Конспект гимнастики после дневного сна с закаливающими мероприятиями и самомассажем в старшей группе «Котята в цирке»


Закаливание детей дошкольного возраста

Закаливание — важный элементздорового образа жизничеловека в любом возрасте. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на резкие изменения условий внешней среды. Дети быстрее, чем взрослые, перегреваются, переохлаждаются, более чувствительны к влажности (особенно повышенной влажности внешнего воздуха — сырости), ультрафиолетовым лучам. Дети, закаливание которых начато в раннем возрасте, болеют реже, легче переносят адаптацию при поступлении в детский сад.

Перечислим основные принципы закаливания:

  • закаливание нужно начинать в состоянии полного здоровья;
  • интенсивность и длительность закаливающих процедур должны нарастать постепенно с учётом переносимости их ребёнком;
  • эффект закаливания зависит от систематичности его проведения;

Воздушные закаливающие процедурывходят в обычный режим дня:

  • воздушные ванны при переодевании ребёнка и во время утренней гимнастики;
  • сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха (открытые фрамуги, форточки);
  • поддержание оптимального температурного режима в помещении (температура +18…20°С)
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе по 3-4 часа на свежем воздухе в любую погоду тренируют терморегуляторный механизм ребёнка, адаптируют его к колебаниям температуры, влажности, движению воздуха;
  • одежда должна быть лёгкой, не стесняющей движений, с минимальным содержанием искусственных и синтетических материалов;

Во время прогулок следите за состоянием ребёнка, регулируйте его двигательную активность. В случае, если он вспотел, его нужно увести домой и сменить одежду. Помните, что одежда, высыхая на ребёнке, вызывает его переохлаждение.

Закаливание солнцемначинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят на местные солнечные ванны, оставляют открытыми отдельные участки тела, руки, ноги. Закаливание солнцем: продолжительность воздушной ванны в первые дни 2-3 минуты. Ежедневно экспозиция увеличивается на 40 секунд, доводя пребывание раздетыми до 15-20 минут. Длительность приёма ванн постепенно увеличивается, проводятся они под контролем самочувствия ребёнка. Голова ребёнка должна быть постоянно закрыта от солнечных лучей светлой панамой. В жаркий летний лень малышам обязательно требуется питьё. Наилучшее время для приёма ванн — с 10 до 11 часов утра.

Наиболее эффективный метод закаливания —закаливание водой. Он также должен прочно закрепиться в режиме дня дошкольного возраста в ежедневных процедурах:

  • мытьё рук после сна или пользования туалетом тёплой водой с мылом. Затем — попеременное умывание рук до локтей, лица, шеи, верхней части груди тёплой и прохладной водой;
  • чистка зубов с последующим полосканием полости рта прохладной водой;
  • полоскание горла кипячёной водой после приёма пищи с постепенным снижением её температуры с 36 до 22 °С на 1°С каждые 5 дней;

К специальным закаливающим водным процедурам относятся:

  • обтирания тела. Обтирание частей тела (руки, грудь, спина) начинают с сухого растирания до лёгкой красноты кожи варежкой или мохнатым полотенцем в течение 7—10 дней. Затем производятся влажные обтирания, температуру воды снижают с 30…32 °С до комнатной на 1 °С каждые 2 дня. Продолжительность процедуры — до 3 минут. В конце следует сухое обтирание;
  • с целью закаливания дошкольников можно использоватьконтрастное обливаниестоп водой. Детям ослабленным, часто болеющим ОРЗ рекомендуется щадящий режим обливания, когда обливают ноги сначала тёплой водой (+38…36°С), затем +28°С и заканчивают снова тёплой водой. Детям здоровым рекомендуется больший контраст: +38 — +18 — +38 — +18°С. Заканчивают процедуру сухим растиранием. Обливание проводят из кувшина или лейки с перфорированной насадкой.
  • можно использоватьконтрастные обливания для рук, температурный режим такой же, как и при обливании стоп.
  • общие обливания телапроводятся водой с начальной температуры +36°С, длительность первого обливания 15 секунд. В дальнейшем температура воды постепенно снижается на 1°С в неделю, а длительность увеличивается до 35 секунд.
  • Хорошо в плане закаливания себя зарекомендовала « Дорожка здоровья»:

1) резиновый коврик с шипами

2) циновка

3) коврик с шипами

4) ребристая доска

5) резиновый коврик с полосками

6) ящик с камушками

1-ая часть-мешковина, смоченная водой 40С охлаждается до 35-36С, за ней полотенце;

2-ая часть –дорожка без мешковины, сразу же ковровая дорожка.

В случае болезни ребенка, закаливающие процедуры возобновляют по щадящему режиму через 1-2 недели после полного выздоровления в зависимости от характера заболевания. Температура воды при этом должна быть на 2-3 градуса выше, чем до заболевания ребёнка.

Самый мощный закаливающий фактор, гармонично сочетающий в себе приятное полезное —плавание. Занятия на воде комплексно воздействуют на весь организм,плавание укрепляет его и закаливает.

Основные правила закаливания ребенка:

  • Приступать к закаливанию можно в любое время года.
  • Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.
  • Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.
  • Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.
  • Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.

Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции, Осторожность, постепенность, систематичность— три принципа, которых надо неукоснительно придерживаться, закаливая ребёнка.

Секреты детского здоровья

Родителям следует помнить, что закаливание не дает 100% гарантии отсутствия заболеваний. Это лишь одна из важных составляющих здорового образа жизни. Необходимо также заботиться о правильном питании и создании здорового микроклимата, а также не забывать, что организм нуждается в поддержке иммунитета «изнутри». С этой целью специалисты рекомендуют применять специальные препараты – иммуномодуляторы, способные поддерживать иммунную систему в полной боевой готовности, что важно и во время закаливания, когда организм подвергается серьезным испытаниям. Одно из наиболее эффективных и безопасных профилактических средств, рекомендованных в отечественной педиатрической практике – Анаферон детский. При приеме данного препарата обеспечивается надежная защита от вирусов, которым особенно подвержен ослабленный организм.

Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет

Конспект закаливающих процедур после дневного сна в средней группе Конспект закаливающих процедур после дневного сна в средней группе. Воспитатель: Пугина К. В. 2021. Цель: Профилактика простудных заболеваний с использованием закаливающих процедур. Задачи. Образовательные: Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребёнка….

Организация физкультурно-оздоровительных и закаливающих мероприятий в средней группе Самый драгоценный дар, который человек получил от природы — это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого из нас от болезней. «Здоровье каждому человеку дает физкультура, закаливание, здоровый образ жизни!» — эти слова принадлежат великому…

Закаливание после дневного сна в старшей группе

Дыхательная гимнастика.

Оздоровительные упражнения для горла. 1. «Лошадка». Вспомните, как по мостовой цокают копыта лошадки. Цокаем языком то громче, то тише. Скорость движения лошадки то убыстряем, то замедляем. 2. «Ворона». Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимает голову, то в сторону поворачивает. И всюду слышно её веселое карканье. Дети протяжно произносят «ка-а-а-аар». Повтор 5-6 раз. 3. «Змеиный язычок». Представляем, как длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка. Повтор 6 раз. 4. «Зевота». Сидя, расслабиться; опустить голову, широко раскрыть рот. Вслух произнести «о-о-хо-хо-хо-о-о-о-о» — позевать . Повтор5-6 раз.

Водные процедуры.

Кран, откройся! Нос, умойся! Мойтесь сразу, оба глаза! Мойтесь, уши, мойся, шейка! Шейка, мойся хорошенько! Мойся, мойся, обливайся! Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!!!

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА № 5 (ноя)

средняя группа

Цель:

поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость, помочь организму «проснуться»; развитие у детей мотивации к сохранению и укреплению здоровья; формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия.

Оборудование:

МР3 — плеер, аудиозапись со спокойной музыкой, мелкие предметы (ткань), «дорожки здоровья».

Гимнастика в постели.

«Потягивание».
И.п.
– из позиции «лежа на спине» в кровати. 1.На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по кровати, а левая рука – вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, ноги и руки максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: «ид-д-да-а-а-а». 2.Правая нога тянется пяточкой вперед по кровати, а правая рука – вверх, вдоль туловища – вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится «пин-гал-ла-а». 3.Обе ноги тянутся пяточками вперед по кровати, обе руки – вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести «су-шум-м-м-на».

Профилактика плоскостопия. И.п

. – стоя возле кровати. 1. «Сокращение» стоп. 2. Перекатывание с пятки на носок и с носка на пятку. 3. Собирание с пола мелких предметов (ткани) пальцами ног. 4. Сведение и разведение пяток, стоя на носках. 5. Приседание на носки. Хождение босиком по «дорожке здоровья».

Массаж рук.

1. «Моют» кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла. 2. Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него. 3. Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой руки, словно по стиральной доске.

Профилактика нарушений осанки

, дыхательная гимнастика. Физкуль.
И.п.
– стоя между кроватями.
Вот такая стрекоза
, (встать на носки, руки вверх через стороны)
Как горошины, глаза
. (соединить указательный и большой пальцы обеих рук в круг приставить к глазам («очки»), повороты в стороны)
А сама, как вертолет
, (вращения предплечьями назад-вперед с полуповоротом влево, вправо, назад, вперед. налево-направо; наклоны в стороны)
И на травушке – роса
, (присед)
И на кустиках роса
. (наклоны вперед, прогнувшись)
Мы ладошки отряхнули
, (хлопки перед собой, руки поочередно вверх-вниз)
Улетела стрекоза
. (мелкие частые движения кистями, руки в стороны)
Попрыгунья испугалась
, (руки за голову, наклоны влево-вправо)
Только песенка осталась
.( ладони сложить рупором и «петь»: «Д-з-з-з, д-з-з-з, з-з»)

Контрастное и нетрадиционное закаливание.

К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливания относят любые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры.

Имеется достаточный опыт интенсивного закаливания детей раннего возраста в родительских оздоровительных клубах. Однако практически нет научных исследований, свидетельствующих о возможности использования этого вида закаливания. Поэтому большинство авторов, занимающихся вопросами закаливания детей раннего возраста, считают купание детей в ледяной воде противопоказанным.

Существует контрастное закаливание как переходная ступень между традиционным и интенсивным закаливанием: контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др. Контрастное закаливание эффективнее закаливания только холодом. Наиболее распространенным методом для детей является контрастное обливание ножек (нельзя обливать холодные ноги холодной водой, ноги предварительно нужно согреть).

Существуют и так называемых фармакологические методы закаливания – применение иммуностимуляторов, усиливающих интерферонообразование. Некоторые авторы рекомендуют их использовать для профилактики частых респираторных заболеваний у детей раннего возраста. Однако вопрос этот недостаточно изучен, и результаты проведенного терапевтического опыта свидетельствуют об отсутствии влияния лечения иммуностимуляторами на уровень и динамику респираторной заболеваемости.

Закаливание солнцем.

Ультрафиолетовые лучи активно влияют на иммунологическую резистентность организма. Однако, чем меньше возраст ребенка, тем выше чувствительность к ультрафиолетовым лучам. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. С осторожностью они назначаются и детям от 1 года до 3 лет, и только в более старшем возрасте их проводят достаточно широко. В рассеянных солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых и сравнительно мало инфракрасных лучей, которые вызывают перегревание организма ребенка, что особенно опасно для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью.

Осенью, зимой и весной прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо, но и необходимо. Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 22°С и выше для грудных детей и при 20° С для детей 1 — 3 лет, лучше в безветренную погоду. В средней полосе России световоздушные ванны лучше проводить с 9 до 12 ч дня, в более жарком климате с 8 до 10 ч утра. Продолжительность первой ванны у грудных детей 3 мин., у более старших — 5 мин. с ежедневным увеличением до 30 — 40 мин и более. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30°С и выше. После солнечных ванн детям назначают водные процедуры. Так как при влажной коже происходит переохлаждение организма, обязательно нужно вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая.

Воздушные ванны.

Первой закаливающей процедурой для грудного ребенка являются воздушные ванны. Необходимо помнить, что температура воздуха в комнате для новорожденного ребенка должна быть 23°С, в возрасте от 1 до 3 мес. — 21°С, от 3 мес. до 1 года — 20°С; старше 1 года — 18°С. Грудные детей имеют высокие энергетические затраты и потребление кислорода (больше чем у взрослых в 2,5 раза), поэтому необходимо проветривать помещения 4 — 5 раз в день по 10 — 15 мин. зимой, держать летом почти постоянно открытыми форточки. Проветривание с помощью форточки или фрамуги проводят в присутствии детей; температура воздуха снижается на 1 — 2°С, что является закаливающим фактором. Сквозное проветривание желательно производить при отсутствии ребенка в комнате. Возможно использование кондиционеров и систем микроклимата, которые автоматически регулируют температуру и влажность.

В летнее время новорожденных можно выносить на прогулку практически сразу после рождения, вначале на 20 — 40 мин, быстро увеличивая время до 6 — 8 ч в день.

Зимой детей впервые выносят на улицу в возрасте 2 — 3 недель при температуре воздуха не ниже -5°С на 15 — 20 мин. и постепенно доводят нахождение на воздухе до 1,5 — 2 ч 2 раза в день.

Непосредственно воздушные ванны начинают проводить еще в родильном доме, когда при смене пеленок ребенок остается на короткое время без одежды. Воздушные ванны нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении при температуре воздуха 20 — 22° С (для грудных детей) и 18 — 19°С (для детей 1 — 2 лет). Вначале длительность процедуры составляет 1 — 2 мин., каждые 5 дней она увеличивается на 2 мин. и доходит до 15 мин (для детей до 6 мес.) и до 30 мин (после 6 мес.). Воздушные ванны обязательно должны сочетаться с гимнастическими упражнениями.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]