Пояснительная записка
Человечеством накоплен огромный «сказочный» опыт, но в условиях реализации ФГОС ДО материал, основанный на сказках, используется не в полной мере: нет четкого представления, как эффективнее и полнее использовать сказку и сказочные «продукты» в образовательном процессе.
Сказка и сказочные возможности
Вашему вниманию будет представлен опыт использования сказки и сказочных «продуктов» в образовательном процессе. Не первый год работаю по теме «Сказка и сказочные возможности». За это время был накоплен авторский материал: сказки, сказки – подсказки, присказки, заклички, зазывалки, ритуалы вхождения в сказку, словесные игры по русским народным сказкам, загадки, хороводные игры …Сказочный материал всегда доступен и легко применим в образовательном процессе.
Что я отношу к сказочным «продуктам»? Какие сказочные «продукты» были накоплены в процессе моей практической деятельности?
Сказочные «продукты»: присказки; ритуалы вхождения в сказку; сказочные считалочки; сказочные заклинания; словесные игры на основе сказок (русские народные сказки; авторские сказки) и на основе других произведений детских писателей; сказочные сюжеты в НОД; хороводные игры на сказочную тематику; подвижные игры и эстафеты по сказочным сюжетам; кроссворды по русским народным и авторским сказкам; загадки по русским народным сказкам; сказки – подсказки; мнемотаблицы по сказкам.
Подробнее остановлюсь на использовании в образовательной деятельности присказок, сказочных ритуалов или ритуалов вхождения в сказку. Ритуалы вхождения в сказку – это не просто настрой на НОД, это волшебные слова, за которыми скрывается что – то необычное, загадочное, это интрига – что же будет дальше? Ритуалы вхождения в сказку используются, как правило, в начале педагогических мероприятий. Ритуалы вхождения в сказку можно использовать, как в НОД, так и в других познавательных, развлекательных мероприятиях (литературные викторины, театрализованные постановки, развлечения, праздники); подходят для использования с детьми разных возрастов (дошкольный возраст). Ритуалы вхождения в сказку можно использовать и в конце мероприятий, в качестве рефлексии.
Материал можно использовать с любой дошкольной аудиторией (от 3 до 7 лет).
Ритуалы вхождения в сказку
Ручеек
(Можно использовать голубую или синюю ткань для имитации ручейка.)
Ручеек, ручеек в сказку множество дорог. Помоги же нам немного – укажи дну дорогу.
Цветок
Силой волшебной этот цветок Нас наполняет с макушки до ног.
Фея
(В роли феи может выступать сам педагог.)
Только Фея нас коснется, Сразу в сказку путь начнется.
Царевна – Лягушка
Силой волшебной готова делиться, Надо лишь рукой коснуться. Царевны – Лягушки пальцем касаемся, В сказку отправляемся.
Ветерок
(Можно использовать настольный вентилятор.)
Ветер, ветер, ветерок, В страну сказок путь далек. Дуй сильнее ветерок, Чтоб попали в сказку в срок.
Ракушка
(Можно использовать сувенирную морскую ракушку.)
Ракушка, ракушка, скажи нам на ушко, Как там море шумит, что о сказке говорит?
Колечко
Колечко, колечко, скажи нам словечко: – Как нам в сказку окунуться, а потом домой вернуться.
Кулачок
Кулачок с секретом к ушку поднесем, Три раза повернемся и в сказку попадем (начало мероприятия).
Кулачок
Кулачок с секретом к ушку поднесем, Три раза повернемся, и домой придем (конец мероприятия).
Дорожка
(Можно использовать дорожку из физкультурного оборудования.)
Дорожка, дорожка, помоги немножко! Ты, дорожка, не плутай, попасть в сказку помогай.
Камень
(Можно использовать декоративный камень из аквариума.)
Камень, камень, ты красивый, Обладаешь большой силой. Рукой камень мы потрем, Сразу в сказку попадем.
Указка
(Раскрутить указку на столе.)
Указка, указка, дай нам подсказку, Приди на подмогу – укажи дорогу!
Самолетик
(Бумажный самолетик.)
Самолетик, самолет отправляется в полет. Следом будем мы идти, чтоб до сказочки дойти.
Перышко
(Любое перышко, можно искусственное)
Ветер перышко принес И у нас к нему вопрос: – Если прямо мы пойдем, Сразу в сказку попадем?
Стрела
Всюду стрелочка летала, Все дороженьки узнала. Помогай, стрела, в пути, Как до сказки нам дойти?
Работа с дошкольниками над постановкой спектакляМетодические рекомендации
В методические рекомендации включены основные этапы работы с дошкольниками над постановкой спектакля и разработки сценариев спектаклей.
Рекомендации адресованы руководителям театральных объединений, педагогам дополнительного образования.
Работа с дошкольниками над постановкой спектакля
В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить.
Существует важная проблема, волнующая педагогов. По данным, в период психологической адаптации ребенка к школе у 69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других наоборот развязанность и суетливость, отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Именно драматизация «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями». (Л.С.Выготский).
Создание спектакля с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.
В ходе подготовки к спектаклю стараться соблюдать несколько основных правил:
- не перегружать детей;
- не навязывать своего мнения;
- предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.
Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщенна, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребенку. Сказка — пробуждает в детях сострадание, желание понять другого человека, чувство соучастия, справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.
Выбирая материал для инсценировки, отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в тоже время нужно обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.
Театральное объединение «Кукляндия» открыто для мальчишек и девчонок с 2003 года. Сначала это были подростки и старшие школьники. С 2006 года коллектив пополнился младшими школьниками, а с 2009 года коллектив расширился — дошколятами. В данной методической рекомендации хотелось бы уделить внимание основным этапам работы с дошкольниками над постановкой спектакля или инсценировки.
Основные этапы работы над спектаклем:
- Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.
- Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
- Работа над эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
- Поиск образа (определение характера героя, манера двигаться, говорить).
- Поиск мизансцен (музыкально-пластического решения эпизодов, постановка танцев). Можно создавать с детьми эскизы декораций и костюмов.
- Работа над текстом: предлагаемые обстоятельства и мотив поведения персонажей.
- Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в условиях публичности, закрепление отдельных мизансцен.
- Репетиции по картинам с элементами декорации и реквизита (можно условным), с музыкальным оформлением.
- Репетиция всей пьесы целиком — прогон (декорация, реквизит, костюм).
- Премьера спектакля. Обсуждение.
- Повторные показы. Подготовка альбома с фотографиями.
Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Готовя инсценировки по народным и авторским сказкам, можно провести беседу о жизни и быте людей того времени (во что одевались, чем питались, как общались, какие обычаи соблюдали). Прослушивание музыки, художественные иллюстрации. Можно просматривать фильмы, они помогают почувствовать атмосферу сказочных событий. И это расширяет кругозор. Активизирует познавательный интерес.
Полезно, для развития воображения, умения фантазировать, предложить детям сочинить жизнь героев до начала пьесы (т.е. фрагмент жизни), помогая разнообразными, наводящими вопросами. Таким образом, ненавязчиво подводим детей к умению анализировать и поиску образа персонажа.
Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды (куски). Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга и придумывают название.
Третий этап — это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками становятся самые активные дети, но надо стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. С начала детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет ведение диалога, но чувствуя поддержку (подсказку) педагога, дети начинают действовать более естественно и уверено, и их речь становиться разнообразнее и выразительнее.
Четвертый этап — поиск образа, работа строится сначала как беседа; обсуждение характера героя, манера говорить, двигаться, Выслушиваем все варианты, кто как думает? Почему? Зачем? и т.д.
В обсуждении принимают участие все дети, но задача педагога, непринужденно, подвести именно к верному решению, объясняя почему и как. Далее придумываем пластические этюды (походка, манера) и демонстрируем. На этом этапе приходится много говорить о работе актера и о роли. О том, что нет плохих ролей. Очень часто дети не хотят играть отрицательных героев, поэтому нужно объяснить детям, что задача актера показать эти отрицательные черты характера, поведения героя в нравственных целях. И еще один прием, которым можно воспользоваться, это в отрицательном герое ищем положительные качества, а в положительном отрицательные.
Пятый этап — поиск мизансцен. Создание эскизов декорации и костюмов.
Мизансцена — это размещение актеров, вещей, различных вещей (реквизит, элементы декорации) на сценической площадке в отдельные моменты спектакля. На этом этапе, юные (уже) актеры учатся действовать. Задача педагога помочь найти нужный (по логике действия) жест, движения, действие и подвести к этому действию ребенка, чтобы он действительно смог прожить какой то момент, что бы движение, действие было живым о оправданным, а не навязанным взрослым. Мы подводим ребенка к этому, основываясь именно на его жизненном опыте, анализируя его жизненные ситуации, а чтобы ты сделал…, если бы.…? а как бы ты сказала…, если бы …?). Итак, как видите на этом этапе дети сталкиваются с «магическим: если бы …»Станиславского, а это ведет к умению перевоплощаться.
Также на этом этапе проходит знакомство детей с музыкальными произведениями, которые будут звучать в спектакле. А яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение, сначала они просто импровизируют под музыку, затем двигаются, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж.
Одновременно учатся создавать эскизы, делают рисунки отдельных картин, образов по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.
Шестой этап — это постепенный переход к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями и много раз, что позволяет детям быстро выучить практически все роли. В этот период уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где? когда? в какое время? почему? зачем?) о подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? с какой целью?)
Седьмой этап начинается работа над ролью. Уже зная, что основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, ребенок вспоминает ситуацию своей жизни, когда переживал чувства похожие на ощущения героев пьесы. Не навязывайте юным актерам логику действия другого человека. Дети могут предлагать самые удачные на их взгляд придуманные мизансцены и их закрепляем.
На этом этапе добиваться выразительности и четкости речи, выявлять речевые характеристики героев. У каждого своя манера (плавно, растягивая слова, другой — очень быстро, эмоционально, третий — медленно, уверенно и т.д.)
Восьмой этап — репетиция по картинам в разных составах. Во время репетиции следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонации других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Учить размещаться по сцене (логически), не сбиваясь, не перекрывая друг друга (закон сцены). Всякую находку, новое удачное решение отмечать и поощрять, учить не бояться, а умело работать с реквизитом, обыгрывать декорацию, т.к., главное на сцене действие.
Девятый этап — самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого на репетициях некоторые декорации и реквизит были условными, то теперь используем подготовленный для спектакля реквизит, декорации, а также костюмы, которые помогают в создании образа.
Репетиции идут с музыкальным сопровождением, уточняется темпоритм спектакля, затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканость. Закреплять обязанности в подготовке реквизита и смене декораций.
Десятый этап — премьера спектакля, является одновременно и генеральной репетицией т.к. на премьеру приходит первый зритель.
Премьера — это всегда волнение, суета, ну и конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя (реквизитора, звукооператора, бутафора, костюмера и т.д.) зависит успех спектакля. Аплодисменты!
Обсуждение не имеет смысла проводить сразу после выступления. Юные актеры еще слишком возбуждены и не смогут оценить свои успехи и неудачи. Но на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре отвечая на вопросы, что было хорошо, а что — нет, дети учатся оценивать искренность и правдивость на сцене, отмечать выразительность и находчивость поведения на сцене, отмечая выразительность и находчивость отдельных исполнителей.
А задача педагога направить беседу в нужное русло своими вопросами, стараясь указать на основные промахи и недостатки, но в тоже время похвалить и отметить удачные и интересные моменты выступления.
И, заключительный этап — это повторные показы спектакля. Утверждение, о том, что детям надоедает играть одно и тоже, неверное. Это надоест, если в спектакле все запрограммированно и юные актеры только слепо выполняют волю режиссера. А если дети понимают, что они должны делать на сцене, то пытаются действовать каждый раз по-разному, то это уже элемент творческой импровизации. А это для педагога, как для руководителя театрального коллектива — самое дорогое, т.е. задача, которую ставила перед собой выполнена — раскрыть творческую индивидуальность (научить искать свои выразительные средства, а не подражать другим), способную подлинно, органически действовать в условиях публичности (сцена).
Далее прилагаются разработки сценариев различных спектаклей.
Полную версию работы можно .
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи
«Сказочная прогулка» для детей старшего дошкольного возраста
Цели:
Обучающие задачи:
- развивать нравственно-этический словарь детей;
- активизировать словарь детей по теме: «Дикие животные»;
- отрабатывать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы существительных);
- учить подбирать однокоренные слова;
- продолжать учить детей использовать в речи определения.
Развивающие задачи:
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
- развивать координацию речи с движением.
Воспитательные задачи:
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания;
- обучать в передаче эмоционального состояния с использованием различных выразительных средств.
Материал к занятию:
- ИКТ (интерактивная доска; ноутбук; презентация – уши животных: медведь, лиса, заяц, волк);
- костюмы животных: лиса, заяц;
- сказки и разрезные картинки к ним: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят»;
- загадка о сказке «Три медведя»;
- картинки «Звериная семейка» (медведь – медведица – медвежонок и т.п.);
- аудиозапись «звуки леса»;
- пиктограмма к рассказу «Кошка и пчела».
Предварительная работа:
- чтение русских народных сказок;
- отгадывание загадок о животных;
- рассматривание картинок по теме: «Дикие животные»;
- разучивание диалоговых стихов.
Ход НОД
Воспитатель. Занятие начинается со сказочного ритуала. Сейчас мы с вами отправимся на прогулку. Прогулка эта не простая, а сказочная. Предлагаю начать нашу прогулку с волшебных слов, при помощи которых мы с вами окажемся в сказке.
Мы покружимся, Мы повертимся, И со сказкою Скоро встретимся.
Дети хором повторяют эти слова
Воспитатель. Вот мы с вами и оказались в сказочном лесу. Как вы думаете, каких сказочных зверей мы можем встретить в этом лесу?
Ответы детей:
- в лесу можно встретить лису;
- в лесу можно встретить зайца;
- в лесу можно встретить сказочных зверей.
Воспитатель.
Живет в лесу волшебник – Все делает не так! Не зря его прозвали – Волшебник Противняк!
И.Ф.Кугаевская
Задание 1.
Заколдованные картинки.
Злой волшебник Противняк Заявил сегодня так: – Кто сегодня в лес придет, Никого здесь не найдет. Я с утра пораньше встал, Всех зверей заколдовал. Очень надо постараться, Чтобы в этом разобраться.
И.Ф.Кугаевская
На интерактивную доску выводятся (по мере угадывания) картинки с изображением ушей животных (заяц, волк, медведь, лиса, белка).
Дети угадывают и называют «заколдованных» животных по ушам.
Ответы детей:
- это уши зайца;
- это уши белки и т. п.
Задание 2.
Добрые – злые – разные животные.
Злой волшебник Противняк Снова сделал все не так: Добрые, злые, другие зверята… Всех перепутал он, ребята. Снова надо постараться, Чтобы в этом разобраться. Мы будем стараться И сможем разобраться.
Воспитатель. Запомните такие слова «добрый», «злой», «круглый», «большой», «быстрый», «хитрый», «запасливый». Воспитатель называет сказочного героя, а дети подбирают определение (волк – злой; лиса – хитрая и т.п.).
Ответы детей:
- белка – запасливая;
- заяц – пугливый;
- медведь – косолапый и т.д.
Задание 3.
Перепутанные сказки.
Противняк смешал все сказки. От него не ждем подсказки. Все картинки разберем, Сказки нужные найдем.
И.Ф.Кугаевская
Дети подбирают разрезные картинки к сюжетной картинке из сказки; сказки «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и другие – на выбор воспитателя.
Ответы детей:
- эта сказка называется «Колобок»;
- эта сказка называется «Заюшкина избушка»;
- эта сказка называется «Кот, петух и лиса» и т.д.
Разминка.
Мы в свой дружный хоровод Позовем лесной народ. Дети идут по кругу.Прибежали зайки, Скачут на лужайке. Дети прыгают, изображая зайцев.А лисицы-мастерицы В танце закружились. Дети кружатся на месте.Белки вместе с ними Тоже в пляс пустились. Дети выполняют приседания (пружинки).Но пришел тут Противняк, Закричали все вот так: – У-у-у! Дети кричат: У-у-у!
И.Ф.Кугаевская
Задание 4.
Загадка о сказке «Три медведя»
Возле леса на опушке Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кровати, три подушки. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки?
Ответы детей:
- эта сказка называется «Три медведя».
Задание 5.
Назови семейство.
Про звериные семейки Предстоит нам рассказать. Папу, маму и ребенка Сейчас будем называть.
Дети называют каждого из семьи зверей: например: медведь – медведица – медвежонок и т.п.
Ответы детей:
- волк-волчица-волчонок;
- лис-лиса-лисенок;
- заяц-зайчиха-зайчонок и т.д.
Задание 6.
Диалог «Разговор лисы и зайца». Стихотворение рассказывают двое детей. Дети одеты в костюмы лисы и зайца.
Зайка с Лисонькой не дружит, Как увидит – весь дрожит. Зайка Лисоньку увидит, Повернется, убежит.
Лиса. Здравствуй, Зайка! Где ты был? Зайка. Я за шубою ходил. Лиса. Где же шубу ты купил? Зайка. Да, мне ежик шубу сшил. Лиса. Ну-ка, ближе подойди! Зайка. Ой, Лиса, не подходи! Лиса. Подойди, я погляжу. Зайка. Нет, Лиса, я ухожу!
И.Ф.Кугаевская