Осенняя экскурсия в лес, 2 класс. Окружающий мир. Конспект
Конспект экскурсии по окружающему миру в начальной школе. Тема: В лесу
Цели: расширить представления о лесе как растительном сообществе; закрепить понятия «растение», «животное», «кустарник», «дерево», «трава», «лес»; учить находить признаки отличия неживой и живой природы осенью по сравнению с летом; провести наблюдения за поведением лесных животных; продолжить эстетическое и экологическое воспитание. Оборудование: компьютер, проектор.
Ход экскурсии
I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний (работа в классе). 1. Наблюдения за растениями (деревьями). Учитель. Мы попали в удивительный природный мир, который называется лесом. Что же необычного вы видите?
Учащиеся. Много деревьев и кустарников, в разноцветной окраске листья. Учитель. Кто из вас уже бывал в лесу? Я вижу, что лишь несколько детей посещали лес. Как много он таит загадок, но мы будем стараться их отгадывать. Лес — это дом для живых существ, многоэтажное здание. На каждом этаже размещаются свои растения, насекомые, птицы, звери; между ними устанавливаются взаимосвязи, которые помогают им существовать. И вот мы пришли к лесу в гости. Поэтому мы должны выполнять правила, чтобы не разрушить ту связь, которая установилась в лесном доме. Внимательно посмотрите на внешний вид леса. Опишите его. (Ответы детей.) Учитель. Найдите главный признак леса, назовите его. Учащиеся. В лесу произрастает много деревьев. Их признак — один толстый стебель, который называется стволом. Учитель. Я назову два дерева. Кто знает эти растения? Дуб и осина.
Первый ученик расскажет о признаках дуба, какого цвета ствол, какой формы листья, есть ли плоды на дереве и кто ими питается. Второй ученик расскажет по этому плану об осине. Третий ученик проведет сравнение, какое растение выше, чей ствол толще, чьи листочки больше по длине и ширине. Чтобы провести сравнение размеров, необходимо знать толщину ствола, ветвей, листьев, плодов. Эту работу лучше выполнять, записывая результаты в небольшой блокнот. 2. Наблюдения за растениями (кустарниками). Учитель. Посмотрите на окраску плодов-крылаток. (Учащиеся выполняют.) Какому растению принадлежит это чудо? Подобные плоды вы видели на дереве около школы. Учащиеся. Это клен. Учитель. Правильно, но только он называется — клен татарский.
Присмотритесь, у растения много ветвей отходит от земли, значит — это кустарник. Какой кустарник вы видите рядом? Учащиеся. Это — шиповник.
Учитель. На его веточках выросты-шипы, которые больно колют кожу, но плоды очень полезны. В них много витамина С. Видите интересный кустарник? Обратите внимание на его стебли. Посмотрите, что заметно? Учащиеся. На стеблях белые образования и красные плоды висят на ножке. Учитель. Это растение называется — бересклет бородавчатый, именно за выросты ему дали такое название.
3. Наблюдения за насекомыми. Учитель. Среди его нежных веточек любят скрываться прожорливые хищники. Кто они, отгадайте? Восемь ног, как восемь рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк. Учащиеся. Это паук. Учитель. У него четыре пары ног и он умеет плести паутину, куда попадают разные насекомые, и пауки их съедают.
Учитель. Какие насекомые летают в лесу? Постарайтесь отметить видимые признаки. Учащиеся. Вот очень красивая бабочка, у нее четыре крыла, шесть лапок. Хорошо видна толстенькая грудка, вытянутое брюшко и голова с двумя усиками. По этим признакам она отличается от паука. Крылышки по краям со светлой полоской, а все тело черного цвета. Учитель. Очень хорошо описали признаки отличия насекомых от пауков, теперь вы не перепутаете их. А бабочку зовут траурницей.
Она легко переносит зиму, погружаясь в глубокий сон, а весной вновь возвращается к жизни. 4. Наблюдения за птицами. Учитель. Каких животных было много летом, а сейчас не только не видно, но и не слышно? Учащиеся. Летом в лесу много птиц. Они выхаживают птенцов, носят им корм. А осенью птицы собираются к отлету, песен никто не поет. Учитель. Кто стучит по дереву?
Учащиеся. Это дятел. Учитель. Почему он стучит по стволу? Учащиеся. Дятел пробивает кору и длинным языком вытаскивает насекомых — вредителей дерева. 5. Наблюдения за животными. Учитель. Какого зверя мы можем с вами увидеть? Послушайте загадку. Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной. Учащиеся. Загадка про ежа.
Учитель. Расскажите, чем питается еж. Учащиеся. Еж питается в основном насекомыми и их личинками, слизнями, улитками, дождевыми червями. Особое лакомство для него представляют личинки комаров, многоножки. Могут есть лягушек, змей, ящериц, птенцов, мышей, а также плоды и ягоды. Учитель. Как еж защищается от хищников? Учащиеся. Большое количество игл на спине и способность сворачиваться в колючий шар помогает ежу защищаться. Учитель. Опишите внешний вид животного. Учащиеся. Ежи мелкие животные. Спина и верхняя часть боков покрыта короткими твердыми иглами, поверхность которых гладкая, окраска двух-трехцветная, а концы сильно заострены. Брюхо и нижняя часть боковых сторон покрыты довольно длинной и жесткой шерстью. Морда у ежа вытянутая, на ее конце находятся ноздри. Ноги и хвост короткие, пальцы с когтями. Учитель. Опишите поведение ежа. Учащиеся. Ежи активны в сумерки и ночью. На поиски пищи еж выходит после заката и возвращается в убежище с рассветом. При поиске пищи еж использует слух и чутье. Гнездо зверька помещается под кустом, в углублении почвы, под корягой. Ложе гнезда выстлано прошлогодним листом, мхом и стеблями злаков. В этом убежище он зимует в спячке, которая продолжается до тех пор, пока не стает снег и не прекратятся сильные ночные заморозки. Врагами ежа являются волк, лисица, дикие кошки, филин. III. Организация и проведение наблюдений в природе. (Групповая работа.)
Разбив класс на группы, можно предложить выполнить следующую работу.
Задания. 1. Проведите сравнение окраски листьев у растений, растущих во дворе школы. 2. Определите, где больше желтых, оранжевых или красных листьев — на верхушке, в середине или в низу дерева. 3. Найдите цветущие растения у здания школы и в затемненном месте, определите, сколько видов цветет в разных условиях. 4. Определите, где больше плодов у одного вида растения, произрастающего в разных условиях. 5. Соберите листья с разных растений и сложите в гербарную папку, сделав соответствующие подписи. Результаты работы записываются в блокнот. Обсуждение и выводы делаются в классе.IV. Итог урока. Учитель. Составьте рассказ об увиденном на экскурсии по плану: 1. Какие признаки осени в неживой природе можно наблюдать? 2 По каким признакам отличаются деревья, кустарники и травы? 3. С какими видами растений вы познакомились? 4 Какие изменения происходят с наступлением осени у птиц, с которыми вы познакомились на экскурсии? Учитель. Вот и закончилось наше путешествие в волшебный, удивительный природный мир, название которому — лес. Интересно вам было? Скажем «спасибо» нашему другу-лесу и пожелаем ему спокойно перезимовать. Домашнее задание. Составьте рассказ о том, что сумели увидеть и за чем понаблюдать.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Время. УМК «Перспектива» Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Времена года. УМК «Перспектива» Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Красные дни календаря. УМК «Перспектива» Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Осенние месяцы. УМК «Перспектива»
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Шестиногие и восьминогие. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Как разные животные готовятся к зиме. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Осенний труд. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Зимние месяцы. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо зимой. УМК «Перспектива»
Конспект экскурсии в осенний лес с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект экскурсии к сентябрьскому лесу для детей 5-7 лет.
Цель: Дать представление о изменениях в природе ранней осенью. Задачи: 1. Уточнить и закрепить приметы ранней осени; 2. Помочь запомнить приметы ранней осени; 3. Развивать наблюдательность; 4. Вспомнить названия разных деревьев; 5. Закрепить в словаре детей понятия «ранняя осень», «березовый лес»; 6. Закрепить правила поведения в лесу; 7. Воспитывать бережное отношение к природе, богатству родного края. Ход: в группе.Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в лес. А вы можете сказать, какой бывает лес? Дети: зеленый, осенний, грибной, густой, дремучий и т.д. Воспитатель: Молодцы! Сколько вы слов для леса придумали. Мы сегодня отправимся в осенний лес. Лес меняет свой внешний облик каждый месяц. Назовите осенние месяцы. Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь. Воспитатель: Мы сегодня побываем в сентябрьском лесу. Увидим, как поменялась природа в сентябре. Но сначала проговорим правила безопасного поведения в лесу. 1. Не ломать ветки; 2. Не жечь костер; 3. Не топтать грибы и цветы; 4. Не разорять муравейники и гнезда; 5. Не рвать грибы; 6. Не бросать мусор. По дороге.
Речевка в строю. В лес с ребятами идем, Много мы увидим в нем: И грибочки и росу, И тропинку и лису. Любим мы природу края. Здравствуй, Родина родная
Воспитатель подводит детей к лесу.Воспитатель: Ребята, посмотрите на лес, какие деревья вы видите? Дети: Березы. Воспитатель: Значит какой это лес? Дети: Березовый. Воспитатель: Правильно, как вы узнали? Чем береза отличается от других деревьев? Дети: Береза отличается белым стволом. Воспитатель: Правильно. Как изменилась лесная природа в сентябре? Дети: Листья на деревьях начали желтеть, трава жухлеть, стало прохладней. Воспитатель: Какие листочки вы видите на деревьях? Дети: Желтые, оранжевые, зеленые, коричневые. Воспитатель: а что еще поменялось с приходом сентября? Дети: Чаще идут дожди, ночь стала длиннее, день короче. Воспитатель: Все это – признаки ранней осени. Повторите «ранняя осень» Дети повторяют.
Физминутка Капля раз, капля два (прыжки) Очень медленно сперва, А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом.(бег) Мы зонты свои раскрыли (руки в стороны) От дождя себя укрыли(руки над головой).
Воспитатель: Поиграем? Дети: Да Воспитатель: игра называется «Шум леса». Закройте глаза. Какие звуки леса вы слышите? Дети: Ветер, шуршание листьев, пение птиц и т.д. Воспитатель: Природа в сентябре очень красивая, но она кажется очень грустной и унылой. Я прочту вам стихотворение, которое написал Н.Некрасов. Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес. Ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес. На ручей рябой и пестрый За листком летит листок, И струей сухой и острой, Набегает холодок. Воспитатель: Природа грустит, мы не будем, поиграем в игру «Хитрая лиса» Дети стоят в кругу плечо к плечу, заложив руки за спину. Воспитатель проходит сзади них и не заметно дотрагивается до любого ребенка. Ребенок, к которому дотронулся воспитатель, становится «хитрой лисой». Воспитатель предлагает кому — нибудь из детей внимательно посмотреть на своих товарищей, поискать глазами хитрую лису. Если ребенок сразу не найдет, то все дети спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?» и внимательно следят за лицом каждого, покажется ли лисичка. После трех вопросов лиса отвечает: «Я тут!» и начинает ловить. Дети разбегаются в разные стороны. Когда лиса поймает 2 — 3 ребенка, игра заканчивается. При повторении выбирают другую лисичку. Воспитатель: Давайте теперь все внимательно посмотрим на сентябрьский лес, запомним его, как будто сфотографируем и, когда придём в детский сад, нарисуем его. По обратной дороге.
Возвращаясь из леса, по дороге в детский сад, дети рассматривают деревья.
Воспитатель: Посмотрите, что это за дерево? Дети: Рябина. Воспитатель: Как вы узнали? Дети: У рябины красивые мелкие листочки и гроздья ярко красной ягоды. Воспитатель: А это что за дерево? Дети: Клен. Его листья резные, есть плоды, похожие на лопасти пропеллера. Воспитатель: А это что за дерево? Дети: Ива, ее листья длинные и узкие. Воспитатель: а как называется это дерево? Дети: Яблоня, на ней висят яблоки, а листочки крупные и широкие. Воспитатель: Вам понравилась наша сегодняшняя экскурсия? Ответы детей.В группе. По желанию детей: самостоятельное рисование сентябрьского леса.
Рекомендуем посмотреть:
Праздник Осени в старшей группе в детском саду. Сценарий Конспект игровой ситуации в старшей группе на тему: Осень Конспект НОД в старшей группе ДОУ на тему: Осень Сценарий осеннего праздника для детей старшей группы: Осенние гости
Похожие статьи:
Сценарий осеннего бала в старшей-подготовительной группе ДОУ
Конспект осенней прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за воробьем осенью»
Конспект осенней прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за голубями»
Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за тополем»
Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за сезонными изменениями в ноябре»
Экскурсия в лес с детьми подготовительной к школе группы.
Экскурсия в лес.
Цели.
— Познакомить детей с лесом, с профессиями, связанными с лесом, лесными обитателями;
-Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и
животных осенью;
-Учить различать деревья и кусты;
-Формировать умение устанавливать причинно- следственную связь между наблюдательными предметами. -Воспитывать любовь к природе; -Научить детей поведению в лесу.
Материалы:
рисунки с изображением листьев, грибов, ягод.
Предварительная работа:
ознакомление с обитателями леса и растениями леса; рисование осенних деревьев, лепка грибов.
Ход занятия
Вводная беседа.
- Воспитатель предлагает детям рассмотреть наблюдаемые объекты и послушать осенний лес.
-Какая сегодня погода? Какое небо? Как светит солнце? Теплее или холоднее сегодня, чем было летом?
- Как изменилась окраска листьев на деревьях и кустарниках? Начали ли они опадать? Найди деревья и кустарники, листья которых не изменились по сравнению с летом.
- Как называется участок леса, где растут ели? Берёзы? Дубы?
- Как изменилась трава? Обрати внимание, цветут ли сейчас какие-нибудь растения? Так ли их много как летом? Как вы думаете, с чем связаны такие изменения в растениях осенью? (Меньше света, тепла.)
- Понаблюдайте, так ли много сейчас насекомых, как было летом. Где их больше: на солнце или в тени? Почему осенью насекомых становится всё меньше и меньше? Для чего они прячутся под кору деревьев, в почву, под опавшие листья?
6.Что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом? Как называются птицы, которые улетают от нас в тёплые края? (перелётные) Как вы думаете, почему перелётные птицы не зимуют у нас? ( Холодно, нет корма- исчезают насекомые, убрали урожай на полях.)
Дидактическая игра « Узнай дерево по листу»
Воспитатель показывает листья различных деревьев.
- Посмотрите на листья. На каких деревьях растут эти листья? Беседа о лесе.
- Ребята, что растёт в лесу? ( Деревья, кустарники, ягоды, грибы) -Самые главные жители леса- деревья, их много, они высокие.
- Как вы узнали берёзу, дуб, рябину, клён, ель, сосну? ( По строению листьев, по стволу и т.д.)
-Отгадайте загадку: « Сидит- зеленеет, лежит- пожелтеет, падает почернеет» ( Лист) -Леса бывают разные: смешанные, когда встречаются все эти деревья; хвойные; берёзовые рощи, где растут одни берёзы; в сосновом бору одни сосны, там приятно пахнет смолой. В смешанном лесу под деревьями растут кустарники- бузина, орешник, малина. Так же на земле растут травы, ягоды, грибы. В лесу живут звери, птицы, насекомые. Они находят здесь себе жильё: роют норы, вьют гнёзда. Лес кормит их. Лес- это замечательное природное богатство.
Ребята, а теперь я хочу познакомить вас с лесными профессиями- рабочие, лесорубы, трактористы, крановщики, водители, лесники. Видите как много людей работает в лесу. Но самый главный- лесничий. Он руководит посадкой нового леса, назначает участки для рубки, оберегает лес от пожаров и людей, которые без разрешения рубят деревья и стреляют зверей. Лес разбит на участки. За каждый участок отвечает лесник.
Дидактическая игра «Кто где живёт?»
Лес- большой дом. Кто в нём живёт? Назови всех обитателей леса и их жилища. А как назвать детёнышей разных зверей? У зайчихи- зайчонок; У лисицы- У волчицы-
У медведицы- и т. д.
Пословицы о лесе.
А в завершении давайте познакомимся с пословицами о лесе.
Растение- земли украшение. Рощи да леса- всему свету краса. По лесу ходи под ноги гляди. Лес не школа, а всех учит. Лес и вода- брат и сестра.
.
Итог занятия.
-Понравилось вам в лесу?
-Как можно назвать это время осени? ( Ранняя)
-Ну вот, ребята, наша экскурсия подошла к концу, и нам пора с вами возвращаться наш любимый детский сад. Но мы с вами обязательно ещё придём в лес
«Экскурсия в лес»план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Экскурсия в лес.
Цели.
— Познакомить детей с лесом, с профессиями, связанными с лесом, лесными обитателями;
-Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и
животных осенью;
-Учить различать деревья и кусты;
-Формировать умение устанавливать причинно- следственную связь между наблюдательными предметами. -Воспитывать любовь к природе; -Научить детей поведению в лесу.
Материалы: рисунки с изображением листьев, грибов, ягод. Предварительная работа: ознакомление с обитателями леса и растениями леса; рисование осенних деревьев, лепка грибов.
Ход занятия
Вводная беседа.
- Воспитатель предлагает детям рассмотреть наблюдаемые объекты и послушать осенний лес.
-Какая сегодня погода? Какое небо? Как светит солнце? Теплее или холоднее сегодня, чем было летом?
- Как изменилась окраска листьев на деревьях и кустарниках? Начали ли они опадать? Найди деревья и кустарники, листья которых не изменились по сравнению с летом.
- Как называется участок леса, где растут ели? Берёзы? Дубы?
- Как изменилась трава? Обрати внимание, цветут ли сейчас какие-нибудь растения? Так ли их много как летом? Как вы думаете, с чем связаны такие изменения в растениях осенью? (Меньше света, тепла.)
- Понаблюдайте, так ли много сейчас насекомых, как было летом. Где их больше: на солнце или в тени? Почему осенью насекомых становится всё меньше и меньше? Для чего они прячутся под кору деревьев, в почву, под опавшие листья?
6.Что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом? Как называются птицы, которые улетают от нас в тёплые края? (перелётные) Как вы думаете, почему перелётные птицы не зимуют у нас? ( Холодно, нет корма- исчезают насекомые, убрали урожай на полях.)
Дидактическая игра « Узнай дерево по листу» Воспитатель показывает листья различных деревьев.
- Посмотрите на листья. На каких деревьях растут эти листья? Беседа о лесе.
- Ребята, что растёт в лесу? ( Деревья, кустарники, ягоды, грибы) -Самые главные жители леса- деревья, их много, они высокие.
- Как вы узнали берёзу, дуб, рябину, клён, ель, сосну? ( По строению листьев, по стволу и т.д.)
-Отгадайте загадку: « Сидит- зеленеет, лежит- пожелтеет, падает почернеет» ( Лист) -Леса бывают разные: смешанные, когда встречаются все эти деревья; хвойные; берёзовые рощи, где растут одни берёзы; в сосновом бору одни сосны, там приятно пахнет смолой. В смешанном лесу под деревьями растут кустарники- бузина, орешник, малина. Так же на земле растут травы, ягоды, грибы. В лесу живут звери, птицы, насекомые. Они находят здесь себе жильё: роют норы, вьют гнёзда. Лес кормит их. Лес- это замечательное природное богатство.
Ребята, а теперь я хочу познакомить вас с лесными профессиями- рабочие, лесорубы, трактористы, крановщики, водители, лесники. Видите как много людей работает в лесу. Но самый главный- лесничий. Он руководит посадкой нового леса, назначает участки для рубки, оберегает лес от пожаров и людей, которые без разрешения рубят деревья и стреляют зверей. Лес разбит на участки. За каждый участок отвечает лесник.
Дидактическая игра «Кто где живёт?»
Лес- большой дом. Кто в нём живёт? Назови всех обитателей леса и их жилища. А как назвать детёнышей разных зверей? У зайчихи- зайчонок; У лисицы- У волчицы-
У медведицы- и т. д.
Пословицы о лесе. А в завершении давайте познакомимся с пословицами о лесе.
Растение- земли украшение. Рощи да леса- всему свету краса. По лесу ходи под ноги гляди. Лес не школа, а всех учит. Лес и вода- брат и сестра.
.
Итог занятия.
-Понравилось вам в лесу?
-Как можно назвать это время осени? ( Ранняя)
-Ну вот, ребята, наша экскурсия подошла к концу, и нам пора с вами возвращаться наш любимый детский сад. Но мы с вами обязательно ещё придём в лес
Экскурсия в лес «А я иду, шагаю по лесу…» для 7 класса
Экскурсия в лес «А я иду, шагаю по лесу…» для 7 классов. Автор: Парукова Л.И. учитель биологии МАОУ «СОШ №9» г. Нурлат Республики Татарстан
Цель: Подвести учащихся к пониманию того, что человек — часть живой природы, что лес, оказывает благоприятное воздействие на здоровье, самочувствие и настроение человека.
Задачи: Образовательная: Дать представление о том, что лес – это дом(сообщество), в котором на разных «этажах» (ярусах) живет много растений и животных, которые нужны друг другу; Развивающая: развивать чувство «дома»: лес – это дом для человека, где он отдыхает, любуется красотой природы, собирает дары. Развивать коммуникативные способности детей. Воспитательная: воспитание правильного поведения в лесу, не нарушая его жизни; воспитывать интерес к природе, умение видеть ее красоту, желание сохранять все живое. Оборудование: Фотоаппарат для фотографирования природы и детей. Лупы. Определители растений. Атласы.
Подготовительный этап. Беседа о лесе. Знакомство с лесом при помощи ЭОР »Леса умеренного пояса». ХОД ЗАНЯТИЯ: I. Организационный момент. Группу сопровождают 2—3 взрослых (желательно физрук, эколог, медсестра). Маршрут в лес должен быть заранее осмотрен взрослыми. II. Вводная беседа. 1. Сообщение темы и целей экскурсии. 2. Техника безопасности на экскурсии.(Приложение 1).Напомнить о правилах поведения в лесу (не шуметь, чтобы услышать лесные голоса; ходить осторожно, чтобы ничего не сломать и никого не раздавить; не оставлять мусора; замечать красоту, новые, необычные явления природы). Учитель. Здравствуй, лес! Дремучий лес, Полный сказок и чудес, Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою. Что нам шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таиться. Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи. Ты же видишь — мы свои! Погореловский Сергей
Лес называют зелёным океаном земли, бесценным даром природы. Лес — настоящие легкие нашей планеты: он помогает дышать всему живому, выделяя кислород, очищая воздух от грязи, пыли и вредных для здоровья людей веществ. Лесные деревья и кустарники выделяют особые оздоровительные вещества — фитонциды. Легко дышится в хвойных лесах, но и горьковатый запах белых кистей цветущей черемухи, и смолистый запах лопающихся почек осины — все это фитонциды, убивающие микроорганизмы. Леса кормят, обогревают, дают материал для строительства. Плоды, цветы, листья, ветки и корни — источник пищи для животных. Мощные деревья с густой кроной служат хорошей защитой от транспортных шумов, сильных ветров. Леса сберегают воду и почву. Летом смягчают жару, зимой — холод. Лес издавна служит людям: из древесины изготовляют почти 20000 видов продуктов и изделий. Сочетания лесных растений образуют пейзажи неповторимой красоты.Необходимо знать, любить и беречь лесные богатства России. 3.Основная часть. Беседа. Как влияет природа на человека. Вы знаете, что зеленый цвет успокаивающе действует на нервную систему, зрение, что лесной шум и шелест листьев благоприятны для слуха. Какое разнообразие запахов и осязательных ощущений в лесу. Потрогайте осторожно деревья, понюхать цветы. Как вы думаете, чем можно есть в лесу, а что нельзя есть? Можно ли пробовать на вкус незнакомые растения, плоды, ягоды и семена. Знаете ли вы ,что лес может лечить. Какие лекарственные растения вы знаете? Объясните пословицы и поговорки. • В лес дров не возят, в колодец воду не льют. • Лес и вода-брат и сестра. • Сломать дерево-секунда, а вырастить-годы. • Кто дерево посадит, тот человеку друг. • Леса от ветра защищают, урожаю помогают. • Вырос лес, так будет и топорище. • Под большим деревом и гриб вольготнее растёт. Практическая работа. Ребята, обратите внимание на муравейники, немногочисленные травы. Какова роль муравьев в природе? Остановитесь около деревьев. Назовите их. Придумайте и скажите деревьям ласковые слова, полюбуйтесь ими. Посмотрите, как расположены листочки на деревьях. Правильно мозаично. Почему? Сколько ярусов в нашем лесу? На каждом ярусе свои жильцы. На высоких деревьях гнездятся белки, клесты, дятлы, иволги, совы. В кустарниках устраивают свои гнезда соловьи, дрозды. На земле живут — зайцы, лисы, ежи, лягушки, лоси, мыши. А как вы думаете ,есть ярусы под землей — Каких почвенных животных вы знаете? Правильно кроты, черви, почвенные насекомые. Все это — лесные животные. Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнезд, нор. А как располагаются корни деревьев? Правильно, там тоже соблюдается ярустность. Исследовательская работа. Мальчики роют небольшой шурф. Ребята рассматривают почвенный срез, находят корни растений. Называют корневые системы. Найдите корневые волоски у трав,у деревьев. Вспомните их роль для растений. Разбиваемся на группу по 4 человека. Задание 1.Назовите и запишите растения каждого яруса. Если не знаете растения, постарайтесь определить по определителю. Соберите коллекцию листьев. Задание 2. Сбор природного материала для занятий кружка. Игры. Найдите два бревна, находящихся на расстоянии около полуметра друг от друга. Пройти по бревнам с двадцатью шишками в руках. Если шишки будут падать, то придется начинать все сначала. Задание 3. Рассмотреть поваленные деревья, определить их возраст. Как можно определить возраст дерева. Правильно сосчитав годичные кольца. Дидактические игры. • Выбери самый красивый уголок в лесу, чем он тебе понравился. • Нарисуй словесный портрет дерева. • Расскажи про самое удивительное растение. • Кто больше услышит звуков? Задание 4.Ребят осмотритесь вокруг, выяснить, есть ли мусор. Мусор надо убрать. Почему? Собирать нужно палочкой или руками в перчатках. Ребята давайте попрощаемся с лесом, скажем слова благодарности. После сбора вещей обратите внимание, нет ли мусора. Рефлексия. Ребята, понравилось вам в лесу? Что запомнили на экскурсии? Чему порадовались? Как лес повлиял на ваше настроение и самочувствие? 4.Задание на дом. 1.Написать сочинение или впечатление об экскурсии. 2. Составьте правила поведения в лесу. Приложение 1. Учащимся запрещается: • покидать место расположения группы; • ходить босиком; • трогать руками колючие, режущие и незнакомые растения; • пробовать на вкус незнакомые растения, грибы, ягоды, рыбу и другие «дары природы»; • трогать ядовитых, жалящих и незнакомых насекомых рыб и животных; • пить воду из водоемов без соответствующей обработки; • без разрешения сопровождающих удалятся от группы на расстояние, превышающее пределы прямой видимости; • без разрешения сопровождающих трогать руками и приближаться к каким-либо птицам и животным; • выполнять любые действия без разрешения сопровождающего работника.