Конспект занятия в старшей группе «Огонь – друг, огонь – враг» Социальный мир.


Конспект занятия в старшей группе «Огонь – друг, огонь – враг» Социальный мир.

Конспект занятия в старшей группе «Огонь – друг, огонь – враг» Социальный мир.

Цели:

1 .Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.

2. Закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем. Знать и соблюдать правила поведения при пожаре.

3. Воспитывать у детей уважение к труду пожарных.

Методические приемы:

Игровой;

Наглядный;

Словесный.

Оборудование:

знак опасности, символ огня, сказка «Огонь – друг, огонь – враг», картинки, презентация.

Предварительная работа: экскурсия в пожарное депо, дидактическая игра «Кому что нужно», чтение рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки».

Словарная работа:

пожарные, языки пламени, задымление, ожог.

Ход занятия

Педагог. Дети, сейчас я вам покажу один из знаков, а вы должны сказать, как он называется. Правильно, это знак опасности. А сейчас давайте поиграем. Я встану вот здесь, а вы будете называть какую – нибудь опасность, с которой человек встречается в жизни, и подходить ко мне по одному.

Дети по очереди перечисляют: пожар, землетрясение, авария, наводнение, потоп, ядовитые грибы и ягоды, опасные животные и люди, и т.д.

Педагог. Правильно, с этими опасностями человек может столкнуться в жизни. А сейчас я вам загадаю загадку про одну из этих опасностей, а вы постарайтесь ее отгадать:

Он друг ребят,

Но когда с ним шалят,

Он становится врагом

И сжигает все кругом.

(Огонь.)

Верно, это – огонь (показывает символ огня).

А сейчас я вам расскажу сказку про огонь: «Огонь – друг, огонь – враг».

Жил – был Огонь. Был он очень веселый и горячий. Гулял Огонь, где хотел – по лесам, домам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого.

Как вы думаете, почему?

Дети. Он сжигал все подряд.

Педагог. И вот однажды повстречался на его пути человек и сказал: «Давай, Огонь померяемся силой». Огонь отвечает: «Да куда тебе, Человек, со мной силой» мериться». А человек настаивал на своем, Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой за языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.

Скажите, для чего человеку нужен огонь?

Дети. Для того чтобы приготовить еду, согреться, может осветить, зажечь свечу и т.д.

Педагог. Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по марям. В моторе автомобиля тоже работает огонь – сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и на заводах в печах, он плавит металл, в других печах огонь варит стекло, из которого выдувают красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляет яркий хвост пламени – это сгорает ракетное топливо.

Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги огонь может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда может произойти беда.

Скажите, от чего может возникнуть пожар?

Дети. От спички, непотушенного окурка, невыключенной газовой плиты и электроприборов.

Педагог. А что может загореться дома, в лесу?

Чем кроме огня еще опасен пожар?

Дети. Дымом – им можно задохнуться.

Педагог. А сейчас предлагаю поиграть. Игра называется «Не ошибись». Я буду называть предметы, а вы, если этот предмет горит, будете поднимать руки, вверх, изображая языки пламени, а если не горит – руки нужно опустить.

Слова: бумага, гвоздь, шторы, столовая ложка, тетрадь, одежда, стол, мебель, сухая трава, листья, бензин, краска.

Педагог. Молодцы, садитесь. А сейчас поиграем в игру «Кросс – вопрос». Здесь спряталась картинка, если мы ответим на все вопросы, то сожжем назвать, что там изображено.

Вопросы к детям:

  1. Как называются люди, которые тушат огонь, спасают людей, дома от пожара? (Пожарные.)
  2. Почему работа пожарных нужна людям? (Они тушат пожар в домах, лесах, спасают людей, их вещи, дома.)
  3. Какая у них работа? (Трудная, тяжелая, нужная людям.)
  4. Какими должны быть пожарные? (Сильными, смелыми, закаленными, ловкими, решительными.)
  5. Почему они должны быть сильными, смелыми? (Они выносят людей из огня, работают в огне, дыму.)
  6. Зачем пожарные надевают противогаз? (Чтобы можно было дышать при задымлении.)
  7. По какому номеру вызывают пожарных? («01».)
  8. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (Что случилось и точный домашний адрес.)

Педагог. Молодцы ответили на все вопросы, и у нас открылась картинка – это пожарная машина. На ней можно быстро примчаться на пожар.

А теперь встаньте, мы с вами поиграем с мячом. Игра называется «Лови – бросай, сразу отвечай».

Для чего пожарной машине нужна сирена? (Чтобы все слышали и уступали дорогу.)

Почему пожарная машина красного цвета? (Чтобы ее было заметно на дорогах: красный — цвет огня.)

Зачем машине раздвижная лестница? (Чтобы подниматься на высокие этажи.)

Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар? (Рукава.)

Где пожарные берут воду, если она закончилась в машине? (В колодцах, из реки.)

Педагог. А что нужно обязательно знать, чтобы не случилось беды? Нужно обязательно знать правила, как себя вести во время пожара. Их мы закрепим в игре «Разрешается – запрещается».

Возьмите в руки свои знаки – светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зеленый – если это делать можно:

  • В случае пожара вызвать пожарных по телефону «01»;
  • Бросать горящие спички;
  • Кричать и звать на помощь взрослых;
  • Оставаться в помещении, где начался пожар;
  • Открывать окна и двери во время пожара;
  • Закрывать рот, нос и голову мокрым полотенцем;
  • Прятаться в угол под шкаф под кровать;
  • Оставлять без присмотра включенные электроприборы;
  • Двигаться ползком или пригнувшись к выходу;
  • Обливать водой стены и пол во время пожара;
  • Пользоваться лифтом;
  • Не бояться слушаться во всем пожарных;
  • Тушить водой горящие электроприборы;
  • Обращаться к соседям за помощью;
  • По возможности пытаться тушить пожар;
  • Включать газ электроприборы и свет.

Педагог. Молодцы, все правила назвали.

Огнь оставляет за собой страшный след: вместо леса, дома – пепел, зола, обгорелые головешки. А как страдает человек от пожара?

Дети. Он получает ожоги, задыхается от дыма.

Педагог. Очень важно оказать первую медицинскую помощь человеку. Посмотрите, что нужно делать, если у вас небольшой ожог.

Педагог. Вы должны запомнить, что пожар – это не случайность, а результат неправильного поведения. Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом, и врагом, но все – таки пользы от него больше, чем вреда. Огонь делает нашу жизнь теплее, уютнее. Я хочу, чтобы вы были очень осторожны с огнем, внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила, и беда обойдет вас стороной.

Конспект занятия по ознакомлению детей с социальной действительностью в старшей группе

Конспект занятия по ознакомлению детей с социальной действительностью в старшей группе «Предметы рукотворного мира»
Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ №289 (детский сад №1867) города Москвы.
Предлагаю Вам конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям старших групп детского сада. Занятие направлено на воспитание интереса и бережного отношения к предметам рукотворного мира.

Тема: Предметы рукотворного мира.
Программное содержание. Образовательные задачи. • Расширить знания детей о предметах рукотворного мира. • Уточнить знания детей о значении предметов рукотворного мира. • Рассказать о предметах-помощниках для каждой профессии людей. • Подвести детей к выводу, что у предметов, также как и у людей, есть своё прошлое, настоящее и будущее. • Развивать связную речь детей. • Продолжать учить детей отвечать на вопросы и находить правильный ответ. Воспитательные задачи. • Воспитывать бережное отношение к предметам, созданным руками человека. • Воспитывать интерес к изучению истории предметов. Предварительная работа. • Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». • Рассматривание иллюстраций с изображением различных предметов. • Беседа об окружающих нас предметах. • Знакомство с профессиями человека. • Рассказ родителей своим детям об игрушках их детства.
Ход занятия:

— Ребята, давайте посмотрим вокруг себя! Что мы видим? — Правильно, предметы. Все эти предметы создал человек. — Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужны предметы? — Предметы нам нужны для того, чтобы играть, учиться, работать и отдыхать. С помощью предметов мы питаемся, ухаживаем за своим телом. — Ребята, как вы думаете, какие предметы нам нужны для игры? — Правильно, конечно же, это игрушки!


Игрушки и многие другие предметы, такие как детские книги, одежду и обувь взрослые специально создавали для детей. — А какие предметы нам понадобятся для учебы в школе?


— Правильно, рюкзак, пенал, ручка, карандаш, ножницы, линейка, ластик, тетрадь и букварь. — Ребята, а какие предметы помогают в работе вашим мамам и папам? Давайте вместе вспомним. Я вам помогу. Это компьютер, телефон, лопата, лейка, книги, весы, машина и другие. — Ребят, а вы знаете, что у людей разных профессий есть свои предметы-помощники.


Например, продавцу в магазине помогают весы – на них он взвешивает товар, также нужна касса – на ней он пробивает чек и кладет в неё деньги. Садоводу нужны опрыскиватель, лейка и ножницы для подрезки растений. Дворнику в работе помогают лопата, метла и ведро. А воспитателю в работе с детьми нужно много детских книг и игр, доска, стулья и парты. — Вот видите, у каждого человека есть свои предметы, которые ему помогают в его нелёгкой работе. Ребят, но если есть предметы для работы, значит, есть предметы и для отдыха. Как вы думаете, что это за предметы? — Конечно же, это кровать, кресло, телевизор, телефон, магнитофон, подушка, журналы, очки от солнца, надувной мяч и круг. Многие предметы могут служить и для работы и для отдыха.


Например, по телефону человек может общаться во время работы и когда отдыхает. — Ребята, а какие предметы нам с вами помогают культурно поесть? Из чего мы пьём, едим, чем едим? — Правильно, это чашка, тарелка, ложка, вилка, нож и салфетки. — Ребята, какие предметы нам с вами помогают ухаживать за своим телом? — Правильно, это мыло, мочалка, шампунь, зубная щётка и зубная паста, крема, расческа. — Ребята, а теперь давайте поиграем с вами в очень интересную игру. Я вам буду называть любой предмет, а вы мне говорить, для чего он нужен. Например, лейка. А вы говорите, чтобы поливать растения. Всем понятно? Будьте внимательны! — Саша, для чего нужен стул? -Правильно, чтобы на нём сидеть. — Катя, для чего нужна ручка? — Правильно, чтобы ей писать. (Я называю следующие слова: кукла, мяч, резинка, заколка, лопатка, стол, карандаш, тетрадь, зонт, ваза, шкаф, и т.д.). — Молодцы, какие, всё знаете! — Ребята, предметы придумали ещё древние люди. Со временем человек их изменял, улучшал. Люди и сегодня продолжают изменять предметы, чтобы они становились удобнее и лучше. У каждого предмета есть своё прошлое, настоящее и будущее. Так у вашей игрушки, с которой вы играете дома, есть своя история изготовления. Вот послушайте её. Прежде чем попасть к вам домой, она очень долго блуждала по свету. Сначала её нужно было изготовить. Например, мягкую игрушку сшили на фабрике игрушек, а потом отвезли в магазин, где вам её и купили родители. А вот машинки, в которые играют наши мальчики, делают из металла и пластмассы. Очень длинную и интересную историю могут нам рассказать стол и стул, наши парты.


Представляете, сначала они росли в лесу в виде дерева, затем дерево срубили, и из ствола сделали доски. Собрали стол и стул, подпилили, отполировали, покрыли краской, лаком и отвезли на продажу в магазин. Теперь вот они у нас стоят в группе. Мебель прошла нелёгкий путь изготовления, и её нужно беречь. — Ребята, все предметы, созданные руками человека нужно беречь, чтобы они нам дольше служили! — Занятие окончено. Все молодцы!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в сказку» Конспект занятия по математике для детей старшей ортопедической группы Конспект учебно-игровой деятельности в старшей группе по разделу программы «Детство» Конспект НОД по восприятию музыки в старшей группе детского сада

Похожие статьи:

Занятие в старшей группе детского сада на тему 23 февраля

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы

Конспекты занятий по математике в старшей группе

Конспект занятия на тему «Заповедник» в старшей группе

Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Задачи:

1. Продолжать учить понимать эмоции окружающих по выражению лица, жестам, движениям тела.

2. Развивать представления об индивидуальных особенностях людей, о том, что каждый человек уникален.

3. Продолжать воспитывать групповую сплоченность, внимание к себе и партнеру, способность преодолевать замкнутость, пассивность; желание участвовать в совместных играх.

Материал: ковер-самолет, аудиозапись грустной и веселой музыки: «Плакса» Д.Б.Кабалевского, «Чунга-чанга» муз.Шаинского, сл.Ю.Энтина, карандаши, альбомы.

Ход ООД

Воспитатель: Доброе утро и всем улыбнись,

Справа и слева друзьям поклонись.

Будем дружить, помогать всем всегда-

Вы согласны? Ответьте мне: «Да!»

Воспитатель: Сегодня я предлагаю отправиться в необычное путешествие. Но прежде чем отправиться в путешествие, вам надо узнать, с кем вам предстоит долгий путь. (Дети в кругу, а ведущий на ощупь узнает ребенка. Всех узнали, а сейчас отправляемся в путешествие.

Воспитатель: А путешествовать мы будем на ковре самолете. Нужно встать на этот разноцветный ковер, закрыть глазки и полетели.

Мы попали на Северный полюс и здесь очень холодно. Как можно показать, что нам холодно, грустно и одиноко?

Выразительные движения: колени сомкнуты так, что одно колено прикрывает другое, руки около рта – согреваются дыханием.

Воспитатель: На северном полюсе мы побывали. Продолжим наше путешествие. Теперь мы попали на волшебный остров, где живут одни плаксы. Люди этого острова все время расстроены и часто плачут. Изобразите жителей этого острова. (Звучит пьеса «Плакса» Д.Б. Кабалевского.)

Воспитатель: Что очень грустно жителям этого острова. Давайте попробуем развеселить плакс. Сейчас поделитесь на пары. Один из вас будет изображать грустного человека, другой должен развеселить его, вызвать улыбку, смех. Трогать руками нельзя. (Дети выполняют задание, когда задание выполнено – меняются местами.)

Воспитатель: А теперь встаем на наш ковер-самолет и полетели дальше. И попали на чудесный остров, где все всегда радостные и беззаботные. Давайте вместе с ними повеселимся под веселую музыку. (Звучит музыка «Чунга-чанга» муз. В. Шаинского, сл.Ю. Энтина.)

Воспитатель: А сейчас полетели дальше и попали мы на остров Молчунов. На этом острове никто не разговаривает, все молчат, общаются друг с другом с помощью движения рук, тела, взгляда. Разделитесь на две группы. Одна должна вспомнить какую-нибудь известную сказку, распределить роли и попытаться разыграть ее без слов. Вторая группа должна будет догадаться, что эта за сказка и кто кого изображает. (Дети показывают сказку.)

Воспитатель: Наше путешествие заканчивается. И наш ковер-самолет прилетел в детский сад. Вам понравилось в путешествии?

Воспитатель: А сейчас вам нужно нарисовать, что вам больше всего запомнилось в путешествии. (Дети проходят за столы и рисуют.)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Молодцы, вы сегодня были дружными, активными и справились со всеми заданиями. Я желаю вам хорошего настроения, и чтобы вы говорили друг другу хорошие и добрые слова.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]