План Недели психологии «Доброта нужна всем людям»
Доброта – это внутреннее качество каждого из нас. Люди, способные на на добрые поступки, редкое явление в современном мире и сегодня их по праву можно назвать волшебниками. Ведь они готовы на добрые дела и зимой, и летом.
Дети – это наша радость, но не всегда они в силах заметить, как сказали обидное слово друг другу, поссорились с кем — то и не могут помириться. Неделя психологии «Доброта нужна всем людям» направлена на развитие внимания к сверстнику, формирование представлений о добре и зле, формирование доброжелательного отношения к друг другу.
В пословицах русского народа говорится: «Жизнь дана на добрые дела», поэтому девизом нашей недели стали слова: «Доброта нужна всем людям, пусть побольше добрых будет!»
План Недели психологии «Доброта нужна всем людям»
План Недели психологии «Доброта нужна всем людям»
Планы недели психологии в детском саду
Понедельник «День доброты»
- Акция — мотиватор для педагогов и родителей воспитанников «Делай добро» — оформление коридора ДОУ высказываниями и пословицами о добре и добрых делах.
- Тренинг с элементами беседы «Что такое доброта?», психогимнастика «Ладошки», игры «Я не должен – я должен», «Секрет», «Мост дружбы».
- Просмотр и обсуждение презентации с героями сказок.
- Рисование портрета доброго человека.
- Оформление выставки детских рисунков «Самый добрый человек».
- Флешмоб «Минута объятий». (весь детский сад)
- Акция для родителей «Продолжите высказывание» — «Добрый человек — это…»
Участники: воспитанники старших групп, педагоги, родители детей старших групп.
Вторник «День хорошего настроения»
- Акция «Добрые пожелания в шкатулке».
- Игры с детьми: «Волшебные руки», «Кто больше скажет добрых и теплых слов», «Добрые эльфы и люди», отгадывание загадок о добрых и злых героях сказок, упражнение «Узелок добрых дел».
- Просмотр мультфильмов о добрых поступках.
- Консультации для родителей «Посеять в детских душах доброту», «Секреты воспитания вежливого ребенка».
Участники: воспитанники средних групп, педагоги, родители детей средних групп.
Среда «В гости к малышам»
- Акция «Зонтик предсказаний».
- Акция «Книжки для малышей».
- Дети — детям «Подарите радость малышам» — подарки сделанные своими руками для самых маленьких детей детского сада; игры с детьми ранней группы (участвуют педагоги и воспитанники старших групп).
- Мастер-класс для педагогов «Ангел добра».
Участники: воспитанники ранней группы, старших групп, педагоги, специалисты и родители ранней группы.
Четверг «День добрых дел»
- Акция «Полянка весеннего настроения».
- Тренинг для детей «Спешите делать добро».
- Дети — детям «Книжкина больница».
- Оформление коллажа «Наши добрые дела».
- Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик».
Участники: воспитанники подготовительных групп, педагоги, родители.
Пятница «Миром правит доброта»
- Акция для педагогов и родителей «Пожелания друг другу».
- Бесплатные объявления «Возьми немного счастья».
- Активизирующее общение «Добрым быть полезно».
- Дети — детям «Театр для малышей» — участвуют воспитанники средних групп и педагоги.
Участники: воспитанники младших и средних групп, педагоги, родители.
Итог недели
- Выпуск газеты «Доброта нужна всем людям».
- Оформление информационного плаката «Что такое доброта устами детей».
- Анкетирование — отзыв педагогов и родителей.
Тема: План Недели психологии «Доброта нужна всем людям». Автор: Фролова Юлия Михайловна педагог-психолог МБДОУ Детский сад «Колобок» Курганская область, г. Петухово.
Помощь педагогам
Психолог обязан активно взаимодействовать с педагогическим коллективом детского сада. Работа с сотрудниками может проводиться в различных направлениях:
- На педагогических советах, собраниях, лекциях и семинарах специалист рассказывает об эффективных методах и приемах, которые позволяют наилучшим образом выстроить работу с воспитанниками.
- При необходимости психолог помогает воспитателю установить контакт с ребенком, подсказывает подходящие формы и методы взаимодействия.
- Педагог-психолог способствует решению конфликтных и нестандартных ситуаций, возникающих в коллективе. Поддерживает благоприятный психологический климат.
- Любой сотрудник детского сада может обратиться к педагогу-психологу не только по рабочим, но и по личным вопросам.
Программа-проект: «Психологическое здоровье дошкольников»
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным –
сделайте его крепким и здоровым.
Жан Жак Руссо
Программа (проект) «Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление»
Автор-составитель:
Таранова Надежда
Цель:
* развитие и укрепление психологического здоровья дошкольников;* психопрофилактика и коррекция негативных проблем.
Задачи:
* создать условия для полноценного физического и психического развития дошкольников, их эмоционального и личностного благополучия.
* скорректировать действия всех участников воспитательно-образовательного процесса для эффективного развития и укрепления психологического здоровья детей.
* вовремя выявить проблему и оказать соответствующую помощь ребёнку.
* обеспечить выпуск ребёнка к школе в соответствии с разработанной «Моделью выпускника»
«Модель» выпускника ДОУ «Солнышко»
Развитие познавательной
деятельности
Развитие психофизиологических функций
Состояние здоровья
Психологическая и социальная готовность к школе
- Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильная, отчетливая;
- Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильная, отчетливая;
- Группа здоровья и антропометрические данные соответствуют возрасту;
- Группа здоровья и антропометрические данные соответствуют возрасту;
- Представления о мире достаточно развернуты и конкретны;
- Представления о мире достаточно развернуты и конкретны;
- Желание учиться в школе;
- Желание учиться в школе;
- Ребенок выполняет физические движения соответствующие возрасту
- Речь сдержана, выразительна, грамматически правильна;
- Осознает важность и необходимость учения;
- Рука развита хорошо: ребенок владеет карандашом, ножницами;
- Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, адекватно ведет себя;
- Проявляет положительное эмоциональное состояние в движении.
- Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок;
- Ребенок познавателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно;
- Хорошо координирует себя в системе «глаз – рука»;
- Поведение организованное
- Правильно определяет содержание, смысл анализируемого, обобщая в слове, умеет сравнивать, обнаруживает закономерные связи
- Удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает средства, проверяет результат;
- Объем зрительного восприятия соответствует средним показателям возраста
- Темп деятельности соответствует средним показателем возраста
Весь процесс, начиная от поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая поступлением в 1 класс общеобразовательной школы, просматривается в данной программе (проекте) как единый комплексный процесс сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников
Структура программы (проекта):
Программа (проект) предусматривает
3 подпрограммы:
- «Тропинка в детский сад»(Адаптация ребёнка к ДОУ) –IиIIмладшие группы;
2.
«Тропинка к своему Я»(Эмоционально-личностное развитие детей)– средняя и старшая группа;
3.
«Тропинка в школу»(Подготовка в школу и профилактика дезадаптации) – подготовительная группа.
Каждая подпрограмма:
- Рассчитана на определённый возраст;
- Имеет свою цель и задачи, необходимые для решения и получения положительного результата в работе;
- Позволяет планирование мероприятий для профилактической и коррекционно-развивающей работы после отслеживания первичных результатов диагностики;
- Имеет свой механизм реализации;
- Формы работы с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ;
- Имеет свои ожидаемые результаты.
Содержание программы (проекта):
1. Подпрограмма «Тропинка в детский сад»
(Адаптация ребёнка к ДОУ) –IиIIмладшие группы
Цель:
психодиагностика, профилактика и преодоление дезадаптации младших дошкольников к условиям детского сада.
Задачи:
- Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
- Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей.
- Закладывать основы будущей личности.
2. Подпрограмма «Тропинка к своему Я»
(Эмоционально-личностное развитие детей: коррекция и профилактика наиболее типичных проблем в развитии детей дошкольного возраста)Средние и старшие группы
Цель:
Психопрофилактика и коррекция
развития
эмоционально-личностной сферы
дошкольников
Задачи:
- Обучение положительному самоотношению
и принятию других людей.
- Обучение рефлексивным умениям.
- Формирование потребности в саморазвитии.
- Содействие росту, развитию ребёнка.
3. Подпрограмма «Тропинка в школу»
(подготовка в школу и профилактика дезадаптации)подготовительная к школе группа
Цель:
Подготовка ребёнка к школе и профилактика дезадаптационного периода
Задачи:
- Развитие инициативности,
любознательности, произвольности,
способности к творческому самовыражению;
- Стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
- Развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста);
- Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения.
В подпрограмму входят следующие
минипрограммы:
- Минипрограмма для дошкольников, посещающих подготовительную к школе группу:
«Введение в школьную жизнь».
2. Минипрограмма для домашних детей, поступающих в первый класс:
«Пять июньских встреч».
Этапы реализации работы по Программе «Психологическое здоровье: сохранение и укрепление» в течение учебного года
- 1. Диагностический
— 1
. Адаптационный процесс у младших дошкольников;
2.
Эмоционально-личностное развитие детей среднего и старшего возраста;
3.
Подготовка к школе детей
— Разработка индивидуальных и групповых форм работы.
- 2. Информационно-просветительский
— Информирование родителей об имеющихся нарушениях в развитии детей и способах коррекционно- развивающей работы. — Просвещение педагогов и сотрудников ДОУ о внедрении и реализации коррекционно-развивающих программ в образовательный процесс.
- 3. Практический
Организация воспитательной, коррекционно-развивающей деятельности в соответствии с целями и задачами программы.
- 4. Контрольный (аналитический)
Определение эффективности коррекционной и профилактической работы с детьми дошкольного возраста на заключительном этапе. Диагностика. Мониторинг. Отслеживание динамики развития детей на разных возрастных этапах. Выводы и предложения.
Ожидаемые результаты:
- Положительная адаптация детей к условиям ДОУ;
- Психоэмоциональное благополучие детей;
- Хорошая адаптация к школе;
- Соответствие детей-выпускников д/с «Модели выпускника ДОУ»
Что психолог ДОУ не имеет права применять в работе с детьми
Детская психология – это не раздел медицины, поэтому психолог ДОУ:
- не имеет права диагностировать болезни;
- не назначает медикаменты;
- не проводит специфическое лечение;
- не составляет какую-либо программу, призывающую родителей к обязательным действиями в воспитании своих детей.
Также законодательством строго запрещены любые манипуляции, которые способны нанести вред физическому или психическому здоровью воспитанников!
Повторяем, работа психолога носит рекомендательно-консультационный, исследовательский и помогающий характер, поэтому главными моментами его профессиональной деятельности будут:
- советы, помогающие в акклиматизации дошколят к условиям детского сада;
- помощь в развитии и взаимодействии детей с окружающим миром;
- анализ и коррекция ситуативных и поведенческих моментов, которые могут нанести вред здоровью ребят;
- поддержка детишек, их родителей и персонала ДОУ во взаимодействии и взаимопонимании между собой.
Проект в ДОУ «Год перед школой»
- 22 мая 2015
Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении — 2015»
Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л.А.
В настоящее время детский сад и школа решают сложные задачи перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты. По закону от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Согласно статье 44 «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
В современном образовании в качестве одной из наиболее актуальных признается проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста психологических качеств, которые обеспечивали бы успешность адаптации на новой ступени образования и освоения учебной деятельности в процессе обучения в школе.
Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, включает в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны ДОУ и родителей. Сотрудничество семьи и детского сада является необходимым условием готовности ребенка к обучению в школе. Согласно ФГОС ДО взаимодействие с семьями воспитанников включает: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (п. 1.6); создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности (п.3.1).
Следует отметить, что в нашем ДОУ не все родители имеют представления о психофизических возможностях детей, которые позволяют им успешно овладевать различными видами деятельности, нормами поведения, необходимыми при обучении в школе. В то же время со стороны современных родителей наблюдаются: недостаток времени, неоправданно завышенные требования к образованности детей без учета реальных возможностей дошкольников. Именно поэтому актуальной становится разработка совместного проекта педагога-психолога и учителя-логопеда для родителей «Год перед школой».
Цель: создание благоприятных условий для воспитательного опыта родителей и повышения эффекта семейной социализации дошкольников в преддверии школы.
Задачи:
1. Создать представления у родителей о психологических качествах, которые обеспечивали бы успешность адаптации ребенка на новой ступени образования и освоения учебной деятельности в процессе обучения в школе.
2. Сформировать у родителей практический опыт игрового партнерства с детьми:
- познакомить с играми, развивающими познавательную сферу ребенка;
- показать возможность использования слова как игрового средства общения с ребенком.
3. Обогатить методическую копилку для родителей «Год перед школой».
Ожидаемые результаты:
Установление партнерских отношений – дети, педагоги, родители.
Формирование представления у родителей о семье – как основном ресурсе подготовке ребенка к обучению в школе.
Сформированность универсальных учебных действий будущих школьников.
Успешность адаптации ребенка в школе.
Тип проекта:
- По доминирующей в проекте деятельности: коррекционно-развивающий.
- По содержанию: психолого-педагогический.
- По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Срок реализации: август 2014 года – май 2015 года.
Практическое применение проекта: для воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов ДОУ.
Участники реализации проекта: Дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, учитель – логопед, педагог – психолог, учителя начальных классов. Занятия для родителей проводятся 1-2 раза в месяц продолжительностью 30-40 минут.
Практическая значимость проекта заключается в разработке психолого-педагогических рекомендаций для родителей, способствующих развитию у детей психологических качеств, которые обеспечивали успешность адаптации ребенка на новой ступени образования и освоения учебной деятельности в процессе обучения в школе. Разработанный методический материал может быть полезен родителям, педагогам-психологам, учителям-логопедам.
Все результаты и практические материалы, полученные в ходе работы по реализации проекта найдут отражение:
- в материалах публикаций в СМИ; сайтах, блоге детского сада;
- в проведение мастер-классов и в выступлениях педагогов на семинарах научно-практических конференциях и заседаниях методических объединений;
- в создании медиатеки авторских разработок.
Приложение № 1.
Приложение № 2.
Автор: Гирш Ирина Семеновна, педагог-психолог высшей квалификационной категории, стаж работы 40 лет, Шишлянникова Наталья Валерьевна, учитель-логопед первой квалификационной категории, стаж работы 15 лет, МБДОУ Детский сад присмотра и оздоровления «Санаторный», г. Абакан, республика Хакасия.
Диагностика
В современных детских садах занятия проводятся по программе воспитания и обучения, которую утвердило на ближайшие годы Министерство образования. То есть, все занятия в саду структурированы и проводятся исходя из требований к уровню знаний по возрастным категориям детей. Скажем, к трем годам дети должны знать цвета и понимать, что такое «больше» и «меньше», а к шести – уметь считать до 20, решать несложные примеры на прибавление и вычитание, и хорошо усвоить, чем гласный звук отличается от согласного – это уровень, который нужен для поступления в школу.
Повышение квалификации
Педагог-психолог обязан регулярно повышать свою квалификацию, проходить курсы, посещать методические объединения психологов, участвовать в семинарах, осваивать новые технологии развития и обучения детей.
Педагог-психолог должен знать:
- Законы, постановления и другие нормативные правовые документы сферы образования, в том числе Конвенцию о правах ребенка.
- Психологию: общую, дифференциальную, детскую, возрастную, психологию личности, социальную, медицинскую, основы психологии труда и психологического консультирования.
- Общую педагогику, нейропсихологию, основы дефектологии.
- Нормы охраны труда и правила техники безопасности.
- Правила оказания первой доврачебной помощи.
От того, насколько профессионально психолог выполняет свои обязанности, зависит успешное развитие дошкольников, их эмоциональное благополучие и даже психологический климат в педагогическом коллективе. Это специалист, который помогает детям, их родителям и персоналу жить дружно, развиваться и учиться вместе, чувствуя себя легко и комфортно.