Методические рекомендации по проведению мастер-класса в ДОУ


Методические рекомендации по проведению мастер-класса в ДОУ

Васина Татьяна

Методические рекомендации по проведению мастер-класса в ДОУ

Автор: Васина Т. А. – заведующий ГБДОУ д/с № 100

Методические рекомендации по проведению мастер-класса

В данных рекомендацияхмы предлагаем ответы на следующие вопросы: что такое мастер-класс, каковы требования к его подготовки и представлению, каковы критерии его эффективности.

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс»

. В данных
рекомендациях мы будем опираться на следующие определения, так как считаем, что в них обозначены ключевые свойства мастер-класса.
Мастер–класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской)

педагогической системы. Учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную
(авторскую)методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау»
, учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т. п.

Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических»

действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Мастер–класс – это форма занятия, которое построено не на сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.

Мастер — класс – ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, чаще всего – путём прямого и комментированного показа приёмов работы.

Итак, обобщая представленные выше определения, мы можем выделить важнейшие особенности мастер-класса,а именно:

1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;

2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

3. создание условий для включения всех в активную деятельность;

4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

5. приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;

6. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;

7. представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;

8. процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

9. форма взаимодействия — сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера.

Требования к организации и проведению мастер-класса:

Мастер-класс — это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников)

Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы.

Алгоритм технологии мастер-класса:

(подход Г. А. Русских)

* Презентация педагогического опыта учителем-мастером:

— дается краткая характеристика учащихся класса, обосновываются результаты предварительной диагностики, прогнозируется развитие учеников;

— кратко характеризуются основные идеи технологии;

-описываются достижения в работе;

-доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;

-определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.

*Представление системы учебных занятий:

-описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;

-определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.

* Проведение имитационной игры:

-учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;

-слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

*Моделирование:

-учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;

-мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;

-мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия

*Рефлексия:

-проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

Позиция Мастера

Учитель — Мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приёмы эффективной работы с учащимися.

Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.

Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.

Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определённый стиль,проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др. Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства.

Особо следует обратить внимание на:

— речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи)

;

— мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;

— пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников)

;

— умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;

—искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;

— педагогическую импровизацию: умение работать по плану «в голове»

, привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;

— психологическую зоркость, умение вычислять «гениев»

и поддерживать
«отстающих»
;

— коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;

— чувство времени.

Критерии качества подготовки и проведения мастер — класса

Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии.

Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей)

. Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным)

.

Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры,

Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта

Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в дошкольном учреждении

 Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих близких.

Сократ

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Детский сад — это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Одной из актуальных задач нашего времени является взаимодействие ДОУ и семьи. Задача педагога, создавать условия для активного участия семьи ребёнка в жизни детского сада.

У нас у педагогов возникло много вопросов:

− Как заинтересовать родителей в совместной работе?

− Какая форма взаимодействия с родителями является наиболее эффективной?

Одним из путей решения данного вопроса является: установление единства в воспитании детей, педагогическое просвещение родителей. Мастер–классы для родителей — одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями, обмениваться знаниями, опытом. Каждый мастер–класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные.

В своей группе «Дружная семейка» мы осуществляем совместную деятельность с детьми и родителями через проведение мастер–классов. Чтобы привлечь родителей, мы к каждому мастер-классу изготавливали приглашения, где стараемся отразить тематику предстоящей встречи. В процессе проведения мастер–классов для нас было важным, заинтересовать родителей, создать атмосферу взаимопонимания, установить эмоциональную поддержку, помочь достигнуть запланированного результата.

Мы организовывали мастер-классы: по квиллингу, оригами, проводили опыты-эксперименты «Хотим всё знать», изготавливали куклы-обереги, выполняли объёмную аппликацию. В ходе совместной работы повышается качество образовательного процесса посредством организации совместной творческой деятельности родителей, детей и воспитателей. А самое ценное, что родители после проведенных мастер-классов, могут использовать полученные знания, организуя с детьми занятия в домашних условиях. У родителей появляется огромный интерес к совместной деятельности с детьми и желание проводить с ними больше времени.

Особая творческая атмосфера возникает тогда, когда мы организовываем в преддверии праздников «Новый год», «Бравые солдаты», «День матери», «Великая Пасха», «Звезды Победы» творческие мастер–классы. К изготовлению поделок для мам мы привлекали пап, дедушек, братьев. А для пап приглашаем на мастер-класс мам, сестёр, бабушек. Родители охотно откликнулись на предложение подготовить подарки и сюрпризы к праздникам. Непосредственная продуктивная деятельность позволила заинтересовать всех участников. Настоящим открытием для детей и нас, педагогов, оказались наши талантливые папы, которые с огромным удовольствием посещали наши мастер-классы. Такая работа позволяет повысить психолого–педагогическую компетентность современных родителей, где они находятся в позиции активного участника деятельности.

Предлагаем вашему вниманию мастер-классы, которые мы проводили:

  1. Кукла «Желанница».

Наши воспитанники приняли участие в городском проекте «Ладная неделя» с целью укрепления и сохранения семейных ценностей и традиций. В рамках «Ладной недели» у нас прошел мастер–класс с родителями и детьми по изготовлению народной куклы «Желанницы». Кукла — знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа. Для работы были закуплены необходимые материалы, и мы начали встречаться в нашей творческой мастерской. Конечно, мы волновались, откликнутся ли мамы, папы, найдут ли время провести вечер в детском саду? Теперь можно с уверенностью сказать, что у нас все получилось! Родители вместе с детьми изготовили куклу «Желанницу». Встреча получилась познавательной, тёплой и интересной. Для создания атмосферы звучала русская народная музыка. Каждая семья старалась, чтобы их кукла не была похожа на другие. Все загадали желания и забрали домой своих кукол. Вот такие чудесные куклы у нас получились.

  1. Творческая лаборатория «Хочу всё знать».

Научные эксперименты, в том числе опыты с водой, — легкий способ заинтересовать ребенка естественными науками и отличный вид семейного досуга. Перед новогодними каникулами мы пригласили родителей в творческую мастерскую «Хочу все знать», где погрузились в мир открытий. Рассказали и показали, как и чем можно занять детей длинными холодными вечерами. Родители с удовольствием окунулись в детство и приняли участие в мастер-классе. Совместно с родителями мы провели эксперименты с водой, магнитами, зубочистками, познакомились со статическим электричеством.

В забавной и игровой форме прошли такие опыты как: «Сухая салфетка», «Цветы на воде», «Достань скрепки из банки с водой, не замочив магнит», «Передвинь предмет», «Воздух в воде», «Звёздочка из зубочисток». Одним из самых увлекательных и познавательных прошли эксперименты «Сухая салфетка» и «Звезда из зубочисток», где родители погрузились в исследовательскую деятельность. Из опытов родители узнали, как опустив в воду емкость, оставить сухой салфетку. Как, не замочив рук и не выливая воду из банки, достать все скрепки. Как из сломанных зубочисток и капли воды, как по волшебству получается звезда. Они радостно и азартно участвовали во всех опытах. В процессе экспериментирования родители получали возможность удовлетворить присущую им любознательность и получить ответы на волнующие их вопросы «Почему? Зачем? Как? Что будет, если…?», почувствовали себя учеными, исследователями, первооткрывателями и ненадолго маленькими детьми.

  1. «Подарки папам».

Приближается праздник наших любимых пап. Особенно, с удовольствием готовят подарки папам наши ребята. Они всегда ассоциируют подарок с сюрпризом, о котором папе нельзя говорить, иначе это уже не будет так приятно и неожиданно. Мы решили организовать и провести мастер-класс «Подарок папе» и пригласили мам, бабушек. Совместно с детьми они изготовили объёмную открытку для пап. Родители были удивлены, что из таких простых материалов можно изготовить такие чудесные подарки. Все очень старались, ведь это подарок для папы и на празднике дети радостно их подарили. Всем папам очень понравились подарки.

4. «Букет для мамы».

Мама – это самое дорогое в жизни каждого ребенка слово. Что подарить маме на День Матери? Одним из лучших подарков для каждой мамы может стать открытка на День Матери своими руками. Что для мамы может быть дороже, чем работа, выполненная руками своего ребенка, а для мамочек это приятный и ценный подарок. Папы, дедушки и старшие братья с удовольствием приняли участие в мастер–классе. Для мам мы изготовили объёмный букет цветов. Совместно с детьми папы аккуратно, с любовью изготавливали свои букеты и украшали их сердечками. Вот такие замечательные букеты у нас получились.

  1. Квиллинг и оригами.

На этом мастер-классе рассказали родителям о технике квиллинг и предложили сделать коллективную работу букет цветов, которые теперь украшает нашу группу. Родителям очень понравилось работать в этой технике, они даже забрали схемы элементов с собой, чтобы поделиться полученными знаниями с семьёй. Мы рассказали о технике оригами, которая завораживает превращением простого квадратика бумаги в различные образы — кораблик, домик, самолётик и т. д. Каждая созданная поделка — это шедевр, которому радуются и дети, и родители.

Мастер-класс – это активная форма обучения родителей, при которой приобретаются или совершенствуются знания через деятельностный подход путём самоорганизации и активации творческого потенциала каждого участника. Осуществляя педагогическую деятельность, мы наполняем жизнь детей интересными делами, идеями, включая каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствуя реализации детских интересов и жизненной активности. На следующий год мы планируем провести ещё как можно больше интересных мастер-классов для родителей, которые ждут с нетерпением встреч в нашей мастерской «Хочу всё знать».

Подводя итог всей нашей проделанной работе, мы убедились в том, что мастер-класс очень эффективная форма работы с родителями. Мы заметили, как на мастер-классах раскрываются родители. С каждой новой встречей в нашей мастерской приходило всё больше родителей. Общение проходило в дружеской атмосфере. Было очень приятно слышать слова благодарности от участников мастер-класса и желание прийти ещё. Мы убедились в том, что мастер-класс является действенным средством обеспечения связи и единства в работе детского сада и семьи, позволяет родителям выявить своё творчество, способствует развитию творческих способностей детей, укрепляет доверительные отношения между воспитателями и родителями.

Литература:

  1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина, и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Рурович: Изд. 3-е, переработанное. — 244с.-СПб.: Детство Пресс, 2003.
  2. Дронь А. В.; Данилюк О. Н., «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников» — М.: «Детство-Пресс», 2013г.
  3. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. — СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.-160с.: ил. (Библиотека программы Детство)

Конспект консультации для педагогов «Как правильно провести мастер-класс»

Ирина Гридчина

Конспект консультации для педагогов «Как правильно провести мастер-класс»

(Слайд 2)
Мастер-класс – это открытая педагогическая система, с помощью которой педагоги передают коллегам новые возможности педагогической практики. Это актуальная форма для обобщения и распространения инновационного педагогического опыта. Ее особенность заключается в том, что она основана на практических действиях педагога и включает творческое решение познавательной задачи или проблемной ситуации.
В методической работе мастер-класс занимает ведущее место. Большой популярностью пользуются мастер-классы, где педагоги имеют возможность узнать технологию изготовления продукта и получить его самостоятельно. Это делает данную методическую форму привлекательной для воспитателей.

Ключевые правила проведения мастер-класса

Мастер-класс – это методическая инновационная форма. В основе любого мастер-класса стоит личность педагога-новатора, которому свойственно новое мышление и собственный взгляд на тему или проблему.

Во время мастер-класса педагоги знакомятся с конкретной технологией или методикой, которые подготовил педагог-мастер. В начале мастер-класса он создает проблемную мотивирующую ситуацию, которая стимулирует участников для дальнейшего выполнения заданий, вызывает их интерес.

Любой мастер-класс должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников на решение поставленной цели. Но внутри каждого задания участники абсолютно свободны. Они самостоятельно выбирают пути исследования, средства и способы для достижения цели, темп работы, ищут ответы на проблемные вопросы, делают выводы. При этом педагог-мастер предоставляет им методические материалы и разработки для дальнейшей самостоятельной деятельности.

В результате мастер-класса педагоги совместно осваивают новую для них технологию или методику и создают собственный продукт.

Педагог-мастер должен обеспечить интерактивную форму общения в ходе мастер-класса, т. е. дать возможность участникам практически познакомиться с предлагаемыми технологией и приемами.

Таким образом, в процессе мастер-класса не нужно сообщать участникам новые знания. Знания или умения они получают сами с помощью всех участников мероприятия.

У каждого педагога должна быть возможность высказать собственное мнение, обозначить свою позицию и предложить самостоятельное решение проблемы, заявленной в мастер-классе. Такой подход и является интерактивным.

Мастер-классимеет определенную структуру: (Слайд 3)

• теоретическую часть;

• показ или демонстрацию технологии процесса;

• практическую часть – создание продукта;

• презентацию продукта (афиширование)

;

• выводы (рефлексию)

.

На основе структуры мастер-класса строится алгоритм его проведения. (Слайд 4)

Согласно ему,
педагог-мастер:
• определяет задачи, формулирует проблемную ситуацию;

• представляет участникам мастер-класса технологию;

• формирует рабочие творческие группы;

• организует самостоятельную практическую работу педагогов с материалами;

• предлагает педагогам представить и обсудить результаты их работы.

Самый ответственный момент – это тщательная подготовка к мастер-классу, которая также осуществляется в несколько этапов.

Предлагаю вам заранее продумать расположение столов и стульев для практической работы. Существует множество способов размещения участников мастер-класса в зависимости от целей и формы поведения. (Слайд 5 — 8)

Пример подготовки и проведения мастер-класса

Рассмотрим один из вариантов подготовки и проведения мастер-класса.

Это будет мастер-класс по ознакомлению педагогов с технологией изготовления лепбуков.

Структура мероприятия включает три части: общую организационную (теоретические аспекты, основную практическую (работу участников по отдельным мастерским)

и заключительную
(презентацию полученных продуктов)
.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА «Использовани елепбуков в работе с детьми дошкольного возраста»

• Рассказ о видах лепбуков и возможности их применения.

• Создание творческих групп и распределение тем работы

• Практическая часть (мастерские)

– создание лепбуков.

• Презентация лепбуков

• Обсуждение и обмен мнениями.

На этапе подготовки мастер-класса формируется инициативная группа. В нее могут входить методисты или старшие воспитатели, воспитатели, которые владеют практическими технологиями и выступают в качестве педагогов-мастеров, и инициативные родители.

Инициативная группа определяет тематику и количество мастерских,решает организационные вопросы: подготавливает помещение, необходимое оборудование и материалы, оформляет презентации.

После определения цели и этапов практической работы участники разбиваются на творческие группы по 3 – 4 человека. В мастерских они определяют форму своего лепбука и самостоятельно изготавливают его.

На заключительном этапе – этапе афиширования -участники мастер-класса демонстрируют изготовленные лепбуки, и предлагают варианты их использования в образовательной деятельности.

Цель подобных практических мастер-классов не просто изготовить продукт, а продумать последующее его применение в игровой, познавательно-исследовательской и других видах деятельности.

Изготовление лепбуков – увлекательное занятие. Педагог в совершенстве овладевший этой техникой может не только изготавливать их самостоятельно, но и привлекать к работе детей и их родителей. Лепбук можно использовать как для изучения какого-либо предмета или явления, но и для закрепления знаний по заданной теме. Работать с лепбуком ребенок может как самостоятельно, так и в группе сверстников. Создание лепбука может стать отличным завершением любого проекта.

Алгоритм подготовки мастер-класса для педагогов

1. Определите тему мастер-класса. Она должна быть интересной и увлекательной, отражать проблему, над которой вы работаете. Участники мастер-класса должны заранее знать, что им покажут. Тема мастер-класса может быть любой – творческая продуктивная деятельность, современная образовательная технология, нетрадиционные педагогические приемы, авторские формы организации образовательной деятельности, эффективное применение технических средств обучения и т. д. Она может содержать азы по образованию дошкольников и быть рассчитана на молодых педагогов. В этом случае попробуйте найти нестандартный ход или альтернативные точки зрения.

2. Соберите информацию по теме. Даже если вы в совершенстве владеете практикой, обязательно изучите теоретическую сторону вопроса. Это поможет вам детально ответить на любой вопрос участника мастер-класса по заявленной проблеме.

3. Сформулируйте цель мастер-класса. Задайте себе вопрос, какого результата вы хотите добиться, чему научатся и что узнают участники мастер-класса.

4. Определите задачи. Они помогут в реализации поставленной цели.

5. Выделите проблему или вопрос, которые представляют интерес для аудитории и введут участников в тему мастер-класса.

6. Определите форму проведения мастер-класса. Подумайте, каким приемом вы сможете заинтересовать аудиторию. Современная педагогика допускает разные приемы. Чем более яркими и неожиданными они будут, тем скорее вы добьетесь поставленной цели. Однако мастер-класс должен быть методически грамотным. Поэтому сумейте обосновать, для чего применяете именно этот прием.

7. Подготовьте необходимое оборудование. Оборудование, наглядные пособия и материалы должны иллюстрировать основные направления и важные этапы вашей работы. Подготовьте выставку, сделайте несколько пособий, которые продемонстрируют процесс на разных его стадиях. Это может быть компьютерная презентация или видеофильм. Подумайте и решите, какие расходные материалы участники должны принести с собой.

8. Составьте план проведения мастер-класса. Без него вы можете что-то пропустить или перепутать. На основе информации, которую вы собрали, составьте структуру вашего мастер-класса. Распишите его по пунктам и обозначьте примерное время, которое необходимо для выполнения каждого шага. Оставьте запас времени для непредвиденных обстоятельств и отступлений от темы, ответов на вопросы участников.

9. Подготовьте примерный текст, который вы будете произносить на мастер-классе. Заучивать наизусть его не нужно, а вот произнести несколько раз перед зеркалом или перед коллегами можно. Это позволит почувствовать себя увереннее и услышать возможные ошибки в содержании выступления. Главные тезисы запишите на листок и возьмите с собой.

10. Подготовьте заключительную часть мастер-класса. В конце выступления не забудьте похвалить всех участников и обсудить результаты. Отметьте достоинства каждой работы. Расскажите участникам, как они могут использовать продукт мастер-класса.

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Образовательная технология «Детский совет»

Мастер-класс для педагогов детского сада «Образовательная технология «Детский совет», как условие индивидуализации детей».
Автор: Макарова Ирина Вячеславовна, воспитатель МБДОУ № 23 «Золотой петушок». Данный мастер класс будет полезен для педагогов дошкольного образования, студентов педагогических факультетов, родителей. Цель: поиск новых форм работы и способов применения технологии «детского совета» в дошкольной организации в условиях ФГСО ДО. План проведения мастер-класса: 1.Вступительное слово; 2.Практические игровые упражнения; 3.Подведение итогов, обмен мнениями. Количество участников: до 10 человек. Длительность проведения: до 20 минут. Ход мастер-класса: На сегодняшний день, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, каждому из нас, педагогу, стоящему у истоков детства, необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок. Одна из основных составляющих педагогической компетентности воспитателя, на мой взгляд, это уважение и признание личности воспитанника, поддержка детской уникальности. Оттого насколько мы взрослые, будем этим руководствоваться, зависит будущее развитие ребенка-дошкольника. Помочь педагогам в этом, призвана образовательная технология «Детский совет». Уважаемые коллеги, кто из вас знаком и работает по этой технологии? Я думаю, вы со мной согласитесь, что детский совет — это место и время делового и духовного общения взрослых с детьми, задающего смысл всей жизни группы. Смысл детского совета – объединить детей и взрослых вокруг событий, совместных дел, действий. Детский совет не имеет определенную структуру. Для себя мы выделили некоторые смысловые части: приветствие, коммуникативные игры, обмен новостями, филосовствование. В совместном диалоге мы обсуждаем мысли идеи и планы, составляем план деятельности, определяем, кто, чем будем заниматься, в соответствии с выбором дети распределяются по центрам активности. Такая форма взаимодействия предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений, организацию образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования. Итак, Детский совет подразумевает общее собрание группы детей вместе с педагогами. Каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, получить новую информацию от других. По инициативе детей и взрослых планируются предстоящие занятия, устанавливаются групповые правила, проводятся разного рода игры и упражнения. Приглашаю для участия в мастер-классе коллег и предлагаю объединиться в две группы. Для того чтобы осознать, что такое детский совет, необходимо определить для себя понимание данной формы взаимодействия. Вашему вниманию предлагаю следующие упражнения: «ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Первой группе участников: •Детский совет – это…. (ваши варианты ответов). Второй группе участников: •Детский совет не… Время на выполнение задания 3минуты. А вас уважаемая аудитория я попрошу ответить на следующий вопрос: «СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЕНОК-ДОШКОЛЬНИК, КАКОЙ ОН? КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ОН ОБЛАДАЕТ?» •любознательный, интересующийся, активно познающий мир; •способный к организации собственной деятельности; •доброжелательный, умеющий слушать и слышать своего партнера, уважающий свое и чужое мнение; •готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. Таким образом, у нас получился портрет современного ребенка дошкольника. А теперь вернемся к нашим группам и послушаем, что у них получилось.
Детский совет – это….

-выбор; -участие; -соучастие; -новости; -инициатива; -сотрудничество; -обсуждение; -взаимодействие; -жизнетворчество; -общение; -содействие; -планирование; -активность; -коммуникация; -объединение.

Детский совет не…

-занятие; -образовательная деятельность; -имеет регламента; -имеет единых правил; -обязательное участие; -принуждение; -имеет структуры; -учебно-тренировочные действия; -единичная акция. При всей внешней простоте проведения детского совета хочу сказать, что проблемные ситуации, возникают нередко и не всегда быстро и виртуозно их можно разрешить. Я предлагаю коллегам этим сейчас заняться. «ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ…..» Работаем по группам. Задание для первой группы: 1.Если ребенок при совместном планировании ничего не выбирает. Как быть? Задание для второй группы: 2. Если ребенок выбирает один и тот же центр. Как быть? Регламент работы 3 минуты. Пока группы готовятся, давайте с вами еще порассуждаем. Придумайте, пожалуйста, предложение с аббревиатурой
ФГОС. Наш вариант: Философия гениальности – основа смысла. Вернемся к заданиям наших групп и выслушаем их ответы. 1.Если ребенок при совместном планировании ничего не выбирает. Как быть? •После того, как большинство детей сделают свой выбор, повторите еще раз оставшимся, какие материалы есть в центрах активности, при необходимости назовите возможные действия, выждите минуту и вновь о принятом ими решении. •Пригласите затрудняющегося в выборе ребенка присоединиться к вашей работе. •Предложите ему (если психологически ребенок готов к сотрудничеству с вами) игру в разведчиков (инопланетян, журналистов), в ходе которой он должен будет обойти все центры активности и рассказать вам о том, что интересного делают дети. Здесь важно не поддаваться на отрицательные высказывания (ничего не делают, балуются). Подержите ребенка в этой роли несколько дней: «А для тебя есть особое задание – ты будешь снова как разведчик», и, возможно, скоро вы заметите его стремление сделать свой выбор самостоятельно. 2. Если ребенок выбирает один и тот же центр. Как быть? •Если ребенок увлечен, не стоит его тревожить. •Если необходимо сменить малоподвижное состояние – предложить подвигаться, выполнить ответственное поручение. •Если нет динамики в действиях ребенка – предложить разнообразить привлекательными для ребенка дополнениями. •«Закрыть» центр на некоторое время, мотивируя запрет. Я предлагаю ответить вам на вопрос: ВИДИТЕ ЛИ ВЫ УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕТСКОМ СОВЕТЕ? ЕСЛИ ДА, ТО КАКОВА ИХ РОЛЬ? Для обеих групп. Пока группы готовятся, предлагаю выполнить практическое задание для зрителей. Выразите свое отношение к детскому совету, если ваше отношение к данной технологии положительное, то – положите камешек в баночку с веселым смайликом, если ваше отношение нейтральной или сомнительное — то в баночку с грустным смайликом. После ответов участников резюмирую. Родитель — активный, добровольный, равноправный участник. Взаимодействие с родителями в детском совете: •Приглашаем в удобное для родителей время. •Интересуемся, нужна ли наша помощь. •Создаем памятки для родителей о том, что и как можно делать в центрах активности. •Подбадриваем родителей, но не задаем лишних вопросов и не мешаем. •Открыто и искренне благодарим, привлекаем к обсуждению жизни детей в группе. Я хочу поблагодарить коллег за работу в мастер-классе, подарить буклеты. Рефлексия. Итог с баночками. Использовать или не использовать такую форму взаимодействия с детьми, решать только вам, дорогие коллеги! Но мне бы хотелось, чтобы Детский совет имел место быть. Потому, что… •Знание своих прав и обязанностей, умение свободно выражать свое мнение – один из показателей социально развитой личности. •Участие каждого ребенка в принятии решений, затрагивающих его интересы, приобретает особую важность для достижения социальной справедливости и социальной включенности, для равенства возможностей. •Право ребенка быть услышанным и серьезно воспринятым составляет одну из основных жизненных ценностей. Мне хотелось бы обратить внимание на последнюю фразу: Право ребенка быть услышанным и серьезно воспринятым составляет одну из основных жизненных ценностей. В завершении нашей встречи я хочу рассказать притчу. Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа? » Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках. От нашего мастерства, уважаемые коллеги, зависит каким «выпорхнет» ребенок из детского сада: и я верю, он будет творческим, любознательным, мыслящим человеком, готовым осознано делать выбор и нести ответственность за него. Все в наших руках! Спасибо за внимание и сотрудничество!

Рекомендуем посмотреть:

Развитие коммуникативных умений детей 5-7 лет в театрализованной деятельности Духовно-нравственное воспитание дошкольников Приобщение детей дошкольного возраста 5-7 лет к русской народной культуре Конспект занятия для дошкольников. Заучивание стихотворения Серова «Подснежник»

Похожие статьи:

Методика проведения физкультурных занятий в детском саду

Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме

Игры дразнилки для детей 5-6 лет

Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий

Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]