Пути утилизации мусора
- Организация свалок,
- вторичное использование отходов,
- сжигание отходов.
Организация свалок — самый дешёвый, но при этом недальновидный способ утилизации мусора.
Ядовитые вещества проникают в подземные воды, развеиваются ветрами по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей.
В результате процессов гниения без доступа воздуха образуются различные газы.
На свалках регулярно возникают пожары, при которых в атмосферу выбрасывается сажа, фенол и прочие ядовитые вещества.
Вторичное использование отходов – наиболее ресурсосберегающий путь. Но здесь существует ряд проблем:
- Первая проблема: мусор необходимо рассортировать.
- Вторая проблема: доставка мусора к месту переработки.
- Третья проблема: мусор невозможно использовать как сырьё для производства высококачественной продукции.
Сжигание отходов – наиболее распространенный и известный способ. НО:
- в огромном количестве выделяются вредные или ядовитые химические соединения.
- не весь мусор горит
- мусор содержит много влаги и трудно- сгораемых материалов.
Провели расчет количества мусора в нашей семье:
Количество мусора в день | 500 г |
Количество мусора в месяц | –15кг |
Количество мусора в год | 180 кг |
Количество мусора в год на 1 члена семьи | 45 кг |
Количество мусора в селе , жители 870чел (год ) | 39 тонн 150 кг |
Сроки разложения мусора
Процесс разложения мусора проходит по-разному и может длиться от нескольких дней до десятков тысяч лет. Связано это из-за состава продукции и видов воздействия на неё. Ниже представлены усреднённые сроки распада популярных отходов.
Вид мусора | Сроки разложения |
Бумага и картон | 3 месяца |
Бумага для печати | 3 года |
Древесина, жесть, обувь | 10 лет |
Железо | 20 лет |
Жвачки | 30 лет |
Аккумуляторы | 100 лет |
Полиэтиленовые пакеты | 200 лет |
Батарейки | От 100 лет |
Шины | 200 лет |
Памперсы | 500 лет |
Алюминий | 500 лет |
Стекло и пластик | От 1000 лет |
Пути решения проблемы утилизации мусора
Строительным мусором засыпают овраги и ямы.
Во-первых, такие свалки дренируют, чтобы не допустить проникновения вод со свалки в подземные водоносные горизонты.
Во-вторых, их вентилируют, чтобы не допустить образования горючих и ядовитых газов.
В-третьих мусор на свалку насыпают так, чтобы её поверхность была ровной.
Заключение
В ходе работы получены результаты:
- Изучены литературы
- Выяснили ,что мусор- является глобальной проблемой человечества. Свалки мусора вызывают загрязнение почвы, воздуха, воды, что ведёт к ухудшению самочувствия, возникновению ряда заболеваний у населения.
- Методами борьбы с мусорам являются : организацией свалок, вторичными использованиями отходов, сжиганием . Но они имеют положительные и отрицательные способы.
Виды отходов
Все отходы в городе можно условно разделить на 3 группы.
А именно:
- Бытовые отходы. Появляются в процессе ведения домашней деятельности. ТБО — не главная проблема человечества, однако мусор, стекло, органические отходы составляют немалую долю в общем проценте замусоренности.
- Промышленные. По статистике считаются самыми опасными. Одна из глобальных экологических проблем — загрязнение окружающей среды промышленным мусором.
- Сельскохозяйственные. Сюда относят древесные опилки, отходы животноводства и растениеводства. Подлежат повторному использованию и переработке.
Экологический проект «Мусор нам не нужен – мы с природой дружим»
Паспорт проекта
Тема | «Чистый край» |
Вид | Творческий, практико-ориентированный, долгосрочный |
Автор-разработчик | Воспитатель Зуева А.О. |
Участники проекта | Воспитатель, дети 6-7 лет, родители (законные представители) |
Цель | Создание условий для привлечения внимания детей и их родителей к проблемам загрязнения родного края. |
Задачи |
|
Ожидаемые результаты | Повышен уровень экологической воспитанности детей и их родителей. Участники проекта проявляют ответственное и гуманное отношение к окружающей среде и родному краю. Сформирована познавательная активность и навыки исследовательской деятельности. Повысился уровень знаний о переработке и вторичном использовании мусора. Родители воспитанников активно включаются в совместную деятельность с детским садом. |
Нормативно-правовая база | — Конституция Российской Федерации; — Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; — Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; — Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН» — Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» |
Учебно-методическое обеспечение | 1. Аничев К. В. Проблемы окружающей среды, энергии и природных ресурсов. – М.: «Прогресс».- 1974. 2. Берлянт А. М. Новая энциклопедия школьника. Земля.- М.: «Росмэн»- 2003 3. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007. 4. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004. 5. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004. 6. Новиков Ю.В. Природа и человек, М.: «Просвещение», 1991 г. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003. |
Актуальность
Чисто не там, где убирают,
а там, где не мусорят.
Экологическое воспитание дошкольников — это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы экологическое воспитание и образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде с очевидными пределами ресурсов и возможностей.
Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Загрязнение окружающей нас среды – масштабная проблема современности. На данный момент о ней известно многое – написано большое количество научных работ и книг, проведены многочисленные исследования. Но в решении проблемы человечество продвинулось совсем незначительно. Загрязнение природы по-прежнему остаётся важным и актуальным вопросом, откладывание которого в долгий ящик может обернуться трагично.
Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды.
Классификация загрязнений природы
Существует несколько классификаций загрязнений природы, основанных на их источнике, направленности, других факторах. Итак, выделяют следующие виды загрязнения окружающей среды:
- Биологическое загрязнение – источником загрязнения являются живые организмы, оно может происходить по естественным причинам или в результате антропогенной деятельности.
- Физическое загрязнение – приводит к изменению соответствующих характеристик окружающей среды. К физическому загрязнению относят тепловое, радиационное, шумовое и другие.
- Химическое загрязнение – увеличение содержания веществ или их проникновение в окружающую среду. Приводит к изменению нормального химического состава ресурсов.
- Механическое загрязнение – загрязнение биосферы мусором.
В действительности один вид загрязнения может сопровождаться другим или несколькими сразу.
Мусор, оставленный на земле, наносит вред не только почве. Его пары попадают в атмосферу, а ветер относит его к воде. Таким образом страдает большая часть экологического мира.
Во избежание экологической катастрофы борьба с физическим загрязнением должна быть первостепенной задачей. Проблема должна решатся на международном уровне, потому что у природы нет государственных границ. Для предупреждения загрязнения необходимо вводить санкции предприятиям, выбрасывающим отходы в окружающую среду, налагать крупные штрафы за размещение мусора в неположенном месте. Стимуляция к соблюдению норм экологической безопасности также может быть осуществлена финансовыми методами. Такой подход доказал свою эффективность в некоторых странах.
Каким же образом мы можем бороться с загрязнением своего родного края в рамках детского сада? Для того чтобы обратить внимание на проблему загрязнения нужно проводить с детьми разъяснительную работу, объяснять им какой вред природе наносят различные загрязнения, и что нужно делать, чтобы снизить этот вред.
Поэтому было решено составить подробное перспективное планирование работы, которая будет стимулировать маленьких жителей и их родных на сохранность окружающей среды.
Формы работы с детьми:
— групповая (фронтальная);
— подгрупповая (небольшими группами по интересам);
— индивидуальная.
Методы и приемы:
— наглядный (просмотр иллюстраций, фото, презентаций и обучающих познавательных фильмов, виртуальные экскурсии на мусороперерабатывающие заводы);
— словесный (беседа, рассказ, чтение художественной литературы);
— игровой;
— практический (трудовая деятельность, художественное творчество).
Принципы работы:
- Принцип взаимосвязи всех направлений работы с дошкольниками (интеграция).
- Принцип системности. Занятия проводятся систематически, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности.
- Принцип личностно-ориентированного подхода.
- Принцип наглядности. Весь подаваемый материал сопровождается показом иллюстраций, просмотром презентаций и видеофильмов.
- Принцип доступности. Познавательный материал подается в понятном для дошкольников формате, все игровые материалы на изучаемую тему находятся в непосредственной доступности, на уровне глаз детей.
Создание РППС для экологического воспитания детей
Экологический уголок группы включает в себя следующие составляющие:
— учебно-наглядные пособия (познавательные видеофильмы и мультфильмы, коллекции, модели, картины, панно, макет, диараммы);
— литературные произведения (рассказы, стихи, пословицы, загадки, сказки);
— игры (дидактические, предметные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, творческие);
Главная особенность экологического уголка – систематическое наполнение результатами детской деятельности: творческие работы, фотоотчеты, альбомы, газеты, поделки из вторичного сырья и т.д.
Уголок содержит так же полочку для экспериментирования, которая включает в себя картотеку опытов для детей и оборудование для опытнической деятельности. Опытно – экспериментальная деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.
В театральном уголке подобраны различные маски (животных, насекомых, овощей и фруктов) и костюмы для разыгрывания экологических сказок и игр-инсценировок, способствующих познавательному и эколого-эстетическому развитию детей, формированию их нравственных качеств.
Не менее важной для экологического воспитания является развивающая среда и группового прогулочного участка, в создании которой активное участие принимают родители воспитанников.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный:
- Изучение нормативно – правовой базы и методической литературы по проекту.
- Определение цели и задач проекта.
- Изучение литературы по теме.
- Подбор методической литературы.
- Обсуждение вопроса и анкетирование на родительском собрании.
- Подготовка развивающей среды (дидактические и настольные игры, картотеки тематических физминуток, опытов; подбор иллюстраций, сказок, журналов, энциклопедий)
- Разработка системы занятий.
- Подбор литературных произведений по теме (стихи, пословицы, поговорки, загадки, сказки).
- Подготовка познавательных презентаций, интерактивных игр, мультфильмов по теме проекта.
2 этап – основной:
- Проведение познавательных занятий и бесед по теме проекта;
- Чтение познавательной литературы, энциклопедий;
- Работа по формированию у детей бережного отношения к объектам природы родного края.
- Трудовая деятельность на территории детского сада и в близлежащих скверах.
- Природоохранные акции.
- Разработка авторских дидактических игр и пособий.
- Привлечение в работу родителей воспитанников.
3 этап – заключительный:
- Выставка творческих работ детей.
- Экологический праздник «Мы с порядком дружим».
- Выступление с результатами работы на родительском собрании, вручение благодарностей активным участникам проектной деятельности.
- Выступление на итоговом педагогическом совете с результатами работы по теме проекта (презентация).
Перспективное планирование работы с детьми и родителями воспитанников
Познавательная деятельность | Практическая деятельность | Игровая деятельность | Чтение художественной литературы | ИКТ | Работа с родителями |
Июнь | |||||
ООД «Что мы знаем о загрязнении окружающей среды» Беседа «Правила поведения в природе» | Рисование запрещающих экологических знаков | Д/и «Экологический поезд» П/и «Что в ведро мы соберем» С/р игра «Лесничий» | Сказка «Зайчик и медвежонок» Н.А. Рыжовой | Мультфильм «Крокодил гена и Чебурашка. Очистка реки от мусора» | Субботник на прогулочной площадке с созданием декора и игровых модулей из резиновых покрышек и пластиковых бутылок |
Июль | |||||
ООД «Мусор без сомнения требует деления» | Лепка «Вазочка» из стеклянных бутылочек с использованием круп | Д/и «Сортировка мусора» С/р игра «На заводе» | Сказка «Про Хламище-Окаянище» | «Виртуальная экскурсия на мусоро-перерабаты-вающий завод» | Папка-передвижка «Вторая жизнь мусора» |
Август | |||||
ООД «Зеленый город» Исследовательская деятельность «Свойства пластмассы» | Платья для кукол из полиэтиленовых пакетов, использованных воздушных шариков, фольги. | Д/и «Вершки-корешки» С/р игра «Команда спасателей природы» | Сказка «Нет места мусору» | Презентация «Как Лесник заботится о лесе» | Мастер-класс «Поделки из пластиковой посуды» |
Сентябрь | |||||
ООД «Сортировка мусора» ТРИЗ «Сколько мусора выбрасывает детский сад» | Коллективная работа «Автопарк» — игрушки из пластиковых стаканчиков и спичечных коробков. | Д/и «Что лишнее» С/р игра «Мы идем в поход» | Сказка «Про Мусорогрязку» | Презентация «История появления мусора на Земле» | Активное участие в сборе макулатуры |
Октябрь | |||||
ООД «Свойства бумаги» Создание команды «Зеленый патруль» | Создание календаря «Наши экологические дела» | Д/и «Да – нет» П/и «Птица без гнезда» | «История оранжевого Мусоровоза» | Видеофильм «Как создают бумагу» | Консультация «Экологическое воспитание дошкольников» |
Ноябрь | |||||
ООД «Наука о стекле» ТРИЗ «Что будет, если закопать мусор в землю…» | Поделка «Настенные часы» из пластиковой посуды. | Лото «Время года» Д/и «Рассортируй мусор» | Сказка «Маша и медведь» Н.А. Рыжовой | Презентация «Красная книга Московской области» | Рисование агитационных плакатов и стенгазет |
Декабрь | |||||
ООД «Экологические профессии» Исследовательская работа «Переработка бумаги» | Коллективное рисование плаката «Нам дана для всех одна – планета хрупкая Земля» | Д/и «Что наносит вред природе» С/р игра «Поездка на море», сюжет «Убираем за собой мусор» | «Сказка о батарейке» | Мультфильм «Робокар Поли – Суета вокруг мусора» | Активное участие в сборе батареек. Консультация «Воспитание ребенка начинается с себя» |
Январь | |||||
ООД «Смешарики наводят порядок» | Поделки «Кормушки» из пластиковых бутылок» | Д/и «Поле ненужных предметов» | «Почему у Земли платье зеленое» А. Лопатина | «Твой друг Бобби – Переработка мусора» | Буклет «Пути утилизации отходов» |
Февраль | |||||
ООД «Чистая вода – здоровая земля» ТРИЗ «Как человек может сохранить природу» | Поделки «Цветочные горшки» из пластиковых бутылок. | Настольная игра «Сортировка в баки» С/р игра «Парковый эколог» | «Могучая травинка» М. Скребцова | Познавательная передача «Галилео – Про мусор» (отрывок) | Помощь в создании зимнего городка на детской площадке, расчистке прогулочных площадок |
Март | |||||
ООД «Опасные отходы» Викторина «Мусор-враг природы» | Коллективный коллаж «21 марта – день леса, 22 марта – день воды» с использованием фольги, ваты, гуаши. | Д/и «Рассортируй мусор в правильные контейнеры» | Сказка «История одной капли» | Презентационный фильм «Куда уходит мусор» | Участие родителей в акции «Древонасаждение», «Утилизация электроники» |
Апрель | |||||
ООД «Сжигание различных материалов» Мероприятие «День Земли» | «Горшочки для рассады» из втулок из-под туалетной бумаги | Экологический кроссворд С/р игра «Озеленители» | Сказка «Вторая жизнь» К.Н. Лысова | Мультфильм «Твой друг Бобби – Переработка муора» | Экологическая акция «Чистый край» — уборка микрорайона «Ольгино» |
Май | |||||
Итоговое мероприятие – экологический праздник «Мы с порядком дружим» | Коллективное изготовление лэпбука «Берегите природу» | Д/и «Очистим озеро от мусора» Разрезные картинки «Планета Земля» | Сказка «Нет места мусору» А. Кривощекова | Интерактивная игра «Чистая планета» | Родительское собрание «Результаты работы по реализации экологического проекта» (вручение благодарностей) |
Литература
1. Гомарович Э.С. « Чем дышит город». М.: Химия, 1990 г.
2. Захлебный А.Н. «Книга для чтения по охране природы» М.: Просвещение, 1986г.
3. Комплексные занятия под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.- Волгоград Учитель 2012 г.
4. Коноплёва Н.П. «Вторая жизнь вещей», Москва: Просвещение, 1993 г.
5. Николаева С. Н. «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду.
6. Протасов В.Ф. «Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России», М.: Финансы и статистика, 2001 г.
7. Родионов С.К. и др. «Что такое мусор». М.: Химия, 1991 г.
8. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду — М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
9. Хефлинг Г. «Тревога в 2000 году». М.: Мысль, 1990 г.
10. Хотунцев Ю. Л. «Человек, технологии, окружающая среда». М.: Устойчивый мир, 2001 г.
Интерактивные ресурсы
«Сказка-потешка про мусор» https://www.youtube.com/watch?v=wTcskGadMws
«Спроси у Альберта», серия «Мусор и отходы как бумеранг» https://www.youtube.com/watch?v=af4e1uzmjic
«Про мусор» https://www.youtube.com/watch?v=hV2RLGHyZDk
«Твой друг Бобби», серия 27 «Переработка мусора»
«Робокар», серия 41«Суета вокруг мусора» https://www.youtube.com/watch?v=YUPmp8Eor6U
«Фиксики» Серии: «Бумага», «Экотестер», «Батарейки», «Чему учит экология», «Вовсе не мусор» https://www.youtube.com/watch?v=1mCOnXHO0TE
«Куда уходит мусор» https://www.youtube.com/watch?v=X9Fw28RlG7U
Проект «Дом из шин»
Уменьшенная модель дома из «шин».
Дома из автомобильных шин – последний писк моды. Это доступный и экологически чистый метод повторно применения шин, пришедших в негодность. Шины, заполненные почвой, обеспечивают очень прочный каркас и фундамент. Их также можно использовать в качестве кирпичей. Дома из шин обладают большой архитектурной гибкостью. То есть, они позволяют создать любую конструкцию с привлекательными элементами дизайна, такими как, например, широкие закругленные углы и спиральные лестницы.
Цели этого проекта:
- Создать архитектурную структуру, используя автомобильные шины, более не пригодные для использования по назначению.
- Построить уменьшенную модель в масштабе.
Что нам понадобится:
- компьютер с доступом в интернет;
- цветной принтер;
- цифровой фотоаппарат;
- круглые плоские предметы, напоминающие шины;
- обычные офисные принадлежности (бумага, картон, клей и т.д.).
Ход эксперимента:
- Прочтите обзоры по соответствующей теме.
- Изучите все термины и вопросы исследования.
- Найдите и распечатайте изображения, соответствующие данной теме.
- В ходе эксперимента делайте фотографии.
- После тщательного изучения этой темы, проконсультируйтесь с местными архитекторами и ландшафтными дизайнерами. Узнайте детали применения шин в качестве строительного материала.
- Создайте собственный уникальный архитектурный дизайн. Это может быть здание, игровая площадка, предмет для благоустройства территории или даже мебель.
- Постройте уменьшенную модель этой структуры, используя круглые плоские предметы, напоминающие шины. Подойдут шашки, хоккейные шайбы, детали игрушек, и это лишь неполный перечень возможных вариантов.
- Если вы решили сделать небольшой объект, например, предмет мебели, используйте настоящую шину.
- Изложите свои наблюдения в подробном отчёте.
- Подготовьте экспозицию для научной выставки и включите фотографии, диаграммы, модели.
Вывод:
Подумайте, какие еще ненужные вещи можно использовать при строительстве дома.
Проект «Использование вторичных материалов для производства одежды»
Телевизионные реалити-шоу, такие как Проект Подиум (а также артисты, например Lady Gaga) позволили значительно расширить понимание о дизайне одежды. Участники Проекта Подиум создают удобные вещи, используя самые невообразимые материалы, такие как газеты, мешочная ткань, металлические изделия, детали автомобилей, давая старым вещам вторую жизнь. Более того, многие ведущие модельеры увлеклись экологически чистыми материалами. Сейчас по всему миру проводятся многочисленные модные мероприятия, посвящённые созданию одежды из переработанных материалов. Этот проект поможет вам открыть в себе дизайнера одежды.
Цели проекта:
- Поэкспериментировать с необычными идеями дизайна одежды.
- Оказать содействие разработке экологически чистой продукции.
Что нам понадобится:
- компьютер с доступом в интернет;
- цветной принтер;
- цифровой фотоаппарат;
- обычные офисные принадлежности (такие как бумага, ручки, картон, клей и т.д.);
- чистые, лёгкие материалы, пригодные для переработки.
Ход эксперимента:
- Найдите и распечатайте фотографии моделей, одетых в вещи, изготовленные из переработанных материалов, а также любые другие изображения, связанные с модой, которые вам заинтересуют.
- Соберите переработанные материалы, которые подойдут, по вашему усмотрению. Можете взять пластиковые бутылки, алюминиевые консервные банки, игрушки, абажуры для ламп, зонты, всё что угодно! Максимально используйте своё воображение. Учитывайте, что вещи должны быть удобными, пригодными для стирки и мытья, хорошо подогнанными по фигуре, лёгкими, достаточно тёплыми, прочными и приятными для глаз. К тому же, консультант в области моды и один из телеведущих проекта «Подиум» говорит, что в этой одежде должно быть удобно садиться и выходить из машины. Однако, всё зависит от вас, ведь вы — дизайнер.
- Если вы уже умеет шить, создайте 3 или 4 простых идентичных предмета одежды, используя обычную эластичную хлопчатобумажную ткань. Если вы не шьёте, возьмите 3 или 4 белые хлопчатобумажные футболки.
- Создайте наброски своих идей. Сделайте цветные зарисовки.
- Вырежьте подобранные материалы. Придайте им необходимую форму.
- Сшейте (или надёжно прикрепите каким-либо другим способом) все детали, придавая им нужную форму.
- Пусть модели примерят одежду, внесите необходимые исправления, чтобы подогнать вещи по фигуре.
- Сфотографируйте каждый предмет одежды.
- Изложите свои идеи в подробном отчёте.
- Покажите результаты своего живого модного проекта во время проведения научной ярмарки.
- Включите интересные фотографии, сделанные во время работы над проектом.
Вывод:
Что определяет качество одежды? Из каких переработанных материалов возможно создание одежды, пригодной для носки?
Отслеживание нарушителей
В качестве образца создания благоприятной экологической атмосферы в российских городах Дмитрий Давыдов предлагает обратиться к опыту Сингапура, который в настоящее время является одним из самых зеленых мегаполисов на планете. Он напоминает, что еще в 1965-м остров был «образцом упадка, разрухи и запущенности» и нынешнее экологическое благополучие было достигнуто путем реализации практически драконовских мер.
Ведь кроме восстановления закисленных почв, налаживания системы стоков и полива, завоза на остров восьми тысяч разновидностей растений и высаживания миллионов деревьев и кустарников, необходимо было изменить менталитет его жителей. Поэтому для борьбы за чистоту, по решению властей, в течение двух десятилетий полицейские, стоявшие на каждом перекрестке, лично контролировали поведение граждан. А за каждое нарушение, будь то плевок или выгул скота на улицах города, штрафовали. В итоге благодаря четкой политике властей и изменению самосознания граждан в Сингапуре удалось создать сегодняшнюю благоприятную экологическую атмосферу.
В настоящее время в России, по мнению Дмитрия Давыдова, при наличии современных технологий навести порядок можно гораздо быстрее. Он предлагает отслеживать нарушителей при помощи профессиональных видеокамер, причем устанавливаемых не за государственный счет, а предпринимателями, которые будут получать половину суммы назначенных нарушителям штрафов.
Кроме того, предприниматель-энтузиаст уверен, что важную роль здесь могут сыграть граждане страны, так называемые уполномоченные заявители, фиксирующие нарушения и получающие за это также 50 процентов от суммы полученного государством штрафа.
Таким образом, считает Давыдов, «мы получим систему эффективного массового контроля за чистотой, которая поможет навести полный порядок максимум за два года». Он предлагает запустить пилотный проект в Сочи, а после получения положительных результатов распространить этот опыт на всю страну.
Фото: Максим Григорьев / ТАСС
Как можно решить мусорную проблему
Решением экологической проблемы мусора занимаются все страны. Для этого было выработано несколько действенных способов.
Раздельный сбор мусора и его сортировка
Раздельный сбор мусора официально внедрён во многих европейских странах. Жители приучены выкидывать органические отходы в одно место, а пластик, стекло, батарейки и аккумуляторы отдельно, отвозя их в специальные пункты приёма.
Все это помогло наладить государственную систему сортировки отходов. Мусор не накапливается единой кучей на полигонах, а делится на категории, после чего перерабатывается.
Отказ захоронения или мусоросжигания
Сжигание или захоронение — самые небезопасные способы утилизации отходов. Вместо этого в европейских странах принята вторичная переработка.
Если мусор можно использовать повторно, он отправляется на специальные заводы.
Вторичная переработка
Вторичная переработка — решение проблемы замусоренности и чрезмерного потребления. Из пластика или стекла можно сделать новую тару, резина используется в качестве покрытия для стадионов.
Схема обращения и переработки мусора.
Хорошо налажен процесс переработки макулатуры. Из неё делают новую бумагу и картон.
Высокие штрафы
Профилактика образования стихийных свалок — соответствующее наказание.
Санкции в других странах:
- Австрия — 7 тысяч рублей;
- Австралия — 400 тысяч рублей;
- Ирландия — 400 тысяч рублей и 12 месяцев тюрьмы;
- Великобритания — 7 тысяч рублей;
- Швейцария — 20 тысяч рублей;
- Сингапур — 40 тысяч рублей и тюремное заключение;
- Япония — 5 миллионов рублей и 5 лет тюрьмы.
Вред отходов для окружающей среды
Проблема отходов не только в занимаемых площадях, но и в загрязнении окружающей среды. Разберём, какой вред мусор наносит природе.
Опасные вещества
Отходы, хранящиеся на полигонах, постепенно разлагаются под воздействием прямых солнечных лучей.
В процессе такого разложения на свалках накапливается:
- метан;
- углекислый газ;
- фильтрат.
Токсичные соединения попадают в воздух, воду и почву. Они вызывают удушье, проблемы с дыхательной системой, приводят к возникновению хронических заболеваний.
Долгий срок разложения
Пластик, стекло, автомобильные аккумуляторы и шины разлагаются в течении длительного времени. Такой мусор может лежать на полигонах тысячи лет, занимая собой полезные площади.
При этом просто сжечь неорганические отходы нельзя — в этом случае токсичные продукты горения попадают в воздух.
Вред для животных и людей
Мусор на земле опасен как для людей, так и для животных. Токсичные соединения попадают в еду и воду, вызывая серьёзные отравления. Птицы часто запутываются в полиэтиленовых пакетах и не могут взлететь.
Не является редкостью увидеть запутавшуюся птицу в выброшенных рыболовных сетях.
Кроме того, стихийные свалки опасны для маленьких детей, которые часто подбирают мусор с земли.
Большие засоренные площади
Мусор на природе встречается практически во всех лесах рядом с крупными городами. Несанкционированные свалки встречаются в парках, во дворах, жилых комплексах.
Площади, занимаемые официальными полигонами, можно сравнить с размером Московской или Ленинградской области. Это место можно было бы использовать рационально.
Загрязнение водных просторов планеты
Большинство отходов попадает в Тихий океан, где и остаётся на сотни лет. Явление «мусорных островов» — совсем не редкость.
В воде плавают триллионы тонн пластика, которые наносят непоправимый вред окружающей среде.
Огромное мусорное пятно прямо посреди океана.
Мусор прибивает к островам, от него гибнут рыбы и водоросли.
Парниковый эффект
Разлагаясь, отходы выделяют большое количество угарного газа и метана. Они вносят весомый вклад в накопление парникового эффекта. Из-за этого температура земли с каждым годом повышается.
Упрощённая схема явления парникового эффекта.
Следствием этого является глобальное потепление.