КАРТОТЕКА КОМПЛЕКСОВ ФИЗО на улице для воспитанников старшей группы 6


КАРТОТЕКА КОМПЛЕКСОВ ФИЗО на улице для воспитанников старшей группы 6

Транскрипт

1 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 28 «Снегирёк» общеразвивающего вида КАРТОТЕКА КОМПЛЕКСОВ ФИЗО на улице для воспитанников старшей группы 6 Снегири учебный год.

2 Старшая и подготовительная группа Комплекс 1 (сентябрь). Задачи: Закреплять с детьми бег врассыпную. В играх и эстафетах развивать у детей выносливость, ловкость, быстроту, равновесие. Продолжать учить подбрасывать, перебрасывать мяч несколько раз подряд разными способами. 1ч. Ходьба и бег обычный. Бег врассыпную по сигналу. 2ч. 1. Игра «Не сбей кеглю». Дети стоят в 2 колоннах, напротив кеглей. По команде-дети обегают друг за другом кегли «змейкой», стараясь не сбить их. Выигрывает колонна, которая сбила меньше всего кеглей. 2. Игровое упр-е «Напергонки». Дети строятся в 3-4 колонны на одной стороне площадки. По сигналу первые бегут на перегонки и т.д. 3. Упражнение «Подбрасывание мяча». Подбрасывание мяча и ловля его 2мя руками. 4. Ходьба по узкой дорожке, держа равновесие. 5. Эстафета «Передай мяч». Передавать мяч в колонне от первого до последнего игрока. 6. Передача мяча между ног от первого до последнего игрока в колонне. 7. Подготовительная группа. Игра «Перебрось мяч». Перебрасывание мяча в парах разными способами. 3ч. Ходьба, бег, прыжки по дорожке вокруг детского сада. Дыхательные Комплекс 2 (сентябрь). Задачи. Закреплять разные виды ходьбы и бега. В играх и эстафетах развивать ловкость, быстроту, выносливость. Учить детей бегать в медленном темпе, дышать через нос. 1ч. Ходьба обычная. Бег обычный, высоко поднимая колени. Ходьба широким шагом. 2ч. Эстафеты. 1. «Перенеси кеглю». Дети стоят в 2 колоннах. По команде 1 бегут, берут кеглю, возвращаются и отдают следующему. 2-бегут и ставят кеглю на место и т.д. 2. «Чья команда быстрее построится». По команде разбегаются, по сигналустроятся. 3. «По местам». По сигналу — «на прогулку» дети выполняют любые движения, по сигналу «по местам» — строятся в колонну, круг. 4. «Запятнай последнего». Дети делятся на 2 колонны. Первый игрок каждой команды пытается запятнать последнего игрока. 5. П/И «Хитрая лиса». 6. П/И «Мышеловка». 6. Подготовительная группа П/И «Мы веселые ребята» (с усложнением). 3ч. Оздоровительный бег вокруг детского сада. Ходьба в медленном темпе. Комплекс 3 (октябрь).

3 Задачи. Учить детей ловить, бросать, перебрасывать мяч 2мя руками разными способами. В подвижных играх закреплять бег с увертыванием. При оздоровительном беге вокруг д/с учить детей дышать носом. 1ч. Ходьба обычная. Медленный бег, по сигналу — кругом. (3-4 раза). 2ч. 1. Баскетбол. Их стойки баскетболиста бросать мяч в кольцо. 2. Перебрасывание мяча в парах друг другу с расстояния 2м.в 3. Бросание мяча о стену от груди 2мя руками и ловить. 4.Спорт игра «Дотронься до мяча». Дети в парах перебрасывают мяч, третий бегает между ними и старается дотронутся до мяча рукой. Если ему это удается, то он занимает место, бросившегося мяч. 5. П/И «Ловишка парами». Дети бегают врассыпную, пара водящих сцепленная руками догоняет убегающих. 6.П/И «Караси и щука». Дети — «караси», бегают по площадки, «щука» — пятнает. 7. Подготовительная группа. П/И «Ловишка с обручем». 3ч. Оздоровительный бег вокруг детского сада. Ходьба в медленном темпе. Комплекс 4 (октябрь). Задачи. Закреплять разные виды Х и Б. В подвижных играх и игровых упражнениях закреплять двигательные умения и навыки детей. 1ч. Ходьба обычная, перестроение парами. Бег в медленном темпе парами. 2ч. 1. Бег в медленном темпе с преодолением препятствий. Ходьба. 2. Игра «Попади в обруч». Метание мешочков в обруч разными способами. 3. Игра «Гимнасты». Глубокие приседания с мешочком на голове. Держать спину прямо. 4. П/И «Ловишка с мячом». По сигналу дети разбегаются, «ловишка» бросает мяч в ребенка по ногам, в кого попадет тот становится «ловишкой». 5. П/И «Ловишка с приседанием». «Ловишка» пятнает только тех детей, которые бегают, а которые присели, находятся в «домике». 6. Ходьба обычная, высоко поднимая колени, приставным шагом вправо и влево. 7. Подготовительная группа. Лазание разными способами по спортивному комплексу на площадке. 3ч. Медленный бег. Ходьба. Дыхательные Комплекс 5 (ноябрь). Задачи. Закреплять разные виды Х и Б. Продолжать учить лазать по гимнастической лестнице чередующим шагом. Развивать у детей быстрый бег с увертыванием. 1ч. Ходьба с выполнением движений рук: вверх, в стороны, круговые движения. Медленный бег. 2ч. 1. Лазание по гимнастической лестнице чередующим шагом.

4 2. П/И «Догони свою пару». По сигналу один ребенок догоняет другого, затем меняются. 3. Упражнение «Наперегонки парами». Дети парами бегут на другую сторону площадки. 4. Упражнение «Кто сделает меньше всего шагов». Ходьба большими шагами с одной стороны площадки на другую. 5. П/И «Волк во рву». По середине площадки «ров» из скакалок. С одной стороны- «зайцы», с другой — «поле». «Волк во рву» ловит детей, когда те перепрыгивают и бегут на поле. 6. Игровое упражнение «Стой-беги». По сигналу-дети бегут, по сигналу останавливаются. Выигрывает ребенок, добежавший первым. 7. Подготовительная группа. П/И «Ловишка с обручем». 3ч. Медленный бег 3 минуты. Ходьба. Дыхательные Комплекс 6 (ноябрь). Задачи. Учить детей метать предметы в цель. Учить детей вести мяч палкой короткими шагами. Закреплять бег с преодолением препятствий. 1ч. Ходьба обычная, приставным шагом вправо и влево. Бег в среднем, медленном темпе. 2ч. 1. Упр-е «Быстрые и меткие». Метание предметов в цель. 2. Вести мяч палкой, как клюшкой. 3.Лазание по лестнице чередующим шагом. 4. Бег в среднем темпе, с преодолением различных препятствий. 5. П/И «Стая». Дети — «стая птиц», впереди-«вожак». Они бегают по площадке. По сигналу каждая птица ищет себе укрытие (куст, дерево, бортик песочницы и т.д.). 6. П/И «Два мороза» 7 Подготовительная группа. П/И «Охотники и звери». 3ч. Ходьба вокруг детского сада. Дыхательные Комплекс 7 (декабрь). Задачи. Развивать у детей глазомер, выносливость. Развивать ловкость, быстроту, выносливость в подвижных играх. Закреплять «правильное» И. П. при метании. 1ч. Ходьба обычная, по команде — поворот кругом. Бег обычный, прыжки на правой и левой ноге. 2ч. 1. Вести шайбу с клюшкой (палку с мячом) с одной стороны площадки на другую. 2. Игра «Снайперы». Метание предметов в цель (расстояние 2,5 м). 3. Игра «Будь внимателен». По команде дети бегут до ориентира, каждый из разных И. П. (стоя боком по направлению движений, спиной, присев на корточки). 4. П/И «Ловишка с обручем». 5. П/И «Хвостики».

5 6. Подготовительная группа. П/И «Собачка» (с мячом). 3ч. Медленный бег. Ходьба. Комплекс 8 (декабрь). Задачи. Закреплять метание предметов в цель и вдаль из И. П. Учить детей бегать в медленном темпе, дыша носом. 1ч. Ходьба обычная. Бег обычный, высоко поднимая колени, прыжки с ноги на ногу. 2. Игровое упр-е «Попрыгунчики». Прыжки на одной ноге из обруча в обруч, энергично помогая взмахами рук. 3.Игровое упражнение «Кто дальше бросит?». Метание предметов вдаль и в цель с расстояния 3-4 м. 4. Игра «Стой-беги» (комплекс 5). 5. П/И «День и ночь». 6. П/И «Море волнуется». 7. Подготовительная группа. П/И «Вышибало». 3ч. Медленный бег 3 минуты вокруг детского сада (300 м). Ходьба. Дыхательные Комплекс 9 (январь). Задачи. Учить детей в играх использовать разные виды прыжков, способы метания, передачи мяча. Развивать выносливость, прыгучесть, ловкость, быстроту движений. Развивать мышцы рук и ног при висе на лестнице. 1ч. Ходьба обычная, широкими шагами. Бег обычный. 2ч. 1. Игра «Догони свою пару». (Комплекс 5). 2. П/И «Кто сделает меньше прыжков». Дети на линии старта. По сигналупрыжки (на 2 ногах, на 1 ноге, на правой и левой), стараясь достичь финиша за меньшее число прыжков. 3. Игра «Мяч по кругу». Быстро передавать мяч по кругу. У кого упадет, тот выходит из игры. 4. Игра «Хоккей». Гимнастические палки-клюшки, ворота-2 стула (расстояние 3 метра), шайба-мяч. Цель — забросить мяч в ворота. 5. «Снежный тир». Дети снежками (предметами) сбивают кубики, кегли и т.д. 6. П/И «Собачка». Дети в кругу, водящий в середине — «собачка». Дети перекидывают мяч друг другу, «собачка» пытается его перехватить. 7. Подготовительная группа. Вис на гимнастической лестнице, подъем ног до «уголка». 3ч. Оздоровительный бег вокруг д/с в медленном темпе. Ходьба. Дыхательные Комплекс 10 (январь). Задачи. В подвижных играх развивать ловкость, быстроту движений, выносливость.

6 Продолжать учить детей дышать через нос при беге зимой. 1ч. Ходьба, высоко поднимая колени, на счет 3-хлопок над головой. Бег обычный в среднем темпе. 2ч. 1. П/И «Ловишка парами». Дети разбегаются, «ловишки» парами, не разъединяя рук, ловят убегающих. 2. П/И «Вышибало». Водящий бегает по площадке, стараясь попасть снежком в играющих. Запятнанные дети, становятся вышибалами. 3. П/И «Мышеловка». 4. П/И «Мы веселые ребята». 5. П/И «Успей занять место». Дети в кругу рассчитываются по порядку номеров. Водящий-в центре, называет 2 любых номера и эти дети должны быстро поменяться местами. Задача водящего — занять любое место. 6. П/И «Змейка». Дети встают в колонну, руки на плечах впереди стоящего. Задача- идти «змейкой» не расцепив рук. 7. Подготовительная группа. Бросание снежков (мячей) в баскетбольную корзину. 3ч. Ходьба вокруг детского сада. Дыхательные Комплекс 11 (февраль). Задачи. Закреплять у детей навык метания разными способами. Развивать у детей ловкость, координацию движений, выносливость. 1ч. Ходьба, с хлопками перед собой. Бег обычный, подскоками. 2ч. 1. Лазание по лестнице чередующим шагом. 2. Игра «Сбей кеглю». Клюшками или палками дети сбивают предметы шайбами или мячами. 3. Игра «Снайперы» (комплекс 7). 4. Игра «Кто сделает меньше шагов» (комплекс 5). 5.Подвижная игра «Снежная королева» (до кого дотронулась, ребенок «замирает» на месте). 6. Подготовительная группа. Подвижная игра «Мы веселые ребята. 3ч. Оздоровительный бег в медленном темпе вокруг детского сада. Ходьба. Комплекс 12 (февраль). Задачи. Закреплять в подвижных играх двигательные умения и навыки детей. Развивать физические качества: быстроту движений, ловкость, выносливость, прыгучесть. 1ч. Ходьба обычная, «змейкой». Бег обычный, «змейкой». 2ч. 1. Игра «Быстро по местам». По сигналу — «на прогулку», дети разбегаются. По сигналу- «по местам», построится в колонну. 2. «Запятнай последнего». Дети делятся на 2 команды, держась за руки. По сигналу первый каждой цепочки должен запятнать последнего игрока другой команды.

7 3. «У кого больше». На площадке разложены разные игрушки. Дети бегают вокруг них, а по сигналу надо как можно больше собрать игрушек. 4. Игра «Стая» (комплекс 6). 5. «Будь внимателен» (комплекс 7). 6. П/И «Собачка» (комплекс 9). 7. Подготовительная группа. Подвижная игра «Мышеловка». 3ч. Бег в медленном темпе. Ходьба. Комплекс 13 (март). Задачи. Развивать у детей глазомер при метании, координацию и равновесие, быстроту движений и реакцию в играх. 1ч. Ходьба обычная, круговые движения руками. Бег в медленном темпе, боковой галоп. 2ч. 1. П/И «Горячая рука». Дети стоят в кругу, выставляют руки вперед, ведущий в центре. Он хлопает по рукам, до кого дотронется, тот выходит из круга. 2. Упр-е на равновесие «Не потеряй мешочек». Мешочек положить поверх шапки и идти по линии, держа равновесие. 3.Подвижная игра «Летает-не летает» (с мячом). 4. «Следы». Идти след в след за педагогом или ребенком, держа равновесие и балансируя. 5. «Не дай мячу коснутся твоих ног». Дети в кругу, водящий в середине с клюшкой (палкой) с мячом. Его задача попасть кому-нибудь в ноги, дети в это время подпрыгивают. 6. Метание мешочков в цель разными способами. 7. Подготовительная группа. Подвижная игра «Горелки». 3ч. Оздоровительный бег вокруг детского сада. Ходьба. Дыхательные Комплекс 14 (март). Задачи. Учить детей катить обруч по прямой линии. Развивать у детей прыгучесть в играх. Учить детей принимать позу баскетболиста при бросании мяча в корзину. 1ч. Ходьба обычная, с различными движениями рук. Бег «змейкой», спиной вперед. 2ч. 1. «Прыгай по линии». Прыжки на 2 ногах через линию боком. 2. «Быстро докати обруч до флажка». Дети становятся на одну линию и катят обруч до ориентира. 3. «Допрыгай на 1 ноге». Дети друг за другом прыгают на 1 ноге 3-4 метра, обратно на другой ноге. 4. Бег наперегонки на расстояние метров. 5. «Попади мячом в кольцо». Дети по — очереди бросают мяч в кольцо 2 руками из стойки баскетболиста. 6. Бег широкими шагами по дорожке с размахом рук. 7. Подготовительная группа. Подвижная игра «Сбей кеглю».

8 3ч. Оздоровительная ходьба вокруг детского сада, чередовать с прыжками. Ходьба в медленном темпе. Комплекс 15 (апрель). Задачи. Закреплять с детьми лазание по лестнице чередующим шагом, перебрасывать мяч друг другу в парах разными способами. Закреплять в подвижных играх двигательные умения и навыки детей. 1ч. Ходьба обычная, с рывками рук. Бег в медленном темпе, среднем и быстром по сигналу. 2ч. 1. «Наперегонки парами» (комплекс 5). 2. П/И «Догони свою пару» (комплекс 5). 3. «Прыжки». Дети встают на линию старта, отталкиваясь 2 ногами прыгают, как можно дальше, делая большие прыжки. 4. Упражнение в лазании. Лазание по лестнице чередующим шагом. 5. Упражнение «Перебрасывание мяча». Перебрасывание мяча в парах разными способами. 6. П/И «Собачка» (в кругу). 7. Подготовительная группа. Подвижная игра «Футбол». Дети делятся на пары и отрабатывают подачу мяча ногой друг другу. 3ч. Оздоровительный бег вокруг детского сада. Ходьба. Дыхательные Комплекс 16 (апрель). Задачи. Учить детей в эстафетах соревноваться дружно, помогая друг другу. Закреплять бег в парах, не расцепляя рук. Развивать у детей ловкость, выносливость, быстроту реакции. 1ч. Ходьба обычная. Бег обычный, по сигналу — врассыпную. 2ч. Эстафеты: 1. «Чья команда быстрее построится». По 1 сигналу бег врассыпную, по 2 сигналу построится в 2 колонны. 2. «Передай мяч». Дети передают мяч от капитана до последнего в колонне и обратно над головой. 3. «Кенгуру». Прыжки на 2 ногах до ориентира и обратно бег обычный. 4. «Передай флажок». Дети по — одному бегут до ориентира и обратно, передавая следующему в колонне флажок. 5. «Бег парами». Дети строятся парами друг за другом. Скоростной бег парами до ориентира и обратно, не расцепляя рук. 6. «Бег тройками». Тоже, что и парами. 7. Подготовительная группа. Подвижная игра «Море волнуется раз». 3ч. Ходьба. Прыжки вокруг детского сада по дорожке. Дыхательные Комплекс 17 (май). Задачи. Учить детей слаженно и дружно соревноваться командой, помогая друг другу. Развивать у детей выносливость, быстроту движений, скоростной бег.

9 1ч. Ходьба, со сменой положения рук (вверх, вперед, в стороны, на плечи, на пояс). Бег обычный, боковой галоп. 2ч. Эстафетные игры: Дети делятся на 2 команды. 1. Бег до ориентира, прыжки на 1 ноге вокруг кегли, обратно бегом. 2. Прыжки боком до ориентира и обратно. 3. Бег спиной вперед. 4. Бег с передачей различных предметов (флажки, палочки и т.д.). 5. Бег парами и тройками. 6. Прыжки на 2х, 1 ноге. 7. Подготовительная группа. Конкурс «Силачей». Кто больше раз сумеет присесть и встать на 1 ноге (мальчики и девочки отдельно, ногу менять). 3ч. Ходьба, бег, прыжки по оздоровительной дорожке вокруг детского сада. Дыхательные Комплекс 18 (май). Задачи. Закреплять в игровых упражнениях двигательные умения и навыки: лазание, прыжки, метание и бросание, равновесие. Развивать у детей физические качества. 1ч. Ходьба под счет: 1-руки вперед, 2-вверх, 3-в стороны, 4-на пояс. Бег обычный. 2ч. 1. П/И «Сбей кеглю». Дети сбивают кегли различными предметами и разными способами. 2. Прыжки на скакалке разными способами. 3. Прыжки в длину с разбега. 4. Бросание мяча о стену и ловля его разными способами. 5.. Подготовительная группа. Прыжки с зажатым мячом или мешочком между ногами на расстояние 3-4 метра. 3ч. Ходьба, бег, прыжки по дорожке вокруг детского сада. Дыхательные

Конспект физкультурного занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект физкультурного досуга для детского сада. Старшая-подготовительная группа
Автор: Пушкарева Елена Валерьевна, инструктор по физической культуре Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Колокольчик» поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район Описание материала: Конспект физкультурного занятия с детьми старшего дошкольного возраста предназначен для инструкторов по физической культуре и воспитателей дошкольных учреждений. Данная разработка направлена на воспитание бережного отношения к природе и животным, развитию физических качеств у детей дошкольного возраста.
Конспект физкультурного занятия «Осень» с детьми старшего дошкольного возраста на свежем воздухе с использованием экологической тропы и спортивной площадки.
Оборудование: Альбомные листы по количеству детей, длинный шнур (2 шт), скамейки гимнастические (2-4 шт.), бубен, радио. Место проведения: Экологическая тропа детского сада, спортивная площадка. Программные задачи: 1. Способствовать элементарному перевоплощению детей в животных и насекомых. 2. Упражнять в ходьбе по скамейке и прыжках через нее. 3. Развивать глазомер в подбрасывании и ловле мяча. 4. Совершенствовать равновесие, навыки пространственной ориентировки. 5. Контролировать дыхание детей на протяжении всего занятия, использовать упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки. Организация и методика проведения: I. Вводная часть Ведущий: Утром в садик мы идем, листья сыплются дождем, Под ногами шелестят и летят, летят, летят… Черный носик показался, Закрывать и открывать нос ладонями.
Ёжик нас не испугался.
Повороты головой в правую и левую стороны.
И обнюхав все следы,
Обнюхивание носом вокруг.
Зашагал ёж по грибы.
Ходьба с поворотом на право — 1,2!
Мы под музыку шагаем, воздух носом все вдыхаем. И колени легко, поднимаем высоко.
Ходьба с высоким подниманием колен под музыкальное сопровождение.
Непоседы — обезьяны, ловко спрыгнули с лианы,
Подскоки с продвижением вперед.
Скачут, прыгают все вместе, не сидится им на месте.
Подскоки врассыпную.
Полетела утром, солнышко встречая, С песенкой веселой, пчёлка золотая. На лужок зеленый, к желтеньким цветочкам Собирать медок искусным хоботочком.
Бег змейкой с взмахом рук и произнесением звука «Ж-ж-ж…»
Пятки вместе, носки врозь — и мы уже пингвины! Руки «крыльями» держите, подождите, не спешите… Плечи расправляйте, Воздух глубоко вдыхайте…
Ходьба «Пингвины» (пятки вместе, носки врозь, руки вдоль туловища).Методические рекомендации: ноги стараться в коленях не сгибать.
Превращаемся мы в мишек, Не спеша, по тропинке идем. Переваливаясь с боку на бок, С медом полный бочонок несем.
Ходьба по-медвежьи, переваливаясь с боку на бок не сгибая колени, руки перед грудью. (Идти «До деревни Простоквашино»).Слышится голос (радио запись): Голос: Внимание, внимание! Говорит радио деревни «Простоквашино». Приветствуем Вас всех, друзья! Мир сказочный открыт всегда! Увидите вы, как живет, в деревне сказочный народ… Навострите ушки, откройте шире глазки, попали вы все в сказку!… Ведущий: Спинку ровно держит петушок, Гордо поднят к верху гребешок, Важно он шагает по двору, И поет вот так: «Ку –ка–ре – ку!» Ходьба, высоко поднимая колени, руки в стороны.
Ты скачи моя лошадка — скок, скок, скок… Звонко цокают копытца — цок, цок, цок… Вдоль деревни, по дорожке — скок, скок, скок… Резво скачут ее ножки — цок, цок, цок…
Подскоки «галопом» друг за другом.
На лошадке мы скакали, на цветочную поляну попали. А на цветочках сидят, красуются красивые бабочки. Руки как «крылья» мы плавно раскрываем, Бабочкой красивой над цветком летаем.
Легкий, медленный бег врассыпную.
Словно гуси, мы присели и не громко зашипели. Клюв открыв, загоготали: га – га – га… И неспешно зашагали: га – га – га… Не качая головой, руки – «крылья» за спиной.
Выйти из «Деревни Простоквашино» гусиным шагом.
На носочках можем прыгать мы легко, И подпрыгнуть, как кузнечик — высоко.
Прыжки на двух ногах на носочках с продвижением вперед.
А теперь на каждой ножке, мы попрыгаем немножко, И при этом дышим ровно, глубоко…
Прыжки на правой (левой) ноге в чередовании с продвижением вперед «До леса».Дыхательные упражнения. Показать на экологической тропе «Деревья».Ведущий: Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем! II. Общеразвивающие упражнения Логори: 1. Ветерок листвой шумит: шу-шу-шу, шу-шу-шу… Руки вверх, ноги на ширине плеч, наклоны в правую и левую стороны.
2. В трубах громко он гудит: ду-ду-ду, ду-ду-ду…
Упражнение «боксер», пальцы сжаты в кулачки.
3. Поднимает пыль столбом: бом-бом-бом, бом-бом-бом…
Ритмичные хлопки над головой, ноги на ширине плеч.
4. Дует он везде кругом: гом-гом-гом, гом-гом-гом…
Повороты в правую, левую стороны, руки на поясе.
5. Может вызвать бурю он: страх-страх-страх, страх-страх-страх…
Круговые вращения рук «мельница», в правую и левую стороны.
6. Не удержится и слон: ах-ах-ах, ах-ах-ах…
Наклоны вперед, руки на поясе.
7. Ветер шелестит листвой: ш-ш-ш, ш-ш-ш…
Руки вверх, ноги на ширине плеч, наклоны в правую и левую стороны.
8. Спрятал кудри под травой: тш-тш-тш, тш-тш-тш…
Пятки вместе, носки врозь, руки в стороны. Приседания, закрывая руками глаза.
9. Дождь сильнее застучал: тук-тук-тук, тук-тук-тук…
Ноги на ширине плеч, руки вытянуты вверх. Наклоны. Пальцы рук задевают пальцы ног.
10. Скоро дождик ливнем стал: стук-стук-стук, стук-стук-стук…
Прыжки на 2-х ногах в чередовании с ходьбой.
11. Дождик капать перестал…
Поднять голову вверх и посмотреть на небо (вдох, выдох).Ведущий: А сейчас мы отправимся на спортивную площадку. Пойдем по не обычной дорожке так, чтобы не замочить ножки. III. Основные виды движений: Ведущий: А птицы смотрят на Вас и удивляются, как вы красиво переставляете ноги, чтобы не упасть с узкой веточки. 1. Упражнение «Мостик» Ходьба по длинному шнуру (2 шт.), приставляя пятку одной ноги к носку другой ноги.Ведущий: Представь себе, ты — ласточка, лететь, готова ввысь. К полету руки – «крылья», расправь, не торопись. Назад отводим ногу, и тянем вверх мысок, Полет твой будет, ласточка, прекрасен и далек. 2. Упражнение «Ласточка» Упражнение на равновесие: дети стоят на одной ноге, руки в стороны. Медленный бег на спортивную площадку.Ведущий: Вот наконец мы и «долетели» до спортивной площадки. А осенний ветерок послал в подарок вам листок. Интересно с ним играть! Постарайтесь угадать, чем листочек может стать? Ответы детей.
Чтоб не мокнуть под дождем, «Зонтик» мы с собой берем.
3. Упражнение «Зонтик» На параллельно расставленных скамейках лежат листы бумаги. Ходьба по скамейке, с листом на голове, руки в стороны.Методические рекомендации: Чтобы листок не упал надо знать секрет: голова поднята, спина прямая, плечи расправлены, идти следует не спеша. Ведущий: После дождя образовались лужи, и мы будем через них перепрыгивать. 4. Упражнение «Лужи» Прыжки через разложенные на земле листочки: горизонтально (маленькие лужи), вертикально (большие лужи).Ведущий: Выглянуло солнце и высушило лужи. Но посмотрите, на пути лежит бревно, как перепрыгнуть через него? 5. Упражнение «Прыжки через бревно» Прыжки через скамейку, хват руками боковой части поверхности скамейки, большие пальцы вверху, ноги вместе.Ведущий: Давайте посмотрим, что же нас окружает вокруг. Для этого нам понадобится подзорная труба. Дети скручивают из листа бумаги «Подзорную трубу».Ведущий: — Найдите предметы зеленого цвета … — Какие Вас окружают предметы прямоугольной формы (круглой, овальной) и т.д. Дети находят предметы и называют их (деревья, листья, обручи и т.д.)Ведущий: Какую любимую игрушку и в то же время физкультурное пособие можно быстро сделать из листа бумаги? (Мяч).6. Упражнение «Волшебный лист бумаги» — Смять лист бумаги и превратить его в «мяч»; — Подбросить и поймать «мяч» двумя руками; — Подбросить и поймать «мяч» одной рукой. Ведущий: А сейчас «мячики» превратим в лист бумаги и порвем этот лист на мелкие кусочки. — Вы весело играли? Ответы детей.
— Немного устали?
Ответы детей.
В честь этого устроим бумажный салют!
7. Упражнение «Салют» На счет «Раз, два, три» дети подбрасывают разорванные листы бумаги вверх с криком «Ура!»Подвижная игра «Ай, гу-гу» Выбирается ловишка, который встает в центр круга, разводит руки в стороны и кружится против часовой стрелки. Дети, взявшись за руки, идут по кругу (по часовой стрелке) со словами:
Ай, гу-гу, гу-гу, гу-гу… Не кружись ты на лугу. На лугу том лужица, Головушка закружится.
Дети с ловишкой останавливаются, хлопают в ладоши и продолжают слова:
Раз-два, раз-два, разбегаться всем пора!
Ловишка догоняет убегающих. Пойманные выходят из игры. Дозировка = 2-3 раза.IV. Игра малой подвижности «Руки к пяткам и к ушам…» Дети выполняют упражнения в медленном, среднем и быстром темпе под речитатив ведущего:
Руки к пяткам и к ушам, На колени и к плечам, В стороны, на пояс, вверх, А потом веселый смех!
(Громко смеются).Ведущий: Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра! УРА!!! Дети собирают «Салют», складывая его в «волшебную» коробочку и уходят со спортивной площадки.

Рекомендуем посмотреть:

Физкультурный досуг в старшей группе детского сада. Сценарий Осенняя ярмарка в детском саду. Сценарий Оздоровительный физкультурный досуг в старшей группе Зимний физкультурный досуг для дошкольников старшей группы

Похожие статьи:

Физкультурный досуг в старшей группе «Здравствуй, Зимушка-Зима»

Физкультурный досуг в старшей группе в детском саду «Путешествие в страну здоровья»

Сценарий осеннего утренника для детей старшего дошкольного возраста

Сценарии осенних праздников в детском саду

Сценарий экологического праздника для старшей – подготовительной группы. Птицы – наши друзья

Статья: «Подвижные игры и физические упражнения на прогулке»

Консультация

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Подготовила : Гущина Н.Г.

Инструктор по физической культуре

Прогулка способствует повышению выносливости организма ребенка, устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям, укрепляет мышечную систему, повышает жизненный тонус.

Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей.

Выделяют оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи оптимизации двигательной активности детей на прогулке:

  • Забота о физическом и психологическом благополучии детей;
  • Дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
  • Обучение детей умению регулировать свою двигательную активность;
  • Совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
  • Целенаправленное развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;
  • Поощрение двигательного творчества;
  • Воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

Наиболее успешное решение этих задач может быть достигнуто путем использования игр и физических упражнений, соответствующих возрастным возможностям детей. Причем, количество и содержание игр и физических упражнений зависят от общего распорядка, могут быть различными в разные дни недели, в разное время года.

Планирование работы по развитию движений на прогулке должно обеспечивать системность, последовательность подачи всего программного материала, способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. Выбор времени проведения игр и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовать игры и упражнения в середине или в конце прогулки, а в самом начале ее предоставить самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.

При подготовке условий для проведения подвижных игр и физических упражнений воспитатель должен опираться на самостоятельность и активность детей (рационально разместить пособия, атрибуты, при необходимости – разметить площадку). При проведении игр и упражнений следует использовать разные способы организации (фронтальный, групповой, индивидуальный), учитывая при этом индивидуальные особенности двигательной активности детей. Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации, что повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки. Применение группового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. Работа с небольшой группой детей позволяет воспитателю творчески учитывать их индивидуальные возможности.

Подвижную игру, проводимую со своей группой детей повторяют 3-5 раз. Общая длительность игры составляет 10-12 минут. Спортивные упражнения и упражнения в основных видах движений желательно организовать по подгруппам, сформированным с учетом уровня двигательной активности. Каждая подгруппа выполняет свое задание (Например, дети с высокой и средней двигательной активностью выполняют упражнения, требующие концентрации внимания, координации и ловкости: езда на велосипеде по дорожке, объезжая ориентиры; дети с низкой двигательной активностью упражняются в разных видах прыжков через скакалку). При этом воспитатель осуществляет контроль. Такая организация требует тщательного подбора упражнений, инвентаря, выделения ответственных в каждой подгруппе, выбора удобного места для контроля за движениями детей.

При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, уточнить правила. Воспитатель обращает внимание лишь на важные моменты от которых зависит ход игры и выполнение правил.

При разучивании новой подвижной игры необходимо четкое, лаконичное объяснение её содержания (в сюжетных играх – сюжетный рассказ). Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.

Активное участие в игре воспитателя (в любой роли) доставляет детям много радости, вносит оживление и повышает интерес. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учетом уровня двигательной активности и физической подготовленности. В процессе игр педагог следит за выполнением всех заданий, за взаимоотношениями детей. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведения в игровой деятельности. К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать себя и своих товарищей. Это способствует в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий.

В первой младшей группе во время утренней прогулки с детьми проводятся игры большой подвижности длительностью 10-15 минут. В дни физкультурных занятий их длительность сокращается до 5-10 минут. На вечерней прогулке, чтобы дети не перевозбуждались, следует организовывать игры средней подвижности. Педагог должен вовлекать в игру всех воспитанников. Однако, некоторые игры, например, игры с бегом иногда целесообразно проводить по подгруппам (в начале учебного года, поздней осенью).

Игра должна быть связана со знакомым ребенку образом.

Большим успехом у детей этого возраста пользуются игры с коротким стихотворным текстом. Особенностью методики проведения подвижных игр для этой группы является то, что педагог выполняет ведущую роль, на протяжении всей игры подбадривает, поощряет детей. Воспитатель упражняет ребенка в том или ином виде движений, которые ему даются труднее, чем сверстникам, используя при этом игровые приемы («Покажи Мишке, как надо перешагивать через кубики»), поручения («Достань игрушку»), имитации («Покажи как летает птичка»).

Во второй младшей группе продолжительность игр та же. В целях воспитания у младших дошкольников активности и самостоятельности целесообразно роль ведущего поручать кому-нибудь из детей. Особое внимание воспитатель второй младшей группы должен обращать на соблюдение детьми правил, способствующих развитию ориентировки в пространстве (прятаться в свой домик, занимать своё место при построении, разбегаться по всей площадке и т.д.)

Если для прогулки планируются спортивные упражнения, подвижная игра должна предварять их. С 3-4 лет в процессе выполнения физических упражнений воспитатель приучает детей соблюдать правила безопасности, проявлять взаимопомощь. Ребенку этого возраста свойственна склонность к подражанию своим сверстникам. Поэтому на прогулку необходимо выносить по нескольку экземпляров одного и того же. Физкультурного инвентаря, атрибутов для игр. Вместе с тем дети 3-4 лет более самостоятельны в выполнении упражнений. Важно вовремя помочь ребенку, подсказать, как выполнить то или иное упражнение, обеспечить своевременную страховку, смену видов деятельности.

В средней группе наравне с сюжетными широко используются бессюжетные игры типа «Ловишка», «Сбей булаву», «Подбрось – поймай» и др. В играх детей 4-5 лет необходимо регулировать нагрузку, варьируя продолжительность и скорость бега, сокращая или увеличивая число игроков, изменяя условия и правила. В дни, когда проводятся физкультурные занятия, длительность подвижных игр и физических упражнений сокращают (примерно на 50%).

Для ребёнка пятого года жизни характерны сравнительно устойчивый интерес к движениям. Необходимо поощрять игры детей с мячами, обручами, игрушками-двигателями, побуждать к использованию физкультурного оборудования, инвентаря, атрибутов для подвижных игр. Важно поощрять, поддерживать самостоятельность дошкольников в организации подвижных игр и физических упражнений.

В старшей группе в дни проведения физкультурных занятий в зале, на прогулке с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение. Продолжительность подвижных игр на прогулке составляет 15-20 минут. В другие дни, когда физкультурные занятия не проводятся, планируются подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения. Их продолжительность 25-30 минут. Ход игры и её правила объясняются перед началом. Если в этом есть необходимость воспитатель может показать отдельные движения, выяснить с помощью вопросов, как дети поняли игру. Очень важно после игры дать объективный анализ поведения детей, выполнения ими правил. Это способствует воспитанию дружного коллектива, формированию у каждого ребенка сознательного отношения к своему поведению.

Летом можно проводить пешеходные прогулки на расстояние 2 км продолжительностью 25-30 минут в один конец. Зимой организуются лыжные прогулки на расстояние 1,5-2 км в один конец. Воспитатель заранее намечает и проверяет маршрут, определяет как будут использованы природные условия для упражнения детей в разных видах движений; где организовать отдых, где провести игру. Необходимо побуждать детей использовать в самостоятельной деятельности на прогулке разнообразный физкультурный инвентарь. На участке желательна дорожка препятствий.

В задачи педагога входит организовывать подвижные игры с элементами соревнований, спортивные игры и спортивные упражнения. Он должен регулировать чередование различных видов деятельности воспитанников, направлять их интересы. В течение месяца со старшими дошкольниками проводится более 20 подвижных игр разной интенсивности; при этом 3-4 разучиваются вновь.

В подготовительной к школе группе в дни физкультурных занятий продолжительность физических упражнений и игр на прогулке 20-25 минут.

В другие дни, когда физкультурные занятия не проводятся — 30-35 минут.

В течение дня с детьми проводят (фронтально) не менее 2-3 подвижных игр.

Новую игру следует четко, кратко объяснить, отдельные движения показать. В ходе игры, по мере необходимости, воспитатель напоминает какие-то моменты, что-то подсказывает в целях предупреждения нарушения правил. Оценка деятельности детей в игре осуществляется педагогом с привлечением её участников. Важно отметить проявления взаимовыручки, соблюдение правил, качество двигательных действий. Следует всячески поощрять самостоятельность детей в организации и проведении игр.

Один раз в квартал, в зависимости от сезона и погодных условий проводятся пешеходные и лыжные прогулки продолжительностью 40-45 минут в один конец. Так же как и в старшей группе, воспитатель заранее определяет и проверяет маршрут, продумывает организацию детей, их деятельность и отдых (через каждые 15-20 минут пути). Маршрут в один конец для прогулки на лыжах – 2 км. При этом необходимо учитывать физические возможности всех воспитанников, заранее готовить к прогулке новичков, детей отстающих в физической подготовленности.

На прогулке необходимо поощрять спортивные, народные игры. Физкультурный инвентарь, атрибуты для игр и упражнений следует периодически менять, использовать с учетом состояния погоды, содержания физкультурных занятий, а также физической подготовленности и индивидуальных особенностей детей.

При распределении игр и физических упражнений в течение дня нужно учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях (как в зале, так и на воздухе), с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателями на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.

Итак, при подборе и организации игр и физических упражнений на прогулке необходимо:

  • учитывать сложность игр и упражнений, целесообразность сочетания их между собой, соответствие уровню подготовленности детей;
  • заботиться о соответствии содержания игр и упражнений времени года, состояние погоды;
  • предусматривать разные приёмы выбора детей на ведущие роли;
  • предлагать варианты усложнения упражнений и подвижных игр;
  • использовать разные способы организации детей;
  • заботиться о рациональном использовании оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;
  • стремиться к созданию хорошей дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в различных играх и упражнениях, к проявлению активности, творческой инициативы.

Правильная организация двигательной деятельности ребёнка в повседневной жизни способствует улучшению его психофизического здоровья. Целесообразное чередование характера деятельности ребёнка предусматривает рациональное сочетание интеллектуальной и физической активности, что обеспечивает профилактику утомления нервной системы, создаёт у ребенка жизнерадостное настроение и оптимальную работоспособность.

Консультация для педагогов

Методические рекомендации

Поход это организованное путешествие или прогулка, совместное передвижение группы лиц с определенной целью по определенному маршруту.

Прогулки-походы имеют место в режиме дня дошкольных образовательных организаций. Педагоги организуют с детьми прогулки-походы в лес, парк, сквер, а также зеленую зону на территории детского сада совместно с родителями воспитанников. Такие прогулки представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которой решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их коммуникативные и познавательные потребности, воспитываются интерес и эстетическое отношение к природе.

Примерная структура прогулки-похода. Начинается прогулка-поход с организационного момента: собираются все участники, педагог проводит перекличку и инструктаж. Затем осуществляется движение группы до привала, во время которого могут быть короткие остановки, как для отдыха, так и для наблюдения за интересными объектами. Конечный пункт прогулки-похода – привал.

Место привала должно быть удобным для отдыха. Возможно устроение пикника, постановки палатки, организация игр и т.д. По окончании привала – сбор детей, уборка территории. Затем движение группы до детского сада, во время возвращения могут быть короткие остановки для отдыха и наблюдений.

Проводить такие прогулки-походы следует с воспитанниками старшего дошкольного возраста. В этом возрасте дети достаточно самостоятельны, между сверстниками складываются дружеские отношения.

Прогулки-походы не могут проводиться часто. Оптимальное количество таких прогулок – 2-3 в год. При более частом проведении подобные мероприятия утрачивают свою привлекательность, у детей снижается к ним интерес.

Важно, чтобы воспитанники ждали прогулки-походы, готовились к ним, настраивались эмоционально. Поэтому надо стараться, чтобы после таких прогулок у детей остались в памяти приятные воспоминания, а не отрицательные впечатления, связанные, например, с усталостью от долгой ходьбы.

Алгоритм подготовки прогулки-похода:

— Определение маршрута прогулки-похода — Согласование маршрута с администрацией ДОУ — Тщательное изучение маршрута, прохождение его взрослыми — Привлечение родителей воспитанников для участия в прогулке-походе — Выбор и подготовка необходимого снаряжения -Подготовка к проведению инструктажа для участников похода (определение даты, времени, продолжительности прогулки-похода, рекомендации по экипировке туриста – форме одежды и содержимого рюкзака).

Предварительная работа с детьми может включать: проведение бесед, организацию игр-эстафет, чтение художественной литературы и просмотр видеоматериалов туристической направленности. Очень важно объяснить детям правила поведения в походе, рассказать о необходимости подчиняться руководителю похода, быть организованными, согласовывать свои действия с действиями окружающих, соблюдать правила безопасности: не подходить близко к костру, не прыгать в палатке и т.д.

Прогулка-поход может содержать сюрпризный момент: неожиданную встречу или интересное задание. Во время привала и отдыха хорошо проводить игры, стимулирующие познавательную и интеллектуальную активность детей, подвижные и спортивные игры. Следует предоставить воспитанникам возможность проявить самостоятельность и на себе почувствовать все трудности в организации быта во время похода, например, связанные с установкой палатки.

Ценным будет присутствие родителей, особенно пап, общение с которыми обогатит опыт детей.

Возможность выйти за пределы детского сада есть далеко не у всех дошкольных организаций, но прогулку-поход рекомендуется сначала организовывать по территории учреждения. Подобный вид прогулки – имитация взрослого туристического похода. Хорошо, если она будет включать в себя все элементы похода: сбор, продолжительную ходьбу, привал, «посиделки» у костра (необязательно настоящего) и «возвращение» в детский сад.

По итогам прогулки-похода можно обменяться впечатлениями и заполнить дневник. Важно, чтобы дети запомнили поход как интересное путешествие, открытие нового, любование окружающим миром, песни у костра, игры, общение друг с другом.

Методические рекомендации по организации спортивных прогулок

Спортивная прогулка – вид прогулки, в которой используются разнообразные элементы детской деятельности спортивной тематики.

Спортивные прогулки могут проводиться не реже одного-двух раз в месяц в те дни, когда организуется непосредственно образовательная деятельность, требующая большой умственной нагрузки, или непосредственно образовательная деятельность по художественному творчеству.

В зависимости от погодных условий двигательная деятельность на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы они не переохлаждались или не перегревались. Как именно будет организована двигательная активность, воспитатель определяет перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия. В ходе спортивной прогулки следует чередовать задания с высокой двигательной активностью и игры малой подвижности, командные игры и подгрупповые, индивидуальные упражнения.

Организация спортивной прогулки предполагает знакомство воспитанников с различными видами спорта, спортсменами. Возможна экскурсия или целевая прогулка на стадион (городской, школьный, дворовый). Наблюдение за тем, как занимаются спортсмены или школьники, поможет вызвать у дошкольников интерес, желание заниматься спортом.

Спортивная прогулка не может быть насыщена только двигательными видами деятельности. Рекомендуется подбирать задания познавательного характера и спортивной направленности. Например, дидактические игры («Летние и зимние виды спорта», «Какой вид спорта здесь лишний?», «Узнай по силуэту», «Кто больше назовет видов спорта с мячом»), игры на внимание («Верно ли исходное положение при метании, беге»), на воображение («Изобрази вид спорта»). Также можно включать литературные задания (загадки, считалки, стихи).

Спортивные прогулки требуют предварительной работы. Важным этапом подготовки к проведению такого вида прогулки является накопление детьми опыта пользования физкультурным инвентарем: ракеткой, мячом, скакалкой и т.д. Так как на спортивной прогулке воспитанники играют вместе с воспитателем, то они овладевают навыками быстрее.

С детьми младшего дошкольного возраста на спортивной прогулке можно организовать разнообразные подвижные игры сюжетного характера, включающие основные виды движения. Можно соорудить условные спортивные площадки, где старшие воспитанники будут играть с младшими, давать им двигательные задания, обучать определенным двигательным навыкам.

С детьми старшего дошкольного возраста можно поговорить об истории развития спорта, познакомить их со спортивными играми древности и современными спортивными играми, рассказать об Олимпиаде. Можно ввести сюжетно-ролевые игры «Олимпиада», «Спортивные кружки», «Футбольный матч», в которых воспитанники смогут примерить на себя роли комментатора, судьи, зрителей, спортсменов, продавцов билетов и др.

Начиная со старшей группы, следует вводить адаптированные к дошкольному возрасту командные спортивные игры: пионербол, футбол, хоккей, волейбол, теннис и т.д. Можно рассказать воспитанникам о народных играх, популярные в детские годы их родителей, бабушек и дедушек, таких, как городки, классики, штандер. Для спортивных игр желательно отводить не менее половины времени всей спортивной прогулки.

Структура спортивной прогулки может включать:

— Организационный момент или вводную беседу; — Подвижные, спортивные игры; — Спортивные упражнения; — Самостоятельную деятельность детей; — Индивидуальную работу по различным направлениям развития воспитанников;

Подведение итогов прогулки, выполнение творческого задания.

Важно отличать подобные прогулки от спортивных праздников – тщательно подготовленных мероприятий для детей, требующих наличия у них определенных навыков и умений. Спортивные прогулки предоставляют воспитанникам некоторую свободу выбора (для этого следует подобрать несколько вариантов заданий, игр, упражнений), при этом учитываются их интересы, желания. Прогулки не так строго структурированы, как спортивные праздники и развлечения.

Примерные сценарии прогулок-походов и спортивных прогулок представлены в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 10/ октябрь 2013,

№ 11/ ноябрь 2013.

Литература:

— «Методические рекомендации по организации прогулок-походов», К.Ю. Белая, Е.А. Каралашвили, Л.И. Павлова//«Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 10/ октябрь 2013, с.10 — «Методические рекомендации по организации спортивных прогулок», К.Ю. Белая, Е.А. Каралашвили, Л.И. Павлова// «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 11/ ноябрь 2013, с.4

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]