СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Развиваем речь детей и взрослых»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Семинар-практикум «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Пирмагомедова Эльмира Мирзаферовна Должность: Воспитатель Место работы: МБДОУ Детский сад №17 «Белочка» г.Сургут, Тюменская область, ХМАО -Югра

Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области знаний Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Задачи:

  • обсудить содержание образовательной области: речевое развитие ребёнка в ФГОС ДО
  • совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников
  • в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию связной речи у дошкольников, развивать кругозор
  • развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников
  • повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.

Повестка.

1. Теоретическая часть:

  • ФГОС ДО: речевое развитие.
  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

2. Практическая часть:

  • Использование игровых форм и методов, элементов современных педагогических технологий, направленных на развитие речи дошкольников.
  • Игры, сказки-шумелки с использованием социоигровой технологии.
  • Здоровьесберегающие технологии (песочная терапия, пальчиковые игры с водой).
  • Игры-схемы для развития связной речи.
  • Игровые упражнения ТРИЗ.
  • Методы и приёмы технологии Фесюковой Л.Б. «Воспитание сказкой».
  • Видеоролик «Артикуляционная гимнастика»
  • Использование ИКТ в коррекционно-образовательном процессе ДОУ.
  • Проект решения.

Ход

Игровое упражнение для педагогов «Мои ожидания сегодня».

Теоретическая часть

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. ФГОС ДО: речевое развитие.

Актуальность. Говорить умеют почти все, но говорить правильно умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Причины низкого уровня развития речи:

  • Половина детей дошкольного возраста отличается недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:
  • связные высказывания короткие;
  • отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
  • состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
  • уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делится своими впечатлениями о пережитых событиях, но с неохотой берется за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка, т.е. на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.

  • Недостаточная подготовка к занятию. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.
  • Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи: речь педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная; в речь должны включаться разнообразные образцы речевого этикета.
  • Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в перинатальный период.

Понятие связной речи и её значение для развития ребёнка.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.

В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т. А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.).

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания.

Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин).

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Понятие стандарт. Разбор с педагогами понятия «стандарт». ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников.

ФГОС дошкольного образования: речевое развитие (на слайде сравнение ФГОС и ФГТ)

Содержание образовательной области речевое развитие:

  • владение речью как средством общения и культуры
  • обогащение активного словаря
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
  • развитие речевого творчества
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Ключевые задачи обновления образовательного процесса:

  1. Наполнить жизнь ребенка интересным содержанием.
  2. Творческий подход к отбору содержания на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов.
  3. Широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций.
  4. Вариативность в отборе тем, форм, средств, методов (новизна и разнообразие).
  5. Исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма.
  6. Внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.

Практическая часть

Выступление педагогов: использование игровых форм и методов, современных педагогических технологий, направленных на развитие речи дошкольников.

  • Игры, сказки-шумелки с использованием социоигровой технологии.
  • Здоровьесберегающие технологии (песочная терапия, пальчиковые игры с водой).
  • Игры-схемы для развития связной речи.
  • Игровые упражнений ТРИЗ.
  • Методы и приёмы технологии Фесюковой Л.Б. «Воспитание сказкой».
  • Видеоролик «Артикуляционная гимнастика»
  • Использование ИКТ в коррекционно-образовательном процессе ДОУ.

Литература

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. зав. – М.: «Академия», 2000. – 400 с.
  2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование. Формы и методы. – М., 2010. – 96 с.
  3. Копытова Н.Н. Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ. – СПб., 2008. – 96 с.
Следующая >

Конкурсы по развитию речи: улучшаем ораторские способности

В настоящее время встречаются проблемы развития речи у детей. Мы не будем углубляться в причины. Важно понять, что ситуацию можно исправить. Сегодня это не составляет никакого труда. Конкурсы по развитию речи для детей – это отличный шанс улучшить свои навыки. Мероприятия такого формата доступны в режиме онлайн на нашем портале. Родители должны уделять максимум внимания детям, поскольку в младшем возрасте можно исправить практические любые проблемы.

Умение грамотно и четко излагать свои мысли – это навык, который пригодится и во взрослой жизни. Ученики должны уделять ему много времени, поскольку иной раз не так уж и просто выразить именно то, что думаешь. Но регулярные тренировки дадут свои плоды.

Огромный выбор проектов для участников всех возрастов

Педагогический портал «Солнечный свет» предлагает мероприятия для дошкольников, школьников, воспитателей, студентов и педагогов. Принять участие в них можно онлайн совершено бесплатно. Регулярно используя конкурсы по развитию речи для дошкольников, можно добиться успеха в определённой сфере. Они помогут научиться малышам правильно общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми.

В 2018-2019 году количество пользователей нашего портала значительно увеличилось. Нас это радует, поскольку мы видим, что проделанная работа полезна. У нас можно принять участие во всероссийских олимпиадах и других конкурсах в любое время. Хотите подняться в таблице рейтинга? Потренируйтесь на нашем сайте.

Как получить именной диплом?

Онлайн конкурсы – это отличная мотивация для школьников заниматься саморазвитием. Получение диплома – это еще один приятный бонус для пользователей нашего портала. Стоимость одного документа составляет сто рублей. Он доступен для скачивания сразу после оплаты. Можно воспользоваться действующими акциями, которые позволят приобрести несколько сертификатов на более выгодных условиях.

Наши мероприятия доступны и для учителей. Им надо выбрать соответствующие задания на нашем портале. Проведение осуществляется в режиме онлайн на сайте. Для участия не обязательно регистрироваться. Мы максимально упростили этот момент.

Сделайте интересными школьные годы!

Школа – это не только бесконечные уроки, но и заложение фундамента будущего. Мы предлагаем разнообразить будни при помощи творческих конкурсов. Знатоки смогут проявить себя, а новички понять, с чем надо еще поработать. Также мы приготовили олимпиадные задания для учащихся всех классов.

Конкурсы для воспитателей по развитию речи позволят узнать много нового и интересного. К тому же отличная возможность получить диплом для прохождения будущей аттестации. Детские и не детские вопросы заставят Вас задуматься, то есть потренировать свой мозг!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]