Мастер-класс: «Изготовление пособий по развитию математических представлений у детей своими руками»методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа) по теме


Математические игры своими руками

Елена Маргелова

Математические игры своими руками

Игра «Собери МУХОМОР»

Цель: закреплять умение соотносить количество и число.

Материалы: Отдельно шляпки мухоморов с разным количеством белых точек в пределах 10-ти, и отдельно ножки мухомора с числами от1 до 10.

Описание: Играть можно как индивидуально, так и всей группой по очереди выходя и подыскивая нужную шляпку с необходимым количеством белых точек для ножки с выбранным числом. (дети не видят с каким числом им попадется ножка, они перевернуты внутренней стороной, а ребенок тянет на выбор)

Игра «Собери ГУСЕНИЦУ»

Цель: закрепить знания о цифрах и их месте в ряду натуральных чисел.

Материалы: отдельные части гусеницы с разными цифрами в пределах 10-ти.

Описание: Каждая чать гусеницы разбросана вразнобой, дети собирают по порядку.

Игра «ПОДБЕРИ ПРИЩЕПКУ»

Цель: закрепление знаний о соотношении количества и числа в пределах 10-ти, повторение названий геометрических фигур, развитие мелкой моторики.

Материалы: барабан с секторами, в которых расположены разные геометрические фигуры в разном количестве в пределах 10-ти. Прищепки с цифрами.

Описание: Детям даются прищепки с цифрами и рулетка с разным количеством геометрических фигур. Рулетку можно крутить, определяя количество геометрических фигур в выпавшем секторе, называть их и находить прищепку с необходимым числом, а можно просто переворачивать круг и крепить прищепки с необходимыми числами, называя при этом геометрические фигуры.

Игра «РЫБАЛКА»

Цель: закрепление навыка решения примеров в пределах 10-ти, формирование представлений о сотаве чисел в пределах 10-ти.

Материалы: картонные ведра, рыбки с примерами в пределах 10-ти на сложение и вычитание.

Описание: Можно работать индивидуально с одним ребенком, он раскладывает рыбок в нужные ведра, а можно с группой детей, кто быстрее и правильно наполнит ведра рыбками.

Игра «УГАДАЙ, КАКОЙ ЦЫПЛЕНОК ПОТЕРЯЛСЯ?»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Материалы: фигурки цыплят с числами от 1 до 10.

Описание. Выставляются цыплята в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. После того,как дети отгадают, какой цыпленок пропущен, показывается спрятанный и ставится на место.

Можно использовать цыплят и в других заданиях,например: вразноброс расставленные цыплята, а дети выстраивают их в правильной последовательности.

Игра «УГАДАЙ, КОТОРЫЙ ПО СЧЕТУ…»

Цель: закрепить навык порядкового счета.

Описание. На наборном полотне или на доске в ряд ставятся все герои сказки «Репка»

.Задание: «Сейчас мы поиграем в игру
«Угадай, которого по счету героя я спрятала?»
Посмотрите, сколько всего героев? выслушав, ответы детей,объясняет задание: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены герои. Затем 1 –го героя я спрячу, а вы скажете, который по счету он был. Кто хочет пересчитать героев по порядку?Ребенок считает: Первый — дед, вторая – баба и т. д. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одного героя. Упражнение повторяется несколько раз.

Материалы и инструмент для работы

В процессе изготовления поделок понадобятся расходные материалы:

  • Бумага. Плотный картон используется в качестве основы для поделки. Геометрические фигуры из бумаги вырезают из более тонких цветных листов.
  • Клей. Самый подходящий вариант – клей-карандаш. Шансы испачкать руки в этом случае минимальны. Старшим детям предпочтительнее пользоваться жидким клеем ПВА. В этом случае для работы понадобиться кисть, что требует аккуратности и терпения.
  • А для малышей клеевую массу лучше варить из крахмала. Заваривают клейстер из столовой ложки крахмала и 200 г кипятка. Смесь не причинит вреда малышам, даже если они ее проглотят или оближут пальцы.
  • Дополнительные материалы. Для украшения подойдет бисер, пуговицы, перья, нитки, стразы, мишура, кусочки ткани, обрезки тесьмы и меха.


Для некоторых работ понадобятся краски, карандаши, фломастеры. В процессе работы может возникнуть необходимость раскрасить элементы аппликации или дорисовать какие-либо элементы.

Основной инструмент для создания геометрических фигурок – ножницы. Основной критерий подбора – безопасность. Требования к ножницам для детского творчества:

  • Закругленные концы;
  • Легкость хода;
  • Лезвия не должны быть более 10 см.

Шаблоны элементов аппликации можно создавать при помощи специальных линеек-лекал с трафаретами.

Важно! Прежде, чем начинать работу, детям надо рассказать о правилах безопасной работы с материалами и ножницами.

Геометрические поделки из бумаги удобно сооружать на специальном пластмассовом коврике. Он плотно прилегает к столешнице, не скользит, легко моется и чистится.

Как организовать процесс

Аппликации из геометрических фигур не требуют от взрослого художественных способностей. Достаточно быть творческим человеком. Можно подобрать фото геометрических поделок в различных пособиях или воспользоваться Интернет-ресурсами.

Задача педагога или родителей – подобрать нужные материалы, организовать рабочее место и обеспечить безопасность.

Организация процесса зависит от возраста ребенка.

  • Малыши до 4 лет. Для успешной работы детям можно предложить вырезанные заготовки и показать последовательность действий. Для первых работ лучше подготовить основу с размеченной схемой рисунка. Это должны быть простые фигурки. Например, блюдо с фруктами, орнамент из последовательности элементов.
  • Дети от 4-5 лет. Элементарные навыки работы уже сформированы. Процесс надо усложнять. Дети должны учиться работать с ножницами. Для них готовят шаблоны с четкими контурами фигурок. Задача ребенка – аккуратно вырезать все фигурки, расположить их на основе по образцу, а затем приклеить. В этом возрасте элемент сложной формы вырезать не получится. Начинать надо с треугольников, квадратов или ромбиков.
  • Возраст 6-7 лет. Дети могут сами создавать детали. Для работы можно воспользоваться линейкой с трафаретами или подготовить шаблон из плотного картона. Старшие дошкольники не только самостоятельно готовят шаблон, но и составляют цветовую гамму.
  • Младшие школьники. Дети не только сами чертят фигурки для аппликации, но и создают и разрабатывают сюжет, подбирают цветовую гамму. Такая работа способствует усидчивости, вырабатывает аккуратность и терпение. Работы более сложные в творческом и техническом плане. Детям по силам не только аппликация на плоскости, но и объемная геометрическая поделка. Например, цветы с объемными лепестками или листьями.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]