Организация и проведение игр в подготовительной группе


Суть игровой деятельности в детском саду

Игра в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) является формой общественной жизни ребёнка, способствующей его физическому, психическому и интеллектуальному росту, а также воспитывающая волевые, нравственные качества и творческие способности.

В игре дети учатся быть креативными

Цели

Исходя из определения игровой деятельности, можно составить перечень целевых ориентиров, определяющих её значимость в детском саду.

Обучающие

К этой группе относится:

  • организация познавательной деятельности (как следует из практики, в игровой форме дети быстрее усваивают новые знания);
  • расширение кругозора (новые виды активности или иные формы уже знакомых игр раскрывают для детей некоторые неизвестные явления и факты, например, проводя в подготовительной группе игру-исследование по выращиванию цветка, ребята знакомятся с понятием «черенок», разбирают такое явление, как «анабиоз» и пр.);
  • формирование навыков и умений (например, в процессе игр на прогулке дети учатся, помогая дворнику, убирать снег с дорожек, при этом игровое задание состоит не только в качестве уборки, но и в скорости, что воспитывает чувство здоровой конкуренции).

Развивающие

В этом случае миссия игры заключается в развитии:

  • внимания (чтобы быть равноправным участником игры, ребёнку нужно не только выполнять свои действия, но и следить за тем, что делают остальные участники);
  • памяти (игра требует запоминания не только содержания игрового действия, но и правил, а также перечня необходимых атрибутов, вариантов условий и пр.);
  • речи (активное взаимодействие друг с другом пополняет активный и пассивный словарный запас детей);
  • мышления (игровая деятельность включает все процессы мышления через необходимость сравнивать, сопоставлять, анализировать);
  • фантазии (ребята имеют возможность примерять на себя разные социальные роли — мамы, учителя, врача и др., что важно в том числе и для определения круга интересов);
  • чувства ответственности за своё физическое состояние;

    Игры помогают детям постичь культуру здорового образа жизни

  • мотивации учебной деятельности (дети воспринимают дидактический материал не набором сухих фактов, а важной составляющей забавы).

Воспитательные

Часть триады целевого компонента образования в игре реализуется воспитанием:

  • самостоятельности (в процессе игровой активности дети 6–7 лет не только сами выполняют игровые действия, но и придумывают правила, например, для сюжетно-ролевых забав);
  • саморегуляции (ребята учатся не бросать начатое, доводить дело до конца, не поддаваться сиюминутным чувствам);
  • общительности (взаимодействие в большинстве игр подразумевает коммуникацию друг с другом и со взрослым);
  • чувства сотрудничества;
  • нравственных и эстетических позиций.

Задачи

В контексте реализации поставленных целей, организуя и проводя игры, педагог решает следующие задачи:

  • учит ребят эвристическому подходу в получении знаний (так, например, в дидактической игре на складывание пазлов с изображением экзотических птиц педагог предлагает детям самим в справочнике найти изображения этих пернатых, чтобы получить представление об их внешнем облике);
  • развивает воображение малышей, предлагая не готовый набор правил, например, для подвижной игры, а лишь основу, чтобы дети могли сами додумать сюжет забавы;
  • совершенствует координацию и мелкую моторику (даже в подготовительной группе игры с мозаиками очень востребованы, для усложнения можно выкладывать фишками не готовые картинки, а собственные сюжеты);
  • воспитывает терпение, толерантное отношение к товарищам.

    В процессе игр в небольших группа дети учатся с терпением относиться к товарищам

Дидактические игры по ИЗО в средней группе

Детям постарше предложите игры для развития цветового видения и воображения, умения понимать настроение картины, составлять фигуры и узоры с соблюдением симметрии и пространственного отношения.

Веселая гусеница

Сделайте кружки разных оттенков. Задания для детей – составить гусениц из кружочков в разных вариациях:

  • от темных к светлым оттенкам;
  • от холодных к теплым.

Разноцветная арифметика

Кружочки, использовавшиеся для предыдущей игры, можно применить для другого занятия, развивающего цветовосприятие. Дополнительно изобразите арифметические знаки: плюс, минус, равно. Составляйте кружки по-разному, а воспитанники должны догадаться, какой оттенок получится.

Для примера:

  • красный + желтый = оранжевый;
  • зеленый – желтый = синий;
  • синий + белый = голубой.

Палитра

Нарисуйте времена года, применив 4 отдельных палитры. Положите перед воспитанниками пейзажи (осенний, зимний, весенний, летний). Продемонстрируйте использованные палитры. Задача – определить по сочетанию колеров, какой палитрой рисовался каждый пейзаж.

Зайчик

Игра развивает воображение. Дети учатся схематичному изображению живых существ.

Для занятия необходимы вырезанные из картона овалы разной величины и вытянутости. Предложите играющим составить из имеющихся фигур стоящего на задних лапках зайчика. При желании пусть дети попробуют выложить других животных.

Укрась рукавицу

Игра учит созданию узоров с учетом пространственных отношений и симметрии. Положите перед ребенком вырезанную из бумаги рукавичку и набор геометрических форм. Задание – составить красивый и симметричный узор.

Игра в изобразительной деятельности может прививать навык сотрудничества, взаимодействия. Для этого разбейте детсадовцев на пары, раздайте рукавицы: одному правую, второму левую. Пусть попытаются сделать одинаковые узоры.

Пластилиновая ваза

Пусть ребенок соединит 2-3 небольших кусочка пластилина разных оттенков, хорошенько помнет для получения разводов, напоминающих мрамор. Из получившейся массы вылепит вазу.

Волшебная палитра

Игра развивает восприятие цветов окружающего мира и эмоциональный отклик на красоту природы.

Раздайте участникам квадратные цветные карточки. Назовите природный объект. Дети должны вспомнить, как он окрашен, поднять соответствующие карточки. Например, при слове «береза» должны быть подняты белые, черные, зеленые квадраты. При слове «ромашка» – желтые, белые, зеленые. Участник, поднявший неправильную карточку, выбывает.

Расписные лошадки

Игра закрепляет представление об основных видах народных русских росписей.

Подготовьте расписных лошадок и изображения четырех пастбищ под названиями «Гжель», «Дымка», «Городец», «Филимоново». Ребенок должен сказать, какой росписью украшена каждая фигурка, положить на соответствующее пастбище.

Художественный конструктор

Раздайте воспитанникам карандаши и листы, на которых изображены контуром простые фигуры. Предложите дорисовать изображения так, чтобы получились узнаваемые объекты.

Приёмы

В организации игровой деятельности детей педагог использует три группы приёмов.

Словесные

Дети 6–7 лет уже хорошо владеют речью, но слышать речь взрослого им просто необходимо, так как это даёт возможность сформировать свой собственный коммуникативный образ и богатством словаря, и набором невербальных компонентов (мимикой, жестами). Для игр используется четыре вида приёмов.

Объяснение

Воспитатель детально описывает все игровые действия, комментирует роль каждого участника, даёт рекомендации и указания по мере проведения забавы.

Объяснение должно всегда присутствовать на занятии

Загадки

Обычно этим приёмом педагог пользуется для мотивации ребят. Особенно часто применяются загадки перед дидактическими и подвижными играми.

Например, в своей практике при рассмотрении темы «Электроприборы» я предлагаю игру «Что сломано», суть которой состоит в том, что дети смотрят на картинку из пазлов с изображением техники и определяют, какой части не хватает. Перед началом забавы стоит повторить, какие приборы существуют и для чего они используются.

  • У него огромный хобот. Любит робот чистоту И гудит, как лайнер «ТУ». Он охотно пыль глотает, Не болеет, не чихает. (Телевизор);
  • В Полотняной стране По реке Простыне Плывёт пароход То назад, то вперёд. А за ним такая гладь — Ни морщинки не видать! (Утюг);
  • Живёт в нём вся Вселенная, А вещь обыкновенная. (Утюг).

Короткие сказочные истории

Наиболее удобным мотивационным приёмом считаются короткие истории. Они могут напрямую затрагивать сюжет игры.

Например, перед дидактической забавой «Художники», я рассказываю о том, что в группу заехал старый художник, который очень страдает от того, что злая колдунья вытерла все красивые здания в его городе. Предлагаю детям оказать помощь бедолаге и нарисовать новые красивые постройки на листе-макете города. Или же задание можно организовать так: дети на занятии выполняют все предложенные сказочным гостем задания, а тот, в свою очередь, в качестве благодарности за качественную работу, предлагает малышам поиграть и игру.

Чтение должно сопровождаться демонстрацией картинок, чтобы у ребёнка формировался цельный образ персонажа, а не разрозненный

Чтение

В 6–7 лет большинство ребят уже умеют читать, поэтому перед игрой можно давать задания, связанные с зачитыванием подходящих по теме забавы отрывков или описаний игровой ситуации. Особенно часто этот приём предваряет народные игры.

Наглядные

У дошкольников преобладающим является образно-зрительное восприятие, поэтому, как и в любой другой активности, детям важно видеть:

  • картинки с изображением детей, выполняющих игровые действия;
  • представленную педагогом демонстрацию всех действий.

Практические

Как уже отмечалось, игровые действия — это и есть практическая реализация такого вида активности. Однако после игры ребята могут материализовать образы, впечатления в лепке, рисунках, аппликации.

Продуктом игровой деятельности является, прежде всего, сам процесс игры

Дидактические игры по ИЗО в старшей группе

На занятиях со старшими дошкольниками стоит уделить внимание эмоциональной стороне изобразительного искусства, формированию представления о жанрах живописи, развивать навык построения композиции.

Изобрази портрет

Для игры нарисуйте 4-5 портретов, изображающих человеческие эмоции: радость, страх, удивление, печаль, злость. Разрежьте изображения на 3 части: лоб и глаза, нос, рот и подбородок. Продемонстрируйте для наглядности несколько известных живописных портретов. Объясните, что это за жанр. Предложите участвующим стать художниками, создать из частей лица портреты с разными эмоциями.

Составь пейзаж

Разложите на столе карточки, изображающие разнообразные объекты окружающего мира. Попросите выбрать те, из которых можно составить пейзаж.

Собери натюрморт

Вырежьте картинки фруктов, овощей, ягод, цветов, грибов, ваз, корзинок, кувшинов. Попросите детей составить красивый натюрморт.

Весело или грустно

Как и дидактическая игра «Художник», это занятие учит соотносить настроение с палитрой.

В качестве изобразительного материала используйте реалистичные иллюстрации из книг, репродукции известных картин. Показывайте изображение воспитанникам, просите определить, какое настроение оно передает, почему. Дети должны объяснить, что веселье отображают яркие, сочные, светлые тона, а грусть – тусклые, темные, глухие.

Море

Игра учит строить художественную композицию, развивает логическое мышление.

Подготовьте картину пустого моря с фоном в виде водорослей и песчаного дна. Отдельно изобразите подводных обитателей: рыб, улиток, ракушек, дельфина, кита, морского конька и прочих. Объясните участникам, что морские жители спрятались. Чтобы их увидеть, нужно отгадать загадки. Ребенок, правильно угадавший живое существо, прикрепляет его картинку к подводному пейзажу.

Что получится?

Положите перед игроками бумажный лист и карандаши. Дети рисуют по очереди. Один проводит линию, отдает лист другому участнику. Тот продолжает рисунок второй линией, передает эстафету. И так до тех пор, пока рисунок не будет готов. В конце все смотрят, что же получилось.

Чего не бывает?

Предложите детсадовцам игру для развития воображения. Пусть нарисуют то, чего не существует. Каждый участник демонстрирует свое творение, объясняет, что изобразил. Остальные обсуждают, действительно ли такого объекта нет в мире.

Картотека игр в подготовительной группе

Для удобства составления конспекта занятия или досуговой деятельности, игры вносятся в отдельные для каждого вида забав календарные планы. Педагог, владея полным перечнем забав, подбирает их под отрабатываемый навык, умение, этап занятия или тему. Последний критерий является самым продуктивным.

Таблица: пример планирования игровой деятельности в подготовительной группе

Тема (или этап работы на занятии)Вид игрыНазваниеЦелиХод игры
Любая (преимущественно лексическая, то есть связанная с пополнением словарного запаса)Дидактическая«Поле чудес»
  • расширять кругозор;
  • пополнять словарный запас;
  • развивать память,
  • быстроту реакции,
  • сообразительность,
  • находчивость,
  • логическое мышление;
  • умение слышать воспитателя;
  • воспитывать толерантное отношение к соперникам.
Дети на скорость отвечают на вопросы отборочного тура. Так в игру приглашается первая тройка, которая по буквам, после оборота барабана, угадывает слово. По итогам игры трёх троек проводится финал, а затем суперфинал с победителем.
Обобщение материалаДидактическая«Что? Где? Когда?»Детям, объединённым в команду из шести человек, задают вопросы, на которые они за 1–2 минуты должны ответить. Игра идёт до шести очков.
«Осадки» (или в качестве физкультпаузы)Подвижная«Дождик»
  • формировать навыки выразительного пения, передавая характер музыки;
  • совершенствовать выполнение хороводного шага и хороводных перестроений;
  • развивать песенно-игровое творчество;
  • продолжать развивать умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки;
  • развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых движений.
Дети-«тучки» становятся в круг, в с султанчиками в руках. Под музыку ребята разбегаются, «дождик» старается их намочить. По сигналу ведущего снова собираются в хоровод, «дождик» во время звучания одного музыкального отрывка старается дотронуться султанчиком дотрагивается до «тучек», после окончания музыкального отрывка, все вместе считают, сколько «тучек» зацепил «дождик».
Развлечения, закрепление изученного материала, открытое занятие.Разные виды игровой деятельности«Путешествие по станциям»
  • тренировать детей в разных видах игровой деятельности;
  • расширять кругозор;
  • развивать физические и интеллектуальные качества;
  • воспитывать терпение в работе.
В ходе игры ребята попадают на разные «станции» и играют в предложенные на ней игры.
«Хлеб — всему голова»Дидактическая«Хлеб»
  • дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол;
  • расширить знания у детей о содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе;
  • воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Дети индивидуально или в командах раскладывают последовательность карточек с изображением процесса выращивания хлеба, комментируя каждый этап.
«Птицы нашего края»Подвижная«Вороны и воробьи»
  • тренировать бег в разных направлениях;
  • развивать координацию; воспитывать дух здорового соперничества.
Команда «воробьёв» спокойно летает по площадке. По сигналу «ворона» пернатые должны быстро сесть на свои места иначе «ворона» и засалит.
«Словообразовательные суффиксы»Дидактическая«Взгляд в будущее»
  • отрабатывать навык образования отчества от имени с помощью суффикса;
  • пополнять словарный запас;
  • развивать языковую интуицию;
  • воспитывать уважение к родному языку.
Педагог даёт детям перечень имён, от которых ребята образуют отчества.
Описание расположения предметов в пространствеПальчиковая«Мебель»
  • тренировать мелкую моторику, быстроту реакции;
  • развивать чувство ритма;
  • воспитывать терпение и настойчивость при отработке движений.
Это стул — на нём сидят (левая ладонь в кулачке прижимается к правой, вытянутой пальцами вверх). Это стол — за ним сидят (левая в кулачке, правая открытая ладошка лежит сверху). Вот кровать — на ней лежат (руки согнутые в локтях перед грудью лежат одна на другой). В шкаф мы вещи убираем (имитация складывания вещей). На прогулку все шагаем (пальчики обеих рук шагают по коленкам).
«Правила этикета»Сюжетно-ролевая«Урок вежливости»
  • объяснить правила поведения в общественных местах;
  • показать важность уступать место;
  • развивать исполнительские способности;
  • воспитывать культуру поведения.
Фея предлагает ребятам разыграть следующую ситуацию. Один из детей изображает бабушку, другой её внука. В узкую дверь, сделанную из кубиков, навстречу друг другу идут бабушка с внуком и двое ребят. Дети торопятся, стараясь скорее протиснуться в дверь. Остальные наблюдают за игрой и отвечают на вопросы о культуре поведения в данной ситуации. Все ребята делают правильный вывод: пожилым и больным людям, маленьким детям, людям с тяжёлыми и большими сумками нужно уступать дорогу. Эту же ситуацию обыгрывает другая группа детей, они пропустили бабушку и внука, но сделали это молча, а сами остановились в проходе, создавая неудобство для проходящих. Снова разговор о вежливости. В итоге следующая группа играющих действует правильно.

Дидактические игры по ИЗО в младшей группе

Рассмотрим, какие занятия по изобразительному искусству можно проводить с воспитанниками 2-3 лет. Каждую представленную игру своими руками по ИЗО сделать проще простого.

Подбери к предмету цвет

Подготовьте 6 листов цветной бумаги. Найдите изображения 6 соответствующих по цвету объектов. Вырежьте предметы по форме так, чтобы при наложении изображения на бумагу каждый объект обрел нужный колер:

  • помидор – красный;
  • морковка – оранжевая;
  • лимон – желтый;
  • яблоко – зеленое;
  • цветок – синий;
  • баклажан – фиолетовый.

Петушок

Нарисуйте петушка, используя 5-7 колеров. Подготовьте палитру – небольшие квадраты разных цветов, включая те, что присутствуют в расцветке птицы. Задача детей – отыскать квадраты, соответствующие окрасу петушка.

Собери узор

Составьте несложные узоры из геометрических форм и флористических элементов. Фигуры аналогичного цвета и очертаний вырежьте отдельно. Пусть дети соберут узор по образцу.

Подбери по цвету

Игра предназначена для закрепления названий основных колеров. У детей включается самоконтроль при восприятии цветов.

Возьмите коробку, в которой не меньше 10 цветных карандашей. Показывайте воспитанникам каждый карандаш по очереди, прося назвать предметы аналогичного цвета, находящиеся в помещении или за окном.

Составь картинку

Есть изобразительно-дидактические игры, что развивают сообразительность, умение концентрироваться, сравнивать, анализировать.

Найдите картинки, на которых четко изображены овощи и фрукты, разрежьте на 4-6 частей. Предложите детям восстановить изображение.

Воздушные шары

Вырежьте круги и овалы – основу воздушных шариков. Отдельно сделайте полоски – это будут ниточки для шаров. Разложите заготовки на столе. Попросите ребенка подобрать к шарикам ниточки аналогичного цвета.

Подбери блюдце к чашке

Игра не только формирует навык различения оттенков палитры, но и развивает концентрацию внимания, моторику пальцев рук.

Подготовьте полотно, имитирующее магазинные полки, сделайте из картона посуду разных цветов. Расскажите детям, что сначала в магазин привезли блюдца, затем чашки. Продавцам нужна помощь, чтобы правильно расставить посуду. Задача играющих – правильно подобрать блюдца к чашкам.

Необычная картина

Игра развивает фантазию у младших дошкольников.

Поставьте на стол перед каждым воспитанником широкую тарелку, насыпьте манную крупу. Объясните, что манка не только вкусная, она такая мелкая и рассыпчатая, что можно создавать с ее помощью красивые картины, рисуя пальчиком.

Подбери предметы красного цвета

Для игры подготовьте разные небольшие предметы (либо изображающие их карточки). Оденьте куклу в красное платье. Расскажите воспитанникам, что к ним пришла девочка Маша, просит помочь ей подобрать к красному наряду предметы такого же цвета. Дети по очереди берут карточки, говорят, может ли изображенный объект быть красным. Если да, кладут картинку в сумочку куклы Маши.

Временной план игры

Как уже было сказано, в подготовительной группе игра в среднем длится около 15 минут. При этом хронометраж зависит от вида и содержания игры: так, на некоторые дидактические будет достаточно и 5 минут, а вот театрализованные точно не впишутся в такие временные отрезки.

Время, необходимое для проведения игры, зависит от содержания и формы забавы

Таблица: хронометраж этапов проведения разных видов игр

Вид игрыВводныйОзнакомление с правиламиИгра + усложнениеЗаключительный
Педагог объявляет название, мотивирует на участие.Педагог детально описывает действия каждого участника сюжетаСобственно игровой процесс. Воспитатель после 2–3 повторов усложняет игру (если игра новая, этот этап пропускается).Взрослый благодарит ребят за работу, выделяет отличившихся. Дети дают оценку своей работе и активности группы в целом.
Дидактическая2 минуты1 минута10–12 минут2 минуты
Сюжетно-ролеваяПолминуты15 минут2–3 минуты
Подвижная2 минуты10 минут2 минуты
Театрализованная3–5 минут2–4 минуты15–20 минут3 минуты
ПальчиковаяПолминуты1 минутаПолминуты

Таблица: пример конспекта дидактической игры «Первоклассник» в подготовительной группе

Автор — Зырянова А., воспитатель МБДОУ «Детский сад №65», г. Каменск-Уральский, Свердловская область.

ЭтапСодержание
Вводный— Ребята, а у меня для вас есть маленький сюрприз, подойдите все ко мне. — Сегодня к нам в гости пришёл Незнайка. Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и Незнайка собрался в школу. Но он не знает, что нужно брать с собой. Ребята, посмотрите: Незнайка уже попробовал собрать портфель к школе, давайте посмотрим, правильно ли он это сделал. (Достаю предметы из портфеля) — Ребятки, поможем Незнайке разобраться с тем, какие предметы нужны в школе и зачем?
Ознакомление с правилами— Сейчас я буду показывать предмет, вы будете поднимать руки, выходить ко мне и полными предложениями рассказывать, что это за предмет, нужен ли он в школе и для чего он.
ИграПоказываю школьные принадлежности и прочие предметы. В случае необходимости корректирую ответы детей. От лица Незнайки хвалю детей. — А теперь мы вместе с Незнайкой научимся быстро, правильно и аккуратно собирать школьные принадлежности в портфели. Для этого мне нужны: один мальчик и одна девочка. (Выбираю двоих детей). — Теперь мы с ребятами посчитаем, и вы начнёте собирать предметы в портфели. (Раз, два, три, портфель собирать начни) (игра проводится 3 раза) После каждого проведения игры проводим анализ выполненных действий (Правильно ли выбрали предметы, аккуратно ли их положили). В случае необходимости корректирую действия детей. От лица Незнайки хвалю детей. Поднимают руки, выходят и рассказывают о предметах. Начинают собирать портфели.
Заключительный этап— Ребята, Незнайка очень рад, что пришёл к вам в гости. Теперь он знает, какие бывают школьные принадлежности и для чего они нужны. Знает, что нужно брать с собой в школу, а что не нужно. Он говорит вам спасибо, до свидания, до встречи в школе! Прощаются.
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-provedenija-didakticheskoi-igry-pervoklasnik-v-rezhimnyh-momentah-v-podgotovitelnoi-grupe.html

И плохо, и хорошо

Обычно дети оценивают происходящее двумя категориями -”хорошо” и “плохо”. Предложите ему оценить неприятные ситуации из жизни, используя эти категории, пусть он найдет положительное в ситуации. Потеряли рюкзак с игрушками — теперь он стал внимательнее и родители купят новый красивый рюкзак. Проболели неделю дома — зато иммунитет потренировался и ещё прочитали четыре толстые книги. Приехали на море, а там дождь — ходили в кино, катались на лошадях.

Мы, взрослые оптимисты, привыкли видеть положительные моменты, но деток стоит этому потренировать.

Диагностика игровой деятельности

Образовательная деятельность в детском саду тщательно анализируется. Причём разбор составляющих учебно-воспитательного процесса проводит сам педагог, методисты и коллеги. Самоанализ необходим для выявления и исправления недочётов в организации и проведении игр, а сторонний комментарий нужен для составления общей оценки компетентности воспитателя в организации учебно-воспитательного процесса. Если же говорить об общей оценке игровой деятельности детей в группе, то подготовкой такого отчёта в начале и в конце учебного года занимается воспитатель. Для этого он использует алгоритм, увидеть который можно здесь https://yadi.sk/i/h9xM3BE53SLSwU

Поскольку ребёнок играет не только в ДОУ, но и дома, к анализу игровой деятельности малыша подключаются родители. Схему разбора в виде анкеты для мам и пап можно найти здесь https://yadi.sk/i/K5T4siNu3SLSwk

Для формулирования выводов относительно уровня развития игровой деятельности у ребёнка педагог использует полученные результаты, описывая их в свободной форме с опорой на полученные данные.

Диагностика игровой деятельности, кроме всего прочего, помогает определить, насколько быстро ребята включаются в игру

Игровая деятельность является ведущей у ребёнка в дошкольный период. Именно поэтому в игровую форму вписываются все элементы учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Это даёт возможность реализовать широкий спектр целей и задач подготовки детей 6–7 лет к следующей ступени образования — к школе. При этом на плечи педагога ложится ответственность за выбор содержания и формы игры, а также подготовки, проведения забавы и составления диагностических карт по уровню развития игровой деятельности.

Организация и проведение творческих игр в разновозрастных группах.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ИГР В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.

Мильцина Алена Михайловна воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 49 г. Апатиты.

1.Актуальность проблемы.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.

Игра — ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности -учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника. Единственный язык, который легко даётся детям — это язык ИГРЫ. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребѐнка невозможна!

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

2. Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста являются творческие игры.

Сюжетно-ролевая игра — одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Основная цель педагогического руководства — будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, ворчества проявили сами дети.

Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства в группе. Так для детей младшего возраста педагоги создают личное игровое оснащение (ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, предметы —з

аместители, дидактические игры, дающие опыт разнообразного использования объекта, на собственном примере показывают детям, как пользоваться ролевой речью, звукоподражанием, подсказывают реплики, объясняют действия.

В группе среднего дошкольного возраста воспитатели вместе с детьми изготавливают множество предметов — заместителей, так как задача педагога — научить детей отражать роль словесного, без опоры на реальный предмет.

В средней группе педагоги выделяют игровые зоны, в которых дети разворачивают любые сюжетно — ролевые игры, объединяясь в небольшие группы. Организуя игру, педагог занимает позицию включённого партнёра: он просит ребѐнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определённую роль.

В старшей группе педагоги организуют игровое пространство, ведущее место, в котором занимают опорные, специальные игрушки и предметы. Дети свободно проявляют свои игровые умения, самостоятельно сочиняют игру, моделируют еѐ среду, изменяя еѐ в ходе развития сюжета, свободно двигаясь от роли к роли, соблюдая правила игры. Дети старшего возраста проявляют большой интерес к режиссёрским играм. Опорой для них служат уже не только образные мелкие игрушки (зайчики, куколки, но и разнообразные предметы (ткань, шарик, брусок и т. д.) . Педагогическое сопровождение игр направлено на сохранение самостоятельной игры и побуждения игрового творчества. Педагоги стремятся пробудить у детей способность к импровизации, насыщении сюжетов оригинальными событиями.

Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра — это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности. В игре ребенок развивается, познает мир, общается.

3.Задачи воспитания и развития детей.

1.Способствовать развитию всех компонентов детской игры: обогащению тематики и видов игр, игровых действий, сюжетов, умений устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать игровую обстановку,используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях.

2.Создавать основу для развития содержания детских игр: обогащать представления детей о мире и круг интересов с помощью детской литературы, просмотра кукольных спектаклей; развивать воображение, творчество, интерес к игровому экспериментированию.

3.Формировать умение следовать игровым правилам в дидактических,подвижных, развивающих играх.

4.Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обо­гащать способы их игрового взаимодействия. Развитие игровой деятельности СЮЖЕТНАЯ ИГРА.

4.Задачи развития сюжетных игр.

Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений («Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Моряки» и другие игры). Способствовать отражению в играх сюжетов знакомых сказок и мультипликационных фильмов. Развивать умение обмениваться ролями в совместной игре с воспитателем, включать детей в разные ролевые диалоги и изменять содержание диалога в зависимости от смены ролей. Способствовать переносу освоенного в совместной игре с воспитателем опыта в самостоятельные игры. Подготавливать условия для создания игровой обстановки с ис­пользованием реальных предметов и их заместителей. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, ин­терес к общему замыслу и согласованию действий.

5.Сюжетно-ролевая игра.

В 4—5 лет ребенок продолжает осваивать ролевое поведение как способ построения игры. Ролевое поведение ребенка усложняется: по­является способность строить сюжеты с большим количеством персо­нажей, самостоятельно вести ролевые диалоги, выполнять по ходу развития сюжета не одну, а несколько ролей. Ориентация детей в игре.

О чем узнают дети.

Тематика сюжетно-ролевых игр детей 4—5 лет преимущественно связана с отражением семейных и несложных профессиональных от­ношений взрослых (врач—пациент, парикмахер—клиент, капитан-матрос и т. п.). В одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться разнообразные события (мама с дочкой собрались идти в гости, сна­чала они зашли в парикмахерскую, а затем в магазин за подарками). Условием включения событий в сюжет игры является эмоциональная вовлеченности в то содержание, которое находит отражение в игре.

Организация опыта освоения.

Что осваивают дети?

В процессе чтения, рассказывания сказок, обсуждения детского опыта (посещения поликлиники, парикмахерской, магазина, цирка и т. п.), рассматривания картинок и иллюстраций у детей развивается интерес к отражению в сюжетно-ролевых играх разнообразного со­держания. Игровые умения. В совместной игре с детьми развивается умение до начала игры определять тему, 1—2 игровых события («Во что будем играть? Что произойдет?»), распределять роли до начала игры. Воспи­татель побуждает детей отвечать на вопросы о названии игры, о выбранной роли и о ролях других играющих. Создает условия для использования детьми в самостоятельной игре предметов-заместителей (разнообразные кубики, бруски, флаконы, веревки, бечевки, которые могут быть использованы в качестве других предметов). В совместной игре с воспитателем дети активизируются к использованию изобрази­тельных игровых действий («чик-чик, это чек»). Воспитатель стиму­лирует развитие игрового замысла через проблемную ситуацию: потеря какого-либо предмета (у парикмахера исчезли все расчески), невоз­можность достичь цели (корабль сбился с курса). Появление игровой проблемы способствует пробуждению детской фантазии, делает сюжет игры событийным воспитатель побуждает детей к ведению разных ролевых диалогов: в начале года — в совместной игре с воспитателем, а во втором полугодии — в совместной игре со сверстниками. В совместной игре с воспитателем дети включаются в разные ролевые диалоги, изменяют содержание диалога в зависимости от смены ролей, обмениваются ролями с воспитателем, действуя в соответствии с новой игровой позицией (диалоги по телефону в разных ролях — мамы, папы, бабушки, детей). Переносят умение менять роли в совместную игру со сверс­тниками. Ребенок обогащает игровой опыт за счет называния игры, своей роли и ролей других играющих, использования разнообразных предметов- заместителей, воображаемых предметов. Воспитатель способствует сокращению предметных игровых действий детей за счет обозначения части сюжета в речевом плане («Как будто мы уже покормили кукол и теперь будем одевать их на прогулку»); развивает инициативу детей в создании игровой обстановки (устраивает комнату для кукол, создает обстановку магазина, парикмахерской, кабинета врача, гаража и т. п.).

Творческие умения.

Воспитатель побуждает детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре, к про­явлению инициативы в придумывании игровых событий. Поощряет включение в игровой сюжет новых событий, ролей, творческий выбор предметов-заместителей и создание игровой обстановки. Способствует придумыванию детьми реплик игровых персонажей, использованию разных интонаций в ролевых диалогах. Побуждает к комбинированию в сюжете 3—4 эпизодов разнообразного содержания, поощряет ис­пользование по собственной инициативе в играх ряженье, маски, му­зыкальные игрушки (бубен, металлофон, дудочки-свистульки).

Коммуникативные умения.

Воспитатель побуждает детей к прояв­лению доброжелательности в игровом общении с партнерами-сверс­тниками. Поощряет проявление инициативы в игровом взаимодейст­вии со сверстниками. Дети учатся проявлять в играх добрые чувства по отношению к сверстникам и игрушкам, интерес к общему замыслу, действовать согласованно с участниками игры.

6.Режиссерская игра

Ориентация детей в игре. О чем узнают дети?

Содержанием режиссерской игры является преимущественно

опос­редованный опыт ребенка: литературный опыт, впечатления от

про­смотра мультипликационных фильмов (например, сюжеты сказок,

хо­рошо знакомых детям: «Три медведя», «Колобок», «Репка», «Курочка

Ряба»), комбинирование событий из разных мультфильмов или сказок,

непосредственный опыт ребенка. В индивидуальной режиссерской игре

ребенок стремится отобрать те события, которые произвели на него

значительное впечатление (посещение врача, приход гостей, поездка в

поезде и прочее).Организация опыта освоения игры.

Что осваивают дети?

Игровые умения. В совместной с воспитателем деятельности у детей

развивается умение представить готовую сюжетную ситуацию и показать ее

зрителю (взрослому). Дошкольники осваивают умение воспроизводить сюжет знакомых сказок, привносить в него изме­нения, возникающие при

осуществлении игровой деятельности. Вы­бирать необходимые материалы и

игрушки для создания обстановки режиссерской игры, по побуждению

воспитателя использовать пред­меты-заместители. Учатся самостоятельно

передвигать игрушки по игровому полю, озвучивать события, происходящие в игре. По по­буждению воспитателя — озвучивать диалог между персонажами.

Творческие умения.

Дети включаются в режиссерскую игру на основе созданной

воспитателем при помощи предметов и игрушек ситуации, служащей завязкой сюжета (например, в кроватке лежит мишка с перевязанной бинтом лапой, кукла Маша накрыла стол и ждет гостей). По побуждению воспитателя дети высказывают предположение о том, что произойдет дальше, разыгрывают продолжение ситуации, передают диалоги героев. Учатся придумывать и создавать при помощи игрушек и предметов ситуацию-завязку сюжета

режиссерской игры, показывать ее воспитателю, сверстникам. Коммуникативные умения и умения взаимодействия. Ребенок стремится комментировать события, происходящие в режиссерской игре, для воспитателя, а со

второго полугодия — для сверстников. Сло­весно выражает оценку героев, их действий («Зайчик-трусишка, ис­пугался волка, побежал»), ориентируется на партнера-взрослого или сверстника.

Игровые импровизации и театрализация. В творческих имитационных играх мимикой, жестами, движениями дети передают разное эмоциональное состояние персонажей (зайчик заблудился, испугался, но его нашли медвежата, приласкали, отвели домой, и все смеются, хлопают в ладоши, радуются); в жестах и движениях пере­дают физические особенности игрового образа (летят большие птицы и маленькие птички, идет по снегу большой медведь и маленькая обезьянка). Умеют показать жестом: «маленькая бусинка», «куколка — вот такая», «огромный снежный

ком», «дом, гора — вот такие»; передать интонацией и силой голоса игровой образ (маленькая мышка и великан, гномик и дракон). В играх на темы литературных произведений дошкольники стремятся выразительно передавать особенности движений, голоса, эмоциональные состояния. Участвуют совместно с воспитателем в театрализациях на темы любимых сказок («Репка», «Кот, петух и лиса», «Колобок»). Используют предметы для ряженья, элементы костюмов сказочных героев, маски животных, эмблемы с изображениями любимых литературных персонажей. В играх-драматизациях самостоятельно воспроизводят полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов. Речевые умения. Дошкольники осваивают умение отвечать на вопросы по поводу игры типа: «В какую игру ты играешь?», «Что ты делаешь?», «Какие игрушки тебе нужны в этой игре?», «Какие игры ты любишь?», «Какая самая любимая игра, игрушка?», «С кем ты любишь вместе играть?» Умеют словесно обозначить тему игры, свою роль и роли других детей, выполняемые игровые действия. Игра-экспериментирование с различными предметами и материалами.

Ориентация детей в игре.

О чем узнают дети?

Дети участвуют в играх на сравнение предметов по различным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т.п.), группировку

предметов на основе общих признаков (это — посуда, это — обувь; здесь

ленты одинаковой длины и одинакового цвета).

Составляют целое изображение из 6—8 частей («Составь картин­ку»,

«Пазлы»). Составляют «ряд» из одинаковых предметов по убыванию или воз­растанию того или иного признака (по размеру, по ширине, высоте, интенсивности цвета и т. д.). Составляют простой план-схему с использованием разнообразных замещений реальных объектов (игры «Угадай картинку», «Найди по схеме», «Волшебные знаки»). Дошкольники учатся элементарному планированию своей поис­ковой деятельности, реализации образов воображения (развивающие игры «Сложи узор», «Точечки», «Уголки», «Уникуб» и другие).Организация опыта освоения игры.

Что осваивают дети?

Игровые умения. Дети учатся принимать поставленную воспи­тателем игровую задачу или выдвигать самостоятельно свою задачу в знакомой игре.

Действовать по правилам, стремиться к результату, контролировать его в соответствии с игровой задачей. (В случае затруднения ребенку следует помочь советом или действием.) Играть самостоятельно в настольно-печатные игры, объединяться со сверстниками. Уметь действовать по очереди, по простой схеме и т.п.

Коммуникативные умения.

Дети осваивают умение в разговоре со взрослыми пояснять ход игры, рассказывать, как пра­вильно действовать в игре. Формулировать в речи, достигнут или нет игровой результат («У меня получилось правильно — картинка составлена»). Замечать неполное соответствие полученного результата требованиям. Уметь объяснить сверстникам, как правильно играть в игру; не смеяться над проигравшим сверстником.

Достижения ребенка (Что нас радует).

В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Ребенок называет свои игровые действия, называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры .Проявляет самостоятельность в выборе и использовании пред­метов- заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками, может вести ролевой диалог с игрушкой-партнером. Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета или в создании интересных (выразительных) образов игровых персонажей. Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предмета­ми и материалами. Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации эпизодов любимых сказок, в имитации действий животных, сказочных героев. В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу. Доброжелателен в общении с партнерами по игре. Любит и называет разные игры. Знает несколько считалок, исполь­зует их в играх. Умеет словесно обозначить тему игры, свою роль и роли других детей, выполняемые игровые действия. Вступает в ролевой диалог, отвечает на вопросы и задает их соответственно принятой роли. Играя индивидуально, ведет не­громкий диалог с игрушками, комментирует их «действия», го­ворит разными голосами за разных персонажей. Умеет перечислить несколько знакомых игровых сюжетов, хоро­водных и подвижных игр. Знает несколько считалок, умеет исполь­зовать их в играх. Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей В игре ребенок повторяет однообразные сюжетные эпизоды. Затрудняется исполнять разные роли в одной сюжетно-ролевой игре, придумать новый вариант сюжета или новую роль. Испытывает затруднения в согласовании игровых действий с партнерами- сверстниками, вступает в конфликты, не пытается вникнуть в общий замысел. Нуждается в постоянной помощи воспитателя для установления игрового взаимодействия со сверстниками. В игре с воспитателем проявляет интерес к его игровым действиям, повторяет их, но испытывает трудности в ролевом диа­логе. В играх с правилами путает последовательность действий, вступает в игру раньше сигнала, упускает правила. Затрудняется назвать и перечислить любимые игры. В рамках социализации происходит усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля • Умение ориентироваться в Социальная компетентность – способность взаимодействовать с окружающими людьми. Формируется в ходе общения и совместной деятельности.

7.Виды игр.

Игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста и является ведущей его деятельностью. Несмотря на всё многообразие игр, их можно разделить на две большие группы. Одни игры создаются самими детьми под руководством воспитателя — это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила — это игры с правилами. В свою очередь игры с правилами подразделяются на подвижные и дидактические игры.

Таким образом, педагогика различает игры творческие, подвижные, дидактические.

Правильное понимание характера и особенностей каждого вида игр имеет большое значение для методики руководства ими.

При руководстве творческими играми задача педагога заключается в том, чтобы:помочь детям выбрать тему игры, развить её сюжет;

  • помочь сделать нужную для игры постройку;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Основные приёмы руководства:

  • внесение новой игрушки (младший дошкольный возраст);
  • внесение игровых материалов (младший дошкольный возраст);
  • советы, вопросы (старший дошкольный возраст);
  • непосредственное участие в игре (младший и старший дошкольный возраст);

Роль игрового материала и игрушек:

Как показывает изучение игр, использование детьми материала (игрушек и т. п.) с возрастом значительно видоизменяется. Дети раннего возраста и 3-4 лет большую часть времени в ходе игры тратят на материал и различные операции с ним. Так, в игре двухлетних детей это занимает до 90 % времени. Материал для них — исходный пункт игры.

У старших детей игровой материал является вспомогательным в игре, он сознательно ими привлекается или даже сознательно создаётся согласно замыслу игры.

Назначение материала в игре видоизменяется: он становится не только средством для выполнения различных операций, но и опорой для сюжетных игр.

Игры со строительным материалом занимают особое место среди творческих игр детей.

Творчество детей в строительных играх во многом зависит от содержания игры и от умений ребёнка обращаться со строительным материалом. Чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка творческой фантазии, изобретательности. Поэтому, руководя строительными играми, воспитатель должен обогащать содержание игры;

  • развивать конструктивные способности детей;
  • учить их строить из разного материала;

Основные приёмы руководства в младшем дошкольном возрасте:

Образец; его рассматривание, выделение основных частей постройки.

Приёмы руководства в старшем дошкольном возрасте:

  • Постройка по замыслу;
  • По условиям;
  • По предложенной теме.

В этих группах основной акцент при руководстве строительными играми воспитатель в основном делает на объяснении, указании, наводящих вопросах, как сделать постройку более устойчивой, высокой и т. д.

Нельзя забывать о таких моментах, как:

Помощь в организации постройки (воспитатель помогает детям договориться о том, как и что они будут строить, распределить между собой работу).

Подвижные игры в разных возрастных группах имеют важные различия, которые необходимо учитывать при руководстве ими. В младших группах наибольшее число подвижных игр имеет сюжет: дети изображают движения медведя, зайца, соблюдая известные правила игры (например, заяц может выбегать из норы только после определённого сигнала). Приучение детей к выполнению правил происходит часто в процессе самой игры, при непосредственном участии в ней воспитателя.

В старшей группе , наряду с сюжетными подвижными играми, большое место занимают игры без сюжета: дети упражняются в беге, прыжках, в сохранении равновесия. Их движения обусловлены более строгими правилами. Мотивом игры нередко является соревнование (например, кто быстрее добежит до флажка). Игры детей старшей группы по преимуществу коллективные. Воспитатель и сами дети строго следят за точным выполнением правил.

Содержание и правила дидактических игр во многом зависит от воспитательных задач, которые ставятся перед детьми различных возрастных групп в процессе их обучения и воспитания.

В дидактических играх младших дошкольников большое значение имеет:

  • Наглядность;
  • Сюжет;
  • Слово.

В этих играх правила заключены в дидактических игрушках (малыши имеют дело с матрёшками, вкладками, разрезными картинками).

В средней группе умственные задачи усложняются, и всё большее значение приобретает слово: дети называют известную им вещь по описанию, отгадывают загадки. Правила игры уже зависят не столько от характера игрушки, сколько от игры в целом; они вносятся в неё как составной компонент (например, отвечать, когда спрашивают, следить за ответом товарищей).

В старшей группе умственные задачи ещё более усложняются. Большое место в старшей группе занимают словесные игры.

При всём своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия. Эти чувства, испытываемые ребёнком в игре, вызываются процессом активного творчества, привлекательностью игровых действий.

Все игры детей развиваются под руководством взрослых, воспитателя. Воспитатели и родители знакомят детей с окружающей жизнью, обогащают их впечатлениями, оказывают помощь в организации и проведении игр.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алѐшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средней группа.- М.: ЦГЛ, 2005.

2. Детский сад и семья/ под ред. Т. А. Марковой.- М.-Просвещение.-1986.-с. 93 – 95; 100 – 101;

3. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей.-М.-Просвещение.-1988.- 85 – 87;

4. Игра дошкольника./ С. Л. Новоселовой.- М.- Просвещение.- 1989.-с.3 – 4;

5. Игра – это серьезно.//Дошкольное воспитание.- 2003.- № 6.- с. 86 –89;

6. Калиниченко А. В. Микляева Ю. В. Сидоренко В. Н. Развитие игровой

деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис –пресс, 2004.

7. Меленко В. Нужно ли учить ребенка играть.//Дошкольное воспитание.-2005.-№ 4.- с.119 – 121;

8. Солнцева О. Играем в сюжетно – ролевые игры.//Дошкольное воспитание.- 2005.-№ 4.- с.33 – 37;

9. Петрова Театр игры в детском саду.// Игра и дети.-2006.- № 5.- с.7;

10. Развивающие игры.//Обруч.-2003.-№5;

11. Шкатова Л. Игрушки – океан детских желаний.//Дошкольное воспитание .-2005.-№ 4.-с. 52 –53;

4.Что делать, если

Придумываем несложную задачу, ребенку надо дать как можно больше вариантов ответов, реальных и нереальных. Тебе нужно узнать который час — можно спросить у прохожих, посмотреть на солнце, сесть в маршрутку и услышать по радио, сбегать в магазин часов, позвонить маме или папе с таксофона и так далее.


Метафоры

Пусть малыш придумает свое сравнение, завершит вашу фразу. Небо синее, как… чернила, море, васильки. Океан могучий, как…, гром гремит, как…, поезд быстрый, как…, звезды сияют, как… .

Превращения

Поиграйте, как будто малыш на какое-то время превратился в сказочного персонажа- гнома, великана, волшебную птицу, фею или всемогущего короля. Пусть подумает и расскажет вам свои ощущения- что он делал, как решал бытовые вопросы, с кем дружил, какие эмоции он испытывал

Музыка

Включайте разную музыку без слов — классику, этническую, релакс или музыку природы. Закройте глаза и порассуждайте, о чем эта музыка, какая она, веселая или тревожная, о чем думал композитор.

8.Аналоги

Придумываем аналоги по характеристикам, например, пила, на что похожа? Острыми зубчиками похожа на крокодила или волка. Но она металлическая и острая, как нож или ножницы. Издает звуки, как бормашина. По мере того, как у малыша будет получаться, задачу можно упрощать или усложнять.

9.Комбинатор

Возьмите два предмета и попробуйте пофантазировать, как их соединить. Например, ключи и фонарик — идеальное изобретение, чтобы открывать замки в темноте, ключи можно использовать как отвертку, чтобы починить фонарик и так далее. Пусть ребенок прорекламирует своё изобретение.

Ведь телефон с фотоаппаратом, бамбуковые подушки и электровелосипеды кто-то именно так и придумал.

Что общего?

Назовите два разных предмета и пусть ребенок найдет как можно больше общих черт. Книга и машина — изделия человеческих рук, помогают людям, могут быть одного цвета, могут быть электронными.

11.Противоположности

Вы задаете противоположные признаки, а ребенок догадывается, какие предметы могут этими свойствами обладать. Например, черное и белое — зебра, шахматная доска, пломбир с шоколадом, напечатанный текст, старые фильмы. Кислый и сладкий — яблоки, вишни, чай с лимоном. Важно, чтобы ребенок научился рассматривать окружающие его предметы с разных точек зрения.

Шоколадная страна

Идея игры принадлежит Джанни Родари. Здесь мы развиваем творческие способности и умение задавать вопросы. Нужно два участника (мама тоже подойдет). Одному участнику завязываем глаза, потом по взмаху волшебной палочки переносим детей в Шоколадную страну. “Видящий” ребенок должен описать второму волшебную страну, но только в ответ на вопросы. Вопросы должны быть такими, чтобы можно было получить о стране максимальное представление. Какие там дома, какое небо, какой транспорт, ходят ли шоколадные человечки в школу, чем питаются. Чем больше будет вопросов, тем лучше. Таким же образом можно посетить Стеклянную, Деревянную, Железную, Пластилиновую страну.

Рисование

Рисовать нужно, часто и много, но лучше не давать ребенку конкретные задания, а дать волю фантазии. Что это за клякса, какое у нее лицо? А это её подруга? Пусть выдумывает невиданных зверей и волшебные города, даже если это каляки-маляки, внимательно слушайте, что он там видит, задавайте вопросы.

Сегодня всё меняется очень быстро, и гибкое мышление, как и умение перестраиваться, адаптироваться к новым ситуациям — это очень важные качества не только для детей, но и взрослых. Поэтому уделите должное внимание развитию креативного мышления и творческих навыков у вашего ребенка, сами избегайте заштампованности суждений и однообразия. Ведь мир меняют действительно творческие люди.

Фото: Depositphotos.com

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]