Исследовательский проект по биологии и химии «Почему болят зубы? Влияние зубной пасты на прочность зубов»


Удивительные зубы

Как устроены зубы и зачем они нужны? Зубы самые твёрдые части нашего организма. У новорожденных детей зубов нет. Только к 2-3 годам у ребенка вырастают первые 20 зубов. Их называют молочными, потому что после 6 лет их сменяют постоянные: 16 на верхней челюсти и 16 на нижней. Если человек потеряет постоянный зуб, то новый уже не вырастет никогда.

Зубы бывают разных видов: клыки, резцы, коренные и все зубы выполняют свои функции: резцы – откусывают, режут пищу, коренные пережевывают, а клыки помогают грызть твердую пищу. Зубы человеку необходимы для откусывания, размельчения и пережёвывания пищи. Здоровые зубы украшают лицо, так же мы используем их, когда произносим многие звуки (например “д”, “з”, “л”, “с”, “т”). Поэтому очень важно беречь и вовремя лечить зубы.

Зуб — это живой орган, который состоит из трех основных частей — коронка, шейка, корень. Коронка – часть зуба, которая видна в полости рта. Корни – уходят в десну и прочно закрепляют зуб в челюсти. Шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.

Любой зуб покрыт тонким слоем эмали, которая является главным защитником зуба. Эмаль состоит из кальция. Под эмалью находится дентин – вещество, похожее на кость, но более твердое. Под слоем эмали и дентина находится сердцевина зуба – пульпа – мягкая ткань, которая содержит нервы и кровеносные сосуды. Благодаря нервам зуб чувствует тепло и холод. Через кровеносные сосуды в зуб поступают кислород, питательные вещества, витамины, необходимые для роста и сохранения зуба.

Та часть, которую мы не видим, находится в десне и называется она — корень. Он закрепляет зубы, чтобы они не шатались и не выпадали. Через корень проходит нерв. Корень зуба снаружи покрыт специальным защитным веществом — цементом. Основание зуба поддерживается десной – слизистой, очень плотной и толстой оболочкой, снабженной кровеносными сосудами и нервами.

Ход опыта:

Воспитатель предложил научиться правильно чистить зубы, чтобы убрать остатки пищи между зубами. Кусочки ваты застряли между зубьями расчёски, почти как пища между нашими зубами. Я проведу зубной щеткой вдоль зубцов, а теперь от основания к кончикам.

Когда лучше удаляется лишнее?

Когда чистим от основания к кончикам.Сначала чистим передние зубы : снизу – вверх, сверху – вниз, так снаружи и внутри; затем боковые – с левой стороны, боковые – с правой стороны.

Вывод: Зубной щеткой хорошо чистить все промежутки между зубами, после такой чистки зубам не страшны микробы. Зубы нужно чистить 2 раза в день – утром и вечером в течении 3 минут и полоскать рот после каждого приёма пищи.

Опыт «Как разрушается зубная эмаль»

Цель: показать, как разрушается зубная эмаль при воздействии кислоты, которая образуется при пережёвывании пищи.

Материал: вода, 2 стакана, 2яйца, уксусная кислота, ложка.

От чего возникают болезни зубов и десен?

Выясняя причины возникновения болезней зубов и десен, я изучила литературу и узнала много полезной информации. Оказывается, одной из самых распространенных причин возникновения болезней зубов является плохая гигиена полости рта. После еды на поверхности зуба или же между зубами остается пища. Она приклеивается к десне, постепенно превращаясь в «зубной налет».

Зубной налёт — липкая тонкая плёнка, располагающаяся на поверхности зуба и содержащая огромное количество бактерий. Особенно интенсивно этот процесс происходит при употреблении сладкой, мягкой, липкой и вязкой пищи. С течением времени — 18-28 часов налёт становится твёрдым, бактерии на нём размножаются, а при повторном поступлении сахара образуется кислота, которая разрушает эмаль зуба. Кислота разрушает эмаль, проникает сквозь дентин и добирается до пульпы. Нерв на это реагирует, и зуб начинает болеть. Так начинается кариес.

Процесс образования твёрдого зубного налёта длится в среднем 20 часов, поэтому удаляя налёт с поверхности зуба 2 раза в день — 1 раз в 12 часов, можно значительно снизить вероятность возникновения кариеса. В наше время ухаживать за полостью рта можно разными способами: при помощи зубной пасты и щетки, зубочистки, зубной нити, при помощи ополаскивателей и жевательной резинки.

Эксперимент №1 «Влияние кислоты на зубную эмаль»

Так же наши зубы могут испортить механические повреждения эмали и перепады температур. Зубы даны человеку для пережевывания еды, а не для открывания бутылок, разгрызания орехов, кусания предметов, не предназначенных в пищу, таких как карандаши и ручки. Многие ребята из нашего класса грызут ручки, карандаши, ногти. Все это приводит к трещинам зубной эмали и может привести к кариесу. Так же зубы могут портиться, если сразу после горячей еды выпить, например, холодный сок, воду или съесть мороженое. Эмаль не выдерживает столь резких температурных перепадов, и трескается, оставляя зуб без защиты.

Эксперимент №2 «Негативное воздействие перепадов температур на зубы »

Исследовательский проект «Зуб Неболейка»

Библиографическое описание:

Кобелева, Е. М. Исследовательский проект «Зуб Неболейка» / Е. М. Кобелева, Р. М. Якущева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 1 (7). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1638/ (дата обращения: 29.12.2021).


Хочешь долго жить — сохрани зубы здоровыми. Зубы — показатель здоровья. За полостью рта необходимо ухаживать с самого рождения. Ранний и грамотный уход за детскими зубами — это основа здоровых зубов на всю жизнь. От наличия всех молочных (но здоровых) зубов зависит правильное формирование челюстных костей. Раннее их удаление (или выпадение) приводит к развитию неправильного прикуса, что влияет на формирование правильного звукопроизношения.

Родители по — настоящему счастливы только тогда, когда их ребенок здоровый и веселый. Он улыбается окружающему миру, и хочется верить, что так будет всегда. Среди прочих забот о сохранении здоровья малыша ни в коем случае нельзя забывать о здоровье зубов и десен.

Природа наградила нас двумя «поколениями» зубов — молочными, или временными, и постоянными. Удивительно, но большинство родителей не очень — то переживают, когда из — за кариеса ребенок теряет молочные зубы. Все равно, считают они, вырастут новые. Это распространенное заблуждение приводит к печальным последствиям. Именно молочные зубы создают «фундамент» для постоянных зубов. Если ребенок из — за кариеса теряет раньше времени молочные зубы, нарушается правильный рост и развитие челюстей и постоянных зубов. Кроме того, зачатки постоянных зубов располагаются прямо под молочными зубами, а инфекция может легко проникнуть внутрь челюсти и разрушить их. В этом случае зубы вырастают кривыми и недоразвитыми, а то и вовсе могут погибнуть. И поэтому познакомить с правилами и методами ухода за зубами необходимо уже в дошкольном возрасте.

С 3 до 6 лет прорезаются все молочные зубы, и формируется временный прикус.

Самостоятельно ребенок не сможет качественно очистить зубы до 6–7 лет, т. к. его моторные навыки несовершенны из-за незрелости нервной системы. Ускорить этот процесс невозможно. До школьного возраста ребенок лишь тренируется, а чистка зубов ребенка осуществляется родителями.

Одной из задач ДОУ в работе по формированию здорового образа жизни заключается в том, чтобы совместно с родителями сформировать у детей привычки, которые сохраняют и укрепляют здоровье с детства: соблюдение режима дня, правильное питание, расширять знания о способах и средствах ухода за полостью рта, закаливание, формирование потребности в движении.

Чем старше ребенок, тем уверенней становятся его навыки. К 7 годам ребенок чистит зубы сам со знанием дела.

Данный проект способствует формированию осознанного отношения к своему здоровью, расширяет знания о способах и средствах ухода за полостью рта. Проведенные опыты позволили пополнить знания о том, что красители, содержащиеся в таких напитках как Фанта, Пепси-кола окрашивают и разрушают эмаль зубов……

В результате работы над проектом дети нашей группы продемонстрировали умения анализировать, доказательно излагать свои мысли и делать собственные выводы.

«Зуб Неболейка».

Проблема: Удетей не достаточный опыт по уходу за зубами и средствах по уходу за ними.

Актуальность проекта: сформированный навык правильного ухода за полостью рта, привитый с детства, сохраняется на всю последующую жизнь.

Цель проекта: Формировать у дошкольников через поисково-познавательную деятельность осознанное отношение к своему здоровью.

Задачи:

  1. Развивать представление о том, что здоровье — главная ценность человеческой жизни; формировать привычку к здоровому образу жизни.
  2. Дать знания о способах и средствах ухода за полостью рта, закреплять правила и навыки ухода за зубами.
  3. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.

Вид проекта

− по количество участников — коллективный;

− по приоритету метода — исследовательский;

− по контингенту – одновозрастной;

− по продолжительности — долгосрочный.

Участники дети, педагоги, родители.

Поэтапное решение проекта: «Зуб Неболейка».

1 этап. Поддерживание детской познавательной инициативы, подведение детей ксамостоятельному выводу. (сбор информации)

− просмотр энциклопедий;

− просмотр видеофильмов;

− опрос сотрудников детского сада.

2 этап. Практическая деятельность детей, направленная на получение результата.

− знакомство с правилами ухода за зубами;

− закрепить умение чистить зубы;

− викторина «Как сохранить зубы здоровыми»;

− сбор народных мудростей(совместно с родителями).

Проблемная ситуация.

У девочки Даши заболел зуб, как вылечить зуб и что необходимо делать, чтобы зубы не болели?

3 этап. Продукт проектной деятельности.

создание «Книги мудрости от зуба Неболейки».

4 этап. Презентация проекта.

Литература:

  1. Александрова Е. Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья». Волгоград: Учитель, 2007. – 151 с.
  2. Киселёва Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2003. — 96 с.
  3. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения. Проектирование, тренинги, занятия. Волгоград: Учитель 2009. – 218 с.
  4. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. М.: АРКТИ, 2004. – 64 с.
  5. Сидорчук Т. А., Корзун А. В. Воображаем, размышляем, творим…: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. М., ООО ИД «Белый ветер», 2006. – 201 с.
  6. Цепенникова В. И. Чудеса, которые рядом. Пермь, 1992. — 93 с.
  7. Шаталова С. П. Моя первая энциклопедия. М., «Оникс», 2000. — 15 с.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: зуб, полость рта, осознанное отношение, ребенок, средство ухода, здоровый образ жизни, здоровье, молочная, родитель.

Немного из истории о зубах

Оказывается, еще с древних времен люди старались ухаживать за своими зубами. Одними из самых древних гигиенических средств являются зубочистки. Археологи утверждают, что зубочистками пользовались еще неандертальцы. Они использовали веточки, заостренные палочки для удаления с поверхности зуба кусочков оставшейся пищи.

Еще до нашей эрызубочистки стали делать из золота и серебра. Немногие люди могли позволить себе зубочистки из драгоценных металлов, поэтому их стали делать из перьев, слоновой кости и из дерева. Например, в Мексике их делали из шипов кактуса. В 19 веке в качестве зубочистки на Диком Западе использовали длинный охотничий нож, а в Европе в ход шли столовые приборы. Согласно легенде, во Франции кардиналу Ришелье настолько опротивело, что его гости чистят зубы кончиком ножа, что он приказал затупить все ножи. С тех самых пор у столовых ножей появились округлые кончики.

Первые «зубные пасты» и зубные щетки появились в Египте. Щетки сделаны были из веточек деревьев с одним распушенным концом, а другим заостренным.В 1498 году в Китае придумали прикрепить к ручке из бамбука небольшое количество щетинок сибирского кабана. Щетинки выбирали самые твёрдые и прочные — с хребта животного и чистили зубы без какой-либо пасты или порошка. Вместо зубной пасты наши предки полоскали зубы соленой морской водой, способствующей укреплению десен, а так же использовали для чистки зубов древесный уголь, гипс, зерна какао, корни растений, смолу и др.

При Петре I зубы было принято чистить тряпочкой и щепотью толчёного мела. В деревнях же зубы натирали берёзовым углём, который отлично отбеливал их. Освежали полость рта, разжевывая листья мяты, хвою кедра, лиственницы, пихты, обладающих и приятным ароматом и антибактериальным свойством. В 1937 году изобрели нейлон и ворсинки для зубных щеток стали делать из него. Так зубная щетка приобрела свой современный вид.

Первый зубной порошок появился в 1850-е годы и состоял из мела, измельченных лекарственных трав, плодов или цветов для приятного вкуса. Первая зубная паста, очищающая зубы от налета, появилась в начале XX века, а первая советская паста в тюбике была выпущена в 1950 году.

В то время зубная паста была дефицитом, и все советские люди долгое время пользовались зубным порошком. В наше время существует большое разнообразие зубных паст, которые по своим свойствам делятся на детские, профилактические, лечебные, отбеливающие, пасты для чувствительных зубов. Но как оказалось, не только в правильном уходе за зубами скрыт секрет сохранения их здоровья.

Второй по распространенности причиной болезни и потери зубов по праву можно считать неправильное питание. Вы обращали когда-нибудь внимание на то, что мы кушаем и как часто это делаем? А чистим ли зубы всегда после еды? Оказывается, привычка перекусывать между основными приемами пищи чем-то сладким, пить сладкие газированные лимонады очень плохо сказывается на здоровье зубов.

Эти продукты способствуют размножению бактерий и образованию зубного налета, а вот пользы организму приносят мало. Для того, чтобы эмаль была крепкой, а зубы здоровыми и блестящими, нужно употреблять в пищу молочные продукты, содержащие кальций, рыбу и овощи и кушать регулярно, не перекусывая между основными приемами пищи.

Заключение

В ходе моего исследования моя гипотеза нашла как подтверждение, так и дополнение. Как показывает мировой опыт, основным средством профилактики стоматологических заболеваний является тщательная личная гигиена полости рта и регулярность питания. Для того чтобы зубы не разрушались, их следует чистить и ухаживать за ними не реже двух раз в день, причем делать это правильно. Нужно удалять остатки пищи, которые задерживаются между зубами. И в этом нам помогает зубная щетка. Щетина ее «выметает» остатки пищи, а зубная паста или зубной порошок очищают зубы и рот от микробов.

После этого зубы снова становятся белыми, блестящими, гладкими. У каждого человека должна быть своя личная зубная щетка. Щетинка ее не должна быть очень жесткой, чтобы не повредить десны и не поцарапать во рту. Щетку следует менять раз в 2-3 месяца и смазывать мылом после каждой чистки. Чистить зубы следует утром и вечером не менее 3 минут, вычищая зубы со всех сторон, а после каждого приема пищи нужно обязательно полоскать рот «средством для полоскания рта» или употреблять жевательную резинку с ксилитом.

Как минимум 2 раза в год следует посещать стоматолога для профилактического осмотра.

Необходимо снизить потребление продуктов, способствующих развитию кариеса. Ни в коем случае не есть их перед сном, при этом забывая почистить зубы. Есть продукты, которые любят не только дети, но и «вредные» бактерии, образующие зубной налет и вырабатывающие кислоту. Это — сладости, продукты, которые прилипают к зубам (например, ириски, бананы, чипсы), газированные напитки и особенно, энергетические напитки. Но это не единственные продукты опасные для зубов.

Есть продукты, которые уже содержат кислоту и представляют опасность для зубной эмали: фруктовые чайные смеси, лимон и черная смородина, кислые яблоки, киви, ананасы. Но это вовсе не означает, что данные продукты есть нельзя, нужно просто хотя бы полоскать рот после их употребления или жевать жевательную резинку с ксилитом не дольше чем 5 минут и, конечно, не открывать зубами бутылок, банок или пакетов с чипсами и молоком.

Лед, попкорн, леденцы и орехи — все это может легко повредить ваши зубы. Для того, чтобы вытащить остатки пищи из промежутка между зубов, нужно использовать зубную нить или деревянные зубочистки, а не булавки и другие железные предметы.

Список литературы

  1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Строение моего тела. Зубы.
  2. Купец Т.В., Матело С.К. //Детская стоматология. – 1998. – № 1. – С. 31–34.
  3. Энциклопедия для детей. Человек. //Аванта – 2001. – Том 18. – С. 131 — 134.
  4. Информационный портал «Детская стоматология»- Здоровые зубы детям.
  5. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. М. «Махаон» 2003 г.
  6. Студеникин М. Хорошие зубы – залог здоровья. Книга о здоровье детей. с.184-189
  7. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. М.:Аванта,2004.
  8. Интернет-ресурсы

Приложение 1. Анкетирование

1. Мама с папой ушли на работу, ты позавтракал, пойдешь ли ты чистить зубы?

  • Нет, конечно!
  • Да обязательно!
  • Не знаю, как зубы?

2. Доктор сказал, что тебе нужно чистить зубы два раза в день ежедневно, или вырывать зуб. Что ты выберешь? Ничего страшного потерплю это же всего лишь один зуб!

  • Конечно, как сказал врач!
  • И не то и не другое

3. А теперь просто ответьте вы любите чистить зубы? Нет, не люблю!

  • Да, обожаю !
  • Нет конечно ! Ни чем не заставишь!

4. Вы любите ходить к стоматологу? Нет!

  • Да!
  • Если пообещают потом мороженое, я подумаю.

5. Что вам важнее? Выпить еще пару бутылок кока-колы, или здоровье ваших зубов?

  • Первое без вопросов
  • Конечно зубы!

Проект «Наши зубки!»

Не обжора я, вовсе нет.

И тут он почувствовал, что невидимая иголка снова воткнулась в него.

Но я же не кушал иголку, откуда ей появиться? — не успел подумать малыш, как вдруг почувствовал невероятную боль в дырочке. И малыш, что есть силы, захныкал. От его рева проснулись все, начиная от самого маленького до старого дедушки. И принялись его, бедняжку, успокаивать, уговаривать.

Как только зубная боль утихомирилась, все до единого зубки, включая и не выспавшегося малыша, пошли в поликлинику. Кто — на профилактику, а кто — на лечение. Малыш после лечения стал таким здоровым, таким веселым, что даже его бледные щечки зарумянились, округлились. В глазках появился свет, и он почувствовал себя самым счастливым. А, главное, он понял, что нельзя кушать без меры много сладостей. И теперь у него стало так много друзей, что он и сам удивился!

Ирина Гурина «Сказка про зубную фею и вредный кариес»

Высоко над облаками есть Волшебная страна. Там живут волшебники и волшебницы. Прекрасным теплым вечером одна маленькая Феечка сидела на облаке и наблюдала за тем, что творилось в мире. Прямо под ее облаком на зеленой полянке стоял чудесный домик. А в садике за домиком играли мальчик и девочка. Вскоре из дома послышался голос их мамы:

— Машенька! Ванечка! Идите ужинать, умываться и спать.

Детки убрали игрушки и побежали в дом. Фея вздрогнула: чья-то черная тень мелькнула и пропала на пороге дома. И на мгновенье повеяло холодом. Кто бы это мог быть? Но так как больше ничего Феечка не увидела, она решила, что ей померещилось.

Мама испекла Маше и Ване на ужин вкусный пирог. Поставила на стол в плошках спелую сочную малину и налила в глиняные чашечки парного молока, что давала их корова Буренка. Деткам очень понравилось угощение! Они с аппетитом поели и помогли маме убрать со стола.

Потом мама пошла стелить им кроватки, а деткам сказала, чтобы они умылись, почистили зубки и шли в детскую слушать вечернюю сказку и спать.

Маша и Ваня так устали за день, что решили только умыться, а зубки договорились не чистить. И маме про это решили ничего не рассказывать, чтобы не расстраивать ее. Так и поступили.

Нехорошо, подумала Феечка. Обман никогда не приводит к добру.

Детки послушали мамину вечернюю сказку, и когда их глазки стали закрываться, мама зажгла на столе маленький ночничок, поцеловала их в румяные щечки и, прикрыв дверь, вышла из комнаты. Сквозь открытое окошко при свете ночника Феечке было хорошо видно, что происходит в детской. Она увидела, как дверь приоткрылась и в комнату тихо скользнула та самая черная тень, что она видела у порога дома. Феечка узнала, кто это, и задрожала от страха. Это был Злой Волшебник Кариес! Кариес приходит к людям, которые не ухаживают за своими зубками. Он заколдовывает их зубы, и те начинают чернеть, рушиться и очень болеть! Так, что приходится идти к Зубному доктору. Но иногда, даже добрый доктор не может спасти заколдованные вредным Кариесом зубки, и их приходится удалять. Больше всего Кариес любит детские зубки ведь они такие маленькие, такие нежные и их легче заколдовывать.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]