Занятия по аппликации в подготовительной группе детского сада на тему «Домашние и дикие животные»


Особенности занятия аппликацией в подготовительной группе детского сада

К возрасту 6–7 лет ребёнок хорошо обращается с ножницами, с лёгкостью вырезает по контуру простые фигуры. Он может соединять пунктир или точки непрерывной линией, нарисовать несложные элементы для использования в аппликации. В соответствии с умением воспитанников этого возраста программные требования усложняются. Педагогу необходимо направить фантазию ребят на создание сюжетных аппликаций. Процесс наклеивания подготовленных деталей ребёнок должен сопровождать словесными комментариями. Включается игровой момент: не только учимся создавать поделку, но и параллельно сочиняем историю.

Виды

Воспитанники подготовительной группы должны владеть следующими техниками аппликации:

  • Создание по образцу. Ребёнок может обвести предложенные педагогом шаблоны, вырезать и составить подобную увиденному картинку. Воспитанникам предлагается несколько образцов на заданную тему и даётся возможность сочетать техники создания и композиционный элементы.
  • Силуэтная аппликация. Предполагает те же действия, что и в предыдущем пункте, но шаблон сложнее, работа получается более трудоёмкой и кропотливой. Для возраста 6–7 лет данный вид аппликации интересен в том случае, когда в творческом процессе присутствует сюжетно-ролевой фактор.
  • Создание симметричной фигуры или ряда симметричных фигур. Это действия со складыванием листа бумаги и вырезания половины изображения. Для старших дошкольников задание в этой технике должны быть максимально сложными: контур для вырезания должен иметь нюансы, внутри изображения необходимо сделать проколы или прорези.
  • Обрывная аппликация. Используется при работе в смешанной технике. Например, в виде обрывной аппликации создается имитация птичьих перьев или меха пушных зверей.
  • Накладная аппликация. Также используется в смешанной технике: для изображения рыбьей чешуи, змеиной кожи, оперения птиц.
  • Модульная аппликация. Это работа с элементами одной формы, но разнообразных размеров и цветов. Детали можно сгибать и приклеивать одну из половин к основе (тогда вторая половина выйдет за пределы плоскости, получится трёехмерное изображение). Детали-модули можно накладывать друг на друга в процессе склеивания.
  • Коллаж. Создаётся не просто изображение какого-либо объекта, в процессе творчества ребёнок вплотную подходит к миру искусства. Коллаж подразумевает работу с различными материалами, формами и имеет тщательно продуманную композицию, цветовое решения и зачастую сюжетную составляющую.

Фотогалерея: примеры аппликаций разных видов на тему «Домашние и дикие животные»


Создание прямой аппликации по образцу с применением различных материалов Модульная аппликация: для создания изображения использовались элементы в форме круга


Силуэтная аппликация, сочетающая элементы простого конструирования и сюжетного замысла


В основе аппликации лежит симметричное вырезание объектов изображения. Задание в подготовительной группе предполагает вырезание сложных картинок, с мелкими деталями и прорезями


Аппликация-коллаж предполагает использование разнообразных материалов (пуговицы, кружево, природный материал, бусины, кусочки ткани)


Многослойная аппликация: детали наклеены друг на друга таким образов, что получается объёмное изображение

Используемые материалы

Для создания аппликаций нет ограничения в используемых материалах. Мелкая моторика в этом возрасте настолько развита, что воспитанники умело обращаются даже с сыпучими материалами из мелких частиц (манная крупа, опилки, цветной песок).

Для имитации шкуры собаки были использованы древесные опилки

Все чаще должны использоваться необычные материалы, чтобы у ребят не потерялся интерес к этому виду творчества. Особенно занимательным становится процесс, когда в качестве деталей аппликации выступают бытовые материалы — такие привычные в повседневности, но неожиданные в качестве составляющей предмета искусства. Это то, что чаще всего считается мусором: обёртки, фантики, фольга, металлические или пластиковые крышки и т. д. А также пищевые материалы: крупы, макаронные изделия различных форм, кофейные зёрна, сушёный барбарис, гвоздика, коричные палочки, даже попкорн, крекеры, сушки.

Фотогалерея: примеры использования бросового и пищевых материалов для создания поделок


Аппликация из зёрен и круп Для имитации иголок ежа были использованы семечки


Использование макаронных изделий в качестве материала для аппликации


Использование конфетных обёрток в качестве материала для создания имитации рыбной чешуи


Использование попкорна для создания аппликации


Аппликация из пластиковых бутылочных крышек

Бумаготворчество

А как же бумаготворчество? Разумеется, в подготовительной группе также возможно создание аппликаций из бумаги. Но педагогу обязательно стоит помнить, что ребята в течение нескольких лет оттачивали навыки работы с ножницами и клеем, создавали картинки и первые сюжеты именно с этим материалом. Однако, бумажный материал — это не только картон и набор цветной бумаги! Воспитанники 6–7 лет охотно продолжают работу с хорошо знакомым материалом. При подготовке занятия по созданию бумажной аппликации воспитатель должен следовать нескольким рекомендациям:

  1. Бумажные материалы разнообразны. Для создания применима газетная и журнальная бумага, обойная бумага, обёрточная и упаковочная бумага, салфетки однотонные и с тематическим принтом, калька, миллиметровка, пергамент, открытки, различные карточки, использованные билеты и проч.
  2. Применение других техник бумаготворчества при создании деталей для аппликации. Поговорим о них подробнее.

Плетение — один из древнейших видов творчества. Из бумажных полосок воспитанники могут сплести простую косичку, соединять между собой полоски разных цветов. Плетут также из бумажных трубочек, в таком случае процесс требует большего времени (необходимо заранее заготовить трубочки). По плетению должно быть проведено несколько отдельных занятий. Освоив технику простого (атласного плетения), воспитанники смогут создавать элементы для использования в аппликации.

Фотогалерея: использование плетёных деталий при создании аппликации


В основе делаются прорези, через которые протягиваются полоски бумаги


Пример использования плетения для создания образа животного


Пример использования плетения для создания образа животного


Примеры использования плетения для создания образа животного


Примеры использования плетения для создания образа животного


Гнездо выполнено в технике простого плетения

Оригами — вид японского искусства, техника складывания бумажных фигурок. Постижение основ оригами в детском возрасте отлично развивает мелкую моторику и готовит руку к письму. Ребёнок знакомится с началами геометрии, употребляет термины «точка», «линия», «угол», «прямой угол» и др. Однако, освоение работы в технике оригами требует основательного погружения, это надо учесть при составлении календарно-тематического планирования на год: для создания фигурок-оригами необходимо выделить несколько занятий. После того, как воспитанниками отработаны способы изготовления фигур животных на занятиях по оригами, можно провести занятие по созданию коллектиных работ по аппликации.

Фотогалерея: схемы и шаблоны простых фигур животных в технике оригами и примеры их использования


Схема оригами


Схема оригами


Схема оригами


Схема оригами Схемы оригами


Схема оригами


Аппликация с элементами оригами


Аппликация с элементами оригами


Аппликация с элементами оригами Аппликация с элементами оригами


Аппликация с элементами оригами


Аппликация с элементами оригами


Аппликация с элементами оригами

Квиллинг — скручивание при помощи специального инструмента или простого карандаша бумажных полосок. Из спиралек создаются круглые или овальные элементы, из которых создаётся изображение путём наклеивания деталей на основу. Бумажные полоски для квиллинга можно нарезать самостоятельно, а можно закупить готовые наборы различных цветов и ширины. По квиллингу рекомендуется провести 1–2 отдельных занятия, итогом которых могут быть небольшие открытки-аппликации. Занятие по созданию коллективной аппликации предполагает, что каждому воспитаннику будет определено к созданию условленное количество деталей из бумажных спиралей, затем совместно ребята наклеят кручёные элементы на основу.

Фотогалерея: детали квиллинга, доступные для создания поделок примеры работ с ними


Основной элемент квиллинга


Инструкция


Элемент квиллинга


Инструкция


Аппликация с элементами квиллинга


Аппликация с элементами квиллинга


Аппликация с элементами квиллинга

Пейп-арт — техника создания элементов из бумажных салфеток при помощи намачивания и дальнейшего скручивания. Скручивают между ладонями. Из полосок салфетки получаются жгутики, из них можно свернуть различные фигуры (листики, круги, спирали и т. д.), из квадратов — шарики. Эта техника подразумевает наклеивание элементов из салфеток на поверхность для дальнейшего декорирования (шкатулки, деревянные рамки, вазочки и т. д.). Аппликацию с такими жгутиками и шариками следует выполнять на основе из плотного картона. Детали необходимо красить, бумажная основа может деформироваться при этом.

Фотогалерея: создание элементов и картинок из бумажных шариков

Процесс создания элементов


Заготовленный материал для создания изображения Аппликация из жгутиков, скрученных из полосок салфетки


Аппликация из шариков, скатанных из кусочков салфетки


Аппликация из шариков, скатанных из кусочков салфетки

Осеннее дерево

У дошкольников младшей группы вызывает интерес применение разных творческих техник. Одна из таких подразумевает использование ватных дисков.

Сделать яркое осеннее дерево совершенно просто:

  1. Подготовьте акварель. Изобразите на акварельной бумаге коричневой краской ствол и ветки дерева.
  2. Раздайте детям ватные диски и пипетки. При необходимости научите пользоваться этим медицинским приспособлением.
  3. Акварельную краску разбавьте водой, чтобы она стала удобной для втягивания в пипетку. Для каждого колера нужен отдельный стаканчик. Важно, чтобы малыши брали типичные для осени колеры: красный, желтый, оранжевый, бордовый, салатовый.
  4. Покажите воспитанникам технику изображения: они должны погружать пипетку в стаканы с акварельными растворами, затем лить на ватный диск. Один диск можно пигментировать разными колерами, получатся красивые цветовые переходы.
  5. Когда окрашенные диски высохнут, дети приклеивают их к стволу, формируют крону дерева.

Аппликация «Домашние и дикие животные»

С темой «Домашние и дикие животные» воспитанники знакомились на занятиях по окружаюшему миру в младшей и средней группах. Они знают классификацию животных, в какой степени те или иные зависят от условий окружающей среды, как приспосабливаются к существованию. Им известны места обитания диких животных, некоторые особенности поведения, кто из животных травояден, кто хищник. Не меньше они могут рассказать о домашних животных: и тех, кто живёт на ферме, и о питомцах в городских квартирах. Наиболее удачно проходит повторение и закрепление, когда календарно-тематическое планирование на год составлено таким образом, что возвращение к теме животных происходит сначала на занятии по познавательно-речевому развитию. Воспитанники совместно с педагогом систематизируют полученные ранее знания, развивают навыки устной речи, закладывается установка на внимательное отношение к окружающему миру, в том числе животным, на здоровый образ жизни с максимальной в современном мире гармонии с природой. А позже в планировании по этой же теме ставится творческое занятие: рисование, лепка, создание панно или аппликации.

Если выбрана индивидуальная форма работы, то воспитанникам можно предложить сделать несколько животных на одной основе или выполнить несколько поделок за занятие, если будет использована простая техника аппликации. Предпочтительнее для ребят этого возраста использование групповой формы. Воспитатель делит детей на группы по несколько человек, а далее воспитанники самостоятельно распределяют необходимые для создания аппликации действия.

Подготовка педагога к занятию

Чтобы занятие получилось интересным и полезным, необходимо заранее продумать, в каком ключе будет оно проходить и какие цели и задачи желаемы для достижения. В первую очередь, необходимо подобрать мотивирующий материал для подведения ребят к теме и дальнейшего погружения в творческий процесс. Варианты начального этапа занятия:

  • Беседа с воспитанниками, ответы на вопросы, истории из собственного опыта. Развиваются речевые навыки, мыслительные процессы, тренируется память.
  • Сказка. Возможно, педагог предложит воспитанникам вспомнить сказки о диких животных, попробовать сжато пересказать одну-две. Для развития навыка аудирования воспитатель рассказывает небольшую сказку о животных. Пример сказки о домашних животных: «В деревне»: Жили-были два друга Петя и Рома. Петя жил в городе, а Рома жил в деревне. И решил Петя к Роме в гости в деревню съездить. Когда Петя приехал, решил Рома ему хозяйство показать. Пошли они на полянку и увидели там корову. -Кто это? -удивился Петя. -Это корова. Она дает вкусное и полезное молоко. А из молока делают и сметану, и творог и даже вкусное мороженое. А еще у коровы очень вкусное мясо. Пошли мальчики дальше и увидели лошадку. -А это кто?- опять спрашивает Петя. -Это лошадка. Она помогает перевозить тяжелые грузы и дает вкусное молоко, которое называется кумыс. Немного пройдя, мальчики увидели овечек, которые щипали траву. -А это овечки, -объяснил Рома.- у них очень теплая шерсть, из которой вяжут варежки и носочки. Пришли мальчики во двор и увидели курочек. -А это что за птички?- спрашивает Петя. -Это курочки. Они сносят яички. А еще куриный суп самый вкусный и полезный суп на свете. Посмотрел Петя по сторонам и увидел собачку. -А это я знаю. Это собачка. Она дом охраняет. -Правильно, -сказал Рома. И мальчики пошли домой. Мама Ромы накормила Петю вкусным куриным супом и напоила теплым молоком. Пете в деревне очень понравилось. (Автор: Нуртдинова Айсылу)
  • Чтение стихотворений о животных. Рекомендуется использование музыкального сопровождения для выполнения задачи развития эстетического вкуса и чувства прекрасного (воспроизведение аудиозаписей в фоновом режиме или использование проектора для просмотра презентации с аудиосопровождением).
  • Использования наглядного материала. Плакаты «На ферме», «В лесу», «В зоопарке», книги о животных с иллюстрациями, просмотр слайдов или карточек.

Фотогалерея: примеры наглядных мотивирующих материалов


Плакат


Плакат


Плакат


Плакат


Плакат


Набор магнитных карточек (для доски)

Конспект занятия

В конспекте должны быть отражены этапы проведения занятия с указанием примерного времени на каждый, используемые материалы и инструменты, какие цели и задачи ставились и были ли они достигнуты, обязателен анализ по факту проделанной работы (что удалось, а что нет).

План конспекта:

  1. Цели и задачи
  2. Инструменты и материалы
  3. Поэтапный ход работы: оргмомент 3–4 минуты, обсуждение темы и порядка выполнения действий 5 минут, заготовка элементов 14–15 минут, наклеивание деталей на основу 4–5 минут, демонстрация работ, подведение итогов 3–4 минуты
  4. Рефлексия

Пример конспекта: аппликация из ватных дисков

  1. Цель: изготовление аппликации на заданную тему. Задачи: совершенствование мелкой моторики, развитие фантазии и эстетического вкуса, воспитание дисциплинированности и аккуратности.
  2. Инструменты: ножницы, клей с аппликатором, кисточки и краски, фломастеры. Материалы: картонная или фетровая основа, ватные диски.
  3. Организационный момент: воспитатель приветствует ребят, сообщает о цели занятия, называет инструменты и материалы. Обсуждение: воспитанникам предлагается для просмотра презентация на тему «Домашние и дикие животные» с последующими ответами на вопросы. Целью беседы является повторение классификации животных. Далее, озвучивает задание для прикладной деятельности: «Выбрать одного или нескольких животных и самостоятельно создать его изображение в технике аппликация из предложенных материалов». Заготовка воспитанниками элементов (покраска дисков в нужный цвет, нарезание дисков на более мелкие элементы, складывание дисков для создания объёмного изображения). Наклеивание деталей на основу. Демонстрация работ. Подведение итогов: воспитатель благодарит ребят за проявленный к теме интерес и проделанную работу, отдельно хвалит наиболее удачные поделки.
  4. Рефлексия: какие трудности возникли в ходе занятия, что в конспекте нуждается в доработке, были ли достигнуты поставленные цели и задачи.

Грибная пора

Замечательная объемная аппликация на тему «Осень» в детском саду вызывает желание отправиться в осенний лес за грибами.

Для работы подготовьте:

  • комплект цветной бумаги;
  • шаблоны – контурные изображения грибов и листьев;
  • декоративный картон для основы;
  • канцелярский клей;
  • ножницы.

Инструкция:

  • Возьмите светло-коричневую и темно-коричневую бумагу. Вырежьте полоски 7×1,5 см. Попросите воспитанников каждую склеить в кольцо. Это увлекательное занятие, развивающее усидчивость.

  • Из готовых бумажных колец сделайте корзину. Приклеивайте кольца к картону, чередуя темные и светлые экземпляры: получится интереснее. Сначала сделайте полукруг – это дно и бока корзины. Затем плотно заполните кольцами середину. В завершение сделайте полукруглую ручку корзины.

Вырежьте по шаблонам грибы и листья соответствующих колеров. Приклейте встык к верхнему краю корзины.

Схемы и порядок выполнения аппликаций

«Кошка»

– обвести на картонной основе шаблон с изображением кошки;

– нарисовать на основе глаза, рот, усы, уши и лапы животного;

– нанести кисточкой клей на основу, приклеить крупу в соответствии с замыслом (нужного цвета и формы).

Аппликация из крупы

«Пудель»

– обвести шаблон с изображением пуделя, вырезать по контуру (бумага белого цвета);

– приклеить вырезанный элемент на основу, в соответствии с замыслом приклеить ватные шарики на изображение собаки;

– дорисовать фломастерами необходимые детали (мордочку, когти).

Шаблон для поделки

Аппликация из ватных шариков

«Телёнок»

– обвести и вырезать из фетра разных цветов по шаблону элементы;

– наклеить на основу детали путём наложения.

шаблон для накладной аппликации

«Щенок»

– нарисовать и вырезать круги разного диаметра из бумаги всевозможных цветов в соответствии с замыслом;

– приклеить модули на основу, сгибая по замыслу.

Схема модульной аппликации

«В лесу»

– раскрасить основу для заготовки;

– приклеить детали из природного материала.

Групповая аппликация

«Мишки на полюсе»

– приклеить на цветную основу элементы для создания фото (мятая бумага, вата);

– нарисовать и вырезать по контуру изображение медведей;

– приклеить на фоновое изображение новые детали;

– дорисовать фломастерами задуманное.

Групповая аппликация

«Слон»

– наклеить на основу листья в соответствии с замыслом (техника наложения и конструирования).

Аппликация из природных материалов

«Овечка»

– создать элементы в технике квиллинг (выполняется группой);

– наклеить элементы на основу.

Аппликация в технике квиллинг

«Рыбки в аквариуме»

– каждый воспитанник делает рыбку в технике оригами;

– дополняет деталь простыми элементами (полоски, круги);

– наклеивание деталей на основу.

Аппликация с элементами оригами

Ежик из осенних листьев

Дошкольникам младшей группы тяжело усидеть на месте долгое время, поэтому приходится применять технически простые, но увлекательные занятия. Одна из таких поделок – забавный ежик. Этого зверька, ассоциирующегося с осенью и грибной порой, несложно сделать из опавшей листвы. Предварительно с детьми нужно собрать во дворе листья, они должны быть чистыми и свежими. Их необходимо высушить под прессом, чтобы поделочный материал получился ровным и аккуратным.

Для создания аппликации подготовьте:

  • высушенные листья;
  • альбомную или плотную цветную бумагу;
  • канцелярский клей;
  • черную или темно-коричневую половинчатую бусину;
  • игрушечный глазик.

Инструкция по созданию аппликации:

  • Подготовьте природный материал, выберите листья, подходящие для изготовления зверька. Один листок должен быть с заостренным кончиком – это будет мордочка ежа. Подойдет лист липы или березы. Для спинки с колючками оптимальны кленовые экземпляры, но можно подобрать другие по своему усмотрению. С высушенным материалом обращайтесь аккуратно, ведь он хрупкий.

  • На горизонтально расположенную бумагу приклейте, чуть сдвинув в бок от центра композиции, острый листок – мордочку.

  • С обратной стороны от кончика носика приклейте к мордочке кленовую листву. Количество экземпляров может быть любым, зависит от размера аппликации. Главное – листья должны быть направлены резными концами вверх и в стороны, они не должны закрывать носик ежа, но могут перекрывать друг друга.

  • Наклейте на кончик мордочки черную бусинку, получится носик. Также приклейте игрушечный глазик. Если его не удалось найти, вырежьте глаз из цветной бумаги.

Оригами «Кленовый лист»

Дошкольникам подготовительной группы будет интересно познакомиться с японским искусством оригами. Сделать аппликацию несложно, главное – аккуратность. Для работы требуются 3 бумажных квадрата осенних цветов и канцелярский клей. Предпочтительный размер квадратов – 8×8 см.

Инструкция:

  • Возьмите квадрат. Сложите диагонально. Разверните.

  • Положите квадрат так, чтобы сгиб был направлен вертикально. От его верхней точки сложите «крылья» к сгибу. Получится ромб с более вытянутой верхней частью.

  • Переверните заготовку вытянутым концом вниз.

  • Торчащий верхний треугольник загните под «крылья».

  • Верхние углы сложите к центральной линии. Получится ромб с двумя маленькими треугольниками.

  • Верните треугольники в исходное состояние. Затем уберите их по сгибам внутрь ромба.

  • Верхние углы ромба отогните вниз. Получилась треть кленового листа.

  • Аналогичные действия произведите с 2-мя другими квадратами. Затем соедините их боковыми гранями.


Резной кленовый лист готов. Остается приклеить его к декоративному картону, подрисовать черешок. Готовыми кленовыми листьями оригами можно украсить стены и окна в детском саду.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]