ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору.1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).


↑ Виды деятельности

В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная
и
коллективная
.

По характеру: репродуктивная

(повторяющая уже достигнутое) и
продуктивная
— творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).

По соответствию социальным нормам: законная — незаконная, моральная — аморальная

.

По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная — реакционная, созидательная — разрушительная.

По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.

По особенностям проявления человеческой активности: внешняя — внутренняя.

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности — это общение, игра, учение и труд

.

↑ Общение как вид деятельности

Общение

— вид деятельности, в процессе которого происходит передача информации от одного индивида к другому, обмен мыслями, чувствами и эмоциями.

Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию.

Коммуникация

— общение, передача информации от человека к человеку, форма взаимодействия людей.

Структура общения:

Субъекты

— те, между кем осуществляется общение (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)

Цель

— это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении

Содержание

— это идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому

Средства

— это способы передачи (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.)

Еще раз то же самое

Общение

— это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.

Субъекты

: Реально существующие партнёры; иллюзорные партнёры (им присваиваются несвойственные для них качества субъекта общения, например, разговор с домашним животным); воображаемые партнёры (разговор с самим собой, с художественным образом)

Цели

(то, ради чего у человека возникла необходимость в межличностных отношениях): передача и получение знаний; согласование разумных действий людей; организация совместной деятельности людей; установление и прояснение межличностных отношений и др.

Содержание

(информация, передаваемая в процессе общения): знания, опыт, умения, эмоции, чувства

Средства общения

(способы передачи, переработки и расшифровки информации):

  • органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание);
  • устная речь;
  • письменная речь (чертежи, знаки, изображения);
  • технические средства (радио, телевидение, компьютер)

Функции
общения:

  • коммуникативная
    (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия);
  • познавательная
    (олучение новой информации);
  • социализации
    (формирование навыков взаимодействия в обществе);
  • психологическая
    (эмоциональная поддержка);

Виды общения

Прямое
— личный контакт, при общение необходимо визуальное восприятие друг друга
Деловое (формальное)
— общение в профессиональной сфере, в большей степени опирается на документооборот.
Вербальное
— общение посредством речи.
Межличностное
— общение между двумя людьми.
Косвенное
— общение через других людей.
Личное (неформальное)
— разговор на любую тему, общение между друзьями, близкими людьми.
Невербальное
— общение посредством мимики, жестов, поз.
Групповое
— общение между тремя и более людьми.

Игровая деятельность.

Педагогические условия и средства развития ребенка в игровой деятельности

Информационное сопровождение темы: Игра занимает важное место в жизни ребенка, является преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В.Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.А. Венгер, А.П.Усова).

Исследуя значение детских игр С.А. Шмаков, выделил следующие ее функции: социокультурное назначение игры, функция межнациональной коммуникации, функция самореализации ребенка в игре как полигоне человеческой практики, коммуникативная функция игры, диагностическая функция игры, игротерапевтическая функция игры, функция коррекции в игре, развлекательная функция игры.

Сущность феномена игры заключается в следующих положениях(С.А. Шмаков):

  • Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и способом организации его жизни и неигровой деятельности;
  • Игра означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит активным средством воспитания и самовоспитания;
  • Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей;
  • Игра, обладая синтетическим свойством, вбирает в себя многие стороны иных видов деятельности, выступает в жизни ребенка многогранным явлением;
  • Игра есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребенка. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому что играют;
  • Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего, будущего;
  • Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры – наслаждение ее процессом, конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей.

В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. А.Н. Леонтьев считал ведущей деятельностью такую, которая оказывает на данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. Им выделены основные положения, благодаря которым игру называют ведущим видом деятельности дошкольника:

  • Она удовлетворяет основные потребности ребенка

— стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых;

— потребность в познании окружающего мира ;

— потребность в активных движениях;

— потребность в общении.

  • В играх зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности:

— Учебная деятельность:

— Трудовая деятельность.

  • Игра способствует:

— формированию новообразований ребенка, развитию его психических процессов;

— развитию детского воображения;

— развитию способности переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этим функциями.

В педагогике существует множество определений игры. «Игра… то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для этого служащие (В.Даль «Толковый словарь живого русского языка). «Игра – занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения или забавы, а также применение на практике некоторых искусств (« Большая энциклопедия). «Игрой мы называем серию следующих друг за другом дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом… но обладающих скрытой мотивацией; короче говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох (Э.Берн).

Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил (О.С.Газман).

Как отмечается в педагогической литературе, детские игры – явление неоднородное что позволяло ученым предпринимать неоднократные попытки изучить и описать каждый вид игры с учетом его функций, дать классификацию игр.

Ф.Фребель в основу классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

По педагогическому значению классифицировал игры К.Грос: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю – «игры обычных функций»; семейные игры, игры в охоту, ухаживания – «игры специальных функций».

Современная классификация игр выполнена С.Л. Новоселовой. Она выделила в качестве основания для классификации инициативу ребенка:

  • Игры, возникающие по инициативе детей:

-самодеятельные игры – экспериментирования;

-самодеятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные);

  • Игры, возникающие по инициативе взрослого:

— обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);

— досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные);

  • Игры, определяемые инициативой этноса: обрядовые, досуговые, тренинговые.

Н.А.Короткова, Н.Я. Михайленко классифицируют игры по признаку свободы действий: творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) и игры с правилами (игры на физическую компетенцию, на умственную компетенцию, игры на удачу). Н.А. Короткова выделяет специфические признаки игр с правилами и творческих игр.

Игры с правилами Творческие игры
  1. Основа – свод формализованных правил, обязательных для всех участников.

Правила эти безличны, одинаковы для всех, стабильны на протяжении игры.

2.Действия реальны и однозначны.

3.Всегда совместная деятельность.

4.Конечный результат есть. Это результат действий каждого играющего, соотнесенный с результатами других детей. Результат – выигрыш. Момент завершения игры определяется критериями выигрыша.

5.Процесс деятельности цикличен, каждый вид игры завершается выигрышем и возобновляется снова.

6.Тип отношений играющих – отношения состязания

1.Основа — воображаемая ситуация, которая проявляется в условных, замещающих действиях.

Все действия имеют личностный смысл, у каждого играющего свое понимание воображаемой ситуации.

2.Условные замещающие действия внешне неоднозначны.

3.Игра может носить как индивидуальный, так и совместный характер.

4. Процесс игры не имеет конечного результата, момент ее завершения определяется желанием окружающих.

5.Процесс деятельности характеризуется поступательным характером, воображаемая ситуация все время развивается.

6.Тип отношений играющих – отношения дополнительности и сопричастности.

Изучая разные подходы к классификации детских игр можно составить опорную схему игровой деятельности.

Классификационные признаки Характеристики
Виды игр Предметные. Ролевые. Сюжетно-ролевые. Дидактические. Театрализованные. Подвижные. Экспериментирование. Забавы и развлечения.
Функции игры Познание. Экспериментирование. Упражнение. Исследование. Прогнозирование. Моделирование. Самопознание. Отдых. Забава. Отображение. Релаксация. Компенсация. Реализация потребностей.
Инициатива в возникновении игры От ребенка. От взрослого. От других детей
Предмет игры Готовые игрушки. Заместители. Воображаемые предметы и образы. Слово. Рисунок. Компьютерная программа. Природные материалы и явления.
По количеству играющих Индивидуальные. Рядом. Микрогрупповые. Коллективные. Массовые.
По динамике Статичные. Малоподвижные. Подвижные.
По способу решения игровых задач Интеллектуальные. Социальные. Двигательные.
Игровые приемы Соревнование. Драматизации.
По степени и характеру создания Готовые. Репродуктивные. Творческие. Импровизированные.
По месту развития В помещении: игровая карта, стол, лист бумаги, ширма, подиум, пространство группы. На воздухе: игровое поле, площадка, весь участок. В воображении
По времени создания и развития Архаичные. Традиционные. Современные. Ситуативные. Длительные. С фиксированным временем.

Все исследования творческих игр (Д.Б.Эльконин, Д.Б. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова И др.) объединяет:

— оценка игры как могущественного средства воспитания, формирования личности ребенка, развитие его разных содержательных сторон;

— понимание того, что игра это жизнь ребенка, его радость, необходимая для него деятельность;

— представление об игре как социальной деятельности. В игре дошкольник усваивает общественный опыт, но не копирует окружающую жизнь, выражает свое отношение к увиденному, услышанному, а это связано с развитием творческого воображения

— понимание специфики сюжетно-ролевых игр, состоящей в том, что ребенок по-особому самостоятелен в ней, он свободен в выборе темы игры, сюжета, роли, в определенном изменении содержания, направления игры, в выборе товарищей по игре, игровых материалов, определении начала и завершения игры.

Сюжетно-ролевые игры

На протяжении всего дошкольного возраста наиболее характерным видом деятельности является сюжетно-ролевая игра.

Игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью взрослых творчески воспроизводятся детьми социальные отношения или материальные объекты называются сюжетно-ролевыми (О.С. Газман).

Как отмечают Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений. Но кроме сиюминутного субъективного ощущения вседозволенности, эмоционального комфорта, сюжетная игра имеет большое значение для психического развития ребенка, так сказать долговременный эффект. Именно исключительное сочетание объективного развивающего значения игры и субъективного ощущения внутренней свободы ребенка в ней заставляет отводить ей важное место в педагогическом процессе детского сада.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

  • Сюжет игры — это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.
  • Содержание игры – это, то что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой и общественной деятельности.
  • Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким – либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Генезис игровой деятельности раскрыт в работах Д.Б.Эльконина:

1.Замысел игры, постановка игровых целей и задач:

— 2-3 года – выбор игры определяется игрушкой, заранее не продумывается;

— 3-4 года – самостоятельно ставят игровые задачи, но не всегда могут понять друг друга, нуждаются в помощи взрослого;

— 4-5 лет- воплощение замысла происходит путем решения нескольких игровых задач, усложняются способы их решения, сами договариваются перед началом игры;

— 5-6 лет – замыслы игр устойчивые, развивающиеся, совместно обсуждают замысел игры, согласованность и плановость сочетается с импровизацией, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения, появляется длительная перспектива игры.

2. Содержание игры:

— 2-3 года – основное содержание действие с предметами;

— 3-4 года – сюжетно-отобразительная переходит в сюжетно-ролевую, отражают не только назначение предметов, но и взаимоотношения;

— 4-5 лет — отражают разнообразные взаимоотношения людей, действия с предметами отодвигаются на второй план;

— 5-6 лет – создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.

3. Сюжет игры

— 2-3 года – сюжеты бытовые, немногочисленны, однообразны, неустойчивы;

— 3-4 года – бытовые сюжеты преобладают, но они менее статичны, чаще используют эпизоды из хорошо знакомых сказок;

— 4-5 лет – сюжеты развернуты и разнообразны, появляются общественные сюжеты, дети комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни;

— 5-6 лет – эпизоды из сказок, общественной жизни занимают значительное место, дети комбинируют в играх знания, почерпнутые из наблюдений, сказок, фильмов, совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать сюжет.

3.Выполнение роли и взаимодействие в игре

— 2-3 года – начинают обозначать роль словом, дети разговаривают с игрушками как с партнерами по игре, постепенно роль партнеров переносится на сверстников, переходят к играм вдвоем;

— 3-4 года – берут на себя роль, но не называют себя соответственно роли, эмоционально передают ролевое поведение, развивается ролевой диалог, тяготеют к совместным играм, которые становятся более длительными;

— 4-5 лет – ролевой диалог, ролевое взаимодействие более длительно и содержательно, используются разнообразные средства выразительности ;

— 5-6 лет — ролевое взаимодействие содержательно, выразительно, есть любимые роли, ролей много, через речь раскрывается сущность ролевых отношений.

4.\Игровые действия, игровые предметы

— 2-3 года – выполняют действия с предметами-заместителями, воображаемыми предметами, заменяют действия словом, переходят к обобщенным действиям, доступна условность игры, постепенно функции играющих разделяются;

— 3-4 года – используют разнообразные предметные способы воспроизведения действительности, придумывают разнообразные замещения, хорошо владеют сюжетно-образными игрушками, воображаемыми предметами, предметами-заместителями;

— 4-5 лет – самостоятельно выбирают предметы-заместители, воображаемые предметы, легко дают им словесные обозначения;

— 5-6 лет — игровое действие заменяется словом, широко используется подсобный материал, по ходу игры подбирают или заменяют предметы.

5. Правила игры

— 2-3 года – детей привлекает само действие, правила не выполняют функцию регулятора;

— 3-4 года – правила регулирую последовательность действий;

— 4-5 лет – правила регулируют ролевые взаимоотношения, дети выполняют правила в соответствии со взятой на себя ролью, следят за выполнением правил игры другими детьми;

— 5-6 лет – дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли.

С.Л. Новоселова в своих работах определяет этапы развития сюжетно-ролевой игры:

  • Первый этап – ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы
  • Второй этап – отобразительная игра. Действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта
  • Третий этап – сюжетно-отобразительная игра. Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.

В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей (А.П. Усова):

  • Уровень не организованного поведения, которое ведет к разрушению игр других детей
  • Уровень одиночных игр. Ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть
  • Уровень игр рядом. Дети могут играть вместе, но каждый действует в соответствии своей игровой целью
  • Уровень кратковременного общения. Ребенок какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу
  • Уровень длительного общения – взаимодействия на основе интереса к содержанию игры
  • Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий

Л.С. Выготский анализируя игровую деятельность, выделил парадоксы игры, благодаря которым она и обеспечивает развитие ребенка:

— Ребенок получает в игре удовольствие, т.е. действует по линии наименьшего сопротивления, но научается действовать по линии наибольшего сопротивления. Игра – школа воли.

— Игра – школа морали. Обычно ребенок переживает подчинение правилу как ситуацию отказа от того, что ему хочется, а в игре подчинение правилу есть путь к максимальному удовольствию.

— Ребенку нравится замещение предметов, но ему нравятся и натуральные предметы.

— Взаимодействие реальных и игровых взаимоотношений.

— Игра- деятельность творческая, но развитие игры предполагает руководство ею.

Таким образом, Л.С. Выготским был сформулирован основной закон игры: «Игра эволюционирует от прежде открытой игровой роли, воображаемой ситуации и скрытого правила к открытому правилу и скрытым воображаемой ситуации и роли».

Одной из важнейших проблем педагогики является проблема руководства сюжетно-ролевыми играми. В настоящее время существует несколько технологий управления и содействия сюжетно-ролевыми играми в детском саду.

Игровая технология – определенная последовательность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов и результатов игровой деятельности.

Технология формирования игровой деятельности Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой представлена тремя направлениями руководства: обогащение представлений детей, формирование игровой деятельности, воспитание дружеских взаимоотношений и личностных качеств. По мнению авторов, основной путь воздействия на игру – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Педагог должен войти в игру, взяв на себя одну ролей, в качестве партнера.

Технология комплексного руководства игрой (Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова). Данный метод составляет совокупность взаимосвязанных этапов и педагогических компонентов. Этап обеспечения педагогических условий развития игры представлен компонентами: обогащение детей знаниями и опытом деятельности, передача игровой культуры ребенку. Этап педагогической поддержки самодеятельных игр составляют компоненты: развивающая предметно-игровая среда, активизация проблемного общения взрослого с детьми. Все компоненты комплексного руководства развитием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми разного возраста. О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова предложили вариант методического сопровождения к играм детей, который поможет в систематизации материала в методическом кабинете, согласно компонентам метода.

  • Планомерное обогащение знаниями и опыта деятельности

— Полные тексты художественных произведений для чтения

— Варианты познавательных бесед с детьми

— Рекомендации по рассматриванию иллюстраций

— Перечень рекомендуемых к просмотру видеосюжетов, мультфильмов, аудиокассет

— Варианты рассказов педагога о том, что он видел или слышал, интересные истории

— Возможные рассказы педагога о том, как он играл в такую же игру, когда был маленьким

— Рекомендации родителям ( к домашнему чтению, экскурсиям выходного дня, сценарии домашних праздников и т.д)

  • Передача игровой культуры ребенку

— Дидактические игры по выбранной теме

— Примерные сценарии хода игры

— Варианты входа в игру и выхода из нее

— Варианты постепенного самоустранения взрослого, передачи роли ведущего ребенку

— Перечень ролей, которые могут быть задействованы в игре

— Перечень действий, которые могут выполняться в игре

  • Развивающая предметно-игровая среда

— Оформление игровых уголков

— Перечень возможных атрибутов к игре

— Рекомендации по изготовлению атрибутов

  • Активизация проблемного общения взрослого с детьми

— Примерные сценарии хода игры

— Дидактические упражнения

— Усложнение сюжетов с помощью привлечения игр-спутников

— Проблемные ситуации

Технология формирования игровых умений разработана Н.А Коротковой, Н.Я. Михайленко. Они выделили педагогические принципы организации игровой деятельности:

Педагог должен:

— играть вместе с детьми;

— на каждом этапе открывать детям более сложный способ построения игры;

— ориентировать ребенка на осуществление и пояснение смысла игрового действия партнерам.

Начиная работу по формированию сюжетной игры, педагог должен исходить не только из паспортного возраста детей, но и учитывать общий уровень развития ребенка, имеющийся у него опыт жизни в детском саду, а также игровой опыт, приобретенный в семье.

В технологии представлены следующие этапы развития игр. Этап формирования условных игровых действий составляют условия: создание ситуаций предметного взаимодействия; создание предметно-игровой среды; формирование условных действий с игрушками; использование игровых ситуаций. На этом этапе задача педагога – сформировать у ребенка умения развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом – заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем и сверстником. Этап формирования ролевого поведения составляют: соответствующий подбор ролей; минимальное число игрушек; игры в «телефон»; игры по мотивам сказок; использование многоперсонажных сюжетов; ролей больше, чем участников игры. Задача педагога – развивать ролевое поведение в игре, формировать умение изменять его в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. Этап сюжетосложения составляют условия: совместная со взрослым игра-фантазирование. Задача педагога – формировать умения ребенка выстраивать новые последовательности событий, комбинировать события в общем сюжете в процессе игры, пользоваться разноконтекстными ролями.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре педагога с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Под влиянием систематического формирования игровых умений изменяется самостоятельная игра дошкольников. Прежде всего возникает установка на придумывание новой, интересной игры, сюжеты становятся разнообразнее, свертываются многие действия с предметами, учащаются моменты речевого взаимодействия, возрастает число участников и их инициатива, развивается умение прислушиваться к партнерам, соединять их замыслы со своими, уменьшается количество конфликтов в игре.

Технология содействия сюжетно-ролевой игре Н.Ф. Тарловской описана в образовательной программе « Радуга».

Первый раздел программы и технологии содействия сюжетно-ролевым играм получил название «Играем вместе с детьми» (1 мл. группа). В данном разделе выделяются:

1. Игра в адаптационный период.

Цель: Наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить малышам минуты радости, вызвать положительной отношение к детскому саду.

Содействие играм осуществляется в рамках традиционных сюжетов: «Я иду в гости с подарками» (коробочки, фантики, камешки, игрушки…); «Загляни ко мне в окошко» (я что-то покажу, чем-то угощу); «Шли, шли, что-то нашли (зонтик, кастрюльку, шарик); «Приходите ко мне в гости» ( я вас буду угощать, будем весело играть, будем вместе танцевать). Специфика данных сюжетов в том, что:

  1. Все имеют ритуальное начало.
  2. Игры не длительные (5-7 минут) и эмоциональны.
  3. Идет обращение к ребенку по имени.
  4. Используются для всех одинаковые предметы.
  5. Не применяются игровые персонажи, так как идет общение с ребенком.

2. Становление целенаправленной деятельности.

Цель: Раскрыть возможности использования предметов-заместителей, научить совершать условные действия с ними, приобщить к самостоятельному поиску оригинальных способов достижения игровых целей.

Данная задача раскрывается в рамках сюжетов:

1. Кормление.

2.Поездка на транспорте.

3.В гости.

Последовательность проигрывания сюжетов представлена в данной схеме. Отличие ее от традиционной технологии заключается в том, что действия педагога сразу направлены на ребенка, а не на игрушку:

1. Игровые действия воспитателя направлены на детей («я тебя покормлю»):

В Д

2.Игровые действия детей направлены на воспитателя (ты меня покорми»):

Д В

3. Игровые действия детей направлены на игрушки (« покорми собачку»):

Д И

3. Подготовка к принятию роли.

Цель: формировать способность « превращаться в другого».

Последовательность превращений: 1) Известные животные и птицы; 2) Интересные движущиеся предметы; 3) Взрослые, чья профессия имеет характерные внешние атрибуты. Методика представляет собой ряд последовательных, алгоритмичных действий:

1. Воспитатель обозначает себя и входит в образ (внешний вид, среда, пища, повадки):

У меня есть; Я ем; Я живу; Я люблю.

2. Побуждение детей к принятию образа.

3. Убеждение, что ребенок принял образ.

4.Развитие сюжета.

5.Завершение сюжета.

Во 2 младшей группе в разделе «Как играть с детьми» реализуются следующие линии содействия сюжетно-ролевой игра:

  1. Продолжить работу по подготовке к принятию роли.

Цель: демонстрация социальной значимости профессии и системы присущих им целей, соотношение игровых действий с ролью.

Методика:

  • Организованное наблюдение за профессиональными действиями взрослых:

— Специфика и выразительность одежды;

— Набор профессиональных действий;

— Яркость и выразительность техники показа профессиональных действий и речи;

— Конечный результат работы;

— Атрибуты для ролевой игры, которые дети получат по окончании наблюдения.

  • Наблюдение педагога за самостоятельными играми детей:

— Использование игровых приемов, побуждающих принять роль;

— Поощрение детей, которые обозначили свои роли атрибутами ;

— Эмоциональное комментирование игровых действий ребенка и соотнесение их с названием роли.

2. Обогащение ролевого поведения.

Цель: обогащение ролевого поведения игровыми целями, передача выразительных способов игровых действий, насыщение предметно-игровой среды.

Методика:

  • Принятие взрослым параллельной роли:

— наблюдение за самостоятельной игрой ребенка, анализ ее;

-восхищение игрой и уточнение в кого играет ребенок;

— получение разрешения на принятие параллельной роли;

— дублирование игровых действий ребенка, постановка собственных целей, отличных от тех, которые ребенок реализует в игре;

— повторение за ребенком 1-2 игровых действий;

— завершение игры.

  • Введение в игру ребенка новых атрибутов:

— копии;

— атрибуты, отражающие внешние знаки.

3. Расширение диапазона ролей.

Цель: знакомство с новыми ролями.

Методика:

  • Совместная игра взрослого с несколькими детьми одновременно:

— взрослый обозначает свою роль каким-либо атрибутом и организует простейшую игровую обстановку;

— приглашает в игру 4-5 детей;

— называет свою роль и кратко поясняет, с какими игровыми действиями она связана;

— побуждает детей включиться в совместную игру;

— помогает принять новую роль;

— начинает совместную игру с известных детям игровых действий;

— предлагает детям поставить свою игровую цель;

— возвращает детей к известным игровым действиям;

— поощряет детей за участие в игре.

4. Подготовка детей к ролевому взаимодействию.

Цель: знакомство с формами ролевого взаимодействия, демонстрация образцов ролевого диалога.

Методика:

  • Совместная с детьми игра взрослого:

— демонстрация образцов содержательного ролевого диалога, отражающего социальные отношения взрослых людей на известных детям ролевых действиях

В разделе «Игры детей» в старшей группе интерес представляют следующие направления в управлении процессом развития сюжетно-ролевых игр:

  1. Помощь в организации взаимодействия детей в совместной игре.

Цель: раскрывать содержание, связи и соотношения разыгрываемых ролей, знакомство с основными моментами организации игры, использование игры для улучшения положения ребенка в коллективе сверстников.

Методика:

  • Скрытое управления игрой педагогом в роли диспетчера или волшебницы:

— подсказка игровых действий;

— подсказка событийной стороны игры;

— приемы по улучшению положения детей в группе

  1. Обогащение содержания ролевой игры.

Цель: внесение и побуждение детей вносить в игры новое содержания.

Методика:

  • Обогащение педагогом событийной стороны игры в роли диспетчера;
  • Создание условий для самостоятельного придумывания детьми новых событий через тематические книжки;
  • Рассказы педагога из личного опыта организации игр:
  • Фиксация внимания детей на том, что у игры есть начало;
  • Рассказ о том, как распределяли роли и разрешали конфликты;
  • Рассказ о том, кто и что будет делать в игре;
  • Рассказ о том, как создавалась игровая обстановка;
  • Рассказ о непосредственном содержании игры;
  • Рассказ о том, как заканчивалась игра.

3. Создание игровой среды.

Игрушка

  • Игрушка – специально изготовленный предмет, предназначенный для игр
  • Игрушка – «материальная основа игры» ( А.С. Макаренко)

Предметно-игровая среда – совокупность материальных и социальных средств, функционально моделирующих содержании.

Критерии, связанные с безопасностью ребенка, защитой от негативных влияний игрушки на здоровье и эмоциональное благополучие ребенка применяются, если игрушки:

  • провоцируют ребенка на агрессивные действия;
  • вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры или игрушки
  • провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
  • вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетентности;
  • провоцируют ребенка на пренебрежительной или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей
  • игровой деятельности (С.Л.Новоселова)

Критерии, связанные с качествами игрушки, направленные на обеспечение развития ребенка:

  • полифункциональность, способствующая развитию творчества детей;
  • возможность применения игрушки в совместной деятельности;
  • дидактические свойства игрушки, необходимые для интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями;
  • эстетическая ценность, принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развивать творческие способности
  • Дидактические игры – это обучающие игры, которые направлены на усвоение, закрепление детьми знаний, умений и навыков, развитие их умственных способностей
  • Самостоятельная игра
  • Прием обучения
  • Специальное занятие
  • Сочетание познавательного содержания и игровой формы
  • Специфика структуры игры
  • — дидактическая задача
  • — игровая задача
  • — игровые действия
  • — правила
  • Игровые взаимоотношения между педагогом и детьми
  • Игры с предметами и игрушками
  • Настольно-печатные игры
  • — лото
  • — домино
  • — парные картинки
  • — разрезные картинки
  • — лабиринты
  • — пазлы
  • Словесные игры
  • Музыкально-дидактические игры
  • Игры с предметами и игрушками
  • Настольно-печатные игры
  • — лото
  • — домино
  • — парные картинки
  • — разрезные картинки
  • — лабиринты
  • — пазлы
  • Словесные игры
  • Музыкально-дидактические игры
  • Подготовка к проведению дидактической игры
  • Проведение игры:
  • — мотивация на игру
  • — ознакомление с содержанием, с дидактическим материалом
  • — объяснение хода и правил
  • — показ игровых действий
  • — определение роли педагога
  • — приемы активизации
  • Подведение итога, анализ

↑ Игра как вид деятельности

Игра

— это вид деятельности, который направлен на удовлетворение духовных потребностей и целью которого является не производство материального продукта, а сам процесс — отдых, развлечение.

Характерные черты игры:

  • Происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется.
  • В процессе игры используются определенные предметы
  • Нацелена на удовлетворение интереса ее участников
  • Способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Теория игры в истории

Игру как специфическую форму взаимодействия человека с окружающим миром начали изучать еще в античности. Игра посвящена их научным трудам, как таких философов, как Платон, Аристотель, Гераклит.

Греческие философы рассматривали игру не только с социальной, но и с политической и культурной точки зрения. Они определили его образовательную, эстетическую и этическую ценность.

Платон считал игру одним из полезных занятий. Размышляя об игре в своем проекте идеального государства, Платон приходит к выводу, что игра — это человеческое существо, пусть и не автономное, подчиненное существо, игра — достойное занятие для человека. «Человек, — пишет Платон в «Законах», — является своего рода придуманной игрушкой Бога, и в сущности это стало его лучшей целью…». Человек должен жить, играя ‘…’. Что это за игра? Жертвоприношения, песни, танцы, чтобы завоевать расположение богов игрой и жить в соответствии с качествами своей природы, ибо люди в основном младенцы и мало причастны к истине».

Аристотель считал игру важнейшим элементом воспитания детей, полагая, что именно через игру ребенок познает мир и совершенствует свои навыки в свободной форме. Аристотель не связывал игру со всеми формами человеческой деятельности, как это делал Платон, а рассматривал ее как развлечение.

Аристотель отмечал, что словесные игры развивают интеллект.

Римский философ Квинтилиан также отмечал пользу игр для обучения. В своем трактате «Воспитание оратора» он рассказал о пользе игр в обучении чтению.

Так, выдающиеся философы древности (Платон, Аристотель, Квинтилиан и другие) определяли игру как средство эстетического, интеллектуального и физического воспитания ребенка. Поэтому в древности игра использовалась как метод обучения.

Средние века характеризовались негативным отношением к игре, что сделало почти невозможным для человеческой мысли сосредоточиться на изучении этой деятельности. Именно в средние века в Западной Европе возникла так называемая драматизация игр как средство изучения латыни и как средство образования. Уже в 13 веке в некоторых аббатствах школьники участвовали в театральных представлениях: они разыгрывали мистерии на латыни.

Ренессанс ознаменовался возвращением пьесы. Школы начинают активно использовать пьесу в качестве метода обучения.

В XVI и XVII веках идеи эпохи Возрождения об эффективности игрового метода в обучении продолжали жить. В середине XVI века французский философ-гуманист Мишель Монтень опубликовал свое сочинение «Эссе». Монтень признает важность игры в воспитании детей, утверждая, что игра и физические упражнения необходимы перед любым методом обучения и должны играть важную роль в воспитании и образовании ребенка. «В детстве мне внушали отвращение к уродливым трюкам и уловкам, используемым в играх (и действительно, следует отметить, что для детей игры — это не игрушки, а самые серьезные вещи)».

Английский философ Джон Локк развил теорию игр дальше. Образовательные идеи английского Просвещения сыграли важную роль в развитии педагогики в XVIII и XIX веках. Он теоретически обосновал организацию развития ребенка в своем труде «Мысли о воспитании» (1693). Взгляды Локка на игру были развиты Ф. Фребелем, который считал, что, наблюдая за игрой ребенка, можно узнать о его характере и наклонностях.

В последней трети 19 века интерес к игровой деятельности возрос, появились первые научные теории. Игра рассматривается как средство развития навыков и способностей, необходимых для психофизического и личностного развития. Именно через игру ребенок знакомится с обществом. Таким образом, игра рассматривается как способ развития способности к обучению.

↑ Труд как вид деятельности

Труд

— это деятельность человека направленная на получение практически полезного результата, который даёт возможность удовлетворить свои потребности.

В процессе трудовой деятельности человек производит необходимые ему материальные и духовные ценности. В отличие от учёбы и игры труд требует от человека определённый подготовки или квалификации,

например: шахтёр не может провести хирургическую операцию.

Квалификация —

уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Характерные черты труда:

  • Целесообразность
  • Нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов
  • Наличие мастерства, умений, знаний.
  • Практическая полезность
  • Наличие результата
  • Развитие личности
  • Преобразование внешней среды обитания человека

↑ Материальная и духовная деятельность

По объектам и результатам деятельность делится на материальную и духовную.

Материальная (практическая) деятельность

связана с практикой, созданием чего-либо нового или изменением старого порядка вещей.

Материальная деятельность, в свою очередь, подразделяется на две основные группы: материально-производственную и социально-преобразовательную.

Материально-производственная

деятельность представляет собой создание материальных благ, обогащение культуры человечества в целом. Например, строительство, заводское производство, ремесло.

Социально-преобразовательная деятельность

связанна с изменениями в обществе. К данному виду деятельности относятся издание новых законодательных актов, проведение реформ.

Духовная деятельность

представляет собой процесс, связанный с интеллектом и творчеством, направленный на духовное освоение мира.

К ней относятся познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.

Познавательная (учебно-познавательная)

деятельность связана с получением новых знаний о мире, событиях и закономерностях.

Установление и формирование духовных ценностей в обществе или ценностное отношение к вещам — это ценностно-ориентировочная деятельность

.

Прогностическая деятельность

— это составление прогнозов или планов на будущее, предвидение результатов своих действий или будущих событий.

Результатами духовной деятельности являются новые идеи, ценности, представления, которые впоследствии воплощаются в философских концепциях, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных нормах.

Историческими формами духовной деятельности являются религия, мораль, искусство, наука, философия, право, политическая идеология, а духовное производство

— это результат деятельности в этих сферах, а именно духовные ценности и блага.

Духовное производство —

производство духовных ценностей, те. идей, представлений, научных знаний, идеалов, а также вся система деятельности людей, связанная с данным процессом.

Деятельность также может различаться и по характеру. Так, выделяют сознательный

(осознанная постановка целей и их достижение),
продуктивный
(создание полезного продукта),
орудийный
(создание орудий труда),
преобразующий
(изменение окружающего мира, общества, самосовершенствование) и
общественный
(взаимодействие с людьми)
характер деятельности
.

Понятия игра и педагогическая игра

Необходимо проводить различие между понятиями игры и образовательной игры. Образовательные игры имеют специфическую особенность: у них есть определенная цель обучения и соответствующий результат. Образовательные игры имеют образовательную и познавательную направленность.

В соответствии с характером педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

  • образование, обучение, контроль и обобщение;
  • когнитивные, образовательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные и творческие игры;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

В соответствии с характером игровых режимов:

  • Предметно-ориентированные;
  • Действия;
  • Ролевые;
  • Оперативный;
  • Имитационные игры;
  • Игры-драматизации;
  • Игры дифференцированы по темам во всех школьных предметах.

Образовательные игры имеют четкую цель. Педагогические цели очень разнообразны. Определены следующие целевые ориентации:

  • Дидактика: расширение восприятия, познавательной активности; применение знаний в практической деятельности; развитие определенных навыков и умений, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных навыков и умений; развитие готовности к работе.
  • Воспитание: воспитание самостоятельности, воли, выработка определенных установок, взглядов, моральных, эстетических и поведенческих форм; сотрудничество, коллективизм, общительность, коммуникабельность;
  • Развитие: внимания, памяти, речи, мышления, сравнения, контраста, умения находить аналогии, воображения, фантазии, креативности, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации к учебной деятельности.
  • Социализация: изучение норм и ценностей общества; адаптация к условиям окружающей среды; борьба со стрессом, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
  • Игровая деятельность, основанная на базовых потребностях человека. Независимо от возраста человек нуждается в самовыражении, самоактуализации и самореализации. В игре человек стремится выразить эти качества.

Игра относится к одной из форм психогенного поведения, т.е. действия человека в игре определяются его внутренним душевным состоянием, внутренними потребностями и способностями.

Игра также выполняет функцию социализации, благодаря которой ребенок приобретает социальные установки, принципы, стереотипы и ценности, принятые в обществе.

Как образовательный метод, игра может применяться для всех возрастов, но она имеет свои специфические особенности. Игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста. Поэтому занятия в дошкольных учреждениях чаще всего строятся на основе игровой педагогики.

Именно в дошкольном возрасте развивается способность к обучению. Игра — самый эффективный метод. К трем годам ребенок начинает понимать и выражать свои чувства. Ребенок начинает интегрироваться в социальную среду.

При обучении детей младшего школьного возраста учитываются возрастные особенности. Дети легко вовлекаются в любую деятельность и умеют работать в группах.

Подростковый возраст характеризуется потребностью в самовыражении, создании собственного мира и живым воображением.

В средней школе акцент делается на самовыражении перед обществом. Игровые стили больше сосредоточены на высказывании, отстаивании собственной точки зрения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]