Конспект занятия «Знакомство с шахматной доской»
Конспект занятия с использованием интерактивной доски
«Знакомство с шахматной доской»
Знакомство с шахматной доской.
Цель
: знакомство детей с шахматной доской
,
ее особенностями
.
Обучающие задачи:
Закрепить умения сравнивать по форме, расположению в пространстве.
Развивающие задачи:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Оборудование:
презентация к занятию , мультимедийная установка, интерактивная доска, демонстрационная шахматная доска.
Ход занятия.
Дети заходят в группу.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу рассказать вам одну удивительную историю. Устраивайтесь поудобней.
На экране доски слайд №1.
Воспитатель : Мы с вами узнаем про удивительные приключения шахматной доски
Слайд №2
и
Воспитатель: Вольготно жили люди на Земле в стародавние времена. Они дышали чистым, бодрящим воздухом, пили прозрачную ключевую воду, охотились в густых величественных лесах на диких животных. И дети их полной грудью вдыхали живительный аромат луговых трав и цветов. Вот только интересных игр у ребят не было.
Слайд №3.
Воспитатель: Пошли как-то раз самые отважные ребята Лена и Ален к Чародею и спросили: – Где бы нам игру необыкновенную найти? Усмехнулся Чародей: – Если пересечете Дремучий Лес, проплывете по Бурной Реке и пройдете сквозь Жгучий Огонь, рядом с вами окажется такая игра… Но остерегайтесь колдуна. Поблагодарили Лена и Ален Чародея и отправились в путь. Уж очень им хотелось получить заветную игру.
Слайд №4.
Воспитатель: Очень спешили ребята и не заметили, что за ними увязался старичок один. Он хищно следил за детьми и, ухмыляясь, похлопывал себя по бокам, где болтался пустой мешок и покоился в ножнах острый меч. Вошли Лена и Ален в Дремучий Лес, и закачались вековечные деревья, шелестя листьями: «Опа… Опа… Опа…». Хотели они подсказать, что опасность подстерегает детей. Но не обратили внимания ребята на шепот деревьев.
Слайд №5.
Воспитатель: Лена и Ален вышли на поляну. (на экран выставляется изображение колдуна)
Воспитатель: и лицом к лицу столкнулись со старичков Тот злобно расхохотался: – Ага, попались! Не знаете меня? Я колдун Звол ( выставляется изображение мешка)
Воспитатель: А это мой мешок. я вас в него посажу и унесу к себе. Будете мне прислуживать. И Звол попробовал накинуть мешок на ребят, да промахнулся. А Ален не растерялся, подставил колдуну ножку, и старичок упал. Пустились Ален и Лена наутек.
Слайд №6.
Воспитатель: Видит колдун – не догнать беглецов вытащил меч и рубанул по высокому дереву. Как пилой его перепилил. Направил Звол дерево на ребят, но не попал. Лишь ветки хлестнули по щекам Лены и Алена. С досады хватил колдун по пню мечом и срезал с него кругляк, большой и гладкий. Схватил Звол кругляк, с силой запустил его в беглецов.( на слайд изображение кругляка выставляется).
Воспитатель: Приглянулся кругляк Алену. Подобрал он его, показал колдуну язык и помчался с Леной дальше. Убежали от Звола.
Слайд №7.
Воспитатель: Вот и Лес позади. Перед ребятами – Бурная Река. Давай твою деревяшку на воду опустим – плот получится предложила Лена. Вдруг, откуда ни возьмись, появился перед ребятами колдун. Стоит, насмешливо свой меч поглаживает. Взмахнул Звол над Аленом мечом, еле успел мальчик закрыться кругляком, как щитом. Еще трижды поднимал и опускал меч колдун, но не смог он даже оцарапать Алена. Только щит из круглого стал квадратным. Толкнул тогда колдун Алена, перекинул через плечо Лену и затрусил прочь. Не растерялся Ален, ловко метнул свой щит вслед злодею. Сбил щит колдуна с ног.
Слайд №8.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как Лена и Ален могут перебраться через бурлящую реку? (ответы детей).
— Правильно, они могут переплыть на совем щите ( демонстрирует как дети могут переплыть реку на щите).
Слайд №9.
Воспитатель: На другом берегу появился Звол с луком в руках и одну за другой послал стрелы в беглецов. Но плот снова превратился в щит и спас детей.
Слайд № 10.
Воспитатель: . От злости колдун разломал лук и побрел прочь. Лена и Ален вытащили стрелы из щита и заметили, что он стал расчерчен на клетки.
Слайд № 11.
Воспитатель: Впереди Жгучий Огонь стеной стоит. Взял Ален Лену за руку, выставил щит вперед, и быстро-быстро пробежали они через Огонь. С яростью набросились языки пламени на щит, а Лена и Ален остались целыми и невредимыми.
Слайд № 12.
Воспитатель: С яростью набросились языки пламени на щит, а Лена и Ален остались целыми и невредимыми. Пробрались они через бушующее пламя и подивились: Жгучий Огонь шалуном оказался – на щите почернела каждая вторая клетка. ( выставляется изображение колдуна).
Воспитатель: Вдруг из Огня с воем выскочил Звол с мешком на плече. Пощипал ему пятки Жгучий Огонь, да не помогло это ребятам – с победным криком нахлобучил колдун на них мешок. (изображение детей закрывается изображением мешка)
Воспитатель: Но рано он радовался. Дно мешка выгорело, и ребята из него вылезли и убежали.
Слайд №13.
Воспитатель: Надоел мне этот злюка! – в сердцах вскричала Лена. – Как от него отвязаться? (изображение чародея).
Воспитатель: В небе возник лик Чародея: – Сила колдуна в его имени… Расшифруйте его, и Звол потеряет силу. Достал Ален из кармана мел и написал в клетках щита: «ЗВОЛ». ( на доску слово Звол выставляется)
Воспитатель: Ребята, помогите Алену и Лене расшифровать слово «Звол».(ответы детей)
– «3» – это, наверное, «злой»? – предположила Лена. – А что такое «ВОЛ»? – Молчите, молчите! – испуганно залепетал злодей. – Ура! Мы правы! – обрадовался Ален. – Он злой колдун… Но тогда его звали бы ЗКОЛ, а не ЗВОЛ?! – Знаю, знаю! – закричала Лена. – ЗВОЛ – это Злой Волшебник! Вот его секрет! Скрючился колдун, подряхлел и понуро побрел прочь, как побитая собака. – Мы прошли трудный путь. Даже колдуна одолели. Где же заветная игра? – огорченно спросил Ален. – Она в твоих руках, – улыбнулся Чародей. – Ты держишь в руках ШАХМАТНУЮ ДОСКУ. Это площадка самой увлекательной на свете игры, имя которой ШАХМАТЫ!
Слайд №14.
Воспитатель: А вот такие бывают шахматные доски.
Затем ставится демонстрационная шахматная доска.
Воспитатель: Это шахматная доска, на ней проходят шахматные сражения. Она вся аккуратно расчерчена на равные темные и светлые клетки-квадратики, которые по-шахматному называются полями. Светлые клетки- это белые поля. Темные клетки – это черные поля. Черные и белые поля обязательно чередуются: белое-черное-белое-черное.
Воспитатель: На каких полях ничего не растет? (ответы детей)
Из каких досок ничего не построить? (ответы детей)
В каких клетках не держат звере?(ответы детей)
LiveInternetLiveInternet
Шахматы — игра, развивающая у ребёнка способности к анализу, пространственное мышление и навыки принятия решений. Даже маленькие дети легко учатся играть в шахматы, запоминают правила и с удовольствием играют. Самое сложное в обучении ребёнка игре в шахматы — начать.
Шахматы — игра, требующая способности представлять себе игровую доску и ориентироваться на ней. Чтобы маленький шахматист лучше запомнил, как выглядит шахматная доска, можно использовать различные развивающие упражнения. Например, попросите его нарисовать — на белом листе или мелом на асфальте — фрагмент шахматной доски. Или сложите фрагмент шахматной доски из кубиков двух цветов. Или возьмите лист разлинованной бумаги и попросите ребёнка раскрасить клеточки в шахматном порядке. На прогулке или в гостях обращайте внимание на предметы, имеющие «шахматный» орнамент. Попросите ребёнка вспомнить, где, кроме шахматной доски, он видел такой же узор. Во всех упражнениях обращайте внимание на чередование светлых и тёмных полей и подсказывайте ребёнку, если он допустил ошибку.
Горизонтали и вертикали Вот что Пешка рассказал Славе о Шахматной стране. На шахматном поле белые и чёрные клетки всегда чередуются. Дорожки, образованные из клеток, называются линиями. Линии бывают вертикальными и горизонтальными. Положи палец на любую клетку возле левого края доски. А теперь проведи пальцем по всем клеткам слева направо — он «прошёл» по дорожке из восьми клеток. Это горизонтальная линия.
Горизонтальных линий всего восемь. Проведи пальцем по каждой. Посмотри на картинку на предыдущей странице, чтобы не ошибиться. Такие же дорожки ведут от тебя в сторону противника. Они называются вертикальными линиями. Вертикалей, как и горизонталей, восемь. Проведи пальцем по каждой вертикали. Вверху этой страницы расположена картинка на случай, если ты запутаешься. Чтобы указать на какую-либо клетку, не надо тыкать в неё пальцем: это невежливо. К тому же, когда на доске стоят фигуры, их можно случайно задеть. Нужно просто сказать, на пересечении каких вертикали и горизонтали находится нужная клетка.
У каждой клетки на шахматной доске есть свой адрес, чтобы её нельзя было перепутать с другими. Адрес состоит из названия вертикали и горизонтали, которые пересекаются на этой клетке. Вертикали называются буквами латинского алфавита: а, b, с, d, е, f, g, h. Если ты играешь белыми, то поле а находится слева от тебя. Горизонтали обозначаются цифрами от 1 до 8. Потом, когда на доске окажутся фигуры, ты увидишь, что номер 1 — у горизонтали, на которой стоят белые король и королева, а номер 8 — у горизонтали, на которой стоят чёрные король и королева. Взгляни на карту на следующей странице: теперь на ней видны названия клеток. Посмотри, на какой клетке находится белый король. Это вертикаль с буквой е и горизонталь с цифрой 1. Значит, надо сказать: «Король стоит на клетке el». — Получается, мне нужно попасть на клетку el? — спросил Слава, когда Пешка закончил рассказывать. — Именно так. Там ты найдёшь королевский дворец, а в нем — Белого Короля. — А как я его узнаю? — Я уверен, что ты сразу догадаешься. Конечно, горизонтали и вертикали — самые главные линии шахматного королевства. Но нужно знать не только о них. Есть и другие линии. Видишь, как клетки одного цвета соприкасаются углами? Прямые цепочки таких клеток образуют диагонали. Диагонали не похожи на другие линии. В каждой диагонали все клетки одного цвета.
Ещё одно отличие заключается в том, что все горизонтали и вертикали имеют одинаковую длину, а диагонали — разную. Проведи пальцем по всем диагоналям и сосчитай их. Какие диагонали самые длинные? А какие самые короткие? В большой белой диагонали и большой чёрной диагонали по восемь полей. Там, где они пересекаются, находится центр шахматной доски. Это квадратик из четырёх клеток — двух белых и двух чёрных. Попрощавшись с Пешкой, Слава отправился искать королевский дворец. Мальчик довольно долго шёл по белым и чёрным полям, но наконец добрался до большого здания. Подходя к огромным дверям дворца, Слава услышал, как внутри кто-то громко возмущается: — Безобразие! Где я найду генерала?! Почему никто в королевстве не может найти мне генерала?! Это возмутительно! Скоро важное сражение, а армией командовать некому! Слава осторожно приоткрыл дверь и заглянул внутрь. Он увидел большой зал с колоннами. Посреди зала возвышался постамент, на котором стоял трон, как в мультфильмах. На троне сидел небольшой человечек в мантии и короне. Перед ним стояли Пешки — все они вели себя очень тихо и то и дело почтительно кланялись так, что их беретики едва не падали на пол.
Человечек на троне и издавал те вопли, которые Слава услышал ещё снаружи. Дверь скрипнула, и все тут же повернулись и уставились на Славу. Мальчик смутился и покраснел. — Кто ты такой и что здесь делаешь? — спросил человек на троне. — Меня зовут Слава, здравствуйте. А вы, наверное, Белый Король? — Как ты догадался? — Вы сидите на троне и кричите на всех остальных. В сказках обычно короли так и поступают. — Я знаю, кто ты! — тут же заявил Белый Король. С этими словами он спрыгнул с трона и проворно подбежал к Славе. — Ты мой новый генерал! Пойдем смотреть на твои войска! — Вы ошиблись, Ваше Величество, — вежливо ответил Слава (из мультфильмов он помнил, как полагается обращаться к королям). — Я совсем не генерал. Генералами бывают только взрослые и в фуражках. — Ерунда, — отрезал Король. — Не в фуражке дело. А если хочешь, я найду для тебя фуражку. Ну так что, будешь моим генералом или нет?
— Зачем вам генерал? — Чтобы командовать моим войском, разумеется. Ведь скоро сражение — кто-то должен сражаться на моей стороне! Солдаты у меня есть, не хватает лишь генерала. — А что, ваши солдаты сами не умеют сражаться? — удивился Слава. — Ещё как умеют! — обиделся Король. — Лучше всех! Но во всём должна быть дисциплина. Они так воспитаны: без приказа никуда не пойдут, чтобы не возникло путаницы. Во всём нужен порядок! — Разве вы не можете сами командовать? — спросил тогда Слава.
https://isoveti.ru/dlya-mam/znakomstvo-rebenka-s-shaxmatnoj-doskoj.html
Ромашка 2012
Обучение шахматам. План занятий. (расширено и дополнено)
Несколько слов в пользу планового обучения шахматам. Родители спокойны, они знают, что их дети будут изучать на следующих уроках, что из чего вытекает и почему.
Обучение шахматам по плану эффективнее беспорядочных надёрганных из разных книг лекция, уроков, занятий. Вот я думаю так.
Все наработки постепенно сводятся в одну таблицу. Она находится ниже. (подпишитесь на новости сайта и вы не пропустите обновления и изменения).
Естественно этот план занятий шахматами- не догма, будет дополняться новыми интересными уроками , занятиями, такими , к примеру эксклюзивными, ни на что не похожими, моими собственными наработками, такими как избавление от зевков, концентрация внимания и памяти, а так же стратегия и оценка позиции, составление плана на игру, простые и сложные змейки, двухходовые шахматы, поддавки, микс-мини-турниры и т.д и т.п.
Это только начало обучения шахмат, азы, но начинают с азов обучения все без исключения люди, в том числе и чемпионы мира по шахматам.
Я, как тренер по шахматам, буду писать примерное количество занятий по каждой теме.
По умолчанию этот план работы составлен для детей от 5 до 8 лет. Для более маленьких каждое занятие нужно повторять, и, возможно, несколько раз. Конечно, если заниматься по часу теорией и два дня в неделю, то результаты будут гораздо нагляднее, но здесь уже и денежные вопросы и нехватка времени у старших. Поэтому с маленькими так.
Внимание у них слабо фиксируется, маленькие ребята постоянно отвлекаются, удержать и закрепить пройденное в памяти сложно. Поэтому, возможно, я думаю, что до 4 лет детей в принципе не надо учить шахматам. Рано. Начинать возможно уже с 4,5 — 5-ти лет. Такие дети после двух-трёх занятий втягиваются в процесс обучения и спокойно ав дальнейшем переносят полчаса, сорок минут теории шахмат. В любом случае детям нужно давать играть между собой. В игре закрепляются навыки и детям некогда скучать.
Режим тренировок один раз в неделю по одному часу конечно недостаточен. Родители, которые имеют возможность отправлять своих детей ко мне для обучения шахматам два раза в неделю, имеют преимущество детей в развитии, материал лучше закрепляется, не выветривается из памяти. Для тех , кто такой возможности лишён, советую заниматься с детьми дома, самим, по 15-20 минут раза два- три в неделю, материалы здесь выложены, ими можно пользоваться.
Если некогда совсем, хотя бы скачать рекомендуемые мной приложения на телефон или планшет или дать детям возможность раза два в неделю по полчаса играть прямо на сайте, здесь есть очень удобная красивая программа.
Итак- очень примерный план обучения шахматам для дошкольников
Знакомство | Урок первый- Знакомство (могут присутствовать и родители) | здесь |
Шахматная игра (1 занятие) | Познакомить детей с шахматами. Рассказать о том, что игра в шахматы – древняя интересная игра. Факты и легенды о зарождении шахмат, Чатуранга, проникновение шахмат в Россию. Легенда о шахматной доске и рисовых зёрнышках. | 11111 |
Шахматная доска (2 занятия) | Познакомить с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. На занятии, одном или нескольких- рисовать, постепенно закрашивая и уточняя, шахматную доску. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе. | здесь |
Шахматная доска — продолжение (3 занятия) | Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между игроками. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная, вертикальная и диагональная линии. Рисовать, показывать руками, заучивать, пока дети не запомнят. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр – заданий. (Змейка простая и сложная, повторять занятие, пока не будет доведено до автоматизма) | здесь |
Шахматная нотация- азы (3 занятия) | Буквы, цифры, поля, клетки, которые они обозначают. Не путать английские буквы и латинские. Практика- рисовать доску и вокруг неё- буквы и цифры. Закрасить чёрные и белые поля. Адреса и цвет клеток. А2, D5 H8 G3 и так далее. повторять постоянно, лучше дома с родителями. Находить на доске, показывать рукой. | здесь |
Шахматные фигуры (3 занятия) | Познакомить детей с шахматными фигурами. Каждую фигуру нарисовать в тетрадке. Так , как её видит ребёнок, желательно каждую в пол-листа, крупно. Если тяжело рисовать, обвести по контуру, положив на лист бумаги. Рисовать одну под другой, к каждой добавляя значёк фигуры, её обозначение в шахматной нотации. Далее читать соответствующий пост. | будет |
Шахматные фигуры (продолжение) (3 занятия) | Ценность шахматных фигур, сколько будет в пешках. два коня против ладьи, что сильнее, ферзь против двух ладей, слон против ладьи. Дети должны научится понимать ценность фигур, их различие, как они ходят, по каким линиям, есть ли какие-то исключения (рокировка, взятие на проходе и т.д.) | будет |
Шахматные фигуры — Король (2 занятия) | Всё про шахматного короля | здесь |
Шахматные фигуры — Ферзь (2 занятия) | Всё про шахматного ферзя | здесь |
Шахматные фигуры — Пешка (3 занятия) | Маленькая слабая фигура, но сколько возможностей таит в себе. Взятие на проходе, пешечный забор , дыры в заборе, изолированные пешки, превращение пешки, ходы и взятие, по каким линиям, пешка и король против короля- как выиграть? | будет |
Шахматные фигуры — Ладья (3 занятия) | Всё про шахматную фигуру- ладью | будет |
Шахматные фигуры — Слон (3 занятия) | Всё про шахматную фигуру- слона | будет |
Шахматные фигуры — Конь (3 занятия) | Всё про шахматную фигуру- коня | будет |
Кто как ходит и бьёт (3 занятия) | Кто как ходит и бьёт (по вертикалям, горизонталям, диагоналям и буквой Г) Учебная игра- «ЗМЕЙКА» Два вида- простая и сложная Змейка. | будет |
Шахматные фигуры — как ходят и бьют (1 занятие) | Для отстающих и плохо воспринимающих. Советы по установке приложений с зелёными полями. | будет |
Шах и мат (4 занятия) | Шах, Мат, Пат. Чем шах отличается от мата. Три способа защититься от нападения. Шах и мат различными фигурами. Мат ферзём, мат ладьёй. | будет |
Расстановка фигур в начале партии (2 занятия) | Начало партии, как расставить фигуры, Ферзь любит свой цвет, какое поле должно быть слева внизу у белых и т.д. | здесь |
Дебют- начало партии (4 занятия) | Каким фигурами нужно ходить, какими не рекомендуется, зачем делать рокировку, что такое центр и зачем его захватывать, какие бывают дебюты, чем отличаются. | будет |
Стратегия и тактика в шахматах. КОМБИНАЦИИ (7 — 10 занятий) | Что такое стратегия и тактика в игре, что такое комбинации зачем они нужны и какие бывают. В первый год обучения каждой комбинации, а их множество, нужно уделить по одному- два занятия, на втором году обучения по два- три, включая и решение предложенных задач. Двойной удар, связка, отвлечение, завлечение, промежуточный ход, перекрытие и другие. | здесь |
Лечение от зевков (5 занятий) | Сложные позиции, проработка и постепенное запоминание. | здесь |
Стратегия и тактика в шахматах. Позиционная игра. (4 — 7 занятий) | Что такое стратегия и тактика в игре, что такое позиционная игра. Оценка позиции, факторы оценки, что делать дальше, как строить планы на игру, на какую-то её часть, как совмещать позиционную игру с небольшими уколами, наскоками, то есть с комбинациями. | будет |
Малофигурный, пешечный эндшпиль (5-7 занятий) | Всё, что касается пешек в конце игры. | будет |
Учебно-тренировочные партии | Игра с роботом разных уровней без контроля времени или с живыми игроками (Личесс, Чесском) с контролем времени 30 минут на партию. Ученик обдумывает ходы, выбирает 2-3 варианта, объясняет причины выбора, озвучивает в результате дискуссии лучший, по его мнению, и тренер на своём рабочем столе ходит фигурами. То есть тренер играет со своего учебного аккаунта, а ученик видит рабочий стол тренера с позицией и говорит, как нужно ходить чётко, с использованием шахматной нотации. | Будет |
Концентрация внимания, улучшение кратковременной и долговременной памяти (4 — 5 занятий) | Упражнения на концентрацию. Чрезвычайно важно для детей. Реально делает их умными. | здесь |
Начало изучения шахмат. Дети 5-7 лет ПОСЛЕ
- первого года обучения ( в моём варианте- индивидуальные занятия по часу два раза в неделю)
- или после двух лет обучения ( группы по 5-7 человек два раза в неделю) в итоге должны хорошо знать и представлять себе примерно (не обязательно) следующие шахматные вещи.
Дети должны — |
-знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья; |
правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию; |
— знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, |
— знать правила хода и взятия каждой фигурой; |
— различать диагональ, вертикаль, горизонталь; |
— знать ценность шахматных фигур; |
знать Шахматную нотацию. Обозначение шахматных фигур и терминов |
знать технику матования одинокого короля ферзём, ладьёй, двумя ладьями |
центр шахматной доски, края доски, где лучше располагаться фигурам в начале партии, |
стратегия и тактика для детей, позиционная и комбинационная игра, оценка позиции, |
концентрация внимания, памяти, первоначальные навыки игры вслепую, |
избавляться от зевков, видеть доску всю, а не маленькие участки, |
— уметь проводить элементарные комбинации; Двойной удар, связка, промежуточный ход, отвлечение, завлечение, уничтожение защиты |
— уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту |
своих фигур; |
— уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации; |
— Правила хода и взятия каждой из фигур |
— лёгкие и тяжёлые фигуры, пешки, |
— рокировка, |
— взятие на проходе, |
-превращение пешки. |
— принципы игры в дебюте; простейшие маты, ловушки, названия дебютов, |
— основные тактические приемы |
— термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. |
— грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; |
— находить несложные тактические удары и проводить комбинации; |
— точно разыгрывать простейшие пешечные окончания |
В конце года проводятся контрольные, тесты, мини-турниры на понимание основ.
Вот
можно скачать сам план занятий шахматами.
Всё видно хорошо.
Обучение шахматам. План занятий. (расширено и дополнено)
Метки:Изучение шахмат обучение шахматам план занятий