После двух лет жизни основную роль в развитии психики и формировании поведения играет речь. Существуют различные формы развития речи ребенка. Если до двух лет ребенок употреблял в своей речи 300 слов, то, при условии умелого педагогического воздействия, до трех лет словарь расширяется до 1000 и более слов.
Расширяя под руководством взрослого свой жизненный опыт, ребенок 2-3 лет учится устанавливать элементарные причинно-следственные связи между объектами внешнего мира, понимает и сам ставит много разнообразных вопросов.
Одной из эффективных форм развития речи малыша является ежедневное индивидуальное общение с ним. Своими вопросами и ответами на реплики малыша педагог сообщает ему информацию, которая требует дополнительного разъяснения. В процессе такого общения можно подсказать ребенку новое слово, помочь построить несложную языковую конструкцию.
Комплексные занятия
Комплексное занятие в своей структуре объединяет не менее трех речевых задач. Задачи по развитию коммуникативной активности (диалогическую и связную речь) реализуются на каждом из них; задачи словарной работы, звуковой культуры речи и грамматического строя языка в составе комплексного занятия планируются два раза в месяц. Из какой части начинать занятия определяет сам воспитатель в зависимости от сложности задач и возраста детей.
Примерная структура комплексного занятия: I неделю — коммуникативная активность + звуковая культура речи + грамматика; II неделя — коммуникативная активность + грамматика + словарь; III неделя — коммуникативная активность + словарь + звуковая культура речи.
Система работы по речевому развитию детей дошкольного возраста
Наталья Ольховая
Система работы по речевому развитию детей дошкольного возраста
Задачами работы ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста являются:
— овладение речью как средством общения и культуры;
— обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
— развитие речевого творчества;
-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В процессе организации работы по речевому развитию детейиспользуем следующие подходы:
1. Комплексный подход к развитию устной речи,обеспечивающий:
– понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;
– развитие связной диалогической и монологической речи;
– обогащение и уточнение словаря;
– развитие грамматического строя речи;
– развитие речевого аппарата, звукопроизношения;
– развитие мелкой моторики
2. Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности.
3. Развитие устной речи детей во взаимосвязи с другими психическими процессами.
Работа по данному направлению построена на основе принципов системности, последовательности и преемственности.
Создавая условия для полноценного развития речи детей,мы предусматриваем:
— создание развивающей предметно-пространственной среды;
— целенаправленную работу воспитателей над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности и при тесном сотрудничестве с родителями;
— повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
— изучение состояния речевого развития детей в период дошкольного детства;
Важное место в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста занимает эффективная организация развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Во всех возрастных группах ДОУ оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной
речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, сюжетно — ролевые игры. Развивающую среду каждой возрастной группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в речевом развитии детей.
Организацию воспитательно — образовательной работы по развитию речи в ДОУ осуществляем с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация, которая предполагает участие группы или подгруппы детей в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации. Мы организовываем множество образовательных ситуаций,направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в рассказ, учить способам презентации составленного текста. Приведу пример такой ситуации «Добрые приветствия»
,во время которой мы знакомились с детьми с разнообразными формами приветствия:
«Как я рада тебя видеть»
,
«Как я по тебе соскучилась»
,
«Как хорошо, что мы встретились»
.В качестве ситуаций общения проводим игры-викторины:
«Придумай загадку»
(упражнение
детей в описании предметов, придумывании загадок, «Кто лучше знает природу своего края?»
(упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов с региональной составляющей,
«Из какой сказки вещи»
(упражнение в
развитии объяснительной речи, «Магазин волшебных вещей»(упражнение в использовании средств языковой выразительности)
.
Так же в своей работе, как одну из технологий, применяем проектную деятельность. В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.
При применении данной технологии происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.
В каждой группе нашего детского сада реализуются различные проекты. Я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи и хочу отметить, что проектная деятельность очень нравится нам, педагогам, нашим детям и родителям. Мы реализовали проект «Детям о ВОВ и Дне Победы»
, цель которого была активизировать имеющиеся и расширить кругозор
детей новыми знаниями о войне и Победе, речевая задача: развитие монологической речи, речевого творчества, понимание на слух текстов патриотического характера, продукт проекта досуг, посвященный Дню Победы. Работали над проектами «Пожарный – профессия важная и нужная»
,
«Я и моя мама»
,
«Зимующие птицы»
,
«Огород на подоконнике»
,
«Моя малая Родина»
.
И, конечно, основной формой речевого развития детей является игра.
В течение дня используем разнообразные формы работы: образовательную деятельность, беседы о временах года, о профессиях, о птицах, о животных, на нравственные темы, словесные игры «Опиши предмет»
, «Съедобное –
несъедобное», «Добавь слово»
,
«Подбери признак»
, дидактические игры
«Волшебный коврик»
,
«Помоги сказочным героям попасть в свою сказку»
,
«Исправь ошибку»
, индивидуальную
работу, элементы театрализованной деятельности, создание речевых ситуаций (например: заблудился в парке; потерялся в магазине; встреча с незнакомым взрослым; с незнакомым мальчиком или девочкой).
Широко применяем при организации режимных моментов художественное слово. Предлагаем детям для самостоятельного рассматривания предметные и сюжетные картинки, иллюстрации, книги в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения, обогащения пассивного словаря, активизации связной речи. В ходе образовательной деятельности большое внимание уделяем развитию словаря. Проводим систематическую работу по формированию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как во время образовательной деятельности, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. В ходе образовательной деятельности для создания интереса к занятиям используем опыт детей, создаем проблемные ситуации. Обращаем внимание на качество ответов детей, исправляем грамматические неточности. Все это создает благоприятную среду для развития речи детей.
Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития детей. Для родителей проводим родительские собрания в нетрадиционной форме (в виде мастер – классов, круглых столов, КВН)
; консультации «
Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей»
, «Ознакомление с особенностями
речевого развития детей определённого возраста», «Играем с пальчиками – развиваем речь»
,
работы над проектами, посещение образовательной деятельности по речевому развитию (Дни открытых дверей)
.
И в заключении хотелось бы отметить, что система работы по речевому развитию дошкольников будет эффективной,если:
— дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,
— обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
— педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.
Интегрированные занятия
Интегрированные формы занятия для закрепления приобретенных знаний, умений и навыков речи с детьми третьего года жизни можно проводить 1-2 раза в квартал. На этих занятиях воспитатель использует материал из разных разделов программы, объединяя несколько направлений деятельности детей (например, речевая и изобразительная, речевая и познавательная). Приоритетной на таких занятиях является коммуникативная активность детей, объединяющим моментом — тема.
В группах раннего возраста 2-3 лет целесообразно проводить учебно-игровые интегрированные занятия, которые предусматривают наличие игрового сюжета и единой сюжетной линии.
Мини-занятия
Мини-занятия речевого развития действующими программами рекомендуется использовать как особые формы становления речи в работе с детьми третьего года жизни как можно чаще (лучше — ежедневно), потому что они являются актуальными и соответствуют личностно-ориентированной модели дошкольного образования. Эта форма организации речевой деятельности может инициироваться воспитателем, тогда они предусматривается в календарном плане работы, а может возникать по инициативе детей. Педагог должен быть готовым к руководству такой речевой деятельностью малыша.
Часть слова «мини», по мнению А. Гончаренко, предполагает минимизацию:
- по числу детей, которые одновременно заняты;
- по продолжительности организованной деятельности;
- по объему содержания, которое реализуется.
Количество мини-занятий, содержательное их наполнение обусловливается возрастными особенностями. В течение дня педагог может организовать сам или создать условия для самоорганизации детей десятки индивидуальных, групповых и коллективных краткосрочных мини-занятий, во время которых будет реализовываться запланированная тема.
Формы и средства развития речи детей дошкольного возрастастатья по развитию речи
Формы и средства развития речи детей дошкольного возраста.
В современной дошкольной педагогике и в методике развития речи в частности, В. И. Ядэшко, О. И, Соловьева, А. М. Бородич, М. М. Алексеева, В. И. Яшина выделяют две основные формы обучения речи: первая специальные занятия по развитию речи; вторая — работа по развитию речи детей в свободном общении с воспитателем, со всеми другими работниками детского сада, в общении детей друг с другом. Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит:
а) в быту (утренний, вечерний туалет, прием пищи и т. д.);
б) во время прогулок;
в) в процессе игр;
г) при ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года);
д) в процессе труда (хозяйственно-бытового, ручного, труда в природе);
е) во время праздников и развлечений;
ж) во время неречевых занятий: по формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепке, конструированию, физкультуре, музыке.
Специальные занятия по развитию речи, проводятся с целью оказания методической помощи в усвоении речи ребенком и как средства общения и познания, и как средства регулирования собственного поведения. При организации занятий по развитию речи, по мнению Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичевой необходимо учитывать, что все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать несколько языковых задач, одна из которых будет основной, а другие — сопутствующими. Например, если формирование представления о предложении — основная задача, то морфологический разбор однокоренных слов и упражнение в отчетливом произнесении трудного звука, встречающегося в этих словах, будут на занятии сопутствующими.
Решение нескольких языковых задач требует более сложной структуры занятия (две-три части). Однако желательно, чтобы весь осваиваемый на одном занятии материал был объединен по содержанию тематически. Это позволит концентрировать внимание детей на решении языковых задач и экономно расходовать их нервную энергию, не тратя ее на вхождение в различные виды работы.
При определении количества частей в занятии нельзя допускать формализма. Количество языковых задач и количество частей в одном занятии зависит от уровня навыка детей, от сложности задания, от объема и стилистической сложности художественного произведения, используемого на занятии, и др.
При планировании занятий важно предусмотреть закрепление получаемых детьми знаний, умений и навыков, а значит, повторные упражнения на однородном материале, облегченном или усложненном в зависимости от успехов. Эти упражнения должны быть смежными по времени, чтобы не допускать угасания навыка в процессе его формирования. Например, для выработки интонационной выразительности в диалоге (вопрос, ответ) воспитатель читает на занятии народную песенку «Ты куда ходила, мышка?». Дети заучивают ее наизусть полностью. На следующем занятии несколько пар детей читают эту песенку по ролям и пробуют драматизировать ее. Окончательная отработка драматизации этой песенки осуществляется вне занятий, в утренние или вечерние часы; игра-драматизация исполняется детьми на одном из вечеров досуга, на празднике в детском саду.
Планируя занятия по развитию речи, воспитатель должен строить их с опорой на основные принципы методики, помнить, что методы и приемы работы обусловлены как закономерностями осваиваемого языка, так и возрастными психологическими закономерностями восприятия, памяти, воображения, мышления детей данной группы.
Так метод имитации используется в старших возрастных группах — на первоначальном этапе выработки у детей новых, более сложных речевых умений и навыков. Например, знакомя детей с предложением, воспитатель произносит вслух несколько предложений, говорит, что предложением можно сказать о каждом предмете, находящемся рядом или далеко от нас, и предлагает детям придумать предложения. Подражая примерам, они придумывают предложения об игрушках, предметах мебели, растениях и картинах, украшающих групповую комнату, или о предметах и явлениях, находящихся за пределами детского сада.
Обучая придумыванию рассказов, воспитатель вначале демонстрирует свой рассказ-образец. Затем, напомнив детям его структуру, план («Где это было? Когда? С чего все началось? Что было потом? Чем закончился рассказ?»), он предлагает придумать свои рассказы. Дети, составляя рассказ по образцу, порой с трудом преодолевают тягу к прямому копированию содержания. Воспитатель должен это учитывать, подводить их мысль к «своему» содержанию.
Метод разговора-беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, разными конструкциями предложений. При этом в старших группах используется прием опоры на словесные дидактические игры.
Широко используется в работе с детьми старшей группы метод пересказа. С его помощью речь детей обогащается всеми компонентами языка (лексика, грамматика, интонации). Они практически осваивают связную диалогическую и монологическую речь на лучших образцах художественной литературы. Задача воспитателя при планировании занятий по пересказу художественных произведений — отобрать тексты, доступные по содержанию и по стилю изложения детям данной возрастной группы.
Метод сочинения предполагает использование разных приемов обучения детей творческому рассказыванию: по восприятию (наблюдению), по памяти, по воображению.
Также при планировании каждого занятия определяются и приемы работы с детьми. Они могут быть разными по степени сложности (степень абстрагирования): восприятие и описание натуральных объектов и их моделей (игрушки); использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации, диафильмы и кинофильмы); словесные приемы — образцы речи воспитателя, художественные тексты, вопросы-задания, указания, пояснения, магнитофонные записи, словесные дидактические игры, игра-драматизация. Выбор приемов работы обусловлен как содержанием языковой задачи, которую предстоит решать с детьми (фонетика, лексика, грамматика), так и уровнем развития речевых навыков к моменту проведения данного занятия.
Особое место занимает текстовой дидактический материал — сказки, песенки, стихотворения, рассказы, загадки, пословицы, чистоговорки. Этот материал по тематике должен соответствовать содержанию занятия, его воспитательно-образовательной цели, соответствовать дидактической задаче, обеспечивать возможность упражнять детей в звуковом анализе или произнесении звуков, либо в морфологическом анализе слова с целью определения средств выразительности и т. п. Этот материал должен быть художественным, образным и доступным для понимания детьми данной возрастной группы (объем, сложность содержания, количество новых слов-понятий, их сложность и др.)
Ежедневно в конце рабочей смены воспитатель подводит итоги работы с детьми. Грамотно и своевременно учитывать работу — значит определять следующее: была ли посильной для усвоения детьми языковая задача (задачи), кто и почему не справился с заданием; соблюдена ли мера речевой активности воспитателя; удачен ли выбор художественного текста, ставшего предметом практического освоения; насколько эффективными были приемы работы над данным языковым материалом и др.
Организация и учет работы взаимосвязаны: грамотно спланированная и выполненная работа позволяет прослеживать процесс развития речи детей, а своевременный и грамотно выполняемый учет позволяет сделать этот процесс более эффективным — осуществлять планирование языковой работы, ориентируясь не только на возраст, но и на особенности речи детей данного, конкретного коллектива.
Большое значение для полноценного речевого развития детей старшего возраста имеет работа вне занятий. С ними проводятся упражнения, игры на закрепление умений и навыков, полученных на занятиях по всем разделам методики развития речи.
О. С. Ушакова предлагает проводить дополнительно работу с детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, небольшими группами (при наличии одинаковых недостатков) или в индивидуальном порядке. Воспитатель использует речевую гимнастику, чистоговорки, скороговорки. Вне занятий проводится также работа по совершенствованию интонационной выразительности речи, развитию речевого дыхания. Например, одному ребенку воспитатель предлагает сначала рассказать стихотворение немного громче обычного (как будто он выступает перед всей группой), затем вполголоса (для одного человека), далее с обычной громкостью (для нескольких), наконец, шепотом (как бы по секрету).
Моменты повседневной жизни также широко используются и для полноценного развития словаря, для закрепления речевых навыков. Во время игры, режимных процессов организовывается речевое общение детей, создаются условия для речевой активности каждого ребенка. Чрезвычайно важна для развития словаря детей, по мнению А. М. Бородич, их трудовая деятельность, особенно коллективная. Детям становится понятно значение многих слов, потому что они связаны с чувственными восприятиями, а характер трудового общения способствует использованию ребенком приобретенных слов и закреплению их в памяти.
Обогащение словаря детей происходит и в процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов чрезвычайно расширяет кругозор детей, делает понятными новые для них слова благодаря сочетанию зрительных и слуховых восприятий. Активизации словаря, особенно образного, способствуют игры-драматизации, показ кукольного и настольного театров.
Организовывая работу вне занятий, воспитатель должен постоянно следить за грамматической правильностью речи детей. Неисправленная грамматическая ошибка — лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент.
Исправлять ошибку нужно доброжелательно, тактично и не в моменты эмоционального состояния, творческого подъема ребенка. Не следует повторять ошибку,— лучше неоднократно произнести правильную форму. Исправление ошибки будет более эффективным, если воспитатель дает ребенку аналогичные примеры.
С детьми, допускающими ошибки в словоизменении, словообразовании, построении предложений воспитатель организует игры, закрепляющие представление дошкольников о предложении и слове. Например, « Живые слова», «Назови конец слова» и т. д.
Повседневная жизнь предоставляет большие возможности и для развития навыков связной речи. С этой целью необходимо специально организовывать различные разговоры и беседы с детьми («О прошедшем выходном дне»). При этом надо правильно ставить вопросы, чтобы дети учились подробно рассказывать о тех или иных событиях. Ребенок начинает рассказывать, а воспитатель и небольшая группа детей слушают его. Если рассказ получается интересным, воспитатель записывает его и затем читает всем детям. Можно подготовить альбом детских рассказов: дети нарисуют сюжеты, а воспитатель напишет текст. Рекомендуется использовать такой прием, как поручение: показать товарищу, который был болен, поделки и рассказать по порядку, как их выполняли. Организовывать ролевые игры, например, «Радио» (роль диктора).
В работе с детьми по ознакомлению с художественной литературой вне занятий А. М. Бородич выделяет два направления: первое, когда педагог целенаправленно организует дошкольников для восприятия произведений, и второе — самостоятельное использование произведений детьми по их собственной инициативе при косвенном участии взрослого.
В содержание активной деятельности педагога вне занятий входят чтение и рассказывание детям произведений художественной литературы.
Вне занятий хорошо читать произведения о природе, лирические стихи, потешки, прибаутки и т. д. Такое чтение можно предусмотреть и наметить в календарном плане, например, прочитать во время прогулки стихи Е. Серовой. Повседневно в речи воспитателя должны звучать отрывки из художественных произведений, например из стихотворения «Круглый год» С. Маршака, а также пословицы, загадки и т. д.
В недельном расписании предусматривается также день и час повторения заученных на занятии стихов.
В самостоятельной художественно-речевой деятельности ребенка отражаются разнообразные впечатления от прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и спектаклей, а также художественные умения, приобретенные на занятиях. Одно из условий развертывания такой самостоятельной деятельности — оснащение группы нужным оборудованием и пособиями, наличие мест для хранения и пользования ими.
Особая роль принадлежит развлечениям, праздникам, где художественные произведения преподносятся как в неадаптированном виде, так и в виде обработок, инсценировок.
Поскольку воспитание в широком смысле (и входящее в это понятие формирование речи) осуществляется взрослым через какую-нибудь деятельность, эти виды деятельности можно условно назвать средствами. То есть, средствами развития речи детей старшего дошкольного возраста можно считать любую деятельность, если ею руководит и ее направляет взрослый.
Любое взаимодействие взрослого с ребенком не возможно без общения с ним, следовательно, важнейшим средством развития речи является общение. Общение — взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение — сложный и многогранный феномен жизнедеятельности человека, выступающий одновременно как: процесс взаимодействия людей; информационный процесс; средство и условие передачи и усвоения социального опыта; отношение людей друг к другу; процесс взаимовлияния людей друг на друга; сопереживание, взаимопонимание людей (Б. Ф. Парыгин, В. Н. Панферов, Б. Ф. Бодалев, А. А. Леонтьев и др.).
Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде, считают М. М. Алексеева, В. И. Яшина. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей детей. Присутствие взрослого стимулирует употребление речи, дети начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Поэтому в методике развития речи рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми.
В дошкольном детстве последовательно возникают и сменяются несколько форм общения с детей со взрослым: ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная), ситуативно-деловая (предметно-действенная), внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная. Характер общения определяет содержание и уровень речевого развития детей. Поэтому первостепенное значение имеет организация содержательного, продуктивного общения педагога с детьми.
Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной и поэтому каждый из них можно также рассматривать как средство развития речи.
Так игра является не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи. Каждый вид игр имеет особое значение. В творческой ролевой игре происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Но не всякая игра способствует развитию детской речи. Прежде всего, это должна быть содержательная игра. Положительно влияют на речь детей и участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову.
Подвижные игры с текстом, игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности, оказывают влияние на обогащение словаря, вырабатывают правильный темп и дыхание, дикцию.
Строительные игры пополняют и активизируют словарь детей за счет наиболее трудных для дошкольников слов: обозначений качества, величины, пространственного расположения предметов (крупный, тяжелый, длинный, внизу, внутри, сзади и др.), терминов (арка, перекрытие, фанера и т. д.).
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития.
Труд детей — хозяйственно-бытовой, ручной, сельскохозяйственный — эффективное средство обогащения словаря, средство для формирования навыков речевого общения. Разговоры и рассказы о трудовом процессе служат для активизации усвоенного словаря, для развития связной речи.
Бытовая деятельность детей при правильном руководстве ею воспитателем также является средством развития речи. Преимущества этого средства — естественность обстановки, при которой многие дети легче вступают в разговор, сочетание содержания речи с реальными отношениями, которые складываются в жизни, у воспитателя достаточно времени, что позволяет поговорить со многими, детьми, разнообразить тематику этих разговоров. Во время бытовой деятельности чрезвычайно обогащается словарь детей, формируются навыки разговорной речи, педагог широко использует художественные произведения, фольклор.
Одним из основных средств речевого развития является обучение. Это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.
Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике развития речи считают специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно решают основные задачи речевого развития детей.
В старшей группе меняется характер занятий. Проводится больше занятий словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины – настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь руководит занятием, но способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др. Но не следует забывать, что это дети дошкольного возраста, поэтому надо избегать сухости, дидактизма.
Следующим средством развития речи в широком смысле, по мнению М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной является культурная языковая среда. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Следует учитывать, что, подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования: содержательность и одновременно точность, логичность; соответствие возрасту детей; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; образность; выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; знание и соблюдение правил речевого этикета; соответствие слова воспитателя его делам.
В процессе речевого общения с детьми воспитатель использует и невербальные средства (жесты, мимика, пантомимические движения). Они выполняют важные функции: помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов.
Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Она используется для формирования звуковой культуры речи, усвоения морфологических закономерностей и синтаксических конструкций. Е.А. Флёрина отмечает, что литературное произведение даёт ребёнку готовые языковые формы, словесные характеристики образов, определения, которыми он впоследствии оперирует. Контекстуальная осмысленность слов и выражений, включённых в литературные произведения, способствуют обогащению словаря, а также образной речи (О. С. Ушакова, Л. А. Колунова и др.)
Рисование, музыка, пение также используются в интересах речевого развития детей. Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Подчеркивает назначение словесной интерпретации произведений, словесных пояснений детям для развития образности и выразительности детской речи.
Таким образом, в работе по развитию речи старших дошкольников выделяют две основные формы – это специально организованные занятия по развитию речи и работа по развитию речи в свободном общении детей со взрослыми и между собой (в быту, во время прогулок, в процессе игр, при ознакомлении с окружающим, в процессе труда, во время не речевых занятий).
Языковые задачи мини-занятия
На любом мини-занятии реализуются языковые задачи. На мини-занятиях дети 2 и 3 лет имеют возможность самостоятельно познавать, исследовать, комментировать сделанное, делиться впечатлениями с ровесниками и взрослыми, выбирать время для выполнение предложенного педагогом задания, реализовать право самостоятельного выбора деятельности и партнеров.
Мини-занятия можно рассматривать как инновационный подход к организации жизнедеятельности ребенка раннего возраста, ведь они способствуют как формированию понимания речи родного языка, так и развития активной речи. Инновационным компонентом в предложенных подходах является способ организации детей (подгруппами по 3-4 ребенка), форма организации (мини-занятие) содержание и компоновка материала (применение музыки и упражнений на развитие мелкой и общей моторики, изобразительная и предметная деятельность, что сопровождается речевым комментарием).
Традиционные и инновационные технологии речевого развития в работе педагога
автор: Полина Евгения Юрьевна
учитель-логопед Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка — детский сад № 67» г. Находка
Традиционные и инновационные технологии речевого развития в работе педагога
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 67» г. Находка
Традиционные и инновационные технологии
речевого развития в работе педагога
Автор-составитель:
Е.Ю. Полина – учитель-логопед
г. Находка
2020 г.
Традиционные и инновационные технологии
речевого развития в работе педагога
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает:
- овладение детьми речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой;
- понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
Организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.
Выбирая педагогические технологии для развития речи детей дошкольного возраста, важно, чтобы технология была не только адекватна возрастным возможностям детей, но и обеспечивала гарантированный результат развития речи в разных формах работы.
К числу таких технологий можно отнести:
- здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии;
- технологии моделирования;
- «Мнемотехнику»;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология обучения детей составлению загадок;
При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:
- ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей;
- воспитание культуры общения и речи;
- технология должна носить здоровьесберегающий характер;
- основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
- реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
- организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Определяющим моментом в успешном решении задач развития связной речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми.
«Мнемотехника»
Авторы: В.К.Воробъева, Т.А.Ткаченко, В.П.Глухов, Т.В.Большева, Л.Н.Ефименкова и др.
Мнемотехника представляет собой систему методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций Данная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников. Широко применяется при обучении детей пересказу произведений художественной литературы при разучивании стихов и др.
«Мнемотехника» использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста способствует творческому познанию дошкольниками явлений родного языка, построению самостоятельных связных высказываний, обогащении словарного запаса.
Технологии использования моделирования в речевом развитии
детей дошкольного возраста
(Т.А. Ткаченко, М.М. Алексеева, В.И. Яшина)
Использование наглядных моделей в процесс обучения детей построению связных высказываний позволяет педагогу целенаправленно формировать навыки использования в речи различных грамматических конструкций, описывать предметы, составлять творческие рассказы. Включение наглядных моделей в процесс обучения речи содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.
Наибольшее распространение в обучении детей дошкольного возраста самостоятельному рассказыванию получили схемы составления описательных и сравнительных рассказов, разработанные Т.А.Ткаченко.
Символика помогает детям определить главные признаки игрушки, удержать в памяти последовательность описания и составить описательный рассказ.
Наличие зрительного плана делает детские рассказы четкими, связными, полными, последовательными, поэтому использование моделирования целесообразно при обучении составлению не только описательных, но и повествовательных рассказов.
Технология обучения детей составлению загадок
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.
В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества. К тому же это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка, т. к. в домашней непринуждённой обстановке, без особых атрибутов и подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания, умению находить скрытый смысл слов, желанию фантазировать.
Информационно-коммуникационные технологии
ИКТ позволяют сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводят к необходимости использовать различные способы подачи материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы развития и обучения.
Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии
Логоритмика
– взаимосвязь речи, музыки и движения.
Пальчиковая гимнастика
— игры и упражнения на развитие мелких мышц рук (с предметами и без предметов).
Дыхательная гимнастика
– упражнения, направленные на выработку глубокого вдоха и длительного выдоха.
Артикуляционная гимнастика
— выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача — выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.
Су-Джок
Метод Су-Джок терапии, для развития речи детей, применяется практически на всех логопедических занятиях. Его активно используют в медицине, психологии, педагогике. Эффективность и простота метода впечатляют. В чём же секрет эффективности метода, который, при правильном использовании, обязательно даст положительные результаты.
Применение Су-Джок терапии для развития речи детей, обоснованно логопедической практикой. Метод можно использовать как для коррекции, так и для профилактики нарушений речи. Су-Джок — стимулятор-массажёр, представляет собой пластмассовый шарик с небольшими шипами и разделённый на две половинки. Внутри него, находятся два кольца. Колечки сделаны из эластичной, металлической проволоки и очень хорошо растягиваются. Массаж ладоней проводится шариком, а колечками мы массажируем пальчики. При этом по всему организму ощущаются приятные, покалывающие ощущения.
Определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь отвечают две зоны, находящиеся в коре головного мозга. Зона Вернике – отвечает за восприятие речи и зона Брока – за произношение звуков. По теории Су-Джок точки соответствия этим зонам, это верхние фаланги пальцев. Поэтому при массаже Су-Джок шариком, необходимо уделять внимание именно этой части кистей рук. Однако, учитывая всё выше изложенное, необходимо стимулировать и другие точки соответствия, для оздоровления всего организма.
С помощью метода Су-Джок терапии решаются многие коррекционные задачи. Такие как:
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
- развитие звукового и слогового анализа слов;
- активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие психических процессов;
- развитие цветовосприятия;
- развитие пространственно-временных представлений.
Источники:
Т. В. Большева «Учимся по сказке»
Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»
Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»
Пак Джэ Ву «Су-Джок для всех»
Традиционные и инновационные технологии речевого развития в работе педагога
Формы проведения мини-занятий
С детьми третьего года жизни мини-занятия с речевого развития чаще всего проводятся с игрушками, и в игровой форме. Благодаря организации такой игры-занятия малыш 2 лет и в начале третьего года жизни может самостоятельно оперировать различными видами дидактических игрушек, целенаправленно пытается достичь практического результата, свои действия сопровождает речью и может занимать себя в течение некоторого времени.
Мини-занятия проводятся в групповой комнате или на прогулке с двумя-четырьмя детьми на фоне самостоятельной деятельности остальных детей. Их продолжительность составляет от 2 до 5 минут. На мини-занятии воспитатель может ознакомить ребенка с новой игрушкой, новым дидактическим пособием, способом действия с ним, определить самый высокий уровень сложности заданий для малыша 2-3 лет; может провести дидактическую упражнение, что побуждает ребенка активно использовать уже усвоенные сенсорные умения, но в других условиях, то есть манипулируя с незнакомым материалом.
Педагог может свободно выбирать среди предложенного материала такой, что адресовано ребенку, который имеет нарушения звукопроизношения, испытывает трудности в дифференцировании звуков, речи не имеет интонационной выразительности, выразительность дикции зависит от ситуации речевого взаимодействия, заметна ограниченность в пользовании средствами выразительности и тому подобное.
Актуальные проблемы речевого развития дошкольников
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53 «Клубничка»
Материал для выступления
на педсовете
«Создание условий в ДОУ для развития всех компонентов устной речи дошкольников»
Проблемы речевого развития дошкольников
на современном этапе
2019
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст
. Именно в этот период создаются благоприятные условия для
развития устной речи
, закладывается фундамент для письменных форм речи
(чтения и письма)
и последующего
речевого и языкового развития ребёнка
.
Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».
В соответствии со ФГОС ДО, речевое развитие детей дошкольного возраста включает 7 компонентов:
- овладение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Речевое развитие»
относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
– достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
– ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; знаком с произведениями детской литературы.
Изучив целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
, мы видим, что
речевое развитие
сопровождает все виды деятельности ребенка.
Речевое развитие дошкольника
– важнейшая из всех образовательных областей. Не менее важно познавательное или физическое
развитие
, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Но, возможно ли полноценное
развитие
детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Познавательное
развитие
– это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка
проблем
, уточнение, чтение. Физическое
развитие
не может обойтись без правил, команд и объяснений, а художественно-эстетическое без художественных образов, стихов, литературных текстов, их обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования
речевых
средств для реализации намеченных задач. Поэтому о месте
речевого развития
в полноценном формировании личности не стоит и спорить.
Каково же состояние
развития речи на современном этапе
?
21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития
: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с
речевыми нарушениями
.
Типичныепроблемы развития речи дошкольника:
— Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь)
. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
— Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
— Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.
— Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ
, если это необходимо и уместно.
— Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)
— Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
— Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
— Плохая дикция.
В целом уровень речевого развития у современных детей- дошкольников
можно охарактеризовать как неудовлетворительный. Эта
проблема является актуальной
.
Речевые
нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и
речевыми образцами
.
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей
? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Различные заболевания детей? Педагогическая и социальная запущенность? А может и то, и другое, и третье? Причин много. Но если ребенок здоров, то основной причиной является, к сожалению, педагогическая и социальная запущенность.
Попробуем разобраться
.
Развитие
ребенка начинается в семье. И родители сами
«закрепощают речевое развитие своего ребенка»
и сами не замечают этого. Что это значит?
Гиперопека. Вот ребенок родился. Родители стремятся соблюдать санитарно-гигиенические нормы, режим питания, обеспечить всевозможными игрушками. Предугадывают желания малыша и не дают попытки ответить на вопрос, подсказывают, доделывают все за него.
Тревожность. При приеме пищи боятся, что ребенок подавится, и перемалывают пищу, тем самым затрудняют развитие мышц речевого аппарата
.
Протест ребенка из-за чрезмерного давления со стороны взрослых. Скажи, повтори, нет, нужно вот так. Или наоборот! Помолчи! Закрой рот! Подобные действия приводят к речевому замыканию – речевому негативизму
, а в дальнейшем к задержке речи.
Соска, памперс и планшет! Ребенок начиная познавать мир задает вопросы, плачет, кричит. Не все родители согласны терпеть. Соска в такой ситуации – простой способ сохранить собственные нервы, также, как и памперс. Не нужно прилагать никаких усилий.
Другая ситуация. Ребенок все пробует на вкус
. Скажем просто — все тянет в рот. Выход – соска.
В раннем дошкольном
возрасте с ребенком нужно общаться. Вместе читать, учить стихи и потешки. Заниматься пальчиковой гимнастикой, собирать в лесу шишки, перебирать пуговицы, фасоль. Играть вместе с ребенком. Но родители считают, что это устаревшие методы. Мы же живем в
современном
мире и детям необходимы
современные игрушки
, ну и конечно, планшеты, телефоны, телевизоры. Это же удобно. Дал планшет, вставил соску и занимайся своими делами. А ребенок предоставлен сам себе.
В общем таких проблем очень много
.
Но вот ребенок поступил в детский сад. Ответственность за речевое развитие отводится педагогам
. Как и в норме, так и в патологии
речевое развитие
представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях
развития
детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми. Поэтому
развитию
речи в детских садах уделяется особое внимание. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь ребенка должна быть живой, эмоционально выразительной.
Мы педагоги обязаны создать максимально благоприятные для этого условия, т. е. речевую развивающую среду
. Что это такое? Это не только предметное окружение, но и роль взрослого в организации воздействия на становление различной стороны речи
дошкольника
. Но, а помогут в этом методические средства. Какие?
Их существует ряд.
• общение взрослых и детей, формирование коммуникативных навыков;
• культурная языковая среда, речь воспитателя;
• обучение на занятиях;
• художественная литература, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр)
.
• современные технологии и методы.
1. Важнейшим средством развития
речи является общение.
Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Речь, возникает на определенном этапе развития общения
. Она не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде.
Развитие
речи начинается с самого рождения и интенсивно продолжается в течение всего
дошкольного возраста
.
Дошкольный
возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и
развития всех сторон речи
: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в
дошкольном
возрасте является необходимым условием решения задач умственного воспитания детей.
Речевое общение в дошкольном
возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для
развития
речи любую деятельность.
Общение со сверстниками в дошкольном
возрасте играет не менее важную роль в
развитии детей
, чем общение со взрослыми.
В общении со сверстниками дети более активно используют речевые умения
. Большее разнообразие коммуникативных задач, возникающих в деловых контактах детей, создает необходимость в более разнообразных
речевых средствах
.
Анализ поведения детей показал, что присутствие взрослого стимулирует употребление правильной речи, они начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Поэтому рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми. Педагоги должны побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; побуждать детей к речевому общению между собой
, давать указания, поручения.
Практиковать диалог с ребенком, задавать простые вопросы и просить показать и назвать предметы, их свойства. Говорить нужно постоянно.
Анализ практики показывает, что не все воспитатели умеют организовать и использовать общение в интересах развития речи детей
. Широко распространен авторитарный стиль общения, в котором преобладают указания, распоряжения педагога. Такое общение носит формальный характер, лишено личностного смысла. Более 50% высказываний воспитателя не вызывают ответной реакции детей, не хватает ситуаций, способствующих
развитию объяснительной речи
, речи-доказательства, рассуждений. Овладение культурой, демократическим стилем общения, умением обеспечить так называемое субъект-субъектное общение, при котором собеседники взаимодействуют как равноправные партнеры, является профессиональной обязанностью воспитателя детского сада.
2. Речь взрослого – пример для подражания.
Речь ребенка развивается
во многом в результате подражания речи окружающих. Взрослым нужно следить за своей речью. Особое значение имеет речь воспитателя, который постоянно бывает с детьми, он наиболее авторитетное для них лицо. Каждый воспитатель должен знать, что в детском саду его речь превращается в педагогическое средство, в орудие воздействия на детей
Следует учитывать, что подражая взрослым, дети перенимают не только достоинства, но и недостатки. Отсюда сложились требования к речи взрослого:
-Речь должна быть содержательной, логичной и точной.
-Должна быть доступной (соответствие возрасту ребенка)
.
-Речь должна быть лексически, фонетически и грамматически правильной.
-В речи должно использоваться художественное слово.
-Речь должна быть выразительной.
-Речь должна быть эмоционально насыщенной.
-Взрослый, разговаривая с ребенком, не должен торопиться. -Слова произносятся достаточно громко, чтобы ребенок смог расслышать все звуки.
-Взрослый должен знать и соблюдать речевой этикет
.
-В речи взрослый должен использовать вербальные и невербальные средства общения.
-Слова взрослого должны соответствовать его делам.
Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считаются специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно решают определенные задачи речевого развития детей
. Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне
речевое развитие детей
. Педагог целенаправленно отбирает тот материал, в усвоении которого дети испытывают затруднения,
развивает те навыки и умения
, которые трудно сформировать в других видах деятельности. На занятиях, помимо воздействия воспитателя на речь детей, происходит взаимовлияние речи детей друг на друга.
Обучение в коллективе повышает общий уровень их развития
.
Образовательная деятельность организована на основе программой от рождения до школы и парциальных программ в соответсвии с требованиями СанПин. Базовая инвариантная часть дополнена развивающими
и кружковыми занятиями, такими как подготовка к обучению грамоте в старшей и подготовительной группах (2 р/р и грамота, подготовительная к школе – логоритмика, младшая группа – кружок
«Теремок»(фольклорно-патриотическое направление)
.
4. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития
всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка,
развивает образность речи
.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного, эстетического воспитания. По сути, литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок (т. е. маленький ребенок осваивает грамматические нормы языка)
. В сказках дети познают меткость и выразительность речи. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
Знакомить детей с художественной литературой мы начинаем с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем мы слушаем народные сказки, которые полезно пересказывать.
из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь
: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т. д.
Таким образом у детей формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться
монологическая речь и интонационная её сторона, выразительность. Чтение художественной литературы проводится ежедневно в совместной деятельности с детьми.
6. Для того, чтобы обеспечить развитие
личности воспитанников, необходимо в каждой возрастной группе создать
развивающую
предметно–пространственную среду. «
Развивающаяпредметно-пространственная средадолжна быть содержательной, насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Одним из важных условий при создании развивающей
предметно–пространственной среды является соответствие материала возрасту
дошкольников
. Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Существует понятие
речевая норма
, т. е. возрастная характеристика речи ребенка, которая включает в себя описание
речевого развития
в том или ином возрасте. Причем эти описания содержат среднестатистическую информацию. Но мы работаем с реальными, речь которых имеет свои индивидуальные особенности и темп
развития
. Поэтому следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы. Она должна сохранять материалы прошлой ступени
развития
.
Работа с родителями.
Работа по развитию речи и речевого общения детей дошкольного
возраста должна проводиться не только в условиях
дошкольных
образовательных учреждений, но и в семье. Родители должны самостоятельно заниматься с детьми, в соответствии с задачами
речевого развития детей
, учитывая возраст ребёнка.
В арсенале педагогической практики существует множество методов и приемов, технологий и методик развития речи дошкольников как традиционных
, так и
современных- инновационных
.
Среди инновационных технологий и методов мы используем следующие: проектная и исследовательская деятельность, ИКТ, триз-технология, логоритмика, сказкотерапия, мнемотехника, синквейн, кластер, лепбук и др.
Но современные
формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени. Что соответствует задачам, поставленным на государственном уровне, чему и свидетельствует и концепция модернизации образования. Когда используешь в работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый видный результат – это интересно и увлекательно вдвойне.
Чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития
. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.
Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие
активной речи ребёнка?
Прежде всего — совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое
взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.
В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных
языковых задач здесь носит ситуативный характер.
Существует большое количество форм совместной деятельности. Сегодня мы предлагаем вам посмотреть, на наш взгляд, самую интересную, самую эффективную, активизирующую речевую деятельность
. Это конечно же игровая деятельность!
Структура мини-занятия
В структуру мини-занятий А. Крикун рекомендует включать:
- совместное музыкальное поздравление, которое направлено на развитие коммуникативной культуры, с элементами психогимнастики;
- элементы изобразительной деятельности, которые сопровождаются речевым комментарием.
Все составляющие таких занятий могут быть объединены единым сюжетом, основой которого является определенная лексическая тема, например «Транспорт», «Наши игрушки», «Как зайчонок маму искал» и т. п, приложением к которой могут быть различные задачи и виды деятельности. Каждая тема требует отбора определенного материала. Целесообразно сочетать подвижные, настольные, пальчиковые игры, танцы, песни, стихотворный материал, оздоровительные упражнения, сказки; можно использовать элементы различных развивающих методик.
Мини-занятия с малышами заканчиваются совместным подведением итогов и релаксационными упражнениями.