Почему это важно?
Может показаться, что слишком большое внимание уделяется таким незамысловатым занятиям как лепка, рисование и собирание конструктора. Со стороны не видно, какие усилия прилагает ребенок, его развитие не выглядит очевидным, ведь совершенствование навыков происходит постепенно. Однако не стоит недооценивать продуктивные виды деятельности.
Современная система образования, которая претерпевает постоянные изменения, с недавних пор пришла к тому, что детские сады стали частью всей системы. Проще говоря, развитие ребенка начинается уже в пресловутом «садике». Там опытные воспитатели и учителя помогут ребенку раскрыть потенциал и развить по максимуму все положительные качества.
Развитие детей – основная задача дошкольного образования
Ребенок в сфере образования становится не объектом, на который осуществляется воздействие, а субъектом, который сам играет центральную роль в собственном развитии.
Иными словами, не учитель должен «запихивать» знания в воспитанника, а сам малыш должен стремиться добыть необходимую информацию. Этот феномен появился благодаря гуманизации и демократизации образования, когда внимание перемещается с учителя на ученика, и именно последний становится центром воспитательного процесса.
Совершенствование навыков, полученных в дошкольном учреждении, с родителями поможет как взрослым, так и ребенку: вам будет проще понять свое чадо, а ему, в свою очередь, будет приятно продемонстрировать своей семье, что он умеет делать. Именно поэтому важно и нужно развивать продуктивные навыки.
«Инновационная культура педагога» это сформированная готовность педагога к целенаправленному поиску и получению новых знаний, проявление общекультурных, профессиональных и личностных качеств.
Интеграция – одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования.
Собственно «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.
Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, — усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Одно из главных условий – развивать творчество детей различными путями, в том числе и в конструктивной деятельности, которая включает в себя различные виды конструирования (например-бумага). В создании поделок из бумаги с помощью нетрадиционных техник доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата. Технология работы с бумагой может быть различной. Сухомлинский В.А. писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Исследования последних лет показывают, что из года в год растёт количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Всем известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Работа с бумагой способствует развитию творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса. А самое главное при работе с бумагой — развиваются разнообразные действия рук: координация обеих рук, координация движения руки и глаза, и зрительный контроль. В нашем детском саду дети с большим удовольствием мастерят поделки в технике «оригами», «модульное оригами» и «кирогами». Мною разработана программа кружка «Хотелки-умелки» для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, где являюсь руководителем.
Известно, что интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, ёмким. Интегрированное обучение детей позволяет увидеть и понять любое явление целостно, в детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира. В своей работе применяю интеграцию дополнительного образования и воспитательно-образовательного процесса, то есть провожу интегрированное обучение.
Интегрированное обучение представляет собой объединение нескольких видов деятельности. Так, на занятии «Поможем «Принцессе Четыре» (для детей 4-5 лет) детям предлагались задания разного характера:
1) Математические (Счёт до четырёх, число 4; закрепление геометрических фигур, классификация геометрических фигур по одному признаку);
2) Задания, направленные на закрепление знаний об окружающем мире. («Принцессой Четыре» с детьми рассматривает и закрепляет перелётных птиц);
3) Задания, направленные на развитие речи.( При помощи художественного слова дети попадают в «Страну «Математика» );
4) Продуктивная деятельность (Дети «Принцессе Четыре» решили сделать птиц в технике оригами из квадрата.);
Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты:
1) социальные, в том числе нравственно-этические;
2) эмоционально — чувственные, включая музыкальные;
3) художественно-эстетические;
4) логико-математические;
5) естественно – научные.
Это хорошо видно на примере занятия «Сказочная птица-лебедь» (для детей 5-6 лет). Здесь даются:
естественно — научные знания: об образе жизни и характерных особенностях, присущих этим птицам;
социально-экологические: поведение людей в природе по отношению к животному миру;
эмоционально-чувственные: идёт разговор о сказках «Дикие лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Гадкий утёнок», где описывается образ лебедя. Детям предлагаются для прослушивания фрагменты из балета П. Чайковского «Лебединое озеро», Сен-Санса «Лебедь». Дети выполняют творческие задания – покажи, как двигаются лебеди под ту или иную мелодию;
художественные: на занятии используются картины Рылова «В голубом просторе», Врубеля «Царевна Лебедь»;
продуктивная деятельность: дети изготавливают лебедей в технике «кирогами» и дорисовывают не достающие детали.
Тематика занятий может быть разнообразна. На таких занятиях происходит взаимопроникновение материала из разных разделов воспитания и обучения через разные виды деятельности. Так на одном занятии могут быть использованы задачи речевого, математического развития и изодеятельности, на другом – экологического, социального воспитания и театрализованной деятельности. Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ), рассматриваемая на занятии.
Интегрированное построение занятий даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия.
необходима предельная чёткость, компактность, большая информативность учебного материала;
логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов;
свободное размещение наглядного материала;
смена динамических поз;
привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей.
Так, часть занятий проводится совместно с музыкальными руководителями, это такие занятия, как «В некотором царстве, бумажном государстве», «Путешествия по сказкам Г. Х.Андерсена».
Занятия с преподавателем по изодеятельности включает задачи по знакомству с живописью, графикой, продуктивные виды деятельности: рисование, лепку, аппликацию.
Одним из условий реализации программы «Радуга» является открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями. Одной из форм сотрудничества с семьёй стало проведение детско-родительских занятий интегрированного характера. Целью таких занятий является: формирование способов взаимодействия детей и родителей на занятии. Так на заседаниях «Семейного клуба оригами» дети обучают родителей изготавливать поделки в технике «оригами» и «кирогами»: для игровой и театрализованной деятельности. После чего проводится конкурс на самую лучшую и интересную сказку или красивую игрушку.
Работа по данной теме проводится много лет и теперь уже можно сделать выводы:
1. Планирование занятий интегрированного характера, и использование новых технологий в своей практической деятельности даёт возможность для самореализации, самовыражения, способствуют повышению уровня профессионального интереса, творческой активности, ведёт целенаправленному поиску, то есть развивается инновационная культура педагогов.
2. Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
3. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность.
4. Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
5. Такие занятия способствуют более тесному контакту детей, специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.
6. Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.
Как организовать продуктивные виды деятельности детей в старшем дошкольном возрасте на базе ДОУ
Организуют продуктивную деятельность в старших и подготовительных группах детского сада согласно тематических планов. Такие занятия осуществляются поэтапно.
Сначала разрабатывается система занимательной продуктивной деятельности. Для этого изучается различная методическая и интерактивная литература.
Многие педагоги при организации продуктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста опираются на разработки коллектива авторов под руководством О.В. Дыбиной. авторы предлагают собственные интересные идеи для проведения нетрадиционных техник.
Одним из этапов является формирование у детей старшего дошкольного возраста основных компетентностей. Тут и творческие способности, и коммуникативная сторона деятельности.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Игра однообразна- это, как правило, повторы одних и тех же операций(например кормление)
При том, что игра выступает центральной характеристикой развития ребенка, большое значение для него имеют продуктивные виды деятельности, и прежде всего изобразительная деятельность и конструирование. КОНСТРУИРОВАНИЕ Детское конструирование представляет собой интересную, но достаточно сложную практическую деятельность. Дети 3-4 лет могут осуществлять целенаправленные действия по созданию несложных конструкций из строительного материала. К 4 годам дети: — различают и правильно называют основные детали строительного материала (кубик, кирпичик, призма),понятия (высокий- низкий, широкий-узкий,длинный- короткий); -конструируют по готовому образцу; -сооружают элементарные предметные конструкции, состоящие из 2-3 основных частей;
Рисование Ребенок 3-4 лет создает предметный схематический рисунок. изображение опережает замысел. Начиная рисовать, ребенок не знает, что у него получится. Если изображение получилось не очень похожим на задуманное, он легко перестроится: «Машина не получилась, это киса».
Чем богаче мир ребенка,тем более интересными будут его рисунки Аппликация Аппликация- это способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных на определенный фон К 4 годам дети: — выкладывают и наклеивают элементы декоративной аппликации на полосе, квадрате, используя сначала одинаковые, а затем разные по цвет, форме и величине фигуры; -составляют и наклеивают простые схематические изображения (бусы, воздушные шары, платочки,флажки на веревочке)и более сложные( грибок,домик) В младшем дошкольном возрасте из-за недостаточного развития мелких мышц руки, слабой координации движений и зрительного контроля за своими действиями дети не работают с ножницами, апплицируют из готовых геометрических фигур.
Развитие моторики Показатели развития моторики детей 3-4 лет: -ребенок может пройти по гимнастической скамейке; -ударяет мяч об пол и овит его двумя руками(3-4 раза) -перекладывает мелкие предметы (со стола в коробку)
Показатели умственного развития 4 года ВОСПРИЯТИЕ — может выбрать из нескольких одну карточку по названию цвета или формы -может подобрать предметы или строительные детали по определенной форме -может сопоставить по величине 5-7 предметов одинаковой формы. -использует в речи слова-предлоги. МЫШЛЕНИЕ -может по предложенной взрослым схеме собрать несложную постройку из кубиков (4-5 деталей) ВООБРАЖЕНИЕ -может дать несколько ответов на вопрос: «на что похожа фигурка?»; дополняет незаконченную сказку 2-3 предложениями. Показатели речевого развития Фонетическая сторона речи Ребенок может заниматься звукоподражательными упражнениями, произнося громко гласные звуки. У него появляется особая чувствительность к звуковой стороне речи
Грамматический строй речи Ребенок активно употребляет грамматические формы. Различает единственное и множественное число предметов(посуда, одежда, игрушки). Правильно употребляет слова, обозначающие детенышей животных,выделяет признак предметов (форма, цвет, величина)понимает назначение предлогов, пользуется разной интонацией (вопросительной, повествовательной, побуждающей) Социальное развитие Игровое взаимодействие 3-4 года Вначале- игра рядом. Дети участвуют в совместных шалостях. К концу -способны привлечь другого ребенка для игры. Объединяются для нее по 2-3 человека. Но еще не распределяют роли, нет взаимодействия персонажей, не учитываются игровые желания другого. Спасибо за внимание!
Следующая > |
Результаты занятий
Для детей необходимо создать систему занятий. Если педагог правильно распределит продуктивную деятельность, и все ее виды будут задействованы, результат будет следующим:
- дети будут развиты творчески;
- в группе будет отличная психологическая обстановка;
- дошкольники хорошо подготовятся к школьным занятиям.
Чаще всего продуктивная деятельность связывает собой несколько областей, это творчество, социализация, познание, труд, коммуникация, безопасность дошкольников. Художественно-продуктивная деятельность и творчество позволяют развить речь ребенка. В таком возрасте с ней имеется множество проблем, это скудность (бедный словарный запас), односложность, она состоит лишь из простых предложений, и слова далеки от красивых, литературных. Например: «чо», вместо «что», «красивый цветочек», вместо «мне нравится этот цветок, потому что…», ну а вместо «мне этого не хочется, потому что…» можно услышать и «отстань», и прочие выражения. Детей необходимо учить говорить красиво, объяснять свои предпочтения более полно и качественно.
Кроме этого, дети получают нравственное воспитание, закрепляют знания, полученные в процессе обучения, у них вырабатываются необходимые качества характера:
- активность;
- самостоятельность;
- наблюдательность;
- целеустремленность;
- терпение;
- желание доводить до конца начатое;
- умение «раскладывать по полочкам» полученную информацию и ее усвоение.
Продуктивная деятельность улучшает и физическое состояние детей. Они становятся более жизнерадостными, настроение улучшается, повышается общий тонус, характер становится более раскрепощенным и активным. После занятий и на них ребенок активен. Важно сразу правильно формировать его осанку, походку, положение тела, ведь все эти качества в будущем пригодятся пока еще маленькому человечку. Продуктивная деятельность позволяет скоординировать движения, «настроить» вестибулярный аппарат, укрепить мускулатуру.
Теперь предлагаем познакомиться с основными видами продуктивной деятельности. И заодно отметим особенности каждого.
Презентация «Продуктивные виды деятельности как средство развития творческих способностей ребенка»
Алена Григорьева
Презентация «Продуктивные виды деятельности как средство развития творческих способностей ребенка»
слайд 2:
Продуктивные виды деятельности дошкольника – это виды деятельности, в которых ребенок, моделируя предметы окружающего мира, приходит к созданию реального продукта (рисунка, конструкции, объемного изображения)
как материального воплощения представлений о предмете, явлении, ситуации. К
продуктивным видам деятельности относятся изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
и конструктивная
деятельность.
слайд 3:
Цель: развитие творческих способностей детей в продуктивной деятельности.
Задачи: — подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности;
— совершенствовать и углублять изобразительные навыки;
— обучать приемам нетрадиционной техники с использованием различных материалов;
— способствовать раскрытию творческого потенциала ребенка, используя в работе различные техники;
— формировать эстетическое отношение к окружающему; воспитывать художественный вкус;
— развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
— воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
слайд 4:
Методы работы: Формирование игровой мотивации (интерес к действиям, желание заниматься)
;
Наглядные методы (рассматривание, наблюдение, слайды, презентации, картины, схемы, видеофильмы, экскурсии и т. д.);
Словесные методы (рассказ, художественное слово, беседа, объяснение, пояснение, напоминание, поощрение);
Практические методы (метод упражнений, метод лабораторных работ, метод практических работ, метод игры, метод моделирования, элементарный метод);
Репродуктивный метод (прием повтора; работа в тетрадях с графическими заданиями; выполнение формообразующих движений рукой).
слайд 5:
Виды нетрадиционных техник рисования
Младшая группа (2-4года)
: Рисование жесткой полусухой кистью, рисование пальчиком, рисование ладошкой, рисование ватной палочкой, печатками из картофеля, оттиск пробкой.
Средняя группа (4-5лет)
: оттиск поролоном, оттиск печатками из ластика, листьев, восковые мелки+акварель, свеча+акварель, рисование мятой бумагой.
Старшая и подготовительная группа (5-7 лет)
: монотипия пейзажная, рисование зубной щеткой, расчесывание краски, набрызг, воздушные фломастеры, кляксография с трубочкой, фотокопия — рисование свечой, граттаж черно-белый, цветной, рисование нитками, рисование солью, песком, манкой, монотипия предметная.
слайд 7:
Нетрадиционная техника аппликации: аппликация 3D (объемная, обрывная, квиллинг, модульная аппликация (мозаика, аппликация лентами, оригами, торцевание, аппликация из ткани, аппликация из соломы, аппликация из крупы и др.
слайд 8:
Видынетрадиционной техники лепки: отпечатывание, модульная, процарапывание, на каркасе, из колец, живопись, скульптурная, конструктивная, пластилинография, тестопластика.
слайд 9:
Творческое — создание замысла, техническое — воплощение замысла.
Видыдетского конструирования: из строительного материала, практическое и компьютерное, из деталей конструкторов, из бумаги, из природного материала, из крупно-габаритных модулей.
слайд 11:
Вывод:
Продуктивная деятельность в детском саду отвечает потребностям и интересам дошкольников и обладает широкими возможностями для познавательного, социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического, физического развития. Ребенку предоставляются практически неограниченные возможности для самовыражения и творчества в продуктивных видах деятельности и развиваясь в общении с окружающими он получает позитивный эффект от результата и процесса деятельности.
Итог
Как можно заметить, продуктивные навыки, развитые в дошкольном возрасте, имеют массу плюсов:
- развитие эстетических и нравственных чувств воспитанника;
- совершенствование его умственной и физической сторон;
- формирование понятий о пространстве, форме, композиции;
- приобретение дополнительных навыков работы с инструментами и канцелярскими принадлежностями;
- развитие усидчивости, трудолюбия, логики.
А для того, чтобы всего этого достичь, нужно сделать не так уж и много: обеспечить малыша всеми необходимыми материалами и вместе с ним попробовать смастерить поделку, вылепить фигурку или нарисовать картину. Это доставит удовольствие и вам, и ребенку, и поможет ему сделать еще один шаг к своему успешному образованию.
Оставить комментарий
Продуктивная деятельность дошкольников: рисование
Особенно сильно малыши любят рисовать. Здесь у них — простор для воображения, изображается на бумаге все: герои сказок, космос, лес, отдельные предметы, узоры, сценки, пережитые в жизни — здесь ребенок полностью реализовывает свое мышление. Рисуя, дети еще раз переживают пережитые эмоции, раскрывают свои мысли. Обычно задание по рисованию дается на самостоятельные темы, то есть каждый сам решает, что, как и каким цветом изобразить. По рисункам можно судить и о характере малыша, и узнать его страхи, которые он держит в себе. Иногда рекомендуется посещение психолога, чтобы он разрешил проблему ребенка, скорректировал представление об окружающем мире.
Формирование продуктивной деятельности дошкольника
Необходимо правильно разработать программу занятий. Нельзя, чтобы дети изо дня в день занимались одним и тем же. Если малыш любит рисовать, но не хочет конструировать или лепить, необходимо его заинтересовать. Попросите построить или слепить свой дом, а после того, как он будет готов, пусть расскажет о нем, о том, где он стоит, где ему нравится гулять.
Рассказывать о готовых продуктах, будь это рисунок или аппликация, нужно. В это время формируется речь, пополняется словарный запас. Например, ребенок нарисовал котенка. Пусть придумает ему кличку, расскажет о его характере, предпочтениях в еде и играх — это уже творческое мышление.
Продуктивная деятельность необходима не только дошкольникам, но и ученикам младших классов. Во многих школах созданы центры детского творчества, которые отлично помогают в обучении.
В чем состоит успешность развития продуктивных видов деятельности старших дошкольников
Продуктивные виды деятельности являются эффективными в развитии у дошкольников различных психических процессов. Когда ребенок рисует, он обдумывает или планирует результат изображения. Таким образом идет становление воображения. Можно сказать творческое воображение предшествует получению продукта.
В лепке и разных видов аппликации дети также представляют свои впечатления о том, что их окружает в мире, как они относятся к окружающему.
Аппликация поможет ребенку ознакомиться с различными способами обработки бумаги. Дети старшего дошкольного возраста вырезают, обрывают, сминают, скручивают, сгибают, складывают, наклеивают бумагу или отдельные ее части.
На занятиях ИЗО дошкольного заведения у детей развиваются эстетическое восприятие.
Изделия, которые создаются детьми, создают приятную атмосферу сотрудничества. Дети радуются совместному творчеству. Такие занятия воспитывают у дошкольников нравственные качества, у них осуществляется развитие трудолюбие и отзывчивость.
Когда дети занимаются конструкторской деятельностью они получают очень хорошие навыки образного мышления.
Изо-занятия, конструирование, лепка развивают у детей в старшем дошкольном возрасте различные умения и навыки, которые им позднее пригодятся в школе.
Занятия в первую очередь формируют эмоциональную сферу дошкольников.
Такие занятия всегда сопровождаются общением, поэтому здесь можно сказать о развитии речи. Создание поделки стимулирует у детей речевую активность. Дети подражают в речи взрослому, они развиваются в плане диалогической речи.
Поэтому рассматриваемые нами виды деятельности развивают коммуникативные функции речи старших дошкольников.