Сказка «Как Коза избушку построила»
Елена Беляева
Сказка «Как Коза избушку построила»
Как коза избушку построила
Жила когда-то старуха-говоруха, и была у неё коза с козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха всё на печке полёживает. Только к обеду подымется, поест, попьёт — и давай говорить. Говорит, говорит, говорит — и с соседками, и с прохожими, и сама с собой!
А коза с козлятами в хлеву заперты — ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать.
Вот как-то раз и говорит коза своим козлятам:
— Козлятушки-детушки, не житьё нам у старухи-говорухи! Пойдёмте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.
Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева — они и побежали. Только их старуха и видела!
Прибежали они в лес и стали искать место, где бы избушку построить.
Подошла козак лесной яблоньке и говорит:
— Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?
— Не строй подо мной избушку, — отвечает яблонька. — Яблоки с меня упадут — твоих козляток ушибут. Ступай ещё куда-нибудь.
Пошла коза к ёлке:
— Ёлка, ёлка! Можно мне под тобою избушку построить?
— Не строй подо мной избушку, — отвечает ёлка. — Шишки с меня упадут — твоих козляток ушибут. Найди место получше!
Пошла коза с козлятами дальше.Увидела высокий дуб и говорит ему:
— Дуб, дуб! Можно мне под тобою избушку построить?
— Не строй подо мной избушку, — отвечает дуб. — По осени жёлуди с меня упадут —твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.
Пошла коза к осине:
— Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?
Затрясла осинка всеми ветками,всеми листьями:
— Мои листики и днём и ночью шумят — твоим козляткам спать не дадут. Найди местечко получше!
Нечего делать, отправилась коза с козлятами дальше.
Пришла к шиповнику:
— Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить?
— Что ты, что ты, коза! Или не видишь?
Вон какие на мне колючки острые! Будут твои козлятки прыгать-скакать — всю шёрстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше!
Пошла коза к берёзе:
— Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить?
Качнула берёзка веточками, сказала:
— Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мной твою избушку!
Обрадовалась коза. Построила под берёзкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами
Фотоотчет тематического развлечения по пожарной безопасности «Как помогали Бабе Яге вернуть избушку» В настоящее время в дошкольных учреждениях стало актуальным проводить различные мероприятия по пожарной безопасности. В нашем детском саду.
Конспект занятия по развитию речи «Коза с козлятами» для детей младшей группы Тема: «Коза с козлятами» Задачи: продолжать знакомить с внешними признаками козы, козлят; учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным.
Конспект занятия в младшей группе. Составление описательного рассказа по картине «Коза с козлятами» Образовательные области: «Речевое развитее», «Познавательное развитие». Задачи: 1. Закреплять умение детей составлять описательный рассказ.
Мастер-класс изготовления по мотивам народной куклы «Печальная коза Марфуша» Рада всем, кто заглянул ко мне на страничку в этот час! Спешу вновь вас рассмешить и порадовать! Как-то под вечер коза загрустила, Голову. Мастер-класс «Коза из гофротрубочек» Сегодня хочу представить Вашему вниманию поделку Козы из гофротрубочек. Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочки,. Оформление выставки детских работ «Сказка, сказка, сказка…» В нашем замечательном дошкольном учреждении прошла тематическая неделя по сказкам. В каждой возрастной группе воспитатели, учителя-дефектологи,. Рождественская обрядовая кукла «Коза» (мастер-класс) Рождественская обрядовая кукла «Коза» (мастер – класс) Дорогие друзья, доброе время суток. Сегодня я хочу вас познакомить с рождественской. Сценарий праздника к Дню Мамы «Коза и семеро козлят» на новый лад Сценарий праздника к Дню Мамы «Коза и семеро козлят». Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами сценарием к Дню Мамы. Считаю,.
Зимняя подвижная игра «Коза рогатая» для детей младшего дошкольного возраста Цель: учить детей выполнять действия в соответствии со словами стихотворения. Материал: эмблемы с мордочкой козы для детей. Ход игры Воспитатель.
Источник
Сивка-Бурка
Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий Иванушка-дурачок; день и ночь дурачок на печи валяется.
Посеял старик пшеницу, и выросла пшеница богатая, да повадился ту пшеницу кто-то по ночам толочь и травить. Вот старик и говорит детям:
— Милые мои дети, стерегите пшеницу каждую ночь поочередно, поймайте мне вора.
Приходит первая ночь. Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать: забрался он на сеновал и проспал до утра. Приходит утром домой и говорит: всю ночь-де не спал, иззяб, а вора не видал.
На вторую ночь пошел средний сын и также всю ночку проспал на сеновале.
На третью ночь приходит черед дураку идти. Взял он аркан и пошел. Пришел на межу и сел на камень: сидит — не спит, вора дожидается.
В самую полночь прискакал в пшеницу разношерстный конь: одна шерстинка золотая, другая — серебряная, бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.
И стал тот конь пшеницу есть: не столько ест, сколько топчет.
Подкрался дурак на четвереньках к коню и разом накинул ему на шею аркан. Рванулся конь изо всех сил — не тут-то было. Дурак уперся, аркан шею давит.
И стал тут конь дурака молить:
— Отпусти ты меня, Иванушка, а я тебе великую сослужу службу!
— Хорошо,— отвечает Иванушка-дурачок. — Да как я тебя потом найду?
— Выйди за околицу, — говорит конь, — свистни три раза и крикни: «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» — я тут и буду.
Отпустил коня Иванушка-дурачок и взял с него слово — пшеницы больше не есть и не топтать.
Пришел Иванушка домой.
— Ну что, дурак, видел? — спрашивают братья.
— Поймал я, — говорит Иванушка, — разношерстного коня. Пообещался он больше не ходить в пшеницу — вот я его и отпустил.
Посмеялись вволю братья над дураком, но только уж с этой ночи никто пшеницы не трогал.
Скоро после этого стали по деревням и городам бирючи (глашатай) от царя ходить, клич кликать: собирайтесь-де, бояре и дворяне, купцы и мещане и простые крестьяне, все к царю на праздник, на три дня; берите с собой лучших коней; и кто на своем коне до царевнина терема доскочит и с царевниной руки перстень снимет, за того царь царевну замуж отдаст.
Стали собираться на праздник и Иванушкины братья: не то чтобы уж самим скакать, а хоть на других посмотреть. Просится и Иванушка с ними.
— Куда тебе, дурак! — говорят братья. — Людей, что ли, хочешь пугать? Сиди себе на печи да золу пересыпай.
Вышел Иванушка в поле, лукошко бросил, свистнул три раза и крикнул:
— Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!
Конь бежит — земля дрожит, из ушей пламя, из нозрей дым столбом валит. Прибежал — и стал конь перед Иванушкой как вкопанный.
— Ну, — говорит,— влезай мне, Иванушка, в правое ухо, а в левое вылезай.
Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать.
Сел тогда Иванушка на коня и поскакал на праздник к царю. Прискакал на площадь перед дворцом, видит — народу видимо-невидимо; а в высоком терему, у окна, царевна сидит: на руке перстень — цены нет, собой красавица из красавиц. Никто до нее скакать и не думает: никому нет охоты наверняка шею ломать.
Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бедрам, осерчал конь, прыгнул — только на три венца до царевнина окна не допрыгнул.
Удивился народ, а Иванушка повернул коня и поскакал назад.
Братья его не скоро посторонились, так он их шелковой плеткой хлестнул. Кричит народ: «Держи, держи его!» — а Иванушкин уж и след простыл.
Выехал Иван из города, слез с коня, влез к нему в левое ухо, в правое вылез и стал опять прежним Иванушкой-дурачком. Отпустил Иванушка коня, набрал лукошко мухоморов и принес домой.
— Вот вам, хозяюшки, грибков, — говорит.
Рассердились тут невестки на Ивана:
Усмехнулся Иван и опять залез на печь.
Пришли братья домой и рассказывают отцу, как они в городе были и что видели, а Иванушка лежит на печи да посмеивается.
На другой день старшие братья опять на праздник поехали, а Иванушка взял лукошко и пошел за грибами. Вышел в поле, свистнул, гаркнул:
— Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!
Прибежал конь и встал перед Иванушкой как вкопанный.
Перерядился опять Иван и поскакал на площадь. Видит — на площади народу еще больше прежнего; все на царевну любуются, а прыгать никто не думает: кому охота шею ломать! Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бедрам, осерчал конь, прыгнул — и только на два венца до царевнина окна не достал. Поворотил Иванушка коня, хлестнул братьев, чтоб посторонились, и ускакал.
Приходят братья домой, а Иванушка уже на печи лежит, слушает, что братья рассказывают, и посмеивается.
На третий день братья опять поехали на праздник, прискакал и Иванушка. Стегнул он своего коня плеткой. Осерчал конь пуще прежнего: прыгнул — и достал до окна. Иванушка поцеловал царевну и ускакал, не позабывши братьев плеткой огреть.
Тут уж и царь и царевна стали кричать: «Держи, держи его!» — а Иванушкин и след простыл.
Пришел Иванушка домой — одна рука тряпкой обмотана.
— Что это у тебя такое? — спрашивают Ивана невестки.
— Да вот, — говорит, — искавши грибов, сучком накололся. — И полез Иван на печь.
Пришли братья, стали рассказывать, что и как было. А Иванушке на печи захотелось на перстенек посмотреть: как приподнял он тряпку, избу всю так и осияло.
— Перестань, дурак, с огнем баловать! — крикнули на него братья. — Еще избу сожжешь. Пора тебя, дурака, совсем из дому прогнать!
Дня через три идет от царя клич, чтобы весь народ, сколько ни есть в его царстве, собирался к нему на пир и чтобы никто не смел дома оставаться, а кто царским пиром побрезгует — тому голову с плеч.
Нечего тут делать, пошел на пир сам старик со всей семьей.
Пришли, за столы дубовые посадилися; пьют и едят, речи гуторят.
В конце пира стала царевна медом из своих рук rocтей обносить. Обошла всех, подходит к Иванушке последнему; а на дураке-то платьишко худое, весь в саже, волосы дыбом, одна рука грязной тряпкой завязана… просто страсть.
— Зачем это у тебя, молодец, рука обвязана? — спрашивает царевна. — Развяжи-ка.
Развязал Иванушка руку, а на пальце царевнин перстень — так всех и осиял.
Взяла тогда царевна дурака за руку, подвела к отцу и говорит:
— Вот, батюшка, мой суженый.
Обмыли слуги Иванушку, причесали, одели в царское платье, и стал он таким молодцом, что отец и братья глядят — и глазам своим не верят.
Источник
Слайды и текст этой презентации
«Как коза избушку построила»
Выполнила: Даникова Н.В.
дидактические: развитие речевых навыков развитие навыка чтения
развивающие: развивать навык анализа текста развивать умение объяснять поступки героев развивать умение сравнивать объекты, поступки развивать коммуникативные навыки
воспитательные: воспитывать понимание того, что в любой ситуации есть выход развивать понимание того, что если ищешь помощи, то всегда ее найдешь формировать понимание того, что человек вправе отказать учить видеть за поступками мотивы, причины и их вероятный характер
учебник З.И. Романовской «Литературное чтение 1 класс использование ПК и интерактивной доски мяч зеленые кружки для каждого ученика
Что значит «ложь» в пословице? Ложь- значит вымысел, а это не плохо
«Как коза избушку построила»
«Как коза избушку построила»
«Как коза избушку построила»
«Как коза избушку построила»
«Как коза избушку построила»
Как вы думаете, где живет коза? Что вы о ней знаете? Как вы думаете, как живется козе? Хотите узнать, правы вы или нет?
Чтение 1 части Как же жилось козе? Что бы вы посоветовали козе? Хотите узнать, как поступила коза?
Чтение 2 части Как вы думаете, в каком месте лучше строить избушку – на ровном лугу, или там, где деревья? Почему? А хотите узнать, какое место захотела выбрать коза?
Чтение 3 части Коза захотела построить избушку под деревом. Почему? Как вы думаете яблонька разрешила?
Чтение 4 части (самостоятельно) Как вы думаете, почему яблонька не разрешила? Как бы вы ответили, если бы ваш друг попросил сесть с вами рядом, а стул оказался сломан? Что ответила яблонька? На самом деле, может быть, яблонька не хотела помочь козе? А может она хотела, но боялась за козлят? Как тогда она могла сказать? Очень опасно, если яблоко упадет? На самом деле, хотела ли яблонька помочь козе?
Чтение 5 части Как вы думаете, что ответила елка?
Чтение 6 части Может, она не хотела помочь козе? Как тогда она могла сказать? Как вы думаете, как поступит коза?
Чтение 7 части Как вы думаете, что ответит дуб?
Чтение 8 части Почему дуб не разрешил строить избушку? Опасны ли для козлят маленькие желуди? На самом деле хотел ли дуб помочь козе? Как тогда он должен был сказать? Как вы думаете, как поступит коза?
Чтение 9 части Как вы думаете, что ответит осинка?
Чтение 10 части Мешает ли спать шелест листвы? Тогда почему осинка отказала? Как она могла отказать? Как поступит коза?
Чтение 11 части Как вы думаете, что ответит шиповник?
Чтение 12 части Почему шиповник отказал? Действительно ли он беспокоился за козлят? Что он мог предложить козе?
«Без труда не выловишь рыбку из пруда»
Источник
Сказка «Как коза избушку построила»
Русская народная сказка «Как коза избушку построила» повествует о заботливой маме-козе и ее козлятах, уставших жить в доме старухи-говорухи. Светлая сказка учит ребенка исправлять дискомфортные условия жизни, не бояться перемен, не терять надежду и знать, что после многих «нет», наступает долгожданное «да». Сюжет закручен на целеустремленной козе, которая искала подходящее дерево, под которым можно построить домик. Равнодушные деревья долго не откликались, посылая козу к другому растению. Как вдруг, милосердная березка приютила семейство козлят.
Русские народные песни
«Жаворонки, жавороночки…»
Жаворонки, жавороночки, Прилетите к нам. Принесите нам лето тёплое, Унесите от нас зиму холодную Нам холодная зима наскучила, Руки, ноги отморозила.
«Солнышко, покажись…»
Солнышко, покажись, Красное, снарядись! Чтобы год от года Давала нам погода Тёплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Зелёного горошка.
«Из-за лесу, лесу тёмного…»
Из-за лесу, лесу тёмного, Из-за гор ли, гор высоких, Летит стадо лебединое, А другое – гусиное. Отставала лебёдушка Что от стада лебединого, Приставала лебёдушка Как ко стаду ко серым гусям. Начали её гуси щипати, А лебёдушка кликати: – Не щиплите, гуси серые, Не сама я к вам залетела, Занесло меня погодою, Что великою невзгодою.
«Как на тоненький ледок…»
Как на тоненький ледок Выпал беленький снежок. Выпал беленький снежок. Ехал Ванюшка-дружок. Ваня ехал, поспешал, Со добра коня упал. Он упал, упал, лежит — Никто к Ване не бежит Две девушки увидали, Прямо к Ване подбежали, Прямо к Ване подбежали, На коня Ваню сажали. На коня Ваню сажали, Путь-дорогу показали. Путь-дорогу показали Да наказывали: «Как поедешь ты, Иван, Не зевай по сторонам!»
Как коза избушку построила
Жила когда-то старуха-говоруха, и была у неё коза с козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха всё на печке полёживает. Только к обеду подымется, поест, попьёт — и давай говорить. Говорит, говорит, говорит — и с соседками, и с прохожими, и сама с собой! А коза с козлятами в хлеву заперты — ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать. Вот как-то раз и говорит коза своим козлятам: — Козлятушки-детушки, не житьё нам у старухи-говорухи! Пойдёмте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить. Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева — они и побежали. Только их старуха и видела! Прибежали они в лес и стали искать место, где бы избушку построить.
Подошла коза к лесной яблоньке и говорит: — Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить? — Не строй подо мной избушку, — отвечает яблонька. — Яблоки с меня упадут — твоих козляток ушибут. Ступай ещё куда-нибудь.
Пошла коза к ёлке: — Ёлка, ёлка! Можно мне под тобою избушку построить? — Не строй подо мной избушку, — отвечает ёлка. — Шишки с меня упадут — твоих козляток ушибут. Найди место получше!
Пошла коза с козлятами дальше. Увидела высокий дуб и говорит ему: — Дуб, дуб! Можно мне под тобою избушку построить? — Не строй подо мной избушку, — отвечает дуб. — По осени жёлуди с меня упадут —твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.
Пошла коза к осине: — Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить? Затрясла осинка всеми ветками, всеми листьями: — Мои листики и днём и ночью шумят — твоим козляткам спать не дадут. Найди местечко получше! Нечего делать, отправилась коза с козлятами дальше.
Пришла к шиповнику: — Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить? Закачался шиповник: — Что ты, что ты, коза! Или не видишь? Вон какие на мне колючки острые! Будут твои козлятки прыгать-скакать — всю шёрстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше!
Пошла коза к берёзе: — Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить? Качнула берёзка веточками, сказала: — Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мной твою избушку! Обрадовалась коза. Построила под берёзкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами
Источник
О цыгане
— Цыган! Что ты делаешь? Ведь ты убьешься!
— А ты что за черт? — отвечал ему цыган.- Неужели ты вещун? Почему ты ведаешь, что я убьюсь? Поезжай, куды едешь.
— Ну! Хорошо,- сказал мужик,- будешь ты и сам скоро не лучше черта.
— А убирайся ж до матери вражей! — говорил цыган, продолжая рубить.
Мужик удалялся, но не отъехал еще ста сажен, как подрубленная ветвь оборвалась с цыганом, который хотя был не пернатый, но слетел проворно; только садиться на землю, сказывают, было ему неловко. По счастью, убился он небольно. Полежав несколько, я опамятовавшись, побежал — он, как бешеный, догонять мужика, говоря притом:
— Конечно, мужик сей был вещун, что узнал о моем падении!
Мужик, приметя глупость его, выдумал над ним пошутить.
Бедный цыган завыл голосом, тужил и прощался заочно со своей родней, с домом и лошадьми. Считая ж судьбу свою неминуемою, приготовился расстаться с светом. Пошел он к своей лошади, наклал воз дров и поехал домой весьма тихо, ведя лошадь под узду, а на гору пособляя. Приближаясь к крутому пригорку, лошадь его, поднимаясь, дважды уже испустила ветр. Цыган от того был едва жив и кричал в отчаянии:
— Прости, моя мать-сыра земля! Прости, женка, детки! Уже я умираю!
Но, въехав на гору, ободрился, думая, что мужик солгал ему о смерти. Он, сев на воз, стегнул лошадь плетью, которая, подернув воз, гораздо громко выпалила. Тут цыган вдруг упал с воза, сказав:
— Теперь-то уж я за истинную умер!
И так лежал на земле неподвижно. Лошадь его сошла с дороги в сторону и начала есть траву. Уже смеркалось; цыган не думал встать, считая себя мертвым. Около полуночи пришли волки и, поймавши лошадь, начали есть. Цыган при месячном сиянии, видя сие, приподнял голову и, покачавши оною, говорил:
— Ну, если бы я жив был, я сбегал бы домой за ружьем и всех бы сих волков побил, а шкуры бы выделал и сшил бы себе добрую шубу.
Потом опять растянулся в положении, пристойном мертвому. Волки, конча ужин, разошлись, а цыган лежал до самого утра. На заре ехал мимо оного места. драгунский объезд. Бывший при оном капрал, увидя лежащего человека и близ оного съеденную лошадь, счел и его за мертвого. Для чего и послал одного из подчиненных своих осмотреть, а сам, остановясь, дожидался. Драгун, подъехав и видя, что лежит не мертвое тело, а живой цыган, спросил его:
Цыган, вскинув на него глазами презрительно, сказал:
— Много ли у тебя таковых чертей! Ты не слеп, что я мертвый.
Драгун, рассмеявшись, отъехал и донес капралу, что он нашел не мертвое тело, а живого цыгана, который называет себя мертвым.
Итак, подъехав, велел драгунам слезть с коней и, заворотя кафтан, сечь его плетьми.
Драгуны начали; цыган молчал. Но как проняли его гораздо, он говорил сперва:
— Пане капрале, чуть ли я не жив.
Однако, не дождавшись ответа, вырвался у них и побежал домой. Приближаясь к деревне, встретился он с мертвым телом, которое несли погребать. За гробом шла горько плачущая мать умершего. Цыган прибежал к ней, запыхавшись, и, заскоча с глаз, вскричал:
— Пожалуй, не плачь, старуха! Если хочешь видеть сына своего в живых, вели его несть на тот проклятый Крутояр, там и я был мертв, да ожил.
Сказав старухе столь важную услугу, пошел он спокойно в дом свой.
Через несколько недель случилось сему цыгану быть в городе. В то время одна цыганка ходила просить к воеводе за непочтение на сына. Воевода послал с нею рассыльщиков, чтоб сына се привели. Цыганка сия, идучи домой, пожалела о сыне своем и, не хотя ввести оного в побои, не знала, что делать. По бессчастию встретился с ними оный, недавно из мертвых восставший цыган. Тогда она показала рассыльщикам на него, сказав им, что сей сын. Тотчас схватили его под руки и потащили к воеводе. По приведении пред судиею, начал оный говорить ему:
— Для чего ты не почитаешь мать свою? — указывая на старуху.
Цыган, взглянув на нее, закричал:
— Черт ее возьми! Какая она мне мать!
— 0-хо-хо! — сказал воевода.- Так ты и при мне то делаешь, что и дома. Плетей! Плетей! — закричал он.
Бедный цыган как ни отговаривался, не верил ему и, растянув, начали взваривать. Цыган терпев свою участь, но расчел, что ему не отделаться, и закричал: |
— Ах! Господин воевода! Теперь я признался, что моя мать родимая.
— Но будешь ли ты ее впредь почитать? — сказал воевода.
Цыган клялся ему в том от всей цыганской совести. Воевода согласился ему поверить, приказал перестать; но в знак покорности и смирения велел ему мнимую мать свою нести на плечах своих до дому. Цыган не смел противиться и потащил оную на руках с двора воеводского. На дороге встретился с ним мужик из той деревни, откуда и сам он был, который спросил его, какую он ведьму везет на себе.
— Ши… Молчи, молчи, сосед, — отвечал цыган. — Се моя родная матушка.
— Какая твоя родная матушка: я знаю, что у тебя оныя нет,- сказал мужик.
— Поди ж спроси у господина воеводы,- продолжал цыган,- он был на моих родинах.
И так донес цыган старуху, куда она приказала, и не ходил уже в город, коим начальствовал тот прозорливый воевода.
Источник
Занятие на тему «Как коза избушку строила»
специалист в области арт-терапии
Тема занятия:
рассказываем сказку «Как коза избушку построила»
Воспитательные
— продолжать вырабатывать умение внимательно слушать взрослого, ответы сверстников, не перебивать говорящего, сопереживать героям сказки, разделять их чувства.
Обучающие
— продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять активный словарь за счет имен существительных, обозначающих названия деревьев (яблоня, елка, дуб, осинка, шиповник, береза), их плодов (яблоко, шишка, желудь, ягода шиповника); закреплять счет в пределах двух; учить согласовывать имена существительные с числительным «два»; продолжать формировать целенаправленный продолжительный выдох.
Развивающие
— развивать слуховую и зрительную память детей.
вырезанные из картона деревья: яблоня, ель, дуб, осина, шиповник, береза;
изображения персонажей сказки (см. вклейку, рис. 1, 3, 4, 26);
изображения деревьев (см. рис. 39);
индивидуальные зеркала для каждого ребенка;
картинка «Деревья и листочки» (см. рис. 41 );
карточки для глобального чтения в двух экземплярах со словами: «коза», «козленок», «яблоня», «дуб», «осина», «шиповник», «береза»;
Организационный момент.
Предложите детям отправиться в путешествие по лесу на лошадках. Попросите детей-лошадок ехать галопом, цокая копытцами. Останавливайтесь около деревьев, встречающихся на пути. Предложите детям их называть. Спросите: «В какой сказке вам уже встречались эти деревья?» («Как коза избушку построила».)
Рассказывание сказки.
Предложите детям всем вместе рассказать сказку. Скажите, что вы начнете рассказывать сказку, а ребенок, на которого вы укажете рукой, продолжит рассказ.
Если детям трудно продолжить рассказ без наглядности, предложите сопровождать рассказ, выставляя на фланелеграф изображения соответствующих персонажей и деревьев по мере их появления.
Поставьте на пол вырезанные из картона деревья: яблоня, ель, дуб, осина, шиповник, береза.
Если у детей возникает затруднение, то можно предложить повторить текст вместе с вами (сопряженно) или задайте наводящий вопрос, который поможет ребенку продолжить рассказ.
Запомни и повтори.
Предложите одному из детей стать «козой», наденьте ему шапочку козы и посадите на пенек. Предложите детям назвать все деревья, которые коза с козлятами встретили на своем пути. Расскажите правила игры: «Я буду называть два дерева, а вы внимательно слушайте и запоминайте их названия. Потом назовите их козе.» Игру можно усложнить, предложив детям запомнить и повторить название трех деревьев, повстречавшихся козе в лесу.
Артикуляционная и мимическая гимнастика.
Попросите детей вспомнить о характере старухи-говорухи (сердитая, всем недовольная старуха). Предложите детям взять индивидуальные зеркала и изобразить сердитую старуху-говоруху — сдвинуть брови, насупиться, выражение глаз суровое. Предложите по очереди показать всем, какая у него получилась старуха.
Вспомните с детьми, какая была коза (грустная). Предложите взять зеркало и изобразить грустную козу — вытянуть губы «трубочкой», тихо и длительно произносить звук [у-у-у].
Вспомните вместе с детьми, какие были козлята (веселые козлята). Попросите детей взять индивидуальные зеркала и изобразить веселого козленка — на губах улыбочка, глаза веселые.
Предложите детям сесть у большого зеркала и вместе со взрослым выполнить пантомиму по 2 раза. Попросите детей загибать по одному пальчики на правой руке, начиная с мизинчика.
5. Развитие зрительного внимания.
Положите перед детьми картинку «Деревья и листочки» (см. рис. 41). Предложите назвать все изображенные на картинке
деревья. Рассмотрите листочки, упавшие с деревьев. Предложите детям вернуть листочки потерявшим их деревьям (березовый лист, дубовый, еловая ветка, лист яблони) — провести карандашом дорожку от листочка к дереву, которое этот листочек потеряло.
Для детей с более низким речевым развитием задание можно упростить. Предложите им найти «такой же» листочек на деревьях.
Покажите на картинке лист березы. Предложите всем детям найти на картинке лист березы. Спросите: «Какое дерево потеряло этот лист?» (Береза.) Предложите найти на картинке березу и подарить лист дереву — соединить карандашом дерево с листочком. Предложите детям выполнить остальные задания самостоятельно.
Если задание вызывает у ребенка затруднение, предложите провести по контуру листочка указательным пальцем, затем повторить движение с листочком, висящим на дереве.
Глобальное чтение.
Проведите работу так же, как в занятии 1, только увеличьте количество карточек.
Подведение итогов занятия.
Дайте положительную оценку, похвалите детей.
Тема занятия:
показываем сказку «Как коза избушку построила»
Предварительная работа:
подготовьте мнемокарту для рассказывания сюжета сказки: разрежьте картинки и склейте их в одну ленту по порядку.
Воспитательные
— продолжать воспитывать умение подражать; умение слушать сказку до конца; согласовывать свои действия с действиями других детей.
Обучающие
— продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; активизировать словарь за счет глаголов, имен прилагательных; рассказывать сказку с небольшой помощью взрослого (по опорным вопросам, мнемокарте).
Развивающие
— продолжать развивать способность детей к использованию заместителей, умение читать символы на мнемокартах; развивать зрительное внимание, память.
поднос, 2 яблока, 2 шишки, 2 желудя (большие и маленькие);
карты «Какого дерева нет?» (см. рис. 42);
мнемокарта (см. рис. 43).
1. Организационный момент.
Предложите детям встать в круг. Прочтите рифмовку:
Встанем дружно мы в кружок,
Встанем мы тихонько.
Ждем, кто в гости к нам придет,
Кто подарки принесет?
Попросите детей пройти на носочках на ковер и тихонько сесть.
2. Развитие тактильных ощущений.
Вспомните вместе с детьми, какие деревья росли в лесу, через который шла коза с козлятками. Предложите вспомнить и рассказать о том, что эти деревья дарят людям и животным (яблоки, шишки, ягоды, желуди).
Предложите поиграть в игру «Чудесный мешочек». Поставьте на стол поднос с яблоками (большим и маленьким), шишками (большой и маленькой), желудями (большим и маленьким). Предложите детям назвать каждый предмет на подносе, определить и назвать его величину. Например: большое яблоко, маленькая шишка. Следите за тем, чтобы ребенок правильно согласовывал имя существительное и прилагательным в роде.
Предложите каждому ребенку взять по одному предмету с подноса, назвать его величину и спрятать в «чудесный мешочек». Потрясите мешочек, приговаривая.
Предложите каждому ребенку по очереди опустить руку в мешочек. Попросите взять предмет, ощупать его и назвать. Затем — вынуть из мешочка и проверить правильность своего ответа.
Если ребенок ошибся, предложите ему ощупать предмет, называя его форму и тактильные особенности вместе с вами.
3. Что изменилось?
Положите перед каждым ребенком карту «Какого дерева нет?» (см. рис. 4
2)
стороной с тремя деревьями вверх. Предложите рассмотреть деревья, назвать их. Расскажите, что в лесу часто работают лесорубы. Они рубят деревья.
Предложите детям перевернуть картинку. Попросите рассмотреть изображенные на ней деревья и назвать то, которое срубил лесоруб. Например, первая сторона — елка, береза, дуб; вторая сторона — береза, дуб. Попросите ребенка назвать дерево, которого на картинке нет (елки).
Аналогично проведите игру со второй картой (яблоня, шиповник, осина — яблоня, шиповник).
4. Рассказывание сказки по мнемокарте.
Положите перед каждым ребенком мнемокарту (см. рис. 43).
Предложите детям рассмотреть ее. Попросите назвать символы, изображенные на ней.
Предложите детям рассказать сказку с помощью мнемокарты. Попросите вести по карте указательным пальцем (слева направо) и рассказывать сказку по сюжету.
5. Подведение итогов занятия.
Дайте положительную оценку, похвалите детей.
Рис. 40.
Образец выкладывания елки, елочки, еловой ветки
Рис. 41.
Деревья и листочки
Рис. 42.
Какого дерева нет?
Источник