Все без исключения родители заинтересованы в успешности обучения ребёнка. Поэтому начинают заранее готовить его к школе: записывают на подготовительные курсы будущих первоклассников, обучают чтению, письму и быстрому счёту.
Безусловно, эти навыки пригодятся ребёнку в процессе учёбы, но мамы и папы забывают про психологическую готовность детей к школе. Именно она свидетельствует о достаточной зрелости детской психики для перехода на новый этап развития – учебную деятельность.
Подробнее о том, что такое психологическая готовность к школьному обучению и почему она так важна, вы узнаете из данной статьи.
Что такое психологическая готовность к школе?
Многие родители считают, что, если ребёнок к семилетнему возрасту научился читать, писать и решать примеры, то он полностью готов к школьному обучению.
Эта позиция ошибочна. Поскольку дошкольнику недостаточно владеть определённым уровнем знаний, умений и навыков, чтобы освоить школьную программу.
У ребёнка к семи годам должна быть сформирована психологическая готовность к обучению в школе. Это тот необходимый уровень развития, который позволит ему быть успешным не только в процессе учёбы, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в осознании внутренней позиции школьника.
Готовность ребёнка к обучению подразумевает, что все сферы психического развития готовы к усвоению норм и правил школьной жизни.
Почему дошкольник должен быть готов к школе именно психологически? Об этом – случай из практики.
Паша в 6 с половиной лет умел читать, писать печатными буквами и знал названия почти всех динозавров. Но у мальчика были трудности с поведением: капризничал по любому поводу, отказывался выполнять требования взрослых и постоянно нарушал дисциплину. С другими ребятами в группе Паша практически не общался, ему было трудно первым заговорить или пригласить поиграть. Психолог, исследуя готовность детей к школе, сообщила Пашиной маме, что ребёнок психологически не готов к обучению и рекомендовала оставить мальчика ещё на один год в детском саду. Мама была возмущена: почему у её сына низкий уровень готовности, ведь он столько всего знает и умеет! Не послушав совета специалиста, мама отдала Пашу в первый класс. Почти сразу у мальчика начались серьёзные проблемы. Уроки были ему неинтересны, учителя он не слушал, смотрел в окно или рисовал на парте. Домашние задания Паша делал только с маминой помощью и под её строгим контролем. Через месяц маму пригласил директор и рекомендовал перевести Пашу в коррекционную школу, поскольку тот не справляется с учебной программой.
⠀
Этот случай иллюстрирует, насколько важной для дальнейшей жизни является грамотная психолого-педагогическая подготовка к школе, в которой уделяется внимание всем сторонам психического развития ребёнка. Из-за неправильных действий мамы ребёнок попал в коррекционную школу, обучение в которой не соответствовало его реальным возможностям.
Подведем итог. Ребёнок, психологически готовый к школе, быстрее адаптируется к процессу обучения и школьной жизни. Ему легче наладить взаимоотношения с учителями и одноклассниками, завести друзей и проявить свои лучшие качества.
Чтобы меньше беспокоится за юного школьника и проверить, как проходит сложный (и часто проблемный) процесс адаптации к новым условиям, воспользуйтесь приложением родительского контроля «Где мои дети». С ним вы сможете слушать звук вокруг, связываться с ребёнком в любой ситуации и смотреть его передвижения по карте.
Компоненты готовности
Теперь давайте посмотрим, что же всё-таки нужно ребёнку для успешного обучения в школе:
Мотивационная готовность
Только то дело будет успешным, которое выполняешь с желанием и интересом. Поэтому к концу дошкольного возраста у ребёнка должно быть:
- желание учиться, стремление получать новые знания;
- интерес к познанию мира;
- положительное отношение к школе, учителю, одноклассникам.
Психологи утверждают, что при поступлении в школу у детей преобладают социальные мотивы и мотивы достижения. Им нравится красивая форма, школьные принадлежности, новые друзья, нравится получать хорошие оценки и когда хвалит учитель.
Учебная мотивация появляется гораздо позднее, ко второму, а то и третьему классу. Сначала ребёнок должен привыкнуть к роли ученика, а затем прийти к пониманию, что эта роль может ему дать.
Интеллектуальная готовность
Чем больше знает и умеет ребёнок, тем проще ему будет проявить себя в начале школьного обучения. Важными показателями готовности будут:
- умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями;
- способность анализировать, обобщать, делать выводы;
- определённый запас знаний об окружающем мире в пределах возраста.
Социально-личностная готовность
Школьное обучение предполагает общение с большим количеством людей: учителями, одноклассниками, ребятами из других классов. Поэтому у ребёнка должны быть хорошо развиты следующие качества:
- умение общаться со взрослыми и сверстниками, как знакомыми, так и незнакомыми;
- способность выполнять требования взрослого;
- отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать;
- развитые моральные принципы;
- адекватная самооценка.
Эмоционально-волевая готовность
Требования школьной жизни нелегки для вчерашнего дошкольника. Необходимо рано вставать, приходить в школу до звонка, сидеть на уроках долгое время. Дома тоже не получится расслабиться, поскольку нужно делать домашние задания. Поэтому ребёнку необходимо быть собранным, ответственным и организованным. От него потребуются:
- способность сосредотачиваться на задаче, концентрировать внимание;
- умение доводить начатое до конца;
- произвольность поведения – умение управлять своими поступками и эмоциями, сдерживать негативные проявления;
- умение преодолевать трудности при достижении цели;
- умение действовать по правилам.
У Паши из нашей истории не была сформирована эмоционально-волевая и социально-личностная готовность. Он не мог контролировать своё поведение, подчиняться требованиям взрослым и взаимодействовать со сверстниками. Если бы мама уделяла должное внимание не только развитию познавательных навыков, возможно, всё сложилось бы совсем по-другому.
Методы диагностики
Для определения уровня готовности ребёнка к школе психологи используют различные методики, такие как тест Керна-Йирасека, «Графический диктант», «Беседа о школе» и многие другие.
Но и сами родители могут определить, насколько их ребёнок готов к школьному обучению.
Во-первых, можно задать сыну или дочери ряд вопросов об окружающем мире: «Каких птиц ты знаешь?», «Расскажи о признаках весны в природе?», «Почему вода превращается в лёд?».
Во-вторых, существуют достаточно простые методики, с помощью которых мамы и папы могут узнать уровень развития памяти, внимания и мышления у своего ребёнка.
«10 слов»
Одна из них – методика «10 слов». Её суть состоит в том, что мама зачитывает 10 слов, не связанных между собой по смыслу. Задача ребёнка – назвать все слова, которые он смог запомнить после каждого повторения. Слова зачитываются 4 раза. В норме ребенок должен запомнить 8-10 слов после четвертого повторения. О низком уровне развития слуховой памяти говорит показатель – 3 и менее запомненных слова.
«Повтори узор»
Ещё одна методика, достаточно простая для родителей, это «Повтори узор». Мама или папа рисует по клеточкам несложный узор и просит ребёнка повторить такой же. Здесь можно оценить сразу несколько показателей: может ли ребёнок проводить линии точно по клеткам или рисует криво, получается ли у него такой же узор или есть различия, делает ли задание старательно или небрежно. Если узор срисован верно и ровными линиями, соблюдено расстояние между клетками – это свидетельствует о высоком уровне развития графических навыков и зрительно-пространственной координации. В противном случае стоит уделить внимание этим навыкам.
«Четвёртый лишний»
Определить уровень логического мышления ребёнка можно по методике «Четвёртый лишний». Ребёнку показывают 4 картинки, одна из которых – лишняя. Например, кошка-собака-корова-лиса. Родитель просит ребёнка назвать лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Из 10 попыток должно быть набрано хотя бы 7. Результат – 6 картинок и менее – говорит о недоразвитии у ребёнка операций анализа и обобщения. Также это может свидетельствовать о низком кругозоре.
Родителям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у родителей или решает проблему сам.
Признаки неготовности ребёнка к школьному обучению
Эти проявления можно заметить как до поступления ребёнка в первый класс, так и во время учёбы в школе. Ребёнок не готов к школьному обучению, если он:
- рассеян, «витает в облаках», не способен к длительному сосредоточению;
- неусидчив, часто отвлекается, постоянно нарушает дисциплину;
- быстро утомляется, раздражителен;
- не может подружиться со сверстниками, замкнут или наоборот, постоянно конфликтует с ними;
- не хочет ходить в школу, жалуется на «плохую учительницу» и «скучные уроки»;
- испытывает трудности в усвоении учебного материала;
- часто болеет, жалуется на плохое самочувствие;
- тревожен, боится первым заговорить со взрослыми.
Родителям важно помнить, что, отдавая психологически неготового ребёнка в школу, они наносят непоправимый вред детской психике.
Как правильно настроить ребенка, чтобы не было перекоса или в сторону учебы, или в сторону отдыха?
Есть разные дети. Есть дети, которые пришли из школы, чуть-чуть отдохнули и сразу должны сделать домашнее задание. Они очень ответственные, не могут ничем заниматься, расслабиться, играть, пока над ними висит необходимость сделать домашнее задание. И им лучше будет дать некоторую передышку или перекус, а потом сразу сделать домашнее задание. По принципу «сделал дело – гуляй смело». Тогда они спокойно могут заниматься творчеством, игрой на улице, физической активностью и т.д. А есть дети, которые пришли домой, и им нужно расслабиться, поспать, поесть, наиграться. И потом уже, отдохнув, взяться за домашние задания. Творческое самовыражение, физическая активность и игра должны присутствовать
в любом случае. Это то, что дает возможность восстановиться, переключиться, улучшить настроение, выделить так называемые «гормоны» удовольствия. Естественно, когда хорошее настроение, можно быстро и легко сделать домашнее задание. Просто нужно действовать исходя из интересов ребенка.
Со скольких лет начинать
Когда должна начинаться психологическая подготовка ребёнка-дошкольника? Большинство родителей уверены, что за год до школы. Некоторые с сомнением ответят, что чуть пораньше — за 1,5-2 года. И наверняка все удивятся, когда услышат мнение детского психолога — с пелёнок.
Но это вовсе не значит, что все первые 6 лет жизнь дошкольника должны состоять исключительно из развивашек и постоянных занятий. Процесс подготовки должен быть максимально щадящим, плавным и ступенчатым. Никаких стрессов и перегрузок — иначе к 1 сентября бедный первоклассник потеряет всякое желание учиться.
Рекомендация родителям. Каждый год жизни дошкольника ознаменован развитием какой-либо психической акцентуации. Изучите их. В год, например, надо начинать активно тренировать мелкую моторику. В 2 — пополнять словарный запас. В 3 — знакомить с окружающим миром. В 4 — заняться его социальной адаптацией. В 5 — способствовать раскрытию творческого потенциала. В 6 это всё надо привести к общему знаменателю — психологической готовности к школе.
Если у ребенка в коллективе возникли проблемы, решит ли их перевод в другую школу?
Я вообще-то всегда против бегства. Потому что это позиция слабых. Это невротическая реакция. Убегать – это уступать, проигрывать. Это быть всегда сзади. Это уже будет стереотип и копинг-стратегия как вести себя в дальнейшем. Есть люди, которые встретили малейшие трудности во взрослой жизни и меняют работу, место жительства. Зачем? Зачем кому-то уступать? Нужно отстаивать свои права, свои границы, свою территорию, уметь себя защитить. Правильно, если ребенок отстроил свои личностные границы, сумел отстоять себя, заставил уважать. Уверенность вырастает, и он учится в дальнейшем так же себя вести. И в конце концов с ним начинают считаться. Потому что понимают, что он не уступит свою территорию. Почему он должен быть жертвой? Почему кто-то должен быть всегда командиром и понукать? Нормально, когда есть конкуренция. В конкуренции разные средства бывают, в том числе и не очень справедливые, и не очень честные. И функция родителей, психологов, психотерапевтов, психиатров – научить ребенка справляться с этим
. Через рассказы, через придуманные и реальные истории, истории из литературы. И фильмов много по этому поводу, и учебников, и книг. В такой ситуации родителям стоит задуматься, как вместе с ребенком решить эту проблему.
Но иногда бывает травля в школе, так называемые моббинг и буллинг
. Это когда есть сильный лидер, который начинает прессовать, давить, издеваться, обзывать, и основная масса, которая, чтобы не быть в роли жертвы, присоединяется к лидеру либо пассивно наблюдает, потому что боится. Ведь если жертве удалось избавиться от своей неблаговидной роли, лидер все равно будет искать другую жертву. Поэтому так мало защищают, хоть и видят несправедливое отношение со стороны лидера. Остановить травлю может взрослый авторитетный человек, например классный руководитель, либо другой педагог, либо родитель, либо альтернативный лидер из сверстников. Может и сам ребенок, конечно, если он найдет в себе силы. А этому его надо научить.
Упражнения
Домашняя подготовительная работа к школе предполагает выполнение упражнений на развитие когнитивных способностей.
Развитие памяти и внимания
Разложите на столе разные вещи (лучше связанные со школьной тематикой — ручку, тетрадь, карандаши, альбом). Когда ребёнок выйдет из комнаты, поменяйте предметы местами или уберите что-нибудь. Вернувшись, он должен сказать, что изменилось.
Развитие воображения
Разложите картинки на школьную тему (как ёжик опоздал на урок, например). Без 5 минут первоклассник должен сочинить по ним связный рассказ.
Развитие мышления
Составьте ряд чисел (от 10 до 25), расположенных хаотически. Предложите дошкольнику вычеркнуть из него определённую цифру (2, например), сколько бы раз она не встречалась.
Развитие речи
Устраивайте праздники школьных вещей. Например, сегодня — праздник шариковой ручки. Расскажите, как она устроена, как работает, какие функции выполняет. Дайте задание сочинить про неё сказку. Так будет пополняться словарный запас, развиваться грамматический строй речи.
Развитие мотивации
Читайте сказки о том, как животным и детям, не посещающим школу, приходится трудно в жизни. И наоборот — как весело и полезно учиться в ней.
Ежедневное выполнение 1-2 упражнений такого рода — отличная психологическая подготовка к школьному обучению.
Программа
Во многих школах при организации предварительных занятий будущих первоклассников реализуется программа психологической подготовки. Это отличный бонус, так как после неё ребёнок чувствует себя более комфортно в школьном коллективе и показывает хорошие учебные результаты.
Примерная подобная программа «Хочу учиться!», рассчитанная на год (по 2 часа в неделю), продемонстрирует, по какому плану занимается с будущими школьниками психолог.
Если психологическая подготовка будет своевременной и грамотной, ребёнок быстро адаптируется к школе и будет успешен в обучении. Обратная ситуация окажется чреватой нервными срывами, развитием внутренних комплексов и, несомненно, проблемами с успеваемостью.
Какие ваши пожелания, рекомендации родителям?
Я желаю, чтобы все родители, у которых дети собираются в школу, были внимательны к ним, помогали, но в то же самое время стимулировали их самостоятельность. Потому что ребенок должен и может учиться и выполнять задания самостоятельно. Но для того, чтобы его поддержать в начале пути, родителям надо показать, что они рядом, что на них всегда можно рассчитывать. Это очень важно.
Записаться консультацию к Анжелике Михайловне или другому детскому психотерапевту можно по телефонам центра:
+375 29 311-88-44;+375 33 311-01-44;+375 17 299-99-92.
Или через форму
онлайн-записи на сайте.