Наблюдение и анализ подвижной игры дошкольников.
- Наблюдение и анализ подвижной игры дошкольников.
Анализ проведения подвижной игры.
Количество детей: 25 детей.
Название игры: «Хитрая лиса»
Воспитатель (И.Ф.О): Игнатьева Наталья Сергеевна.
Дата: 07.08.2014 г.
Ход игры:
Д стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга, воспитатель обозначает дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель обходит за спинами детей круг и незаметно дотрагивается до одного из играющих. Тот, до кого дотронется воспитатель, становится хитрой лисой.
Воспитатель: Дети, а теперь я вам предлагаю открыть глаза и внимательно посмотреть друг на друга, выяснить, кто из вас хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь?
Дети: (хором три раза с небольшими промежутками спрашивает) «Хитрая лиса, где ты?», «Хитрая лиса, где ты?», «Хитрая лиса, где ты?»
При этом все внимательно смотрят друг на друга. Как только вопрос: «Хитрая лиса, где ты?» — будет произнесен в третий раз, играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает в середину круга, поднимает руку вверх и говорит ….
Играющий (Ваня): «Я здесь!»
Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит (дотрагивается рукой). Пойманного лиса отводит к себе в дом. После того как лиса поймает 2—3 детей…
Воспитатель: «В круг!»
Играющие образуют круг, игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз. Если лиса выдала себя чем-нибудь, воспитатель назначает другую лису. Выбирать лису может и кто-нибудь из играющих. Если лиса долго не может никого поймать, можно выбрать другого водящего. Если площадка очень большая, можно обозначить ее границы.
Вопросы к анализу | Анализ игровой деятельности |
Время начала игры | 11.00 |
Цели игры, их соответствие возрасту и подготовке детей | Развивать у детей выдержку и наблюдательность. Упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле. |
Количество играющих детей | Вся группа (25 человек) |
Кто является инициатором игры | Дети |
Создание интереса к игре у детей | Воспитатель проводит предварительную работу с детьми: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами и т.д.), просматривает видео-, кино- и диафильмы, проводит беседы. |
Объяснение новой игре воспитателем (повторение правил знакомой игры) | Воспитатель раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию. При объяснении игры воспитатель не должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Если правила игры им понятны, то она проходит весело и увлекательно. |
Понимание и принятие детьми правил игры, их выполнение, причины нарушения правил | Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста). |
Распределение ролей в игре | Водящего воспитатель может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выбрать водящего и попросить их затем объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; он может взять ведущую роль на себя или же выбрать того, кто желает быть водящим |
Уровень выполнения детьми движений в игре | Под доброжелательным, внимательным руководством воспитателя формируется творчески мыслящий ребенок, умеющий ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности, проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание. |
Уровень физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость) | Показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая свое понимание образа, самостоятельность в решение двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр, усложнению правил. Высшим проявлением творчества у детей является придумывание ими подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать. |
Выполнение этических норм поведения во время игры | Дети доброжелательны, отзывчивы, проявляют взаимопомощь по отношению к друг другу, сопереживают, если не получается что либо сделать, умеют договариваться, но и судят по справедливости. |
Присутствие отрицательных качеств | Некоторые желают быть первым, спорят между собой. |
Роль воспитателя | Воспитатель наблюдает за игрой детей, их поведением, помогает советами, часто принимает наблюдательную позицию, выбор ведущего осуществляется считалкой. |
Окончание игры, подведение итогов | После завершения игры воспитатель спокойным голосом объявляет окончание игры. Воспитатель отмечает, как положительные, так и отрицательные стороны игрового развития содержания игры, выделяет наиболее удачно отличившихся детей в действиях. |
Количество повторений, длительность игры | Повторение 3 раза, длительность 15 минут. |
Общие рекомендации по организации. Наблюдение осуществляется за свободной предметно-игровой деятельностью детей в соответствии с разработанными критериями (критерии соотносятся с пятью уровнями социального взаимодействия, представленными в исследованиях Г. Крайга). Наблюдаемые проявления отмечаются в листе-протоколе и оцениваются по балльной системе.
В результате по сумме баллов определяются следующие уровни социального взаимодействия детей в игровой деятельности.
Первый уровень — «Игра в одиночку». На этом уровне взаимодействие между сверстниками полностью отсутствует, дети не вступают в вербальный контакт, не проявляют взаимного интереса друг к другу. Эмоциональных реакций на действия «партнеров» по игре нет. Выбор игрушек и предметов для игры не зависит от того, во что играет сверстник, рядом находящийся (от 1 до 7 баллов).
Второй уровень — «Игра-наблюдение». Ребенок наблюдает за игрой товарища на расстоянии, испытывает интерес, но этим процесс заканчивается. Дети не вступают во взаимодействие, при этом интерес к сверстнику характеризуется устойчивостью (от 8 до 12 баллов).
Третий уровень — «Параллельная игра». Ребенок играет в непосредственной близости рядом с другим ребенком, берет такие же игрушки, старается подражать ему. Часто комментирует свои действия и партнера по игре, но взаимодействия еще не возникает (в норме игра «рядом» характерна для детей двухлетнего возраста). Дети не совершают совместных действий, хотя, повторяя игровые действия друг за другом, быстро «заражаются» эмоциональным состоянием «партнера» (от 13 до 18 баллов).
Четвертый уровень — «Ассоциативная игра». Дети в какой-то степени взаимодействуют: делятся игрушками, обмениваются, общаются — дают друг другу указания, но при этом у каждого из них свой сюжет, своя цель, свой алгоритм игры. Нет координации совместных действий и каждого в отдельности (от 19 до 24 баллов).
Пятый уровень — «Совместная игра». Дети во время такой игры заняты общим делом, существует элементарный сговор («Давай будем наливать кофеек», «Ты ставь сюда, а я вот сюда»). Многие действия совершаются вместе: катают вместе машинки, строят одно сооружение из кубиков, вместе играют с куклами — кормят их, укладывают спать (от 25 до 30 баллов).
Рекомендации к интерпретации результатов диагностики по определению типа взаимодействия и уровня взаимодействия в игровой деятельности.
Тип взаимодействия ребенка со сверстником, условно названный «субъектное взаимодействие», характеризуется прежде всего действиями по отношению к партнеру как субъекту. Субъектное отношение проявляется в активных действиях, адресованных товарищу как потенциальному партнеру по взаимодействию и направленных на получение ответной реакции. Действия детей по отношению друг к другу раскованны, сопровождаются яркими эмоциональными проявлениями, взаимодополняющие (дети будто «заражаются» действенными проявлениями друг друга). Свойственно заинтересованное общение (прокомментировать действие партнера, предложить сделать что-либо).
«Давай будем пить чай, — предлагает Даша (2 г. 8 мес.) Полине, протягивая игрушечную чашечку. — Ты бери ут эту, а я ут эту — мы пьем чай, а потом в домик пойдем».
Дети проявляют инициативность и высокий уровень социальной активности, стремление демонстрировать свою успешность и самостоятельность.
Воспитатель выставляет пластилин на подносе, Шура (2 г. 7 мес.) говорит: «Я сам дам деткам, я умею лепить. Я сам буду лепить». «Ты смотри на меня».
В игровом взаимодействии этот тип детей находится на уровне «ассоциативной игры», в процессе которой уже складывается взаимодействие (дети общаются, друг другу предлагают игрушки, оказывают элементарную помощь), но при этом у каждого из них своя игра, своя цель, нет координации своих действий. Можно предположить, что детям этого типа доступна и «совместная игра» (5 уровень), но перейти на этот уровень игры им не позволяет степень личностно-социального развития.
Егор П. (2 г. 6 мес.) — в большинстве случаев действия ребенка направлены на сверстника с целью вступить в общение или осуществить совместное игровое действие. Ребенок не избирателен, открыт, положительно настроен ко всем детям. Мальчик способен поддержать сверстника, но чаще сам инициирует взаимодействие. Так, он берет книжку, открывает ее перед Колей, спрашивая: «Будем читать? Это утенок. Кто это?» (Егор копирует взрослого.) Далее с теми же вопросами Егор П. обходит всех «доступных» сверстников, меняя персонажей в соответствии с иллюстрациями.
В ситуации «Мозаика» Егор сначала выкладывает мозаику в виде дорожки на своем игровом поле (партнером была малоактивная девочка Саша П. — 2 г. 6 мес), характеризуя дорожку: «Она будет длинная-длинная, большая-большая». Затем, увидев, что Саша не играет, а смотрит па него, предлагает ей фишки из своего кулачка: «На, на тебе, делай дорогу». Саша берет фишки, но не выкладывает, молча держит их в руках. Тогда Егор начинает выкладывать дорожку на ее игровом поле.
В ситуации «Машинки-каталки» Егор сначала просто катается на машине по диагонали групповой комнаты, рассказывая стихотворение, далее в качестве партнера выступает Даня 3. (2 г. 3 мес.) — ребенок, не проявляющий социальной активности, демонстрирующий только двигательные умения при положительных эмоциональных реакциях. Даня весело подпрыгивает на машинке, не обращая внимания на Егора. Егор, «заражаясь» его яркими радостными эмоциями, сначала, смеясь, «врезается» на машине в машину Дани (несколько минут), затем, нагрузив машину шариками из «сухого» бассейна, начинает предлагать шарики Дане: «Вези в кастрюлю» (имеются в виду шарики).
Ко второму типу могут быть отнесены дети, чье взаимодействие носит характер «объектного общения». Действия ребенка по отношению к сверстнику чаще напоминают исследовательский характер: изучаются качества партнера, больше как привлекательный предмет или игрушку (потрогать лицо, дернуть за волосы, толкнуть, укусить). Действия детей отличаются бесцеремонностью и безразличием к тому, что чувствует сверстник (физический дискомфорт, болевые ощущения). Всякого рода сопротивление или отрицательная эмоциональная реакция партнера очень расстраивает инициатора взаимодействия: ребенок может усугубить агрессивные действия, добиваясь своего, или же испугаться, уйти, заплакать. Подобные акты взаимодействия кратковременные, но достаточно частые — объектами такого типа общения становятся одни и те же дети. Дети, составляющие группу этого типа, характеризуются высоким уровнем интереса к сверстнику, стремлением к общению, инициативностью во взаимодействии, но при этом они не восприимчивы к эмоциональному состоянию партнера и, как правило, не реагируют на него. Этим детям свойственен уровень «параллельной игры» — игра в непосредственной близости от партнера, основанная на подражании. Ребенок берет такие же игрушки, комментирует действия свои и партнера; часто требует, чтобы сверстник проделывал тс же действия, что и он сам — взаимодействия как процесса еще не возникает в условиях игровой деятельности.
Юсефа (2 г. 6 мес.) характеризует то, что без общения со сверстниками он обходиться не может: он говорит, кому и что из детей надо делать; если бросает предметы, то чаще в сторону детей, может толкнуть, сильно обнять ребенка и т. д. Взаимодействия со сверстниками как такового не возникает, ребенок либо прерывает любое игровое действие сверстника, либо требует, чтобы все повторяли за ним, при этом очень расстраивается, когда это не так. В результате он действует сам по алгоритму, понятному только ему самому, проявляя деятельную инициативу и вербальную активность по отношению к сверстнику.
Тип «объектное отношение» к сверстнику во взаимодействии характеризуется следующими действиями, отражающими отношение детей друг к другу: сверстник — интересный объект, действия носят ориентировочно-исследовательский характер. Эти действия чаще выражаются в рассматривании другого ребенка, его внешнего вида, присутствует визуальный или эмоциональный интерес к двигательным проявлениям, игровым действиям сверстника. Ребенок длительное время сохраняет позицию стороннего наблюдателя, при этом, как правило, он восприимчив к эмоциональному состоянию партнера-«объекта», реагирует на него, но не стремится к общению, совместным действиям. Проявление какой-либо активности или инициативности к взаимодействию отсутствует. Дети этого типа находятся на уровне «игры в одиночку» или же «игры-наблюдения», когда ребенок наблюдает за игрой товарища, но этим наблюдением процесс и заканчивается — дети так и не вступают в реальное взаимодействие, при этом интерес к сверстнику характеризуется устойчивостью.
Марк Б. (2 г. 4 мес.) с интересом наблюдает за детьми, которые проявляют повышенную двигательную активность и склонны к эмоциональной возбудимости, ярко реагирует: визжит, когда дети смеются, прыгает на месте, когда они бегают, по при этом играет в выбранную им машину, не стремясь приблизиться к сверстнику и вступить в контакт.
В ситуации «Мозаика» Марк не проявляет интереса к игре, не действует самостоятельно — только наблюдает за тем, как складывает мозаику рядом сидящий Юсеф. В ситуации «Машинки-каталки» ребенок радуется машине, выражая свою радость эмоциональными вокализациями, при этом он откатывается на машине от других детей. Медленно покачиваясь взад-вперед, восседая на машине, ребенок внимательно, увлеченно смотрит, как Коля и Егор катаются вместе, при этом удовлетворенно улыбаясь.
Ребенок не вовлечен во взаимодействие, не стремится его устанавливать, но при этом имеет интерес к сверстникам, их действиям и проявлениям, он воспринимает ситуативную эмоциональность, проявляемую другими детьми.
В результате проведенной диагностики особенностей личностно-социального развития возможно установить соотношение между типами, характеризующими взаимодействие ребенка со сверстниками, и уровнем социального взаимодействия детей в игровой деятельности, а также уровнем личностно-социальных проявлений во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Эти данные позволят сделать выводы о возможной взаимозависимости трех представленных показателей и обусловленности их развития, осуществляемым педагогическим взаимодействием.