина это небосвод.

4.Всмотритесь в небо на картине. Какое оно?

Небо обложено облаками. Как их можно назвать? (Обложные). Однако они высокие. Какого они цвета? (белого, серого…) Одним словом – белосерые. Но в левом углу картины облака расступились, словно ветер их разорвал, нам виден краешек, чего? ( голубого неба). Такое голубое небо бывает только весной.

Словно окошко и в него художник впустил много воздуха пахнущего весной. В картине живут запахи. Какие? (Запах талого снега, свежего воздуха, запах набухших весенних почек, запах теплой земли) Вот и ещё один секрет.

5.Весной воздух свеж и пахуч. Хочется дышать полной грудью, радоваться весне, петь, улыбаться, смеяться. Даже грачи ей рады. Они кричат, шумят…, Что еще может звучать в картине, где живут звуки природы? (Река шумит, журчит, ветки шумят, крылья грачей шумят, ветер шумит) В картине живут голоса птиц, шум природы.

Это и есть новый секрет, который мы открыли.

Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы

Она нас выслала вперед!..

А этот ключик покажет нам, что вы запомнили, рассматривая картину «Грачи прилетели»

  1. Дидактическое упражнение «Рисуем мысли на доске»
  2. Игра «Волшебная цепочка» На берегу стояли три ……

Как называется картина, с которой вы познакомились?

Кто её написал?

  1. Графический диктант. «Ключ»

Эти ключи помогут вам открывать новые секреты новых картин.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]