Ждем результата
Не стоит слушать преподавателей, которые за несколько занятий обещают сделать из ребенка едва ли не звезду. Даже самый мощный творческий потенциал ограничен физиологией, поэтому прогресс будет постепенным. В результате регулярных тренировок в танцевальной секции ребенок научится владеть своим телом, разовьет мышечный корсет, станет устойчивым к физическим нагрузкам. Кроме того, в танце дети научатся выплескивать энергию и эмоции, реализовывать себя.
Среди прочих важных навыков, которые формируются постепенно — настойчивость и целеустремленность. Практически все дети проходят через этап адаптации, когда исчезает новизна ощущений и пропадает интерес к занятиям. Важно преодолеть эту ступень, поскольку ребенок должен понимать, что результата в любом деле можно достичь только упорным трудом.
Какое танцевальное направление выбрать?
Выбор танцевального направления и школы зависит от возраста и характера ребенка. Это могут быть классические бальные танцы или разнообразные жанры современной хореографии. В отличие от классики, современная хореография не требует обязательного наличия партнера, сложного регламента и костюмов, поэтому так популярны модерн, хип-хоп, R’n’B, брейк-данс, джаз-фанк и джаз-модерн, стрит-джаз и другие направления.
Уже в возрасте 5 лет становится понятно, какой темперамент у ребенка, какая музыка ему нравится, насколько хорошо он адаптируется и взаимодействует в коллективе. Выбирать танцевальное направление нужно обязательно с учетом пожеланий ребенка, поскольку представления поколений о прекрасном сильно отличается. В конце концов, всегда можно попробовать танцы разных стилей, и только после этого сделать выбор.
Консультация «Обучение танцам дошкольников»
Пришел как — то человек к мудрецу и сказал ему: «О Мудрец, научи меня отличать истину от лжи красоту от безобразия. Научи меня радости жизни.» Подумал Мудрец и… научил Человека танцевать.
Танец — искусство синтетическое. Оно направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения.
В настоящее время внимание детей и педагогов привлекают современные ритмы музыки, новые танцы. Но иногда приходится сталкиваться с тем, что дети, наблюдая в быту танцы взрослых, подражают самым худшим образцам их исполнения (они кривляются, ломаются, танцуют грубо, немузыкально). Это вызывает большую тревогу, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы художественно-музыкального вкуса.
Детям легче передать свое понимание музыки не словом, а посредством движений. А это хорошая предпосылка для творческого процесса.
Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку – именно на это направлена работа над танцем.
Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность.
Виды танцев
— танцы и пляски с зафиксированными движениями, построение которых определяется структурой музыкального произведения;
— свободные танцы и пляски, в которых наиболее ярко проявляются творческие способности исполнителей;
— комбинированные танцы, включающие зафиксированные движения и свободную импровизацию;
— народные танцы и пляски, построенные на подлинных элементах народного танца;
— характерные танцы, исполняемые различными персонажами;
— детские бальные танцы, включающие шаги польки, галопа, вальсообразные движения и другие.
Создание детских танцев
Первый путь – это работа над облегченным, доступным для детей вариантов уже существующих танцев для взрослых с использованием той же музыки. В них сохраняются движения танца для взрослых, его рисунок, но сокращается количество фигур, упрощается композиция, исключаются наиболее трудные для детского исполнения элементы.
Другой путь – это создание нового детского танца на понравившуюся детям и подходящую по музыкальной структуре, форме музыку. В такие танцы включаются обязательные для дошкольников программные танцевальные навыки (пружинки, поскоки, шаги галопа, приставной, ритмические хлопки и др.), многие из которых исполняются в новой современной манере. Одновременно вводятся и новые элементы.
Методические приемы
Метод показа: вовлекающий показ (совместное исполнение движений), опережающий показ, фрагментарный показ.
Показывая детям движения, педагог дает им возможность увидеть художественное воплощение образа.
Словесный метод. Разговорная речь является связующим звеном между движениями и музыкой.
Словесные объяснения должны быть краткими, точными, образными и конкретными. Так же необходимо обращать внимание на интонацию и на то, с какой силой сказано слово.
Слова –символы, обозначающие движения: «солнышко», «домик», «мячики», «хвостики».
Жесты с проговариванием слов, которые раскрывают значение этого жеста: «почему вы тут сидите»…
Метод иллюстративной наглядности. Полноценная деятельность не может проходить без рассказа о танцах, их истории и многообразии, без знакомства репродукций, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Разметка зала. Схемы-карточки.
Игровой метод. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такие игрушки, которые помогают в обучении. Игрушки (атрибуты) украшают танец и оказывают большое влияние на его исполнение. Увлеченные игрушкой, дети перестают фиксировать свое внимание на технических особенностях танца. А игры-превращения помогут научить детей выразительному выполнению движений, разовьют их фантазию и воображение.
Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций снова возвращается к пройденному, но уже может предложить усложненный вариант.
Показ детей, хорошо выполняющих то или иное движение.
Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям
I этап – начальное обучение новым музыкальным движениям; II этап – углубленное разучивание; III этап – закрепление и совершенствование музыкально-ритмических движений.
Обучение на первом этапе направлено на создание у детей общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Чтобы заинтересовать детей танцем, педагог должен дать общую характеристику танцу, отметить его особенности. Большое значение имеет слушание музыки танца, уяснения ее содержания и особенностей, разбор ее структуры (отдельных частей, музыкальных фраз). Детям можно предложить отметить хлопками акценты, ритмический рисунок, начало новой части, музыкальной фразы.
Основные действия педагога на первом этапе обучения:
- объяснение;
- выразительное исполнение;
- показ нового танцевального движения воспитателем, соответствующего содержанию музыки.
На втором этапе обучения в результате активной работы педагога и детей (небольшими группами и индивидуально) происходит овладение основными движениями во взаимосвязи с музыкой.
Педагог заранее анализирует, какие ошибки могут встретиться у детей при овладении тем или иным движением, находит точные слова для объяснения отдельных деталей, продумывает образные сравнения, четкие краткие указания, использует подготовительные танцевальные упражнения.
Дети могут стоять врассыпную или в общем кругу, в этом случае они хорошо видят показ педагога (никто не стоит к нему спиной или боком), а педагог в свою очередь имеет возможность контролировать качество движений. Если дети стоят врассыпную, показ педагога должен быть зеркальным.
Педагог должен постоянно наблюдать за выполнением детьми движений в соответствии с темпом, ритмом, динамическими оттенками музыки, исправлять ошибки, поощрять.
Главными признаками сформированного музыкально-двигательного навыка является сознательное выполнение движений в соответствии с характером музыки, качества выполнения (точность, ритмичность, выразительность).
На третьем этапе ставится задача довести приобретённые детьми умения и навыки в музыкально – ритмическом движении до степени самостоятельного творческого исполнения и использования танцев, игр в повседневной жизни. К самостоятельному творчеству дети подходят постепенно, путём посильных или творческих заданий, которые предлагаются в порядке последовательности от простых к более сложным.
Этапы разучивания упражнений:
1. Словесное объяснение педагога, затем показ упражнения воспитателем под музыкальное сопровождение. 2. Разучивание сложных движений («переменный шаг», «шаг польки»…) по
частям сначала под счет, затем под музыку. 3. Показ ребенка, освоившего это упражнение. 4. Закрепление упражнения всеми детьми на последующих занятиях. 5. Оценка выполнения упражнения детьми.
Танец — импровизация
Танцевальная импровизации – это способ развития творческих способностей и воспитания в дошкольниках творческого начала. Для детей свойственно богатое воображение и фантазия. Поэтому игры, свободные импровизации, пластические спектакли вызывают у них интерес, увлеченность, выполняются легко и непринужденно. Подобные упражнения должны выполняться детьми на занятиях в течение всего года.
«Хореография подразумевает «владение» телом, тело в этом случае является объектом, на который направлено действие.
Импровизация предполагает сотворчество с телом, признание одинаковой значимости заранее оформленных замыслов и опыта, и сиюминутных импульсов. Для импровизации нужно чувствующее и «думающее» тело, то, что присутствовало в древних культурах, основанных на идее «единства с природой» — Гришон А.Е.
Ощущения свободы тела способствуют развитию способности к импровизации.
В занятиях с дошкольниками можно выделить несколько направлений развития способности к импровизации:
1. Ощущение «тела».
2. Общение с партнером — партнеринг.
3. Осмысление движения в творчестве: рисунок, поделка….
4. Набор движений для создания базовой основы к импровизаци.
На подготовительном этапе танцевальной импровизации неоценимую помощь оказывают музыкальные этюды, например из методики Е. Горшковой «От жеста к танцу» («Встретились», «В лесу», «Давай дружить», «Секрет»). А также этюды на выражение эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера, на тренировку отдельных групп мышц М. Чистяковой из еѐ книги «Психогимнастика». Например, такие как «Штанга», «Сосулька», «Каждый спит», «Разное настроение», «Часовой», «Страх» и др. В них дети с интересом учатся общаться друг с другом с помощью языка движений, передавать в пластике различные эмоциональные состояния, близкие им по собственному жизненному опыту.
Полезно использовать коммуникативные, характерные и сюжетные импровизации со стихотворным или прозаическим сопровождением.
Коммуникативный танец – это танец с простыми, легкими, игровыми компонентами, и вызывает у детей массу положительных эмоций (Танец Бриске «У меня, у тебя», диск Железновых: «Карлики и великаны».)
Характерные танцы: какого-либо персонажа (Железновы «Три медвежонка»).
Логоритмические упражнения: «Кошкин дом», «Надувала кошка шар».
Затем, когда дети привыкают к подобного рода заданиям, свободно и непринужденно импровизируют, проявляют творческую самостоятельность и активность, можно вводить свободные импровизации с предметами (Бриске танец с обручами «В деревню к бабушке»: солнышко, шляпка, юбочка, домик.)
Главное требование к танцу-импровизации — каждая импровизация исполняется только один раз, так как, если композиция повторяется, она теряет характер творчества и импровизационности.
Игра «Части тела». Изучаем части тела. После знакомства, дается задание подвигать (потанцевать) определенной частью тела. Движения построены на импровизации. На следующей стадии игры задания усложняются: добавляется скорость, динамика движения.
Упражнением «Зеркало». Дети смотрят в зеркало, «строят гримасы» развивая мимические мышцы, затем задание усложняется, эти мимические ощущения ребенок должен передать, не глядя в зеркало. Тем самым развиваются внутренние ощущения. Вариант усложнения игры: дети становятся парами: один изображает зеркало, второй отражение. Задача, добиться неузнаваемости зеркала и отражения.
В коллективе важно создать комфортную атмосферу, научить детей общаться друг с другом, доверять друг другу.
Игра «Партнеринг». Дети становятся в пары (предварительно педагог наблюдает кто как с кем контактирует), один в паре закрывает глаза, полностью доверяясь своему партнеру, который ладошкой подает импульсы в спину партнера, направляя его движение. Задача второго -провести партнера без столкновений, первого -полностью довериться партнеру.
Прием «Представь, кто ты». Дети закрывают глаза. Педагог дает задание представить себя птицей. Рассказ о том какая это птица, помогает ребенку представить её в своем воображении. Затем представления необходимо показать в движении. Наблюдательность за явлениями природы, побуждает фантазию и двигает к импровизации. Необходимо чаще давать задание: понаблюдать за явлением, животным, предметом, а затем на занятии рассказать об этом.
Игра «Слово Действие». Педагог называет качество движения. Например: дерево качается (покачивание), сладкая тянучка (растяжка), скручиваем рулет (скручивание), опаздываем (ходьба, бег). Усложнение упражнения заключается в самостоятельном сочинении историй на основе полученного опыта. Освоение приема расширяет кругозор ребенка.
Игра «Молчанка» требует наличия небольшого опыта движений. Цель: внимательно следить за сменой движений педагога, который молчит и делает их в продвижении по залу, и повторять движения. Результат бывает очень неожиданным: дети, увлекаясь, активно входят в процесс и начинают самостоятельно сочинять движения, как бы не замечая всех вокруг, это сверх результат в развитии способности к импровизации дошкольников.
Не у всех детей получается выполнение заданий, т. к. речь идет о творчестве, которое требует наличия хореографической одаренности, таланта. У детей, не получивших ожидаемый результат, есть свои причины: личностные, психологические и др. И все же для них использованные приемы также полезны в плане арт-терапии.
“Из всех чувств лучше всего влияет на развитие способностей ребенка радость, он наиболее охотно отдается этому чувству и душа его открыта для воспитательного воздействия” Эмиль Жак-Далькроз.
Литература:
1. Гришон А.Е. Импровизация и хореография [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.girshon.ru/index.php/moi-stati/articles/improvizacija-i-xoreografija.html (дата обращения 12.08.2013).
2. Литература и язык: современная иллюстрированная энциклопедия [Текст] /Под ред. А.П. Горкина. М.: Росмэн, 2006. — 584 с.
3. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы [Текст] /Н.В. Самоукина. М., 1993. — 144 с.
4. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст]: Программа и репертуар /Э.Г. Чурилова. М., 2001. — 160 с.
Танцы для детей: ТОП 10 танцевальных студий Москвы
Академия искусств «Муза»
ул. Мясницкая, д. 13, стр. 20
За три года существования Академии здесь собрали самые лучшие направления в танце и музыке, которые позволят вашему ребенку реализоваться и достичь больших высот в выбранной им сфере творчества.
Профиль студии – классический балет. В школе преподают солисты Большого театра с многолетним педагогическим стажем. Для малышей от 2.7 лет создана авторская программа «Введение в балет», которая поможет ребенку получить все необходимые базовые навыки и раскрыть талант.
Академия спортивно-бальных танцев объединяет спорт и искусство. Команды по Брейк дансу и хип-хопу прекрасно подойдут для мальчиков, желающих стать крепкими и сильными духом. Для всех детей работает академия вокала, где каждый сможет взять уроки у выпускницы РАМ Гнесиных и улучшить чувство ритма.
Московская Школа ирландского танца Марии Сингал
Преображенская пл., 12
Джига, рил или хорнпайп? В школе Марии Сингал можно освоить все основные виды сольных и парных ирландских танцев! Причем не только постичь азы, но и стать профессионалом: ученики заведения нередко участвуют в международных соревнованиях. Сейчас в арсенале школы есть первое место в групповых ирландских танцах чемпионата Европы, вторые места в сольных программах мировых состязаний и другие награды. Возможно, все дело в качестве преподавания. Основательница школы – Мария Сингал — первый в РФ сертифицированный преподаватель ирландских танцев (TCRG) и судья международных чемпионатов (ADCRG), все педагоги проходят курсы повышения квалификации за рубежом. К тому же на уроках не просто изучают элементы и схемы танцев. В студии предусмотрены занятия по растяжке, специальный «шоу-класс» для выступлений на сцене, упражнения на развитие чувства ритма.
В школу Марии Сингал стоит привести ребенка и… остаться самому: в группы принимают взрослых без ограничения по возрасту.
Гулливер
ул. 1-ая Тверская — Ямская, 8
Классическая хореография, хип-хоп, народные, эстрадные или клубные танцы – в школе «Гулливер» есть направления на любой вкус и возраст. Здесь не только улучшают осанку или показывают элементарные движения. В «Гулливере» дают возможность самовыражаться через музыку и танец, заряжают энергией, учат не бояться сцены и готовят к блестящему будущему. Воспитанники школы участвуют в популярных телешоу, демонстрируют вещи бренда YanaStasia, снимаются в видеоклипах и с легкостью поступают в театральные вузы столицы.
Обучение для школьников проходит 3 раза в неделю по 2 часа и стоит 5500 рублей в месяц. Дети до 7 лет занимаются два раза в неделю по 1 часу. Стоимость обучения – 4000 рублей в месяц.
Дом танца в КЦ «ЗИЛ»
ул. Восточная, д. 4, кор. 1
Дом танца в культурном называют эпицентром танцевального творчества. Найти недорогие программы здесь можно для ребенка любого возраста и уровня подготовки.
В ЗИЛе приглашают записаться в классы ZumbaKids – на зажигательные детские вечеринки малышей от 3 лет. Душа лежит к классическому направлению? Детский балетный театр во дворце культуры существует с 1982 года, занятия для ребят старше 4 лет включают ритмику, гимнастику, классические, современные танцы и даже сценическую практику. А «Юный зиловец» – старейший ансамбль народного танца, подросткам будет интересно посетить студию хип-хопа, street dance, popping. Есть еще направления бального, эстрадно-спортивного танца. Совсем недавно в ЗИЛе открылся Театр танца, объединение для детей 3-12 лет, призванное обучить воспитанников современным танцам. Есть бюджетные места.
Эко-клуб «Умничка»
Можайское шоссе, д. 45, к. 1
Танцевальная студия Москвы Эко-клуб «Умничка» – это уютное и, что немаловажно, безопасное пространство для детей разных возрастов. Безопасное в прямом смысле слова, для оформления помещений использовались экологически чистые и гипоаллергенные материалы.
На танцы в развивающий центр можно записаться с 2,5 лет, для самых маленьких оптимальным направлением станет «Танцевальная ритмика». Детям старше – эстрадные танцы (с 3,5 лет), хореография в балетном зале – с 4 лет. Ну, а школьникам наверняка будет по душе современное направление – хип-хоп, хаус и клубные детские танцы. Все курсы ориентированы на небольшие группы численностью до 8 танцоров, в «Умничке» их проводят «звездные педагоги». В среднем продолжительность одного урока составляет 45-50 минут.
Мастерская балета Егора Симачева
ул. Каретный Ряд, д. 3, стр. 7
Приобщиться к прекрасному через классический балет можно в стенах мастерской Егора Симачева. Здесь прививают любовь к танцам детям от двух лет и старше. Лучшая из самых известных хореографических студий Москвы имеет множество филиалов, поэтому не составит труда записаться на занятия как можно ближе к дому.
Красоте и легкости, волшебному полету в танце учат балерины Большого театра, профессиональные хореографы. Впервые надеть пачку и специальные туфельки дети могут на пробном занятии, чтобы ощутить сердцем, подходит ли им балет. И даже если ребенок не захочет в дальнейшем выходить на сцену, в студии он научится творчески мыслить, работать над собой, обретет изящную осанку. Уроки для маленьких танцоров и танцовщиц строятся в особом ритме, чередуясь с игровыми упражнениями, поэтому комфортно будет всем.
Абонемент на четыре занятия стоит 4000 руб., разовое посещение – 1250 руб. Можно заниматься как в группе со сверстниками, так и индивидуально. Продолжительность – от одного часа.
Международный центр танца и перфоманса «ЦЕХ»
ул. Скаковая, д. 24
Узнать, что такое contemporary dance родители и их дети могут, записавшись в школу танцев объединения «Цех». Этот международный центр способен убедить, что современный танец – это особый жанр.
Впрочем, программа охватывает не только изучение па, ученики познают основы креативного движения, участвуют в невербальном театре. Все преподаватели «Цеха» – молодые и энергичные люди, влюбленные в свое дело. Для детей существует деление по возрастам: 3-5, 6-9, 10-12 лет. Набор в группу проводится каждый сезон.
ТОДЕС
Павелецкая наб., д. 2, БЦ «River side»
Набор в школу танцев под руководством Аллы Духовой ведется с 4 лет. Шоу-балет «Тодес» – известный на весь мир бренд, который предлагает групповое обучение детям. Москва располагает множеством филиалов, и в регионах их не меньше, так что обязательно удастся записаться в школу ближе к дому.
Чтобы посещать репетиции, необязательно иметь определенный уровень физической подготовки. Знакомство с классическим балетом, хип-хоп, джаз-модерном и другими направлениями танца можно начать с нуля. Каждая тренировка – индивидуальные занятия не предусмотрены – строится по определенной схеме: разминка, изучение новых элементов, постановка танцевального номера и закрепление пройденного. Дети в шоу-балете «Тодес» смогут участвовать в соревнованиях, отчетных концертах студии, выездных мероприятиях и не только. Продолжительность занятия – 1 час 15 мин.
GALLADANCE
Краснопресненская наб., д. 12
Заряд бодрости, уверенность в себе и безупречную осанку вкупе с хорошим настроением можно обрести, выбрав понравившуюся программу обучения в танцевальной школе Galla Dance.
Набор в детские группы идет с 4 лет, для самых маленьких открыто направление Zumbatomic. С 6 лет можно записаться на восточные или бальные танцы, включая зажигательные латиноамериканские танцы. С 13 лет – добро пожаловать в ClubDanceTeen. Что примечательно, родители их чада могут получить подробную консультацию у хореографов школы, чтобы определиться, какой танцевальный стиль больше подойдет ребенку. Пробный урок бесплатный, возможно индивидуальное обучение или групповое (от 7 до 20 человек в коллективе)
ВЫШЕ ГОР
ул. Малая Ордынка, д. 25
Научиться танцевать искрометную лезгинку, заряжая позитивом окружающих, под силу и детям. Сложное, но завораживающее искусство, демонстрирует легкость, грациозность, отточенные движения и виртуозная музыка – разве кавказские танцы могут не нравиться?
Школа «Выше гор» предлагает обучение кавказским и закавказским танцам детей старше 3 лет. Набор в группы ведется круглогодично, необходимо только иметь колоссальное желание танцевать. Стоимость одного занятия для детей – 350 руб., абонемента на 8 уроков – 2800 руб., есть индивидуальные занятия.
Программа танцевального кружка «Танцевальный калейдоскоп»рабочая программа по теме
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Рябинка»
Программа танцевального кружка
«Танцевальный калейдоскоп»
Воспитатель
Бурякова Н.В.
2014 г.
Пояснительная записка
В содержании данной программы заложен музыкально-психологический тренинг для детей 4-5 лет, развивающий волю, внимание, подвижность и гибкость, направленный так же на развитие музыкальных способностей, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом. Идя от простого к сложному, от детских песенок к симфоническим произведениям, ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская «через себя» музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.
Разнообразие композиций по направленности, по сложности и интенсивности движений, позволяет использовать их в любых формах организации работы с детьми от утренней гимнастики до праздничных утренников . Репертуар, используемый в рамках программы музыкально-выразительный, увлекательный, будит фантазию и воображение, развивает выразительные возможности тела и в то же время доступен для исполнения.
Важнейшим показателем успешности музыкально-ритмического воспитания ребенка в возрасте 4-5 лет является интерес к самому процессу движения под музыку, выразительность движений и умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ. При недостаточной координации, ловкости и точности движений ( что в этом возрасте соответствует норме) выразительность пластики детей выявляет творческую одаренность, музыкальность.
Цели и задачи деятельности кружка танца
Основной целью деятельности кружка танца является двигательная активность детей дошкольного возраста.
Основные задачи:
- развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю;
- укреплять здоровье детей;
- способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце и художественного вкуса;
- формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений и поз;
- избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов;
- учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.
Организация деятельности кружка танца
Работа кружка танца строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса.
Занятия в кружке танца проводятся в соответствии с сеткой занятий с учетом возрастных особенностей воспитанников, а также с учетом требований СанПиН 2.4.1.2660-10.
Занятия с детьми проводятся в музыкальном зале 1 раз в неделю. Продолжительность занятия -15-20 мин.
Для отчета перед родителями воспитанников за качество оказываемой образовательной услуги руководителем кружка танца не реже одного раза в полгода проводятся открытые мероприятия.
Документация руководителя кружка танца
Руководитель кружка танца несет ответственность за наличие, содержательность и культуру ведения следующей документации:
- тетрадь учета посещаемости кружка танца детьми;
- перспективно-календарный план работы кружка танца;
- результат выявления уровней развития двигательной активности детей на начало и конец учебного года;
- карта участия дошкольников в мероприятиях.
План работы кружка
Март 1 занятие | «Ожидание весны» | Закрепление умений воспроизводить в движении ритмическую пульсацию, несложный ритмический рисунок, сильную долю. Закрепление навыков плясовых движений : топающий шаг, полуприсядка, кружение на топающем шаге | Разучивание весенних хороводов. Танец «Солнечные лучики» «Вороны», «Воробушки», «Поросята». Музыкальные подвижные игры по выбору детей |
2 занятие | «Музыкальные подарки для мамы и бабушки» | Развитие умений выполнять плясовые движения по показу и самостоятельно. Разучивание плясок с мамами. Закрепление умений начинать и заканчивать движение с музыкой | Пляска «Кнопочки», «Две капельки», упражнение с цветами «Вальс» Кишко, парные пляски с мамами по показу |
3 занятие | «Мамина улыбка» | Повторение выученных к празднику плясок и упражнений. Создание условий для самостоятельного исполнения праздничного репертуара | Пляска «Кнопочки», «Две капельки», упражнение с цветами «Вальс» Кишко, парные пляски с мамами по показу |
4 занятие | «Встречаем птиц» | Закрепление навыков быстрого бега, прыжков на двух ногах, мягкой пружинки | Упражнение «Воробушки»( музыка Т. Вилькорейской), «Птички и вороны», Повторение весенних хороводов. |
Апрель 1 занятие | «Капель и ручьи» | Совершенствование навыков легкого бега, умение начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, выполнять перестроения в соответствии с частями музыки | Упражнение «Ручейки» ( легкий бег – музыка К Вебера). Повторение парных плясок по желанию детей |
2 Занятие | «Весенний ветерок» | Совершенствование навыков легкого бега, умение начинать и заканчивать движение вместе с музыкой. Закрепление умений выполнять маховые движения руками ( на пружинке) | Упражнение для рук «Ветерок и ветер», парные и характерные танцы с перестроениями на две – три фигуры. Построение упражнений в легком беге «Ручейки». Подвижные игры с музыкой. |
3 занятие | «Встреча дорогих гостей» | Развитие умений выполнять движения в паре с ребенком старшего возраста ( формирование коммуникативных навыков) Выполнение движений по показу, импровизация движений в соответствии с характером музыки | Пляски-игры «Найди себе пару», «Разноцветная игра», «Птички и Вороны», парная пляска на 2-3 фигуры ( по выбору) |
4 занятие | «Наши любимые игрушки» | Совершенствование умений выполнять простейшие плясовые движения : полуприсядка для мальчиков, кружение в парах, поочередное выставление ног на каблук, кружение на месте и др. | Пляска «Неваляшка», «Куклы и Мишки», «Плюшевый медвежонок». Повторение знакомых образно-игровых композиций и подвижных игр. |
Май 1 занятие | «Любимые песенки для малышей» | Совершенствование умений выполнять несложные плясовые движения по показу взрослого при обыгрывании детских песен | Пляска «Кнопочки», «Две капельки», «Раз, ладошка» муз.Е.Зарецкой. Повторение знакомых парных плясок (по выбору) |
2 занятие | «Праздник первых цветов» | Совершенствование умений выполнять покачивание руками ( на пружинке). Закрепление навыков перестроений в пространстве, движения по кругу, врассыпную, «змейкой» за ведущим | «Волшебный цветок» муз.Ю.Чичкова (или другая по выбору).Повторение знакомых плясок и образных музыкально-ритмических композиций ( по выбору) |
3 занятие | «Праздник весенних лучиков» | Закрепление навыка легкого бега, топающего шага, прыжков на двух ногах. Закрепление навыков перестроений в пространстве, движения по кругу, врассыпную, «змейкой» за ведущим | Упражнение с цветами и зелеными веточками (музыка по выбору), образно-игровые композиции «Кот Леопольд», «поросята», «Птички и Вороны» |
4 занятие | Праздник одуванчиков» | Воспитание у детей устойчивого интереса к музыкально-ритмической деятельности. Расширение и совершенствование двигательных навыков и умений. | «Танец с цветами» ( повторение).Музыкально-ритмическая композиция «песенка о лете» муз. Е. Крылатова |
Мониторинг развития детей
Основной метод педагогической диагностики – систематическое наблюдение проявлений детей в музыкально- ритмической деятельности, оценка выполнения ими различных игровых заданий. В ходе наблюдения педагог оценивает проявления детей, сравнивая их между собой, ориентируется на лучшие показатели, выявленные для данного возраста ( в данной группе).
Карта диагностики уровня музыкального и психомоторного развития ребенка
Ф.и.ребенка | Сроки диагностики | ||
параметры | Начало года | Середина года | Конец года |
Интерес и потребность в музыкальном движении | |||
Способность к отражению в движении характера и использование основных средств выразительности) | |||
Эмоциональность(выразительность исполнения) | |||
Креативность ( способность к импровизации в движении под музыку, оригинальность, разнообразие используемых движений) | |||
Развитие двигательных навыков (Наличие разнообразных видов движений в соответствии с программой и содержанием) | |||
Подвижность ( лабильность) нервных процессов ( умение переключаться с одного движения на другое в соответствии с музыкой, менять направление движения, перестраиваться) | |||
Формирование правильной осанки | |||
Формирование навыков ориентировки в пространстве |
Оценка детей 4-5 летнего года жизни
Высокий уровень – умение передать характер мелодии, самостоятельно начинать движение вместе с музыкой, менять движение на каждую часть музыки
Средний уровень – в движениях выражается общий характер музыки, темп, начало и конец движения под музыкальное сопровождение совпадают не всегда.
Низкий уровень – движение не отражают характер музыки и не совпадают с темпом ритма, а так же с началом и концом произведения
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции ( страх, радость, ужас, удивление, восторг, тревогу).
Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после движения ждут оценки педагога. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные, оценивается по внешним проявлениям «+», «- «
Креативность – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а так же придумывать собственные, оригинальные «па». Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения : «+», «-«.
Развитие двигательных навыков – освоение разнообразных видов движений в соответствии с программным содержанием : основных движений ( ходьба, бег, прыжковые движения), общеразвивающих ( на различные группы мышц), имитационных ( образно-игровых), плясовых, танцевальных, гимнастических с предметами и без предметов. Оцениваются качество, уверенность исполнения различных движений, разнообразие и объем выполняемых движений.
Подвижность ( лабильность) нервных процессов – проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон – это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике и т.д.О и при выраженных затруднениях «- «.
Формирование правильной осанки –оценивается на основе наблюдений и медицинских данных – норма «+», проблема «-«.
Формирование навыков ориентировки в пространстве –оценивается на основе наблюдений за исполнением различных перестроений в соответствии с возрастными возможностями, умением выполнять движения в нужном направлении ( направо-налево, вперед-назад), произвольностью выполнения движений правой и левой рукой (ногой).
В результате диагностики педагог может подсчитать средний суммарный балл для общего сравнения в развитии ребенка на протяжении определенного периода времени, выстроить диаграмму или график показателей развития. Педагогическая диагностика по сути является субъективной оценкой. Поэтому важно не количество баллов, а выраженность динамики развития.
Правильно ставим цели
Нужно заранее определиться, для чего именно вы отправляете ребенка на танцы. С одной стороны, можно ограничиться общим физическим и эстетическим развитием, а с другой — нацелиться на серьезные достижения в виде побед на городских, региональных и даже международных конкурсах. Детское увлечение танцами вполне может перерасти в полноценную профессиональную карьеру, главное не отбить у ребенка желание заниматься любимым делом. В этом плане важно выбрать грамотного тренера, от него зависит не только качество обучения, но и правильная мотивация. Хороший преподаватель точно знает не только как добиться от учеников лучших результатов, но и как заинтересовать. Кроме того, он уже после пробного занятия сможет сделать выводы о потенциале ребенка в выбранном танцевальном направлении.