Воспитателям на заметкуУголок природы в старших группах


Начинается новый цикл — наблюдения за попугаем в уголке природы.
Наблюдение . «Сколько крыльев у птиц и как они летают?»

Цель: уточнить представления детей о двух способах передвижения птиц в пространстве, об их строении (ноги и крылья), об особенностях крыльев (раскрываются — и тогда хорошо видны, складываются и прижимают­ся к телу — в этом случае незаметны, птицы летают по воздуху при помощи раскрытых крыльев — они машут ими, отталкиваются от воздуха и летят; у человека нет крыльев, он не может летать).

Воспитатель организует наблюдение в тот момент, когда в небе появляются летящие птицы. Предлагает детям изобразить полет птиц. Обсуждает с ними, как выглядит птица в полете и на земле, почему птицы летают, а человек нет.

В свободное время воспитатель читает для тех, кто захочет, рассказ Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». После чтения разговаривает с детьми о воронах: как они ходят, как летают, как каркают. Просит каждого ребенка покаркать — выясняет, кому следует так же, как Жене, учиться говорить «р».

Начинается цикл наблюдений за попугаем, живущим в уголке природы (если в группе живет другая птица, воспитатель по аналогии сам составляет цикл наблюдений).

Наблюдение 1. «Чем попугай отличается от воробьев?»

Цель: уточнить представления детей о характерных особенностях внешнего облика попугая, о строении его тела, учить приемам сравнения.

Воспитатель предлагает всем, кто захочет, рассмотреть попугая и ска­зать, какой он, что у него есть (голова, хвост, ноги, глаза, клюв). Затем просит вспомнить воробьев, прилетающих на кормушку, сказать, какие они, чем отличаются от попугая. Если дошкольники затрудняются с ответом, вос­питатель показывает цветную картинку с изображением воробьев, предлагает посмотреть на нее и на попугая и сказать, чем птицы непохожи друг на друга.

В заключение воспитатель сам подводит итог: «Эти птицы не только различаются, но они и похожи друг на друга. И у воробьев, и у попугая одна голова, один хвост, две лапки, два крыла. Что еще у них одинаково? Ко­нечно, и воробьи и попугаи — птицы, поэтому похожи друг на друга».

Наблюдение 2. «Что и как ест попугай?»

Цель: уточнить представления детей об особенностях строения клюва попугая (толстый, загнутый) и о том, как он клюет корм, показать, что попугаю нужен разнообразный корм, чтобы он не болел, хорошо себя чувствовал.

Воспитатель сначала предлагает детям посмотреть на клюв попугая и сказать, какой он. Затем показывает блюдце, на котором заранее разло­жены небольшими порциями крошки яйца, творога, какой-либо каши, тер­тая морковь, кусочек белого размоченного хлеба, кусочки капусты или яблока. Дети рассматривают и называют корм, а воспитатель уточняет: «Попугаю нужно давать не только зерносмесь, но и самые разные корма, чтобы он хорошо себя чувствовал, не болел. Мы ведь все его любим, поэтому будем заботиться о нем. Я поставлю блюдце в клетку, отдельно помещу зер­носмесь, посмотрите, какая она. Совсем непохожа на рыбий корм. А вы понаблюдайте, что попугай будет делать, с чего начнет, как он будет клевать».

Воспитатель ставит корм, вместе с детьми наблюдает за происходящим в клетке, тихо комментируя поведение птиц. Перед обедом следует снова подойти к клетке и посмотреть, что осталось на блюдце; что попугай съел полностью — что ему особенно понравилось, а что оставил. (В этот день попугая не следует кормить до начала наблюдения.)

Наблюдение 4. «Как попугай ест зелень?»

Цель: продолжать воспитывать у детей любовь к попугаю, желание видеть его всегда здоровым, дать представление о том, что в зимнее время животным, так же как и людям, не хватает витаминов, поэтому они могут болеть, зелень овса — это витаминный корм, который будет очень полезен птице.

Воспитатель ставит коробочку с зеленью овса в клетку, дети наблюда­ют за поведением птицы, комментируют его. Воспитатель рассказывает, что зимой всем не хватает витаминов и попугаю тоже. От этого организм становится слабым, возникают болезни. Чтобы попугай не заболел, надо обязательно угощать птицу зеленью, специально выращивая ее в коро­бочках.

В свободное время воспитатель продолжает чтение произ­ведений Е. Чарушина: читает повторно рассказ «Как мальчик Женя научился говорить букву «р» или рассказ «Яшка».

Наблюдение 5. «Какие у попугая ноги?»

Цель: уточнить представления детей об особенностях строения ног попугая (две ноги, короткие, голые: не покрыты перьями, на каждой ноге по четыре пальца с загнутыми когтями, два пальца направлены вперед, два — назад, с помощью ног попугай ходит по дну клетки, по жердочке, лазает по сетке (прутьям), лазать с такими пальцами и когтями очень удобно — они легко цепляются за все, ногами попугай чешет тело, иногда удерживает пищу).

Рассматривая с детьми обитателя клетки, воспитатель предлагает им посмотреть на свои руки, посчитать пальцы, которые направлены все в одну сторону, кроме одного. Просит детей самостоятельно понаблюдать за действиями птицы и выяснить, зачем ей ноги, что она ими делает.

Наблюдение 6. «Как попугай купается?»

Цель: показать детям купание птицы в воде, своеобразие этой про­цедуры (птица залезает в воду ногами, приседает, хлопает крыльями по воде, встряхивается, после купания укладывает клювом перышки, чтобы они красиво и ровно лежали, купание полезно для птицы — она становится красивой и здоровой); воспитывать интерес к наблюдениям.

Воспитатель показывает детям, как он ставит блюдце с водой в клетку попугая. Просит их тихо понаблюдать за тем, что будет делать птица. Если попугай начнет купаться, воспитатель шепотом комментирует его действия. Если купание не состоится, он рассказывает о том, как купаются другие птицы (канарейка в клетке, воробьи на улице).

Наблюдение 7. «Какие у попугая перышки?»

Цель: уточнить представления детей о том, что тело попугая покрыто перьями разной длины (длинные перья на хвосте и крыльях, короткие — на голове и груди), перья разные по окраске и рисунку, оперение у по­пугая очень красивое, птицей можно любоваться, перышки легкие.

К этому наблюдению воспитатель заранее собирает перья, выпавшие у попугая, чтобы их использовать как раздаточный материал. Наблюдение начинается с того, что воспитатель предлагает детям полюбоваться птицей. Подчеркивает, что красоту создает ее оперение. Затем все рассматривают попугая и устанавливают, что перья разные. В конце набл-юдения воспита­тель раздает детям по перышку. Они рассматривают перо, «взвешивают» на руке (очень легкое). Воспитатель объясняет, почему необходимо, чтобы перья у птиц были легкими.

Наблюдение 8. «Что видит попугай?»

Цель: уточнить представления детей о том, что с помощью глаз попугай хорошо видит все окружающие предметы в клетке и за ее преде­лами, новых, незнакомых, крупных предметов он может пугаться, к попу­гаю надо относиться бережно: не бегать рядом с клеткой, не размахивать руками, не ставить возле клетки крупные игрушки.

Воспитатель предлагает детям сосчитать, сколько глаз у попугая, посмотреть, где они расположены (по бокам головы, что дает широкий обзор), какой они формы. Затем просит высказаться, что, по их мнению, птица видит в клетке и за ее пределами. Рассказывает, что попугай очень наблюдателен, видит все, что происходит в комнате: кто что делает, какие предметы берут и кладут, какие новые люди приходят. Затем предлагает провести опыт: один ребенок отходит от клетки подальше и светит фонариком (в солнечный день с помощью зеркала можно сделать бегающего «зайчика»). Дети тихо и внимательно наблюдают за попугаем (а не за фонариком) — заметит ли он фонарик.

В конце наблюдения делается вывод о том, как надо себя вести возле клетки, чтобы отношение к попугаю было бережным.

Наблюдение 9. «Слышит ли попугай?»

Цель: дать детям представления о том, что попугай хорошо слышит, потому что у него есть уши, но их не видно — они на голове под перьями, попугай не только слышит слова, но и может повторять некоторые из них; громких неожиданных звуков птица может испугаться; к попугаю надо относиться бережно — не кричать возле клетки.

Воспитатель, рассматривая с детьми попугая, спрашивает, есть ли у него уши. После отрицательных ответов предлагает проверить, слышит ли птица. В полной тишине кто-то из ребят звонит в колокольчик (играет на металлофоне, бубне), остальные наблюдают за птицей. Обнаруживается, что попугай поворачивает голову на звук, прислушивается. Воспитатель рассказывает, где у попугая уши, почему их не видно. Объясняет, что он может пугаться резких звуков и к нему надо бережно относиться. Затем сообщает, что попугай слышит человеческую речь и может повторять те слова, которые часто и одинаково произносят. Предлагает сообща поучить попугая здороваться. Рассказывает и показывает, как надо учить попугая: накрыть клетку, чтобы он не отвлекался, затем четко, громко, всегда оди­наково произносить: «Доброе утро, Гоша!», повторяя эту фразу 4—5 раз. Договаривается с ребятами, что каждое утро станет накрывать клетку, а они будут наговаривать приветствие. Объясняет, что когда попугай усвоит эти слова, то будет повторять их.

В последующие дни и недели воспитатель и дети общаются с попугаем, пытаются научить его говорить. Когда птица на­учится произносить приветствие, воспитатель может начать подкармливать ее с руки любимым кормом, демонстрируя детям добрые взаимоотношения с пернатым другом, новую форму общения с ним.

Что учитывается в карточке наблюдений?

Как вы знаете, у меня вторая младшая группа, а это очень важный возраст для развития речи, поэтому мы активно начинаем всматриваться с детками в окружающий мир и познавать его, устно описывая все его проявления.

Чтобы было удобно планировать развивающую деятельность на прогулке, нужно оформить карточки по всем временам года, на каждый месяц, неделю, день. Вроде и затратно по времени, но это себя оправдывает: сделал картотеку и весь год спокойно работаешь.

Каждая прогулка на улице содержит такие моменты:

  • Наблюдения. Мы с ребятами наблюдаем за объектами природы (небо, солнце, растения, животные т.д.), пристально следим за погодой, следим за трудом взрослого человека, за деятельностью старших деток;
  • Дидактические игры, разные эксперименты;
  • Подвижные игры;
  • Художественное слово по теме наблюдений;
  • Трудовое воспитание (убираем участок от веточек, листьев, снега).

Вот эти все моменты я коротко записываю в карточку. Например, что мы делаем в 1 младшей группе, допустим, весной:

Наблюдение за неживой природой: весеннее солнце, дождь, весенняя капель, небо. Я разбиваю темы наблюдений так, чтобы каждый день в ДОУ проходил познавательно. 5 дней недели, приблизительно 20 дней в месяц я должна распланировать так, чтобы мы успели понаблюдать и понять явления природы и другие стороны окружающей среды.

В подготовительной группе можно начинать вести «Дневник наблюдений за погодой» (можно купить в «УчМаге»), это очень дисциплинирует и развивает наблюдательность.

Наблюдение за живой природой: мы с ребятами «подглядываем» за птицами, которые прилетают к нашей кормушке в любое время года, растениями, которые есть на территории садика, в ближайшей посадке, леске. Особое удовольствие наблюдать за животными, доступными нашему взору – кошечки, щенки, а если есть возможность, идем изучать повадки диких или домашних братьев наших меньших в зоопарке.

Есть, кстати, хорошая книга «Познание мира растений: занятия с детьми 4-7 лет» – помогите ребенку открыть тайны нашей зеленой планеты.

Как выглядит карточка наблюдений?

Я оформляю карточки на плотном картоне. Наклеиваю картинку, соответствующую теме наблюдений, указываю номер карточки, тему наблюдения, цель, содержание беседы с детками (кратко), обязательно записываю тематические стихи, пословицы, загадки. Также нужно подобрать игру, физические упражнения и не забыть о труде.

Хорошо бы заготовить шаблоны, распечатать на цветном принтере и потом заполнить. Карточки удобно брать на прогулку и по ним работать.

К примеру, так: 2 младшая группа, карточка №1, тема: «Наблюдение за одуванчиками». Цель: дать представление детям о первоцветах, показать красоту первой зелени, научить ощущать изменения в природе, узнать о полезных свойствах растений.

Художественное слово:

Жёлтый одуванчик Снял свой сарафанчик, Сменил он платье скучное На белое воздушное.

Подвижная игра: «Самолеты». Учимся имитировать звук самолета и бегать, раскинув руки.

Дидактическая игра: «Что я делаю?» Расширяем словарный запас глаголов действия.

Труд: после прогулки сметаем песок с бортиков песочницы.

Индивидуальная работа: играем с одним-двумя детьми в сюжетно-ролевую игру (тема зависит от потребностей конкретных детей, которые испытывают трудности в сюжетно-ролевых играх).

Примерно так заполняется карточка. На май я запланировала ежедневные наблюдения за окружающим миром, думаю, не стоит здесь все описывать.

Кстати, что касается индивидуальных занятий с детками, не хотите ли воспользоваться выгодным предложением от «УчМага»: каждый, кто пополнит личный счет в этом магазине, сможет принять участие в офлайн-вебинаре «Методы изучения индивидуального развития детей: наблюдение, игры и упражнения, эксперимент». Думаю, это будет интересно не только педагогам, но и активным родителям.

На сегодня достаточно информации. До встречи завтра! Напоминаю о своей постоянной просьбе: подписывайтесь на новости и делитесь ссылками…

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]