Кружковая работа в ДОУ
Сначала хотелось бы поговорить в целом о том, какое место занимает кружковая работа в деятельности детского сада, для чего она нужна, какие цели преследует и каким образом организовывается.
Итак, любое планирование работы группы на год предусматривает включение в план различных кружков, в которых дети будут заниматься дополнительно к общей основной нагрузке обязательных занятий. Это и есть так называемая вариативная часть программы.
Широкий выбор кружков в детском саду поразит сегодня поразит даже самого требовательного родителя. Однако несмотря на разнообразие тематических направлений все кружки организовываются и функционируют по одним и тем же закономерностям.
Кружок — это объединение детей в группу для занятий на основе общего интереса. При выборе темы кружка учитываются интересы и потребности детей, а также пожелания родителей, о чем можно узнать посредством бесед, консультаций, анкетирований и родительских собраний. И, как говорилось выше, в рамках кружка детям преподается материал, который выходит за рамки стандарта дошкольного образования.
Функции кружков в детском саду:
- образовательная;
- социально-адаптивная;
- коррекционно-развивающая;
- воспитательная.
Кружки организуются в детском саду со следующими целями:
- чтобы углубить и расширить знания, получаемые в рамках базового образования;
- для ознакомления со знаниями, которые не включены в государственную программу (для одаренных детей);
- для развития умений, вырабатывающих самопознание, саморазвитие, саморегуляцию, навыки межличностных коммуникаций.
Осуществляя кружковую работу, педагог должен найти правильную эмоциональную волну, чтобы заинтересовать детей в предлагаемой деятельности. Общение должно происходить легко и непринужденно, доставляя удовольствие и педагогу, и детям.
При этом важно, чтобы учитывались такие условия, как удобная организация рабочего пространства, занятие детей исходя из своих сил и интересов, подача материала в виде игры.
Кружковая работа с детьми осуществляется в виде фронтальных групповых занятий, экскурсий, прогулок, развлекательных мероприятий и конкурсов.
Как правило, кружки организуют по следующим четырем направленностям:
- физическое развитие;
- социально — личностное развитие;
- познавательно-речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Как организовать кружковую работу в средней группе детского сада
Кружковая работа в детском саду необходима, чтобы помочь ребёнку раскрыть свои индивидуальные стремления и склонности, а также научиться выражать себя в различных видах творческой деятельности. Воспитателю важно знать, как может организовать кружковую деятельность в средней группе детского сада (воспитанники 4–5 лет). Давайте рассмотрим различные этапы организации образовательного процесса и расскажем о том, как выбрать тип кружка и спланировать его работу, как составить рабочую программу, технокарты и конспекты занятий, как обыграть самые разные темы и оформить отчёт о работе кружка за год.
Кружки в средней группе
Какие же направления и тематики взять для средней группы? Сразу скажу, что перспективное планирование, как правило, предусматривает несколько направлений деятельности, которые может предложить детский сад исходя из наличия педагогических кадров и материально-технического обеспечения.
Поскольку в этом возрасте все дети любят мастерить, что абсолютно беспроигрышным вариантом станет кружок под названием «Умелые ручки». Творческий ручной труд позволяет развивать сенсомоторику, совершенствовать координацию движений, развивает умственное развитие ребенка и его мышление, воспитывает самостоятельность, уверенность и инициативность. В таком кружке ведется деятельность по работе с бумагой и картоном, включая такое направление, как оригами, с тканью и нитью, природным и бросовым материалом.
Также вполне можно предложить кружок по экологии и назвать его, например, «В гостях у природы». В дошкольном образовании эколого-биологическое направление позволяет познать природу, выработать к ней гуманное отношение и научиться осознанно вести себя в природной среде.
Ребенок в возрасте 4-5 лет — это «почемучка», которую интересует причинно-следственные связи в живой и неживой природе. Чтобы дети получили ответы на все интересующие их вопросы, с ними можно проводить экскурсии с наблюдениями, дидактические игры, викторины и конкурсы, разгадывать загадки, читать литературные произведения и проводить беседы.
Также в данном вопросе будут актуальны практические методы закрепления усвоенного материала: оформление гербария, театрализованная деятельность в виде постановок сказок и отдельных сценок, изготовление вместе с детьми наглядных пособий.
Если рассмотреть перспективный план работы кружка по рисованию, то здесь можно предложить много интересных техник, которые не предусмотрены в общеобразовательном плане обучения. Задачи этого кружка заключаются в знакомстве с нетрадиционными техниками рисования, использовании самых разнообразных материалов, знакомстве с разными жанрами изобразительного искусства, развитию у детей чувства формы, цвета, пропорции, а также воспитании эстетического отношения к окружающему миру.
В рамках данного кружка можно научить детей рисовать пальчиками, ватными палочками, делать оттиски скомканной бумагой и отпечатки листьями, освоить пуантилизм (рисование точками), рисование ладошками, ватными дисками, зубной пастой, выдувание трубочкой и многое другое, включая такое направление, как пластилинография.
Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет
Кружковая работа по аппликации в нетрадиционной технике в средней группе «Шубка для овечки»
В средней группе «Барбарики»
было проведено
Кружковая работа по нетрадиционной технике рисование. Целью Было:познакомить детей с элементами ватной техники: отрывать мелкие кусочки от большого кома сминать небольшие куски ваты в комочки и приклеивать на силуэт овечки. Развивать…
Фотоотчёт о продуктивной деятельности в средней группе по конструированию из кружков и полосок бумаги «Новогодняя гирлянда»
Приближаются новогодние праздничные дни и вместе с ними хлопоты по украшению групповых комнат. Ребята средней группы выполнили новогодние гирлянды из полосок двухсторонней цветной бумаги и шарики из двух одинаковых кружков. Конечно, можно было бы приобрести в специализированном…
Методическая копилка
Таким образом, вы видите, что средняя группа детского сада — это широчайший простор для выбора кружковой работы. При желании родителей вы также можете предложить кружок по математике, или, например, по английскому языку, организовать кружок танцев или показывать кукольный театр.
Главное — чтобы вы были компетентны в той области деятельности, которую заявляете. Либо кружки могут вести другие специалисты, если таковые имеются в детском саду, например, танцы или английский язык.
В помощь вам методические пособия и рекомендации проведения занятий, которые помогут подать материал в красивой и интересной форме:
- «Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет. Занятия пластилинографией»;
- «Детский дизайн. Пластилинография» и «Пластилинография 2»;
- «Береги живое. Игровой дидактический материал по экологии для детей с 4-х лет»;
- «Театрализованная деятельность в ДОУ. Сценарии по сказкам зарубежных писателей и народов мира»;
- «Художественный труд в детском саду. Средняя группа. Конспекты занятий и методические рекомендации».
А, расскажите вы, уважаемые воспитатели, какие кружки есть в ваших садиках, какие из них пользуются наибольшей популярностью? Родители также могут поучаствовать в опросе и написать, чем бы им больше всего хотелось занять детей в саду. Может быть, есть какие-то новые направления, о которых я еще не знаю. В общем, делитесь всем, что знаете.
Не забывайте оставлять лайки на статью в соцсетях и подписывайтесь на обновления блога. Впереди у нас масса всего интересного.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Теоретические аспекты организации кружковой работы в средней группе ДОУ
Как и вся современная система образования, воспитание и образование дошкольников являются продуктами индустриального общества. Это означает, что они рассчитаны на потоковый процесс, на конвейер, в котором дети, совсем как заготовки, разбиты на группы по общим признакам и подвергаются воздействию определённых стандартных образовательных процедур. Зависимость образовательного процесса от централизованно утверждённых программ, жёстких общих планов и стандартов является яркой приметой подобной системы. В таких условиях встаёт вопрос, как помочь ребёнку сохранить и развить собственную индивидуальность, что делать, если дети в чём-то очень похожи, а в чём-то сильно отличаются друг от друга. Групповая работа с дошкольниками часто требует корректировки и дополнения, учёта разницы в развитии детей и различий их личной мотивации.
Кружковая работа в дошкольном учреждении является той формой занятий, которая позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку и оставить детям больше творческой свободы и возможностей для развития своих способностей.
Кружковая деятельность в ДОУ способствует развитию у детей различных полезных навыков и умений, а также творческой самореализации
Цели кружковой работы могут быть разнообразными, ведь интеграция различных образовательных областей является одной из сильных сторон такой работы. При этом следует учитывать особенности воспитанников среднего дошкольного возраста. В психологии принято считать, что для детей в возрасте 4–5 лет характерны следующие направления поисковой активности:
Важно! Обратите внимание на последний аспект, он накладывает некоторую ответственность на родителей и воспитателей, и большой травмой для ребёнка может стать нарочитое игнорирование его первых, ещё робких проявлений интереса к какой-то игровой или познавательной деятельности.
При организации кружковой деятельности важно учитывать интересы воспитанников
Примерный перечень целей кружковой деятельности в средней группе детского сада:
Целью экологического кружка в ДОУ является воспитание бережного отношения к природе
Участие дошкольников в различных кружковых активностях является не только способом организации детского досуга, но и помогает воспитанникам расширить круг и доступные способы общения, сформировать чувство ответственности за свои поступки, повысить самооценку и найти для себя новые интересные виды деятельности.
Методы и приёмы
К числу возможных методов и приёмов проведения кружковых занятий в ДОУ относятся следующие:
Направления кружковой деятельности в средней группе
В детском саду могут быть организованы различные виды кружков. Спектр доступных занятий будет определяться непосредственными интересами и возможностями детей и родителей, финансовыми и техническими возможностями детского учреждения для организации того или иного вида занятий, а также способностью педагогического состава обеспечить работу по определённым направлениям. Впрочем, разнообразие детских занятий настолько велико, что в любом детском саду можно без особых проблем организовать работу хотя бы нескольких кружков. Перечислим популярные виды кружков и возможные направления кружковой деятельности в средней группе детского сада: