«Найди опасные предметы»
Игра формирует и закрепляет представления о бытовых предметах, несущих опасность для здоровья и жизни. Детсадовцы учатся выявлять опасные вещи, правильно ими пользоваться.
Игра расширяет словарный запас, развивает речевые навыки и логическое мышление, воспитывает основы правильного поведения дома.
Для занятия необходимо вырезать из бумаги большой цветок, на каждом из лепестков которого изображен опасный бытовой случай (порезался, отравился, обжегся пламенем и прочие). Еще нужно подготовить бумажные кружки, изображающие вещи, соответствующие опасным случаям (нож, химикат, включенная газовая плита и прочие).
Воспитатель раскладывает кружки, просит воспитанников правильно положить их на лепестки, объяснить выбор, рассказать, чем опасна выбранная вещь.
Дидактическая игра «Назови одним словом»
Играть можно с одним ребенком или группой воспитанников. Обучающее занятие подходит для дошкольников 5 лет и старше, можно его применять и в первом классе школы.
Цель дидактической игры «Назови одним словом» – закрепление навыка классификации объектов.
Задачи:
- формирование навыка классификации объектов окружающего мира;
- расширение индивидуального словаря сразу по нескольким темам;
- обучение умению размышлять, объяснять, объединять;
- расширение кругозора, развитие любознательности, интереса к игровой форме обучения;
- улучшение зрительного и слухового восприятия, памяти, речевых навыков;
- развития умения концентрировать внимание, логически мыслить, соображать;
- воспитание усидчивости, правильного поведения, умения продуктивно работать в коллективе.
«Найди одинаковые предметы»
Для занятия, развивающего концентрацию внимания, требуются карточки, изображающие несколько объектов, среди которых два и более одинаковых. Задача ребенка – отыскать одинаковые.
Варианты игры
Самый простой вариант занятия – педагог демонстрирует карточку, а воспитанник называет иллюстрированный предмет. Например: «Кто здесь нарисован?» – «Ворона», «Ласточка», «Синица», «Журавль», «Снегирь», «Кукушка» – «Назови нарисованное одним словом?» – «Птицы». Или: «Что здесь нарисовано?» – «Боровик», «Лисички», «Опята», «Подосиновик», «Волнушка», «Груздь» – «А вместе это?» – «Грибы».
Для дидактической игры «Назови 1 словом» можно составить карточки по следующим категориям:
- домашние питомцы;
- лесные звери;
- птицы нашего края;
- насекомые;
- речные рыбы;
- морские обитатели;
- фрукты;
- цветы;
- съедобные грибы;
- овощи;
- ягоды;
- деревья;
- транспорт;
- детские игрушки;
- кухонная посуда;
- мебель;
- пищевые продукты;
- спортивные аксессуары;
- школьные принадлежности;
- гардероб;
- музыкальные инструменты;
- бытовые инструменты.
Можно организовать командную игру. Пусть воспитанники разделятся на две группы. Педагог в произвольном порядке показывает группам игроков карточки. Дети должны перечислить объекты, дать им общее наименование. Побеждает команда, у которой больше правильных ответов.
Играя с карточками, можно объединять предметы не только по общим свойствам, но и по окраске, съедобности или несъедобности, живому или неживому состоянию.
Еще можно сделать увлекательную игру-пазлы. Для нее необходимо вырезать картинки такой формы, чтобы изображения одной категории совмещались в единое полотно. Задача игроков – правильно составить пазлы, назвать изображенные предметы и объединяющее их понятие.
Усложняем правила
Еще один вариант игры – это когда ведущий задает детям наводящие вопросы. Они могут касаться совершенно разных характеристик предметов:
- Что это?
- Какова форма предмета, его цвет, наполнение, запах, вкус?
- Для чего нужна эта вещь, пользуются ли им люди дома, на работе и с какой целью?
Также можно предоставить участникам некоторое количество предметов или их изображений и предложить им рассортировать их по некому признаку – цвет, форма, предназначение. Установив для сортировки временной барьер, ведущий сделает игру динамичнее и азартнее.