Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет
Развитие коммуникативных способностей со сверстниками у детей 5–6 лет посредством игры-драматизации
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ
ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ Зазерная Дарья Игоревна Студент Новосибирского педагогического колледжа№1 им.А.С.Макаренко г.Новосибирска Научный руководитель:Фомина Татьяна Сергеевна Игра в дошкольном возрасте.
Драматизация сказки «Теремок на новый лад» с участием детей подготовительной группы Цель: Развивать творческие способности детей через участие в театрализованной деятельности. Задачи: 1.Приобщать к театрализованному искусству; научить понимать разные образы героев и учить двигаться с характером музыки, выполняя элементы танцев. 2.Развивать умение детей.
Публикация «Сказка-драматизация для детей старшего дошкольного возраста «Осень в. » «ОСЕНЬ В ЛЕСУ» Сказка-драматизация для детей старшего дошкольного возраста Автор: Кулешова Т.Ю. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 117»г.Рязань Действующие лица: Осень Еж Белка Барсук Заяц Осень идет и поет: Меня все звери знают И Осенью зовут. И вслед за летом красным Моих.
Драматизация башкирской сказки «Как медведь подружился с пчелами» с детьми подготовительной группы Цель: Прививать любовь и интерес к башкирской народной сказке. Задачи: Образовательные: Расширять знания детей о башкирских народных сказках, пересказывать их, опираясь на иллюстрации, называть героев сказок, драматизировать их через разные виды театра. Формировать представления.
Конспект занятия по развитию речи с элементами драматизации сказки «Три медведя» для старшего дошкольного возраста Развитие речи с элементами драматизации сказки «Три медведя», в подготовительной группе. Цель: Формирование умения проводить элементарную инсценировку уже знакомой сказки, точно воспроизводить реплики героев. Задачи: 1.Учить детей имитировать характерные действия персонажей.
Статья «Дифференцированный подход к развитию игры-драматизации у мальчиков и. » Развитие ребенка дошкольного возраста происходит только в деятельности, поэтому ФГОС ДО провозглашает деятельностный подход как один из ведущих и определяющих стратегию дошкольного образования на современном этапе. Основой данной стратегии является «поддержка инициативы детей в.
Игра-драматизация как средство развития рефлексии у детей старшего дошкольного возраста “Игра – драматизация как средство развития рефлексии у детей старшего дошкольного возраста” Проблема развития рефлексии человека является одной из сложных, многогранных и до настоящего времени не получивших достаточно полного и всестороннего освещения. Анализ рефлексии.
Игры-драматизации как средство развития гуманных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста Одной из задач современности является повышение уровня нравственности и гуманизации отношений в обществе. Реализация данной задачи приводит к необходимости совершенствования нравственного воспитания на всех ступенях образования.[38] Как полагают Р. С. Буре, С. А. Козлова, А. В.
Сценарий драматизации сказки «Сказка о деревьях» для подготовительной группы Цель: создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности; развивать способность, свободно и раскрепощено держатся при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации. Задачи: Воспитывать у детей.
Источник
Для чего нужна драматизация сказки в детском саду
Трудно переоценить важность театрализованной деятельности в учреждении ДОУ. В процессе разучивания и показа постановки происходит воспитание ребенка, нравственное и физическое. В детский сад ребята приходят, чтобы влиться в социум, они должны учиться выступать на публике, запоминать текст, вовлекаться в игровой или трудовой процесс. Задача воспитателя — провести интересную игру, вставив в нее познавательный элемент и вызвать интерес у юных актеров. Драматизация сказки в подготовительной группе помогает показать детям, как можно и как нельзя вести себя в различных ситуациях.
Утренник в детском саду
Важно! Постановки в детском саду выполняются в соответствие с ФГОС, по одобренной программе. Можно выбрать всем известные сказки, такие, как «Муха-цокотуха» или «Красная шапочка» или проявить фантазию и устроить необычную постановку.
Познакомить дошкольника с национальной культурой проще всего через русское народное творчество. В возрасте до 5 лет дети впитывают мудрость и красоту сказок как губка, все пропускают через себя, и впервые задумываются над тем, что такое хорошо и что такое плохо.
Другая, не мене важная цель — эстетическое воспитание. Инсценирование русских народных произведений позволяет:
Дети из младшей группы могут подготовить сказку и сыграть ее по ролям. Для этого отлично подойдет новогодний или осенний утренник. Также можно подготовить сказку к празднику для мам и к осеннему празднику. В целом за год возможна подготовка 3-5 драматизаций.
Обратите внимание! Постановка не должна продолжиться дольше 15 минут. Дети, которые ходят в садик, еще не готовы к продолжительным выступлениям. Драматизация — это в первую очередь игра, а значит, воспитанники сада могут смеяться, танцевать и весело болтать друг с другом.
Организация театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы
Ольга Сандул
Организация театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы
Театр — это волшебный мир.
Он даёт уроки красоты, морали, и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей.
Б М. Теплов.
Цель: формирование художественного творчества и развитие связной речи у детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
— учить выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску;
— учить детей сочетать движения и речь, анализировать проигранную ситуацию;
— развивать связную речь, пантомимические навыки, моторику рук, фантазию, воображение, художественный вкус, творческие и актерские способности, умение импровизировать, способность проявлять себя в ситуации свободного выбора, активизация словаря
— формировать активную позицию (желание брать на себя роль, понимание необходимости добрых отношений между людьми, героями сказок;
-способствовать формированию у детей готовности противостоять злу;
-воспитывать любовь к театральному искусству.
Форма организации: групповая (работа в малых группах, индивидуальная, работа в паре.
Дифференцированный и индивидуальный подход,с помощью разнообразных приемов:
— выбор детьми роли по желанию;
— назначение на главные роли застенчивых детей;
— распределение ролей по карточкам
— проигрывание ролей в парах.
— равномерное вовлечение в деятельность всех детей.
В дошкольном детстве ведущим, самым доступным и понятным видом детской деятельности является игра. В игре ребёнок развивается, познаёт окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы своих партнёров по игре, происходит речевое развитие ребёнка. Самым популярным и увлекательным направлением игровой деятельности дошкольников является театрализованная деятельность.
Из своего опыта я увидела, что дети очень любят играть в «театр«. А именно сюжетом которых служат хорошо известные сказки. Причём в одних случаях дети сами изображают персонажей сказок, в других — персонажами становятся игрушки, куклы. Очень часто дети импровизируют и придумывают свои сказки. И конечно огромную роль в организации театрализованной деятельности играет сам педагог, который умело направляет данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только умел видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. владел основами режиссёрских умений. Именно это ведёт к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театральную деятельность детей.
В своей работе с детьми по театрализованной деятельностия использовала такие методы:
1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений, которые раскрывают перед детьми нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящее в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника. Детьми разыгрывались такие этические сказки и басни как «Стрекоза и муравей», «Две козы» и т. д.
2. Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания,например:
-покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова
-покажите как «мама» наряжает «папу» к празднику
-произнесите от лица «мамы» фразу «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передаёт позой, что в данный момент делает
3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например,»Конкурс хвастунов» объясняю, что выигрывает тот,кто лучше всех будет хвастаться, но не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю посмотреть внимательно на соседа, подумать какой он? Что он делает лучше всего? После того как все похвастались, мы побеседовали, кому что понравилось — хвастаться о соседе или слушать как о нём самом рассказывают.
4. Метод сказкотерапия использую для развития творческой инициативы, умения преодолеть детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, предложила послушать сказку страшилку «Белый рояль» и попросила нарисовать свой «страх», дети рисовали собак, змей, пауков т. д. Затем мы рвали на мелкие кусочки и клали в воздушный шарик, опустив его на улицу, тем самым мы преодолевали свои страхи.
5. Метод обратной связи или (рефлексия)
который направлен на отображение эмоционального отношения детей к произошедшему событию. Именно
театр, который приезжает в детский сад. После просмотра я предлагаю провести беседу, где дети рассказывают свои впечатления, отображают в своих рисунках более запомнившиеся события. Все эти методы можно использовать в разных режимных моментах как в первой половине дня — перед основной образовательной деятельности, перед обедом, перед прогулкой так и во второй половине дня. В сюжетно ролевой игре «Идём в театр» дети с удовольствием изготавливают афиши, пригласительные билеты.
Театрализованная деятельностьсохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры:
• роль
• игровые действия
• игровое употребление предметов
• реальные отношения
Увлечь детей искусством, научить и понимать прекрасное — главная миссия воспитателя, музыкального руководителя. Именно искусство (театр)
побуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.
Дети подготовительной к школе группы интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов, гардероб, зрительный зал, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Дети также знакомятся с театральными профессиями (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.)
.
Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются их не нарушать, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогают специальные игры — беседы, викторины. Например, беседа «Правила поведения в зрительном зале». Знакомство с различными видами театра способствуют накоплению театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.
Игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи — куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои поступки. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный пальчиковый, с масками и др., придумывают и разыгрывают диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.
В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого, разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании произведения, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности.В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты — им хочется придумывать свои и для этого я придерживаюсь следующих условий:
• нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театральной игры
• знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла
• давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании
• проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.
Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники проводят сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая жестом, мимикой.Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывков, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
В своей работе по организации театрализованной деятельности я учитывала формы организации театрализованной деятельности,которые включают в себя:
• театральные игры (на снятие эмоционального напряжения «Назови ласково соседа», «Скажи комплемент» и др.
• музей кукол
• театрализованная игра на праздниках,развлечениях
• театральные игры в повседневной жизни
• мини-игры на музыкальных занятиях
• театр в детском саду
• посещение детьми театров совместно с родителями (беседа)
• самостоятельная художественная деятельность
• совместная театральная деятельность взрослых и детей
Накапливая свой опыт, я также учитывала психолого-педагогические рекомендации (Ермолаева М. В.)
1. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формирует все стороны личности ребёнка, воображение, обогащают интересы и личный опыт ребёнка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.
2. Театральные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные, воспитательные задачи, выступать как средство психических процессов ребёнка, чувств, познания окружающего мира.
3. Подходить к организации с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, а у импульсивных — умение считаться с мнением коллектива.
В своей образовательной деятельности я использовала такую театральную технику,как: вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма способствует раскрепощению ребёнка, создаёт атмосферу свободы и игр.
С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности, давать от лица куклы адекватную оценку деятельности ребёнка без риска вызвать обиду или сопротивление.
Огромную роль в организации театральной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Первые театральные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее использует небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнёром в игре и предлагает ребёнку проявить инициативу в её организации. Таким образом,решаются следующие задачи:
• развитие творческих способностей и творческой самостоятельности
• воспитание интереса к различным видам творческой деятельности
• овладение импровизационными умениями
• развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности
• совершенствование познавательных процессов.
Театрализованная деятельность может включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную деятельность. В моём опыте с детьми много время отводится на подготовку к праздникам,развлечениям: как разыграть сценку, как с выражением прочитать стихотворение и пр. И в этом случае важную роль играют дети, где они становятся «актёрами» для своих родителей. В своей работе по организации театральной деятельности применяю:
• игры — драматизации, где дети исполняют роль «артиста»,самостоятельно создают образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей. Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов)
без предварительной
подготовки.
• режиссёрские игры «артистами» являются игрушки или их заменители, а ребёнок организует деятельность, управляет ими, «озвучивает» героев и комментируя сюжет он использует разные средства вербальной выразительности.
Таким образом, организация по театральной деятельности позволяет формировать опыт социальных навыков благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность (дружба, доброта, смелость)
. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир умом и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания.
Организуя театрализованную деятельность, я заметила, что дети решают многие проблемные ситуации, опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать неуверенность в себе, застенчивость.
Позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь.
В группе где я работаю есть театральный уголок с разными видами театра — все условия для создания развития творческих способностей детей. Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников.
Ежедневной традицией является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями, которые могут стать основой для последующих драматизаций. В процессе театральной деятельности я предлагаю поиграть в подвижные игры. В процессе игры дети могут показывать повадки животных (по сказке «Теремок» дети охотно изображают животных голосом, движением)
.
Приобретённый во время игры опыт, ребята успешно используют в самостоятельной деятельности. Организуя жизнь детей в группе, эффективно используется весь комплекс методов и приёмов (наглядные, словесные, практические)
.
Я считаю, что к театральной деятельности детей в группе нужно обязательно привлекать родителей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Совместно с родителями можно изготовить декорации, атрибуты, маски, шумовые музыкальные инструменты. В уголках для родителей есть консультации по театральной деятельности; привлечение к участию в досугах и развлечениях. Считаю, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример — важнейшее условие обеспечения успешности организуемой работы.
Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможны при тесном сотрудничестве (педагогов, детей, родителей)
. В дальнейшей работе по
организации театральной деятельности я буду продолжать обучать детей приёмами манипуляции в кукольных театрах различных видов: совершенствовать артистические навыки в плане переживания и воплощения образа, а также исполнительские умения; будем знакомиться с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.); обогащать их театральный опыт знаниями о театре, театральных профессий.
В качестве результатов работы по организации театральной деятельности детей в группеможно назвать следующие: дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления открыто и честно. Ребёнок умеющий создавать образ на сцене; перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.
Для детей театр-это игра, для родителей — праздник, для педагогов — работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником.
Список литературы:
1. Мигунова Е. В. «Театральная педагогика в детском саду»
, 2009 год.
2. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду»
, 2008 год.
3. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду»
, 2006 год.
4. Мигунова Е. В. «Организация театрализованной деятельности в детском саду», 2006 год.