Роль театрализованной деятельности
Благодаря тому, что театрализованная деятельность основана на игре, дошкольнику несложно понять задачи, которые перед ним поставлены. Он легко может создать образ своего персонажа, наделить его характером и прожить вместе с ним его жизнь. Ребенок развивает фантазию, шире мыслит.
Театральная постановка
Внимание! Участие в театрализованных постановках позволяет выявить в самом раннем возрасте творческую личность, благодаря чему родители могут развивать ребенка в интересном для него направлении, что может стать основой для успешной самореализации в зрелом возрасте.
С помощью театрализованных представлений ребята активизируют свой словарь, совершенствуют изменение интонации во время произнесения реплик, тренируются в построении диалогов.
Знакомство дошкольников с театром
Театрализованная деятельность в старшей группе открывает мир искусства малышам. Воспитатель сначала знакомит с понятием театра, с правилами поведения в нем. Ребятам рассказывают о различных видах театра:
- классическом;
- пантомимном;
- кукольном;
- музыкальном;
- пальчиковом.
После чего педагог приступает к упражнениям на силу звука — читает четверостишья с разным уровнем громкости, подкрепляя сказанное жестами. В процессе ознакомления дети учатся дисциплине, тренируются внимательно слушать выступающего.
Внимание! Если подать ребенку информацию о театре, как о чем-то волшебном и интересном, в его сознании закрепится позитивная ассоциация с искусством, благодаря которой он в более зрелом возрасте будет с удовольствием самостоятельно повышать свой уровень культурного развития.
Варежковый театр
Виды театрализованной деятельности
Театрализованные игры в старшей группе можно разделить на два основных вида: драматический и режиссерский. Вторым дети начинают овладевать самостоятельно, когда играют игрушками: они управляют плюшевыми артистами, произносят за них речь, двигают, сроят взаимоотношения между игрушками.
Драматический же вид деятельности подразумевает самостоятельное выступление ребенка как артиста с применением различных приемов выразительности речи.
Дети в качестве артистов
Открытые занятия
Открытые уроки по театрализованной деятельности привлекают детей своей натуральностью. В импровизированном зрительном зале сидят не только знакомые ребята и воспитатели, но и приглашенные гости — родители и другие педагоги. Цель проведения такого урока — продемонстрировать детскую вовлеченность в искусство, способность ребят четко и внятно произносить реплики, не стесняться публики.
Чаще всего на таких занятиях используют костюмы, созданные детьми совместно с родителями. Каждый ребенок, принимающий участие в формировании своего образа, теснее связывается со своим персонажем, трепетно относится к его судьбе.
Дидактические игры по методике Монтессори детям
Внимание! Иногда достаточно дать дошкольнику разукрасить маску своего героя, чтобы он почувствовал свою ответственность за судьбу персонажа.
В некоторых дошкольных учреждениях на музыкальных занятиях детям раздают карточки с изображением действующих лиц. Получив каждый свою роль, ребята играют под аккомпанемент «Репку», «Колобок» или «Теремок».
Игры-инсценировки
Инсценировки позволяют раскрыть режиссерские способности дошколят. Один воспитанник может управлять сразу несколькими героями, при этом дети часто настолько увлекаются, что непроизвольно настраивают интонацию голоса индивидуально под каждого героя. Во время таких представлений дети познают значимость эмоций, упражняются в их мимической и интонационной демонстрации. Закрепляется определение характера — все герои в сказке-постановке разные, каждый со своими особенностями темперамента.
Нередко преподаватели устраивают несколько театральных представлений каждый сезон, закрепляя изучение природы и погодных условий через игру. Например, зимой детям предлагается инсценировать процесс подготовки к зимовке различных зверей: одни забивают закрома продовольствием, утепляют жилища; другие наедаются и впадают в спячку, третьи отправляются в теплые края.
Игрушечный ряд для режиссерской игры
Самоанализ в планировании театральной деятельности
Опытные педагоги перед тем, как составлять проект обучения искусству на год или сезон, проводят анкетирование родителей, из которого узнают о степени эмоционального раскрепощения ребят, о четкости речи ребенка в домашней обстановке, о способности использовать мимику и жесты во время общения и о склонностях к сопереживанию.
После проведения опроса, воспитателю становится понятно, на какие аспекты следует обратить больше внимания, а на какие меньше при составлении картотеки театральных игр в группе.
Важно! Самоанализ раскрывает основные направления, по которым стоит проработать подобранный материал, выявляет слабые места в эмоциональном развитии детей.
Перчаточная кукла своими руками
В действительности кукольных театров можно соорудить очень много. Даже почти без денежных затрат. Просто нужно включить смекалку и сделать! Можно сшить например.
А можно научиться вязать и связать таких миленьких героев:
Я честно, раньше вязала хорошо, сейчас немного времени не хватает на это все. А вот шить, никогда не любила. Но, тоже как вариант можно и сшить такой театр, кто любит это дело.
Хотя вот вам самый простой мастер — класс по шитью кукольного театра из ткани, используя перчатки. Справится любой, даже кто не владеет искусством шитья.
Нам понадобится:
- перчатки хозяйственный, вязанные — 2 шт., пуговицы для глаз — 2 шт., нитки, ножницы, тесьма, канцелярский ножик
Этапы выполнения работы:
1. Возьмите первую перчатку и распарите нитку-шов на манжете, обычно он красного или желтого цвета. Заправьте мизинец, большой и указательный пальцы так, чтобы они не вылезли, зашейте их. У вас должна получиться голова с ушами и заечьей шеей. Основания у ушек зашейте, чтобы пальцы туда не попадали.
2. Теперь возьмите следующую перчатку и спрячьте в ней безымянный палец, зашейте отверстие. Соедините средний и указательные пальцы вместе и теперь наденьте голову зайца на них.
3. Пришейте голову к шее. Чтобы спрятать шов на шее, повяжите ему бантик или галстучек в виде бабочки. Пришейте глазки-пуговки и вышейте морду, или можно нарисовать маркером. Из пушка или вязанных ниток можно украсить зайчонка, приклеив на голову ему симпатичный чубчик.
Проект театра в старшей группе
Игровой театр должен присутствовать в жизни детей постоянно. Для этого преподаватели ведут конспект по театральной деятельности, где распределяют различные виды представлений, равномерно распределенные на весь учебный год.
Результатом проведенных уроков в саду становятся:
- коммуникативное развитие детей разных возрастов;
- ознакомление с историей происхождения театра и его назначением;
- совместное создание реквизита и сценических образов;
- повышение внимания родителей к творческой деятельности дошкольников;
- создание ширмы для дальнейшего использования детьми в самостоятельной театрализации.
Самостоятельное создание актеров
Проект театра должен отражать потребности детского развития в соответствии с их возрастными особенностями. Часто детям для организации собственного театрального представления достаточно дать волю фантазии. Так, дети 4-5 лет могут вполне успешно устроить представление, используя только ложки. Здоровой фантазии достаточно, чтобы мысленно наделить каждую ложку внешним видом, характером, создать вымышленный образ. Еще на этапе самоанализа педагоги выясняют способность воспитанников к нестандартному мышлению, оставляя ребенка, будто случайно, одного за столом с двумя-тремя ложками наедине. Одни дети со временем начинают скучать и смотрят в сторону резвящихся сверстников, другие уже на первой минуте берутся за ложки и начинают ими играть, как куклами.
Сценарии для дошкольных агитбригад по ПДД в детском саду
Дополнительная информация! Детям, не способным из бытовых предметов с помощью фантазии создать инструменты для игры, особенно нужен театр, который позволит развить нестандартное мышление и избавить от эмоциональной скованности.
Секреты удачных театральных постановок
Как сделать бумажный театр долговечнее? Ведь бумажные детали часто рвутся и приходят в негодность. И, скорее всего, это случится после первой постановки вашей пьесы. Вот еще один вариант изготовления театра дома, который хотя и более затратный по времени, но прослужит дольше.
Первый этап изготовления остается неизменным — находимы шаблоны (можно даже нарисовать самим, если не нашлось готовых). Распечатываем их на цветном принтере. Затем вырезаем самые большие декорации, приклеиваем их к картону и дополнительно проклеиваем скотчем — это добавит им прочности, к тому же они не будут пачкаться.
Затем приступаем к изготовлению героев сказки. На этом этапе нам понадобятся дополнительные материалы, а именно:
- Маленькие пластиковые баночки от йогуртов типа Растишка или Агуша.
- Деревянные палочки от мороженого (если не нашли, то подойдут и пластиковые вилки или ложки).
- Канцелярский нож.
Вырезаем героев, клеим их на картонную основу. Если бумага у вас довольно плотная, то этого можно не делать. Но чаще всего более плотная бумага не «захватывается» принтером для печати. Помните об этом и попробуйте использовать разную по плотности бумагу на своем принтере.
Обязательно проклеиваем скотчем, чтобы детали не обтрепались. Затем берем палочки от мороженого или пластиковые ложки и приматываем скотчем к задней части бумажной заготовки так, чтобы палочка была «за спиной» героя и имела свободную часть снизу (3—4 см). Делаем канцелярским ножом два надреза на донышке баночки от йогурта — должен получиться крестик — и затем просто вставляем палочку с куклой в это отверстие. Все готово! Можно приступать к игре!
Как видите, домашний театр — это отличный способ разнообразить досуг ребенка без особых затрат, ведь распечатать и вырезать шаблоны совсем нетрудно. К тому же это хороший вариант для совместного времяпрепровождения, что всегда нравится детям, а также укрепляет семейные отношения.