Конспект занятия на тему «Жостовские россыпи» (для детей старшего дошкольного возраста)


История промысла

Промысел возник в средине XVIII века на Урале, где было сконцентрировано наибольшее количество металлургических заводов. В XIX веке подносы стали активно изготавливать в деревнях Московской губернии – Жостове и Новосельцеве. В скором времени местный промысел приобрел просто колоссальную популярность.

Начиная с 1920 года, в разных городках начали формироваться довольно мощные трудовые артели. Однако, спустя десять лет народные промыслы пытались вытеснить советские идеи, предполагающие утверждение реализма.

Только в 1960 гг. художественная роспись вновь обрела внушительный авторитет. Ведущие мастера создавали не просто яркие и самобытные композиции, но и подкупали особым колоритом и неподдельной эксклюзивностью.

Занятие «Знакомство с жостовским промыслом в средней группе»

Миннулина Альмира Расиховна
Занятие «Знакомство с жостовским промыслом в средней группе»
Занятие «Знакомство с жостовским промыслом в средней группе»
Цель: познакомить с декоративном искусством жостовского промысла; рассматривать, выделять характерные элементы; Развивать художественный вкус.

Методы обучения: обследование, рассмотрение образцов, словесный, практический.

Материалы: подносы, аудиозапись русской народной песни «Во поле береза стояла»

, трафареты подносов, гуашь, кисти № 2,3,5

Цвета жостовской росписи

Классическая подача рисунка предполагает наличие черного или красного фона. Более прогрессивные современные концепции позволяют использовать и нежные пастельные полотна для создания богатой многоцветковой композиции.

Жостовская фабрика выпускает изделия с красным, синим, зеленым или голубым фоном. Один из самых популярных оттенков — «слоновая кость». Реже встречаются «золото» и «агрессивные» красные полотна.

Особо изысканно смотрятся полотна с перламутровым покрытием. Переливы могут «украшать», как весь фон, так и отдельные акценты композиции. Инкрустация перламутром использовалась изначально в Федоскино.

Основные цвета

Цветовая палитра, которую использовали мастера жостовского художественного профиля, более чем разнообразна и богата.

Для фона предпочтительны следующие цветовые решения:

  1. Черный (#000000);
  2. Слоновая кость или пшеничный (#F5DEB3);
  3. Красный (#FF0000);
  4. Голубой (#00BFFF);
  5. Лазурный (#007FFF);
  6. Желтый (#FFBA00);
  7. Бургундский (#900020);
  8. Золотой (#FFD700);
  9. Янтарный (#FFBF00);
  10. Коричневый (#964B00).

Для создания непосредственно самого рисунка можно использовать абсолютно любой цвет. Приветствуется импровизация с тонами и полутонами.

Необходимые материалы и инструменты

Чтобы создать рисунок по типу жостовской росписи, потребуется такие материалы и инструменты:

  • краски, для такой росписи лучше всего использовать гуашь;
  • цветная бумага или картон черного, зеленого или синего оттенка, если под рукой нет ничего подходящего, можно взять простую бумагу и затонировать ее обозначенными цветами;
  • кисти под номерами 2, 4, 5, рекомендуется использовать колонковые или беличьи кисти, поскольку они помогают лучше всего нарисовать мелкие детали композиции;
  • емкость с чистой водой;
  • отрез ткани, чтобы вытирать кисти;
  • ватные палочки;
  • палитра.

Элементы и узоры жостовской росписи

Наиболее часто художники Жостово выполняют простые цветочные композиции в виде букетов. Рисунок формируется из гармонично соединённых мелких цветков и крупных эффектных соцветий, нераспустившихся бутонов и зеленой листвы.

Популярные цветы: роза, астра, пион, тюльпаны, георгины, дополненные тонкими листиками, бутонами и стебельками с мелкими веточками. Кроме садовых композиций, художники часто изображают скромные фиалки, милые ландыши, трогательные анютины глазки или вьюнки.

Рядом с традиционными лилиями, бессмертниками, чабрецом и ромашками, художники любили изображать и совершенно невиданные диковинные цветы, не существующие в природе. Особо богатые букеты дополняют фруктами и ягодами. Иногда в центре или на заднем плане могут изображать бабочек и птиц.

(Жостовская роспись с сюжетной картиной)

Кроме цветочных композиций жостовские мастера иногда рисовали и сюжетные картины. Это сценки из жизни обычных людей, различные пейзажи, роскошные ландшафтные композиции. Популярный мотив – тройка лошадей в окружении цветов.

Главная особенность росписи – импровизационный подход к любым рисункам. Художники вовсе не обязаны творить по строгим шаблонам и образам, следовать особым схемам или натуре. Учитывая удивительное разнообразие художественных приемов, импровизационную базу и креативный подход, каждый рисунок является поистине уникальным и неповторимым.

Проект «Знакомство детей с жостовским промыслом»

оксана игнатова
Проект «Знакомство детей с жостовским промыслом»

Проект

«Знакомство детей с жостовским промыслом»

Автор: Игнатова Оксана Евгеньевна

Тип проекта: познавательно-творческий проект.

Вид проекта:краткосрочный.

Участники:подготовительная к школе группа (6-7 лет)

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие»

, безнравственность, бездуховность, мы всерьёз задумываемся о том, ка-кими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице
«потерянное поко-ление»
, не имеющее никаких нравственных ценностей. Как быть нам, педагогам, чтобы этого не произошло?

Я думаю, выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т. е. воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют.

Говорят, если есть доброта, чуткость, добропорядочность, значит человек состоялся. Во-прос о том, как, какими методами воспитывать в них нравственность.

Было решено познакомить детей с русскими народными традициями, чтобы воспитывать на материале истории нашего народа. А для этого нет лучше пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель: познакомить с жостовским промыслом, как с историей нашего народа и мастер-ством народных умельцев.

1 Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к культур-ному наследию своего народа через ознакомлениес народными традициями: (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно- прикладное искусство).

2. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского де-коративно-прикладного искусства.

3.Формировать обобщенные знания и умения:

— Умение различать жостовские подносы от других предметов декоративно-прикладного искусства

— Освоение детьми элементов, колорита, композиции.

— Умение создавать выразительные узоры на бумаге; воспитание при этом чувства фор-мы, ритма, симметрии.

4. Развивать художественно-творческие способности в процессе ознакомления с произ-ведениями декоративного искусства

Условиями для наиболее эффективного решения задач явились:

— Комплексный подход к организации занятий

— Знания истории народных промыслов России

— Тематическое построение материала.

— Выбор изобразительного материала детьми

Методы исследования:теоретический метод: изучение литературы, интернет ресурсов

Методы работы с детьми:

игровой приём (внесение подносов, создание сюжета чаепития)

создание проблемной ситуации;

организация самой работы:, сидя за столами;

положительная оценка детских работ;

связь рассматривания изделий народных мастеров с последующим составлением узоров; сравнение двух элементов узора;

использование движения руки в воздухе;

упражнение в начале занятия;

называние элементов узора, действия при его воспроизведении;

неторопливый темп занятия,

предоставление ребёнку для обдумывания ответа; активности детей содействуют пра-вильное ведение диалога (вопрос задаётся всем; отвечающему дается указание говорить громко, ясно, чётко; осуществляется индивидуальный подход к детям с низким уровнем развития речи; контролю за речью отвечающего привлекаются все, дополнение ответов);

оценочные вопросы (Что тебе нравится)

; косвенные приёмы: напоминание, совет, под-сказ, исправление, замечание, реплика.

Предполагаемый результат: дети смогут находить и называть жостовские подносы, рассказать о способе изготовления подносов, элементах росписи, нарисовать простейшие элементы жостовской росписи.

1. подготовительный Разработать проект, создать организационные условия для положительной организации проекта.

-.изучить методическую литературу, опыт рабо-ты,

-посещение сайтов для накопление материала на тему проекта.

-разработка дидактического упражнения «Как получаются подносы»

»

— тонирование бумаги и вырезание силуэтов подносов разных форм

-подготовка фона (силуэт большого подноса)

для заключительной коллективной работы.

2. основной предоставление детям возможности воплотить полученные знания при выполнении работы

-рассматривание иллюстраций, ре-продукции, экс-понатов, альбо-мов, книг

2. практическая работа с детьми.

-Познакомить с историей возникновения промысла.

-Знакомство с типами и формами цветов в жо-стовской росписи

-создание условий для творческого взаимодействия

-Углубление знаний детей по теме будущей работы

-Формирование ярких художествен-ных образов у детей

Дети самостоятельно могут изобра-зить простейшие элементы росписи (цветы)

Подведение итогов про-деланной работы по реа-лизации проекта

-Оформление дет-ских работ.

-организация вы-ставки для детей и родителей.

Анализ детских работ.

Проявление интереса к народной культуре.

Прикреплённые файлы:

Мини-проект «Знакомство детей с образом буквы» Мини-проект «Знакомство детей с образом буквы» Актуальность: Актуальность выбранной темы вызвана тем, что среди дошкольников с речевыми.

Проект «Бабушкины сказки». Приобщаем детей к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский.

Проект для второй младшей группы «Знакомство детей с пальчиковым театром «Пять друзей» Аннотация проекта: данный проект рассчитан на детей 3-4 лет. Проводится с целью изучения пальчиковой игры Предусматривает: 1)изучение сказки.

Проект по познавательному развитию «Знакомство с цифровой лабораторией Наураша» для детей старшей группы Тип проекта: информационно-практико- ориентированный, долгосрочный. Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Цель проекта: создание.

Проект во второй младшей группе «Знакомство детей с русской народной культурой» Тема проекта: «Знакомство детей с русской народной культурой» Вид проекта: краткосрочный Продолжительность: с 04.02.2019г. по 08.02.2019г.

Проект: «Знакомство детей с русским народным творчеством» «Знакомство детей с русским народным творчеством». Подготовила: Данилова Наталья Сергеевна Актуальность темы: «Воспитание, созданное самим.

Проект «Знакомство с космосом» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ПГО «Детский сад № 53» Проект «Знакомство с космосом» Старшая группа Воспитатель.

Проект «Знакомство с писателями» Проект «Знакомство с писателями» Анна МОРОЗ Проект «Знакомство с писателями» Проект средней группы Тема «Знакомство с творчеством писателей».

Среднесрочный проект «Знакомство детей со свойствами воды» 1. Цели, задачи проекта Цели проекта: познакомить детей со свойствами воды, подвести к пониманию того, что без воды не могут жить растения,.

Занятие «Знакомство с жостовским промыслом в средней группе» Занятие «Знакомство с жостовским промыслом в средней группе» Цель: познакомить с декоративном искусством жостовского промысла; рассматривать,.

Источник

Техника выполнения

Традиционная роспись предполагает использование исключительно черного полотна. Для промысла использовали подносы из металла и дерева различной формы: от стандартных прямоугольных до сложных комбинированных.

Рассмотрим весь процесс поэтапно:

Грунтовка

На этапе первичной грунтовки изделия обрабатывают специальным шпаклевочным материалом, шлифуют. Именно сейчас мастер и подбирает фон для базы, который потом невозможно будет изменить.

Замаленок

Это основа орнамента. При помощи разбавленной краски мастер формирует силуэты всех элементов, которые будут присутствовать на рисунке. На данном этапе почти полностью отсутствует импровизационная составляющая, а базу под будущий орнамент задают строго по заранее продуманной схеме.

Тенежка

Тенежка позволяет придать полупрозрачной композиции большую реалистичность. Появляются отчётливые тени, «блики» света и полутона. Цветы становятся объемными, листики и стебельки выглядят более натурально.

Прокладка

Это самый ответственный этап. Слой прокладки позволяет придать букету предельную степень реалистичности, которая и выделяет жостовскую живопись среди остальных художественных промыслов. Задача художника заключается в «уточнении» деталей, высветлении отдельных участков. Мастер задает тон контраста или же «выравнивает» композиции за счет гармоничных переходов.

Бликовка

Свет и объем выстраиваются путем наложения бликов. Букет, как будто попадает под лучи солнца, начинает светиться и блистать. Теперь у композиции появляется особый колорит и настроение.

Чертежка

Это очень интересный этап. Задача мастера заключается в том, что при помощи тонкой кисточки и минимального количества каждый элемент картины прорисовывают, добавляя ему реалистичности. На ягодках появляются семена, в чашках цветов возникают пестики и тычинки, листья, травка и стебли становятся объемными и правдоподобными за счет кружевных дополнений и других сложных акцентов.

(Основные этапы росписи на наглядном рисунке)

И затем…

Привязка

На данном этапе сложную композицию необходимо «вживить» в фон. Для этого мастер использует тонкие стебли «травинки», усики, витиеватые элементы, которые придают еще больше объема полотну и делают всю композицию цельной и завершенной.

Чтобы изделие выглядело законченным, а стиль полностью соответствовал общепринятым канонам, мастера прибегают к «уборке». Это украшение борта подноса различными геометрическими линиями, растительными узорами, цветочными венками. Окантовка может быть и очень скромной, лишь слегка подчеркивая рамки, и весьма богатой, не уступая по своему великолепию центральным фигурам композиции.

Изготовление подноса

Знаменитые подносы делают из листового железа, ковка проводится на механических прессах. Такие возможности связаны с современным этапом изготовления подносов. Прессы могут придать изделиям любую форму.

Популярные формы изготовления: круглая, овальная, гитарная, восьмиугольная, прямоугольная (сибирская), крылатая и комбинированная.

Как делают кованые подносы:

  • ручными ножницами мастер выкраивает скобку из 3-5 металлических карт;

  • с помощью молота и наковальни форму мастер выбивает и вытягивает;

  • край подноса закатывается, а чтобы изделие было прочнее, в нем делается проволочная закладка;

  • мастер выравнивает край молотком.

Затем художники приступают к росписи. Сюжет ее всегда будет эксклюзивным. Каждый фабричный кованый поднос имеет специальный номер, и качество изделия будет обязательно подтверждено сертификатом.

Если поднос делают с помощью штампа и пресс-форм, то в арсенале мастера 32 формы (начиная с А1, и далее по возрастанию). Подносы стандартной формы тоже расписываются вручную. Листы металла сначала кроят на нужного размера заготовки, потом идет вырубка и вытягивание изделия на электропрессе, и далее осуществляется закатка краев.


Заготовку подноса готовят по роспись

Далее идет не менее сложный этап – подготовка под роспись. И сегодня делают знаменитые жостовские подносы по устоявшемуся алгоритму: отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черновой эмали в несколько слоев (каждый слой следует просушить). И только после последующей зачистки начинается сама роспись.

К сожалению, случаи подделки жостовского подноса – не редкость. Подлинник всегда будет увесистым и не прогнется, если поставить на него тяжелую посуду. А еще настоящие подносы зеркальны, в них спокойно можно увидеть собственное отражение. Кривые линии и нечеткая прорисовка на подлинниках также невозможна.

Этапы создания рисунка

Этапы создания жостовского подноса:

  • Замалевка. Выбирают тему композиции и создают наброски букета.
  • Тенежка. Набрасывают тени, цветам придают объем.
  • Прокладка. Тщательно выписываются все элементы композиции.
  • Бликовка. На всех деталях выписывают блики. Создается эффект освещенности букета. Благодаря этому цветы приобретают объем.
  • Чертежка. Для выполнения этого этапа используют кисть. Благодаря такой росписи цветы становится похожими на живые. Мастер делает прожилки на листиках, вырисовывает семена и другие детали растений.
  • Привязка. С помощью стеблей и листиков собирают букет в единую композицию.
  • Уборка краев. Это завершающий этап оформления подноса. Борта изделия украшают различными орнаментами.

Эта сложная техника росписи, которую используют только профессионалы. Для начинающих лучше всего сначала освоить простые картинки, выполненные на листах бумаги.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]