Суть аппликации: цели и задачи в средней группе
Аппликация — это разновидность изотехники, которая основывается на создании сюжетной композиции при помощи бумажных, тканевых деталей, элементов из природных материалов, крупы или зёрна, расположенных и приклеенных/пришитых на плотную подложку — картонную, бумажную или драпированную тканью.
В средней группе малыши становятся более самостоятельными при выполнении аппликации
Миссия занятий аппликацией заключается в следующем:
- обогащении представлений детей об окружающем мире, в частности о понятиях формы, оттенков цветов, начальном понимании пропорциональности и расположении элементов на ограниченном пространстве (на листе бумаги или картона);
- формировании основы критического мышления, то есть умения сравнивать, обобщать, делать простые выводы;
- развитии логики, образного мышления, речи через составление рассказов по мотивам аппликаций;
- тренировке моторики рук;
- пробуждении вкуса к творческой работе, стремления гармонизировать цвет и форму в целостных сюжетах;
- воспитании инициативности, самоорганизации и умения работать с напарником или в группе.
Задачами занятий по этому виду изобразительного творчества в средней группе является:
- освоение навыка прямого вырезания в разных (!) направлениях, а также с элементами создания округлых форм путём срезания углов у квадрата;
- отработка умения комбинировать элементы для получения цельной композиции (если положить квадраты друг над другом, получится башня, а если над квадратом расположить треугольник — домик);
- тренировка составления сюжетов из разных по размеру геометрических форм (из 10–12 деталей), в частности в форме треугольника, круга, квадрата, прямоугольника;
- развитие навыка находить эстетически привлекательные сочетания аппликации с другими видами изотворчества;
- формировать навык работы в парах;
- воспитывать умение давать оценку своей работы.
Дети учатся работать и просто рядом, и в парах, мини-группах
Новые навыки аппликации в средней группе
Главным «приобретением» среднего дошкольного возраста является тренировка умения пользоваться ножницами. Кроме этого, малыши 4–5 лет:
- располагают и клеят элементы сюжета на основу, имеющую неправильную форму;
- учатся формировать нужные по форме и размеру детали путём отрезания углов, обрезания элемента по всему периметру или только снизу/сверху/справа/слева, например, делают круг, обрезая углы квадрата;
- совершенствуют обрывной вид аппликации, в том числе и во время подготовки материалов (срезают или обрывают углы прямоугольника так, чтобы придать заготовке форму квадрата и пр.).
Статья Перспективный план в средней группе по аппликации. Автор: Русяева Наталия Николаевна
Автор: Русяева Наталия Николаевна
2.
«Я и улица»
1. «Грузовик»
Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 4—5 лет. Конспекты занятий, стр. 22.
Продолжать учить правильно, держать ножницы.
Учить вырезать круглые формы из квадратов путем скругления углов, создавать образ из заранее вырезанных частей, располагать предмет в центре листа.
Упражнять в умении аккуратно и ровно наклеивать детали на лист бумаги.
½ альбомного листа, прямоугольник из цветной бумаги (кузов) 9×3 см, квадрат 5×5 см с обрезанным верхним левым углом (кабина), два квадрата 4×4 см; ножницы, клей, тряпочки, клеенки-подкладки.
Чтение стихотворения А. Барто «Грузовик»; беседа; самостоятельная работа; складывания грузовика из деталей; решение проблемной ситуации; показ приема, как ножницами скруглить углы квадратов, итог.
Наблюдение на прогулке за движущимся транспортом, рассматривание иллюстраций по теме «Транспорт».
Индивидуальные беседы.
Рекомендации.
Автор:
Русяева Наталия Николаевна
Аппликация
Тема недели | Тема, литература | Программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приёмы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями | ||
Сентябрь | ||||||||
2. «Я и улица» | 1. «Грузовик» Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 4—5 лет. Конспекты занятий, стр. 22. | Продолжать учить правильно, держать ножницы. Учить вырезать круглые формы из квадратов путем скругления углов, создавать образ из заранее вырезанных частей, располагать предмет в центре листа. Упражнять в умении аккуратно и ровно наклеивать детали на лист бумаги. | ½ альбомного листа, прямоугольник из цветной бумаги (кузов) 9×3 см, квадрат 5×5 см с обрезанным верхним левым углом (кабина), два квадрата 4×4 см; ножницы, клей, тряпочки, клеенки-подкладки. | Чтение стихотворения А. Барто «Грузовик»; беседа; самостоятельная работа; складывания грузовика из деталей; решение проблемной ситуации; показ приема, как ножницами скруглить углы квадратов, итог. | Наблюдение на прогулке за движущимся транспортом, рассматривание иллюстраций по теме «Транспорт». | Индивидуальные беседы. Рекомендации. | ||
4. Мониторинг | Выявление умений и навыков у детей по образовательной деятельности «аппликация». | Индивидуальные рекомендации. | ||||||
Октябрь | ||||||||
2. «Осень. Овощи, фрукы» | 2. «Ширма с фруктами» Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 4—5 лет. Конспекты занятий, стр. 13. | Расширить и уточнить представления детей о многообразии фруктов. Учить различать овощи и фрукты. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Развивать внимательность. | Изображения фруктов и овощей, вырезанные из цветной бумаги, картонная книжка-раскладуш- ка (размер страницы 12×10 см), клей, тряпочки, клеенки-подкладки. | Рассматривания изображение фруктов и овощей, раскладывания их на 2 группы; игра «Четвертый лишний»; коллективная работа по изготовлению книжки-расскладушки; итог. | Беседа с детьми об осени, о сборе урожая овощей и фруктов. Д/и «Кто скорее соберет овощи и фрукты» | Выставка работ из природного материала родителей с детьми «Дары осени» | ||
4. «Моя семья» | 3. «Неваляшки» Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 4—5 лет. Конспекты занятий, стр. 35. | Продолжать учить вырезать круги, плавно закругляя углы квадратов, составлять изображаемый предмет из нескольких кругов, правильно располагая их на листе. Учить передавать слова стихотворения действиями. | Неваляшка; ½ альбомного листа; квадраты 6×6 см (туловище), 4×4 см (голова), два квадрата 2×2 см (руки), ножницы, клей, салфетки. | Рассматривание неваляшки; танец неваляшек; самостоятельная работа; итог. | Беседа, рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение литературы по теме недели. | Выставка работ. | ||
Ноябрь | ||||||||
2. «Поздняя осень. Деревья» | 4. «Ёлочки» Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты», стр. 139. | Учить детей вырезать треугольники из квадратов; составлять аппликацию из двух предметов, располагая их рядом внизу на листе бумаги; наклеивать треугольники (ветви ёлки) по убывающей величине. | Альбомный лист, по три прямоугольника зеленого цвета размером 5х10 см, 4х8 см и 3х6 см, ножницы, клей, салфетка. | Рассказывание, объяснение, рассматривание, физкультминутка, показ способа действия | Отгадывание загадок, беседа о деревьях осенью, рассматривание иллюстраций с изображением осенних деревьев | Индивидуальные беседы Рекомендации | ||
4. «День матери» | 5. «Украшение платочка» Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», стр.50. | Учить выделению углов, сторон. Закреплять знание круглой, квадратной и треугольной формы. Упражнять в подборе цветосочетаний. Учить преобразованию формы, разрезая квадрат на треугольники и круг на полукруги. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. | Образцы работ; готовые круги, квадраты, ножницы, клей, салфетка, подносы. | Рассмотреть квадрат, расположения узора на квадрате; показ приема деления квадрата и круга пополам; самостоятельная работа; итог. | Рассматривание декоративных изделий с простым узором. | Выставка работ на стенде. | ||
Декабрь | ||||||||
2. «Зима. Одежда, обувь» | 6. «Шапка и варежки для куклы» Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 4—5 лет. Конспекты занятий, стр. 22. | Продолжать учить наносить клей на детали и ровно наклеивать их на лист бумаги. Закреплять умение соотносить цвет с его названием. | Три куклы в платьях разных цветов (синем, желтом и красном). Вырезанные из цветной бумаги шапки и варежки тех же цветов, что и платья у кукол, альбомные листы, клей, салфетки. | Рассматривание кукол; обыгрывания ситуации; выбор рукавиц и шапки для куклы, самостоятельная работа; итог. | Рассматривание узоров на рукавичках, игра «Подбери пару» Отгадывание загадок. Продуктивная деятельность. | Выставка работ на стенде. | ||
4. «Дикие животные зимой» | 7. «Заюшка» А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду», стр. 42. | Учить детей вырезать предметы круглой и овальной формы из других геометрических фигур (круг – из квадрата, овал – из прямоугольника) | Тонированный альбомный лист, заготовки белые размером 6х4 см, 3х4 см, 1,5х1,5 см, полоски размером 1х6 см, 1х4 см, ножницы, клей. | Беседа, проблемная ситуация, рассказывание, рассматривание, физкультминутка объяснение, показ способа действия, итог. | Рассматривание игрушки зайца Чтение стихов, в которых описаны повадки зайцев, рассматривание иллюстраций. | Индивидуальные беседы, выставка работ. | ||
Январь | ||||||||
2. «Зимние забавы» | 8. «Снеговик» Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду», стр. 40. | Тренировать умение срезать углы, равномерно их, закругляя, получать круглые и овальные детали из квадратных заготовок; развивать воображение, глазомер, мелкую моторику рук. | Синий картон, заготовки белого цвета, ножницы, клейстер, кисть клеевая, клеенка, тряпочка | Беседа, игровая мотивация, рассказывание, рассматриваниефизкультминутка, объяснение, показ способа действия, самостоятельная работа, анализ. | Рассматривание иллюстраций с изображением снеговиков Чтение стихов о снеговиках | Индивидуальные беседы, выставка работ. | ||
4. «Продукты питания» | 9. «Грибы» Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты», стр. 121. | Учить вырезанию закруглённых форм; продолжать учить составлять симметричную композицию из нескольких предметов; наклеивать предметы в последовательности; закреплять в речи детей названия цветов: оранжевого, серого коричневого и умение различать тёмные и светлые оттенки красного цвета; закреплять приёмы наклеивания. | Деревянный грибок и его изображение на картинке, альбомный лист, по 3 прямоугольника для вырезания шляпок, полоски зелёного цвета (трава), 3 ножки для грибов, ножницы, клей, салфетка. | Беседа, игровая мотивация, рассказывание, рассматривание, физкультминутка, объяснение, показ способа действия, анализ | Отгадывание загадок, беседа о строении гриба, рисование в воздухе, игровая ситуация «Грибной лес» | Индивидуальные беседы. Рекомендации | ||
Февраль | ||||||||
2. «Зимушка хрустальная» | 10. «Белая снежинка» Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 4—5 лет. Конспекты занятий, стр. 23. | Продолжать учить правильно, держать ножницы, разрезать квадрат на узкие полосы. Упражнять в составлении задуманного предмета из полос. Закреплять навык аккуратного и ровного наклеивания. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения. | Картонные круги диаметром 10 см, квадраты из белой бумаги 8×8 см, ножницы, клей, салфетка. | Чтение стихотворения Э. Булгаковой; беседа о зимушке хрустальной; объяснение и показ приема изготовления снежинки; самостоятельная работа детей; итог. | Рассматривание иллюстраций с изображением по теме недели Чтение стихов про зимушку. | Выставка работ на стенде. | ||
4. «В гостях у сказки» | 11. «Избушка ледяная и лубяная» (по мотивам русской народной сказки) И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, стр. 92. | Учить детей создавать на одной аппликативной основе (стена – большой квадрат, крыш – треугольник, окно – маленький квадрат) разные образы сказочных избушек – лубяную для зайчика и ледяную для лисы. Закрепить способ разрезания по диагонали квадрат с целью получения двух треугольников. | Альбомный лист квадраты 7х7см для стен избушек (коричневого цвета и белого). Квадраты 7-7см для крыши домиков (белого и коричневого цветов). Квадраты 3х3 см для окон двух домов (желтого цвета). Ножницы, клей. | Разыгрывания диалога с помощью персонажей кукол; рассматривания образцов, беседа, объяснение; самостоятельная работа; итог. | Чтение сказки, показ кукольного театра. Рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа заяц — добрый, лиса — хитрая, коварная. | Выставка работ на стенде. | ||
Март | ||||||||
2. «Весна — красавица» | 12. «Красивый цветок в подарок маме» Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», стр. 96. | Учить вырезать и наклеивать красивый цветок, используя приём срезания углов, закругляя их. Учить красиво, располагать изображение на листе бумаги. | Альбомный лист, заготовки для цветов, ножницы, клейстер, кисть клеевая, клеенка, тряпочка. | Беседа, проблемная ситуация, рассказывание, рассматривание, объяснение, показ способа действия, анализ. | Беседа о цветах. Беседа о празднике 8 марта Чтение стихов о маме. Продуктивная деятельность. | Все работы выставить на стенде, чтобы порадовать своих мам. | ||
4. «Народная игрушка» | 13.«Разноцветные матрёшки» А.Н. Малышева, Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду», стр. 28. | Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Учить располагать узор в пределах основы неправильной формы (силуэт матрёшки) | Матрёшка, силуэты матрёшек, готовые формы: круг диаметром 1,5 см, цветные овалы 1,5х2,5 см, цветные кружки, клей, салфетка. | Игровая ситуация, чтение детям, рассматривание, физкультминутка, объяснение, показ способа действия, анализ. | Отгадывание загадок Рассказ о кукле-матрёшке, о разных её вариантах (семёновская, загорская, полхов-майданская) | Оформление выставки «Разноцветные матрёшки» | ||
Апрель | ||||||||
2. «День космонавтики» | 14.«Ракета летит в космос» Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты», стр. 125. | Учить детей закруглять два уголка у прямоугольника с узкой стороны; определять исходные формы для вырезания частей ракеты; располагать изображение (ракету) по диагонали на листе бумаги; закреплять умение вырезать треугольники из квадрата, разрезая его по диагонали; наклеивать предмет начиная с крупной части. | Образец; портрет Ю.А.Гагарина. Альбомный лист темно-синего; светло-серый прямоугольник (13×3 см) для ракеты, такого же цвета квадрат (3×3 см), узкие полоски красного и оранжевого цвета; маленькие кружки для изображения иллюминаторов, клей, салфетка, ножницы. | Рассматривание фотографии Ю. Гагарина и образец , беседа; показ приемов закругления носа ракеты; самостоятельная работа; итог. | Беседа о космосе и космонавте; Ю. Гагарине. Отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций. Продуктивная деятельность по теме недели. | Выставка работ. | ||
4. «Книжкина неделя» | 15. «Декоратив ные закладки» Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду», стр. 38. | Освоение новых приёмов работы с бумагой: складывание полоски бумаги гармошкой, срезание уголков, закругление их по контурной линии. Воспитывать бережное отношение к книге. | Белые полоски из плотной бумаги размером 5х20 см, заготовка красного цвета 4х6 см, синего цвета – 1,5х10 см, ножницы, клейстер, кисть клеевая, клеенка, тряпочка. | Беседа, проблемная ситуация, рассуждение, физкультминутка, объяснение, показ способа действия, анализ. | Проблемная ситуация «Книга заболела» Обсуждение «Кому и зачем нужна закладка» Выкладывание узоров на полосе Продуктивная деятельность. | Индивидуальные беседы. Рекомендации. | ||
Май | ||||||||
2. «Цветущая весна» | 16. «Весенний цветок» Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты», стр. 129. | Учить детей вырезать круг приёмом плавного закругления углов квадрата, разрезать круг пополам; составлять из частей – кругов, полукругов и узкой полосы – изображение нераспустившегося и распустившегося цветков; закреплять приёмы аккуратного наклеивания. | Открытка или иллюстрация с изображением цветка и бутонов, альбомный лист, заготовки из цветной бумаги, ножницы, клей, салфетка. | Беседа, рассматривание, рассказывание, физкультминутка, объяснение, показ способа действия, анализ | Беседа с детьми о весне. Рассматривание иллюстраций. Чтение стихов о цветах. Отгадывание загадок. Продуктивная деятельность. | Выставка детских работ. | ||
4. Мониторинг | Выявление умений и навыков у детей по образовательной деятельности «аппликация». | Индивидуальные беседы. Рекомендации. |
comments powered by HyperComments
Место уроков по аппликации в образовательной программе для средней группы
Аппликация — это не только отдельный урок художественно-эстетического цикла уроков, который включает детальное рассмотрение темы и выполнение аппликации в той или иной технике, но и:
- способ закрепить изученный материал на занятиях в рамках других образовательных векторов (например, на уроке по развитию речи по теме «Мой город» дети делают геометрическую аппликацию «Моя улица»);
- задание проектной работы (к примеру, малыши вместе с мамами и папами делают аппликацию на тему «Необычные профессии», которая сопровождается рассказом о представленном таким образом специалисте);
- суть деятельности кружка по изодеятельности.
Для детей 4–5 лет кружок по аппликации возможен, только если группа смешанная — средне-старшая, так как в средней группе кружок по аппликации уступает место кружку по рисованию.
Как распределяется время работы над аппликацией в средней группе
Занятие в рамках творческого курса учебно-воспитательного процесса длится 20 минут, и всё это время отводится на подготовку — до 3 минут, выполнение — до 12 минут, и оценку аппликации — до 3 минут (оставшиеся минуты остаются для организации работы группы). В этап подготовки вводится пальчиковая гимнастика, а на стадии выполнения поделки обязательно (!) проводится физкультпауза — до 2 минут.
Пальчиковая гимнастика является обязательным элементом занятия по аппликации
Если аппликация является отдельным видом работы на уроках не творческого направления, то на её выполнение обычно отводится четверть времени занятия. Как правило, аппликация является частью этапа закрепления материала, то есть выполняется в конце урока.
Обычно проект, конечной целью которого является выполнение аппликации, в средней группе ограничивается довольно большим временным промежутком — от двух дней до недели. К тому же проект подразумевает активное содействие родителей. Однако если проектная аппликация — это задание, которое выполняется в ходе учебно-воспитательного процесса в группе, то хронометраж её создания будет таким же, как и на обычном занятии.
Работа над аппликациями в деятельности кружка может проводиться по сценарию урока или проекта в зависимости от темы занятия.
В чём заключается участие педагога
В работе с детьми 4–5 лет воспитатель озвучивает задание, показывает образец, а затем поэтапно выполняет поставленную задачу, которую дети пошагово повторяют. Кроме этого, педагог:
- оказывает практическую индивидуальную помощь с выполнением отдельных деталей композиции, например, вырезает мелкие детали (например, листья винограда в аппликации «Фрукты на тарелке»);
- помогает расположить элементы композиции на подложке;
- контролирует аккуратность нанесения клея, придавливания элементов;
- даёт рекомендации по наиболее гармоничному использованию декоративных элементов (так, для бумажной «Матрёшки» украшения сарафана могут быть сделаны из пластилина, пуговиц, а вот стразы, пайетки стилистику народного костюма будут нарушать).
Видео: деятельности педагога на занятии по аппликации на тему «Тюльпаны» в средней группе
С какими изобразительными техниками комбинируется аппликация
К средней группе дети знакомы со всеми изобразительными техниками, обозначенными как программные в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). Однако уровень владения многими из них ещё на низком уровне. Например, конструирование освоено на начальном этапе. Поэтому аппликация комбинируется только с рисунком или с пластилинографией.
Фотогалерея: примеры вариантов комбинаций аппликаций с другими видами изотехник
Чтобы работа смотрелась аккуратно, пластилиновых элементов не должно быть много
В некоторых поделках не только изотехники сочетаются, но и разные виды аппликации
Рисованные добавления в аппликацию в виде несолжных элементов дети средней группы могут делать сами
Таблица: виды аппликации для детей среднего дошкольного возраста
Техника | Вид аппликации, материал | Особенности использования в средней группе |
Традиционная | Плоская — вырезанные из бумаги цельные элементы наклеиваются на подложку. | Во второй младшей группе дети использовали детали, которые подготавливал педагог, в средней — сами вырезают крупные детали без лишних изгибов. Кроме того, дети 4–5 лет осваивают навыки многослойной аппликации, когда детали перекрывают одна другую. |
Мозаичная — нарезанные кусочки бумаги выкладываются в границы рисунка. Осваивается параллельно с ленточной. | На мозаичном виде аппликации дети тренируют прямое движение ножницами для вырезания деталей. Ленточный вид заключается в том, что дети складывают бумагу гармошкой, а затем режут её на детали. | |
Геометрическая — композиция составляется из элементов геометрической формы. | Дети 4–5 лет практикуются в выкладывании сюжетов треугольниками, квадратами и прямоугольниками разного размера. В прошлом году для составления композиций использовались детали одной формы, в средней группе малыши комбинируют несколько. | |
Нетрадиционная | Из салфеток — элементы или отдельные детали выполняются из салфеток, часто сложенных в несколько слоёв для придания изображению объёма. | В средней группе ребята учатся складывать салфетки так, чтобы получилась многослойная деталь. |
Обрывная — бумага или салфетки рвутся на детали разного размера, которыми затем выкладывается картинка. | Знакомый с прошлого года вид аппликаций в средней группе может усложниться тем, что дети из оторванных деталей скручивают ладошками шарики, которые затем выкладываются мозаикой в контурах изображения. | |
Из ваты или ватных дисков — изображением заполняется кусочками ваты или дисками (целыми или обрезанными). | В средней группе вата и диски становятся дополнительным элементом аппликаций других видов. | |
Ладошковая — композиция составляется из обведённых и вырезанных ладошек малышей. | Вырезанием ладошек занимается педагог, так как дети 4–5 лет не владеют ножницами на таком уровне, чтобы вырезать закруглённые детали. | |
Из крупы, зерна — отдельные элементы композиции заполняются гречкой, рисом, манкой и пр. | Малыши знакомы с этим видом поделок со второй младшей группы, в средней дети учатся комбинировать крупы в одной композиции. | |
Тканевая, то есть предполагающая, что некоторые элементы вырезаются из ткани. | Работа с тканью очень хлопотное занятие, поэтому тканевые элементы готовятся педагогом заранее, дети только наклеивают заготовки на основу. | |
Из сухих листьев, хвои — изображение или его элементы выкладываются природным материалом. | При выполнении таких аппликаций важно нанести нужное количество клея, чтобы летали «не утонули», поэтому технику выполнения дети осваивают под руководством воспитателя. | |
Квиллинг — картинка или её детали выкладываются элементами из скрученной разными способами бумаги, обычно в виде кругов или свободных кругов. | Ребята 4–5 лет учатся скручивать тугие круги, свободные, то есть со смещённым центром, делает педагог. |
Фотогалерея: примеры аппликаций разных видов в средней группе
Для аппликаций из ваты дети 4–5 лет учатся отщипывать маленькие кусочки ваты
Ватные диски для придания аппликации объёма можно накладывать в два слоя
При выполнении плоской аппликации дети самостоятельно выбирают расположение элементов композиции
Тканевые элементы готовятся педагогом, дети лишь располагают их на картинке и клеят
Работа с листьями требует от малышей внимательного отбора материала по форме и размеру
Обрывной вид — самый часто используемый тип аппликации в средней группе
Дети сами пробуют скручивать детали в технике квиллинг
Для аппликации из салфеток дети скатывают шарики из кусочков тонкой бумаги и выкладывают ими картинку
Геометрические аппликации знакомы малышам со второй младшей группы
В средней группе малыши выкладывают крупой элементы, требующие разграничений линиями контура
Ладошки для аппликаций этого вида вырезает педагог
Мозаичная аппликация чаще всего совмещается с обрывной
Видео: занятие по плоской аппликации на тему «Флаг» в средней группе
Видео: занятие по плоской многослойной аппликации на тему «Цветы» в средней группе
Важные вопросы индивидуализации работы с детьми
Ключевым фактором, определяющим степень участия взрослого в выполнении аппликации, является степень уверенности владения малышом ножницами. Если ребёнок хорошо справляется с вырезанием крупных силуэтов, ритмично сжимает и разжимает ножницы для выполнения поступательных движений, то он сможет работать и в ленточной аппликации. А вот если малыш не удерживает ножницы, с трудом режет, то ему стоит потренироваться: чаще выполнять пальчиковую гимнастику, вырезать силуэты с прямыми углами, постепенно переходя к круглым формам.
Из своего опыта могу сказать, что навык вырезания отлично тренирует упражнение «Лабиринт»: педагог на листе плотной бумаги рисует линии (в случае с малышами 4–5 лет линии должны быть прямыми, с поворотами под углом 90º), а ребёнок «ищет выход» из лабиринта, прорезая ход. При этом во втором полугодии, когда навык уже освоен, этим тренажёром детей можно готовить к знакомству с основами вырезания округлых силуэтов. Для этого ребята, в том числе отрабатывают и величину надреза бумаги: широко размыкая ножницы, делают «шаги великана», а едва раскрывая лезвия – «идут карликами».
Мелкие детали аппликации вырезает педагог
Аппликация на тему «Весна» в подготовительной группе
В старшей возрастной группе дети уже знакомятся с более сложными техниками создания аппликаций.
Ветка яблони весной
Аппликация из бумаги «Весна» позволяет детям познакомиться с получением объемных образов методом складывания бумаги. Для занятия отыщите большую и хорошо разветвленную ветку дерева.
Далее сделайте бумажные заготовки яблоневых цветков:
- Возьмите белые бумажные квадраты со сторонами 5 или 7 см. Сложите пополам два раза.
- Держа пальцами угол сгиба, вырежьте из заготовки сердечко.
- Раскройте получившийся цветок. Сильно не расправляйте, он должен оставаться объемным.
- Аналогично сделайте листья. Только зеленый квадрат сложите один, а не два раза. И вырежьте не сердечко, а полуовал.
- Ветку дерева приклейте к картонной основе. А к ней – сделанные листья и цветки.
Ласточки
Прилетевшие весной ласточки выводят птенцов. Занятие знакомит дошкольников с созданием поделок из помпонов.
Чтобы сделать дом для ласточек, нужно разрезать пластиковую тарелку пополам. Склеить половины, лицевую покрыть клеем, обсыпать сеном, опилками, другими материалами для имитации птичьего гнезда. Дальше необходимо научить детей делать помпоны. Пусть этим методом они сделают головы птенцов, выглядывающих из гнезда, приклеят глазки и клювы.
Образцы конспектов уроков по аппликации в средней группе
Занятие по аппликации в средней группе проводится один раз в неделю и, как отмечалось выше, длится 20 минут. Это время включает:
- вводный этап, на котором педагог актуализирует имеющие у детей знания по теме — 2–3 минуты (обычно в форме разгадывания загадок, чтения стихотворений или просмотра мультфильма);
- основной этап, подразделяющийся на подготовительный — заготовку фона, материалов, инструментов для аппликации, проведение пальчиковой гимнастики — и выполнение поделки — дети с помощью взрослого создают, вырезают детали, наклеивают их на подложку — 15 минут (в середине основного этапа проводится физкультпауза);
- заключительный этап — воспитатель благодарит детей за работу, даёт оценку их деятельности — 2 минуты.
Примером реализации всех трёх этапов может быть занятие по геометрической аппликации на тему «Украшение платочка» О. Рассейкиной. Образец конспекта занятия, в котором комбинируется аппликация с рисованием, представлен в работе И.Е. Ульяниной «Лыжники». Интересный вариант методики отработки прямого движения ножницами представлен в конспекте В. Золотарёвой «Цветные кубики».
Обрывная аппликация занимает особое место в системе занятий этим видом творчества, так как детям очень нравится рвать бумагу, а это, в свою очередь, является отличной тренировкой мелкой моторики. К тому же поделки из обрывков бумаги или салфеток оригинально смотрятся. Пример занятия по обрывной аппликации можно найти в конспекте «Письмо незнакомого друга» О.Г. Лебедевой.
Сюжеты для аппликации в средней группе
Композиция для аппликаций в средней группе подбирается под тематику занятий цикла «Художественно-эстетическое творчество», обозначенных ФГОС, а также под тематику уроков других направлений, если этот вид работы уместен для её раскрытия.
В список тем уроков по аппликации среди прочих входят:
- «Детский сад»;
- «Сад. Фрукты»;
- «Овощи. Огород»;
- «Лес. Грибы. Ягоды»;
- «Деревья»;
- «Дикие животные»;
- «Мебель»;
- «Транспорт. ПДД»;
- «Зима»;
- «Птицы»;
- «Игрушки»;
- «Посуда»;
- «Космос»;
- «День Победы»;
- «Скоро лето».
На занятиях по развитию речи аппликация привлекается на таких темах:
- «Дружба» (малыши делают ладошковую аппликацию «Дерево дружбы»);
- «Профессии» (ребята наклеивают заготовки инструментов на «чемоданчики» представителей той или иной профессии);
- «Мой город» (дети выполняют поделку «Зима укрыла дома на моей улице», используя геометрические фигуры и ватные диски).
Уроки по ФЭМП можно разнообразить выполнением аппликации на изучении таких тем:
- «Форма. Цвет» (ребята выполняют аппликацию из геометрических фигур «Светофор»);
- «Простейшие геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, круг» (если эта тема близка к празднованию Дня народного единства, то малышам можно предложить сделать поделку из цветных салфеток «Флаг России»);
- «Количественный и порядковый счёт. Сутки» (дети выполняют плоскую аппликацию «Ночь»).
Ещё одним образовательным циклом, где аппликации очень уместны для закрепления материала, являются занятия по ознакомлению с окружающим миром. В частности, такие темы, как:
- «Пожар» (ребята выполняют аппликацию «Пожарная машина»);
- «Урожай» (дети выполняют аппликацию из бумаги и семечек «Золотые подсолнухи»);
- «Зимушка-зима» (воспитанники средней группы делают снеговиков из вырезанных из ватных дисков заготовок).
Фотогалерея: образцы готовых работ на занятиях по аппликации
В теме «Игрушки» особое внимание уделяется матрёшкам как виду народного творчества
Выполняя аппликацию «Скоро лето», малыши для головки цветка скручивают небольшие обрывки салфеток
Для аппликации по теме «Огород» ребята сами вырезают блюдо
Выполняя аппликацию по теме «Овощи», ребята делают морковку для зайки
При работе над темой «Птицы» дети сами выбирают цветовые комбинации деталей
Работая над заполнением контуров посуды обрывками бумаги, дети учатся комбинировать два цвета
Аппликация ко Дню Победы может быть оформлением открытки
Тема «Деревья» в нетрадиционной технике аппликации может быть заданием проекта
Геометрическая аппликация «Ракета» представляет своего рода пазл, который ребята сначала складывают, а потом приклеивают к основе
В средней группе на теме «Дикие животные» дети учатся комбинировать два вида крупы или зерна
При выполнении аппликации на плоскости «Грибы» задача детей правильно расположить детали на подложке под коллективную аппликацию
Фотогалерея: примеры аппликаций на уроках по развитию речи
Создавая коллективную аппликацию на тему «Дружба», педагог помогает вырезать ладошки
Одним из вариантов аппликации на тему «Профессии» является создание композиции из инструментов представителей разного рода деятельности
В аппликации «Дома на нашей улице» малыши комбинируют несколько видов изотехники: аппликацию на плоскости, геометрическую и из ватных дисков
Фотогалерея: примеры аппликаций на занятиях по ФЭМП
Для плоской аппликации «Светофор» дети используют три круглые и один прямоугольный элемент
Ночь в аппликациях показывается фоном, то есть чёрным или тёмным листом цветной бумаги
В аппликации «Флаг России» дети повторяют геометрические фигуры в процессе нарезания элементов для заполнения границ изображения
Фотогалерея: примеры аппликаций на уроках по ознакомлению с окружающей средой
В аппликации «Золотые подсолнухи» дети комбинируют обрывную технику с многослойной
Для выполнения аппликации «Пожарная машина» дети сами вырезают корпус машинки и окно, остальные элементы помогает педагог
Аппликацию «Снеговик» можно сделать из нарезанных белых листов, которые выкладываются в границы изображения
Аппликация на тему «Весна» в старшей группе
Детсадовцы старшей возрастной группы должны развивать навык работы с цветной бумагой, канцелярскими принадлежностями, пластичными материалами. У них уже должны быть знания о том, что весной на деревьях распускаются цветы, чтобы на их месте летом образовались плоды, что птицы возвращаются с юга, чтобы выводить птенцов в родных краях.
Аппликация «Весна» из цветной бумаги
Для создания аппликации необходимо подготовить плотный бумажный лист для фона, набор цветной бумаги, вкладыш из подарочной коробки конфет, маркеры, клей, ножницы, простой карандаш.
Инструкция, как сделать аппликацию «Птицы весной»:
- Вырежьте из коричневой бумаги ветку дерева. Приклейте на картонную основу.
- Вырежьте бежевый или желтый круг – это основа птичьего гнезда. Приклейте его на ветку.
- Разрежьте конфетный вкладыш тонкой соломкой. Хаотично приклейте по контуру круга. Получится настоящее гнездо.
- Вырежьте желтое солнце и его лучи. Приклейте на картон над веткой.
- Из зеленой бумаги сделайте листья. Наклейте на ветку.
- Сделайте птенцов, которые будут сидеть в гнезде. Из цветной бумаги вырежьте тельце, голову, клювы, крылья, лапки, глазки. Нарисуйте маркером зрачки.
- Приклейте готовых птенцов к гнезду.
Еще один вариант аппликации «Птицы весной» смотрите в следующем видео.
Весенний букет
Для развития моторики пальцев рук полезны пластилиновые поделки. Пусть дети скатают из красного, желтого или оранжевого пластилина тонкие жгуты, скрутят их «улиткой». Получатся цветочные бутоны. Далее нужно вырезать из цветной бумаги большой круг, сложить его так, чтобы получилось подобие букетного кулька. К его верхней свободной части остается приклеить пластилиновые бутоны. Если есть перламутровые бусины, ими можно украсить центр бутонов.
Синица весной
Старшим дошкольникам будет интересно поработать с пряжей. Для аппликации нужны нитки, соответствующие окрасу синицы: желтые, белые, черные, серые, синие, зеленые.
Нарисуйте на картоне контурное изображение птицы.
Нарежьте пряжу на маленькие отрезки отдельными кучками по цвету.
Покажите ребенку реалистичное изображение синицы.
Пусть он промазывает каждый участок контура клеем, обсыпает отрезками пряжи подходящего цвета.
Весенние соловьи
Весна ассоциируется с прилетом птиц. Сделайте с ребенком такую поделку:
- Из светлой бумаги вырежьте силуэтные заготовки соловьев.
- Сделайте клетки для птиц. Из широкой полоски цветной бумаги склейте кольцо – основание.
- К нему прикрепите тонкие бумажные полоски, сделав куполообразную решетчатую конструкцию.
- Вставьте бумажных птиц внутрь клеток.
- Развесьте соловьев на веревочке в детской комнате или в игровом зале детского сада.
Методика подготовки открытого занятия по аппликации в средней группе
Работа по составлению сценария открытого урока по аппликации в средней группе мало чем отличается от написания конспекта обычного занятия: те же три этапа, то же распределение времени между ними. Однако есть ряд особенностей на уровне содержания:
- открытый урок обязательно должен иметь сюжетную основу, в средней группе удобно работать со сказками, герои которых приходят к малышам за помощью или за советом по теме;
- чтобы занятие прошло успешно, отрабатываемый вид аппликации должен быть уже знаком ребятам;
- на заключительном этапе урока малышам нужно дать возможность оценить свою аппликацию — нравится/не нравится и почему.
С позиции реализации этих условий интересен конспект открытого занятия по аппликации на тему «Самый лучший дом» Е.А. Иютинской.
Критерии оценки открытого занятия проверяющими
Показательный урок оценивается и самим педагогом, и присутствующими по единой схеме:
- соответствие целей, задач занятия теме и требованиям ФГОС;
- действенность приёмов;
- наличие подходящей и доступной для понимания малышами наглядности;
- логичность видов работы, объяснений педагога;
- проведение физкультпауз на занятии (гимнастики для пальчиков и физкультминутки);
- формы осуществления индивидуального подхода;
- общая атмосфера урока, его темп;
- оценка готовых работ;
- рекомендации педагогу (какие уровни методической работы нужно откорректировать).
Если анализ присутствующими предполагает письменную форму, то необходимо вначале указать ФИО, регалии педагога, а также возраст детей и количество присутствующих на занятии.
В средней группе малыши учатся давать собственную оценку своей работе на занятии
Методическая литература по аппликации
При подготовке занятий по аппликации педагогу будут полезны следующие пособия:
- Аппликации и поделки из бумаги. — М.: Стрекоза, 2012.
- Григорьева Г. Использование игровых приёмов в руководстве изобразительной деятельностью./Дошкольное воспитание, 1991.
- Гусакова, М.А. Аппликация. — М.: Просвещение, 1987.
- Дубровская Н.В. Аппликации из природных материалов. — М.: Астрель, Сова, 2012.
- Дубровская Н.В. Аппликации из семян и косточек. — М.: АСТ, Сова, 2013. Дубровская Н. В. Аппликация из гофрированной бумаги. — М.: Детство-Пресс, 2013.
- Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. — М., Просвещение, 1991.
- Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. институтов — М.: Просвещение, 1987.
- Малышева А.И., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. – М.: 2000.
Образцы составления планов занятий по аппликации можно найти в пособиях:
- Колдина, Д. Н. Аппликация с детьми 4–5 лет. Конспекты занятий / Д.Н. Колдина. — М.: Мозаика-Синтез, 2021.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада: конспекты занятий. – М.: 2008.
- Конспекты занятий по аппликации в средней группе.
Творческому развитию детей 4–5 лет в образовательной программе детского сада уделяется много времени. При этом особое значение имеют занятия по аппликации, позволяющие малышам не только научиться пользоваться ножницами, отработать навыки работы с клеем и кисточками, но и узнать об изобразительных возможностях бумаги и других материалов для поделок. Всё это формирует у ребят важные учебные навыки и приобщает к интересному занятию, пробуждающему фантазию.
Аппликация в младшей группе на тему «Весна»
Уже с 2 лет дети способны творчески работать с бумагой и природными материалами. Тематические аппликации и поделки формируют у младших дошкольников представление о смене времени года, о пробуждении природы.
Подснежники
Чтобы изготовить симпатичные подснежники, нужны ватные диски, цветная бумага и картон. Аппликация не требует шаблонов, но при необходимости взрослый должен помогать ребенку.
Процесс изготовления первых цветов весны:
- Возьмите картон нежно-голубого цвета – это весеннее небо.
- Вырежьте из зеленой бумаги листья.
- Придайте ватным кругам форму бутонов подснежников, сделайте лепестки.
- Зеленым маркером нарисуйте на картоне стебельки цветов.
- Приклейте листья и бутоны.
Весеннее солнце
Чтобы сделать лучики яркого солнца, ребенок использует свои руки, прикладывает их к картонной основе, а взрослый обводит пальчики карандашом. Если картон не цветной, а белый, дошкольник раскрашивает получившиеся лучи желтым или оранжевым маркером, либо гуашевой краской, вырезает ножницами. Должно получиться минимум 6 заготовок.
Далее нужно вырезать большой желтый круг – это солнце. Приклеить его к картону небесного цвета, оставив края непроклеенными. Также можно использовать пластиковую тарелку, окрасить ее желтой гуашью. Чтобы завершить аппликацию, остается подсунуть лучи-ладоши под края круга, приклеить их. Чтобы получившееся солнце стало действительно весенним, можно нарисовать ему глазки и улыбку.
Цветки каштана весной
Чтобы изготовить аппликацию, нужны картон голубого цвета, разветвленная ветка дерева, поп-корн без красителя.
Ветку нужно наклеить на небесный фон. Для лучшего сцепления с картоном прижать заготовку грузом. К веткам приклеить хлопья жареной кукурузы – это цветки каштана. Оставить аппликацию высыхать.
Зелень весной
Дошкольникам будет очень интересно самостоятельно вырастить свежую зелень, с помощью поделки они узнают, как весной оживает природа.
Раздайте воспитанникам яичные скорлупки со срезанным верхом, подготовьте посадочный субстрат. Пусть каждый ребенок изобразит на своей скорлупе забавную рожицу. Затем насыплет внутрь почву, увлажнит из пульверизатора, посадит зелень. Можно использовать газонную смесь: она хорошо приживается, быстро всходит. Расставив скорлупки на подоконнике весной, дети будут ежедневно наблюдать, как развиваются всходы.
Ранняя весна
Собранные на прогулке древесные ветки можно использовать для создания пейзажа весны.
Из коричневой бумаги дети вырезают землю, из белой – оставшийся кое-где снег, из желтой – весеннее солнце.
Все это приклеивают к картону.
Также наклеивают ветки, которые в пейзажной композиции становятся молодыми деревцами.
В завершение к веточкам остается приклеить предварительно вырезанные маленькие зеленые листочки.