«Красота в глазах смотрящего»
Музей – это место, где собраны частички искусства, культуры в широком смысле этого слова. Сегодня существуют музеи, в которых представлены не только классические картины или статуи. Разнообразие музеев огромно: одни рассказывают про искусство, которому несколько столетий, другие же о современном. Какие-то об истории или науке. Однако функция у них одна: развитие человека в ментальном плане.
Всё, на что смотрит человек, обрабатывается его мозгом и превращается в ассоциативную связь. Ассоциации делают людей совершенно непохожими друг на друга, они – ключ человеческой индивидуальности. Чем больше и лучше ассоциативные связи, тем более развит мозг. То есть главный орган человека можно развить, читая или рассматривая то, что сложно понять. Мозг как мышцы: без тренировки приходит в негодность. При нагрузке на мозг, которую создаёт искусство, нейронная сеть человека улучшается физиологически.
Со школы большинство людей усвоили определённый ход мыслей, общепринятые алгоритмы, и всё, что выходит за их рамки, вызывает различные сложности при восприятии. Чем старше человек, тем больше сложностей. Искусство не поддаётся ни одному алгоритму, поэтому выступает «тренажёром» для мозга. Во время простого рассматривания музейного экспоната совершается гигантская работа. Сложная, но необходимая каждому.
Самое активное образование ассоциативных связей идёт в детстве. То, с чем контактирует ребёнок, определяет его будущую жизнь. Индивидуальность, потенциал умственных способностей, взгляды – всё это формируется под влиянием окружающего мира. Особенность в том, что мозг ребёнка знает небольшое количество алгоритмов, поэтому всё принимает за основу.
Если коротко – качество того, что видит, слышит и чувствует малыш, равно качеству его мозга. Предметы «высокого качества» находятся в музеях. Там не придётся разбираться, что полезно, а что нет. Знакомство с любыми экспонатами музея принесёт только пользу. На экскурсиях в музеи формируется качественная основа, благодаря которой ребёнок в будущем сможет воспринимать сложные, многим непонятные вещи.
Экспонаты будут восприниматься ребёнком по-своему, возможно не так, как это принято у взрослых. Скорее всего, он не сможет в будущем как профессионал рассказать, например, о классических картинах, которые видел в детстве. Они несут другую функцию: не удивить окружающих «эрудированностью», а заложить в ребёнка красивый, устойчивый, индивидуальный внутренний мир.
Исходя из всего вышесказанного, ответ на вопрос прост, может быть даже банален: водить детей в музеи необходимо для развития. Походы в музей развивают ум ребёнка, как спортивная секция тело. Однако нужно помнить, что баланс необходим везде. Нельзя заставлять ребёнка постоянно контактировать с искусством в музее: этот процесс должен быть приятным, маленькому посетителю должно быть интересно. Иначе вместо пользы можно получить обратный эффект.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Подготовила воспитатель Каржевич Наталья Валерьевна МБОУ Сосновоборская СОШ Зейского района ГДО с. Сосновый Бор Амурская область Зейский район с. Сосновый Бор 2021
Программное содержание:
Цель: Знакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа.
Задачи.
- Расширять у детей представления о музеях.
- Расширять словарный запас детей понятиями экскурсия, экскурсовод, экспонат; ремесленники.
- Способствовать развитию познавательного интереса детей.
- Развивать любознательность детей.
- Воспитывать патриотические чувства.
- Воспитывать бережное отношение к культурному наследию народа.
Материал:
- Предметы, используемые в быту на Руси: чугунок, ухват, утюг, ложки, керосиновая лампа, прялка, крынки.
- Изделия из бересты: туески, игрушки, лапти, украшения.
- Изделия народного творчества: хохломская посуда, матрешки, посуда, украшенная росписью гжель.
Материал для выполнения работ детьми:
- узкие атласные ленточки длиной 30-40 см на каждого ребенка,
- нарукавники,
- повязки на голову,
- берестяные кружки с отверстиями,
- приспособления для вдевания ленточек.
Предварительная работа:
- Беседы на тему «Как жили наши предки»,
- «Какие предметы использовали наши бабушки и дедушки?»
- Чтение К.Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла.
Ход ООД
Воспитатель. Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
Дети. Россия.
Воспитатель. Правильно, мы живем в России. Это наша Родина. А вы любите
свою Родину? (Ответы детей)
А что значит любить Родину?
Дети. Любить свою семью, свой дом, беречь и охранять все, что нас
окружает, знать историю своего народа, своего края.
Воспитатель. Как было бы здорово заглянуть в прошлое и посмотреть, как
жили наши предки на нашей с вами земле много лет тому назад. А как можно
узнать обо всем этом?
Дети. Посмотреть и почитать книги, энциклопедии, можно посмотреть
фильмы, спросить бабушек и дедушек об их жизни.
Воспитатель. Но еще есть место, где хранятся старинные вещи, картины, разные старинные изделия- это место называется музей. Музей – это место, где собирают, изучают, хранят и демонстрируют разные старинные предметы.
Музеев очень много самые знаменитые из них это Эрмитаж, который находится в городе Санкт — Петербург. (Показ слайда) В Эрмитаже находится очень много экспонатов, один из самых знаменитых это часы «Павлин».
Есть еще один знаменитый музей. Он находится в городе Москва — это музей Московского Кремля.
Почти в каждом городе есть краеведческий музей. В нем собраны предметы, которые рассказывают об истории и культуре этого города, населенного пункта, края.
Вот это краеведческий музей в нашем областном центре — городе Благовещенске. (Слайд.)
Предметы в музее называются – экспонаты.
В музеях может быть много экспонатов и тогда их показывают в больших комнатах – залах. Каждый зал может иметь свое название. О каждом предмете могут нам рассказать работники музея — экскурсоводы. Мы с вами тоже пойдем в музей. Конечно не такой большой как Эрмитаж, но я думаю, вам в нем будет интересно.
Физкультминутка
Нам в музее интересно, Что увидим — неизвестно, Станем всѐ мы изучать, Будет всѐ запоминать.
Вдоль по залам, всѐ вперед Поведѐт экскурсовод, Экспонаты нам покажет, И детально всѐ расскажет.
Сегодня я буду вашим экскурсоводом.
Экскурсия.
Воспитатель. Вашему вниманию представлены предметы, которые использовались в быту очень давно в те времена, когда не было электричества.
Вот это керосиновая лампа, для каких целей использовали ее?
Дети. Для освещения жилища.
Воспитатель. Это утюг, в который закладывались угли и нагревали его. Это ухват, при помощи которого вынимали из печи чугунки.
Воспитатель. Как вы думаете, для чего использовали чугунок?
Дети. Чугунок использовали для приготовления пищи.
Воспитатель. Вот это прялка (показ воспитателя) с ее помощью шерсть животного или льняное волокно превращали в нити, тонко спрядя волокно.
Воспитатель. Обратите внимание на этот экспонат. Как называется этот вид росписи?
Дети. Хохломская.
Воспитатель. Правильно. Где использовали этот вид росписи?
Дети. Хохломскую роспись использовали для росписи посуды.
Физкультминутка
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой) красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (дети руками имитируют рисование травки)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Посмотрите, пожалуйста, вот сюда. Это предметы выполнены из
бересты. Вы знаете, что такое береста?
Дети. Это кора березы.
Воспитатель. Бересту использовали для изготовления игрушек, посуды (показ), украшений, плели из нее лапти. Посуда из неѐ получалась лѐгкой, небьющейся, влагоустойчивой – хлеб в берестяных коробах лежал дольше, чем в деревянных.
А в качественно изготовленных сосудах можно было хранить не только сыпучие продукты, но даже и напитки! Бересту использовали в качестве бумаги и писали на ней. А также изготовляли чашки, ковши, черпаки (берестянки), солонки, различные коробочки и другие ѐмкости. И даже делали лодки.
Изготовлением разных изделий занимались ремесленники. Гончары лепили горшки, кузнецы ковали изделия их железа, кожевники выделывали кожу, ткачи ткали полотно. Своему ремеслу ремесленники учились много лет, чтобы мастерски им овладеть и делать изделия качественные, красивые, прочные и долговечные.
А вы хотите стать ремесленниками? В нашем музее есть ремесленная мастерская, но чтобы ими стать нужно провести обряд.
Чтоб ремесленником стать одевают
Нужно многое узнать нарукавники
Не зевать и не лениться грозят пальцем
Очень хорошо учиться изображают как пишут
И тогда найдешь ты дело
Будешь делать это смело.
У нас есть берестяные кружки, но пока они еще обычные и ничем не привлекательные. Мы превратим их в красивые берестяные украшения.
(Дети украшают кружки ленточкой, в проделанные отверстия вставляют ленточку швом вперед игла.)
Рефлексия:
Если вам понравилось в нашем музее, и вы узнали что-то новое,
интересное и со всем справились, возьмите березку с зелеными листиками, а если вы испытывали затруднения, то возьмите березку с желтыми листиками.
Используемая литература.
1. Воспитание детей на традициях народной культуры. Авт. -сост.
В. П. Ватаман. Волгоград: Учитель- 2008-181с.
2. Знакомим детей с русским народным творчеством. Авт. -сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова. СПб: И «Детство – пресс» 2001-400с.
3. Картушина М.Ю. сценарий оздоровительных досугов с детьми 4-5 лет. -М.: ТЦ Сфера 2004-128с.
4. Картушина М.Ю. сценарий оздоровительных досугов с детьми 5-6 лет. -М.: ТЦ Сфера 2004-128с.
5. Качанова И.А., Лялина Л.А. Традиционные игры в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2011-112с
6. «От рождения до школы» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. под. ред. Н.Е. Вераксы, т.С.Комаровой, м. А. Васильевой. -3-е изд. М.: Мозаика –синтез. 2015- 368с.
7. Пантелеева Н.Г. Народные праздники в детском саду. — М.: Мозаика – синтез 2014-72с.
Следующая > |
Цели школьной экскурсии
Каждая организованная экскурсия для школьников преследует свои цели и задачи. Экскурсионное мероприятие проводится в соответствии с намеченным планом. Обратимся к анализу целей, которые ставят педагоги перед проведением экскурсий.
По следам древних славян
«В гостях у Чуковского»
Интерактив «Красная стрела»
«Москва спортивная»
В зависимости от направленности мероприятия и с учетом возраста участников группы цели школьной экскурсии могут быть сведены:
- К мотивации учащихся к активному участию в практической деятельности;
- К духовно-нравственному воспитанию учащихся путем их приобщения к нормам социума и осознания ответственности за сохранение природы;
- К расширению общего кругозора воспитанников;
- К формированию практических навыков и умений путем осуществления определенных действий во время мероприятия;
- К мотивации школьников на участие в исследовательской деятельности, проявлению творческого и научного потенциала;
- К развитию основных компетенций, необходимых для выстраивания межличностных отношений, привития норм поведения в обществе и т. д.
«Московский школьник»
Интерактив «На пути к Олимпу»
«Первый раз в первый класс»
«Посвящение в пионеры»
Выше были приведены общие цели школьной экскурсии, теперь обратимся к их видам. Итак, существуют следующие виды целей:
- Получение дополнительных знаний о культуре, науке и т. д.;
- Воспитание патриотизма, уважения и любви к родине;
- Трудовое воспитание и демонстрация достижений города в общей экономике страны;
- Экологическое воспитание и знакомство с природой родного края.
Новый год с Чебурашкой и Геной
«Широкая масленица»
Интерактив «Школа Джунглей»
«Эхо прошедшей войны»
Исходя из цели школьной экскурсии, их достижение осуществляется путем решения определенных задач. К примеру, для цели патриотического воспитания и приобщения учащихся к природе и культуре родного края задачи сводятся:
- К развитию творческих способностей и расширения у воспитанников кругозора;
- К формированию интереса школьников к изучению культуры и истории родного края;
- К знакомству с обликом города в разные временные периоды для формирования устойчивого мнения о его неповторимости и своеобразии.
Квест «Тайна лесной поляны»
Путешествие по сказкам Чуковского
Масленица «Краденое солнце»
Мастер-класс «Юный кондитер»
В соответствии с выбранными целями и поставленными задачами педагогом готовится план экскурсии. Достижение целей и решение задач происходит ресурсов и возможностей, предоставленных в рамках мероприятия.
Коллективное посещение музеев — полезный досуг для детей, родителей и воспитателей
наталья павлова
Коллективное посещение музеев — полезный досуг для детей, родителей и воспитателей
Знакомство с музеем должно начинаться как можно раньше, а именно с дошкольного возраста. Не случайно, эстетическое воспитание рассматривается, как развитие способности понимать, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающем мире (Н. А. Ветлугина)
.
Слово «музей» в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы — храм муз. Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры (открытый урок рф/статьи/578638/)
.
Прежде всего, посещение музеев даёт дошкольнику возможность приобщиться к миру общечеловеческих ценностей и развивает познавательно – исследовательские умения.
Музей — это особая образовательная среда, это замечательные помощники для тех мам и пап, которые хотят расширить кругозор своего ребенка. Ведь семейный отдых – немаловажный способ укрепления семьи.
Посещение музеев поможет семье расширить кругозор, научит понимать и ценить искусство, позволит приобщиться к музейной культуре, усвоить правила поведения, умение понимать образный язык предметов, даёт символичный доступ в пространство другой культуры, возможность личного переживания.
В дошкольном возрасте наиболее сильное влияние на ребенка оказывает семья. Именно поэтому приобщение детей к музею проводится в тесном контакте с родителями.
Для большинства родителей характерно осознанное отношение к музею как специфическому воспитательному учреждению. Однако есть родители, которые считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить»
. Также, некоторым папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии, но
коллективное посещение музея всегда приветствуется, заставляет оставить какие – то дела и пойти с коллективом.
Опираясь, именно на эти аспекты мы и решили создать в нашей подготовительной к школе группе семейный клуб «Калейдоскоп музеев»
. Хотим поделиться опытом своей работы и подтвердить тот факт, что
коллективное посещение музеев полезный досуг для детей, родителей и воспитателей.
Работу в клубе мы начали с анкетирования на тему коллективного посещения музеев и создания клуба. Опрос родителей показал, что 25% родителей против участия в клубе и лишь 60% поддержали создание клуба. На первом заседании присутствовало 8 человек — родители, которые всегда поддерживают начинания воспитателей. Мы решили, что для создания клуба этого достаточно и начали работу.На заседании участники клуба приняли:
1. Девиз клуба «В прекрасный мир шагаем мы, чтоб быть в созвездии красоты»
. 2. Выбрали актив,который состоял из единомышленников: председателя, его помощника, фотографа. 3. Познакомили с тематикой заседаний клуба на год и предложили названия
музеев, которые планируем посетить в этом году. Родители и дети были активны, предлагали свои варианты. Поступило предложение – коллективно посетить музей хлеба, воды, зоологический, музей Ижорских заводов, планетарий. Исходя из интересов детей и рекомендаций родителей, была принята технологическая карта с целями и задачами клуба на год, темами заседаний.
Первое наше посещение состоялось в музей «Ижорских заводов»
.Перед собой мы ставили следующие задачи: познакомить
детей с музеем, помочь детям адаптироваться в музейном пространстве, способствовать формированию навыков музейной культуры.
Задачи работы с детьми были следующие:
Познакомить с историей возникновения г. Колпино, легендами о происхождении названия города.
Содействовать формированию у детей интересов,любознательности и познавательной мотивации: осваивать средства и способы получения информации.
Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых.
Развивать умение делиться впечатлениями со своими друзьями.
Задачи работы с родителями:
Развивать умения родителей анализировать деятельность и поведение ребенка. Изучить особенности педагогической осведомленности и возможностей родителей участвовать в образовательном процессе группы посредством участия в работе семейного клуба. Дать представления родителям о методах и средствах решения проблем ребенка в рамках семейного клуба.
Для нас, педагогов, первая экскурсия носила диагностический характер.Важно было выяснить:
Как дети будут вести себя в другой обстановке?
Как долго они смогут удерживать внимание?
Что больше всего заинтересует детей?
Будут ли дети задавать вопросы экскурсоводу?
Так как экскурсия длилась в течение часа, мы заметили, что некоторые дети начали утомляться, отвлекаться и экскурсоводу приходилось переключать внимание детей на что-то новое, интересное. Большинство детей были заинтересованы музейными экспонатами, они уставали, но экскурсия очень хорошо была продумана, экскурсовод всё время поддерживал внимание детей. Чувствовалось, что детей заинтересовал рассказ экскурсовода об истории, а особенно рассказ о войне. Когда мы вернулись в группу, дети вспоминали о том, что им понравилось больше всего, а мы записывали их рассказы на видео. После посещения музея был запущен проект «Есть городок на реке Ижора»
,целью которого:
увлечь историей возникновения и развития города
познакомить с улицами, рекой и перекинутыми через неё мостами.
В рамках этого проекта дети вместе с родителями знакомились с городом, давались маршрутные листы, помогающие родителям в сопровождении ребёнка на экскурсии. Дети делали зарисовки, выполняли задания,например: «Найти в интернете информацию о мостах города»
, узнать, в честь кого названа улица, например
«Веры Слуцкой»
,
«Ижорского батальона»
,
«Анисимова»
и т. п.Также давались задания: составить рассказ о каком – то объекте города и рассказать своим друзьям. Например, составить рассказ о
«Доме творчества»
,
«Колпице»
, о памятнике – Меньшикову и т. п.
Мы считаем, что музей поспособствовал увлечению историей возникновения нашего города, инфраструктурой города, историей названия улиц, мостов не только детей, но и их родителей, так как для родителей некоторая информация о городе была новой. Вся эта работа развивает исследовательские умения детей, учит находить нужную информацию, воспитывает уважительное отношение к своей малой Родине, учит общаться, умению делиться впечатлениями со своими друзьями. Для родителей эта работа играет положительную роль в том, что родители и дети вместе. Они видят своего ребёнка, его достижения, недостатки, трудности, тем самым воспитывая у детей самостоятельность. Проект длился в течение года. И мы заметили, что дети и родители с интересом подходили к заданиям, которые им предлагались. Исходя из этого, мы решили продолжить проектную деятельность. Темы подбирали исходя из интересов детей, а также учитывали план работы клуба.
Следующим нашим проектом был краткосрочный проект «Откуда хлеб пришёл?»
На занятиях рассказывали детям о злаках, о хлебе, о том какой путь проходит зерно, собранное на полях, чтобы хлеб попал на стол. Показывали презентацию
«От колоска до булки»
, рассматривали злаки, сравнивали рожь и пшеницу, овёс и рожь, рассматривали картину
«В пекарне»
и составляли по ней рассказ. Пробовали сами замесить тесто и испечь печенье. Учили
детей уважать нелёгкий труд хлебороба, пекаря, бережно относиться к хлебу, потому что, как раньше на Руси говорили «Хлеб – всему голова»
! Все эти занятия способствовали знакомству с выращиванием злаков в современных условиях, когда труд облегчили машины.
А как же выращивали хлеб раньше? Чтобы помочь ответить на этот вопрос, мы поехали в музей хлеба.
Задачи работы с детьми мы поставили следующие:
Познакомить с орудиями труда, которые использовали крестьяне, выращивая хлеб, с каторжным трудом бурлаков, которые тащили баржу с хлебом по Волге.
Способствовать формированию у детей представления о значимости хлеба как основного продукта питания человека.
Развивать у детей познавательную активность, связную речь.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение и благодарность к людям, которые выращивают и пекут хлеб.
Развивать умение делиться своими впечатлениями после посещения музея.
Задачи работы с родителями:
Попробовать побыть экскурсоводом для своего ребёнка, самостоятельно показать экспонаты, выполняя при этом задания сопроводительного листка.
Понаблюдать за своим ребёнком, как он умеет внимательно слушать, любознателен ли он?
Нам важно было понять:
Все ли родители смогут терпеливо провести по музею своего ребёнка и помочь выполнить задания сопроводительного листа.
Обратить внимание на поведение детей и взаимодействие родителей с детьми.
Музей хлеба предстал в несколько необычной форме, он предполагает тесный контакт ребёнка и его родителя. Экскурсовод познакомила детей с нелёгким трудом бурлаков, которые тащили баржу с хлебом по Волге, рассмотрели картину «Бурлаки на Волге»
, Сурикова. Дальше
родители каждый со своим ребёнком получили сопроводительный листок (буклет)
и, выполняя задания, знакомили
детей с экспонатами музея. Дети увидели русскую печь, в которой выпекали хлеб. Познакомились с орудиями труда, которые нужны были для выращивания хлеба в разное время года. Выполняли задания,например:составь слово из букв: Т, Б, Е, С, Е, А, Р и узнаешь, из чего сплёл Домовой лапти. Выбери каждую третью букву Р, Ш, Д,У,С,Р,Ж,Е,О,Я,З,В,П,Г,А и ты узнаешь, что заготавливают из древесины. Родители и дети выполняли ещё множество интересных заданий, они были полезны и детям и их родителям. Советуем посетить музей хлеба!
Итак, побывав в музее хлеба, мы ещё раз убедились в том, что коллективное посещение музеев – полезный досуг для детей, родителей и воспитателей:
дети расширили свой кругозор, поупражнялись в умении рассуждать;
дети увидели орудия труда для выращивания хлеба;
пополнили свой словарный запас за счёт слов,обозначающих кухонную утварь: жернова, цеп, помело, решето, ухват, ночва. А также за счёт слов,обозначающих кондитерские изделия: шаньги, крендель, кулебяка.
поупражнялись в умении общаться с экскурсоводом;
провели выходные вместе с родителями.
Родители ещё раз понаблюдали:
за поведением своего ребёнка и поведением других детей,
увидели, как ребёнок общается с друзьями,
поняли, насколько любопытен ребёнок,
почувствовали, как непросто удерживать внимание детей на протяжении всей экскурсии.
При посещении этого музея мы увидели, как взаимодействуют мамы со своим ребёнком, дети друг с другом. Здесь необходимо было проявить терпение, умение рассуждать, самостоятельно находить ответы, умение читать, решать ребусы. Мы наблюдали, как мамы с детьми рассматривают экспонаты, ищут ответы на вопросы буклета и понимали, что все дети и родители неодинаково терпеливы, любознательны, внимательны и наконец, трудолюбивы. Некоторые родители не постарались понять цель посещения музея и, поприсутствовав на мастер-классе по плетению косички, быстро удалялись.
После посещения музея мы собрались на заседание клуба, чтобы обобщить знания, полученные на экскурсии, а также обсудить, что нам удалось, над чем нужно работать. Перед заседанием дали задание родителямподумать и ответить на вопросы:
1. Что понравилось больше всего?
2. Что запомнилось?
3. Чему научились?
4. Что узнали нового?
5. Помочь детям нарисовать понравившийся экспонат.
Всех мам мы попросили что-то испечь вместе со своим ребёнком, весь процесс фотографировать. Затем мы собрались в группе детского сада на чаепитие, где дети представляли кондитерские изделия, рассказывали, как помогали маме, а потом обменивались рецептами понравившихся пирожных. Пока дети пили чай, родители делились впечатлениями о поездке в музей. Были сделаны выводы, что родители сами должны проявлять интерес и участие в экскурсии, чтобы дети могли взять положительный пример. После заседания клуба в группе оформили кондитерскую книгу, в которую поместили коллажи изготовления кондитерских изделий.
Целью современного общества является воспитание «человека культуры»
, развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству и культурно-обусловленному взаимодействию с окружающей средой. Именно в этот период важно создать условия для развития у
детей интереса к объектам, обладающим исторической и художественной ценностью, тем самым, заложить основы непрерывного процесса приобщения к культуре и искусству. Среди многообразия таких объектов особое значение имеет музейная среда.
Согласно исследованиям А. Вербенец, используемый в современных исследованиях термин «интерес к музею»
(над чем мы работаем в клубе)
применительно к решению проблемы в дошкольном возрасте подразумевает:
• Интерес к музейному предмету (его характеристикам, свойствам)
и через него освоение культурных ценностей, познавательной информации, исторических и социальных связей;
• Интерес собственно к музею как к некоторому познавательному объекту (его внешним характеристикам, сущности и функциям, устройству, правилам организации, истории возникновения музея как феномена и создания некоторого конкретного музея;
• Интерес к посещению данной структуры как новой среды, источника получения познавательной информации и эмоционально — эстетических впечатлений.
Своеобразие интереса для дошкольного возраста заключается в том, что, зарождаясь в виде эмоциональной отзывчивости на всё новое (любопытство, он постепенно переходит в любознательность, и далее потребность убедиться в истине. (Л. М. Маневцова, П. Г. Сирбиладзе, А. И. Сорокина)
.
В рамках проблемы формирования интереса к посещению музея особо значимым является проявление познавательной и эстетической заинтересованности. Познавательные интересы характеризуются направленностью на познание нового содержания.
Каждый раз анализируя работу клуба, задачи для детей, родителей и воспитателей, были с учётом изменившихся условий, с учётом специфики музея, который собираемся посетить.
Следующим по плану работы клуба было посещение зоологического музея, оно было взаимосвязано с проектом «Разнообразие животного мира»
. Главной задачей проекта было не только познакомить с животными разных климатических зон, но дать представления о способности животных приспосабливаться к различным условиям жизни.
В группе были изготовлены макеты «Тундра»
,
«Антарктида»
,
«Пустыня»
, показаны презентации, играли в настольные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, составляли рассказы о животных, очень много читали детям об удивительных способностях животных. Много знаний дети получили, работая в этом проекте, но увидеть животных можно или зоопарке или в зоологическом
музее.
Перед посещением зоологического музеяперед детьми были поставлены следующие проблемные вопросы:
Продолжать развивать навыки общения с экскурсоводом, развивать умение правильно задавать вопросы по ходу экскурсии.
Развивать навыки самостоятельности.
Развивать коммуникативные навыки: умение вести себя в общественном месте, с уважением относиться к взрослым и сверстникам.
Продолжать развивать умение рассматривать экспонаты.
Родители – главные помощники воспитателям в организации экскурсии, в запечатлении хода экскурсии на видео или фотографирование.
Перед родителямистояли следующие задачи:
Способствовать возникновению у родителей активного желания включаться в работу воспитателя с детьми по посещению музея.
Формировать у родителей умение самостоятельно организовать содержательное общение с детьми в досуговой деятельности, связанной с посещением музеев.
Развивать исследовательские умения детей: находить нужную информацию,используя разные источники: художественную литературу, энциклопедии, справочники, Интернет, общение со взрослыми.
После экскурсии давались творческие задания:
— Дали детям понятие о Красной книге и вместе с детьми и родителями собрали информацию о животных, которые занесены в Красную книгу.
— угадать животное по словесному описанию внешнего вида и ответить на вопрос: В какой климатической зоне оно живёт?
— воссоздавать внешний облик животного на основе какой-то его части (напр.: «Веселые закорючки»
— дорисовать закорючку до осмысленного изображения или сюжета);
— узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули)
различные знакомые животные.
«Чья это тень?»
— превратить пятно в рисунок.
«Несуществующее животное»
— нарисовать и назвать несуществующее животное, рассказать о нем.
«История жизни»
— придумать рассказ от имени нарисованного животного.
В течение года нам удалось ещё побывать в «Планетарии»
и в
«Музее воды»
. От
посещения каждого музея у детей оставались положительные впечатления от общения с друзьями, дети получали новые знания, умение вести себя в общественном месте, общаться с новыми людьми. Конечно, мы привозили множество фотографий и брошюр на память.
В конце учебного года мы собрались на заключительное заседание клуба, которое прошло в форме КВН по результатам посещения экскурсий.
От родителей мы услышали слова благодарности о работе клуба.
Подводя итоги за год, мы обратили внимание, что дети и родители стали более открытыми, стали чаще откликаться, с пониманием относиться к нашей работе. Дети, благодаря экскурсиям стали более любознательными, научились общаться с взрослыми и сверстниками, задавали вопросы к экскурсоводу, расширился у детей кругозор, обогатились свои представления об окружающем мире, приобщились к культуре своего народа. Посещение детьми экскурсий способствовало развитию связной речи.Многие дети научились связно рассказывать: Где были? Что видели?
Для родителей посещение музеев со своим ребёнком тоже имеет огромное значение: родители и дети стали ближе друг к другу, появляется ещё одна тема для совместного разговора, дети заняты полезным делом.
Таким образом, мы убедились в том, что коллективное посещение музеев – это полезный досуг не только для детей, но и родителей и воспитателей. Поэтому мы намерены продолжить работу в клубе «Калейдоскоп музеев»
с вновь поступившими детьми.