«Настоящий мужчина», «настоящая женщина»… Говоря так, мы имеем в виду не столько биологический пол, сколько определённые социально-психологические характеристики. С появлением в семье сына или дочери каждый родитель стремится воспитать его или её в соответствии с образом мужественности или женственности, который сложился в обществе. Мальчика мы хотим видеть сильным, целеустремлённым защитником, девочку же – милой, хозяйственной, хорошей матерью в будущем. Таким образом, гендерное воспитание детей начинается буквально с рождения.
Гендерное воспитание: что это?
Гендер – это социальный пол человека, формирующийся в процессе воспитания. Гендер представляет собой культурные, социальные и психологические различия женщин и мужчин. Гендер – это некий социальный норматив, принятый в конкретном обществе.
Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.
Гендерное воспитание направлено на:
- освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,
- освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом,
- овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.
Это чётко видно в играх детей дошкольного возраста: девочки играют в дочки-матери, укладывают кукол спать, готовят обед, лечат. Мальчики же устраивают гонки игрушечными машинками, строят башни и гаражи, стреляют из пистолетов.
Гендерное воспитание неотделимо от общего процесса воспитания ребёнка, оно является его неотъемлемой частью.
Конечно, в первую очередь родители и воспитатели должны ориентироваться на заложенные природой особенности нервной системы и черты характера ребёнка. Например, девочка может быть неугомонной заводилой и сорвиголовой, а мальчик – спокойным, тихим и робким.
Эти психологические особенности необходимо учитывать. Но при этом развивать и те качества, которые будут необходимы в будущем для выполнения гендерной роли. Будет прекрасно, если девочка, вырастая, сможет быть мягкой, милой, нежной в семье и амбициозной, настойчивой в карьере. Или мальчик будет целеустремлённым, активным, но при этом со спокойным, добрым и отзывчивым нравом.
Эмоциональное благополучие ребенка как предпосылка его психического здоровья
В исследованиях эмоционального состояния дошкольников устойчивое положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейных ситуаций, когнитивной сферы, эмоционально-волевой сферы, стиля переживания стрессовых ситуаций, отношения со сверстниками.
В целом такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как ощущение эмоционального благополучия. Выделяют три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий, коррелирующие с типом взаимодействия матери и ребенка и его выраженностью. Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально принимающем и поддерживающем типе взаимодействия.,
Различные формы эмоционально зависимого и эмоционально отвергающего типов взаимодействия и степень их выраженности формируют средний или низкий уровень эмоционального благополучия ребенка. Для диагностики уровня эмоционального благополучия разработаны методики. В младенчестве состояние эмоционального благополучия определяется как базовое чувство эмоционального комфорта, которое обеспечивает доверительное и активное отношение к миру. В более старшем возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, развитый самоконтроль, нацеленность на успех и эмоциональный комфорт в семье и вне ее. С момента поступления ребенка в детский сад его эмоциональное развитие в большей степени, чем раньше, зависит от посторонних людей и опыта, который он получает вне дома.
Страхи ребенка отражают его восприятие окружающего мира, рамки которого для него значительно расширены. Большинство страхов связано с событиями в школе, семье и группе сверстников. Необъяснимые и воображаемые страхи ранних лет постепенно уступают место более осознанным опасениям, которых в повседневной жизни немало. Среди прочего, предметом страхов могут быть отношения со сверстниками.
Важно, чтобы ребенок, у которого развился страх, как можно скорее вернулся в детский сад. Иногда чрезмерное внимание к жалобам на физические недомогания может вызвать усиление этих симптомов. Возможно, иногда лучше «не замечать» плохого настроения ребенка и игнорировать его жалобы. Доброжелательно-настойчивый интерес к посещению детского сада в любом случае предпочтительнее жалости и стенаний.
Рассмотрение эмоционально-оценочных отношений позволяет ответить на вопросы: соответствует ли поведение детей в группе социальным нормам? Какие эмоции оно вызывает? Что им нравится или не нравится в своих сверстниках?
Основная функция эмоционально-оценочных отношений в детско-подростковой группе — осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. Эмоциональные предпочтения — симпатии, антипатии, дружеские привязанности и т.д. — выходят здесь на первый план. Они возникают довольно рано в онтогенезе, и формирование этого типа отношений обусловлено чисто внешними перцептивными моментами (например, ребенку нравятся кудрявые девочки), либо опосредовано оценкой взрослого или прошлым опытом общения с этим ребенком — негативным или позитивным.
Эмоционально-оценочные отношения являются регуляторами в ситуациях возможных конфликтов при распределении ролей в игре. Каждый ребенок, претендующий на значимую роль в игре, сталкивается с аналогичными стремлениями других детей. В этой ситуации могут спонтанно возникнуть первые проявления требований справедливости в отношениях — ориентация на норму приоритета в распределении престижных ролей, наград и отличий, которая, как предполагают дети, должна неукоснительно соблюдаться. Однако иногда притязания ребенка остаются нереализованными, и ему приходится довольствоваться незначительной ролью, не получать ожидаемого.
Эмоционально-оценочные установки проявляются в непосредственном взаимодействии детей, отражая их систему предпочтений. Личностно-значимые отношения представляют собой необходимые отношения, сложившиеся в совместной деятельности, которые реализуются в ней. При этом мотивом каждого участника таких отношений становится другой человек, тот, ради которого в конечном итоге осуществляется совместная деятельность. Возникая в реальном взаимодействии детей, эти отношения обладают определенной независимостью от непосредственных предпочтений ребенка. Более того, они оказывают значительное влияние на эмоционально-ценностные отношения, иногда меняя их знак на противоположный.
Гендерные различия детей дошкольного возраста
Почему же так важно в воспитании и обучении ребёнка раннего возраста ориентироваться на принадлежность к определённому полу? В психологии были проведены многочисленные исследования гендерных различий. Учёными были выявлены социально-психологические особенности, свойственные представителям противоположных полов:
- Левое полушарие мозга, отвечающее за словесно-логическое мышление, у девочек формируется раньше. У мальчиков же преобладает правое полушарие, поэтому в дошкольном возрасте главенствует образно-эмоциональная сфера.
- Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации.
- У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.
- Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики. Это заложено самой природой: чтобы воспроизвести потомство, самке нужно уметь приспосабливаться к окружающей среде. К подростковому возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно одинаковым.
- У мальчиков чаще встречаются отклонения от нормы, как в отрицательную, так и в положительную сторону. Это также обусловлено разными биологическими задачами. Женщина предназначена для того, чтобы сохранить и передать потомкам накопленный опыт. На мужчинах природа приспосабливается к изменяющимся условиям, пробует новые функции, не всегда удачно. Поэтому среди мужчин чаще встречаются гениальные и психически больные люди.
- Девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики. Они начинают ходить на 2-3 месяца раньше мальчиков, на 4-6 месяцев раньше начинают говорить. К школьному возрасту девочки опережают мальчиков примерно на год, а к возрасту полового созревания – на 2 года.
- У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихонько заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и травматизм среди мальчиков в 2 раза выше. В будущем у мужчин более развито пространственное восприятие, они лучше ориентируются.
- Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создаётся впечатление, что девочки более внимательны и работоспособны. Зато когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп.
- В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.
- Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.
Гендерные различия необходимо принимать во внимание, воспитывая и обучая детей дошкольного возраста.
Учет гендерных особенностей дошкольников в воспитательно-образовательном процессе
Если мы хотим воспитывать человека во всех отношениях, то мы должны понять его во всех отношениях.
К. Д. Ушинский
Когда мы говорим о мальчиках или девочках, мы — хотим этого или нет — постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Вопросы воспитания и развития детей разного пола в последнее время привлекают многих исследователей (Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева, Т. А. Репина, Т. Доронова и др.). Интерес этот обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать особенности пола ребенка, т. к. это биосоциокультурные характеристики. Период дошкольного детства — это то время, когда у ребенка раскрываются уникальные возможности, данные ему своим полом. В связи с этим по-новому видятся цели воспитания и обучения мальчиков и девочек. В этом аспекте мы говорим о гендерном воспитании детей.
Гендерный подход в образовании — это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что дает в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Конструирование педагогического процесса на основе индивидуально-дифференцированного подхода в условиях совместного воспитания девочек и мальчиков в детском саду является современной и очень актуальной задачей.
Актуальность её заключается в том, что содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что, по мнению исследователей (Т. В. Бендас, С. А. Марутян, Т. А. Репина) приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола. Мальчики лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, а девочки — терпимости, скромности, стремления к мирному разрешению конфликтов.[2, с.4]
Важность этого вопроса обусловлена еще и тем, что дошкольное учреждение, как социальный институт продолжает воспроизводить жесткие стандарты традиционной культуры в отношении женственности и мужественности, что в свою очередь не способствует проявлению индивидуальности воспитанников.
Кроме того, одной из проблем воспитания детей в ДОУ является преимущественно женское влияние на формирование гендерной идентичности детей разного пола. Стратегия, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек.[2, с.11]
Таким образом, в настоящее время существуют противоречия между:
— объективной потребностью общества в воспитании детей на основе гендерного подхода и практикой обучения и воспитания в ДОУ.
— необходимостью гендерного воспитания, начиная с дошкольного возраста, и недостаточной теоретической, практической, дидактической, методологической разработанностью условий гендерного воспитания дошкольников.
Актуальность выделенной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы концепции «Учет гендерных особенностей дошкольников в воспитательно-образовательном процессе».
При разработке этой темы я исходила из предположения о том, что эффективность процесса гендерного воспитания, возможно, будет обеспечиваться комплексом следующих педагогических условий:
1. Просвещение родителей в вопросах гендерного воспитания девочек и мальчиков.
2. Создание ситуаций выполнения гендерных ролей дошкольниками.
3. Организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное саморазвитие детей.
4. Учет воспитывающими взрослыми гендерных особенностей детей в педагогическом процессе.
По этой проблеме мною были изучены научно-методические пособия В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман «Мальчики и девочки: два разных мира», А. М. Щетининой и О. И. Ивановой «Полоролевое развитие детей 5–7 лет», Т.Дороновой «Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду», Н. А. Баранниковой «О мальчиках и девочках, а также их родителях», статьи в журнале «Дошкольное воспитание» № 6, 2009г. Н.Татаринцевой «О полоролевом воспитании мальчиков и девочек: технологический компонент», № 4,2008г. О.Нагель «О гендерном образовании дошкольников», статьи в журнале «Детский сад от А до Я«№ 1 2006г. и другие.
В изученной литературе понятие «гендер» интерпретируется, как социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Выше перечисленные авторы рассматривают идеи гендерного воспитания с разных позиций, а именно:
а) с позиции особенностей функциональной организации мозга (В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман);
б) с позиции межгруппового взаимодействия детей (А. М. Щетинина, О. И. Иванова);
в) с позиции полоролевого воспитания и социализации детей (А. М. Щетинина, О. И. Иванова).
Все они не противоречат друг другу, так как одно и то же явление рассматривается в ракурсе психологии, нейрофизиологии, педагогики и социологии. Но все же ученые разграничивают понятия гендерного и полоролевого воспитания. В чем их отличие? Гендерный подход в отличие полоролевого не является жестко регламентирующим схему поведения и взаимодействия с людьми, главное в нем — учет интересов личности и смягчение различий между полами.
Основное влияние на становление моей авторской идеи сыграли исследования Т. П. Хризман и В. Д. Еремеевой. Авторы выдвинули гипотезу о том, что ведущую роль в развитии механизмов социализации половых ролей играют высшие системы мозга, имеющие разную морфофункциональную организацию и обеспечивающие склонность к развитию у ребенка под влиянием воспитания своих поведенческих схем.
Проблематика гендерных различий является интересной областью для изучения. В психологической литературе накоплена информация о возрастных особенностях, обучаемости, преимущественных способах умственной деятельности, особенностях поведения, общения, выбора социальных ролей, потенциала развития детей разных полов.
Так, мальчики и девочки по-разному играют и общаются, утверждают свою индивидуальность и проявляют свою агрессивность, сочувствуют и заботятся, решают новые задачи, имеют разные стартовые возможности физиологической зрелости и готовности к школьному обучению. Интересные результаты получены учеными в ходе исследования социально-психологических особенностей полов.
Поскольку существуют объективные половые различия, то и подходы к воспитанию детей разного пола должны быть различными.
В настоящее время я работаю с детьми четвертого года жизни. Вопрос гендерного воспитания детей встал для меня очень остро в связи с тем, что в составе моей группы преобладают мальчики. У меня возникало много трудностей в организации детей в разных видах деятельности и в общении с ними.
В научно-популярной литературе при характеристике младшего дошкольного возраста существует несколько образных определений, отражающих специфические особенности детей трех-четырех лет. Так, например, одни ученые называют этот возраст «нежным».
Вместе с тем, именно в этом возрасте при общении с детьми начинают проявляться проблемы: дети не слушаются взрослых, не могут себя самостоятельно занять, не умеют выражать отрицательные эмоции в приемлемой для окружающих форме. В это время у детей все еще проявляется кризис трех лет, который характеризуется негативизмом, упрямством, строптивостью, своеволием, обесцениванием взрослых и т. д.
Но самым главным является то, что к трем годам дети начинают отчетливо различать и признавать свои гендерные особенности: я — мальчик, я — девочка. По мнению ученых гендерное самосознание ребенка этого возраста включает:
— Внешность.
— Имя.
— Образ «Я» (в настоящем и будущем).
— Установки (социума и свои).
— Роли (социума и свои).
В этом возрасте у детей закрепляется половое самосознание, дети различают людей по полу, опираясь на внешние признаки. [2, с.18]
Многие специалисты полагают, что младшие дошкольники внутренне мотивированы к приобретению ценностей, интересов и моделей поведения, соответствующих их полу, например, мальчики играют в машинки и не плачут, девочки играют куклами и любят наряжаться.[2, с.19]
Но представления детей 3–4 лет о собственной гендерной принадлежности еще не стойки. Например, если музыкальный руководитель приглашает выйти на танец девочек, то обязательно несколько мальчиков выйдут тоже.
Очевидно, что содержание гендерного сознания детей в возрасте 3–4 лет весьма ограничено, но является достаточным для того, чтобы включать в процесс воспитания детей задачи, связанные с формированием гендерной идентичности.
Эти задачи частично отражены в программе «Детство» в блоке социально-нравственного воспитания, а именно:
— Освоение детьми разных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности; проявление вежливости и сопереживания во взаимоотношениях.
— Побуждение детей к самостоятельности, активности, проявлению доброты.
— Воспитание самостоятельности в самообслуживании.
— Содействие развертыванию детьми ролевого диалога и поведения в играх.
— Формирование представлений о людях, об особенностях их внешнего вида, половых различиях.
Как видно из этого перечня, задачи касаются в основном осознания внешних различий мальчиков и девочек и формирования нравственных норм поведения в общении, игре, бытовой деятельности.
В результате специальных исследований учеными было установлено, что в этом возрасте гендерная идентичность особенно интенсивно формируется в игровой и изобразительной деятельности. [2, с.18]
Именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Поэтому создание игровой среды и подбор игрового оборудования с учетом гендерных особенностей детей является важным условием реализации гендерного подхода в воспитании детей.
Организуя игровое пространство, я обращаю внимание:
а) на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
б) на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины — матери;
в) на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр — путешествий, в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения;
г) на наличие атрибутов, обозначающих ролевые позиции в игре.
Известно, что мальчики любят бегать во время игр, кричать, играть в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра помогает им разрядить скопившуюся энергию, то причин для порицания будет меньше. Просто я стараюсь создать соответствующие условия для игры, освободить как можно больше места в группе, при этом слежу, чтобы в игре не было проявления агрессии, учу игровым приемам и мирному разрешению конфликтов.
Для игр девочек требуется небольшое пространство. Организуя среду, я учитываю эту особенность. В группе подобрано много мелких игрушек, достаточное количество колясок, кукол и прочей атрибутики, создан уголок кухни.
Стратегии обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, как я уже выше сказала, чаще всего рассчитаны на девочек. Педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которым сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми. Поэтому, общаясь с мальчиками, я руководствовалась лишь представлениями о том, что если это мальчики, то, следовательно, они является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются травмирующему воздействию.
Зная гендерные различия, можно сконструировать процесс взаимодействия, способствующий раскрытию потенциальных возможностей детей и их индивидуальных особенностей.
Таблица 1
Гендерные отличия мальчиков и девочек
Девочки | Мальчики |
· Первые отвечают на вопросы воспитателя, стараются, чтобы ответ был полным · При ответе на вопрос воспитателя смотрят ему в глаза, ждут эмоциональную реакцию | · Не спешат с ответом на вопрос педагога, тщательно обдумывают, что ответить · Речь развита хуже, чем у девочек, требуется больше времени, чтобы подобрать нужные слова |
· Лучше развит слуховой канал | · Плохо воспринимают объяснение на слух, нужно визуальное подкрепление |
· Лучше развита мелкая моторика | · Кисть руки в развитии отстает на 1,5 года от кисти девочек |
· Чувствительны к интонации, форме оценки, её публичности. Нравится, когда ими восхищаются в присутствии других людей, родителей | · Значимо указание на то, что он добился результата (научился здороваться, чистить зубы). Тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности и, получив удовлетворение и радость, они готовы повторять одно и то же, что позволяет им утвердиться в этих достижениях |
· Играют в тихие игры на семейно-бытовые темы | · Любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии, а создает положительный эмоциональный фон · Любят шумные игры |
· Превосходят в вербальных способностях | · Сильнее в визуально-пространственных способностях |
· Развито слуховое восприятие | · Развито зрительное восприятие |
· Более внушаемы | · Самооценка более устойчива |
· Лучше справляются с простыми. Рутинными задачами | · Выше математические способности |
· Большое влияние наследственности | · Большое влияние социальной среды |
· Эмоциональны, обидчивы, самолюбивы | · Эмоциональны, как девочки, но стремятся скрыть свои эмоции |
· Опираясь на ближайшее зрение, девочки раскладывают перед собой свои богатства, им достаточно маленького пространства В играх проявляют инстинкт материнства | · Опираются на дальнее зрение, бегают друг за другом, бросают предметы, стреляют в цель, используют все окружающее пространство. Если горизонтальной площади мало, то осваивают вертикальную (лезут на шкафы и т. д.) |
· В рисовании используют яркие цвета, рисуют существительные, принцесс, цветы | · В рисунках темные цвета, рисуют глаголы |
· Самостоятельны в проявлении навыков самообслуживания | · Проявляют беспомощность в простых житейских делах, в самообслуживании |
· Интересен человек и его внутренний мир | · Предпочитают точные науки, интересуют вопросы, выходящие за рамки окружающей действительности |
· Девочки в играх объединятся в небольшие группы. В этих группах меньше агрессивности, больше взаимности, разговоры доверительные | · Игровые объединения большие |
· Хорошо адаптируются в новой обстановке | · Хуже адаптируются в новой обстановке, в школе |
· Более приемлема взаимозависимость. Они обретают собственную индивидуальность в общении с другими. | · Стремятся к независимости. Проявляют свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя, от матери |
· Лучше выполняют типовые задания, по шаблону. Тщательная проработка деталей на высоком уровне. Легче усваивают правила и алгоритмы, любят задания на повторение | · Лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи. Труднее выполняют многоэтапные задания, не терпят однообразия, не сидят на месте, но любят задания на сообразительность. |
· После начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности | · Пик работоспособности приходится на конец занятия |
Проанализировав эти отличия, я разработала алгоритм взаимодействия с девочками и мальчиками, который позволит избежать многих ошибок в воспитании детей.
Таблица 2
Алгоритм взаимодействия воспитателя с детьми с учетом гендерных особенностей
Гендерные особенности детей | Способы и приемы взаимодействия взрослого с детьми |
Девочки | |
· Быстро схватывают новую информацию, но плохо соотносят с имеющимися знаниями | · Материал выдавать медленно и размеренно, повторение типовых заданий |
· Развито слуховое восприятие | · Подбирать приемы с ориентацией на слуховой канал восприятия, наглядность не важна |
· Чувствительны к интонации, к эмоциональным реакциям педагога, нравится, когда ими восхищаются | · Речь педагога эмоционально окрашена, похвалить в присутствии других людей, родителей |
· Выполняют задания лучше в смешанной по полу группе | · Предлагать групповые формы деятельности, совместные игры, труд |
· Игры рассчитаны на ближнее зрение, любят играть мелкими предметами | · Сделать мини-уголки для игр, обсудить расстановку мебели в кукольном уголке |
· Первыми отвечают на вопрос педагога, стараются, чтобы ответ был полным, смотрят в глаза педагога в ожидании эмоциональной оценки. | · Смотреть девочке в глаза, дать оценку эмоционально окрашенную (молодец, умница и т. д.) |
· Мелкая моторика развита лучше | · Предлагать игры с мелкими предметами, рисование |
· Девочки быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, смотрят на педагога | · Предлагать в начале занятия более сложные задания |
· Лучше выполняют шаблонную работу, типовые задачи. | · Максимальные требования к аккуратности, тщательности, минимальные — к поиску и новаторству. |
Мальчики | |
· Лучше выполняют работу в одиночку | · Предлагать индивидуальные задания |
· Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени | · Можно ставить временные рамки для выполнения задания |
· Лучше развито зрительное восприятие, плохо воспринимают объяснение на слух | · Подбирать приемы с ориентацией на визуальный канал восприятия |
· Мало реагируют на интонацию и модуляцию голоса. Пик напряжения в первые минуты, затем отключает слуховой канал и информация не доходит до его сознания | · Говорить спокойно, нельзя долго ругать, нагнетая эмоции |
· Любят осваивать все пространство, игры рассчитаны на дальнее зрение | · Предоставить пространство для игр, игровое оборудование для лазания в горизонтальной и вертикальной плоскости |
· Каждый хочет быть лидером | · Создавать ситуации соревновательности, где каждый смог бы стать лидером, победителем |
· Когда педагог спрашивает о чем-то, то не спешат с ответом, тщательно его обдумывают, в глаза не смотрят, могут ходить по группе | · Не торопить с ответом, не требовать дословного пересказа, чтобы мальчик смотрел в глаза. |
· Кисть руки в развитии отстает на 1,5 года | · Испытывает трудности в изодеятельности, самообслуживании |
· Эмоциональны, как девочки, но скрывают свои эмоции | · Позволить проявлять свои эмоции, свои чувства, не сдерживать (Мальчики не плачут) |
· Важна оценка действий | · Хвалить за какое-то дело (молодец, ты научился завязывать шнурки и т. д.) |
· Пик работоспособности в конце занятия, долго раскачиваются, на педагога не смотрят | · В начале занятия предлагать простые задания, с последующим усложнением, поискового характера. |
· Лучше выполняют поисковую деятельность, могут предложить нестандартное решение, требования к качеству, тщательности, аккуратности её исполнения невелики | · Предлагать выдвинуть идею, придумать что-то. Не давать готовых ответов |
Учет гендерных особенностей детей позволяет мне создать положительный психологический климат во взаимодействии в системе ребенок-ребенок, ребенок-взрослый. Мальчики становятся более гармоничными, развивается их эмоциональная сфера. У детей сглаживаются проявления кризиса трех лет, развиваются умственные способности, социальные навыки.
Проведенная работа не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду её многоплановости. Дальнейшее изучение проблемы может быть продолжено по следующим направлениям:
— Особенности гендерного воспитания на разных этапах дошкольного детства.
— Особенности гендерного воспитания детей в разных видах деятельности.
Мальчики и девочки — это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, неправильно на них реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа.
Литература:
1. Баранникова, Н. А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Метод.пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 с.
2. Доронова, Т. Н. Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка-Пресс, 2009. — 224 с.
3. Еремеева, В.Д., Хризман, Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 184 с.
4. Коломийченко, Л. В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста// Детский сад от А до Я № 1 2006.
5. Нагель О. О гендерном образовании дошкольников //Дошкольное воспитание. — № 6 2009.
6. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации дошкольников//Детский сад от А до Я. — № 1 2006.
7. Татаринцева, Н. О полоролевом воспитании мальчиков и девочек: технологический компонент //Дошкольное воспитание.- № 4 2008.
8. Чекалина, А. А. Что такое гендер? //Детский сад от А до Я. — № 1 2006.
9. Щетинина А. М., Иванова О. И. Полоролевое развитие детей 5–7 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.
Семья – основа гендерного воспитания
Принятие гендерной роли происходит в дошкольном возрасте:
- Двух-трёхлетний малыш начинает осознавать, мальчик он или девочка, и старается вести себя в соответствии с полом. Кроме того, дети могут точно определить пол окружающих людей, в первую очередь, смотря на одежду и причёску.
- В возрасте от 4 до 7 лет закладывается устойчивость гендера. ребёнок осознаёт, что это – величина стабильная и не изменяется под влиянием ситуации или по желанию. Девочка вырастает в женщину, а мальчик – в мужчину.
Психологи и педагоги подчёркивают, что развитие гендерной устойчивости происходит под влиянием социокультурных норм. Гендерные роли осваиваются ребёнком на основе родительского примера. Мать в семье выступает образцом женственности, мягкости, красоты. Отец – образцом силы, заботы, мужественности.
Дети дошкольного возраста во многом копируют черты, свойственные родителям своего пола, хотят быть похожими на них. Отношение к противоположному полу также складывается под влиянием семьи. Мальчики, вырастая, стремятся найти жену, похожую на маму, а девочки ищут в муже сходство с отцом.
Отношения, сложившиеся между матерью и отцом, очень значимы для формирования гендерных установок детей. Задача родителей – быть личным примером, проявлять заботу, любовь, уважение и доверие друг к другу. Тогда и дети впитают это как норму супружеских отношений и будут стремиться создать крепкую и счастливую семью.
Введение
Формирование личности человека нельзя рассматривать в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которую он включен. Характер межличностных отношений в любом сообществе остаточно сложен. В них проявляются как чисто индивидуальные качества человека — его эмоционально-волевые свойства, интеллектуальные способности, так и усвоенные человеком нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая воспринятое в нем обществу.
Именно деятельность человека, его поступки являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих сообществ — в детском саду, в классе — человек проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различных видов связей и отношений. В детских и подростковых группах формируются межличностные отношения, отражающие взаимоотношения участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою уникальную историю, на разных возрастных этапах существуют общие закономерности их формирования и развития.
Любая группа на любом возрастном этапе характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности ребенка на определенном возрастном этапе на основе конкретно-исторической системы его отношений к социальной действительности.
Понятие социальной ситуации развития может быть применено и к характеристике детского коллектива. Это, прежде всего, объективные условия существования данной группы, определяемые исторической эпохой, культурой и т.д.
Другим компонентом социальной ситуации развития детской группы является ее объективный социальный статус, определяемый, прежде всего, положением детства как социально-возрастной группы в структуре общества.
Помимо объективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, то есть отношением членов детской группы к данным объективным условиям, статусу, их готовностью принять эту позицию и действовать в соответствии с ней.
Анализ социальной ситуации развития позволяет выявить содержание межличностных отношений в детских группах. В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отношения между сверстниками.
Эмоционально-оценочные отношения проявляются в непосредственном взаимодействии детей, отражая их систему предпочтений. Знание этих отношений позволяет ответить на многие вопросы, связанные с поведением ребенка. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения — симпатии, антипатии, предпочтения дружбы и т.д.
Воспитываем настоящую женщину: рекомендации родителям
- Девочки больше нуждаются в заботе, в отличие от мальчиков. Забота, понимание, уважение – вот что необходимо девочке, чтобы почувствовать, что её любят.
- Для девочки важно, чтобы между ней и матерью сложились доверительные, искренние отношения.
- Также необходимо девочке внимание отца. Следует показывать девочке, что она существо другого пола, достойна внимания, уважения, любви.
- Для девочки нужны регулярные беседы с матерью наедине, по душам. Этим она почувствует свою принадлежность к женскому миру, его отличие от мужского.
- Мать должна привлекать дочку к женским домашним делами, передавая ей секреты ведения хозяйства.
- Девочки очень чувствительны как к критике, так и к похвале. Почаще хвалите девочку, восхищайтесь ею.
- Девочки уже в раннем детстве проявляют «инстинкт материнства», который проявляется в интересе к малышам, играх. Им важно обеспечить игровую среду, в которой они могли бы осваивать чисто женские занятия: куклы, наборы посуды, игрушечной мебели.
- У девочек важно развивать крупную моторику. Хорошо подойдут для этого подвижные игры, игры с мячом, танцы. А также спортивные кружки для девочек: балет, спортивная акробатика.
- Основное внимание девочек направлено на человека, взаимоотношения между людьми. С возрастом этот интерес становится глубже, они интересуются внутренним миром человека, его эмоциями и чувствами.
Список литературы
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — Москва: Просвещение, 1995.
- Бодалева А.А. Формирование представлений о другом человеке как о личности. — М., 2002.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений. — Москва: Просвещение, 1984.
- «Дошкольная педагогика». Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина.
- Еженедельник «Школьный психолог» № 22/2000 6.
- Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. — М.: Просвещение, 1985.
- Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1991.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., Педагогика, 1986.
- Мухина В.С. Возрастная психология. — М.,1999.
- Особенности самоконтроля у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста. — М., 1994. 11. Развитие общения у дошкольников / Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. — М. 1964.
- Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. — М.: Издательский , 2000.
- Смирнова Е.О. Формирование межличностных отношений в раннем онтогенезе. // Вопросы психологии. 1994.- № 6. С. 5-15.
- Галигузова Л.Н. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. — Издательство «Модек», 2001. 15.
- Межличностные отношения детей дошкольного возраста. Диагностика. Проблемы. Коррекция. — М.: Владос, 2005.
- Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Агрессивные дети. Дошкольное воспитание № 4, 2003. Просвещение», Москва, 1978.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебник для студентов специальных учебных заведений. — М.: «Академия», 1996. — 336с.
- Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.
Воспитываем настоящего мужчину: советы родителям
- Для мальчиков очень важно доверие. Проявляя доверие к сыну, родители демонстрируют таким образом свою уверенность в нём, уважение его достоинств. Для мальчиков это очень важно и расценивается как проявление любви.
- В воспитании мальчиков очень важен личный пример и личность отца. Он должен привлекать сына к чисто мужским занятиям: спорт (футболу, хоккею, карате), мужская работа по дому. Даже если ребёнок воспитывается без отца, необходимо найти мужчину, который бы уделял внимание воспитанию мальчика: дедушку, дядю, спортивного тренера.
- Мальчикам необходима дополнительная мотивация: меньше запретов, больше поощрений.
- Необходимо уделять большое внимание режиму и дисциплине мальчиков, это помогает им формировать чувство ответственности.
- Не следует ограничивать свободу в проявлении естественной эмоциональности мальчиков. Например, не стоит ругать за слезы, говоря, что «мужчины не плачут». Существует мнение, что психика мальчиков более ранима и неустойчива.
- Для повышения самооценки, эмоциональной устойчивости мальчика важен физический, тактильный контакт с родителями.
- Важно прививать мальчику навыки самообслуживания.
- Мальчикам нужно развивать мелкую моторику, для этого хорошо подойдут различные пазлы, конструкторы, рисование, легкие фокусы, научные эксперименты. У них должны быть наборы для сюжетно-ролевых игр: солдатики, машинки, железная дорога. Нормально и то, если мальчик использует в играх кукол.
Воспитывая ребёнка, родителям важно знать и учитывать отличительные особенности мальчиков и девочек. Но прежде всего любому ребёнку необходима родительская любовь, безусловное принятие и уважение. Это поможет ему наиболее полно раскрыть заложенный природой потенциал и вырасти настоящим Человеком.
Педагог-психолог Данилова Татьяна Александровна