Программа саморазвития воспитателя 2018-2019 учебный год


Программа саморазвития воспитателя

Галина Викторовна Куликова

Программа саморазвития воспитателя

Программа саморазвития.

Воспитатель Куликовой Г. В.

Как никто не может дать другому того, что не имеет сам,

так и не может развивать, образовывать других тот, кто

сам не является развитым, воспитанным и образованным.

Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и

образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием.

А. Дистервег

Тема: «Развитие речи у детей дошкольного возраста через театрализованные игры»

Актуальность:

В свете новых тенденций в образовании для детского сада нужен педагог, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование воспитателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Для того чтобы учить и воспитывать других, нужно знать больше, чем все остальные.

Цель саморазвития:

самосовершенствовать профессиональную деятельность воспитателя,

повышать свой теоретический, научно-методический уровень,

профессиональное мастерство и компетентность.

Задачи программы:

повышение профессионального уровня и педагогического мастерства через:

изучения нормативной, учебной, справочной и научно-методической литературы

прохождения курсов повышения квалификации, вебинаров

распространение собственного педагогического опыта

создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, через театрализованные игры в работу.

самообразование

Основные направления деятельности саморазвития:

1.В информационной области:

использование интернет и мультимедиа — ресурсов, образовательных программ и учебных материалов;

создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ — технологий.

2. В диагностико-прогматической области:

совершенствование видов и форм диагностики, анализа и контроля;

овладение современными методиками диагностики всестороннего развития дошкольников;

планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики;

определение уровня развития связной речи методом анализа и диагностики, определение влияний театрализованных игр на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

3.В области содержания образования:

применение полученных теоретических знаний в практической деятельности;

дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса по развитию связной речи дошкольников;

изучение и распространение передовых педагогических технологий;

формирование образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников.

формирование общей культуры личности каждого ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.

участие в РМО, семинарах и мастер-классах;

методические семинары, практикумы;

реализации собственных творческих способностей.

4.В области повышения квалификации:

очное и дистанционное повышение квалификации, курсы-онлайн;

участие в тренингах и деловых играх, профессиональных конкурсах и фестивалях и выставках.

Анализ своей педагогической деятельности. (самопознание)

Я могу

(Мои плюсы)

Не всегда

(Мои минусы)

Анализировать собственную педагогическую деятельность. Признавать и исправлять свои ошибки.

Применять в образовательной, воспитательной и развивающей деятельности разнообразные виды игр.

Выбирать подходящий стиль общения с воспитанниками и их родителями, основанный на взаимном уважении.

Использую методы и приемы в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями воспитанников, зоной ближайшего развития.

Владение ИКТ «Работа с электронными таблицами в программе «MS Excel»

«Создание компьютерных презентаций средствами MS PowerPoint» Активизировать к образовательной деятельности родителей (законных представителей)
воспитанников.
Выбор темы по самообразованию (самоопределение)

Учитывая результаты самоанализа своей деятельности, определила тему для повышения самообразования.

Тема: «Развитие речи у детей дошкольного возраста по средствам театрализованных игр»

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1. Побуждать интерес к предлагаемой деятельности.

2. Привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;

3. Формировать представление о различных видах театра;

4. Развивать речь, воображение и мышление;

5. Помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.

Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении

Планируемые результаты.

Результатом реализации программы саморазвитияявляются следующие показатели:

1. Умение анализировать научно-методическую литературу.

2. Овладение эффективными методами и приемами для развития связной речи старших дошкольников через театрализованные игры.

3. Распространение собственного педагогического опыта.

Литература:

1. Образовталеьная программа МБДОУ «Детский сад №99»

№ 99.

2. Программа «Детство»

.

3. О. С. Ушакова «Теория и практика развития речи дошкольника»

, ООО ТЦ
«Сфера»
Москва 2008г

4. О. С. Ушакова «Программа развития речи дошкольника»

, ООО ТЦ
«Сфера»
Москва 2013г

5. О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет»

ООО ТЦ
«Сфера»
Москва 2014г

6. О. С. Ушаков «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

ООО ТЦ
«Сфера»
Москва 2014г

7. О. С. Ушаков, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет»

, Москва издательский
2011г
8. Образовательная область «Речевое развитие»

методический комплект
программа «Детство»
Санкт-Петербург
«ДЕТСВО – ПРЕСС»
2016г

9. Т. А. Егорова «Комплексные занятия по сказкам для детей 4-6 лет»

, издательство
«Учитель»
Волгоград 2014г

10. Р. А. Жукова «Театрализованная деятельность. «Занимательные материалы. Подготовительная группа»

, Издательский дом
«Корифей»
Волгоград 2010г

11. Г. П. Федорова «На злотом кольце сидели»

Санкт-Петербург
«ДЕТСВО – ПРЕСС»
2003г

12. А. И. Буре «Театр всевозможного»

ООО «Редакция журнала
«Музыкальная палитра»
2002г.

13. Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр»
программа «Театр – творчество — дети»«Аркти»
Москва 2002г

14. Н. Д, Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий»

15. Т. Н. Караменко «Кукольный театр в детском саду»

Учпедгиз 1955г.

16. Л. Б. Гавришева «Музыка, игра – театр!»

Санкт-Петербург
«ДЕТСВО – ПРЕСС»
2004г

17. Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова «театрализованные игры в детском саду»

Москва
«Школьная пресса»
2000г

18. Э. Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», Москва «ВЛАДОС»

2001г.

19. А. Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»

ООО ТЦ
«Сфера»
Москва 2003г

20. О. Н. Пахомова «Добрые сказки, Этика для малышей»

, Москва 2006г

21. А. К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду»

Москва
«Просвещение»
1974г.

22. С. А. Степанова «Развитие речевого голоса детей в возрасте от 6 до 9 лет»

Научно –исследовательский социально –педагогический институт валеологии и экологи человека 1996г

23. Г. В. Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей»

. Театральные занятия для детей 5-9 лет. С. -П.:2011г.

24. И. А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня»

С. -П.:2012г.

25. О. Г. Ярыгина «Мастерская сказок»

М.:2010г.

26. А. Н. Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений»

М.:2011г.

27. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников»

М.:1983г.

28. Е. В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду»

. Методические рекомендации. М.:2009г.

Составить план саморазвития

Определившись с целями, возникает вопрос, как составить план саморазвития. Как правильно продумать действия, какие они вообще должны быть? Как сформировать порядок действий, чтобы достигнуть поставленных задач? Попробуем разобраться, какие именно могут быть шаги на пути к профессиональному или личному саморазвитию, затронем и другие сферы.

Личный план саморазвития

Выделяют 4 жизненных уровня, на которые стоит направить свои действия, для достижения гармоничного равновесия:

  • физический;
  • социальный;
  • интеллектуальный;
  • духовный.

Исходя из этого, составьте алгоритм шагов личного саморазвития:

  1. На физическом уровне сформируйте план, учитывая питание, принципы здорового образа жизни, физические тренировки, дыхательные упражнения, режим бодрствования и отдыха и т.д.
  2. Социальный уровень саморазвития касается таких аспектов, как взаимодействие с обществом, с близкими, друзьями, коллегами по работе.
  3. Интеллектуальный уровень затрагивает не только умственные способности, мыслительные операции, сюда так же относится способность контролировать свои эмоции, целенаправленность развития, умение видеть сущность жизни и свою истинную природу. Немаловажную роль играет обучение, образование и совершенствование имеющихся навыков.
  4. Духовный уровень затрагивает вопросы осознания своего предназначения, душевной организации, познания окружающего мира.

Таким образом, готовый алгоритм действий должен отражать эти составляющие вашей жизни.

План творческого саморазвития

Творчество – неотъемлемая часть жизни каждого человека. Кто-то уделяет ей время и внимание, а у кого-то в приоритете совсем другие цели и задачи. Но у человека все должно быть в балансе, поэтому совсем упускать эту сферу жизни не стоит.

При составлении плана своего саморазвития важно в первую очередь понять, к чему у вас есть способности. Кто-то любит шить, кото-то вышивать, кто-то конструировать и т.д. Исходя из собственных приоритетов, сформируйте план действий. Постарайтесь уделять внимание любимому занятию не от случая к случаю, а систематически. Совершенствуйте свои знания и навыки, добавляйте что-то новое, изобретайте свое. Креатив плодотворно влияет на развитие мыслительных операций.

Индивидуальный план профессионального саморазвития

Цель профессионального развития не только и не столько в покорении вершины карьерной лестницы. Да это подтверждение успеха, но цель – достижение высокого уровня профессионализма в своей деятельности.

Поэтому когда вы составляете план профессионального саморазвития, в нем не должно фигурировать перечисление желаемых должностей, а должно быть написано, что нужно сделать, чтобы получить это повышение.

Некоторые сферы деятельности требуют повышения уровня знаний, а некоторые — профессиональных навыков. Вам необходимо составить план в зависимости от специфики работы. Если требуется дополнительное обучение — задайтесь целью пройти его, если необходимо больше практики- стремитесь повысить свою производительность труда.

Кроме этого не забывайте про такие составляющие, как взаимоотношения с коллегами, подчиненными. Здоровый микроклимат в коллективе – залог успешной самореализации.

План самовоспитания и саморазвития

Таким образом, мы выяснили, что цели можно отразить в плане профессионального и личностного саморазвития. Но остался еще один важный момент, который необходимо учесть, при составлении алгоритма своих действий — это временной фактор. То есть, как я уже говорила, цели должны быть распределены в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Следовательно и план можно сформировать в отношении каждого этапа.

Планы на лето для саморазвития

В преддверии лета и периода отпусков можно составить отдельный график на этот период. Сюда удобно включить цели и действия, которые вы можете реализовать во время отдыха. Возможно это будет поездка к местам силы, общение с духовным наставником, дополнительное обучение, посещение курсов, обучение чему-то новому на отдыхе (дайвинг, серфинг, плавание).

Краткий план саморазвития

Один из вариантов работы над собой- составление краткого индивидуального плана саморазвития. Он может захватывать одну-две сферы жизни, и содержать действия в отношении какой-то одной, но достаточной важной цели. Например, дальнейшее саморазвитие не осуществимо без нормализации здоровья. И основная цель на ближайшее время – восстановление или реабилитация после болезни, травмы.

План саморазвития на каждый день

При формировании алгоритма действий по совершенствованию и достижению гармонии, некоторые манипуляции придется превратить в ежедневный ритуал:

  • правильное питание;
  • подъем в определенное время;
  • сон 6-7 часов;
  • пробежка по утрам;
  • тренировки;
  • употребление 2 литров воды;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • ходьба пешком до работы и обратно;
  • и др.

Подобные манипуляции лучше отразите в отдельном плане действий по саморазвитию. Таким образом, план для саморазвития на день должен содержать эти пункты в обязательном порядке. К ним дополнительно включайте цели по другим сферам жизни.

План саморазвития на неделю

Если вы формируете свою деятельность на неделю, то очень удобно составить план саморазвития в виде готовой таблицы:

Такой вариант эффективнее, потому что в нем отражены как ежедневные задачи, так и более долгосрочные. Наглядное представление позволяет откорректировать время отдыха и деятельности. Сразу видно, какие мероприятия запланированы на неделю, поэтому проще им следовать, отмечать результат.

План саморазвития на несколько месяцев

При формировании плана на месяц важно отразить конечные цели, которые должны быть достигнуты за этот период. А подробные действия по их реализации зафиксируйте в еженедельных и ежедневных алгоритмах деятельности. Это может быть месячный план не только саморазвития, но и самообразования. Например, научиться моделировать выкройки, читать на английском, похудеть на 5 кг и т.д.

Пример в виде таблицы плана саморазвития на месяц:

План саморазвития на год

Годовой план саморазвития – это представление своей идеальной жизни через 12 месяцев. В нем отразите конечные цели по каждой сфере жизни, которые вы желаете реализовать за этот период. Например, в личной сфере – родить ребенка, в работе – занять должность главного специалиста и т.д.

План саморазвития личности на год позволяет увидеть конечный результат, к которому необходимо прийти, для гармоничного и сбалансированного бытия. А как это сделать формулируйте в краткосрочных алгоритмах, например на каждый месяц, неделю.

Цели на 5 лет

План саморазвития человека на 5 лет, это достаточно долгосрочный проект, позволяющий отразить то, каким вы хотите видеть себя в будущем. Но не исключено, что за это время приоритеты поменяются, поэтому эффективнее формулировать задачи на менее долгосрочный период.

План саморазвития ошибки

Для того, чтобы ваш план сработал, постарайтесь придерживаться правил при его разработке:

  1. Выбирайте правильное время для его составления. Не стоит делать это наспех или в плохом настроении, уставшим.
  2. Составляйте как годовой, так и еженедельные планы, чтобы видеть конечные цели и подробный алгоритм действий.
  3. Учитывайте свои возможности. Нет смысла включать в задачи обучение дайвингом, если даже отпуска в ближайшие полгода не предвидится.
  4. Соизмеряйте свои ресурсы и работоспособность. Сегодня вы полны сил и энергии, а завтра ничего не хочется делать, колебания физической и эмоциональной активности влияют на процесс реализации ваших желаний.
  5. Составляйте план с единственной целью – исполнять его, а не ради забавы или потому что так модно.
  6. Не бойтесь неудач.
  7. Адаптируйте действия к реальным условиям.
  8. Учитывайте возможности отступления от плана с его соответствующей корректировкой.
  9. Отразите алгоритм действий и цели наглядно (в виде таблицы, графика, тезисно, и т.п.).
  10. Формируйте цели, которые вас вдохновляют на их реализацию.
  11. Не пропускайте запланированные мероприятия.
  12. Верьте в себя и свой успех!
  13. Отслеживайте прогресс.
  14. Ищите поддержку, не только среди близких людей, но и в группах по интересам.

Не воспринимайте составленный алгоритм действий, как порабощение вашей воли, план не должен отягощать вашу жизнь, а наоборот, стимулировать, вдохновлять к развитию.

Деятельность старшего воспитателя в современном ДОУ

Стремительный рост развития образования в нашей стране безусловно отражается и на деятельности современных детских садов и его сотрудников. Должность старшего воспитателя предполагает, что он обязан быть в курсе всех актуальных нововведений в системе детского образования. Поэтому так важна будет способность личности старшего воспитателя к анализу, чтобы иметь возможность не только оценить качество образовательной литературы, но и суметь выбрать именно ту информацию, которая подойдет для работы конкретного дошкольного учреждения.

Знание современных технологий поможет оперативно вести всю необходимую отчетную документацию, систематизировать информацию, следить за достижениями детей и оформлять презентации. Все эти действия старший воспитатель должен не только уметь выполнять сам, но и обучить им менее опытных сотрудников ДОУ.

Итак, из всего вышесказанного следует, что в наши дни старший педагог/методист – это, прежде всего, эксперт-аналитик, новатор, который умеет работать в многозадачном режиме, организовать результативную и экспериментальную деятельность в своем детском саду, знает о новых информационных технологиях, способен слушать и слышать людей.

Трудности, с которыми сталкиваются старшие воспитатели

  • Повышение до должности старшего воспитателя (методиста) – это признание начальством ДОУ вашего педагогического опыта, способностей к руководству и управлению персоналом. Поэтому главной сложностью является высокая степень ответственности, ведь именно со старшего воспитателя будет спрос по верному ведению документации, грамотной деятельности педагогического состава и результатам обучения и развития детей в условиях детского сада.
  • Старший воспитатель наравне с руководителем отвечает за жизнь и здоровье дошкольников, поэтому возможен риск эмоционального выгорания.
  • Работа в тесном контакте с начальством также предполагает серьезное напряжение, ведь постоянно ощущать на себе контроль не так-то просто.
  • Специалист может столкнуться со сложностями в управлении коллективом – у всех педагогов индивидуальный темперамент и характер.
  • Старший воспитатель должен быть стрессоустойчивым, хорошо ориентироваться в психологии, потому как в процессе работы придется решать множество проблемных вопросов и общаться с разными людьми, не всегда приятными и дисциплинированными.
  • А вот самому специалисту придется тщательно следить за своей организованностью, без этого качества в принципе невозможно руководить людьми.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]